Публикации педагогов

Влияние познавательно-исследовательской деятельности детей на развитие связной речи (часть i)

Речь и мышление

Сначала мышление ребенка представляет собой внешнюю речь. Ребенок проговаривает слова, обозначающие предметы и действия, таким образом рассуждая и приходя к неким выводам. Постепенно речь из внешней переходит во внутреннюю. Малышу необязательно проговаривать свою цепочку рассуждений, он произносит ее про себя. Наличие перехода внешней речи во внутреннюю — важный показатель становления коммуникации.

Именно поэтому степень становления речи характеризует развитие мышления, овладение системой условных знаков и возможность строить свои рассуждения на основании законов логики, отраженных в этой системе.

Огромное количество внутренних процессов, представляющих собой познавательное развитие, было бы невозможно без сензитивного периода. В возрасте 3 лет малыш начинает развиваться особенно интенсивно. Никогда в своей жизни человек не столкнется больше с таким огромным количеством неизвестного, как в этом возрасте.

Механизм сензитивного периода позволяет ребенку воспринимать множество информации и даже классифицировать ее, превращая в первичную картину мира, а не в бессистемное нагромождение фактов.

Существуют методики, позволяющие дошкольнику изучать иностранный язык, используя фактически тот же механизм, что и при овладении родным, с помощью восприятия. Ребенок слушает, анализирует и воспроизводит информацию на другом языке так же, как и на родном.

Использование наглядного материала при организации экспериментальной деятельности в ДОУ

В рамках обозначенной темы речь идёт не о традиционно используемых на занятиях наглядных материалах — плакатах, иллюстрациях, карточках со схемами. Исследовательскую деятельность сопровождает обязательный этап работы — документирование полученной информации

Воспитатель должен обратить внимание ребят, что учёные (исследователи и изобретатели) записывают свои наблюдения и выводы, к котором они приходят в процессе изучения каких-либо явлений или свойств предметов

Для записи наблюдений дошкольников могут быть использованы такие формы, как:

  • Исследовательские карточки. Ребята заполняют специальные бланки, которые затем составляются в картотеку наблюдений и опытов.
  • Личный дневник наблюдений. Эта форма располагает большим простором для реализации творческих потребностей и выражения индивидуальности, чем карточки. Ребятам можно разрешить делать в дневнике пометки, зарисовки, схемы.
  • Стенды. Фиксировать детское экспериментирование можно при помощи оформления стендов: вывешивания плана проведения опытов, диаграмм и фотографий с результатами.
  • Лэпбуки — изготовленные своими руками книжки-раскладушки на тему проведённых исследований («Вода», «Погода», «Насекомые», «Свойства воздуха» и т. д.). Для создания подобных книжек могут быть использованы шаблоны. Будет замечательно, если помогать в оформлении лэпбуков ребятам будут родители.

Значение исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в их психическом развитии и успешной социализации

Исследовательская деятельность является ведущей с первого года жизни каждого ребенка. Она направлена не только на решение задач развития, но и удовлетворение их интересов и познавательной активности. Благодаря исследовательской деятельности дети имеют возможность реализовать собственный творческий потенциал, расширить знания. Кроме того, она оказывает положительное влияние на развитие таких личностных качеств как креативность, инициативность, самостоятельности и целеустремленность.

Значимость исследовательской деятельности заключается в том, что ребенок не получает знания в готовом виде, а ему предоставляется возможность самостоятельно «пройти» весь путь получения новых знаний и умений. Знания, полученные таким образом, более осознанны, они крепче запоминаются, чаще и эффективнее используются в повседневной жизни.

Замечание 1

Одной из основных особенностей исследовательской деятельности является то, что она способна активизировать познавательно-активное поведение детей, придавая ему творческий и исследовательский характер.

Исследовательская деятельность направлена на:

Формирование полной системы знаний у ребенка об окружающем его мире.
Развитие таких познавательных психических процессов как: внимание, память, мышление, воображение и т.д.
Формирование у детей познавательной активности и исследовательской направленности личности.
Оказывает положительное влияние на развитие у детей универсальных интеллектуальных действий.

Является фундаментальной основой интеллектуальных и когнитивных аспектов готовности ребенка к школьному обучению, а именно:
необходимый уровень знаний, познавательных интересов и деятельности, психических процессов;
полная сформированность сенсорных эталонов;
нужный уровень качества восприятия, мышления, воображения и психических процессов;
достаточный уровень таких видов мышления как наглядно-образное и образно-схематическое;
полноценное развитие речи (словарный запас, фонематический слух и т.д.).

Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе

С 2-3 лет воспитанники младшей группы начинают участвовать в опытах и проектах в группе и на прогулке. Вместе с воспитателем они проводят простейшие исследования, которые закладывают основу будущей познавательной деятельности.

Развитие детей важно

Необходимость развития познавательной деятельности у детей 3-4 лет

К 3-4 годам дошколята средней группы чётко ощущают собственную личность. Они хотят быть самостоятельными, узнавать мир, открывать новое. Самый действенный способ познания – эксперимент. В раннем возрасте он является главным способом понимания жизни.

Важно. Без наглядных опытов абстрактные понятия так и остаются иллюзией

Только практические наблюдения помогают ребёнку смоделировать картинку в своём сознании, установить взаимосвязи и закономерности.  

Формы обучения по ФГОС

В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта образования (ФГОС) педагогам дошкольного учреждения рекомендуется ежедневно моделировать ситуации, стимулирующие познавательную деятельность детсадовцев, изучать информационные карточки.

Формы развития исследовательской активности дошкольников:

  • эксперимент;
  • поисковая деятельность и исследование;
  • коллекционирование;
  • проектирование.

На грамотном сочетании форм и методов строятся опытно-экспериментальные занятия во второй младшей группе.

На прогулке малыши тоже экспериментируют

Безопасность проведения экспериментов

Экспериментирование в младшей группе проходит под строгим контролем воспитателя. Это необходимое условие безопасности юных исследователей.

К сведению. Ребёнку в этом возрасте свойственна увлечённость

Опыт может захватить его и заставить забыть об осторожности. Поэтому следить за процессом должен взрослый, особенно ранней весной и летом

Правила безопасного поведения просты:

Все манипуляции следует проводить не спеша, не разбрасывать и не разбрызгивать материалы.
Ничего не толкать в рот, нос, уши, не тереть глаза грязными руками.
Рабочее место должно быть в порядке.
С оборудованием для опытов (микроскоп, зеркало, спиртовка, стеклянная посуда) нужно обращаться осторожно и работать только под руководством взрослых.

Регулярные занятия помогут деткам запомнить правила безопасного поведения.

Познавательно-исследовательская деятельность в раннем возрасте

Конференция: Актуальные вопросы дошкольного образования

Организация: МДОУ ЦРР д/с №72

Населенный пункт: Челябинская область, г. Магнитогорск

В раннем возрасте малыш изучает предметы, совершая с ними простые действия. Так он познает окружающий его мир. Даже самое маленькое открытие доставляет ребенку огромную радость.

Во время адаптации в детском саду малыш рассматривает, изучает предметы, но постепенно эффект новизны угасает и воспитатель выступает генератором исследовательских ситуаций. Ребенок открывает мир, где каждая вещь что-то означает, для чего-то предназначена. Дети раннего возраста не способны представлять и понимать словесный рассказ. Чтобы освоить знания, ребенок переживает практический опыт. Воспитатель должен управлять желанием ребенка познать окружающий его мир, а главное сделать его полезным для нравственного и эстетического развития. В этот период ребенок исследует различные свойства предметов: форму, величину, изучает характер движений этих предметов. Смысл действий открывает для ребенка взрослые.

Задачи познавательно-исследовательской деятельности:

Обучающие

— формировать представление о предметном мире;

— формировать представление о мире животных и растений;

— формировать понятия о форме и величине;

— пополнение словарного запаса.

Развивающие

— развитие мелкой моторики;

— формирование умения работать с простыми инструментами;

— создание мотивации к исследовательской деятельности;

— побуждает к активной речи.

Воспитательные

— поощрение любознательности;

— воспитание бережного отношения к природе.

Для того чтобы в группе успешно проходили игры – экспериментирования мы постарались создать соответствующую развивающую среду. Особое место в группе занимает центр «Вода – песок». Здесь имеются материалы, с помощью которых дети познают свойства песка и воды: разные ёмкости, лопатки, воронки, ситечки, тазики, камешки, кораблики, рыбки, удочки и т.д.

Дети очень любят играть – экспериментировать с водой и песком (лепить куличики, пересыпать и просеивать песок, переливать воду, пускать кораблики, опускать в воду различные предметы и т.д.). Это очень увлекательный и познавательный процесс.

В зимнее время мы проводим эксперименты со снегом и льдом, изучаем их свойства.

Исследовательскую деятельность стараемся проводить вовремя игр, на занятиях, на прогулке. Создаем проблемные ситуации, позволяющие ребенку самостоятельно находить решение, делать какие-то выводы. Например, предлагаем слепить пирожки для угощения куклы, используя сухой песок. Неудача направляет на выявление свойств песка. Намочив песок, дети с радостью замечают, что у них всё получается.

Примерный перечень игр – экспериментов в раннем возрасте:

Объект исследования

Тема

Вода

«Холодная – теплая»

«Тонет — не тонет»

«Окрашивание»

Песок

«Сухой – мокрый»

Воздух

«Ветер по морю гуляет»

Свет

«Солнечные зайчики»

Крупа

«Перебираем крупу»

Снег, лед

«Снежинки»

«Таяние снега»

«Цветные льдинки»

Растения

«Огород на окошке»

Играя и экспериментируя дети становятся более самостоятельными, любопытными, появляется интерес к экспериментированию.

Список литературы:

  1. Дыбина О.В. «Ребенок в мире поиска» — Москва: ТЦ Сфера, 2004;

Карасёвой М.В., воспитателя МДОУ №2 г. Мичуринска Статья «Организация исследовательской деятельности в ДОУ».

Опубликовано: 12.11.2021

Открытое занятие

Открытые занятия-эксперименты проводятся с целью демонстрации умений и навыков, приобретённых младшими дошкольниками в процессе обучения в детском саду. В игровой форме ребята решают нестандартные задачи, обсуждают проблемные ситуации, наблюдают и делают выводы.

Открытое занятие «Твёрдое – мягкое»

Цель: различать качества предметов.

Задачи:

  • Дать представление о свойствах предметов.
  • Стимулировать наблюдательность, логику.
  • Развивать тактильные ощущения.
  • Обогатить лексикон (твёрдый, крепкий, белый, лёгкий).

Материалы и оборудование:

  • мелкие камни;
  • вата;
  • вода;
  • ложечка.

Ход занятия:

  • Педагог читает письмо от трёх поросят, в котором они спрашивают, из какого материала им стоит построить домики (из ваты или из камней). Предлагается провести эксперимент и выяснить это.
  • Проводятся опыты. Взять камешки, потрогать, помять, сжать в ладони, попробовать разломить на части – не получается (вывод: камень твёрдый, крепкий). Постараться сдуть камешек со стола – не выходит (вывод: он тяжёлый). Взять вату, проделать с ней то же самое (вывод: вата мягкая, воздушная, лёгкая). Взять тарелку с водой, опустить поочерёдно камень и вату (вывод: камень не промокает, вата становится мокрой).
  • Озвучивается вывод: дом нужно строить из камней.
  • Закрепляются знания свойств предметов: опустить руку в шляпу, потрогать предмет, охарактеризовать его наощупь.

Важно. Итогом исследовательских работ с детьми станет система дидактических материалов, альбомов и таблиц, где будут отражены основные моменты опытов и выводы, сделанные вместе с малышами

Становление речи

Параллельно становлению других функций психики малышей идет познавательно-речевое развитие дошкольников. Специалисты считают этот раздел педагогики одним из самых важных, поскольку он направлен непосредственно на умственное формирование ребенка.

Речь — это не только средство коммуникации, но и инструмент познания мира. Овладение речью — сложный, комплексный процесс, требующий от ребенка напряжения всех его сил. С помощью речи малыш будет взаимодействовать с мамой, папой, другими окружающими людьми. Он постепенно овладевает знаками, из которых состоит язык и которые складываются в сложную систему звуков, слов, интонаций.

Ребенок сначала слушает, анализирует речь других, постепенно понимая, начиная воспроизводить звуки и слова. На каждом шагу он сталкивается с новыми объектами действительности, и для каждого из них есть свой условный знак — слово. Позже он узнает о существовании письменной речи и о том, что для каждого звука есть специальное обозначение на бумаге — буква. Однако следует помнить, что первична всегда устная речь.

Организация исследовательской деятельности в соответствии с ФГОС ДО

Определение 1

Исследовательская деятельность дошкольников в ДОО – это деятельность, которая связана с решением разнообразных творческих и исследовательских задач (проблем, вопросов), предполагающих прохождение нескольких последовательных этапов, в ходе которых ребенок учится самостоятельно находить и применять нужную ему информацию, анализировать и обобщать ее, а также учится взаимодействовать и плодотворно работать в коллективе.

В настоящее время организация исследовательской деятельности в ДОО строится преимущественно не на основании методов самостоятельного и творческого исследовательского поиска, а на основании репродуктивной деятельности, которая направлена на усвоение уже готовых истин, открытых кем-то заранее. Такой подход значительно снижает поисковую активность ребенка и утрачивается главная черта исследовательского направления. То есть процесс обучения опирается не на исследование, а на «подражание», «повторение» и «послушание».

Таким образом, данный процесс обучения блокирует активность, любознательность и самостоятельность ребенка, не позволяет ему мыслить в различных направлениях. В итоге такие значимые качества как самовоспитание, самообучение и саморазвитие у детей тормозятся.

Педагогически правильно организованная исследовательская деятельность детей дошкольного возраста обладает мощным инновационным потенциалом развития ребенка. Она направлена на комплексное решение разнообразных задач воспитания и развития дошкольников в рамках современного общества, выступает своего рода транслятором норм и правил поведения, ценностных научных знаний, разработанных, предложенных и внедренных научным сообществом в образовательную систему ДОО.

Замечание 2

Таким образом, исследовательская деятельность дошкольников, при правильном подходе к ее организации и реализации способствует выполнению социального заказа по подготовке будущих членов общества, формированию интеллектуального потенциала социума.

Исследовательская деятельность позволяет дошкольнику проявить себя, показать свои знания, как при индивидуальной работе, так и при работе в группе. Осуществляя исследовательскую деятельность, ребенок может не просто попробовать свои силы и знания, но и публично показать полученный результат. В том случае, если исследовательская деятельность осуществляется коллективно, то педагогу следует отметить вклад, который каждый ребенок внес в достижение итоговой цели, обозначит ценность и значимость данного вклада.

Исследовательская деятельность может быть организована педагогом, а может быть совместно с детьми. Исследовательская проблема, которая сформулирована совместно педагогом и детьми, чаще всего представляется в виде задачи, решение которой носит практический исследовательский характер и имеет большое прикладное значение.

Каждому дошкольнику от природы присуща ориентация на познание окружающего мира, путем экспериментирования и исследования. Например, ребенок еще в младенческом возрасте знакомясь с предметом, не просто его рассматривает, но трогает, нюхает, стучит и т.п.

С возрастом детям становится интересно не только как выглядят предметы и что с ними можно сделать, но и различные физические явления. Например, почему зимой вода замерзает, как распространяется звук в воздухе и т. д.

Ответы на эти и многие другие вопросы ребенок может получить в процессе исследовательской деятельности, которую организует взрослый (воспитатель, родители).

Значение познавательного развития

Трудно переоценить значение того периода, который обозначается термином «детство». Многие процессы берут начало именно в это время, сильное влияние оказывает этот возраст на дальнейшую жизнь человека. Ребенок незаметно для себя растет, приобретает новые знания, делает открытия каждый день, радуется им, переживает неприятности, ищет поддержки. Начинается долгий и сложный процесс социализации, нужно искать свое место в обществе и выстраивать с людьми отношения.

Родители, воспитатели, друзья и все окружающие выступают в этом сложном процессе примерами, учителями, наставниками, соперниками. Ребенок входит в жизнь, и процесс этот отнюдь не такой легкий, как кажется на первый взгляд.

В детском возрасте человек развивается интенсивнее всего в жизни. Глубокие психические процессы, на которые опирается человек в старшем возрасте, закладываются именно в детстве. Важнейшая задача родителей, педагогов и психологов состоит в том, чтобы развитие познавательных способностей у дошкольников проходило успешно и приводило в будущем к отличным результатам в образовании и внутренней гармонии в жизни человека.

Post Views: 1 434

Оформление уголка экспериментирования

ФГОС рекомендует педагогу поддерживать инициативу дошкольника и поощрять проявление самостоятельного мышления. Большим подспорьем в этом становится правильно организованный уголок для экспериментов.

Центр экспериментирования решает важные задачи:

  • Формирует положительное ориентирование на исследовательскую деятельность.
  • Способствует установлению товарищеских взаимоотношений среди одногруппников.
  • Повышает интерес к коллективной деятельности.
  • Развивает умение слушать, понимать задачу и выполнять поручения.
  • Воспитывает усидчивость, аккуратность и ответственность.

Опыты развивают мышление у детей

Зона экспериментов располагается вдали от мест для шумных активных игр. Здесь должно быть тихо и спокойно. Оформление может быть классическим (столы, стульчики, набор материалов для опытов) или стилизованным под научную лабораторию или исследовательский центр.

Важно. Можно оформить уголок, используя героев любимых мультфильмов и сериалов («Лаборатория Лунтика», «В гостях у Фиксиков» или «Экпериментариум доктора Чудакова»)

Паспорт уголка экспериментирования

Каждый исследовательский уголок должен иметь паспорт. В документе указано, где находится эта мини-лаборатория, какие материалы хранятся, как оформлена и чем декорирована. Обозначаются цели, задачи и формы работы, прописываются игровые эксперименты, исследования и практические упражнения.

Паспорт содержит следующие сведения:

  • название;
  • группа, возраст;
  • цели и задачи;
  • мебель;
  • набор материалов, инструментарий, приборы, их количественные характеристики;
  • дидактический материал (плакаты, дневники наблюдений, таблицы, схемы);
  • картотека опытов.

Что должно быть в уголке

Уголок должен быть удобный, хорошо освещённый, доступный и безопасный для малышей. В детской мини-лаборатории второй младшей группы располагаются:

  • Дидактические материалы (книги с яркими иллюстрациями, справочники, энциклопедии), тематические альбомы, наборы для познавательных игр (большие конструкторы, кубики, комплексы для игр с песком и водой).
  • Природный и подручный материал (шишки, деревяшки, жёлуди, разноцветные крышечки, палочки, большие пуговицы, катушки ниток, ткани), песок, глина, сахар, соль, краска, мыло, ватные диски.
  • Ёмкости (тазики, стаканчики разного размера, формочки для льда) и подручный инструмент (совочки, грабли, ложки, решето, сачки).
  • Приборы (ветряные вертушки, лупы, маленькие зеркальца, теневые фигурки, разноцветные линзы, безмен, бинокль).

Уголок экспериментов в ДОУ очень полезен

Информация размещается на стендах. Эксперименты проводятся на демонстрационном столике или в рабочей зоне. Видео-презентации просматриваются на проекторе.

Анализ и диагностика познавательно-исследовательской деятельности детей 1,5–3 лет

Чтобы показать динамику изменений на уровне «было — стало», «не умел — научился», «не знает — знает», проводится диагностика исследовательских умений дошкольников. В первой младшей группе мониторинг познавательной активности и способностей начинается с момента поступления детей в ДОУ. Воспитателю рекомендуется завести портфолио на каждого ребёнка — папку, в которую вкладываются отчёты диагностики различных умений, сведения о достижениях, планы коррекции в каких-либо образовательных областях.

Диагностика познавательно-исследовательской деятельности детей 1,5–3 лет проводится в двух направлениях:

  • Первичная диагностика — определение уровня активности исследовательских способностей в начале учебного года или перед внедрением новой обучающей технологии. Педагогическое исследование проводится в форме беседы с родителями или их анкетирования и наблюдения за деятельностью детей.
  • Специальная диагностика — спланированные и подготовленные мероприятия, предназначенные для максимального раскрытия способностей детей и их фиксирования. Для младших дошкольников мониторинг проводится в виде игровых ситуаций и упражнений.

Для определения места исследовательской деятельности в предпочтения детей проводится диагностика по методу Л. Н. Прохоровой «Выбор деятельности». Ребёнку предлагается рассмотреть картинки с изображением различных занятий: дети играют в кубики, изучают книги, проводят опыт, поливают цветы, рисуют, собирают конструктор. Ребёнку предлагается выбрать три ситуации, в которых он хотел бы оказаться. Выбор фиксируется в групповой таблице, воспитатель определяет заинтересованность коллектива в экспериментировании.

Методика «Маленький исследователь» Л. Н. Прохоровой предназначена для мониторинга исследовательских интересов детей — с какими материалами и инструментами им нравится работать. Для проведения диагностики рекомендуется использовать игрушку или перчаточную куклу — визуализацию маленького исследователя. «Гость» просит ребёнка показать ему уголок экспериментирования и хочет совет — с чем бы ему познакомиться. Ребёнок должен сделать три выбора, которые фиксируются в бланк мониторинга.

Таблица: пример заполнения бланка для диагностик «Выбор деятельности»

Ф. И. ребёнка Выбор деятельности
1 2 3 4 5 6
1 Иванов Ваня + + +
2 Константинов Костя + + +
3 Николаев Коля + + +
4 Малышева Катя + + +
5–15 &lt,…&gt,
Итого 11 5 10 9 5 5

Номера выбора соответствовали видам деятельности: 1 — игра, 2 — чтение, 3 — экспериментирование, 4 — труд в зелёном уголке, 5 — изобразительная деятельность, 6 — конструирование из разных материалов. Таким образом, полученные данные указывают на то, что экспериментирование находится среди детских предпочтений наряду с игровой деятельностью и уходом за растениями.

Результаты оценки познавательно-исследовательской деятельности детей воспитатель заносит в карты наблюдений (можно сделать отдельно на каждого ребёнка или общую на группу).

Таблица: пример заполнения карты наблюдений по А. И. Ивановой

Виды деятельности Активность Самостоятельность Инициативность Ответственность Оригинальность Упорство Любознательность Восприимчивость к новым методам Познавательный компонент
Поисковая игра в сенсорном бассейне (поиск камешков среди песка) 3 3 3 1 2 1 3 3 2
Игра-опыт «Реактивный шарик» 3 2 2 1 2 1 3 2 2
Наблюдение на прогулке «Таяние сосулек» 3 3 3 1 2 1 3 3 2

Оценка познавательно-исследовательских навыков и умений проводилась по шкале от 1 до 3, где 1 — показатель низкого уровня, 2 — средний уровень, 3 — высокий уровень развития. По данным в таблице можно сделать вывод, что ребёнок, за которым наблюдал воспитатель, активный и любознательны, стремится к поиску новых знаний, но быстро теряет интерес и ленится. Исходя из этого педагог наметит корректировку с целью воспитания настойчивости, усидчивости и ответственности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: