Консультация для воспитателей «формирование предложно-падежных конструкций, обозначающих пространственные отношения»

Что такое предлог – самое правильное и простое определение

Игры на закрепление предлогов

Наиболее эффективно умение ориентироваться развивается в игре.

Подбери пару

Распечатать предложенные или составить свои наборы. Рассмотреть. Выяснить, что происходит на картинках, почему рядом с картинкой нарисована именно такая карточка-схема. Разрезать, перемешать. Предложить ребёнку выложить карточки-схемы в столбик (мало кто знает как это) и подобрать к каждой из них карточку с сюжетом.

Действие – карточка схема

Возьмите книжку и ручку. Выполняйте следующие манипуляции, а ребёнок называет действие и подбирает карточку-схему. Каждый раз задаём вопросы: «где находится ручка?» и (если уместно) «откуда ручку достанем?»

  1. Ручка на книжке
  2. Ручка под книжкой
  3. Ручка в книжке
  4. Ручка за книжкой (книжку ставим вертикально)
  5. Ручка над книжкой
  6. Ручка справа от книжки. Перемещаем через книжку на левую сторону.
  7. Ручка между книжками

Игра «Сделай по команде»

Взрослый даёт команду, ребёнок выполняет: руки за спиной (откуда руки достанем?), на голове, над головой, за головой (откуда руки достанем?), под подбородком, перед грудью. Голова между ладонями. Достань ухо через голову.

Будет здорово, если дети сами нарисуют простенькие сюжеты на заданный предлог.

Малышам будет интересно посмотреть на видео

Видео:Урок 36. Пространственные предлогиСкачать

МОРФОЛОГИЯ

Предлог как служебная часть речи.

Предлог — это служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных, местоимений от других слов в словосочетании и предложении. Предлоги не являются членами предложения, но входят в состав членов предложения, например: В лесу раздавался топор дровосека (Н. Некрасов).

Разряды по значению.

По значению предлоги делятся на разряды:

пространственные предлоги. Они указывают на место, например: в, на, под, около, у, к, над;

временные предлоги. Они указывают на время, например: через, к, до, с, перед, в течение;

причинные предлоги. Они указывают на причину, например: по, от, вследствие, из-за, за, ввиду;

целевые предлоги. Они указывают на цель, например: для, ради, на;

предлоги образа действия. Они указывают на образ действия, например: с, без, в, по;

дополнительные предлоги. Они указывают на предмет, на который направлено действие, например: о, об, про, с, по, насчет.

     Некоторые предлоги могут выражать различные значения, например: предлог к может передавать пространственные и временные значения (подойти к дому, подойти к часу дня).

Непроизводные и производные.

     Предлоги бывают производные и непроизводные.

     К производным относятся предлоги, которые были образованы путем перехода самостоятельных частей речи в служебные, утрачивая при этом свое лексическое значение и морфологические признаки, например: предлог путем (убедить путем веских доказательств) происходит из существительного путем в творительном падеже (служит удобным путем). Производные предлоги используются обычно с каким-либо одним падежом, например: предлог благодаря употребляется только с дательным падежом (благодаря смелости).

     К непроизводным относятся предлоги, необразованные от самостоятельных частей речи, например: до, для, из, к, под, с, у, через. Большинство непроизводных предлогов употребляется с разными падежами.

Простые и составные.

     Предлоги бывают простые и составные.

     Простыми называются предлоги, состоящие только из одного слова, например: под, с, у, около, из-за, вблизи.

     Составными называются предлоги, состоящие из двух или трех слов, например: в связи, в счет, в течение, в связи с.

Однозначные и многозначные.

     Предлоги бывают однозначными и многозначными.

     Однозначные предлоги употребляются только с одним падежом, например: из леса (род. п.), к дому (дат. п. ).

Примечание. Следует запомнить, что предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу употребляются только с дательным падежом.

     Многозначные предлоги могут употребляться с несколькими падежами, например: предлог под употребляется с винительным (взять под контроль) и творительным падежами (спать под крышей).

Правописание.

Через дефис пишутся сложные предлоги из-за, из-под, по-над, по-за, по-под, с-под, для-ради, за-ради.

Слитно пишутся производные предлоги, образованные на основе наречий, например: выйти навстречу гостям, дата стояла вверху письма.

Слитно пишутся производные предлоги: вследствие, ввиду, насчет, вместо, наподобие, вроде, сверх.Примечание. Словосочетание иметь в виду пишется в три слова.

Раздельно пишутся производные предлоги: в течение, в продолжение, по причине, в целях, со стороны, в виде, в связи с.

Вы находитесь на сайте Xenoid v2.0:
если вам нужно быстро, подробно и недорого
решить контрольную — обращайтесь. Возможны консультации
онлайн. См. раздел «Решение задач».

Вожделеете пустить для себя новейшие впечатления от интимного времяпрепровождения? Наши самостоятельные шлюхи Казани исполнять ваши сексовые причуды явью. Явка с ними будет сформирована сегодня.

Copyright 2005-2013 Xenoid v2.0

Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылкиХимия: решение задач

Правописание предлогов

Предлоги употребляются только со словами, которые изменяются по падежам, и пишутся с ними раздельно:

спать на кровати, добавить к трём, стоять между ними.

Предлоги необходимо отличать от приставок, которые пишутся слитно со словами, к которым они относятся. Чтобы отличить предлог от приставки надо запомнить что:

  1. Предлоги не употребляются с глаголами — у глаголов бывают только приставки:написал, погуляю, задумали.
  2. После предлога всегда можно поставить падежный вопрос:бабочка села на (что?) цветок,гуляли вдали от (чего?) дома.
  3. Между предлогом и словом, к которому он относится, можно вставить ещё какое-нибудь слово (местоимение или прилагательное):бабочка села на синий цветок,гуляли вдали от моего дома.

После приставки к остальной части слова нельзя поставить падежный вопрос и между приставкой и корнем никакого слова вставить нельзя:

свернуть в проулок, почувствовать сладкий привкус.

В предлогах в течение, в продолжение, вследствие, в заключение, в завершение, наподобие, в отличие от на конце пишется Е.

Предлоги в течение и в продолжение имеют значение времени, они являются синонимичными и могут заменять друг друга:

в течение дня – в продолжение дня.

Примечание: у существительных течение, продолжение, следствие в предложном падеже пишется окончание И:

в течении реки, в следствии по делу, в продолжении книги.

Раздельное, слитное и дефисное написание предлогов не подчиняется никаким правилам, поэтому правильное написание предлогов надо запомнить или проверять по орфографическому словарю.Написание предлоговслитнораздельночерез дефис

ввиду, взамен, вместо, внутри, вроде, вслед, вследствие, вопреки, навстречу, наподобие, наперекор, напротив, насчёт, невзирая на, несмотря на, посередине (посредине), посредством, сверх, сбоку от в виде, в деле, в заключение, в меру, в области, в отличие, в отношении, в продолжение, в связи с, в силу, в смысле, в соответствии, в течение, в целях, во имя, за исключением, за счёт, по мере, по поводу, по причине, под видом из-за,из-под,по-над,по-под

Примечание: выражение иметь в виду пишется в три слова.

Предлог несмотря на пишется слитно, а деепричастие, от которого он образован (не смотря) — раздельно. Чтобы отличить предлог от деепричастия стоит запомнить, что предлог несмотря на можно заменить предлогом вопреки, а деепричастие не смотря можно заменить деепричастием не глядя:

несмотря на неприятности – вопреки неприятностям,

не смотря в глаза – не глядя в глаза.

Правописание

1.Через дефис пишутся предлоги из-за, из-под, по-над, по-за

2.Раздельно пишутся предлоги в течение, в продолжение, в отличие от, в заключение, в связи с, в силу, в целях, за счёт, в виде и др.

Пишутся слитноПредлоги Отличие от сочетания существительного с предлогом

Ввиду(=по причине, из-за)
Иметь в виду, в виду(=вблизи, в пределах видимости)

Наподобие, вроде(=подобно, как)
Обрати внимание на подобие матери и дочери «В роде Ивановых все блондины»

Насчёт(=о)
Положи деньги на счёт в банке

Вместо(=за)
В лесу мы зашли в место, куда с трудом проникали солнечные лучи

Вследствие(=по причине, из-за)
В следствии по уголовному делу

Вслед:Мы с лёгкой грустью смотрели вслед уплывающему паруснику
Дедушка внимательно всматривался в след пробежавшего недавно по снегу зверя
Образованные от наречий: быть внутри дома,идти навстречу ветру, растут вдоль дороги и др.

На встречуодноклассников мы собираемся каждые десять лет

3.Несмотря на, невзирая на(=хотя), вслед за(=за) пишутся в два слова

Видео:ЕГЭ по русскому языку. НЕ с разными частями речиСкачать

Виды предлогов

Существует несколько классификаций, которые направлены на структурирование этой части речи:

  • Разряды, которые определяются смыслом слова.
  • Виды по составу.
  • Виды по происхождению.

В первую очередь разберемся с разрядами. Проще всего рассмотреть эту классификацию в формате таблицы:

Разряд Предлоги Примеры употребления
Места В, из-за, к, под, у, возле, около, до, за, через, мимо Из-за гор, у метро, через реку и т.д.
Цели Для, ради, за, с целью, в целях, по, на, к Для радости, за тортом, ради безопасности
Объекта действия О, обо, насчет, об, про О любви, насчет денег, про Васю
Образа действия Без, с Без скромности, с сочувствием
Времени В, до, через, в течение, в заключение, к, по, после, в продолжение До среды, через месяц, в течение недели
Причины От, благодаря, ввиду, из-за, ради, в силу, вследствие Из-за бури, ввиду обстоятельств, от дождя
Уступки Несмотря на, вопреки Вопреки всему, несмотря на отчаяние
Сравнения Вроде, как, с, наподобие Что-то вроде платья, размером с кошку

Также эта часть речи может классифицироваться по составу. В данном случае есть три основных группы:

  • Простые. То есть, состоящие из одного слова.
  • Сложные. Представлены двумя лексическими единицами, написанными через дефис. К примеру, «из-за».
  • Составные. Также включают в себя два слова, но не объединены дефисом. Например, «в течение».

Последний существующий способ разделения на виды – по происхождению. Здесь есть всего две группы: производные и непроизводные. Первые были созданы на основе слов других частей речи. Как, скажем, предлог «в зависимости». Очевидно, он образован от существительного «зависимость». Внутри этого пункта также есть дополнительная систематизация по признаку происхождения от определенной части речи. Вторые же всегда были предлогами. Они не напоминают никакие другие слова и имеют только одно значение. Примеры предлогов такого вида: в, из, на и т.д.

Самостоятельные части речи

Самостоятельные части речи — это такие слова, которые являются членами предложения и имеют лексическое значение, то есть называют предметы, признаки, действия, количество. В русском языке они представляют собой подавляющее большинство. 

Их синтаксическая роль — подлежащие, сказуемые, дополнения, определения, обстоятельства. 

К самостоятельным частям речи относятся:

Имя существительное — обозначает предмет, лицо, явление, понятие (вопросы кто? и что?);

Имя прилагательное — обозначает признак, свойство или принадлежность признака предмету (вопросы какой? и чей?);

Имя числительное — обозначает количество или порядок при счете предметов (вопросы сколько? и который?);

Местоимение — указывает на лицо, признак или количество, конкретно не обозначая их. Служат заменой для других частей речи и позволяют разнообразить текст без потери смысловой части;

Глагол — напрямую обозначает действие или состояние предмета как процесс, выполняемый в определённый промежуток времени (что делать? и что сделать?);

Причастие — обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию или состоянию (что делающий? что сделавший? какой? какая? какое?). Используются для разнообразия текстовой составляющей;

Деепричастие — обозначает добавочное действие по отношению к основному действию, выраженному глаголом-сказуемым (что делая? что сделав?). Деепричастие делает текст более выразительным и добавляет смысловую нагрузку;

Наречие — обозначает признак действия, признак другого признака или признак предмета (как? где? куда? откуда? почему? сколько? зачем?). Наречие помогает выражать признаки и состояния.

Категория состояния — указывает на испытываемое состояние. Похоже на наречие, но выражает состояния исключительно живых существ — холодно, зябко. 

Местоимения также включают несколько подвидов: 

  • личные: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они;
  • возвратное: себя;
  • притяжательные: мой, твой, наш, ваш, свой;
  • относительные/вопросительные: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько;
  • отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей, нисколько;
  • неопределенные: некто, нечто, кто-то, кое -кто, какой-то, что-нибудь, некоторый, несколько;
  • определительные: сам, самый, любой, иной,каждый, целый, весь, другой;
  • указательные: этот, тот, таков, такой, тот-то, такой-то, столько, столько-то.

Существительные, в свою очередь, могут быть неодушевленными или одушевленными. Первые обозначают предметы, а вторые — живых существ. Изменение по родам, числам и падежам (склонение существительных) сохраняются. 

Самостоятельные части речи служат основой текстовой составляющей. Именно они позволяют выражать чувства, состояния, эмоции и действия персонажа. Без них текст не существовал бы. Русский язык — это тесное сплетение служебных и самостоятельных частей речи.

Список предлогов

Предлагаем вашему вниманию список распространенных предлогов с указанием падежей существительных и местоимений, с которыми их произносят:

  • в (во) – с винит. п. (в парк) и предлож. (в парке);
  • за – с винит. п. (за угол) и творит. (за углом);
  • без (безо) – с родит. п. (без умысла, безо всякого предупреждения);
  • к (ко) – с дат. п. (ко времени, к дому);
  • до – с родит. п. (до зимы);
  • на – с винит. п. (на стол) и предлож. (на столе);
  • для – с родит. п. (для урока);
  • вместо – с родит. п. (вместо него);
  • из, из-за, из-под – с родит. п. (из окна, из-за угла, из-под скамьи);
  • о (об, обо) – с винит. п. (об заклад) и предлож. (о маме, обо всем);
  • кроме – с родит. п. (кроме меня);
  • над (надо) – с творит. п. (над головой);
  • от (ото) – с родит. п. (ото сна, от друга);
  • с (со) – с родит. п. (с качели), с винит. п. ( размером со слона), с творит. п. (с сыном);
  • по – с винит. п. (по колено), дат. п. (по дороге) и предлож. (грустить по былому);
  • про – с винит. п. (сказ про Петра);
  • у – с родит. п. (у машины);
  • среди – с родит. п. (среди сосен);
  • под (подо) – с винит. п. (под глаза) и творит. (под подушкой).

Комментировать0 (Пока оценок нет)Загрузка…Похожие публикации:

  1. Разряды предлогов (с таблицей)

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

  • Основная мысль текста и как ее определить
  • Дополнение, определение, обстоятельство
  • Правописание числительных
  • Публицистический стиль речи
  • Как определить стиль текста и тип речи

Предлоги <хедер itemprop=»name»> Разряды предлогов (с таблицей)0 комментариев

Предлоги <хедер itemprop=»name»> Составные предлоги0 комментариев

Предлоги <хедер itemprop=»name»> Слитное и раздельное написание производных предлогов0 комментариев

Предлоги <хедер itemprop=»name»> Производные предлоги0 комментариев

Видео:Предлог 7 класс, видеоурок презентацияСкачать

Предлог: определение и признаки

В русском языке выделяют самостоятельные части речи, которые называют предмет (имя существительное), признак предмета (имя прилагательное), действие (глагол) и т.д. У них есть грамматические, морфологические и синтаксические особенности.

Вместе с ними функционируют служебные части речи, и среди них ярко выделяются предлоги.

Давайте проанализируем простое предложение для того, чтобы понять определение слова «предлог»:

На столе стоит овсяная каша с яблоком.

В этом предложении выделим самостоятельные части речи и короткие слова на, с. Они связывают части речи в предложение, помогают им создать падежную форму. Однако сами по себе они не имеют лексического значения и грамматических признаков, не изменяются по родам, числам или падежам. К ним нельзя задать вопрос. Это – предлоги.

Научное определение этой части речи звучит так:

Проанализируем еще одно предложение:

В парке мы катались на качелях.

Предлоги в, на помогают создать падежные формы существительных «парк» и «качели». Если их убрать, предложение теряет смысл и превращается в набор отдельных слов:

Парк, мы, катались, качели.

Делаем вывод: предлог вместе с падежами имен существительных выражает разные смысловые и грамматические отношения между частями словосочетания или предложения.

Презентация на тему: » Повторительно-обобщающий урок Тема: ПРЕДЛОГ. Предлоги это служебные слова, указывающие на различные грамматические отношения между словами в словосочетании.» — Транскрипт:

1

Повторительно-обобщающий урок Тема: ПРЕДЛОГ

2

Предлоги это служебные слова, указывающие на различные грамматические отношения между словами в словосочетании и предложении

3

Вследствие усталости переход длился дольше. В следствии использованы показания свидетелей.

4

Любознательным В русском языке всего около 200 предлогов. Однако после имен существительных, глаголов и местоимений по частоте использования стоят именно предлоги. Девять из них (в, на, с, к, по, за, у, из, о) включаются в 30 самых частотных слов русского языка. Любопытно, что предлог в возглавляет этот список, на четвертом месте стоит предлог на. Между пятью падежами, с которыми употребляются слова этой части речи, предлоги распределяются неравномерно: с родительным используется почти 115 предлогов, с творительным -24, с винительным – 20, с дательным – 19, с предложным – 7.

5

Замените производные предлоги непроизводными Вследствие положения В течение дня Спустя несколько лет Ввиду приближения каникул Сидеть возле костра

6

Любознательным По наблюдениям профессора А.Н.Гвоздева, предлоги появляются в речи детей позднее, чем все остальные части речи, в возрасте около 1,5 лет. До этого времени обычным является пропуск предлогов: «повесь стенку» ( повесь на стенку ), «пойду Симе» ( пойду к Симе). Раньше всего ребенок начинает включать в свою речь простые первообразные предлоги в пространственном значении: в, на, у, про, из, от, с, за.

7

В продолжение лета, в течение часа, удивительная прогулка, чувствовать, мало –помалу привыкать, идти гуськом, неизлечимые болезни, предвестник дум, совсем стемнело, поворачивать вправо. Словарная работа

8

Любознательным Вы хорошо знаете, что в русском языке предлог стоит перед существительным или местоимением ( смотреть на звезды, приблизиться к ней). Если существительное имеет определение, то предлог ставится перед ним (смотреть на ночные звезды). Любопытно, что в других языках предлог может находиться и в других частях предложения. Например, в английском языке бывают такие случаи, когда предлог стоит либо в начале, либо в конце предложения. For whom have you sent?(За кем вы послали?) The doctor has been sent for?(Послали за доктором.)

9

ЗАПОЛНИ КРОССВОРД 1.Синоним предлогов возле, вблизи, в присутствии (кого, что) 2.Антоним предлога вдоль. 3.Синоним предлогов наперекор (чему?), против (чего?), несмотря на (что?). 4.Антоним предлога впереди (кого, чего). 5.Антоним предлога до (со значением времени). 6.Синоним предлога через (что), близкий по значению глагольной приставки про-. 7.Синоним предлога кругом (кого, что).

10

. ЗАПОЛНИ КРОССВОРД. 1.Синоним предлогов возле, вблизи, в присутствии (кого, что) 2.Антоним предлога вдоль. 3.Синоним предлогов наперекор (чему?), против (чего?), несмотря на (что?). 4.Антоним предлога впереди (кого, чего). 5.Антоним предлога до (со значением времени). 6.Синоним предлога через (что), близкий по значению глагольной приставки про-. 7.Синоним предлога кругом (кого, что). при поперек вопреки позади после сквозь вокруг

11

Выполните тестовые задания 6. Укажите предлог, имеющий значение цели: А) относительно; Б) в ходе; В) из-за; Г) для. 7. Укажите составной предлог: А) по; Б) за; В) согласно; Г) в течение. 8. Укажите предлог, образованный от наречия: А) посредством; Б) поверх; В) невзирая; Г) за счет. 9. Укажите предлог, образованный от деепричастия: А) в течение; Б) наподобие; В) мимо; Г) благодаря. 10. Укажите предлог, образованный от существительного: А) спустя; Б) позади; В) насчет; Г) включая. Что выражает предлог как часть речи: А) оттенки Б) зависимость одного слова от другого; В) чувства; Г) настроение. 2. Укажите производный предлог: А) через полчаса Б) ввиду недостатка времени; В) пришел из школы; Г) цветок перед окном. 3. Найдите непроизводный предлог: А) в продолжение; Б) около; В) вдоль; Г) навстречу. 4. Укажите предлог, имеющий пространственное значение: А) в течение; Б) вследствие; В) сквозь; Г) относительно. 5. Укажите предлог, имеющий значение причины: А) накануне; Б) вокруг; В) из-за; Г) под.

12

Домашняя работа Написать сочинение-рассуждение на тему: «Роль предлога в русском языке»

13

Спасибо всем за урок

Предлог — это служебная часть речи

В строй­ной систе­ме частей речи рус­ско­го язы­ка раз­ли­ча­ют сло­ва, кото­рые назы­ва­ют пред­мет (сто­рож, огонь), при­знак (хоро­ший, яркий), дей­ствие (купать­ся), коли­че­ство (два, трое) и т. д. Эти сло­ва при­над­ле­жат к само­сто­я­тель­ным частям речи: имя суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, гла­гол, чис­ли­тель­ное. Они име­ют харак­тер­ные мор­фо­ло­ги­че­ские и син­так­си­че­ские признаки.

Наряду с ними в рус­ском язы­ке суще­ству­ют слу­жеб­ные части речи:

Чтобы понять, что такое пред­лог, рас­смот­рим словосочетания:

В этих сло­во­со­че­та­ни­ях упо­треб­ля­ют­ся сло­ва само­сто­я­тель­ных частей речи и их фор­мы. Обратим вни­ма­ние на корот­кие сло­ва, кото­рые свя­зы­ва­ют их в сло­во­со­че­та­ние. Они так­же помо­га­ют имен­ным частям речи (суще­стви­тель­ным, место­име­ни­ям, чис­ли­тель­ным) созда­вать падеж­ную фор­му. Сами по себе эти коро­тень­кие сло­ва не име­ют лек­си­че­ско­го зна­че­ния. Они не изме­ня­ют­ся, и поэто­му у них нет грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков. Эти сло­ва само­сто­я­тель­но не явля­ют­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния. К ним отдель­но нель­зя задать вопрос. Это при­зна­ки слу­жеб­ной части речи — предлога.

Чтобы убе­дить­ся в этом, рас­смот­рим предложение:

Предлоги «на» и «из-за» участ­ву­ют в созда­нии падеж­ной фор­мы суще­стви­тель­ных «небо» и «обла­ко». Смысловая и грам­ма­ти­че­ская связь слов в пред­ло­же­нии осу­ществ­ля­ет­ся с помо­щью пред­ло­гов и падеж­ных окон­ча­ний суще­стви­тель­ных. Если эти сред­ства свя­зи убрать, то пред­ло­же­ние поте­ря­ет смысл и пре­вра­тит­ся в набор отдель­ных слов:

Значит, пред­ло­ги — это сло­ва, кото­рые вме­сте с кос­вен­ны­ми паде­жа­ми имен суще­стви­тель­ных, место­име­ний, чис­ли­тель­ных выра­жа­ют раз­лич­ные отно­ше­ния меж­ду эле­мен­та­ми сло­во­со­че­та­ния и предложения.

Употребление с падежами

В косвенных падежах значимое слово, изменив окончание и присоединив предлог, образует с ним предложно-падежную конструкцию. Основная масса предлогов привязана каждый к определённому падежу.

брошка в виде бабочки бежать позади телеги вырос у забора Род. п.
ехать к бабушке поступил согласно инструкции действовать наперекор советам Дат. п.
думать про поездку пробиться сквозь кустарник обернуться спустя секунду Вин. п.
лететь над крышей отменить в связи с ураганом выступить наряду с остальными Тв. п.
состоять при штабе совещание по вопросу о налогах вся семья, не говоря о детях Предл. п.

С двумя падежами употребляются 6.

  1. Между: пройти между порогов (Р. п.), обсудить между друзьями (Тв. п.).
  2. В (во): смотреть в окно (В. п.), испачкаться в глине (Пр. п.).
  3. За: битва за высоту (В. п.), сидеть за столом (Тв. п.).
  4. На: уронить на пол (В. п.), лежать на диване (Пр. п.).
  5. О (об, обо): стукнуться об угол (В. п.), задуматься о фильме (Пр. п.).
  6. Под: танцевать под оркестр (В. п.), укрыться под зонтиком (Тв. п.).

С тремя падежами – только 2.

  1. С: наблюдать с балкона (Р. п.), размером с дом (В, п.), хлеб с колбасой (Тв. п.).
  2. По: перейти по бревну (Д. п.), вода по пояс (В. п.), скучать по вас (Пр. п.).

Какие бывают предлоги

По происхождению: производные и непроизводные.

Непроизводные ни от чего не происходили, они как были предлогами, так ими и остались: на, в, за, под, перед.

Производные произошли от слов других частей речи. Например, был предлог «в» и существительное «следствие», они срослись и получился один предлог «вследствие» (у меня есть коротенькая статья о правописании этого слова, посмотрите): «Вследствие непогоды было решено не выходить в море». Было деепричастие «смотря», отрицательная частица «не» и предлог «на», они тоже срослись, получилось «несмотря на» (тоже почитайте о правописании, чтобы не путаться). Еще было красивое выражение «благо даря», из него получился предлог «благодаря».

По структуре: простые, составные.

Простые состоят из одного слова: на, под, вдоль, из, у. Составные состоят из 2 и более слов: несмотря на, в силу, в связи с.

По значению: однозначные, многозначные. Однозначные выражают только одно значение и используются с существительным в каком-то одном падеже.

Предлог «из» – многозначный. Он может иметь значение «откуда-то»: из дома, из города, из пустыни или «из чего (сделано то-то и то-то)»: из войлока, из шерсти, из кирпича.

Предлог «благодаря» – однозначный. Мы используем его, когда хотим сказать, что что-то хорошее произошло в результате определенного события, качества и пр.: благодаря моему упорству, статью все-таки опубликовали, благодаря вашей смелости, все пассажиры были спасены.

Значения предлогов тоже бывают разные, вот основные:

  1. Место: в поле, за горой, на улице, под яблоней.
  2. Время: в полночь, после полуночи, до рассвета.
  3. Определение (когда можно задать вопрос «какой?»): платье в горошек, чай с сахаром, кофе без молока.
  4. Объект: с чемоданом, про кукушку, о тапочках.
  5. Причина: вследствие перемены погоды, из-за дождя, благодаря смеху, по причине.
  6. Цель: с целью выкупа, для пересдачи, ради вас.

Какие идеи предложены в игре?

  1. «Подбери карточку».

Положите перед ребенком карту лото. Рассмотрите вместе с ним картинки на маленьких карточках. Предложите малышу найти те карточки, которые подходят к схемам, изображенным на игровом поле. По мере отбора подходящих карточек ребенок заполняет все пустые клетки. Помогите ребенку, если он ошибся. Уточните у него содержание маленькой карточки и укажите на то, что она не соответствует схеме, которую он заполнил.

  1. «Отвечай!»

Перед игроками карты лото. У ведущего маленькие карточки. Показывая карточку игрокам, ведущий задает вопрос в такой форме, чтобы ответ мог предполагать присутствие в нем нужного предлога. Например, «У чего стоит цыпленок?», «С чего падает яблоко?» Добивайтесь полного ответа на вопрос: «Цыпленок стоит у лужи», «Яблоко падает с ветки». Если ответ составлен правильно, то игрок забирает карточку и закрывает ею соответствующее поле. Победитель оценивается не только по заполненным полям, но точным ответам.

  1. «Четвертый лишний»

Игровым материалом являются только маленькие карточки. Взрослый создает несколько групп карточек. Их можно заготовить заранее, перед игрой. В одну группу входят три карточки с одним предлогом, а четвертая — с другим. Раскладываете перед ребенком карточки одной группы. Предлагаете ему найти лишнюю и объяснить свой выбор.

  1. «Подбери к схеме»

Взрослый выкладывает перед ребенком три маленькие карточки на разные предлоги. И предлагает подобрать к схеме подходящую карточку.

  1. «Кто самый быстрый?»

Количество участников игры — 2-3 человека. У них по одной большой карте. Перед игроками лежат все маленькие карточки. Задача — отобрать все карточки в соответствии со своей схемой. По сигналу дети начинают заполнять клетки игрового поля маленькими карточками. Кто быстрее всех справится с заданием, побеждает.

  1. «Опиши!»

а) Отберите карточки с одним предлогом. Предложите ребенку описать действия на картинке. Не забывайте, что ребенок должен составить полное предложение с использованием предлога.

б) Задание то же. Только для описания картинок используйте карточки с любыми предлогами.

Как выделять предлоги при синтаксическом разборе

Их надо выделять так же, как слово, с которым они употребляются: «Я читаю про лосей» – читаю (про кого?) про лосей – «лоси» здесь являются косвенным дополнением, подчеркиваем их прерывистой линией, предлог подчеркиваем так же.

Если у вас предложение «читаю про таежных лосей» вы делаете то же самое, выделяете предлог «про» и существительное «лосей» прерывистой линией. А «таежных» – волнистой, как определение.

Умаялся я с этой статьей. Вроде сказал всё, что надо. Не помню уже, какие проблемы обычно возникают у детей в школе с предлогами, если я о чем-то не договорил – поругайте меня в комментах, дополню текст.

Всем высоких баллов на ЕГЭ.

§ 4. Значения предлогов.

В семантике предлогов отмечается
неразрывная связь лексических и
грамматических значений.

Значения, выражаемые с помощью предлогов,
весьма многообразны и описаны в
лингвистической литературе далеко не
полностью. Назовем часть из них:

1) п р о с т р а н с т в е н н ы е
(или
локальные):в, на, к, у, около, между,
вокруг, возле
и др.:в доме, перед
домом, вокруг дома, возле дома
и т.д.;

2) в р е м е н н ы е
(или темпоральные):в, после, в течение, в продолжение,
через, после: после обеда, в течение
часа, через полчаса;

3) п р и ч и н н ы е
(или каузальные):ради, из-за, благодаря, в силу, ввиду,
вследствие, от, по причине: покраснеть
от стыда, из-за плохой погоды, по причине
несчастья, ввиду предстоящего экзамена,
благодаря хорошим условиям
и т.д.;

4) ц е л е в ы е: для, за, по, на, к, в целях,
с целью: сделать для брата, обратиться
за помощью, в целях сохранности, с целью
добиться успехов
и др.;

5) г е н е т и ч е с к и е: из, от: по
происхождению из дворян, человек от
земли;

6) о п р е д е л и т е л ь н ы е: из, в, с,
без, под: платье в горошек, стены из
мрамора, глаза без блеска, сумка под
кожу;

7) с р а в н и т е л ь н ы е: с, подобно,
наподобие, против: небо с овчинку кажется,
лучшие показатели против прошлого года;

8) у с т у п и т е л ь н ы е: вопреки,
несмотря на, невзирая на: вопреки
сложившимся условиям, невзирая на
трудности;

9) о т н о ш е н и я с о в м е с т н о с т и:
с, вместе с, вкупе с: мы с тобой, работали
вместе с товapищем;

10) д и с т р и б у т и в н ы е
(распределительные):по, на: раздать
по яблоку, распределить на двоих;

11) о т н о ш е н и я у д а л е н и я, п р о т
и в о п о с т а в л е н и я
(аблятивные,
или каритивные):без, вне, за: остаться
без родителей, находился вне института;

12) т р а н с г р е с с и в н ы е
(переход
из одного состояния в другое):из, в,
на: разорвать на кусочки, превратить в
пыль, :из кулька в рогожку;

13) о т н о ш е н и я о б р а з а и с п о с о
б а д е й с т в и я: по, в, на, сквозь, под,
с, при, до: играть на деньги, поговорить
по душам, сказать в шутку;

14) о г р а н и ч и т е л ь н ы е
(лимитативные):по, по отношению к, в
области, в отношении: заместитель по
кадрам, принять решения в области
образования, решить проблемы в отношении
брата;

15) у с л о в н ы е: при, в случае, при
условии: действовать при (в случае)
необходимости, при условии принятия
решения;

16) ф и н и т и в н ы е: по, до: сыт по горло,
надоело до чертиков;

17) д е л и б е р а т и в н ы е (указание на
содержание, повод суждения, предмет
речи, мысли): о (об), про, насчет, по поводу,
над: думать о матери, разговор по поводу
собрания, размышлять над задачей;

18) о т н о ш е н и я з а м е с т и т е л ь с
т в а, пребывания в роли кого-либо: за,
вместо: остался за (вместо) директора.

Значения предлогов, особенно многозначных,
реализуются в контексте. Минимальный
контекст — управляющее и управляемое
слово, от лексических значений которых
зависит выражаемое с помощью предлога
отношение. Так, например, предлог в
в сочетaниииду в институт
имеет
пространственное значение, в сочетанииприду в пять часов
— временное, а в
сочетаниираздолбить в мелкий песок
— трансгрессивное. Контекст создает
условия для реализации значений предлога.
Есть контексты, в которых предлог значим
сам по себе, и эти значения выявляются
в одном и том же контексте:на столе —
в столе, под столом — над столом, перед
столом — за столом.

§1. Общая характеристика предлогов

Предлог — это служебная часть речи. Предлоги нужны для связи слов в словосочетании. Предлоги выражают зависимость одних слов от других. Предлоги могут быть при существительных, местоимениях и числительных. Предлоги — неизменяемая часть речи. Предлог не является членом предложения, но поскольку значение выражается предложно-падежным сочетанием, при разборе предлоги можно подчеркивать вместе со словами, к которым они относятся. Предлоги выражают различные смысловые отношения:

  • временные: приехать под
    вечер, сдать отчёт к
    четвергу, позвонить в
    среду,
  • пространственные: положить в
    стол, положить на
    стол, положить под
    стол,
  • причинные: пропустить занятия из-за
    болезни,
  • целевые: приехать для
    участия в конкурсе и другие.Но собственное значение предлога не проявляется вне предложно-падежного сочетания предлога с существительным, местоимением или числительным.

Предлоги могут использоваться только с одним падежом или с разными падежами. Примеры:

к
кому? к
чему?: к
другу, к школе — Д.п.; благодаря
кому? чему? благодаря
помощи, благодаря
отцу — Д.п.; во
что? в
пять часов — В.п.; в
чём? в
лесу — П.п.

Из примеров видно, что предлоги к
и благодаря
употребляются только с существительными в Д.п., а предлог в
— с существительными в разных падежах: В.п. и П.п.

Примеры использования пространственных предлогов

Над: Мяч летел над забором. Птица летела над домом.

Под: Кошка лежала под столом. Машина проехала под мостом.

В: Ребенок играл в песочнице. Я положил книгу в сумку.

На: Газон был уставлен нарциссами. Книга лежала на столе.

За: Я поставил велосипед за дверь. Мы прятались за деревом.

Перед: Она стояла перед зеркалом. Мужчина пробежал перед машиной.

Между: Они сидели между двумя столами. Мост был построен между берегами реки.

Напротив: Она села напротив меня. Магазин был напротив парка.

Вокруг: Дети играли вокруг дерева. Она обмотала шарф вокруг шеи.

Среди: Мы гуляли среди цветов. Он выглядывал среди толпы людей.

Разряды по выражаемым отношениям

Не имея собственного значения, предлоги выражают взаимоотношения между значимыми лексическими единицами. По типам выражаемых отношений они делятся на разряды.

Разряд Отношения Примеры
Пространственные Указание на местоположение остановиться перед светофором поставить у стены выглядывать из-за угла
Временны́е Выражение временны́х отношений вернуться через полчаса читать перед сном сделать к воскресенью
Причинные Указание на причину события замереть от страха успеть благодаря помощи отменить из-за непогоды
Целевые Обозначение цели действий откладывать на поездку привязать для страховки трудиться ради заработка
Объектные Установление объекта действия говорили о родственниках обратиться к собеседнику передвигаться на костылях
Сравнительно-сопоставительные Сопоставление объектов беседка наподобие гриба птичка вроде трясогузки изумруд с вишню
Определительные Передача значения признака подарок к празднику собачка в комбинезоне банка из-под огурцов
Уступительные Обозначение объекта, вопреки которому совершается действие добрались несмотря на пробки поступать вопреки здравому смыслу
Сопроводительные Указание на сопутствие поехать с другом спорить со старшими работать вместе с бригадой
Аблятивные Исключение, удаление все кроме одного номер сверх программы обувь за исключением кроссовок

С помощью одного предлога выражаются разные типы отношений:

  • перебраться через реку (пространственные);
  • приехать через полгода (временны́е).
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: