Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Характерные признаки ДЦП – симптомы заболевания
Детский церебральный паралич протекает в три стадии:1.2.3.
- Задержка развития ребенка (не держит головку, не переворачивается, не тянется руками к различным предметам, не сидит самостоятельно, не ползает, не ходит).
- Хватательный и прочие детские рефлексы, сохраняющиеся в возрасте старше полугода.
- Преимущественное пользование только одной верхней конечностью, что связано с ненормальным тонусом мышц на второй руке, которая не используется в играх.
- избыточная резкость;
- внезапность;
- медленные и червеобразные;
- неподконтрольные;
- совершенно бесцельные.
1.Скелетная деформациясколиоз2.Контрактуры суставов3.Судороги4.Нарушение глотания5.Нарушение слуха6.Нарушение речи7.Нарушение зрениякосоглазияблизорукости8.Нарушения зубного рядакариесу9.Задержка умственного развитияинвалидности10.Нарушение процессов мочеиспускания и дефекации11.Нарушение движений и мышечного тонуса.
- судороги различной степени выраженности;
- мышцы имеют очень напряженный или расслабленный вид;
- отсутствие рефлекса моргания в ответ на доносящиеся громкие звуки;
- старше 4 месяцев не поворачивает голову по направлению к источнику доносящегося звука;
- старше 4 месяцев не дотягивается рукой к игрушкам;
- старше 7 месяцев не в состоянии сидеть самостоятельно;
- в 1 год и старше не произносит отдельных слов;
- выраженное использование преимущественно правой или левой руки до 12-летнего возраста;
- косоглазие;
- походка затрудненная, шаги даются с трудом, видна тугоподвижность;
- при ходьбе ребенок встает только на пальчики, а не на всю стопу.
Образование динамического стереотипа
На нервную систему обычно воздействует большое число раздражителей, одни из которых возбуждают, другие — тормозят ту или иную деятельность организма. Благодаря взаимодействию возбужденных и заторможенных участков мозга каждый отдельный рефлекс протекает не изолированно, а зависит от всей системы нервных процессов, происходящих в коре головного мозга.
Система мозговых процессов динамична, постоянно видоизменяется. Определенное сочетание одних и тех же условных рефлексов при длительном их повторении закрепляется. Такую закрепившуюся систему условных рефлексов, осуществляющихся в определенной последовательности, И. П. Павлов назвал динамическим стереотипом. При образовании динамического стереотипа действия всякий раз оставляют своеобразный след, подобно тому как за прошедшим по полю человеком всегда остается еле заметная тропинка примятой травы. Стоит за одним человеком пройти второму, потом третьему — трава приминается все больше, еле заметная тропинка превращается в дорожку. Идти проторенным путем всегда легче, чем по целине.
Так и в нервной системе — если по уже «проложенному» пути пробежит новый импульс, он упрочит и расширит имеющийся нервный след.
Формирование динамического стереотипа возможно уже с 4 -5 мес., что во многом облегчает реагирование ребенка на окружающие внешние условия. Ребенок, приучившийся при строгом соблюдении режима всегда в одно и то же время вставать, стелить постель, умываться и т. д., делает это охотно, быстро, легко, не нуждаясь в дополнительных объяснениях и напоминаниях. Например, достаточно сказать «сейчас пойдем гулять!», как дети сами без напоминания заканчивают игры, убирают игрушки, бегут в туалетную, а затем начинают одеваться.
Ломка стереотипа, вызванная изменениями условий жизни, происходит с трудом и часто сопровождается отрицательными переживаниями, чувством неудовольствия; поведение ребенка дезорганизуется — он начинает капризничать, становится непослушным и т. д
Поэтому строгое выполнение режима имеет очень важное значение для организации всей воспитательной работы в семье и в детском учреждении
Формирование какой-нибудь устойчивой привычки возможно только в том случае, если ребенок будет выполнять правила поведения систематически, постоянно, независимо от обстоятельств. Например, мыть руки перед едой не только в яслях, но и дома, в гостях, а также независимо от того, присутствует при этом взрослый или нет.
Образование динамического стереотипа
На нервную систему обычно воздействует большое число раздражителей, одни из которых возбуждают, другие — тормозят ту или иную деятельность организма. Благодаря взаимодействию возбужденных и заторможенных участков мозга каждый отдельный рефлекс протекает не изолированно, а зависит от всей системы нервных процессов, происходящих в коре головного мозга.
Система мозговых процессов динамична, постоянно видоизменяется. Определенное сочетание одних и тех же условных рефлексов при длительном их повторении закрепляется. Такую закрепившуюся систему условных рефлексов, осуществляющихся в определенной последовательности, И. П. Павлов назвал динамическим стереотипом. При образовании динамического стереотипа действия всякий раз оставляют своеобразный след, подобно тому как за прошедшим по полю человеком всегда остается еле заметная тропинка примятой травы. Стоит за одним человеком пройти второму, потом третьему — трава приминается все больше, еле заметная тропинка превращается в дорожку. Идти проторенным путем всегда легче, чем по целине.
Так и в нервной системе — если по уже «проложенному» пути пробежит новый импульс, он упрочит и расширит имеющийся нервный след.
Формирование динамического стереотипа возможно уже с 4 -5 мес., что во многом облегчает реагирование ребенка на окружающие внешние условия. Ребенок, приучившийся при строгом соблюдении режима всегда в одно и то же время вставать, стелить постель, умываться и т. д., делает это охотно, быстро, легко, не нуждаясь в дополнительных объяснениях и напоминаниях. Например, достаточно сказать «сейчас пойдем гулять!», как дети сами без напоминания заканчивают игры, убирают игрушки, бегут в туалетную, а затем начинают одеваться.
Ломка стереотипа, вызванная изменениями условий жизни, происходит с трудом и часто сопровождается отрицательными переживаниями, чувством неудовольствия; поведение ребенка дезорганизуется — он начинает капризничать, становится непослушным и т. д
Поэтому строгое выполнение режима имеет очень важное значение для организации всей воспитательной работы в семье и в детском учреждении
Формирование какой-нибудь устойчивой привычки возможно только в том случае, если ребенок будет выполнять правила поведения систематически, постоянно, независимо от обстоятельств. Например, мыть руки перед едой не только в яслях, но и дома, в гостях, а также независимо от того, присутствует при этом взрослый или нет.
Понятие о первой и второй сигнальных системах человека. Речь, функции речи
у человека вырабатываются условные рефлексы на различные сигналы внешнего мира или внутреннего состояния организма; и у человека при соответствующих условиях возникает безусловное или условное торможение, и у человека наблюдаются иррадиация и концентрация возбуждения и торможения, индукция, динамическая стереотипия и другие характерные проявления условнорефлекторнои деятельности.
Общими для животных и человека являются анализ и синтез непосредственных, конкретных сигналов предметов и явлении окружающего мира, приходящих от зрительных, слуховых и других рецепторов организма и составляющих первую сигнальную систему.
Вместе с тем у человека в процессе трудовой деятельности и социального развития появилась, развилась и усовершенствовалась так называемая вторая сигнальная система, связанная со словесными сигналами, с речью. Эта система сигнализации состоит в восприятии слов — слышимых, произносимых (вслух или про себя) и видимых (при чтении).
Способность понимать, а потом и произносить слова развивается у ребенка в результате ассоциации определенных звуков (слов) со зрительными, тактильными и другими впечатлениями о внешних объектах.
Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).
7 стр., 3311 слов
Направления профессиональной деятельности студента- выпускника …
… сотрудниками организации/учреждения; принятие ответственности за результаты профессиональной деятельности. Социально-педагогическая осуществление педагогическое го … проектами, программами, процессами Направления профессиональной деятельности студента- выпускника в процессе преддипломной практики … система социальной помощи и поддержки человека (органы, предприятия, учреждения и организации …
Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.
Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.
Третья функция речи — функция коммуникации, т. е. передачи информации. Если первые две функции речи могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную.
Рефлекс как основной механизм нервной деятельности.
Основным механизмом нервной деятельности является рефлекс. Рефлекс – это реакция организма на внешнее или внутреннее воздействие при посредстве центральной нервной системы.
Термин «рефлекс» был введен в физиологию французским ученым Рене Декартом в ХVII в. Но для объяснения психической деятельности он был применен лишь в 1863 г. основоположником русской материалистической физиологии М. И. Сеченовым. Развивая учение И. М. Сеченова, И. П. Павлов экспериментально исследовал особенности функционирования рефлекса.
Все рефлексы делятся на две группы: условные и безусловные.
Безусловные рефлексы – это врожденные реакции организма на жизненно важные раздражители (пищу, запах, вкус, опасность, и т. п.). Они не требуют каких-либо условий для своей выработки (например, рефлекс мигания, выделение слюны при виде пищи).
Безусловные рефлексы представляют собой природный запас готовых стереотипных реакций организма. Они возникли в результате длительного эволюционного развития данного вида животных. Безусловные рефлексы одинаковы у всех особей одного вида, это физиологический механизм инстинктов. Но поведение высших животных и человека характеризуется не только врожденными, т. е. безусловными, реакциями, но и такими реакциями, которые приобретены данным организмом в процессе его индивидуальной жизнедеятельности, т. е. условными рефлексами.
Условные рефлексы – это физиологический механизм приспособления организма к изменяющимся условиям среды. Условные рефлексы – это такие реакции организма, которые не являются врожденными, а вырабатываются в различных жизненных условиях. Они возникают при условии постоянного предшествования различных явлений тем, которые жизненно важны для животного. Если же связь между этими явлениями исчезает, то условный рефлекс угасает. Например, рычание тигра в зоопарке, не сопровождаясь его нападением, перестает пугать других животных.
Мозг не идет на поводу только текущих воздействий. Он планирует, предвосхищает будущее, осуществляет опережающее отражение будущего. В этом состоит самая главная особенность его работы. Действие должно достичь определенного будущего результата – цели. Без предварительного моделирования мозгом этого результата невозможна регуляция поведения. Современная наука о мозге – нейрофизиология – базируется на концепции функционального объединения механизмов мозга для осуществления поведенческих актов организма.
Итак, деятельность мозга является отражением внешних воздействий как сигналов для тех или иных приспособительных действий. Механизмом наследственного приспособления являются безусловные рефлексы, а механизмом индивидуально изменчивого приспособления являются условные рефлексы, сложные комплексы функциональных систем.
Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий. Динамический стереотип, его физиологическая сущность, значение для обучения и приобретения трудовых навыков
Множество раздражителей внешнего мира и внутренней среды организма воспринимаются рецепторами и становятся источниками импульсов, которые поступают в кору больших полушарий. Здесь они анализируются, различаются и синтезируются, соединяются, обобщаются. Способность коры разделять, вычленять и различать отдельные раздражения, дифференцировать их и есть проявление аналитической деятельности коры головного мозга.
Сначала раздражения анализируются в рецепторах, которые специализируются на световых, звуковых раздражителях и т.п. Высшие формы анализа осуществляются в коре больших полушарий. Аналитическая деятельность коры головного мозга неразрывно связана с ее синтетической деятельностью, выражающейся в объединении, обобщении возбуждения, которое возникает в различных ее участках под действием многочисленных раздражителей. В качестве примера синтетической деятельности коры больших полушарий можно привести
образование временной связи, которое лежит в основе выработки условного рефлекса. Сложная синтетическая деятельность проявляется в образовании рефлексов второго, третьего и высших порядков. В основе обобщения лежит процесс иррадиации возбуждения.
Анализ и синтез связаны между собой, и в коре происходит сложная аналитико-синтетическая деятельность.
Динамический стереотип. Внешний мир действует на организм не единичными раздражителями, а обычно системой одновременных и последовательных раздражителей. Если система последовательных раздражителей часто повторяется, это ведет к образованию системности, или динамического стереотипа в деятельности коры головного мозга. Таким образом, динамический стереотип представляет собой последовательную цепь условно-рефлекторных актов, осуществляющихся в строго определенном, закрепленном во времени порядке и являющихся следствием сложной системной реакции организма на сложную систему положительных (подкрепляемых) и отрицательных (неподкрепляемых, или тормозных) условных раздражителей.
Выработка стереотипа — это пример сложной синтезирующей деятельности коры головного мозга. Стереотип трудно вырабатывается, но если он сформирован, то поддержание его не требует большого напряжения корковой деятельности, при этом многие действия становятся автоматическими. Динамический стереотип является основой образования привычек у человека, формирования определенной последовательности в трудовых операциях, приобретения умений и навыков. Примерами динамического стереотипа могут служить ходьба, бег, прыжки, катание на лыжах, игра на музыкальных инструментах, пользование при еде ложкой, вилкой, ножом, письмо и др.
1 стр., 181 слов
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
… к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
Стереотипы сохраняются долгие годы и составляют основу человеческого поведения, при этом они очень трудно поддаются перепрограммированию.
Ведущая роль нервной системы
На первом этапе развития мира живых существ взаимодействие между простейшими организмами осуществлялось через водную среду первобытного океана, в которую поступали химические вещества, выделяемые ими. Первой древнейшей формой взаимодействия между клетками многоклеточных организм является химическое взаимодействие посредством продуктов обмена веществ, поступающих в жидкости организма. Такими продуктами обмена веществ, или метаболитами, являются продукты распада белков, углекислота и др. это — гуморальная передача влияний, гуморальный механизм корреляции, или связи между органами.
Гуморальная связь характеризуется следующими особенностями:
- отсутствием точного адреса, по которому направляется химическое вещество, поступающее в кровь или другие жидкости тела;
- химическое вещество распространяется медленно;
- химическое вещество действует в ничтожных количествах и обычно быстро разрушается или выводится из организма.
Гуморальные связи являются общими и для мира животных, и для мира растений. На определённой ступени развития мира животных в связи с появлением нервной системы образуется новая, нервная форма связей и регуляций, которая качественно отличает мир животных от мира растений. Чем выше по своему развитию организм животного, тем большую роль играет взаимодействие органов через нервную систему, которое обозначается как рефлекторное. У высших живых организмов нервная система регулирует гуморальные связи. В отличие от гуморальной связи нервная связь имеет точную направленность к определённому органу и даже группе клеток; связь осуществляется в сотни раз с большей скоростью, чем скорость распространения химических веществ. Переход от гуморальной связи к нервной сопровождался не уничтожением гуморальной связи между клетками тела, а подчинением нервным связям и возникновению нервно-гуморальным связям.
На следующем этапе развития живых существ появляются специальные органы — железы, в которых вырабатываются гормоны, образующиеся из поступающих в организм пищевых веществ. Основная функция нервной системы заключается как в регуляции деятельности отдельных органов между собой, так и во взаимодействии организма как единого целого с окружающей его внешней средой. Любое воздействие внешней среды на организм оказывается, прежде всего, на рецепторы (органы чувств) и осуществляется через посредство изменений, вызываемых внешней средой и нервной системой. По мере развития нервной системы высший её отдел — большие полушария головного мозга — становится «распорядителем и распределителем всей деятельности организма».
Безусловные рефлексы
Безусловные рефлексы осуществляются низшими отделами центральной нервной системы (спинным мозгом и мозговым стволом), являются врожденными и отличаются постоянством. Так, новорожденный, который наследует безусловные рефлексы, соответственно реагирует на различные раздражители: при резком звуке (раздражитель) — вздрагивает (ответная реакция — безусловный рефлекс), при ярком свете — жмурится, при прикосновении к ресницам — закрывает глаза, при прикосновении к губам — производит сосательные движения.
У новорожденного имеется безусловный ориентировочный рефлекс. Например, при появлении в поле зрения ребенка какого-либо необычного предмета, ребенок сразу перестает двигаться, присматриваясь к этому предмету. Такую реакцию И. П. Павлов назвал «что такое?»
Благодаря правильному использованию этого рефлекса у ребенка в дальнейшем можно воспитать любознательность.
Реакция на раздражение у новорожденного существенно отличается от реакции взрослого. Например, если при раздражении подошвы взрослый тотчас же отдергивает ногу (дифференцированная реакция), то новорожденный, кроме отдергивания ноги, одновременно проявляет и общее двигательное беспокойство, плачет — эту реакцию называют недифференцированной. У несведущих родителей подобная реакция ребенка вызывает необоснованую тревогу («нервный ребенок»).
Безусловными, являются также рефлексы пищевой, сосательный, оборонительный и др.
Доминантный принцип деятельности коры головного мозга
А. А. Ухтомский выдвинул и обосновал доминантную Деятельность центров коры головного мозга. Доминантой он назвал сильный очаг возбуждения в одном из нервных центров, к которому идут возбуждения из других нервных центров. В результате при одновременном воздействии разных раздражителей появляется один, наиболее сильный, т. е. доминантный очаг возбуждения. Доминанта может быть различной в зависимости от расположения наиболее сильного очага возбуждения в коре головного мозга.
Известно, что при прикосновении груди матери к губам ребенка он открывает рот, производит сосательные движения и выделяет слюну. Эти рефлексы являются безусловными, врожденными и не требуют индивидуального опыта, обучения для своего формирования. В данном случае в коре головного мозга ребенка в связи с кормлением возникает сильный очаг возбуждения. Одновременно на ребенка может воздействовать и другой раздражитель в виде похлопывания или поглаживания кожи. Этот дополнительный раздражитель, не связанный с кормлением, казалось бы, должен отвлечь ребенка от сосания и ослабить пищевой рефлекс, а потому ослабить и его очаг возбуждения в коре головного мозга. Однако процессы в коре головного мозга протекают иначе. Раздражитель в виде похлопывания не только не ослабляет, а, напротив, еще более усиливает очаг возбуждения, связанный с кормлением. В результате младенец начинает сосать активнее. Объясняется это тем, что в коре головного мозга очаг возбуждения, связанный с безусловным пищевым рефлексом, оказывается настолько сильным, что как бы притягивает к себе импульсы других раздражителей (похлопывание, поглаживание) и за их счет усиливает собственный очаг возбуждения. Такой процесс в коре головного мозга обозначается как пищевая доминанта. Нередко матери пользуются таким приемом — слегка теребят щеки ребенка, активизируя этим сосание.
Вестибулярная доминанта связана с полукружными каналами (органы равновесия, расположенные во внутреннем ухе). Если плачущего ребенка покачивать или быстро изменить положение его тела, то он перестает плакать. Возбуждение, возникшее в коре головного мозга в связи с изменением положения тела или покачиванием, оказалось сильнее, чем возбуждение, вызвавшее плач ребенка.
Для успокоения ребенка пользоваться подобным способом не следует — необходимо выяснить причину, вызвавшую беспокойство, и устранить ее.
Слуховая доминанта появляется на 2-й неделе и заключается в том, что при возникновении необычного звука ребенок сразу умолкает, перестает двигаться, как бы прислушиваясь.
Зрительная доминанта появляется на 3-5-й неделе. При появлении в поле зрения какого-нибудь яркого предмета ребенок перестает двигаться и устремляет взгляд на этот предмет.
Доминантный принцип деятельности коры головного мозга,- его еще называют принципом сосредоточения,- имеет большое значение, так как в дальнейшем выработка условных рефлексов, без которых жизнь невозможна, происходит на основе этих и других безусловных рефлексов.
Знание особенностей нервной деятельности детей помогает воспитанию
Во всех приведенных примерах речь идет только о самых маленьких детях. Но эти закономерности высшей нервной деятельности продолжают работать, когда дети вырастают и становятся взрослыми.
Анализируя так называемую психическую жизнь человека любого возраста, то есть его мышление, чувства, навыки и т. д., мы всегда можем обнаружить физиологическую основу ее в виде процессов высшей нервной деятельности. Иногда эта физиологическая основа изучена больше, иногда — меньше, но никогда не бывает, чтобы психические процессы протекали без участия механизмов высшей нервной деятельности.
Зная закономерности нервной системы, можно легче понять и объяснить многие особенности поведения людей — как взрослых, так и детей. Всем известно, например, что у ребят после длительного сосредоточения на уроке или на домашних занятиях бывает прямо-таки «взрыв» двигательной активности: дети как будто беспричинно бегают, скачут, борются и т. д. Но порицать их за это нельзя; ведь мускульное возбуждение здесь вполне естественно после того торможения двигательной сферы, которому дети подвергались во время урока.
Другой пример. Дети часто бывают невнимательны при выполнении уроков — отвлекаются, переключаются на другие занятия. В некоторых случаях неустойчивость внимания школьника определяется особенностями его нервной системы. Специальные исследования, проведенные психологами, показали, что люди с так называемой слабой (то есть маловыносливой, легко утомляющейся) нервной системой часто не могут по-настоящему сосредоточиться на работе при посторонних шумах, разговорах и т. д. Это происходит потому, что нервная система их более чувствительна и уязвима для всяких воздействий. Люди такого типа нуждаются в более благоприятных условиях для работы, чем люди с сильной, выносливой нервной системой. Это особенно относится к детям. Школьникам со слабой нервной системой следует создавать для работы дома хорошие условия; тишина, частый отдых, правильный режим могут значительно повысить их работоспособность.
Особенности нервной системы ребенка до года (в т. ч. новорожденного): речевые сигналы
Высшая нервная деятельность и самых маленьких детей, и школьников, и взрослых подчинена одним и тем же законам. Но есть у старших детей и взрослых одна особенность, которая коренным образом отличает их психику от психики малыша. Это — речь.
Павлов понимал речь, язык как систему физиологических сигналов. В самом деле, ведь большинство слов означает какие-то реальные предметы — «дом» «книга», «пуговица». Эти слова как бы замещают, заменяют предметы, служат их обозначениями, сигналами. Когда ребенок еще мал, он видит разные предметы, слышит звуки, ощущает запахи, но не может обозначить воспринимаемое словами, так как речью еще не владеет.
Могучим орудием мышления ребенок начинает по-настоящему овладевать лишь на 3—4-м году жизни, когда он учится связной речи. С этого момента начинается бурное развитие детской психики. Усложняются выполняемые функции: развивается отвлеченное мышление, ребенок учится владеть чувствами и контролировать свое поведение.
Особенно важное значение имеет развитие «речевого» торможения, связанного с такими словами, как «нет», «нельзя» и др. Сначала дети слышат их от взрослых, которые указывают им на невозможность каких-то действий, на их запретность; постепенно, с годами ребенок обучается «самозапрещению», затормаживанию тех поступков, которые противоречат общественным нормам
Эффективность этого обучения сильнейшим образом зависит от воспитания, которое ребенок получает в семье и школе. Так называемые «избалованные» дети — это прежде всего дети, у которых не выработана как следует способность к «самозапрещению», «самоторможению», которые плохо улавливают разницу между тем, что можно, и тем, чего нельзя. Для них соответствующие словесные сигналы не приобрели той силы и значимости, которой они обладают для детей, сознающих, пусть пока еще по-детски, свою ответственность перед семьей, школьным коллективом и обществом в целом.
По В. Небылицыну (кандидат педагогических наук)
Метки: особенности нервной системы ребенка до года (в т. ч. новорожденного), безусловные рефлексы новорожденных детей, особенностей нервной деятельности детей, формирование условных рефлексов у детей, особенности торможения условных рефлексов у детей.
Функции рефлекса
У людей и животных есть рефлексы, которые помогают защитить их от опасности. Рефлексы — это бессознательные реакции, а это значит, что они являются автоматическими и не требуют, чтобы мозг создавал действие.
Когда мы прикасаемся к острому или горячему предмету, то быстро отдергиваем руку, даже не задумываясь об этом действии. Эта реакция очень быстрого удаления руки является естественной реакцией нашего тела, предназначенной для нашей защиты. Эта быстрая реакция называется рефлекторной бессознательной (без участия мозга) реакцией организма на стимул, и рефлексы возникают без сознательного мышления или планирования, что означает, что мозг в них не участвует. Это сильно отличается от большинства видов поведения, которые люди совершают каждый день, которые все связаны с использованием мозга.
Рефлексы защищают и позволяют передвигаться, не думая о каждом отдельном действии и реакции, которые должно совершить тело
Важно, чтобы рефлексы возникали без необходимости думать о них, потому что есть вещи, которые происходят с телом, и силы, действующие в нем, когда мы двигаемся, на которые нужно реагировать очень быстро. Рефлексы позволяют телу реагировать таким образом, чтобы помочь вам быть в безопасности, стоять прямо и быть активным
Особенности рефлексов
Рефлекс — основной механизм деятельности центральной нервной системы
Определение 1
Основным механизмом деятельности ЦНС является рефлекс (от лат. — отражённый), то есть реакция — ответ организма на раздражение из внутренней или внешней среды, которая происходит с участием ЦНС по элементах рефлекторной дуги (кольца) путём их последовательного возбуждения.
Это любое изменение в деятельности организма, возникшее в нём с участием нервной системы, в ответ на влияние внешней среды или на изменение во внутренней среде организма.
Пример 1
С помощью рефлексов регулируется выделение слюны, кишечного и поджелудочного сока и секрета поджелудочной железы во время пищеварения, изменяется интенсивность кровообращения и дыхания во время физических нагрузок, регулируется тонус мышц. Рефлекторными процессами также поддерживается постоянство внутренней среды организма (гомеостаз).
Статья: Рефлекторный механизм деятельности нервной системы. Рефлекторные дуги и кольца
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Важным условием осуществления рефлекторной реакции является нативное состояние всех элементов рефлекторной дуги и целостность взаимосвязи между ними.
По характеру рефлекторной реакции рефлексы делятся на:
- двигательные,
- секреторные,
- сердечно — сосудистые,
- дихательные,
- обменные и т. п;
по биологическому значению на:
- ориентировочные,
- защитные,
- пищеварительные,
- половые и т.п.
И.П. Павлов поделил все рефлексы человека на безусловные (врождённые) и условные (приобретённые).
Замечание 1
Понятие «рефлекс» было введено в широкое научное использование французским учёным и естествоиспытателем Рене Декартом в 1649 году.