Особенности формирования пространственных предлогов у детей старшего дошкольного возраста с онр

Работа с предлогами на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста для развития и уточнения пространственных представлений и предупреждения аграмматизмов.  доклад, проект

Нормы ВОЗ

1 год:

  • Повторение слогов, преимущественно открытых (например, «да», «ма», «па», «ту» и др.).
  • Повторение звуков и слогов, имитирующих животных («мау», «аф», «ко», «му»).
  • Появляется интонационная окраска выражаемых эмоций.
  • Свои действия малыш может уже сопровождать определенными слогами.
  • Может понимать то, о чем говорят родители, ближайшее окружение, а также при просьбе показать предмет – указать на него.

Важно не только то, что годовалый малыш понимает информацию, а еще и то, что это фиксируется в его памяти, он запоминает и таким образом формирует пассивный словарь

1-2 года – увеличивается автономность:

  • Употребление в речи аморфных слов-корней (чаще ударные слоги). Например, детское слово «ма-» может означать маму или молоко, слово «па-» − папу или палку.
  • Увеличение пассивного словаря.
  • Умение соотносить изученное слово с картинкой.
  • Появляется «телеграфная» речь. К примеру, предложение «я гулять» означает «мама, пойдем гулять» или «мама, пошли на прогулку», то есть односложное выражение малыша способно передавать смысл полноценного предложения.

2-3 года:

  • Ребенок начинает обобщать предметы. Все будет зависеть от индивидуальных особенностей каждого малыша – кому-то это дается легче, а кому-то сложнее.
  • Речь становится более связной, предложения постепенно усложняются.
  • К 3 годам в норме ребенок должен использовать в своей речи примерно 1000 слов.

3-4 года:

  • К этому возрасту дошкольник слышит и различает ошибки в произношении других детей.
  • Освоение твердых С, Ц, З, может появиться и нормативный звук Р.
  • Умение назвать свое имя, возраст, половую принадлежность.
  • Активное освоение падежей, глагольных времен, появляются попытки согласования существительного с прилагательным.
  • Понимание обобщающих слов – продукты, мебель, посуда.
  • Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов (следовательно, появление совершенно новых слов).
  • Построение фразы становится грамматически правильным.

4-5 лет:

  • Обобщение носит более сложный характер. Например, «яблоко−фрукт−растение».
  • Увеличение пространственных и временных наречий – потом, вокруг, скоро и др.
  • В 4-4,5 года появляется словотворчество, которое подразумевает первоначальный этап усвоения различных моделей словообразования. Ребенок начинает образовывать слова, аналогичные услышанным, но бывает, что делает это неправильно («красиво−красивее» − «молча−молчее»). Ругать его за это не нужно, так как такое словотворчество свидетельствует о верном пути его языкового развития.
  • Может отсутствовать четкое произношение звука Р.

5-7 лет:

  • Умение формировать связные конструкции в речи. Дошкольник способен пересказать прочитанный текст, сохраняя его целостность.
  • Появление внутренней речи.
  • Умение выделять звуки в словах.
  • В норме должны отсутствовать какие-либо нарушения звукопроизношения, грамматические ошибки.
  • Ребенок уже умеет навык, позволяющий читать выразительно, изменять интонацию и громкость голоса. Постепенно формируется дикция – способность четко произносить звуки.

Что еще надо знать о развитии речи?

Помните, что развитие речи — сложный процесс и в какой-то момент может произойти сбой. Внимательно следите за тем, как совершенствуется речь малыша, чтобы своевременно принять меры по корректировке. Внимательно отнеситесь к критическим периодам становления речи. Их три:

  • 1 критический период: от 1 года до 2 лет. Происходит активное развитие зон коры головного мозга, отвечающих за речь. В этот период возможно развитие аллалий (отсутствие или недоразвитие речи при сохранении мыслительных способностей) и задержки речевого развития. Сейчас необходимо очень внимательно относиться к поведению ребенка в случае любых ударов головой, сотрясений.
  • 2 критический период: 3 года. Происходит активное становление связной речи. В этом возрасте увеличивается риск развития таких отклонений как мутизм (ребенок говорил и вдруг «не хочет» отвечать на обращенную речь, не пытается сам начать диалог) и заикание. Сейчас крохе как никогда нужна спокойная обстановка. Стоит следить и за собственной речью — не тараторьте, делайте паузы, чтобы малыш мог высказаться.
  • 3 критический период: 6-7 лет. В этот период может произойти «срыв» нервной деятельности. Это чревато развитием заикания и детских афазий (частичная или полная потеря ранее присутствующей речи). Старайтесь оградить малыша от стрессов, помогайте справиться с увеличившейся нагрузкой в связи с поступлением в первый класс.

Помните, что развитие речи связано с интенсивной работой нервной системы ребенка. И куда лучше этот процесс пройдет в спокойной и теплой атмосфере. Ограждайте малыша от переживаний, не конфликтуйте при нем с родными, разговаривайте с ним благожелательно.

Читайте малышу больше, переходя от простых произведений к более сложным. Как только ребенок будет способен выражать свое мнение, относительно пройденных произведений — обсуждайте после прочтения каждую сказку или рассказ, предлагайте ребенку пересказать содержание своими словами.

Взрослым необходимо следить за собственным произношением, стараться говорить эмоционально и выразительно. Это не только позволит малышу освоить речь, но и использовать ее по назначению — в качестве тонкого инструмента для выражения собственных эмоций.

Чтобы речь ребенка развивалась правильно, необходимо, чтобы он постоянно находился в языковой среде. Но не перегружайте его информацией! Лучше использовать несколько описательных предложений и дождаться реакции ребенка, приглашая его к «диалогу», чем просто болтать не умолкая. По этой же причине не подменяйте личное общение с малышом просмотром мультфильмов и прослушиванием аудио-сказок. Речь развивается в диалоге!

Этапы формирования речи

Таким образом, ребенок приобретает свой собственный речевой и мыслительный опыт.

Считается, что речь развивается по двум направлениям:

  • Практический опыт малыша – используя язык на практике, в творческой деятельности, он тем самым расширяет свои речевые возможности.
  • Специально организованное обучение – закрепление и совершенствование речевой и языковой практики происходит в детском саду, школе и других учебных заведениях. На самом деле, освоение речи происходит постоянно, даже во взрослом возрасте.

Разные ученые выделяют несколько этапов развития речи. Основными являются следующие:

  1. Первый этап − подготовительный, или пассивный. Возраст – от рождения до 1 года. Данный этап является основополагающим, потому что характеризуется появлением первого крика, эмоциональных откликов на общение с родителями, близкими людьми, первыми поворотами головки на звуки, лица родных, готовностью к игровым действиям, реакцией на слова и др. Основной источник получения информации об окружающем мире – пальчики и рот, куда отправляется все, что попадается под руки. Появляются первые звуки, звукокомплексы, слоги.
  2. Второй этап. Автономный, или преддошкольный. Возраст – от года до 3 лет. Появляются первые слова и фразы, которые могут быть сказаны не совсем правильно. Дошкольник учится произносить, улавливая реакцию окружающих и стараясь повторять за взрослыми, начинает понимать смысл сказанного и использовать это в дальнейшем. Единственное, что может отличать речь ребенка от взрослого на данном этапе – это отличия в произношении и множественные значения некоторых слов (со временем дитя научится понимать разные или переносные смыслы употребления одних и тех же слов).
  3. Третий этап. Активный, или дошкольный. Возраст – от трех до 7 лет. Речь усиленно развивается, расширяются словарный запас и кругозор ребенка. На этом этапе (физиологически правильно) можно исправлять нарушенное произношение любых групп звуков – ребенок слышит свою искаженную речь и способен осознавать сделанные ошибки, и впоследствии их исправлять. Речь становится более связной, развернутой − ребенок усложняет предложения, может составлять и сочинять рассказы.
  4. Четвертый этап. Школьный. Возраст – от 7 до 17 лет. Самый серьезный и осознанный этап в формировании правильного речевого навыка. Школьник изучает и запоминает основы грамматики, постепенно овладевает письменной речью, совершенствует устную и литературную речь.

Преформистская теория

Теория специфических задатков. Она рассматривает проблему формирования речи, а её автором является Н. Хомский (1968). По его мнению, в организме и мозге родившегося ребенка уже есть специфические задатки к усвоению речи и её основных атрибутов.

Психолингвисты убеждены в том, что у большинства языков сходна базовая структура. В каждом предложении, например, есть подлежащее, сказуемое, дополнение, а из этого следует, что любой язык это один, свойственный данной культуре вариант базовой модели, общей для всех людей.

Преформисты считают, что существует какая-то структура, наследственно заложенная в мозгу и, именно она определяет врожденную способность каждого человека изменять значение или смысл любой фразы.

Эта врожденная лингвистическая компетентность является основой развития познавательных и интеллектуальных процессов у ребенка. Преформисты все-таки отводят определенную роль среде, в которой находится ребенок, но, приоритет оставляют за врожденными структурами, благодаря которым, в раннем возрасте ребенок может усваивать грамматические правила, свойственные родному языку.

К первому году жизни эти структуры окончательно складываются и открывают возможность для ускоренного развития речи до трех лет – это сензитивный возраст для формирования речи. Развитие речи в этот период происходит без осложнений, поэтому дети иммигрантов, например, незнакомый язык, усваивают быстрее взрослых людей; теория преформистов совершенно противоположна бихевиористическим концепциям.

Когда начинают говорить дети — существуют ли нормы развития речи?

Каждый ребенок развивается в собственном темпе, и его речь в том числе. Существовавшие некогда «нормы», что в год ребенок должен знать 10—50—100 слов, а в два — 800–1000, на сегодняшний день признаны некорректными и редко используются в практике. Так что четких стандартов, в каком возрасте дети начинают говорить слова и как быстро должен пополняться их словарный запас, просто не существует.

Есть ориентиры, которыми можно пользоваться, оценивая уровень развития малыша. Однако стоит понимать, что это всего лишь ориентиры, и оценивать развитие нужно в целом. Если дети позже начинают говорить, это вовсе не означает, что с ними что-то не так.

Возраст
Импрессивная речь (понимание речи)
Экспрессивная речь

6 месяцев

поворачивается на голос

обращает внимание на громкие звуки

смеется

произносит отдельные слоги и звуки в ответ на обращение к нему

9 месяцев

машет рукой на прощание

качает или кивает головой, когда отрицает или соглашается с чем-то

лепечет, произносит слоги

говорит «ма-ма-ма», «па-па-па», но слова пока не привязаны к людям или предметам

12 месяцев

говорит как минимум одно слово, придавая ему смысл (например, «мама», обращаясь к матери)

подражает звукам («кошечка делает «мяу», собачка — «гав»)

произносит простые лепетные слова

15 месяцев

18 месяцев

указывает по просьбе как минимум на одну часть тела

использует указательный жест в диалоге

2 года

показывает по просьбе картинки

выполняет сложные просьбы

говорит простые фразы («мама, пить», «киса мяу»)

называет хотя бы одну картинку

3 года

показывает части тела по просьбе (и называет их)

выполняет сложные просьбы

говорит короткие предложения

называет хотя бы один цвет

речь понятна окружающим

Еще раз повторим: не существует норм, во сколько лет дети начинают говорить отдельные слова, фразы и предложения. Все очень индивидуально, а приведенные выше сроки — лишь приблизительные ориентиры.

Техники эффективного общения с ребенком

Общение с детьми дошкольного возраста является основой для их развития. Это время, когда они учатся выражать свои мысли и чувства, а также устанавливать контакт с окружающими людьми. Чтобы эффективно общаться с ребенком, необходимо использовать определенные техники:

  1. Слушайте ребенка внимательно

Важно научиться слушать ребенка и проявлять к нему искренний интерес. Постарайтесь понять его мысли и чувства и выразите свою поддержку

Это поможет ребенку почувствовать себя важным и позволит ему лучше развиваться.

Устанавливайте контакт с глазу на глаз

Старайтесь общаться с ребенком, поддерживая глазный контакт. Это поможет установить эмоциональную связь между вами и ребенком, а также улучшит взаимопонимание.

Используйте понятный язык и простые формулировки

Дети дошкольного возраста еще только учатся разговаривать, поэтому важно использовать понятный для них язык и простые формулировки. Объясняйте вещи ясно и конкретно, чтобы ребенок мог понять, о чем вы говорите

Используйте положительное обращение

При общении с ребенком старайтесь использовать положительное обращение. Поощряйте его достижения и старания, выражайте любовь и уважение. Это поможет ребенку развиваться и повысит его самооценку.

Будьте терпеливыми

Общение с детьми дошкольного возраста может быть сложным и требовать большого терпения. Помните, что ребенок только учится общаться и может совершать ошибки. Будьте терпеливыми и поддерживайте его на пути развития.

Использование этих техник поможет вам эффективно общаться с ребенком дошкольного возраста и создать для него комфортную и безопасную обстановку для развития. Помните, что каждый ребенок уникален, и каждому необходимо время и поддержка для полноценного развития.

Слайд 3Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок: пропуск или замена предлогов.

Чаще всего наблюдается опускание предлогов В, ИЗ, отсутствие предлогов НАД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ. Замена предлогов НА и НАД, ПОД и ПО, НА и В по причине смешения их и в импрессивной речи из-за трудностей понимания грамматических значений этих предлогов («на столе» вместо «над столом», «по книжке» вместо «под книжкой»). В речи детей часто отсутствуют сложные предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.замена одной предложно-падежной конструкции другой (дом стоит на реке).неправильное употребление падежного окончания существительного (Мальчик бежит с собака).неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания (Собака ест у миска).

Теория научения

Это наиболее известная теория. Она строится на постулате о том,
что ребенок обладает врожденной потребностью и способностью, подражать, среди них способность подражать звукам. Подражание ведет к быстрому усвоению сначала отдельных звуков речи, затем слогов, слов, высказываний, правил их грамматического построения. В рамках данной теории, таким образом, овладение речью сводится к научению всем основным её элементам. Подражание и подкрепление являются механизмами формирования речи.

Эта теория, однако, не может объяснить процесс усвоения языка, быстроту усвоения речи, наблюдаемую у детей в раннем возрасте. Для развития речевых способностей необходимы задатки, а они сами по себе не могут быть приобретены в процессе научения.

В развитии речи ребенка есть такие моменты, которые нельзя объяснить подражанием речи взрослых людей. Умные и рассудительные высказывания детей взрослые обычно подкрепляют одобрением, в этом состоит еще один факт, ставящий под сомнение истинность теории научения. Объяснить быстрое формирование правильной грамматики речевых высказываний у детей в рамках этой теории достаточно трудно.

По мнению Уотсона между речью и мышлением существует тесная связь, и ребенок научается говорить методом обусловливания. Лингвистические поведенческие реакции, им приобретаемые, постепенно интериоризуются и формируют «внутренний диалог», который и будет мышлением.

По мнению ранних бихевиористов речь полностью определяется той средой, в которой ребенок находится и усваивает родной язык путем последовательных приближений под давлением этой среды.

Сторонники бихевиористского подхода подчеркивают особую роль подражания речи родителей, снижая значение социального подкрепления и окружающей среды в формировании лингвистических поведенческих реакций. Если бы подражание действительно лежало в основе усвоения языка, то речь ребенка точно бы воспроизводила «родительскую модель», т.е. грамматически правильную, но, это не так. Сначала ребенок произносит часто неправильные и оригинальные фразы. Потом, независимо от того, что навязывают родители, он сам корректирует их с точки зрения грамматики.

Как правильно формировать и развивать речь у ребенка

Современные исследования показали, что речь ребенка формируется преимущественно благодаря взаимодействию со взрослыми. Поэтому контакт родителей и детей раннего возраста так важен для речевого развития. 

Важно

С самого рождения разговаривайте с малышом, сопровождайте любую коммуникацию с ним (кормление, переодевание, массаж) эмоционально окрашенными словами. Чаще называйте его по имени, произносите названия вещей, которые его окружают, и давайте вслух характеристику его деятельности и тому, как здорово он со всем справляется.

Что еще помогает сформировать речь малышей? В возрасте 5–6 месяцев дети обычно с удовольствием повторяют разные звуки и слоги. Им очень приятно, когда взрослые отмечают их успехи, радуются их достижениям и включаются в диалог. Реагируйте на вербальную активность, которую проявляет ребенок. Например, специалисты рекомендуют повторять звуки, которые он произносит, окрашенные позитивной интонацией. Вовлекайте малыша активно участвовать в диалоге, когда вы занимаетесь чем-то по хозяйству. Так у детей формируется понимание, что для коммуникации требуется разговорный навык. Уже в возрасте 8–10 месяцев малыша можно словами побуждать к простым действиям, например: «Помаши ручкой!» Также полезно играть с ребенком в звукоподражание: «Как лает собачка? Как гудит машина?»

Полезнаяинформация:

Разговаривая с детьми раннего возраста, лучше использовать короткие предложения и произносить их раздельно. Старайтесь поддерживать диалог с малышом, задавая ему вопросы в игровой форме.

Ребенок, понимая интонацию, сможет давать обратную связь. Также специалисты рекомендуют отказаться от изменения, упрощения слов и языка жестов, а также не требовать от малыша правильного произношения сложных слов

Важно не сердиться и не торопить ребенка скорее научиться разговаривать. Наоборот, радуйтесь даже самым маленьким его речевым успехам и поощряйте их

Так вы поможете создать для ребенка полноценные и комфортные условия для речевого развития.

Как развивать речь у детей в домашних условиях? Формированию речи дополнительно помогают простые игры и упражнения, которые легко организовать в домашних условиях. Ниже приводим примеры некоторых из них.

Развитие мелкой моторики

Предлагайте ребенку выполнять мелкие и точные движения пальцами рук. Это помогает стимулировать развитие речи, так как центры головного мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом друг с другом. Также рекомендуется делать массаж кистей рук ребенка и регулярно устраивать пальчиковые игры, особенно такие, где каждый пальчик совершает изолированные движения, а также чередуется сжатие и расслабление мышц кисти.

Книги и картинки

Читайте ребенку детские стихотворения и сказки, пойте ему песенки, разглядывайте вместе простые книжки, называйте картинки. Особенно эффективным считается использование карточек с изображением животных, транспорта и т. п., которые можно перебирать и озвучивать.

Артикуляционная гимнастика

Организовывайте разнообразные веселые игры, благотворно влияющие на органы речи. Например, вместе с ребенком можно строить гримасы перед зеркалом: показывать язык, надувать щёки. Также полезными будут дыхательные игры, например выдувание мыльных пузырей, попытки сдуть со стола бумажку или мячик для настольного тенниса.

Факторы, от которых зависит развитие речи

Каждый ребенок индивидуален, но психологи и логопеды выделяют четыре основных фактора, которые влияют на речевое развитие:

Анатомические особенности – правильное строение и функционирование речевого аппарата (языка, нёба, гортани, голосовых складок), правильное дыхание. Как только младенец рождается, его сразу же осматривают неонатолог и педиатр, а на протяжении первого года жизни другие специалисты − невролог, стоматолог и др. Это делается для того, чтобы исключить различные врожденные дефекты, на ранних сроках выявить какие-либо заболевания или предрасположенность, а также предупредить развитие болезни. В случае обнаружения отклонений от нормативного развития врач сможет порекомендовать исправить анатомический дефект либо подготовиться к последующей коррекции. Например, укороченная уздечка не позволяет языку полноценно двигаться в ротовой полости, и он не достает до нёба. Тем самым она предопределяет возникновение неправильного звукопроизношения.
Физиологический компонент. Давно доказана связь между головным мозгом и мелкой моторикой – развивая маленькие ручки, можно активизировать речевые центры. Существует огромное количество пальчиковых игр, занятий, направленных на развитие тактильных ощущений (различные крупы, предметы, отличающиеся формой и размером и т. д.). Самая хорошо известная и любимая игра − «Волшебный мешочек».
Эмоциональный компонент. Это, прежде всего, тесная эмоциональная связь с мамой и папой. Идеальным считается общение ребенка с дедушками, бабушками (с обеих сторон), братьями, сестрами. Чем больше малыш общается со своими родными, тем быстрее включается в разговор с ними (кому-то подмигнет, кому-то «агукнет», а кому-то скажет что-то).
Социальный компонент. Сначала младенец начинает общаться с родителями посредством крика, когда он только таким образом может сказать, что испытывает дискомфорт, затем при узнавании знакомых лиц фиксирует свой взгляд, начинает улыбаться, тянуться ручками и т. д

Поэтому важно все, что делает ребенок – обязательно выражайте эмоционально свою радость, умиление, восхищение.

К тому же, кроме вышеперечисленных факторов, многие специалисты (логопеды, психологи, дефектологи) обозначают влияние речи окружающих − в особенности правильной с точки зрения фонетики. Например, если один из родителей «картавит», то скорее всего сын или дочь будет делать это на основании подражания значимому взрослому. В данном случае целесообразно корректировать произношение звука Р параллельно ребенку и взрослому.

Релятивистская теория

Теоретик Сапир (1921), проводя наблюдение в различных общественных группах, выдвинул концепцию, которая рассматривает язык только в контексте какой-либо культуры. Каждой культуре при этом, свойственна определенная языковая структура. Это своего рода матрица для мышления её представителей.

Уорф (1956) считает, что само восприятие или картина мира, зависит от языка. У эскимосов, например, для обозначения разных видов снега, используется много различных слов, а это значит, что их дети должны четко воспринимать его формы. У представителей Новой Гвинеи для обозначения всех цветов существует всего только два слова, поэтому у них должно быть сужено восприятие цветового спектра.

Однако проведенные исследования показали, что при такой ограниченности цветового словаря они способны и различать и распознавать разные цветовые оттенки.

Язык, не смотря ни на что, является основой общения и разные народы вспоминают и рассказывают о произошедших событиях по-разному, таким образом, можно полагать, что способ выражения мыслей в значительной степени зависит от культуры, к которой относится тот или иной представитель языка.

С точки зрения советских психологов и конкретно Выготского (1966), язык является социальным продуктом. Он постепенно интериоризуется ребенком и становится главным «организатором» детского поведения, а также таких когнитивных процессов, как восприятие, память, принятие решений.

Когнитивная теория Ж. Пиаже

Когнитивная теория Ж. Пиаже является наиболее известной и популярной теорией усвоения языка и формирования речи.

Суть её заключается в том, что развитие речи зависит от способности воспринимать определенное сходство, т.е. письменная и устная речь в современных языках является звуковой.

Знаки письменной речи передают звуковой состав слова, а не его непосредственное значение. Автор считает, что детское спонтанное словотворчество еще раз подтверждает существование у ребенка интеллектуальной способности перерабатывать информацию. Это говорит о том, что развитие речи связано с развитием мышления. Исследования установили, что самые первые высказывания ребенка относятся к тому, что он уже понимает. В период от одного года до трех лет прогрессирующее развитие мышления создает предпосылки для успешного освоения речи.

Обычно дети говорят о том, что для них интересно, а это значит, что на развитие речи будет влиять мотивация. Из всей совокупности звуковых раздражителей усвоение речи начинается с выделения речевых сигналов, которые потом объединяются в морфемы, слова, предложения, фразы. На этой базе формируется связная, осмысленная внешняя речь, которая обслуживает общение и мышление. Перевод мысли в слово идет в обратном направлении.

Темпы овладения речью

Как правильно формировать речь ребенка

Отзывайтесь на гуление и лепет ребенка, подражайте его звукам, повторяйте их;
Говорите с малышом, когда ухаживаете за ним: пеленаете, кормите, купаете

Разговаривайте с ним в течение всего дня;
Читайте яркие разноцветные книжки каждый день;
Повторяйте короткие ритмичные стишки, потешки;
Учите ребенка именам близких людей и названиям всех окружающих его предметов;
Берите кроху с собой в новые места, бывайте с ним в разных ситуациях;
Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и т. д.);
Поощряйте попытки ребенка произносить новые слова;
«Проговаривайте» с малышом новые ситуации, в которых он оказывается, до, во время и после события;
Смотрите на кроху, когда разговариваете с ним;
Детально и красочно описывайте ребенку, что он слышит, видит, делает и чувствует;
Ставьте малышу детские песенки и сказки;
Разговаривая со своим маленьким собеседником, не подражайте детскому произношению, следите, чтобы ваша речь была четкой, выразительной (но без сюсюканий), грамотной, простой и ясной;
Хвалите ребенка каждый раз, когда он сам инициирует общение с вами;
Следите за тем, чтобы малыш не обозначал окружающие предметы звукопроизношениями

Родители могут употреблять упрощенные формы слов «дай», «ам-ам», «ту-ту» при общении с ребенком до года. Это поможет ему включиться в процесс развития речи. Потом желательно упрощенные слова сопровождать правильными названиями. Он увидел поезд: «Ту-ту!» — мама отреагировала: «Да, поезд поехал». Малыша спрашивают: «Кто это?» — он отвечает: «Гав-гав», — мама объясняет, что «гав» говорит животное «собака»;
Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, делайте это тактично, иначе ребенок может потерять к вам доверие;
Обогащайте упрощенную речь ребенка: «Еще сок», — «Таня хочет еще апельсинового сока»;
Выбирайте не повествовательный, а описательный стиль общения («Вон летит ворона» — «Посмотри, вон над тем домом летит ворона. Она черная и умеет громко каркать»);
Выслушивайте ответы ребенка на ваши вопросы, поощряйте его попытки высказаться;
Помогайте малышу учиться слушать и выполнять инструкции через простые просьбы, называя последовательность действий (лучше в игровой форме): «Сходи в свою комнату и принеси мишку»;
Для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Поэтому играйте с малышом!;
Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте крохе полезные поручения. Передавайте через него просьбы к другим взрослым. Благодарите за помощь;
Каждый день читайте; возможно, чтение должно стать частью вечернего ритуала отхода ко сну;
Всегда внимательно слушайте, когда ребенок говорит с вами;
Объясняйте малышу, о чем вы думаете, что планируете, делаете, как рассуждаете;
Задавайте ребенку вопросы, стимулируя его к размышлениям, побуждайте его к ответам;
Обсуждайте с малышом, как он провел день в детском саду, как прошла ваша совместная прогулка. Поиграв с ребенком, вспоминайте самые интересные моменты;
Пользуйтесь наглядным материалом. Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения;
Показывайте ребенку, что вы внимательно его слушаете: кивайте, улыбайтесь, отвечайте на его вопросы;
И главное: поддерживайте все начинания малыша, хвалите его даже за незначительные успехи.

Слайд 2 Одно из направлений в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие

речи (ОНР) – это работа с предлогами. Дети с ОНР не осознают смысловую значимость предлогов, они не выделяют их как отдельные слова, поэтому совсем не используют в речи даже простые предлоги, либо не дифференцируют их. О.В. Правдина считает, что неправильное использование предлогов в речи, опускание их встречается у детей с общим недоразвитием речи чаще, чем все другие виды аграмматизмов. Ошибки, связанные с трудностями в употреблении предлогов, И.Н. Садовникова также относит к аграмматизмам. Р.И. Лалаева  указывает, что в работе по устранению оптической дислексии следует развивать пространственные представления и формировать речевые обозначения пространственных соотношений, т.е. уточнять понимание и употребление предложных конструкций и наречий, обозначающих пространственные отношения.

Пространственная ориентировка у дошкольников

Последовательность формирования ориентировки в дошкольном возрасте следующая.

  1. малыш осваивает собственное тело (схему тела);
  2. потом переходит к окружающим предметам – учится выделять их различные стороны: переднюю, тыльную, верхнюю, нижнюю, боковые;
  3. далее учится определять пространственное расположение предметов относительно себя;
  4. к школе осваивает ориентировку на плоскости, проще говоря, тетрадный листок.

Все эти навыки обязательно должны сопровождаться появлением и применением в речи словесных определений пространственных отношений: вперед–назад, вверх–вниз, направо–налево и прочее.

Полезно, чтобы к началу школьного обучения в речи детей появились и правильно применялись ещё 2 группы слов, обозначающих ориентировку в пространстве:

  1. предлоги,
  2. наречия.

Д.Б.Эльконин. Развитие устной и письменной речи учащихся

Повышение квалификации —

Системно-деятельностный подход

ПРЕДИСЛОВИЕ

Незадолго до Великой Отечественной войны Д. Б. Эльконин провел исследование, результаты которого отразил в монографии «Развитие устной и письменной речи учащихся». В 1940 г. книга должна была выйти в свет в виде отдельного тома «Ученых записок Ленинградского педагогического института им. Крупской», но не вышла. Даниил Борисович сохранил гранки, но так и не собрался опубликовать свою первую крупную монографию. Эта книга, написанная около 60 лет тому назад, сегодня издается впервые. Оценим кратко ее содержание.

В те годы в психологии и методике начального обучения бытовало мнение, что письменная речь отличается от устной только техникой и что обучить ребенка чтению и письму означает сформировать у него письменную речь. Даниил Борисович построил свое экспериментальное исследование письменной речи младших школьников в период ее становления (I—IV классы) для того, чтобы показать, что письменная речь отличается от устной как со стороны функционирования, так и со стороны внутреннего строения; она более абстрагирована от ситуации, иначе мотивирована, значительно произвольнее, чем устная речь ребенка. Иное функционирование письменной речи накладывает отпечаток на ее внутреннюю структуру, и прежде всего на отношения между речью и мышлением. Д. Б. Эльконин стремился понять письменную речь в качестве особого способа общения и становления мысли, проследить, как она приобретает психологические характеристики, а не грамматические формы, — в этом он видел смысл психологического изучения письменной речи.

Д. Б. Эльконин продемонстрировал, что максимальные возможности произвольной речи обнаруживаются в свободном письме, а не в списывании и диктовке, которые часто преобладают в формировании письменной речи у младших школьников

Практике свободного письма, по мнению Даниила Борисовича, надо уделять гораздо большее внимание в начальном обучении. Письменная речь дисциплинирует мышление, приучая ребенка к расчленению потока мысли и развернутому ее выражению

Но требование расчлененности мысли выполнимо лишь в том случае, если у ребенка формируется способность ориентироваться на воображаемого читателя, на воображаемую ситуацию общения. Это предполагает одновременное воспитание ребенка и как «писателя», и как «читателя», способного понять авторскую точку зрения, встать на точку зрения другого, выраженную средствами текста. Решение этой двуединой задачи нуждается в совершенно особом понимании содержания и методов работы на уроках чтения.

Недооцененный источник письменной речи — культивируемые в школе устные ответы учащихся перед классом, которые строятся по многим канонам письменной речи: они подробны, адресованы коллективному слушателю, который не реагирует на них непосредственно; они насыщены абстрактным содержанием школьных знаний, рассуждениями, обоснованиями. Но культура специализированной учебной устной речи в школе отсутствует: учитель обычно пересказывает реплики учеников своими словами, снимая коммуникативную направленность ученического ответа. Культура «школьной» речи может быть воспитана при правильной организации совместной учебной работы детей на уроке. Эти практические выводы, сделанные Даниилом Борисовичем, как и общие результаты его давнишнего исследования, до сих пор сохраняют, на наш взгляд, свою актуальность: современная школа все еще не использует резервов речевого развития учащихся.

Первое издание книги «Развитие устной и письменной речи школьников» — это большой подарок учителям и ученым, ценящим все последующее научное творчество Д. Б. Эльконина.

Профессор В. В. Давыдов

Развитие устной и письменной речи учащихся / Под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежновой. — М.: ИНТОР, 1998. — 112 с.Книга представляет собой первую публикацию монографии, написанной Д. Б. Элькониным в 1940 г. по результатам проведенного им обширного экспериментально-психологического исследования развития речи младших школьников. На материале многочисленных экспериментов автор показывает, что письменная речь отличается от устной как по функционированию, так и по внутреннему психологическому строению.

Скачать во вложении

Вложения
Д.Б.Эльконин Развитие устной и письменной речи учащихся.docx 300 Kb
< Предыдущая   Следующая >
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: