Занятия и упражнения для средней школы и подросткового возраста
С 10-12 лет в занятиях по развитию интеллекта можно делать упор на соперничество или на развлекательно-игровую форму времяпровождения с пользой для ума и для настроения.
Пожалуй, лучшие варианты ответа любому родителю на вопрос о том, как развить интеллект у школьника:
- олимпиады и конкурсы (настоящие и «игровые», в школе и дома между друзьями);
- развлекательные состязания по решению логических задач;
- семейные, дружеские и официальные шахматные турниры;
- совместное решение судоку, разгадывание кроссвордов;
- отгадывание ребусов, логических загадок, задач и головоломок на логику и смекалку и многое другое.
По итогу прохождения курса развития логического мышления и интеллекта и 10-12-летний ребенок будет не только способен решить столь сложные задачи, которые могут оказаться не под силу и многим взрослым, но и по многим аспектам интеллектуального развития будет на две головы выше своих менее целеустремленных сверстников.
Игры и упражнения для развития интеллекта у дошкольников
- Узор из мозаики или палочек: предложите ребенку выложить цифру, узор или фигуру из мозаики или палочек по образцу.
- «Лабиринт»: предложите ребенку найти выход из лабиринта и выбрать правильный путь, например, как тут:
- «Назови предмет»: подготовьте картинки, на которых будут изображены предметы с замаскированными частями (например, чайник без носика или сумка без ручки), и предложите ребенку угадать то, что изображено на рисунке.
- «Зачеркни»: подготовьте таблицу с разными изображениями (например, деревьями разных пород), и предложите ребенку зачеркнуть предметы одного вида (например, все березы) или посчитать количество представителей каждого вида. Вот пример такой таблицы со сладостями:
- «Разведчик»: подготовьте сюжетную картинку средней сложности с большим количеством деталей. Предложите ребенку внимательно ее изучить, а затем уберите рисунок и задайте вопросы по его содержанию.
- «Ритм»: простучите легкую мелодию на твердой поверхности, и предложите ребенку воспроизвести ее.
- «Съедобное-несъедобное»: возьмите в руки мяч и кидайте его ребенку, при этом называя съедобный или несъедобный предмет. Ребенок должен определить, к какой категории он относится: если предмет несъедобный, ребенок отбивает мяч, если съедобный — ловит.
- «Ухо-нос»: ребенок слушает команду «Ухо» и дотрагивается до уха. «Нос» — дотрагивается до носа. Выполняйте задание вместе с ним, а затем умышленно допускайте ошибки: ребенок должен быть внимательным и принимать решения самостоятельно, не смотря на вас и не повторяя ошибок.
- «Составь предложение»: упражнение заключается в составлении ряда определений к существительному. Составьте простое предложение и попросите ребенка его повторить, при этом добавив свое определение. Например: «Это была веселая девочка…»; «Это была веселая девочка в синем платье…»; «Это была весела девочка в синем платье и красных туфельках…». Упражнение тренирует память и внимательность.
- «Что изменилось?»: разложите на столе несколько игрушек. Предложите ребенку внимательно их рассмотреть и запомнить. Затем попросите его отвернуться и либо добавьте одну игрушку, либо уберите другую, либо поменяйте местами. Попросите ребенка ответить, что изменилось.
Мы рассмотрели несколько игр и упражнений, способствующих развитию интеллекта у дошкольников. Теперь расскажем о заданиях для тех ребят, которые уже учатся в школе.
Как интеллект влияет на жизнь?
Обсуждения вокруг коэффициента интеллекта (IQ) часто очень бурные. Иметь IQ 120 хотят все (кстати, максимум среди зарегистрированных результатов равен 250-300). Но у большинства людей взрослого (и даже пожилого) возраста он составляет около 100. Люди, у которых уровень интеллекта меньше, считаются глупыми. Общественность часто воспринимает IQ неправильно. Знаете ли вы, что один не именуемый, но всемирно известный режиссер с репутацией гения в своей области, в тесте IQ достиг среднего результата? Объяснение простое. В своей работе режиссер использует совершенно иные навыки, которые тест не учитывает. Например, творчество и общение.
Альберт Эйнштейн, величайший гений человечества, имел посредственные знания в области французского языка. Следовательно, высокий уровень IQ не гарантирует успехов или счастья в жизни. Фактически, одинаково успешными могут быть люди с любым IQ, поэтому уровень интеллекта на качество жизни влияет менее, чем мы склонный считать.
Упражнения для развития интеллекта у школьников начальных классов
- «Аппликация»: подготовьте несколько фигур и деталей, вырезанных из бумаги, и предложите ребенку собрать из них какую-нибудь фигуру или необычную картину.
- «Ассоциации»: предложите ребенку из трех разных слов составить одно связное предложение. Слова могут быть абсолютно разные — чем меньше они связаны, тем интереснее игра. Например: дождь, телевизор, девочка; машина, пешеходный переход, музыка; телефон, папа, директор школы.
- «Придумай новую сказку»: предложите ребенку изменить конец знакомых сказок и сочинить свой вариант. Например, «Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил…».
- «Найди все предметы»: покажите ребенку несколько картинок с контурным изображением предметов, наложенных друг на друга. Он должен правильно указать все предметы. Посмотрите, как это выглядит:
«Найди отличия»: подберите два предметных изображения, которые похожи друг на друга. Они должны иметь несколько мелких отличий. Попросите ребенка изучить картинки и найти их. Вот пример
Сегодня мы разобрали несколько типов упражнений и игр для детей разных возрастов. Эти задания помогут в развитии всех видов интеллектуальных способностей. Хотите еще больше — приходите в Умназию и тренируйте интеллект с нами! У нас более трех тысяч авторских задач, стимулирующих развитие пяти основных навыков: внимания, памяти, логики, эрудиции и обучаемости. Не откладывайте интеллект на завтра и занимайтесь в Умназии!
Тренажер — это база из 4000 задач, разработанных специально для развития навыков мышления учеников 1-4 классов
Чтобы приступить к раскрытию темы развития интеллекта у детей, следует понять суть самого определения. Интеллект означает ощущения, восприятие, понимание, качества психики и способность адаптации к возникающим жизненным ситуациям, а также умение использовать свои знания для управления окружающей средой.
Стадии развития интеллекта по Жану Пиаже
По мнению Ж. Пиаже центральным стержнем развития психики ребенка является интеллект. В процессе развития у ребенка формируется с каждым разом все более адекватная схема происходящей вокруг него ситуации. Все это способствует тому, что в процессе взаимодействия с окружающей средой ребенок постепенно к ней адаптируется. Во время данного процесса он начинает постепенно понимает определенные жизненные законы, действующие в мире людей и вещей.
Замечание 1
Каждый этап развития интеллекта характеризуется рядом типичных ошибок мышления (ограничениями).
Ж. Пиаже разработал концепцию, в соответствии с которой развитие интеллекта ребенка проходит несколько последовательных стадий, каждая из которых объясняет его развитие как непрерывный процесс.
Для того, чтобы интеллект был развит полноценно, прохождение данных стадий обязательно. Последовательность прохождения стадий – неизменяемая и стабильная, а процесс перехода от одной этапа к другой – незаметен. Каждая стадия характеризуется тем, что ребенок приобретает все более сложные познавательные способности.
В том случае, если у ребенка переход из одной стадии в другую происходит не так как у других, то в этом случае нельзя говорить о каком-то отклонении в развитии, просто данный ребенок развивается несколько иначе и стадии у него проходят в индивидуальном темпе.
Важным в прохождении стадий является не то, во сколько лет наступает каждая из них, а их последовательность. Например, абстрактное мышление развивается только после того как ребенок выучил все конкретные предметы.
Замечание 2
Изначально Ж. Пиаже предполагал, что на развитие ребенка оказывает влияние внешняя среда и родители. Однако в последующем он понял и доказал, что как бы родители не поощряли и «торопили» развитие ребенка, он не будет развиваться в нужном им темпе и направлении, пока у него не наступит необходимая психологическая и физическая готовность.
Критика учения Пиаже
Хотя изначально классификация была воспринята как революция в сфере изучения умственного развития детей, позже некоторые тезисы опровергли. Изначальную теорию доработали, усовершенствовали, внесли в нее новые положения.
Пиаже полагал, что ко взрослому возрасту мышление развивается максимально. По этой причине в его системе стадия формальных операций становится последней.
Более поздние исследования помогли доказать существование нейропластичности, свойства головного мозга, позволяющего и взрослым людям учиться, расширять кругозор. Чаще всего человек продолжает приобретать новые навыки до конца жизни.
Пиаже недооценивал детей дошкольного и младшего школьного возраста. Так, важные умения они приобретают раньше, чем указывал психолог.
Пиаже говорил о стадии формальных операций как о высшей степени развития. Но позже ученые выделили еще постформальный этап. Человек приобретает способность к контролю над личными эмоциональными переживаниями, вступая во взаимодействие с объектами внешней среды. На заряженные ситуации отвечает не импульсивно, повинуясь аффектам, но осознанно, проанализировав последствия своих поступков.
Виды интеллекта у детей
- языковой – возможность использовать язык для убеждения других людей, умение применять речь для запоминания, объяснения информации, способность контролировать свою деятельность, думать о себе самом;
- музыкальный – способность восприятия мелодий, ритмов, тонов;
- логико-математический – область логики и научного – исследовательского – мышления (от объектов к утверждениям, от деятельности к отношениям, от абстракции к конкретным образам);
- пространственный – способность трансформировать и изменять первоначальные восприятия, формировать из собственного визуального опыта новые идеи (креативность);
- телесно-двигательный – способность подвижности, умение двигаться плавно с минимальным прерыванием после обработки входящих стимулов (спорт, танцы, актерство, мануальные навыки);
Факторы интеллектуального развития
Умственное развитие ребёнка зависит от определённых факторов:
1. Генетические факторы. Имеется ввиду та наследственность, которую ребёнок получает от родителей при рождении. От этих факторов немало зависит уровень, качество и направление интеллектуального развития ребёнка.
2. Факторы, которые возникают во время беременности матери. То, какой образ жизни был у беременной, отражается на умственном развитии ребёнка. К примеру, задержке умственно развития будущего ребёнка могут влиять:
- неполноценное питание
- недостаток йода в организме матери
- болезни во время беременности
- приём лекарственных средств
- употребление алкоголя, наркотических веществ, табакокурение.
3. Факторы внешней среды. Нарушения в умственной деятельности малышей могут возникнуть вследствие:
- плохого питания детей
- недостатка общения
- ограничения двигательной и познавательной активности
- неполной семьи.
4. Фактор многодетной семьи. Исследования показали, что первенцы более умственно развиты в отличие от остальных детей в семье. Однако в многодетных семьях дети лучше развиваются в социальном плане: они легко приобретают навыки общения и быстрее адаптируются в обществе.5. Фактор социального положения семьи. Дети из очень бедных семей не всегда радуют своей школьной успеваемостью родителей.6. Фактор влияния школы. В большинстве общеобразовательных школ учителя до сих пор считают хорошим такого ученика, который спокоен, отвечает на вопросы так, как от него требуется, ничего не делает без спросу. Этим характеристикам не соответствуют дети с высоким творческим потенциалом: те, которые проявляют нестандартный подход к решению заданий. Только индивидуальный и личностно-ориентированный подходы к образованию будут стимулировать умственное развитие детей в школе сегодня.7. Фактор личностных качеств ребёнка. На развитие умственных способностей влияет и то, каким характером и темпераментом обладает ребёнок. Вдумчивые дети внимательны к выполнению сложных задач, однако они не уверенны в себе и боятся неудач. Легковозбудимые дети несколько поверхностны, но способны спонтанно проявлять творческие импульсы.8. Фактор личностных качеств родителей. Хорошо, когда родители интеллектуально развиты, успешны, уверенны в себе, любят свою работу: в таких условиях дети быстрее развиваются. Однако это не главное условие для того, чтобы вырастить умного ребёнка. Главное в воспитании — забота родителей и вера в силы детей.
Публикация «Рекомендации для родителей по развитию интеллектуальной сферы детей» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
2. Предлагайте ребёнку задания, различные игры на развитие внимания, памяти, мышления, восприятия. ( Используйте сенсорное описание предметов по двум признакам: Какой квадрат?- красный, маленький или желтый, большой. Апельсин какой?- круглый, оранжевый. Дождь какой?- холодный, мокрый, прозрачный, без запаха и тд. Для детей этого возраста главным является восприятие формы – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; цвета – все основные и комбинированные: розовый, серый, голубой; размера – большой, маленький; времени – времена года, части суток).
3. Для развития мелкой моторики у ребёнка, можно использовать:
Пальчиковая гимнастика (смотрите литературу в книжных магазинах);
Массаж пальцев, рук, шеи;
Шнуровка (любая);
Бусы (нанизываем на леску);
Кнопки, пуговицы (застегиваем);
Пластилин (катаем шары, колбаски, вытягиваем, различные манипуляции);
Соленое тесто (1/1- соль, мука, вода);
Обрывание бумаги;
Горох, фасоль (перебираем);
«Ищем игрушки» — горох с киндерами;
Счёты (массаж ладоней рук);
Суджок (массажор для рук и пальцев, продается в аптеке);
Катание мяча, то правой, то левой рукой по часовой и против часовой стрелки;
Наматывание нитки на клубок, катушку;
Счетные палочки (выкладываем различные узоры, фигуры);
Мелкий конструктор;
Развитие графических навыков (гибкость, плавность кисти руки) – штриховки, обведение по точкам предметов, гибких линий, завитков
При письме, рисовании, обращайте внимание на правильный захват карандаша в руке, используйте мягкие простые карандаши
4. Развитие речи ребенка – речевые игры и упражнения, артикуляционная гимнастика, составление рассказов по сюжетным картинкам. Смотрите приложение.
5. Организуйте совместную деятельность с ребёнком, например это может быть разного рода художественно-творческая деятельность (совместное раскрашивание, лепка, аппликация, ручной труд (поделки, подарки, открытки, изготовление различных театров и их обыгрывание, чтение художественной литературы, пересказ прочитанного. Родитель – как организатор, сотрудник, помощник.
6. Также развивайте у ребенка способность к обобщению и классификации. Н-р. : ложка, вилка, тарелка, кастрюля, нож – Что это, назови одним словом – посуда; яблоко, груша, банан, мандарин (Назови одним словом) — это все фрукты; и тд. ; или ложка, вилка, тарелка, стул – Что лишнее?- стул, Почему? Также для детей этого возраста главным является восприятие формы – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; цвета – все основные и комбинированные: розовый, серый, голубой, коричневый, фиолетовый, оранжевый; времени – времена года и их признаки (зима, лето, осень, весна, части суток (утро, день, вечер, ночь).
С 11–12 до 14–15 лет
Третий этап развития называется стадией формальных операций. Достигнув этой ступени развития, ребенок способен совершать мыслительные операции, не используя какие-либо опоры, то есть у него начинает развиваться абстрактное мышление. Если в более раннем возрасте дети могут мыслить лишь конкретными категориями и полагаться только на предыдущий опыт, то на стадии формальных операций они уже способны полноценно анализировать последствия своих действий и оценивать предполагаемые результаты с разных точек зрения.
Начиная с возраста 11–12 лет, у ребенка формируются логическое мышление, умение делать дедуктивные умозаключения и способность выдвигать гипотезы. Кроме того, в этот период он уже способен систематизировано планировать собственную деятельность.
Развитие эмоционального интеллекта у детей
Есть ещё одна очень важная грань развития личности — умение понимать себя, свои чувства, эмоции, строить отношения с окружающим миром. Развитие эмоционального интеллекта у детей — это система методик, способствующая развитию таких знаний и пониманий. Как часто не только дети, но и взрослые не умеют справляться со своими эмоциями, впадают в отчаяние, а бывает — и в затяжные депрессии. Оказывается все эти моменты регуляции эмоций закладываются ещё в детские годы.
Современные методики считают, что эмоции нужно не исключать силой воли, а подружиться с ними, понять и трансформировать в нужном направлении. Как научиться принимать эмоции?
Существует простой алгоритм работы с эмоциями, которому стоит научить детей
- Осознать, что есть эмоция
- Воспринять, её пережить
- Разобраться в причинах появления
- Попытаться сформулировать мысль.
Конечно, для того, чтобы дети понимали эмоции, нужен пример родителей. Стоит чаще объяснять такие вопросы. Например: «Я очень рада, что ты научился говорить первые слова, это классно, молодец», «Мне грустно, когда ты не понимаешь меня, не хочешь слушать» (это позже по возрасту).
Полезно, читая сказки, обращать внимание на эмоции героев, их состояние: страшно, весело, грустно — почему? Разыгрывайте ролевые спектакли, позволяя со временем детям учиться понимать эмоции. Можете выражать мимически эмоции, читать интересные и увлекательные рассказы. Так, для детей есть книга «Монсики, что такое эмоции, как с ними дружить»
Так, для детей есть книга «Монсики, что такое эмоции, как с ними дружить».
Позже дети смогут находить причины своей радости, грусти, счастья. Естественно, что эмоциональный комфорт очень важен в процессе обучения, если предмет или спортивные занятия не несут радости, то зачем заставлять ребёнка, нужно соотносить свои желания и интересы детей. Попробовать можно, чтобы понять, что подойдёт в большей степени.
Более сложной задачей в будущем будет для детей понять, какие чувства и эмоции помогают в жизни, какие мешают и как переходить из одного состояния в другое. Таким методикам можно обучиться в возрасте постарше, а в самом младшем работает стратегия переключения внимания. Когда малыш расстроен из-за одной причины, может увлечься другим процессом — яркой игрушкой, песней.
Осознанное эмоциональное переключение возможно, когда человек понимает, какая эмоция идёт сейчас на пользу, какая — вредит. Например, я злюсь — это плохо, у меня портится настроение, и не хочется ничего делать. А может, этот вопрос не стоит такого внимания, что ещё хорошего есть вокруг. Заняться любимым делом, напевать песню, включить весёлую музыку, мультик, что обычно помогает?
У каждого человека есть свои способы поднять настроение, главное — не впадать в глубокую депрессию, тогда сложнее преодолеть эмоциональный спад. Нужно учиться вовремя контролировать эмоции как взрослым, так и детям. Мамам тоже бывает сложно, когда много забот, а тут ещё бесконечные вопросы — покормить, переодеть, вывести на прогулку. Какое развитие?
Берём себя в руки — глубокое дыхание, расставляем приоритеты, домашние дела могут подождать, полезно отвлечься, позволить себе поиграть с малышом, почитать сказки, а заодно и поразвивать. Ведь какое удовольствие проводить время с любимым ребёнком, наблюдать его реакции, первые слова, достижения!