Социализация личности — понятие и сущность, агенты, примеры

Лекция № 5. понятие социализации: этапы и механизмы ее воздействия на личность

Биофизические механизмы адаптации

Биофизика изучает адаптивную реакцию клетки или многоклеточной системы организма с точки зрения своего организма как система, открытая для внешней среды и свободно обменивающаяся с ней энергией и веществом. В то же время динамическое равновесие процессов притока и оттока вещества и энергии обеспечивает необходимый уровень устойчивого состояния живой системы, стабильность внутренней среды и различных градиентов на ее границах, определяющих физиологическое функционирование клеток и целого (см. Биология и Биологическое). организма при определенных условиях (см. Биологическая система). Живая система использует принцип обратной связи (см.) или динамической самостабилизации для поддержания стабильного состояния, которое позволяет живой системе как Клетка автоматически выбирает тот режим скорости метаболических реакций, который обеспечивает оптимальный вариант адаптации к внешней среде. Например, при повышении функциональной активности клетки (повышенное выделение тепла, производство осмотической или механической работы и т.д.) возникает дефицит АТФ в ее митохондриях и накопление АДФ и фосфора, что в свою очередь ускоряет биосинтез АТФ в дыхательной цепи.

Адаптационная реакция живой системы — это переход от одного застойного уровня метаболических реакций к другому, но поскольку метаболический процесс состоит из цепей реакций с общими химическими посредниками, этот переход обычно связан с экстремальными явлениями — началом наблюдаемого процесса или его временным замедлением (см. адаптационный синдром).

Адаптация живой клетки является следствием физико-химической гетерогенности организации ее цитоплазмы. Разделение взаимодействующих субстратов мембранами является важным принципом организации живой системы и проявляется в применении защитных и адаптивных реакций. организма. Например, ферменты лизиса (протеазы) в интактной клетке заключены в лизосомы и не могут усваивать белки. Когда клетка и ее лизосомы повреждены, их мембраны открываются, ферменты высвобождаются и переваривают клетку, осуществляя важный процесс — удаление поврежденных клеток. для организма Процесс — удаление поврежденных клеток.

Когда ультрафиолетовые лучи попадают на мембраны клеток кожи, высвобождается фермент тирозиназа, образующий пигмент меланин, который защищает организм от обжигающего действия солнечного света.

Биомембраны со встроенными в них строго последовательными ферментными цепочками (например, митохондриальная дыхательная цепь, редокс-цепочки свободного окисления в микросомах) предоставляют возможность «эстафетного» преобразования субстратов в живой клетке. Таким образом, экономическая адаптация организма в пище (индуцируется синтез ферментов, которые нужны только в этом случае), адаптация к токсинам и лекарствам (биотрансформация в микросомах) и т.д.

Возможности адаптации живой системы ограничены степенью надежности организации биомембран. Даже небольшое увеличение проницаемости ионов в мембранах приводит к потере их способности накапливать энергию.

Важную роль в регуляции состояния биомембран играют антиоксиданты (см.), которые защищают липидные слои биомембран от окислительной деградации.

Разновидность морфологической адаптации – изменение окраски

Приспособление в виде изменения окраски очень распространено в животном мире. Зачастую оно сочетается с этологическими адаптациями – определенными изменениями поведения, которые позволяют максимально использовать маскирующую, или же наоборот, предостерегающую окраску.

Можно выделить следующие варианты этой разновидности морфологической адаптации.

Угрожающая расцветка

Этот вариант окраски тела яркий и запоминающийся. Нередко это разного рода чередование темных и светлых полос. Живые существа, пользующиеся этой адаптацией как правило способны вырабатывать токсины, и предупреждают таким образом потенциальных нападающих об этой угрозе.

Мимикрия

Этот вариант приспособления проистекает из предыдущего. Животное, имеющее такую окраску само по себе безобидно, не способно нанести существенный урон или не может вырабатывать токсины.

Однако расцветка повторяет окраску тех, кто может, что заставляет животных, уже сталкивавшихся с подобной окраской, отказаться от попыток атаки.

Маскировка

Нередко сочетает и изменение формы тела. Часто встречается у насекомых, многие виды которых просто сливаются с окружающей средой. Окраска тела при этом максимально точно копирует то растение или местность, где обитает насекомое.

Так называемый покровительственный вариант окраски тела

Наиболее характерен для детенышей ряда животных, и сочетается с поведенческими приспособительными реакциями, такими как попытка затаиться и переждать в случае угрозы.

Некоторые из приспособительных реакций на первый взгляд не имеют смысла, однако после более детального изучения становится понятным их значение для конкретного вида в конкретных условиях обитания.

Больше интересной информации о примерах адаптаций можно получить при просмотре видео:

Проблемы социализации у детей

Данные проблемы тоже можно связать с различными возрастными периодами, а точнее — с выходами из возрастных кризисов, которые подробно описал советский психолог Лев Семенович Выготский. Его концепция подразумевает, что между всеми возрастными периодами существуют кризисы, выход из которых может быть как со знаком «+», так и со знаком «-». Таким образом, не правильный выход из какого либо возрастного кризиса приводит к нарушению процесса социализации.

Нарушение социальной интеграции может произойти по многим причинам: отсутствие одного или обоих родителей, неблагоприятные условия проживания, в том числе и пагубные привычки родителей, непринятие со стороны сверстников, врожденные патологии и многое другое. 

Варианты адаптации

Гийом Лекуантр, выделив, с одной стороны, примитивные структуры и производные структуры, а с другой стороны, примитивную функцию и производную функцию, выделяет четыре варианта:

Четыре варианта адаптации
Примитивная функция Производная функция
Примитивная структура Пример до адаптации : перья теропод (динозавров и т. Д.) Exaptation ex: птичье перо
Производная структура Трансаптация = улучшение общей функции, например, глаз многоклеточных Адаптация, например, антифризные белки нототениоидов (трески)

« Коэволюция приводит к установлению адаптаций и контр-адаптаций у организмов, вовлеченных в антагонистические взаимодействия . »

Фазы социализации личности

Социализация никогда не происходит спонтанно. Весь процесс социализации протекает в три основных этапа:

  • Первый этап. На этой фазе происходит овладение и запоминания тех норм и ценностей, что присущи для этого общества. По итогам индивид пытается соответствовать тем, кто его окружает.
  • Второй этап. На этой фазе личность стремится получить признание, работает над собой, дабы оказывать влияние на других людей.
  • Третий этап. На этой стадии индивид ставит перед собой определенные цели, пытается добиться их, самореализоваться, чтобы вступить в социум и найти там свое место.

Только хронологическое соблюдение всех трех этапов помогает благополучно осуществить процесс вхождения в социум. Все эти процессы можно рассмотреть на стадиях взросления и становления личности человека.
Рис. 2. Стадии социализации личности

Слово

До XIX — го  века , то натуралист не использовал термин «адаптация»; они предпочитали слова «удобство» и «гармония». Последний отражает идеи финалистов, которых на тот момент было большинство.

Произведенный от слов «адаптироваться» и «адаптироваться», термин «адаптация» используется взаимозаменяемо с процессом (который может занять несколько миллионов лет) или результатом процесса (шея жирафа). Иногда его используют как синоним слова «выбор».

Его часто путают с «  экстаптацией  », например, с «преадаптацией».

Шесть эпистемологических ситуаций

Систематический зоолог Гийом Лекуантр выделяет шесть ситуаций:

«В повседневном языке слово« адаптация »иногда понимается как процесс, действующий в живых системах, иногда как конкретные результаты, проистекающие из этого процесса.

«С другой стороны, независимо от этого деления, адаптация или прилагательное« адаптированный »без разбора приписываются либо конкретному изолированному признаку, либо целому организму, но взяты индивидуально или даже к виду с его размером. на основе.

«При пересечении этих двух призм возникает шесть эпистемологических ситуаций.

Если рассматривать масштабы популяции и межвидовые отношения, адаптация как процесс представляет собой дифференцированный репродуктивный успех между вариантами, полученными путем естественного отбора. Адаптация в результате — это производное состояние характера, дающее проверяемое преимущество в данной среде. «

Проблема определения адаптации

Философ Ю. Урманцев указывает на то, что по объёму и содержанию «адаптация» — понятие не только междисциплинарное, но и весьма сложное

Он обращает внимание на недостатки определений, предлагаемые энциклопедиями, а именно :

  1. Тавтологичность и отсутствие указаний на существенные и специфические признаки, которые бы выделяли именно адаптацию ;
  2. Охватывание определением «адаптация», как правило, только одного (обычно медико-биологического) вида адаптации из, во много раз большего, числа существующих;
  3. Вызванное этим отсутствие корректного определения вообще, а тем самым и методологических указаний о возможных путях развития учения об адаптации.

Процесс развития жизни на земле предполагает наличие адаптации у организмов. Начинается эта адаптация с самых примитивных видов — приспособления к окружающей среде и к существующим условиям. Возникновение и выживание организмов возможно только при соответствии организмов окружающей среде. Выживают те организмы, которые вырабатывают лучшие формы своего сохранения. Их развитие, переход организмов на более высокую ступень обусловлены необходимостью адаптации. Таким образом, эволюция и адаптация суть процессы, неотделимые друг от друга.

Под адаптацией можно понимать так же способность любой системы получать новую информацию для приближения своего поведения и структуры к оптимальным. Системы адаптивны, если при изменении в их окружении или внутреннем состоянии, снижающем их эффективность в выполнении своих функций, они реагируют или откликаются, изменяя своё собственное состояние или состояние окружающей среды так, чтобы их эффективность увеличилась . Термин адаптация можно рассматривать в трех аспектах:

  1. Адаптация как свойство системы приспосабливаться к возможным изменениям функционирования — ;
  2. Адаптация как сам процесс приспособления адаптивной системы — собственно, адаптация;
  3. Адаптация как метод, основанный на обработке поступающей информации и приспособленный для достижения некоторого критерия оптимизации — адаптационные алгоритмы.

В более широком смысле, адаптациями в биологии называют возникновение и развитие определенных, конкретных морфофизиологических свойств, значения которых для организма связаны с теми или иными общими или частными условиями его абиотической и биотической среды.

Адаптация как адаптационный ответ

Адаптация как адаптационный ответ, может осуществляться на различных уровнях:

  1. На уровне клетки в виде функциональных или морфологических изменений;
  2. На уровне органа или группы клеток, имеющих одинаковую функцию;
  3. На уровне организма как морфологического так и функционального целого, представляющего собой совокупность всех физиологических функций, направленных на сохранение витальных функций и самой жизни.

С учетом этого H. Hensel выделяет различные уровни адаптационных процессов :

  1. Привыкание — начальный процесс адаптации под влиянием кратковременного воздействия стрессора,
  2. Функциональную адаптацию — продолжительное состояние, возникающее под влиянием определенных раздражителей, приводящих к физиологическим изменениям гомеостаза человека,
  3. Трофо-пластическую адаптацию — дальнейшая ступень адаптационных процессов, не принадлежит к терапевтической области реабилитационной медицины, так как при ней наступают морфологические изменения органов и систем человеческого организма.

Главное содержание адаптации, по мнению Т. Пилат, — это внутренние процессы в системе, которые обеспечивают сохранение её внешних функций по отношению к среде. Если структура системы обеспечивает ей нормальное функционирование в данных условиях среды, то такую систему следует считать адаптированной к этим условиям. На этой стадии устанавливается динамическое равновесие, при котором происходит изменение физиологических показателей в границах нормы. Организм клинически здорового человека с высокими адаптивными способностями обладает значительным потенциалом саморегуляции и самовосстановления. Для поддержания здоровья ему достаточно вести здоровый образ жизни, соблюдать принципы сбалансированного питания .

При этом, по мнению Ю. Малова, здоровье или норма — состояние относительно стабильное, но оно не может сохраняться в течение всей жизни, ибо в природе не существует абсолютно адаптированных к данной среде индивидов. Длительное пребывание в одних и тех же условиях всё же рано или поздно приведет к развитию какой-либо болезни, которая является механизмом элиминации индивида .

Измерение адаптированности

В результате обработки многолетних наблюдений при сравнительном анализе популяций и групп, находящихся в различных экологических условиях (на Крайнем Севере и в средних широтах Сибири), и Е. И. Смирновой под руководством ак. АМН СССР К. Р. Седова получен вывод: наибольшую информацию о степени адаптированности популяции к экстремальным или просто изменившимся условиям несут корреляции между физиологическими параметрами.

Если система факторов организована в соответствии с принципом () то с ростом адаптационного напряжения размерность облака точек, представляющего группу в пространстве физиологических параметров, снижается, растет сумма абсолютных величин и, в то же время, растет разброс этого облака — возрастают .

Если происходит взаимное усиление давления различных факторов (синергичные системы), то, напротив, с ростом адаптационного напряжения размерность облака точек, представляющего группу в пространстве физиологических параметров, растет, падает сумма коэффициентов корреляции. Дисперсии в то же время возрастают — так же, как и в предыдущем случае.

Похожие термины:

перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.

процесс и результат приспособления педагогического работника к профессиональной деятельности, педагогическому коллективу. А.п. может происходить с разной степенью быстроты и успешности (наприм

процесс приспособления молодых людей к условиям производства.

психическое явление, выражающееся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.

приспособление к условиям обучения в образовательных учреждениях среднего или высшего профессионального образования.

процесс и результат приспособления педагогического работника к профессиональной деятельности, педагогическому коллективу. Адаптация педагога может происходить с разной степенью быстроты и усп

повышение порога ощущений, то есть снижение интенсивности ощущений при длительном действии стимула.

процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. — М., 2005. )

постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и результат этого процесса.

процесс и результат успешного приспособления выпускника образовательного учреждения (начального или среднего) профессионального образования к изменившимся социальным условиям: профессиональн

совокупность морфофизиологических и поведенческих особенностей организма (вида), обеспечивающая возможность специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды.

приспособление человеческих сообществ, социальных групп и отдельных индивидуумов к меняющимся природногеографическим и историческим (социальным) условиям жизни посредством изменения стереоти

процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к условиям социальной среды путем усвоения ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе, а также пр

Упрощение, приспособление, облегчение или усложнение текста в соответствии с уровнем языковой компетенции учащихся

При оценке сложности текста принимается во внимание количество незнакомых ле

социально-психологическое приспособление к существующим в обществе гендерным отношениям, нормам и ролям. В процессе гендерной адаптации развиваются умения и навыки соотнесения своей психиеской

явление, характеризующее наиболее оптимальное приспособление психики человека к условиям среды жизнедеятельности, частным условиям

Система приемов обучения, которая служит для преодоления психологических, языковых барьеров общения в иноязычной среде, способствует активизации речевых умений. Включает обучение слухопроизнос

приспособление ребенка к принятым в обществе правилам и нормам поведения в результате преодоления последствий психологической или моральной травмы.

Процесс приспособления человека к условиям жизни, нормам поведения, нормам общения в новой социальной среде. См. социальная адаптация, адаптация.

способ организации и управления развитием воспитания, основанный на свободном выборе ценностей и целей, определении адекватного им содержания, педагогических технологий и критериев оценки резу

Стадии социализации

Любой человек в своей жизни когда-то начинал входить в социум. В основном это происходит еще в самом далеком в детстве, когда ребенка отдают в детский сад и он впервые начинает взаимодействовать с другими детьми, с чужими людьми, новыми взрослыми и прочее. Этот процесс и называется социализацией личности. По сути, он преследует нас всю свою жизнь, так как мы часто контактируем с новыми людьми, идем по ступеням образования, профессиональных должностей.
Рис. 1. Социализация личностиДве основы, которые составляют весь процесс социализации:

  • Начальная стадия. Или первичная. Все начинается с рождения индивида и тянется до самой его смерти. Изначально он осознает себя лишь в кругу семьи, перенимает принципы поведения от родителей. Затем круг общения расширяется — ребенок идет в детский сад, где уже начинается процесс социализации как таковой, ведь ему приходится взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Их поведение и правила могут отличаться от тех, какие приняты в семье каждого отдельно взятого индивида.
  • Вторая стадия. На этой стадии у индивида начинает перестраиваться его личность, меняются убеждения, ценности, после того, как он вступает в период зрелости и начинает осознавать свое место в социальной группе.

Типы социализации

Поскольку социализация – сложный и многогранный процесс, существует множество ее типов. Давайте рассмотрим некоторые общепризнанные.

Первичная или базовая социализация

Происходит в самом начале жизни ребенка, в первую очередь, под влиянием семьи. Необходима для гармоничного физического и умственного развития и включает в себя изучение языка, правил поведения, основных социальных норм и обычаев той культуры, где родился ребенок.

Вторичная социализация

Происходит вне семьи и продолжается всю жизнь, когда человек сталкивается с группами и ситуациями, которые не были частью первичного опыта социализации, например, в школе, где требуется совершенно иное поведение по сравнению с тем, что было привычным для дома.

Растущий ребенок получает очень важные уроки социального поведения от своих сверстников. Вторичная социализация также происходит в университете, на рабочем месте или во время путешествий, т.е. в тех случаях, когда человек познает и адаптируется к «законам жизни», принятым в других группах.

Позитивная социализация

Это процесс усвоения моделей и норм поведения, которые являются социально допустимыми и желательными для общества. Например, нас с детства учат уступать место в транспорте пожилым людям, не брать чужие вещи, извиняться, когда причинили кому-то неприятности.

Негативная социализация

Представляет собой процесс, противоположный позитивной социализации, и предполагает усвоение человеком моделей поведения, которые не укладываются в рамки общепринятой морали или считаются асоциальными. Сюда относится злоупотребление алкоголем, наркомания, использование ненормативной лексики, беспорядочные половые связи.

Предвосхищающая или опережающая социализация

Это процесс подготовки человека к смене статуса или роли, когда он осваивает ценности и стандарты группы, к которой планирует присоединиться. Данный тип социализации необходим для облегчения перехода в новую группу и успешной адаптации в ней.

Концепция предвосхищающей социализации была предложена американским социологом Сэмюэлем Стоуффером. В одном из исследований он обнаружил, что рядовые солдаты, которые заранее моделировали свое поведение по образцу офицеров, имели больше шансов получить повышение, чем те, кто этого не делал .

Примером опережающей социализации может служить совместное проживание мужчины и женщины до свадьбы. Так они привыкают к будущим новым ролям мужа и жены, прежде чем начинают выполнять их на законных основаниях.

Формальная социализация

Происходит в организованной среде, т.е. официально признанных учреждениях и организациях (например, в школе или трудовом коллективе) через обучение четко установленным правилам, нормам, навыкам, обязанностям.

Неформальная социализация

Это процесс обучения, происходящий вне формальной структуры, когда сверстники и другие опытные участники некой социальной группы обучают новичка исполнению своих ролей.

Гендерная социализация

Представляет собой процесс обучения людей тому, как вести себя в обществе в соответствии с гендером, который «назначается» при рождении на основе полового фенотипа. Сегодня широко распространено мнение, что большинство различий в гендерном самовыражении связано не с генетическими факторами, а с жестко закрепленными ожиданиями общества, которые, по мнению доктора медицины Роберта Блюма, приводят к возникновению у подростков проблем психического и физического плана .

Культурная социализация

Осуществляется в основном родителями, которые знакомят детей с особенностями их расы, этнического наследия, культурных обычаев и традиций. Примерами культурной социализации могут служить: чтение книг об исторических личностях, участие в культурных праздниках, поощрение детей к использованию родного языка. Она также включает такое понятие, как «подготовка к предвзятости», когда родители рассказывают ребенку о проблемах, присущих той или иной культуре, расе (дискриминации) и способах справляться с ними [].

Репрессивная социализация

Тип социализации, при котором обучение определенным нормам осуществляется через ограничения и наказания за «неправильное» поведение. Репрессивная социализация направлена на развитие послушания и подчинения.

Партисипативная социализация

Представляет собой процесс обучения через вознаграждение за «хорошее» поведение.

Теперь, когда вы знаете больше о типах социализации и о том, почему она так важна, предлагаем познакомиться со взглядами ученых умов на этот процесс.

Особенности адаптаций

Стоит отметить и следующие особенности адаптаций:

  • адаптация а одному фактору окружающей среды не даёт организму такой же адаптации к другим факторам;
  • каждый вид организмов может существовать до тех пор, пока он адаптирован к данным экологическим факторам.

Прослеживается наследственная обусловленность основных адаптаций организмов к факторам внешней среды наследственно обусловлены. Их формирование происходило на историко-эволюционном пути биоты, в результате чего они изменялись вместе с изменчивостью экологических факторов.

Организмы адаптированы к постоянно действующим периодическим факторам, но среди них важно различать первичные и вторичные. К первичным относят те факторы, существование которых началось ещё до возникновения жизни на планете: температура, освещенность, приливы и отливы и т.д

Адаптация организмов к этим факторам является наиболее древней и совершенной

К первичным относят те факторы, существование которых началось ещё до возникновения жизни на планете: температура, освещенность, приливы и отливы и т.д. Адаптация организмов к этим факторам является наиболее древней и совершенной.

Вторичные периодические факторы представляют собой следствие изменения первичных: влажность воздуха, зависящая от температуры; ряд биотических факторов внутривидового влияния и т.д. Они возникли позднее и адаптация к им не всегда выражена.

Действие непериодических факторов может сопровождаться катастрофическими последствиями, вызывая болезни и смерть организмов и должны отсутствовать в нормальных условиях существования организмов.

По способу приспособления адаптации можно разделить на 3 вида:

  1. физиологические, заключающиеся в изменении физиологии организмов (например, особенности ферментативного набора в пищеварительном тракте);
  2. этологические, заключающиеся в поведенческих изменениях (сезонные миграции, спячка и т.д.);
  3. морфологические адаптации, заключающиеся в изменении строения организма (изменения строения листов у растений, обитающих в пустынях и т.д.).

Помимо вышеперечисленных, выделяют адаптации, основанные на способе добычи пищи и воды (длинная шея жирафов, длинные корни растений в пустыне); на защитных способностях (иглы у ежа, полосы у зебр); на способностях к поиску и привлечению партнеров у животных и опылению у растений (яркий окрас у птиц, пение, запах и цвет цветков и т.д.).

Замечание 1

Таким образом, адаптация является сложным фактором эволюции живых организмов, обеспечивающим и поддерживающим их существование на нашей планете.

Особенности адаптации

Адаптация характеризуется с помощью терминов «адаптивность» и «адаптированность».

Адаптивность — способность организма или системы приспосабливаться к меняющимся условиям.

Адаптированность — состояние, являющееся результатом адаптации.

Понятие «адаптированность» используют преимущественно по отношению к человеку.

Пример 4

Например, исследуют адаптированность новых членов коллектива или проверяют адаптированность студентов к учебе в институте.

Особенности социально-психологической адаптации:

  • реализуется в постоянно меняющейся среде;
  • часто не имеет четких границ;
  • отличается чрезвычайной индивидуализированностью;
  • характеризуется высокой степенью активности преобразовательной функции;
  • в идеале в качестве цели рассматривается не приспособление, а самореализация личности.

Биологическая адаптация тесно связана с эволюцией. Ее конечной целью является выживание биологического вида в условиях большой конкуренции. Особенностью биологической адаптации является наличие тесно связанных между собой адаптационных процессов, протекающих в рамках биоценоза.

Пример 5

Например, изменения в строении цветка приводят к изменению хоботков насекомых.

Адаптации, развивающиеся в ответ на один запрос, иногда помогают справиться с другими проблемами. Перья, вероятно, были первым приспособлением для осязания или регулирования температуры. Позже перья стали длиннее и жестче, позволяя планировать, а затем и летать. Такие признаки называются экзаптациями.

Некоторые черты теряют свою функцию, когда другие приспособления становятся более важными или когда меняется окружающая среда. Свидетельства этих черт остаются в рудиментарных формах.

Пример 6

У китов и дельфинов есть рудиментарные кости ног, которые их предки использовали для ходьбы.

Роль агентов и институтов

Учёные-социологи выделяют 2 группы людей, которые влияют на развитие и становление личности в процессе социализации:

  1. Первичная — знакомые люди, или неформальные агенты. К ним относятся хорошо известные друг другу члены малого сообщества: семья, родители, соседи;
  2. Вторичная – незнакомые люди — формальные агенты, или институты. Это множество людей, связанных формальными отношениями: детский сад, школа, фирма, предприятие, город, государство и др.

Обе группы играют различную роль и влияют на формирование личности в определённом направлении:

Обучение и воспитание ребёнка от 0 до 3-х лет происходит под воздействием основных агентов: родителей и ближайших родственников. Они формируют мотивацию и первичное отношение личности к окружающим.

  • После 3-х лет индивид вступает во взаимоотношения с дополнительными агентами: воспитателями, учителями, врачами. Большинство детей дошкольного возраста активно овладевает навыками мышления и познания под воздействием неформальных агентов.
  • В 8 — 15 лет (школьный период) на них оказывают влияние ровесники, взрослые люди, принадлежащие к разным социальным группам, СМИ, Интернет. Такое разнообразное окружение не исключает отрицательного воздействия на личность и возможность асоциального поведения.
  • Таким образом, к 15-18 годам личность считается сформированной. В дальнейшем свою роль играют другие социальные институты. Они используют другие средства, оказывающие влияние на её нравственные и психологические изменения.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: