Образное мышление, что это? и как его развить?

Развитие мышления у детей дошкольного возраста

Как развить мышление и сообразительность у ребенка

Необходимость развития мышления у ребенка не означает, что вам придется отбросить все свои дела и круглосуточно «носиться» с ребенком по различным кружкам и секциям. Большим подспорьем окажется ваше совместное времяпрепровождение дома, буквально пара-тройка часов в день, выделенных на разные занятия с вашим чадом.

Психологи утверждают, что весьма грамотно развить мышление можно с помощью нижеприведенных методов.

Устные игры

Самым простым и доступным способом развить у ребенка логическое мышление можно считать игры со словами. Они помогут не только расширить словарный запас, но и заметно расширить детский кругозор

Обратите внимание на игры, направленные на определение аналогии, распределение предметов и явлений по группам, поиск логических связей

К примеру, вы можете попробовать следующие варианты устных игр:

  • Ассоциации. В этой игре принято выбирать предмет и называть на него похожие. Спросите у ребенка, почему он его выбрал, в чем именно проявляется схожесть предметов.
  • Сказки с продолжением. Вспомните о любимых сказках своего ребенка и попробуйте вместе с ним придумать им интересное продолжение или иную концовку.
  • «Да» или «нет». Загадайте предмет и предложите ребенку угадать его с помощью наводящих вопросов, ответ на которые подразумевает варианты «да» или «нет».
  • «Верю – не верю». Придумайте любую фразу, например, «солнце утром красное» или «хлеб – это выпечка». Ребенок должен сказать, верное ли это высказывание или нет. Подталкивайте его к рассуждениям, помогающим прийти к правильному выводу.

Визуальные игры

Большинство детей намного лучше воспринимают визуальную информацию, чем на слух. Именно поэтому больший интерес у них вызывают игры с карточками и различными образами. Задания, для которых требуются бумага и ручка прекрасно стимулируют как логическое, так и образное мышление.

Среди множества вариантов визуальных игр, можно:

  • предложить ребенку игру на сравнение и распределение предметов по размеру, форме, цвету и прочим признакам;
  • решать головоломки с применением спичек, для этого нужно убрать спичку из фигуры таким образом, чтобы образовать новую;
  • придумать историю, опираясь на картинки;
  • разгадывать ребусы и головоломки на бумаге.

Настольные игры

Родителям предлагается огромный выбор различных настольных игр: красочные наборы с яркими рисунками, карточками, шашки, домино, шахматы. Каждый может найти игру на свой вкус, вне зависимости от его пола и возраста. С помощью таких игр ребенок учится не только нестандартной мыслить и искать самые неожиданные решения, но и красиво побеждать или с достоинством принимать свое поражение.

Помимо всего прочего, игровые фишки и картинки можно использовать и для обучения:

  • Предложите ребенку угадать предмет на ощупь и по форме, пусть закроет глаза и доверится только своим ощущениям.
  • Сгруппируйте фигурки или картинки по алгоритму. Например, можно составлять из них комбинации, отталкиваясь от различных последовательностей: цвет, форма, размер.
  • С помощью домино прекрасно можно изучать счет, сложение и вычитание.

Конструирование

Любого ребенка с легкостью можно назвать творцом и строителем. Игры с конструктором не только пользуются огромной популярностью у детей, но и являются настоящей находкой для гармоничного развития ребенка. С его помощью можно развить двигательные навыки, мелкую моторику и творческое мышление вашего чада. Стройте вместе с ним различные фигуры, опираясь на предлагаемую схему, создавайте собственные объекты, таким образом вы развиваете в ребенке пространственное и структурно – логическое мышление.

Важно

Для самых маленьких идеальным вариантом будут яркие цветные кубики или наборы конструкторов, состоящие из крупных деталей.

Загадки и головоломки

С помощью небольших логических задачек и загадок отлично тренируется неординарное мышление и логика. Причем, занимаясь вместе с ребенком, вы много полезного почерпнете и для себя.

Самый понятный для всех вид головоломок – устный, который передается из уст в уста на протяжении не одного поколения. Например, крестьянину нужно пересечь реку, имея при себе волка, козу и капусту. У него есть лодка, которая вмещает в себя только одну любую пару из перечисленного. Помогите крестьянину пересечь реку таким образом, чтобы и животные, и капуста уцелели.

При желании можно приобрести специализированные издания с головоломками и задачками на сообразительность. Также можно уделить время и головоломкам, имеющим форму геометрических фигур: кубик Рубика, Танграм, Пентамино.

Важно

Мышление – важный познавательный процесс, необходимый для всестороннего развития личности, который участвует во всех сферах жизни и востребован в любом виде деятельности.

Как же развить наглядно-образное мышление?

На помощь, в данном случае придут различные игры и упражнения.

Самым эффективным способом развития наглядно-образного мышления является деятельность, которая позволяет воплощать в реальности задуманное. Для малышей это, в первую очередь, любые виды конструирования и всевозможные дидактические игры, направленные на развитие мышления и воображения. Рассмотрим наиболее подробно приёмы, способствующие развитию образного мышления.

Формированию и развитию наглядно-образного мышления способствуют:

  • прохождение лабиринтов;
  • игра танграм;
  • незаконченные рисунки;
  • сборка кубика Рубика;
  • задания на поиск нелепиц;
  • отгадывание ребусов и загадок;
  • задания на нахождение и восстановление недостающего элемента;
  • конструирование;
  • упражнения на развитие межполушарных связей;
  • чтение с дальнейшим анализом характеров главных героев;
  • упражнения направленные на развитие творческого воображения;
  • упражнения на сравнение, поиск отличий;
  • использование игр с перестановкой палочек (спичек);
  • разгадывание друдлов;
  • составление рассказов или сказок по данному началу, или же наоборот придумывание окончание истории;
  • описывание предмета по памяти;
  • пересказ прочитанного;
  • упражнения с придумыванием ассоциаций.

Помните, как в стихотворении Ю.Мориц «Что на что похоже?»

На горе шумит ветла, На ветле звенит пчела, Полосатая как зебра.

В нашу лодку иногда Набирается вода, В глубине плывёт звезда, Серебристая как рыба.

В роще клёны и дубы, А под ними есть грибы, Каждый гриб похож на зонтик.

Вышел месяц молодой, Небо кажется водой, Туча кажется волной, Месяц — лодкой деревянной.

До чего же всё похоже! Значит, я, наверно, тоже На кого-нибудь похож!

Я пошёл и крикнул козам, Уткам, овцам и стрекозам: — На кого же я похож?

Белый козлик повернулся, По-козлячьи улыбнулся И сказал по-человечьи: — Разве ты не видишь сам?

Ты добрее, чем телёнок, Веселее, чем козлёнок, Ты совсем ещё ребёнок, Но похож на человека!

Таким образом, способность представлять предметы в уме, передвигать их, выполнять различные манипуляции являются важнейшим средством развития способностей ребенка и его мыслительной деятельности. Развитое наглядно-образное мышление можно сравнить с фундаментом всей мыслительной деятельности ребёнка.

Еще в работах Аристотеля отмечена важность развития этого вида мышления. Создание мысленного образа помогает человеку быть нацеленным на результат, стремиться к достижению запланированного, контролировать собственные поступки и предвидеть их последствия

Именно оно помогает активизировать творческий потенциал, заложенный в каждом человеке. Тот, у кого развито наглядно-образное мышление, способен мыслить и запоминать информацию намного быстрее.

Поэтому, ещё в дошкольном возрасте, необходимо развивать наглядно-образное мышление ребёнка, используя вышеперечисленные приёмы, а также можно потренировать образное мышление специальными упражнениями.

Этапы развития мышления ребёнка

Современные психологи выделяют три основных этапа в развитии мышления ребенка:

  • наглядно-действенное;
  • наглядно-образное;
  • понятийное (логическое) мышление.

Наглядно-действенное мышление присуще преимущественно детям младшего дошкольного возраста. Однако уже на четвёртом году начинает формироваться наглядно-образное мышление, а затем уже развивается логическое мышление.

В начале дошкольного периода малышам необходим телесный контакт с предметом. Со временем необходимость потрогать всё руками отпадает, и дети делают упор на представление образа в уме. Активным и основным наглядно-образный способ мышления становится уже к 5-6 годам.

Но, к сожалению, не у всех детей наглядно-образное мышление формируется должным образом. Если вы видите, что вашему ребёнку достаточно сложно представить что-либо в уме, то не тяните, начинайте активно развивать данный вид мышления. Иначе ребёнок будет испытывать сложности при обучении в школе. В частности, ему трудно будет даваться решение задач, а также любые задания творческого характера.

Упражнения для развития наглядно-образного мышления

Кроме наглядно-образного мышления данные задания будут способствовать развитию логики и речи ребёнка.

Большую пользу упражнения принесут, если их выполнять на время. Оптимальное время на выполнение каждого задания — 2 минуты.

Найдите два одинаковых чайника из шести представленных на рисунке. У остальных есть свои отличия в узоре.

Найдите две одинаковых картинки поезда с вагонами.

В магазине была куплена одна шляпа из восьми имеющихся. Какую шляпу купили?

Какая ваза отличается рисунком от остальных?

У каждой из пяти бабочек есть по одному отличию от остальных. Необходимо найти эти отличия.

Каждая картинка мотоциклиста отличается одним элементом от остальных. Найдите эти отличия.

На картинке представлены шесть воздушных змеев. Необходимо найти два одинаковых.

Каждый снеговик отличается чем-то одним от остальных. Найдите эти отличия.

В магазине был куплен один волчок из восьми (верхняя часть рисунка). Найдите, какого волчка не хватает в нижней части рисунка.

Все картинки повернуты по-разному, но узор у них (кроме одной звезды) одинаковый. Определите, какая из звезд отличается от других еще и узором.

Каждая из представленных фигур имеет свое отличие от других. Найдите их.

На первый взгляд может показаться, что задания простые. Но это не совсем так. Если у ребёнка плохо развито наглядно-образное мышление, то ему будет достаточно трудно выполнить эти упражнения, тем более за 2 минуты.

Но! Что тренируется, то развивается. Выполнение данных упражнений способствует также развитию логического мышления, наблюдательности, речи, пространственного воображения и быстроте реакции. Также играйте с ребёнком в игры, развивающие его мышление.

Танграм в загадках

Замечательная книга-игра для развития:

  • логики;
  • воображения;
  • пространственного мышления;
  • внимания;
  • наглядно-образного мышления;
  • сообразительности;
  • усидчивости.

В книге вы найдете:

  • интересные загадки; 
  • около 70 фигурок для построения разного уровня сложности;
  • шаблон игры;
  • творческие задания.

Книга будет интересна дошкольникам и младшим школьникам.Особенно рекомендую детям, у которых есть проблемы с математикой.

Лабиринты

Работу с лабиринтами трудно переоценить

Лабиринты помогают сосредотачиваться, удерживать внимание и прекрасно тренируют память и технику чтения. Упражнения с лабиринтами необходимы для детей, испытывающих трудности в обучении

4+

7+

9+

«Ребусландия» Учимся отгадывать головоломки

Умение разгадывать ребусы пригодится ребёнку с первых школьных дней, начиная с освоения азбуки.

В книге задания разного уровня сложности, но все они носят развивающий характер. Книга будет интересна как дошкольникам, так и младшим школьникам. 

Формирование наглядно образного мышления

Основа наглядно образного мышления – догадка о возможном результате. Прежде чем совершить действие, ребенок представляет конечный результат. Например, сидя дома, дошкольник способен изобразить машинку, вспомнив ту, которая понравилась ему на улице.

Первые зачатки возникают в 3 года. Для оценки результата теперь не всегда необходимо тактильное восприятие, подразумевающее контакт с предметом. Имеющийся в голове образ помогает соотнести увиденный предмет с уже известной категорией и правильно его оценить. Дошкольник с легкостью узнает на витрине куклу или плюшевого мишку без необходимости предварительно его потрогать.

Чем большее количество предметов будет запоминаться, тем реже станет требоваться тактильный контакт для идентификации, зато осознаются связи и отношения между образом и реальным объектом.

Упражнения для детей

Образное мышление у детей возникает в 4 года. На этом этапе развития дети мыслят образами, но не владеют понятиями.

С какого возраста начинать занятия?

Для детей свойственны три вида мышления и в зависимости от каждого из них варьируется возраст, начиная с которого можно приступать к упражнениям.

Все дети разные, но средний возраст для начала занятий — 2-4 года.

Особенности для детей дошкольного возраста


Существует три категории мышления детей:

  1. Наглядно-действенное. Малыши 1,5-2 года мыслят с помощью совершения действий над предметами. Поэтому начиная с полутора лет можно развивать навык с помощью лепки из пластилина, а также игр с песком (больше об особенностях наглядно-действенного мышления у детей мы рассказывали тут).
  2. Наглядно-образное. Этот вид мышления образовывается у ребёнка в 3-4 года и развивать его нужно с помощью рисования.
  3. Словесно-логическое. Появляется у детей в 5-7 лет. Малыш умеет анализировать, рассуждать, понимать причинно-следственные связи и нужно развивать эти навыки посредством упражнений.

Какие методы и приемы способствуют процессу?

1,5-2 года:

  1. Строить башни из кубиков.
  2. Лепить куличики из песка.
  3. Не гулять всегда в одном и том же месте.
  4. Давать ребенку шкатулки и коробочки с крышкой.
  5. Разбирать и собирать пирамиду.
  6. Наблюдать за действиями птиц и животных.

3 года:

  1. Рисовать то, что нельзя увидеть: эмоции, воздух, музыку.
  2. Нарисовать половину симметричного изображения, а ребёнок дорисует картинку.
  3. Лепить из пластилина, полимерной глины, солёного теста.
  4. Рисовать с натуры.
  5. Рисовать абстракции.
  6. Аппликации.
  7. Сравнивать предметы по размеру, цветам, форме.
  8. Научить ребёнка определять категории: что относится к фруктам, что к животным и так далее.
  9. Придумать рассказ о любом предмете: стол, муравей, лист.
  10. Совместное с ребёнком шитьё.


Дошкольник:

  • классификация предметов;
  • тренировка памяти;
  • умение анализировать и делать выводы;
  • установка последовательности событий;
  • сравнение предметов.

Занятия не должны длиться больше 20-ти минут.

«Одно слово лишнее»:

  • Малина, клубника, корова, боярышник.
  • Январь, март, сентябрь, куртка.
  • Ложка, чашка, пол, бокал.

Последовательность событий:

  • как сварить суп;
  • что нужно сделать, чтобы сшить платье для куклы.

Обобщения. Назвать предметы одним словом:

  • ромашка, тюльпан, роза;
  • зима, весна, осень;
  • вторник, суббота, среда.

Подобрать слова, противоположные по смыслу:

  • белый —…;
  • худой — …;
  • хороший — … .

Придумать точную закономерность:

  • птица — перья, рыба — …;
  • собака — лапы, человек — …;
  • груша — фрукт, огурец — … .

Загадки и логические задачи:

  • как лучше сорвать арбуз с дерева;
  • может ли кошка выйти из погреба с двумя головами.

Формирование образного мышления происходит постепенно, по мере накопления жизненного опыта и развития. Со временем, человек утрачивает мышление образом, переходя на словесное

Поэтому развивать и совершенствовать его очень важно. Нужно только усилия и потратить время

Фиксированный образ мышления vs Мышление Роста

Согласно исследованиям Кэрол Двек, в зависимости от наших убеждений о наших собственных способностей и потенциале, у нас может преобладать фиксированный образ мышления или мышление роста. В кратце (полная статья тут):

— Люди с фиксированным образом мышления (fixed mindset) считают, что их интеллект, характер и способности — статичные врожденные данности, которые нельзя значительно изменить. Одно из их основных убеждений — либо ты умный, либо увы. «Я тупой, я никогда не решу эту задачу!» — вот пример внутреннего диалога, когда человек застрял в фиксированном образе мышления.

— У детей с преобладающим фиксированным образом мышления часто возникают проблемы с успеваемостью по мере увеличения сложности задач. Они также очень часто опускают руки, столкнувшись с трудностями (например, осваивая новый навык игры в волейбол), потому что считают, что у них нет к этому способности.

— С другой стороны, люди с мышлением роста (growth mindset) убеждены, что интеллект и способности можно развить, прилагая  усилия и следуя правильным стратегиям. Люди с мышлением роста знают, что их мозг подобен мышце, которую можно «накачать», если постоянно использовать. Они видят в поражениях и неудачах возможности для саморазвития, а не признак нехватки интеллекта.  «Ладно, я не могу решить эту задачу сейчас, но я найду способ это сделать», – вот пример мышления роста.

— Дети с преобладающим мышлением роста верят, что их талант не высечен в граните, поэтому они могут научится фактически чему угодно, если очень захотят.

Эти два образа мышления, которые, как правило формируются в раннем возрасте, оказывают огромное влияние на наше поведение, наше отношение к успеху и поражениям и, в конечном итоге, на наше ощущение счастья. И это, в свою очередь, влияет на нашу уверенность в себе, самооценку и психологическую устойчивость.

А теперь вопрос: какой образ мышления является ключом к счастливой и успешной жизни? Правильно — МЫШЛЕНИЕ РОСТА.

Как развивается наглядно действенное мышление у дошкольников

Поддержать развитие наглядно действенного и образного мышления у дошкольников просто: ключевая цель родителей – не препятствовать демонтажу или «модернизации» предметов. Единственным ограничением выступают меры безопасности. Материалы должны быть максимально безвредны для младшего дошкольника.

Например, если дошкольник делал первые попытки рисовать карандашом, то при виде цветных мелков он не представит их назначение без предварительных проб.

Особенно эффективно формировать запоминание образов при помощи льющихся и сыпучих материалов. Ребенок пересыпает из руки в руку песок, делает горки из крупы, переливает воду. Постоянные прикосновения позволяют ему сначала определить, а потом запомнить, что, если песочек как следует смять, то получится куличик.

Если подытожить сказанное, то основной принцип развития подобной формы мыслительного процесса выражается в повторяющихся действиях, ведущих к одинаковому итогу: картинке, собранной игрушке, вылепленной фигурке.

Так возникает первое представления о конкретных предметах и жизненный опыт, который закладывает основу для развития мыслительных форм.

Как проверить уровень креативного мышления

Способов много, но поскольку творческое мышление часто делят на два типа — дивергентное и конвергентное, — рассмотрим тесты для проверки именно их. 

  • Дивергентное мышление — способность придумать несколько решений для одной и той же задачи.
  • Конвергентное мышление — способность выбрать самый оптимальный способ решения из имеющихся. 

<<Форма демодоступа>>

Тест вербальной креативности Медника

Что проверяет: конвергентное мышление.‍Суть: берутся три слова, к которым нужно подобрать четвёртое, сочетающееся с каждым из них.

Например: «громкий», «правда», «шёпот». В качестве ответа подойдёт «говорить» — «громко говорить», «говорить правду», «говорить шёпотом».

Для развития креативного мышления нужно стараться использовать яркие и оригинальные словосочетания, а также придумать как можно больше ответов на каждую тройку слов. 

Тест Гилфорда на использование предмета 

Что проверяет: дивергентное мышление.Суть: выбрать любой предмет и придумать как можно больше способов его использования. 

Например, стакан. Возможные способы использования: подслушать соседей, в качестве подсвечника, как музыкальный инструмент, подставка для карандашей или зубных щёток, вместо скалки и так далее.

Психолог Джой Пол Гилфорд, который разработал тест, выделяет четыре критерия для оценивания результатов:

  • Гибкость. Количество уникальных категорий использования — то есть целей применения. 
  • Новизна. Оригинальность идеи. Можно определять субъективным методом — как кажется остальным участникам, если тест проводится в компании. А можно более объективным — посчитать, сколько раз это предложили остальные. 
  • Полезность. Действительно ли идею можно использовать? Какова вероятность, что вы так сделаете? 
  • Беглость. Общее количество вариантов, которые не повторяются. У каждого предложенного ответа должна быть цель, которая не похожа на остальные и никак с ними не перекликается. 

Что такое креативное мышление

Согласно определению из «Большой психологической энциклопедии», творческое, или креативное, мышление — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов.

Проще говоря, креативное мышление — это создание необычных и хороших решений исходной проблемы.

Креативное мышление помогает быстрее реагировать на задачи, умело выходить из сложных ситуаций, жить не по шаблону и генерировать классные идеи. Люди, обладающие креативным мышлением, умеют мыслить за рамками общепринятого и находить нестандартные решения для стандартных ситуаций. 

Упражнения и игры на развитие мышления у дошкольников

Давайте рассмотрим варианты упражнений и игр, которые можно легко использовать в быту всей семьёй.

Игры на развитие наглядно–действенного мышления

  1. «Разложи по группам» — игра при которой работа глаз и рук является ведущей. Например, разложите перед ребёнком большие ложки, десертные и чайные. Попросите их рассортировать. Ребенок должен решить сам по какому принципу это сделать. 
  2. Игра «Построй ряд». Здесь можно использовать блоки цилиндров, цветные таблички, тепловые бутылочки, вкусовые бутылочки, танграм и другие материалы. Например, необходимо построить ряд от большого к маленькому. Используются блоки цилиндров из метода Монтессори. Цветные таблички одного цвета, но разных оттенков, необходимо разложить от самого темного до самого светлого.
  3. Игра «Найди место для матрёшки». Для нее потребуются матрёшки (минимум из 6 частей). Расставляем фигурки в ряд на равном расстоянии друг от друга. Потом просим ребёнка закрыть глаза, убираем одну фигурку, а остальные выравниваем. Малыш открывает глаза и пытается найти место, между какими фигурками стояла матрёшка. По мере выполнения задания количество составляющих должно увеличиваться.

Игры на развитие наглядно-образного мышления

  1. Игра «На что похоже?». Ее вариаций очень много. Одним из них может быть показ изображения причудливой кляксы. Дайте возможность ребёнку продумать что это, кто это, какой на вкус, какой на запах, чем занимается и другие признаки.
  2. Игра «Назови одним словом». В зависимости от возраста у ребёнка будет меняться подход к определению предметов. Для у детей 3-4 лет – простые обобщение типа: мебель, посуда, ягоды, цветы. Для ребёнка в возрасте 5 лет обобщение должно быть более глубокое, например: насекомые, дикие животные, домашние животные, профессии и прочее. Дети 6-7 лет уже оперируют такими понятиями, как животные Африки, Азии, фрукты Европы, Азии и т.п.
  3. Игра «Дай определение». Ребёнку предлагается предмет, который он характеризует. Например, показываем кружку, которую нужно описать: большая, папина, хрупкая, стеклянная и др. А потом ребёнок вам показывает предмет, а вы характеризуете.

Игры на развитие словесно-логического мышления

  1. Игра «Собери картинку». Она является аналогией пазлов. Задача ребёнка из нескольких деталей собрать целую картинку. Чем старше малыш, тем больше деталей.
  2. Игра «Продолжи ряд». Нарисуйте цепочку и ряд бусин в определенной последовательности жёлтая, зелёная, голубая, розовая, а потом повторите ряд один раз и предложите ребёнку продолжить. Чем старше ребёнок, тем больше бусин, меняются их размеры.
  3. «Противоположности». Игра на подбор противоположного. Например, вы говорите холодный, а ребёнок подбирает горячий; мокрый-сухой; чёрный-белый и прочее.
  4. Игра «Угадай о чём речь». Вы последовательно описываете предмет, а ребенок догадывается о чём идёт речь. Например: круглый, полосатый, сладкий, сочный – арбуз.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: