Особенности развития мышления у младших школьников в различных условиях обучения ларина эмма владимировна

Развитие мышления в младшем школьном возрасте

Слайд 13Развитие форм мышления у младших школьниковУ ребенка и до овладения им

системой знания имеются в некоторой мере обобщения, анализ, синтез. Но все они теперь перестраиваются. Общее перестает быть только собирательной совокупностью частных, отдельных предметов, превращаясь в совокупность однородных, существенно между собой связанных свойств. Особенное и общее выделяются из единичного, частное подчиняется общему. Существенное значение в мышлении ребенка приобретают родовые и видовые понятия, которые играют столь значительную роль в классифицирующих отраслях науки, и соответствующая форма абстракции. Соответственно оформляются также индукция и дедукция. По новым линиям начинает идти анализ и синтез. Мысль переходит уже от случайных связей к все более существенному в них. Но при этом сохраняется еще ограниченность мышления по преимуществу внешними чувственными свойствами или признаками.

Слайд 15В этот первый период систематического школьного обучения, овладевая первыми основами системы

знаний, ребенок входит в область абстракции. Он проникает в нее и преодолевает трудности обобщения, продвигаясь одновременно с двух сторон — и от общего к частному, и от частного к общему. Опираясь на частный единичный случай и на одну из немногих опорных точек, которыми ребенок овладевает в области общего, он идет к специальному понятию и на основе последующего обобщения частного приходит к более содержательным обобщениям. Овладение научными понятиями совершается у детей в процессе обучения. Процесс овладения обобщенным понятийным содержанием научного знания, сложившегося в ходе исторического развития, является вместе с тем и процессом формирования способности детей к обобщению. Развитие способностей ребенка к обобщению является и предпосылкой и следствием его умственной деятельности, направленной на овладение содержания научных понятий, осознается ребенком с разной мерой глубины и адекватности проникновения в него, совершается как бы уступами.

Слайд 9Так же мышление есть познание отношений и закономерных связей между предметами

и явлениями окружающего мира. Для того чтобы выявить эти связи, человек прибегает к мыслительным операциям — сравнивает, сопоставляет факты, анализирует их, обобщает, делает умозаключения, выводы.И, наконец, мышление есть обобщенное познание действительности, процесс познания общих и существенных свойств предметов и явлений. И этот процесс вполне доступен детям. Как показывают исследования В.В. Давыдова, дети младшего школьного возраста вполне могут овладевать элементами алгебры, например, устанавливать отношения между величинами. Для выявления отношений между величинами оказалось необходимым моделирование этих отношений — выражение их в другой материальной форме, при которой они выступают как бы в очищенном виде и становятся ориентировочной основой действий.

Зачем развивать логику

Развитая логика помогает выделять суть в потоке информации, принимать взвешенные решения и чётко формулировать свои мысли — эти способности пригодятся не только в школе. Во времена высоких технологий умение мыслить структурно становится жизненно необходимым навыком. Вот лишь несколько причин, по которым стоит развивать логику:

  • Чтобы постоянно развиваться. Технологии прогрессируют с огромной скоростью и требует того же от человека. Не оказаться за бортом цивилизации сможет только живой и пластичный ум. 
  • Чтобы правильно формулировать вопросы. Это важнейшее умение и для учёбы, и для жизни. Чтобы получать быстрые и точные ответы, вопросы нужно уметь грамотно задавать. 
  • Чтобы отличать правду ото лжи. Информационное пространство переполнено противоречивыми сведениями. Развитая логика поможет сопоставить факты, сравнить источники и не стать жертвой обмана. 
  • Чтобы находить нестандартные решения. И дело даже не в том, что это ключевой навык для работы в самой высокооплачиваемой сфере — IT. Ни в одной профессии, подразумевающей интеллектуальный труд, не обойтись без изобретательности.

Преподаватель информатики Анастасия Александрова подчёркивает важность развития логики для учёбы. 

<<Блок перелинковки>>

Слайд 7Сравнение — это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение

основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение. Абстрагирование — это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания — научного теоретического мышления. Конкретизация — процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним. Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному, с целью раскрытия содержания. Обобщение, таким образом, есть выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п.

Развитие когнитивной сферы в младшем школьном возрасте

Термин «мышление» обозначает одну из основных и необычайно важных психологических способностей человека. Это фундаментальная способность, потому что в мышлении человек проявляет себя как родовое существо; разум — его отличительная черта . Отражение этого факта в сознании каждого человека определяет социальную и личностную значимость мышления. Главная задача мышления — выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, и отделить их от случайных совпадений во времени и пространстве.

А. Бандура определяет мышление как внутреннюю структуру, которая частично определяет, какие события окружающей среды воспринимаются, оцениваются и становятся основой для действий19 .

Мышление — это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных контекстах и отношениях6 . Обобщенность мышления выражается в том, что мыслящий субъект всегда соотносит предметы и явления по свойствам сходства и различия, происхождения, тенденциям развития и на этой основе может мысленно оперировать не только отдельными предметами или явлениями, но и как бы группами сходных свойств, категориями контекстов и отношений (пространственных, временных, причинных). Обобщению человеческой мысли сильно способствует то, что она имеет знаковый характер и протекает в форме слов.

Различные знаки и особенно знаковая система естественного языка являются основными средствами, с помощью которых опосредуется человеческое мышление. Это с самого начала делает человеческую мысль социально-исторической и тем самым отличает ее от мысли животных. С первых дней жизни ребенок осваивает не только окружающий предметный мир и инструментальную предметную деятельность, но и особые человеческие средства мышления и общения — родной язык, а затем и другие знаковые системы.

Особое значение вербальных форм мышления было экспериментально подтверждено И.П. Павловым, создавшим исследование двух сигнальных систем высшей нервной деятельности у человека .

Генетическая психология выделяет три типа мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление2 .

Наглядно-образное мышление характеризуется тем, что мыслительная деятельность осуществляется на образном материале. Визуальные, слуховые и моторные образы играют самую важную роль в визуальном мышлении. «Визуальное» мышление — это мышление зрительными образами, при котором «оцениваются и определяются различные отношения между противоречивыми элементами и их комплексами, рассматриваются возможные направления развития ситуации». Результатом этой работы может стать создание новых образов, новых визуальных форм, несущих определенный смысловой заряд и делающих знания структурными и видимыми.

Основной особенностью наглядно-действенного мышления является способность наблюдать реальные объекты и распознавать отношения между ними в условиях реального преобразования ситуации. В этом случае главным условием решения задачи являются действия с соответствующими объектами . В наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в виде образа или представления. На следующем уровне, оперируя логическими понятиями, субъект осознает существенные закономерности и ненаблюдаемые связи изучаемой реальности.

Человеческая мысль функционирует, имея конкретное предметное содержание, которое соотносится с той или иной сферой действительности: Мышление «это процесс непрерывного взаимодействия познающего, мыслящего субъекта с познаваемым объектом и с объективным содержанием решаемой задачи». В процессе мышления субъект усваивает соответствующие законы материала путем последовательного его преобразования. Мысленное преобразование объекта исследования приобретает определенные характеристики в зависимости от материала, составляющего сущностную основу мышления. Поэтому характер этого материала может служить критерием для выделения предметных типов мышления: математического, экономического, исторического и т.д.

Резюме

Возможно, вас удивит, что ребёнок легко справляется с логическими задачами, которые казались вам трудными, и предлагает решения, о которых вы не подозревали. Дело в том, что детское мышление ещё не подвержено шаблонам и стереотипам

Важно помочь ребёнку сохранить эту пластичность ума. Чем раньше он начнёт развивать логику, тем легче ему будет учиться в дальнейшем. 

В начальной школе «Фоксфорда» мы уделяем внимание логике с первого класса. Программа 1-4 классов включает курс алгоритмики, на котором дети учатся решать логические задачи, ребусы и головоломки, а в более старшем возрасте осваивают азы информатики и программирования

Такие занятия отлично развивают логическое мышление и позволяют овладеть навыками одной из самых востребованных профессий. 

Пара советов напоследок:

  1. Не ограничивайтесь только точными науками. Играйте с ребёнком в творческие игры: предложите нарисовать предмет по описанию его свойств, или составить рассказ, используя заданные словосочетания. Такие занятия не только тренируют логическое мышление, но и развивают фантазию и помогают ребёнку раскрыть творческий потенциал.
  2. Не стоит заниматься развитием логики ребёнка слишком серьёзно. Лучше превратите занятия в игру. В будущем вашему сыну или дочери придётся решить немало по-настоящему серьёзных задач и находить выходы из непростых ситуаций. А пока пусть учится справляться с трудностями в игре.

Жан Пиаже: концепция развития речи и мышления детей

На сегодняшний день популярной считается концепция развития эгоцентрической речи и мышления детей до 11 лет, которую разработал Жан Пиаже.

  • Пиажистская концепция предполагает, что эгоцентрическая речь является выражением эгоцентризма детей. Это значит, что речь ничего не меняет в детском сознании, которое просто не приспосабливается к речи взрослого человека. Речь не оказывает никакого влияния на поведение детей и на их мировосприятие, поэтому с развитием детей она отмирает.
  • Жан Пиаже называет мышление дошкольников синкретическим. Синкретизм, как отмечает пиажистская концепция, представляет собой универсальную структуру, которая полностью покрывает детские мыслительные процессы.
  • Жан Пиаже считает так: детский эгоцентризм предполагает, что дошкольник не способен анализировать, вместо этого он рядополагает. Концепция Пиаже определяет эгоцентризм как полноценную мысленную структуру, от которой и зависит мировосприятие и интеллект детей.
  • Жан Пиаже не считает новорожденного социальным существом, он предполагает, что социализация происходит в процессе развития и воспитания, тогда же малыш приспосабливается к социальной структуре общества, учась мыслить по его правилам.
  • Концепция, которую разработал Жан Пиаже, противопоставляет детское мышление и взрослого человека, из-за чего выделяется подобное противопоставление индивидуального, что содержится в детском разуме, и социального, что уже развито у взрослых людей. Из-за этого концепция, которую разработал Жан Пиаже, предполагает, что речь и мышление состоят из актов индивида, который находится в изолированном состоянии.
  • Пиажистская концепция утверждает, что только социализация индивида, его мышления приводит к логической, последовательной мысли и речи. Этого можно достичь путем преодоления эгоцентризма, заложенного в детской природе.

Таким образом, Жан Пиаже считает, что истинное развитие мышления и речи происходит только от смены эгоцентрической точки зрения на социальную, а ход обучения не влияет на эти перемены.

Жан Пиаже выдвинул теорию, которая является популярной, но неосновной. Известно много точек зрения, которые утверждают, что Жан не учел некоторых факторов. Сегодня разработаны специальные игры и упражнения на развитие мышления ребят младшего школьного возраста.

Что такое абстрактное мышление

Что мы знаем об абстрактном мышлении? Действительно ли оно так важно в жизни человека или прекрасно можно обойтись и без него, воспользовавшись лишь только наглядным! Абстрактное (отвлеченное) мышление, то есть образование абстрактных понятий и оперирование ими, присуще каждому из нас. Человеку время от времени следует абстрагироваться (мысленно отвлекаться) от частного и оперировать общими понятиями, чтобы увидеть окружающий мир в целом, не затрагивая деталей

Такое действие необходимо, чтобы сконцентрироваться на определенной цели, совершать открытия, развивать способности, осуществлять свои стремления. Когда какое-то событие рассматривается как бы со стороны, отвлеченно, тогда обязательно находятся оригинальные способы его решения.

Наиболее четким примером того, как работает абстрактное мышление, оказываются точные науки. Например, в математике мы не видим числа, как такового, однако видим его составляющее (цифры), умеем считать или группируем разные предметы по какому-либо признаку и называем их количество. Абстракция нужна даже тогда, когда человек планирует свое будущее. Оно еще неизвестно, но каждый из нас ставит цели, имеет желания, строит планы, и все это происходит благодаря абстрактно-логическому мышлению.

О формах абстрактного мышления

Основные характерные черты абстрактного мышления — его формы, так как те окружающие явления, которые недоступны человеческому глазу, все-таки активно присутствуют в человеческой жизни. Как любое явление, они должны иметь свое оформление, поэтому психологи выделяют три основные формы:

Понятие

Под понятием подразумевается мысль или система мыслей, которая выделяет и обобщает разнообразные предметы по общим и специфическим для них признакам. Понятие передает общее свойство разных объектов окружающего мира. Например, «мебель» объединяет в свою группу те предметы, которые необходимы нам в быту и общее имеют свойство — обеспечить комфорт человеку: стол, стул, диван, шкаф и другое. Другое понятие» школьные принадлежности» обобщает ручку, карандаш, тетрадь, ластик, то есть те предметы, которые необходимы для письма. Основные общедоступные понятия передаются деткам уже в дошкольном возрасте, так как иначе познать окружающий мир во всей его полноте будет просто невозможно.

Суждение

Основная форма абстракции, которая присутствует в утверждении или отрицании чего-либо о предмете, его качествах или отношениях с другими предметами. Иными словами, суждение показывает некоторую связь между объектами и явлениями окружающей действительности. Проще говоря, суждение (простое или сложное) служит нам, когда нужно что-то подтвердить или опровергнуть, например: «ребенок играет» (простое суждение). Сложное имеет и более сложную форму высказывания: «наступила осень, листья опадают». Кроме того, суждения могут быть истинным или ложным, все зависит от того, на чем оно основывается. Если человек рассуждает объективно, в соответствии с реальностью, то и суждение будет истинным. А если он заинтересован в своем высказывании, опирается на собственные размышления, противоречащие реальному, то суждение становится ложным.

Умозаключение

Выражается мыслью, которая формируется на основе нескольких суждений. Для того чтобы составить умозаключение, надо пройти три этапа: посылку (исходное суждение), заключение (новое суждение) и вывод (логический переход от посылки к умозаключению). Обычно умозаключение выражается сложноподчиненными предложениями («если все углы треугольника равны, значит, этот треугольник равносторонний»). Известным любителем делать умозаключения является литературный персонаж — Шерлок Холмс.

Игры на развитие мышления детей младшего школьного возраста

Развивать мышление детей могут не только педагоги, но и родители. Для этого поиграйте с ними в такие игры:

  • Нарисуйте на ватмане план местности. Например, двора или дома, если он отличается большой площадью. Отметьте на рисунке графически ориентиры, на которые сможет опираться подопечный. Ориентирами могут быть деревья, беседки, дома, магазины. Заранее выберите место и спрячьте на нем награду в виде конфет или игрушки. Малышу тяжело ориентироваться по карте на первых этапах, поэтому рисуйте их предельно несложными.
  • Игры для группы детей. Разделите ребят на две команды. Дайте каждому участнику карточку с цифрой. Зачитайте арифметические примеры (14+12; 12+11 и т. д.). Из команды выходят двое детей с карточками, цифры на которых составят правильный ответ (в первом случае выходят ребята с карточками 2 и 6, во втором – 2 и 3).
  • Назовите группе детей логический ряд слов, одно из которых не будет соответствовать логике. Дети угадывают это слово. Например, вы называете: «птица, рыба, стакан». В этом случае лишний стакан.

Игры полезны, потому что они заинтересовывают детей, которые в игровом процессе не теряют сути своих действий.

Развитие мышления у детей с задержкой психического развития (ЗПР)

У детей с ЗПР мыслительные процессы сильно нарушены, в этом состоят особенности их развития. Именно отставание в развитии мышления отличают ребят с ЗПР от обычных детей. У них не наблюдается переход к логической структуре мышления. Трудности, которые возникают при работе с такими детьми:

  • Низкая степень заинтересованности. Малыш часто отказывается от выполнения заданий.
  • Неспособность анализировать информацию.
  • Неравномерное развитие видов мышления.

Особенности умственного развития детей с ЗПР состоят в сильном отставании в логическом мышлении, но нормальном развитии наглядно-образного мышления.

Особенности развития мышления детей с ЗПР состоят в таких принципах:

  • Учет индивидуальных способностей человека с ЗПР.
  • Создание условий для активной деятельности детей.
  • Учет возраста.
  • Обязательные беседы с психологом.

С помощью правильного подхода детей с ЗПР учат правильно говорить, выстраивать грамотную речь, сопоставлять слова в предложениях и озвучивать мысли.

Если педагогам удалось вызвать интерес школьника с ЗПР, то развитие логики – дело времени.

Игры на развитие мышления детей с ЗПР:

  • Положите перед детьми рисунки с животными и рисунки с едой. Попросите сопоставить их, накормив каждое животное.
  • Назовите несколько простых слов, попросите подопечного назвать их одним понятием. Например: кошка, собака, хомяк – животные.
  • Покажите три картинки, две из которых одинакового содержания, а одна – значительно отличается. Попросите подопечного выбрать лишнюю картинку.

Ребята с ЗПР мыслят на уровне жизненного опыта, продумать действие, которое они еще не совершали, им тяжело. Поэтому перед выполнением упражнений наглядно покажите им, как они должны поступать.

Развитие памяти ученика начальной школы

Память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких отдельных, взаимосвязанных процессов: запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания. Вышеперечисленные процессы не являются автономными психическими способностями. Они возникают в деятельности и определяются ею . Память позволяет человеку собирать, хранить и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Это самая важная определяющая характеристика человеческой личности. Память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Вся фиксация знаний и навыков относится к работе памяти. А именно, благодаря памяти человек способен накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Следует отметить, что память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многие исследователи характеризуют память как «сквозной» процесс, который обеспечивает непрерывность психических процессов и объединяет все когнитивные процессы в единое целое .

Наиболее общим основанием для выделения различных видов памяти является зависимость их свойств от специфики деятельности по запоминанию и воспроизведению. При этом отдельные виды памяти выделяются по трем основным критериям: 1) по типу психической активности, доминирующей в деятельности, память делится на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; 2) по характеру целей деятельности — непроизвольную и волевую; 3) по длительности закрепления и хранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) — на кратковременную, долговременную и оперативную.

Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Эмоциональная память — это память о чувствах. Образная память — это образная память, образы природы и жизни, а также звуки, запахи и вкусы. Оно может быть визуальным, слуховым, тактильным, обонятельным и вкусовым.

Содержимым вербально-логической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому их память называется не просто логической, а словесно-логической. Поскольку мысли могут быть воплощены в различных языковых формах, их визуализация может быть направлена на передачу либо только основного смысла материала, либо его буквальной словесной формы. Основная роль в вербально-логической памяти принадлежит второй сигнальной системе. Вербально-логическая память — это специфически человеческая память в отличие от моторной, эмоциональной и образной памяти, которая в своих простейших формах свойственна и животным. В зависимости от развития других видов памяти, вербально-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех остальных видов памяти. Вербально-логическая память играет главную роль в процессе обучения студентов.

Но существует и такое деление памяти на виды, которое напрямую связано с особенностями актуальной деятельности. Итак, в зависимости от цели деятельности память делится на непроизвольную и добровольную. Запоминание и припоминание, при котором нет конкретной цели что-то вспомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью, в случаях, когда это целенаправленный процесс, он называется волевой памятью. В последнем случае процессы запоминания и воспроизведения предстают как особые мнемические действия.

Непроизвольная и добровольная память одновременно представляют собой две последовательные стадии развития памяти. Всем известно, какую огромную роль в нашей жизни играет непроизвольная память, на основе которой без специальных мнемических средств и усилий формируется большая часть нашего опыта, как по своему объему, так и по своему жизненному значению. Однако в человеческой деятельности часто возникает необходимость направлять свою память. В этих условиях важную роль играет волевая память, предоставляющая возможность сознательно выучить или вспомнить то, что необходимо.

В отличие от долговременной памяти, которая характеризуется длительным сохранением материала после повторения и воспроизведения, кратковременная память характеризуется очень коротким сохранением.

Кратковременная память связана с текущим сознанием человека

Из кратковременной памяти извлекается только та информация, которая является осознанной, соотносится с текущими интересами и потребностями человека и привлекает повышенное внимание

Слайд 17При этом недостаточность обобщения у детей на первых порах проявляется в

том, что они часто указывают не специфический признак, а частный. В каждом случае дается определение, применимое к частной ситуации, но не обобщенное путем выделения существенных для определяемого отношений, не зависящих от данной ситуации. В таких определениях ребенок, пользуясь общими понятиями, все же оказывается связанным частной ситуацией, непосредственно ему данной. Третьей, более высокой, формой определения являются определения посредством включения понятия в систему определяющих его объективных связей (вместо формальных отношений подчинения). Таковы так называемые генетические определения, которые определяют физическое явление через связь с порождающими его причинами или отвлеченное понятие через систему существенных для него отношений. И такие определения могут носить не вполне обобщенный характер. Различные формы определения в реальном мышлении ребенка сосуществуют: в то время как более элементарные формы определения, т. е. раскрытие содержания понятия, по — прежнему преобладают, но в областях, которыми ребенок лучше овладел, наблюдаются уже и более совершенные формы; и обратно, когда ребенок овладел основной системой знаний, то у него начинают преобладать высшие формы определения, хотя на плохо освоенных участках еще встречаются и низшие.

Задания на развитие критического мышления

Технология развития критического мышления – это один из новейших методов, разработанных для развития начального уровня самостоятельности в жизни, а не в учебе. Задания на развитие критического мышления учат детей принимать решения, анализировать свои действия и действия окружающих людей.

Задания на развитие критического мышления:

  • Называйте ребятам явления. Например: идет дождь, яблоко красное, слива оранжевая. Утверждения должны быть как правдивыми, так и ложными. Дети должны отвечать, верят они или нет вашим утверждениям.
  • Попросите ребят по очереди читать небольшие отрывки текста. Когда каждый дочитывает свой отрывок, предложите ему рассказать об ассоциациях, которые у него появились.
  • Ребята читают небольшой текст в течение 15 минут. За это время они отмечают карандашом, что из текста им известно, а что для них новое.

Технология развития критического мышления важна не для обучения в школе, а для уверенной ходьбы по жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: