Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста

Захватывающие занятия по математическому развитию дошкольников: каждый ребенок – гений!

Влияние математического развития на умственные способности

В первую очередь, стоит отметить, что умственные способности – это образ мышления. Это логика, навыки дедукции, которые находят своё применение в сравнении, обобщении, систематизации, нахождении схожих или различных признаков, присущих объекту. Это понимание того, как устроен мир, его признаков, принципов, которые можно успешно применять в жизни. Благодаря полноценному пониманию всего происходящего, ребёнок развивается более гармонично, у него увеличивается кругозор, систематизируется и лучше воспринимается новая информация.

Приведем несколько примеров того, какие именно математические задания необходимы для развития ребёнка и что они дают:

Задачи на смекалку. Мы часто видим в школьных учебниках, а также в дополнительных задачниках задания на смекалку

Самое важное, что развивают подобные упражнения — это сообразительность, логичность, гибкость ума. Также они способствуют развитию самостоятельности вашего сына или дочери

Ведь ребёнок на основании собственного опыта и уже имеющихся знаний и умений ищет решение и правильный ответ; 

Задания на сенсорное развитие. Изучение окружающего мира, его признаков и свойств по форме, величине, расположению предметов в пространстве. Очень важно научить маленького ребёнка ощущать, воспринимать и представлять всё многообразие мира не только по количеству, но и по качеству, уметь находить одинаковые свойства предметов, искать различия, группировать предметы по определённому признаку;

Расширение словарного математического запаса. Важно учить дошкольника правильно называть количество предметов не только числами, но и с помощью слов — «поровну», «один», «ни одного», «сколько», «столько же», «больше», «меньше». Также важно знать специальные термины — названия действий, существующих единиц измерения, геометрических фигур. Значение математического развития для умственного развития детей действительно велико и его нельзя не оценить.

Обращаем особое внимание родителей, что таким образом математическое развитие ребёнка влияет не только на ту часть мозга, которая отвечает за логику и точные науки, но и позволяет развиваться в креативных направлениях, в которых очень важно иметь нестандартное мышление, позволяющее находить новые решения

Список литературы

1.
Амонашвили Ш.А. В школу — с шести лет. — М., 2002.

2.
Аникеева Н.Б. Воспитание игрой. — М., 1987.

3.
Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студентов высш.
Пед. учебных заведений. — М.: Изд. центр «Академия», 2005.

4.
Бочек Е.А. Игра-соревнование “Если вместе, если дружно” //Начальная школа,
1999, №1.

5.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 1991.

6.
Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. — Ярославль, 1997.

7.
Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. — М., 2000

8.
Математика от трех до семи / Учебное метадическое пособие для воспитателей
детских садов. — М., 2001.

9.
Новосёлова С.Л. Игра дошкольника. — М., 1999.

10.
Пантина Н.С. Исходные элементы психических структур в раннем детстве. /Вопросы
психологии, №3, 1993.

11.
Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. — М., 1996.

12.
Попова В.И. Игра помогает учиться. //Начальная школа, 1997, №5.

13.
Радугин А.А. Психология и педагогика — Москва, 2000 г.

Сорокина
А.И Дидактические игры в детском саду. — М.,2003.

14.
Сухомлинский В.А. О воспитании. — М., 1985.

15.
Тихоморова Л.Ф Развитие логического мышления детей. — СП., 2004.

16.
Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. — М., 2005.

17.
Щедровицкий Г.П. Методические замечания к педагогическим исследованиям игры. //
Психология и педагогика игры дошкольников. Под.ред.Запорожца — М.,2003

Что делать, если ребенку неинтересно

Если ребенок при каждой попытке обучить его основам математики уходит и скучает, то нужно:

  •  Поменять форму преподнесения материала. Вероятнее всего ваши объяснения слишком сложные для понимания ребенком и не содержат игровых элементов. Дети дошкольного возраста не могут воспринимать информацию в классическом виде урока, им нужно показывать и рассказывать новый материал в ходе игры или развлечения. Сухой текст не воспринимается ребенком. Примените в обучении дидактические игры или попробуйте задействовать в обучении непосредственно ребенка;
  • Проявите интерес к предмету без участия ребенка. Дети младшего возраста интересуются всем, что интересно их родителям. Они любят подражать и копировать взрослых. Если ребенок не проявляет интерес к какому-либо занятию, то попробуйте на глазах у ребенка начать играть с выбранными предметами. Вслух рассказывайте о том, что вы делаете. Показывайте собственную заинтересованность процессом игры. Ребенок увидит ваш интерес и присоединится;
  • В случае, если ребенок все равно быстро теряет интерес к предмету, нужно проверить, не является ли то знание и умение, которое вы хотите ему привить, слишком сложным или легким;
  • Помните о длительности занятий для разного возраста. Если ребенок до 4-х лет потерял интерес к предмету через 5 минут, то это нормально. Так как в этом возрасте ему сложно долго концентрироваться на одном предмете.
  • Попробуйте вводить в занятие по одному элементу за раз. Для детей 5-7 лет длительность занятий не должна превышать 30 минут.
  • Не стоит расстраиваться, если ребенок не захочет заниматься в конкретный день. Нужно попробовать привлечь его к обучению спустя некоторое время.

Главное, помнить:

  1. Материал должен быть адаптирован к возрасту ребенка;
  2. Родитель должен проявлять интерес к материалу и результатам ребенка;
  3. Ребенок должен быть готов к занятию.

Ментальная арифметика для формирования математического развития у детей

Главная отличительная черта ментальной арифметики заключается в том, что у ребёнка в процессе решения задач используются и развиваются сразу оба полушария мозга, что способствует не только гармоничному развитию, но и раскрыванию всего потенциала мозга. При работе используется мелкая моторика, пространственное мышление, логика, причинно-следственные связи, открывается предрасположенность к творчеству. Дошкольник не только пытается на бумаге придумать решение, но и видит его в физическом виде. Как следствие, лучше понимает сам принцип того, как строится задача. Это для него визуально понятно и запоминается намного лучше.

Занятия ментальной арифметикой в AMAKids с помощью устного счета, классических древних японских счетов абакуса и уникальной современной онлайн-платформы дают потрясающие результаты

Уже в течение первых двух месяцев обучения родители начинают отмечать, что дети не только быстро и правильно считают в уме, но и приобретают уверенность в себе, быстрее выполняют домашние задания, у них отлично развиваются память и внимание

Как ментальная арифметика в AMAKids может помочь вашему дошкольнику, и как именно нужно тренироваться, вам с удовольствием расскажут тренеры и руководители центров. В 14 странах мира работает более чем 800 центров, поэтому приглашаем всех желающих попробовать нашу уникальную методику и убедиться в ее качестве и эффективности. Первое пробное занятие бесплатно!

Математические способности, как и любые другие, можно развивать

К счастью, врождённые способности не ограничивают нас. Чтобы доказать этот факт, психолог Элизабет Брэннон и её коллега Джунку Парк продолжили исследование, но уже со взрослыми участниками. 52 людям нужно было решить математические примеры. Затем участников поделили на группы: тренировочную и контрольную. Первая прошла подготовку: с ними провели с десяток подготовительных упражнений. Вторая группа не практиковалась. Затем все участники вновь выполнили арифметические задания. Оказалась, что тренировочная группа справилась лучше, чем контрольная.

Поэтому мало иметь талант, нужно его правильно использовать и развивать. Приведём пример из жизни двух студентов N-ного вуза Беларуси. Один разбирается в программировании отлично, ведь участвовал в олимпиадах по информатике, знает назубок физику и математику. Второй — значительно слабее. Первому всё даётся легко и он не прикладывает усилий, чтобы развиваться. А второй усердно учится и практикуется. В итоге к выпускному курсу второй студент может развить свои способности до уровня бывшего олимпиадника или даже выше. Вывод прост: век живи — век развивайся.


Приходите заниматься в IT-школу АдукарУ нас есть курсы программирования и робототехники. Погружаемся в информационные технологии, создаём и тестируем игры. На занятиях дети тренируют память, развивают природную любознательность и учатся учиться.

Математические способности врождённые или их можно развивать?

Вопрос до сих пор актуален в научном кругу. Наверняка вы не раз видели прирождённых математиков, которым решить логарифмическое неравенство— что булочки в магазине посчитать. И некоторые научные исследования подтверждают природность математических способностей. К примеру, в 2013 году психолог Элизабет Брэннон и её коллеги из Университета Дьюка и Университета Джонса Хопкинса опубликовали результаты своего исследования.

В ходе эксперимента учёные работали с 48 детьми. На первом этапе, когда малышам было шесть месяцев, учёные показывали карточки с изображёнными на них простыми предметами. Способность ещё не умеющих считать малышей определить количество предметов психологи объясняли тем, насколько долго детки задерживали взгляд на карточке. Через три года, на втором этапе эксперимента, учёные вновь протестировали математические способности уже подросших ребят. Проверяли, знают ли малыши цифры и как им даётся счёт до десяти. Оказалось, что дети, которые успешно справились с заданием в полгода, разбирались в математике лучше других. Это дало учёным право сделать вывод, что математические способности — это врождённая особенность.

Ксения Несютина, автор книг для развития мышления и творческого воображения, делится мнением, как развить математические способности у ребёнка: «На самом деле, дети-гуманитарии отличаются от детей-математиков только тем, что первые бросают думать тут же, если только стало чуть сложнее, а вторые думают чуть дольше. Школу нельзя воспринимать как-то единственное место, куда отведёшь ребёнка — и пусть его научат. Ответственность за образование детей лежит на родителях»

Каким образом формируются математические способности

Все способности, в том числе и математические, не являются предопределенным навыком. Они формируются и развиваются через обучение и закрепляются практикой

Поэтому важно не только развить ту или иную способность, но и совершенствовать ее путем практических упражнений, доводя до автоматизма

Любая способность проходит несколько этапов в своем развитии:

  1. Познание. Ребенок знакомится с предметом и узнает необходимый материал;
  2. Применение. Применяет новые знания в самостоятельной игре;
  3. Закрепление. Возвращается к занятиям и повторяет ранее изученное;
  4. Применение. Использование закрепленного материала при самостоятельной игре;
  5. Расширение. Происходит расширение знания о предмете или способности;
  6. Применение. Ребенок дополняет самостоятельную игру новым знанием;
  7. Адаптация. Знание переносится из игровой ситуации в жизнь.

Любое новое знание должно пройти несколько раз через этап применения. Давайте ребенку возможность использовать полученные данные в самостоятельной игре. Детям нужно некоторое время, чтобы осмыслить и закрепить каждое незначительное изменение в знаниях.

В случае, если ребенок не сможет через самостоятельную игру усвоить полученный навык или знание, высока вероятность того, что оно не будет закреплено. Поэтому после каждого занятия отпускайте малыша поиграть или отвлекитесь, поиграйте с ним. Во время игры покажите, как использовать новые знания.

Что умеют делать малыши в три-четыре года по части математики?

По оценкам педагогов и воспитателей, ребёнок при поступлении в сад (три-четыре года) должен уметь:

1. Считать до трёх и показывать соответствующее количество пальчиков на руке.

2. Понимать противоположности: один — много, далеко — близко, высокий — низкий и т. д.

3. Различать основные цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный).

4. Ориентироваться в основных геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник).

5. Уметь сравнивать предметы по размерам, цвету, форме.

6. Желательно уметь подбирать пару к предмету по определённому признаку.

Научить малыша таким умственным процессам несложно: существует много книг, развивающих игрушек, да и бытовые предметы тоже сгодятся. Просто нужно знать, как это всё использовать для обучения.

Особенности организации математических занятий дошкольников

Формирование математических способностей, развитие логики осуществляется в образовательном процессе ДОУ в двух направлениях деятельности:

  1. Специально организованные математические занятия. Они проводятся раз в неделю и охватывают временной период от 15 минут в младшей группе до 30-40 минут в подготовительной.
  2. Включение математического компонента в иные виды деятельности дошкольников. Математические понятия могут быть усвоены в ходе режимных моментов, во время игровой, трудовой, творческой деятельности детей. Все в мире функционирует по законам математики. Потому, можно легко познавать эту науку в повседневной жизнедеятельности.

На занятиях по математике работа организуется в индивидуальной или групповой форме. Также, могут быть организованы задания для всего коллектива.

Групповые формы работы являются одним из самых продуктивных вариантов организации математического обучения детей. Они позволяют объединить детей со сходным уровнем интеллектуального развития, логическим мышлением и подбирать для них задания оптимальной сложности. Работа в команде объединяет детей, мотивирует их к деятельности, достижению единой цели.

При организации математических занятий необходимо соблюдать ряд условий:

  1. Рациональность нагрузки. Необходимо выбирать темп работы и задания, отвечающие возрастным особенностям развития дошкольников.
  2. Проведение занятий в игровой форме.
  3. Чередование интеллектуальной работы с отдыхом (физкультминутки, дыхательная гимнастика и т.д.)
  4. Мотивация к деятельности в начале занятия. Для этого, могут быть использованы стишки, сказки, песни, загадки и иной материал, позволяющий расслабить детей и сформировать у них интерес к математической деятельности.

Элементарные математические представления дошкольников

Итак, способности к математике выходят далеко за рамки арифметики и развиваются на основе мыслительных операций. Но, как слово является основой речи, так и в математике существуют элементарные представления, без которых говорить о развитии бессмысленно.

Малышей необходимо обучать счету, знакомить с количественными соотношениями, расширять познания геометрических фигур. К концу дошкольного возраста ребенок должен иметь базовые математические представления:

  1. Знать все цифры от 0 до 9 и узнавать их в любой форме написания.
  2. Считать от 1 до 10, как в прямом, так и обратном порядке (начиная с любой цифры).
  3. Иметь представление о простых порядковых числительных и уметь ими оперировать.
  4. Выполнять операции сложения и вычитания в пределах 10.
  5. Уметь уравнивать количество предметов в двух наборах (В одной корзинке 5 яблок, в другой – 7 груш. Что нужно сделать, чтобы фруктов в корзинках было поровну?).
  6. Знать основные геометрические фигуры и называть отличающие их признаки.
  7. Оперировать количественными соотношениями «больше-меньше», «дальше-ближе».
  8. Оперировать простыми качественными соотношениями: самый большой, самый маленький, самый низкий и пр.
  9. Понимать сложные отношения: «больше, чем самый маленький, но меньше других», «впереди и выше других» и пр.
  10. Уметь выявлять лишний объект, не подходящий к группе остальных.
  11. Выстраивать простые ряды по возрастанию и убыванию (На кубиках изображены точки в количестве 3, 5, 7, 8. Расставить кубики так, чтобы количество точек на каждом последующем уменьшалось).
  12. Находить соответствующее место объекта с числовым признаком (На примере предыдущего задания: расставлены кубики с точками 3, 5 и 8. Куда поставить кубик с 7 точками?).

Этот математический «багаж» предстоит накопить ребенку до поступления в школу. Перечисленные представления относятся к элементарным. Без них изучать математику невозможно.

Среди базовых умений есть совершенно простые, которые доступны уже в 3-4 года, но есть и такие (9-12 пункты), которые используют простейший анализ, сравнение, обобщение. Им предстоит сформироваться в процессе игровых занятий в старшем дошкольном возрасте.

Перечень элементарных представлений можно использовать для выявления математических способностей дошкольников. Предложив ребенку выполнить задание, соответствующее каждому пункту, определяют, какие умения уже сформированы, а над какими нужно поработать.

Развиваем математические способности ребенка в игре

Выполнение заданий с математическим уклоном особенно полезно для детей, так как развивает интеллектуальные способности. Ценность состоит не только в накапливании математических представлений и навыков, но и в том, что происходит общее умственное развитие дошкольника.

В практической психологии выделяют три категории игровых занятий, направленных на развитие отдельных компонентов математических способностей.

  1. Упражнения на определение свойств предметов, выявление объектов по обозначенному признаку (аналитико-синтетические способности).
  2. Игры на сопоставление различных свойств, выявление существенных признаков, абстрагирование от второстепенных, обобщение.
  3. Игры на развитие логических умозаключений на основе мыслительных операций.

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста должно осуществляться исключительно в игровой форме.

Упражнения на развитие анализа и синтеза

1.По-порядку становись! Игра на упорядочение объектов по размеру. Подготовить 10 одноцветных полосок из картона одинаковой ширины и различной длины и разложить их хаотично перед дошкольником.

Инструкция: «Расставь «спортсменов» по росту от самого низкого до самого высокого». Если ребенок затрудняется с выбором полоски, предложите «спортсменам» мериться ростом.

После выполнения задания предложите ребенку отвернуться и поменяйте местами некоторые полоски. Дошкольнику предстоит вернуть «хулиганов» на свои места.

2.Сложи квадрат. Подготовьте два набора треугольников. 1-ый – один большой треугольник и два маленьких; 2-ой – 4 одинаковых маленьких. Предложите ребенку сначала сложить квадрат из трех деталей, затем из четырех.

Рисунок 1.

Если дошкольник на составление второго квадрата затрачивает меньше времени, значит, пришло понимание. Способные дети справляются с каждым из этих заданий менее чем за 20 секунд.

Упражнения на абстрагирование и обобщение

1.Четвертый лишний. Понадобится набор карточек, на которых изображены четыре предмета. На каждой карточке три объекта должны быть связаны между собой существенным признаком.

Инструкция: «Найди, что на картинке лишнее. Что не подходит ко всем остальным и почему?».

Рисунок 2.

Такие упражнения стоит начинать с простых групп объектов и постепенно усложнять. Например, карточку с изображением стола, стула, чайника и дивана – можно применять в занятиях с 4-летними детьми, а наборы с геометрическими фигурами предлагать старшим дошкольникам.

2.Построй заборчик. Необходимо подготовить не менее 20 полосок равной длины и ширины, или счетные палочки двух цветов. Для примера: синего цвета – С, и красного – К.

Инструкция: «Давай построим красивый заборчик, где чередуются цвета. Первой будет синяя палочка, за ней – красная, далее… (продолжаем выкладывать палочки в последовательности СКССККСК). А теперь ты продолжи строить забор, чтобы был такой же узор».

В случае затруднения обращать внимание ребенка на ритм чередования цветов. Упражнение можно выполнять несколько раз с различным ритмом узора

Логико-математические игры

1.Мы едем-едем-едем. Необходимо подобрать 10-12 прямоугольных картинок с изображением хорошо знакомых ребенку предметов. Играет ребенок в паре с взрослым.

Инструкция: «Сейчас мы составим поезд из вагончиков, которые будут прочно между собой связаны важным признаком. В моем вагончике будет чашка (кладет первую картинку), а чтобы твой вагончик присоединился, можно выбрать картинку с изображением ложки. Чашка и ложка связаны, потому что это посуда. Я дополню наш поезд картинкой с совочком, так как совочек и ложка имеют похожую форму и т.д.»

Поезд готов отправиться в путь, если все картинки нашли свое место. Можно смешать картинки и вновь начать игру, находя новые взаимосвязи.

2.Почини коврик. Задания на поиск подходящей «заплатки» для коврика вызывают живой интерес у дошкольников разного возраста. Для проведения игры необходимо изготовить несколько картинок, на которых изображен коврик с вырезанным кругом или прямоугольником. Отдельно необходимо изобразить варианты «заплаток» с характерным узором, среди которых ребенку придется найти подходящий для коврика.

Начинать выполнять задания необходимо с цветовых оттенков коврика. Далее предлагать карточки с простыми узорами ковриков, и по мере развития навыков логического выбора, усложнять задания по образцу теста Равена.

Рисунок 3.

«Починка» коврика развивает одновременно ряд важных аспектов: наглядно-образные представления, мыслительные операции, способность к воссозданию целого.

Что должны включать занятия по математическому развитию дошкольников?

Простейшие занятия по математическому развитию дошкольников можно начинать уже с трех лет

Задания должны захватывать ребенка, подаваться в игровой форме, в стихах или с помощью загадок или скороговорок.  Нужно обращать внимание на то, как ведет себя ребенок во время занятий, какие задачи ему наиболее интересны.  Не игнорируйте ребенка, если он отвлекается или теряет интерес.  Малыши трех-четырех лет не умеют достаточно долго удерживать внимание на одном виде деятельности.  Помните, что ваша задача не заставлять ребенка, а именно заинтересовать.
Не перегружайте ребенка письменными заданиями и примерами, написанием цифр в тетради. Лучше всего, если вы будете задавать ему различные задачи на смекалку, головоломки, а также задачи на логическое мышление

Причем включать в обучение можно все, что вы видите вокруг: предметы на кухне, предметы одного цвета, стоимости товаров в магазине. Развитие математического восприятия детей должно быть с помощью простых, доступных и наглядных примеров из жизни. Тогда ваш дошкольник будет считать все вокруг с удовольствием.
Лепите и конструируйте вместе с малышом объемные тела, изучая таким образом геометрические фигуры и знакомясь с понятием «объема». Предложите поиграть ему в игру и поискать вместе с ним, где в обычной жизни встречаются эти фигуры.
Учите малыша измерять величины, показывая, что измерению поддается все, только различными способами: жидкости — мерным стаканчиком, палочка — линейкой, группу предметов можно сосчитать, используя яркие счетные палочки и т. д.
Высокую эффективность демонстрируют занятия по программе ментальной арифметики. В детском центре «Амакидс» ею рекомендуют начинать заниматься перед школой, начиная с 5–6 лет. Для того чтобы приступить к обучению, не нужны специальные знания и умение писать цифры, главное, чтобы ребенок умел считать до 10.

 

Развитие логического мышления дошкольников

Логическое мышление – это разновидность мыслительной деятельности, связанная с оперированием логическими понятиями, навыками рассуждать и доказывать, обосновывать свою точку зрения.

Логическое мышление является залогом математического развития ребенка. Он может не владеть полным объемом математической информации, не уметь считать, совершать вычислительные операции, но, если он обладает навыками логического мышления, то постижение математической науки и ее законов.

Логику нужно активно развивать. Если логическому мышлению не уделять должного внимания в образовательном процессе ДОУ, то его формирование останется у ребенка на том уроне, который заложен в нем с рождения. При том, что логическое мышление восприимчиво к внешнему воздействию и активно развивается в результате него.

Логическое мышление дошкольников формируется посредством включения в образовательную программу логических задач. Они носят занимательный характер и имеют математическое содержание.

Логические задачи используются в игровой форме. В него закладываются элементы проблемности, которые побуждают к творческому поиску и формируют познавательную заинтересованность дошкольника.

Рисунок 2. Логико-математические игры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Игровая деятельность формирует у детей не только навыки анализировать, сопоставлять, сравнивать, аргументировать, но и активно воздействует на волевую сферу организма, развивает память, внимание, включает воображение, формирует пространственную координацию и точность деятельности. Таким образом, логическое мышление требует активного развития на этапе дошкольного обучения

Если уделить его формированию должного внимания, то проблем с познанием математической науки, на начальном этапе школьного обучения, точно не будет

Таким образом, логическое мышление требует активного развития на этапе дошкольного обучения. Если уделить его формированию должного внимания, то проблем с познанием математической науки, на начальном этапе школьного обучения, точно не будет.

Приложение

Упражнения
на развитие математических способностей для детей пяти — семи лет

Упражнение
1

Материал:
набор фигур — пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и
маленький), маленький красный квадрат).

Задание:
«Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат) Объясни почему.
(Все остальные — круги) «.

Упражнение
2

Материал:
тот же, что к упражнению 1, но без квадрата.

Задание:
«Оставшиеся круги раздели на две группы. Объясни, почему так разделил. (По
цвету, по размеру)».

Упражнение
3

Материал:
тот же и карточки с цифрами 2 и 3.

Задание:
«Что на кругах означает число 2? (Два больших круга, два зеленых круга.)
Число 3? (Три синих круга, три маленьких круга) «.

Упражнение
4

Материал:
тот же и дидактический набор (набор пластиковых фигурок: цветные квадраты,
круги и треугольники).

Задание:
«Вспомни, какого цвета был квадрат, который мы убрали? (Красного.) Открой
коробочку «Дидактический набор». Найди красный квадрат. Какого цвета
еще есть квадраты? Возьми столько квадратов, сколько кругов (см. упражнения 2,
3). Сколько квадратов? (Пять.) Можно сложить из них один большой квадрат?
(Нет.) Добавь столько квадратов, сколько нужно. Сколько ты добавил квадратов?
(Четыре.) Сколько их теперь? (Девять.)».

Упражнение
5

Материал:
изображения двух яблок маленькое желтое и большое красное. У ребенка набор
фигур: треугольник синий, квадрат красный, круг маленький зеленый, круг большой
желтый, треугольник красный, квадрат желтый.

Задание:
«Найди среди своих фигур похожую на яблоко». Взрослый по очереди
предлагает рассмотреть каждое изображение яблока. Ребенок подбирает похожую
фигуру, выбирая основание для сравнения: цвет, форма. «Какую фигурку можно
назвать похожей на оба яблока? (Круги. Они похожи на яблоки формой.)».

Упражнение
6

Материал:
тот же и набор карточек с цифрами от 1 до 9.

Задание:
«Отложи направо все желтые фигуры. Какое число подходит к этой группе?
Почему 2? (Две фигуры.) Какую другую группу можно подобрать к этому числу?
(Треугольник синий и красный — их два; две красные фигуры, два круга; два
квадрата — разбираются все варианты.)». Ребенок составляет группы, с
помощью рамки-трафарета зарисовывает и закрашивает их, затем подписывает под
каждой группой цифру 2. «Возьми все синие фигуры. Сколько их? (Одна.)
Сколько здесь всего цветов? (Четыре.) Фигур? (Шесть.)».

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://revolution.allbest.ru/

Как формируются математические способности у детей дошкольного возраста?

Математическое развитие детей дошкольного возраста – это то, чему нужно уделять особое внимание. Не стоит думать, что математические способности подразумевают под собой только умение быстро и точно считать

Это заблуждение. Математические способности включают в себя целый комплекс умений, направленных и на творческий подход, и логику, и счет.

Быстрота подсчета, способность запоминать большой массив цифр и данных не являются подлинными математическими способностями, так как даже медленный и обстоятельный ребенок, который вдумчиво занимается, может успешно постигать математику.

К математическим способностям относится:

  1. Способность обобщения математического материала.
  2. Умение видеть общее у разных вещей.
  3. Пользоваться цифрами и знаками.
  4. Логическое мышление.
  5. Умение ребенка мыслить абстрактными структурами.

Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: