Музыкотерапия

Управлять «животными духами»: музыкотерапия Нового времени

Принципы лечения музыкой, которые Средневековье унаследовало от Античности, практически без изменений перешли в эпоху Ренессанса. Мыслители-гуманисты полагали, что музыке под силу и облегчить страдания тела, и настроить душу на возвышенный лад. Философ и глава флорентийской Платоновской академии Марсилио Фичино, подражая мудрецам древности, ни дня не проводил без «орфического пения». Аккомпанируя себе на лире да браччо, лютне или арфе, он пел или использовал собственные тексты, полные отсылок к астрологии и мифологии. По словам друзей Фичино, его музыка облегчала боль, исцеляла и к тому же исполняла желания. В своих сочинениях Фичино дает и несколько практических советов для тех, кто намерен лечить мелодиями. Например, философ советовал исполнять песни, популярные в родных местах пациента, чтобы музыка была хорошо ему знакома.

Цель проведения музыкотерапии

Некоторые жанры музыки оказывают успокоительное действие, дают расслабляющий и умиротворяющий эффект – это уже давно не вызывает сомнений. Кроме того, мелодия, применяемая в музыкотерапии, влияет на общий фон настроения. Это не зависит от способностей слушателя, и происходит само по себе.

В целом, курс коррекции с помощью такой терапии может включить в себя следующие цели:

  • Эмоциональная разрядка.
  • Регулирование эмоционального состояния.
  • Борьба с личными неурядицами.
  • Уменьшение уровня стресса.

Также считается, что некоторые композиции способны помочь в борьбе с некоторыми физическими недугами.

Что такое музыкотерапия

Музыкотерапия

– это лечение, которое подразумевает прослушивание определенных композиций.

Происходит это в индивидуальном порядке или группой людей. Музыка может звучать фоном в комбинации с несколькими другими коррекционными приемами, увеличивающими эффективность воздействия. Метод применяют для устранения разных эмоциональных отклонений и при коррекции некоторых страхов. Замечено положительное влияние музыки при лечении некоторых серьезных болезней.

О терапии музыкой известно уже несколько столетий. Еще во времена Пифагора, Платона и Аристотеля упоминалось о целебном воздействии музыки. Авиценна – знаменитый врач, применял музыку в лечении заболеваний нервной системы. В современном мире первые серьезные упоминания об использовании музыкотерапии датируются XIX веком, когда французский врач Эскироль начал внедрять прослушивание музыки в психиатрических лечебницах. Тогда доктор опирался лишь на собственную интуицию, но впоследствии терапия получила весомые научные обоснования. В настоящее время она активно используется в психиатрии и прочих сферах.

Заболевания, в лечении которых зачастую используют психотерапию: неврастения, неврозы, бессонница, психозы и шизофрения. Замечены и положительные моменты при лечении болезней сердца, язвы, бронхита, проблем мочеполовой системы, гастрита. Это особенно полезная информация для пациентов, страдающих аллергией на необходимые лекарственные препараты.

Музыкотерапия, в отличие от большинства прочих методов лечения, вполне допускает самолечение. Имеются даже специальные сборники, объединенные в отдельные коллекции, и способствующие лечению определенных недугов. Музыкотерапией нельзя полностью заменить необходимое лечение, но ней можно снизить дозы принимаемых лекарств, и достичь эффекта обезболивания.

Особенности музыкотерапии

В прямом понимании «музыкотерапия» означает «лечение музыкой». Термин впервые стали использовать в Древней Греции, при этом в современной психотерапии он обладает тем же значением.

Большая часть ученых отнесла музыкотерапию к вспомогательным методам, подготавливающим пациентов к более сложным методам лечения. В соответствии с определениями отдельных практиков музыкотерапия представляет собой способ педагогического влияния, который оптимизирует творческие силы. Это может быть метод лечения некоторых аспектов физиологических и психологических заболеваний, а также устранения симптомов психосоматических заболеваний. В его основе лежит прослушивание музыкальных произведений.

Применение музыкотерапии в качестве метода психологической коррекции, дает возможность помочь человеку с психологическими заболеваниями разной степени тяжести. Игра на музыкальных инструментах способствует избавлению от различных патологий, включая психоневрологические нарушения, нарушения развития воли, СДВГ у детей и взрослых, тревожность и страхи.

Музыка помогает излечить психоневрологические нарушения. Психотерапевтывыделяют 2 типа неврозов: неврастению и истерический невроз. Неврастения проявляется по причине эмоциональных и интеллектуальных перегрузок, а невроз под воздействием фрустрации. Для лечения первой из них используются инструменты, которые позволяют задавать ритм игре (например, барабан, там-там). Для исключения истерических симптомов в большей степени подойдут спокойные, умиротворяющие практики (например, флейта).

Способность постановки и достижения целей в норме проходит свое становление в дошкольном возрасте, окончательно формируясь в старшем подростковом возрасте. Взрослые люди с нарушением волевых процессов страдают ленью, то есть стремятся отказаться от преодоления трудностей, не умеют определять и достигать цели. Таким образом, пение и музицирование могут помочь создать качества, нужные для развития воли (например, чувство наслаждения своими действиями, расширение круга интересов, уважение к себе).

Учены отметили также, что музыкотерапия помогает вылечить СДВГ у взрослых и детей. Яркое проявление гиперактивности происходит в дошкольном возрасте. У большей части людей интенсивность симптомов становится ниже к 14-летнему возрасту, но иногда может сохраниться во взрослом возрасте.

Учению, запоминанию, возможности работать и выполнять элементарные обязанности мешает импульсивность, неспособность надолго удерживать внимание. Психологическая коррекция с помощью музыки поможет снизить признаки гиперактивного поведения, поощряя целенаправленную активность и снижая бесцельную подвижность

Музыка позволяет снизить степень тревожности и уменьшить страхи

Непрерывающееся чувство тревоги может помешать испытывать положительные эмоции, заостряя внимание на негативных. Человек эмоционально напряжен, не способен расслабляться и быстро устает

Экспрессивная музыка, которая сопровождается танцевальными движениями, поможет высвободить эмоции, повысить позитивное восприятие, устранить эмоциональный конфликт.

Музыкотерапия – что это такое

Возможность воздействовать на организм с помощью звуков не всеми оценивается как правильное решение. Большинство людей воспринимает медицину как врачебное вмешательство, хирургическое или медикаментозное. До сих пор некоторые с цинизмом относятся к гипнозу и помощи психологов.

Однако сегодня эта методика завоевывает свой авторитет у пациентов и их близких. Излечить с помощью правильно выстроенных звуков отравление или заражение крови невозможно. Но врачи всего мира рассматривают музыкотерапию как метод психологической коррекции физиологических и психосоциальных аспектов расстройств личности.

Этот способ воздействия на человека позволяет повлиять на такие процессы, как память, мышление, внимание, душевное равновесие личности, активировать ее творческий потенциал

История и происхождение

Лечение музыкой началось очень давно. Первое упоминание о том, что с ее помощью удалось достичь душевного успокоения человека, есть в Библии. Притча рассказывает о том, как пастух Давид, услаждая слух царя Саула игрой на гуслях, сумел «изгнать» тревожащий его «злой дух».


Аристотель с успехом использовал эту методику.

Исторические документы доказывают, что еще Аристотель, Платон, а также Пифагор с успехом использовали эту методику в целительных процессах. Их практику оценил и продолжил развивать в XII в. врачеватель Мхитар Гераци из Армении.

В начале XIX в. музыкотерапия оформилась в несколько школ:

  • шведскую (основатель – А. Потнвик);
  • немецкую (Кениг, Келер, Швабе);
  • французскую (А. Томатис);
  • американскую.

Российские ученые стали изучать это направление в медицине в конце XIX в. – начале XX в. Самыми яркими представителями его были:

  • Р. Блаво;
  • В. Бехтерев;
  • С Шушарджан;
  • И. Сеченов;
  • В. Петрушин;
  • И. Догель;
  • В. Элькин;
  • И. Тарханов;
  • М. Люшер.


Российский ученый Р. Блаво стал изучать музыкотерапию в медицине.

Чем объясняется влияние на человека

Звуковые волны, издаваемые инструментом или голосом, посылают импульсы в мозг живого существа. Вследствие этого нервная система активизируется, приходят в тонус мышцы и органы организма, увеличивается выброс гормонов в кровь.

Ритм музыкального произведения стимулирует физиологические процессы, успокаивает либо раздражает, тонизирует, блокирует либо нормализует некоторые функции органов.

Что такое эффект Моцарта

Явление давно известно в медицинском мире. Эффектом Моцарта называют гармонизирующее действие музыки знаменитого композитора на мозговую деятельность, энергетику, физическое самочувствие.

Классическая музыка, несомненно, оказывает положительное влияние на человеческий организм. Нередко подобные композиции рекомендуют слушать беременным. Врачи утверждают, что это благотворно воздействует на будущего малыша, которому впоследствии будет легче раскрыть свои таланты. В конце ХХ столетия в научных кругах особенно часто поднималась тема удивительного воздействия музыки Моцарта на мозг человека. Уникальное влияние было названо эффектом Моцарта. По сей день продолжается спор ученых, обсуждающих природу этой особенности. Однако факты говорят сами за себя.

Первые эксперименты на эту тему проводились на грызунах. Около двух месяцев крысы были вынуждены слушать одно и то же по 12 часов в день. Это была Соната до-мажор Моцарта. Прослушивание привело к активизации коры их головного мозга – они будто поумнели. Выяснилось, что после такой музыкотерапии грызуны начали пробегать лабиринт на 30 процентов быстрее, чем раньше. К тому же теперь они совершали ошибки на 27 процентов реже обычных крыс.

Если говорить о людях, то ученые приступили к исследованию активности мозга, используя магнитный резонанс. Согласно исследованиям, любая музыка оказывает воздействие на мозг человека. Она оказывает возбуждающий эффект на участок, являющийся слуховым центром. Могут возбуждаться участки мозга, отвечающие за эмоции.

Но лишь прослушивание музыки Моцарта способно стимулировать активацию всей коры. Почему так происходит?

На этот счет существуют любопытные научные теории. Сила воздействия музыкальных композиций на мозг получила доказательства в двух направлениях: частоте звука и частоте смены ритма.

Последнее имеет связь с тем, что наш мозг цикличен в своей деятельности. Проще говоря, у нервной системы имеется ритм примерно в 20-30 секунд. По мнению ученых, резонанс в коре мозга вызывают звуковые волны, колеблющиеся с той же частотой. Американские исследователи решили проанализировать частотные характеристики музыки нескольких десятков композиторов, чтобы определить, как часто в их композициях присутствуют волны длиной 20-30 секунд.

После сведения всех данных в одну таблицу стало очевидно, что авторы большинства современных поп-проектов оказались по этому показателю в самом низу. Моцарт тем временем пребывает на верхней позиции. Его композиции, обладающие неповторимыми нюансами, перетеканием музыкальных звуков и переливами, действительно обладают уникальными свойствами, идеально подходящими биоритмам человеческого мозга.

Основы музыкотерапии: что и когда слушать

С появлением современной техники и различных устройств слушать музыку можно в любое время и в любом месте. Пространство изобилует предложениями, при этом, как и в случае с книгами, не все произведения «одинаково полезны». Музыкальный фон можно и нужно сортировать, поскольку воздействие на психику и физиологию огромно, даже если человек того не осознаёт.

Внимание! Поп-музыка и низкокачественный рок, депрессивные и мрачные направления, электронная «неживая» музыка – это низковибрационная, «мусорная» информация, которая не возвышает и не одухотворяет. Пользы от такого прослушивания не будет, а вот вред – возможен.. Когда лучше проводить сеансы? Заряжайтесь приятными и целебными мелодиями сразу после пробуждения, перед сном настраивайтесь с помощью расслабляющей нежной музыки на крепкий здоровый сон

Общее время прослушивания – 15-30 минут

Когда лучше проводить сеансы? Заряжайтесь приятными и целебными мелодиями сразу после пробуждения, перед сном настраивайтесь с помощью расслабляющей нежной музыки на крепкий здоровый сон. Общее время прослушивания – 15-30 минут.

Можно ли чем-то заниматься во время музыкальной терапии? Если есть возможность, просто расслабьтесь, отпустите мысли и созерцайте прекрасное – посмотрите на пейзажи или полистайте альбом с любимыми фотографиями. Впрочем, можно сопровождать музыкой привычные бытовые дела: расстилание или застилание постели, уборку квартиры, полив растений.

Формы музыкотерапии

Исследование музыкального культурного наследия способно разносторонне обогатить внутренний мир человека. Оно работает в качестве профилактического, лечебного, обучающего средства. Регулярное прослушивание музыкальных произведений помогает предупредить проявление различных заболеваний, которые может вызвать стресс.

Музыкотерапия включает несколько основных форм:

  • индивидуальную (групповую);
  • глубокую и поверхностную;
  • директивную или не директивную.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Лечение музыкой можно отнести к щадящим способам терапии, которая почти не имеет противопоказаний. Она оказывает положительное воздействие на состояние здоровья, облегчает и ускоряет процесс выздоровления.

Еще в Древней Греции Пифагором впервые было исследовано влияние музыки на психику людей. Мыслитель определил, что прослушивание ритмичной мелодии способствует контролю эмоций, помогает излечивать болезни нервов, сопутствует гармоничному развитию человека. Высокий интерес к музыке можно было заметить и у ученых 12 – 13 вв. Врачевателями мелодии использовались с целью облегчения боли при мигрени, бессоннице и болезнях пищеварительного тракта.

В 19 веке музыкотерапию стали применять с целью лечения заболеваний в психиатрической сфере. В европейских государствах она распространялась после первой мировой войны.

В Германии средство использовали для лечения язвы желудка, а в Швейцарии — туберкулеза. Обезболивающие свойства музыки австрийские акушеры применяли для облегчения родов. Позже музыку в качестве анестезиологического средства стали использовать хирурги и стоматологи.

В 20 веке индустриальное развитие способствовало доступности и повсеместному распространению музыкотерапии. Ее популярность стала расти, а положительные результаты воздействия мелодий на активность физиологических процессов и нормализацию состояния психики дает возможность отграничить музыкотерапию как поле деятельности в рамках официальной науки.

Музыкотерапия как метод психокоррекции личности

Музыкальные композиции имеют непосредственное влияние на разные системы человеческих органов, влияя на глубину дыхания, скорость деятельности нейронных путей, сокращения сердца, расслабление или напряжение мышц. Благодаря воздействию терапии, происходит изменения в эмоциональном состоянии. Пример: тревожный человек начинает успокаиваться. Замечено, что частота сердцебиения снижается с помощью определенных медицинских препаратов и прослушивания музыкальных композиций.

Музыкотерапия – хороший помощник при неврозах, регуляции реакций психовегетативного характера. Определенные композиции ведут к нормализации эмоционального фона, помогают сформировать новые навыки общения, способствуют социализации, формированию новых стратегий и жизненных ориентиров.

Лечение музыкой корректирует широкий спектр психических состояний, однако при серьезных нарушениях, оно становится вспомогательной функцией. На определенных этапах терапию и вовсе не рекомендуется проводить. Пациенты, испытывающие острые психотические состояния, могут лишь усложнить свое положение. Причина: музыка заставит их погрузиться в свои образы, фантазии, что ухудшит ситуацию. До выхода из острой фазы главная цель пациента наладить связь с реальностью. Когда стабильное состояние будет закреплено, тогда допустимо взяться за проработку эмоциональной составляющей.

Эпилептикам нежелательно лечение музыкой. Музыкальные волны оказывают влияние на мозговую активность и при резонансе могут стать причиной припадка.

Терапия идеальна для лечения сниженного настроения, но борьба с серьезной депрессией должна сопровождаться медикаментозной поддержкой.

Техники музыкотерапии

Направлений сегодня существует огромное множество. Самыми рабочими среди психоневралогических Оливер Сакс, один из основателей современной музыкотерапии, назвал следующие:

Пение как помощь при заикании и проблемами с отдельными участками мозга: пение позволяет компенсировать проблемы и построить новые нервные связи


Фото автора Brett Sayles: Pexels

  • Танцы под четкий музыкальный ритм позволяет больным с двигательными нарушениями вновь научиться справляться с собственным телом
  • Вспоминать и пропевать знакомые мелодии очень полезно для тех, кто страдает от нарушений памяти
  • Дети с синдромами Дауна, Аспергера и Вильямса лучше социализируются, если занимаются групповой музыкальной терапией

Обучение разговору через музыкальны инструменты – распространенный метод работы с детьми с расстройствами аутистического спектра или умственной отсталостью

Музыкотерапия как метод психотерапии в современной психологии

В психологии музыкотерапию используют в основном для уменьшения влияния стресса. Чтобы нормализовать психическое состояние, психологи рекомендуют ежедневно прослушивать любимые мелодии в течение 10–15 минут. Вслушиваясь в последовательную смену звуков, человек непроизвольно фокусируется на мелодии, отстраняясь от внешнего мира. Это помогает его психике пройти своеобразную перезагрузку, избавиться от влияния накопленного стресса.

Слушать классическую музыку рекомендуют людям с проблемами в общении. Часто боязнь людей и общения кроется в детских комплексах. Пережитое негативное впечатление может навсегда лишить человека способности создавать близкие отношения и даже просто начать разговор. Музыка снимает напряжение, которое люди испытывают при попытке коммуникации.

Умиротворяющие мелодии помогают научиться выражать эмоции.

Нередко эмоциональный фон человека настолько нарушен, что он не в состоянии определить собственные эмоции и адекватно выразить их. Ему сложно отличить усталость от скуки, гнев от обиды, раздражение от зависти. Музыка помогает прочувствовать подавленные эмоции, и заново научиться демонстрировать их.

Музыкотерапия для пожилых людей

Музыкотерапия для людей пожилого возраста стала настоящим открытием, являясь одновременно как способом восприятия и контактирования с миром, так и способом коррекции имеющихся нарушений. Процесс воздействия основан на том, что музыкальные вибрации резонируют с вибрациями человеческого тела и отдельными его системами и клетками. При нарушении гармонии, вибрации организма изменяются, а музыка может их сонастроить в привычный правильный ритм. Это справедливо и для работы отдельных систем (есть произведения улучшающие память, а есть нормализирующие давление). Обычно с возрастом гармония организма становится не данностью, а тем, что требует постоянной поддержки и заботы, если игнорировать эту потребность, то с большей вероятностью развиваются болезни тела, а психика, которая ранее справлялась с любыми эмоциональными перегрузками, становится слишком чувствительной, всплывают старые психологические травмы.

Самая популярная сфера применения музыкотерапии у пожилых людей – это выравнивание давления и обеспечение седативного эффекта, результаты от чего видны после первого сеанса. Но нельзя ограничивать возможности метода двумя выборами, эффективность замечена при болях и потере гибкости тканей, при реабилитации инсультов и операций (ускоряется процесс восстановления из-за увеличения активности клеток в периоды музыкотерапии).

Музыкотерапия доказала свою эффективность в развитии интеллектуальных функций, поскольку улучшает работу мозга. Для пожилого возраста это является профилактикой нарушений памяти и старческой деменции. Способность к поиску новых путей действия и адаптирования к окружающим условиям – показатель молодости организма. В не зависимости от цифры в паспорте. Установлено, что люди, чья жизнь наполнена различными музыкальными произведениями, лучше адаптируются и постоянно развиваются, осваивают новое, тогда как те, кто не слушает музыку или слушает однотипную, постепенно деградируют в своем развитии (касается это не, только пожилого возраста, но начиная с подросткового).

Музыкотерапия помогает корректировать количество энергии в теле и артериальное давление, что дает возможность разгрузить тело от приема медикаментов. Также выявлен расслабляющий и обезболивающий эффект, что становится актуальным для перегруженных мышц.

Основное внимание относительно возрастных кризисов заканчивается на кризисе среднего возраста, но после него следует еще один не менее важный, когда меняются жизненные приоритеты и цели, уходят из жизни близкие, меняется сам уклад будней и возможности собственного тела. О таких изменениях говорить не принято, но по своей силе и потрясению для личности они сравнимы с подростковым, когда человек не знает чего ожидать от себя, окружающих и что теперь делать с изменившимся миром. Музыкотерапия позволяет находить новые пути выпуска накопленных эмоций, отгоревать потери, пересмотреть устоявшееся отношение к ситуациям

Внимательное вслушивание в изменение и ритмику произведения позволяет находить новые стратегии построения своей жизни, например можно увидеть возможность замедлиться и насладиться происходящим, а не гнать лошадей, как раньше, или же рассмотреть новые возможности, например, наконец, сесть за мольберт

Музыкотерапия позволяет находить новые пути выпуска накопленных эмоций, отгоревать потери, пересмотреть устоявшееся отношение к ситуациям. Внимательное вслушивание в изменение и ритмику произведения позволяет находить новые стратегии построения своей жизни, например можно увидеть возможность замедлиться и насладиться происходящим, а не гнать лошадей, как раньше, или же рассмотреть новые возможности, например, наконец, сесть за мольберт.

Методы, техники и упражнения

Техники и упражнения музыкальной арт-терапии опираются на йогу, дыхательные упражнения, психоанализ, гештальт-терапию, танцевально-двигательную коррекцию, музыкальную импровизацию. Упражнения применяются в виде группового тренингового занятия или же в виде индивидуальной аутогенной тренировки.

Приведу примеры упражнений музыкотерапии:

  1. Упражнение «Океан». Цель упражнения – снижение уровня тревожности детей дошкольного возраста. Психолог включает аудизапись шума волн, плеска воды, а дети двигаются под эти звуки. Раскачивание из стороны в сторону успокаивает нервную систему, помогает детям научиться чувствовать границы своего тела, обрести чувство комфорта. Ведущий наблюдает за техникой выполнения движений детьми, напоминает, что движения должны быть плавными. Если дети затрудняются в самостоятельном подборе нужных движений, психолог демонстрирует их и просит детей повторять за ним.
  2. Упражнение «Рисуем звуки». Цель упражнения – научить подростков дифференцировать эмоции. Для проведения упражнения понадобятся фрагменты разных аудиозаписей. Психолог включает детям ту или другую композицию. Во время звучания музыки ребята прислушиваются к своим эмоциям. После того, как фрагмент закончился, психолог предлагает участникам нарисовать те чувства, которые вызвала у них данная аудиозапись. Когда рисунки готовы, организуется групповое обсуждение получившихся шедевров.

Применение музыкотерапии

Музыкотерапия – это технология, которая сегодня применяется не только в психологии, но и в спорте. Занятия музыкотерапией организуются в психологических центрах, больницах, детских садах, школах.

Разным возрастным группам данная методика позволяет успешно решать разнообразные задачи.

Для детей

Организация занятий по музыкотерапии в образовательном учреждении способствует личностному росту и успешной социализации детей, помогает снять нервное напряжение. Эта технология является эффективной профилактикой девиантного поведения.

Использование музыкотерапии в работе с детьми требует соблюдения следующих правил:

  1. Сочетание музыки с ритмическими движениями позволяет быстрее решить поставленные задачи психокоррекции. Музыкальная ритмика применяется в работе с детьми, начиная со среднего дошкольного возраста. Методика облегчает социализацию для детей с ЗПР.
  2. Программа занятий по музыкотерапии для детей должна включать в себя разные жанры музыкальных произведений. Использование однотипных мелодий приводит к потере интереса ребенка к занятиям.
  3. При организации музыкальной психотерапевтической работы с детьми следует отдать предпочтение коротким произведениям, фрагментам классических произведений, аудиозаписям со звуками природы.
  4. Для достижения положительного эффекта музыкотерапии нужно, чтобы музыка звучала не только в кабинете психолога. Родители могут самостоятельно оказывать влияние на формирование эмоциональной сферы ребенка, включая ему классическую музыку днем, когда он занят конструированием, рисованием или лепкой. Классика способствует интеллектуальному развитию детей, дисциплинирует. Перед сном можно петь ребенку колыбельные – такие песенки не только успокаивающе действуют на нервную систему малыша, но и усиливают его эмоциональную связь с матерью.
  5. Опыт применения рецептивной музыкотерапии разными народами свидетельствует, что наиболее восприимчивы к данному виду психокоррекции дети 5–7 лет. В работе с детьми 8–15 лет арт-терапевты отдают предпочтение активным формам музыкальной коррекции.
  6. С детьми среднего и старшего школьного возраста полезно обсуждать музыкальные произведения. Это развивает эмоциональную сферу подростков, помогает им научиться понимать свои и чужие переживания.

Музыкотерапия повышает эффективность психолого-педагогического сопровождения детей-аутистов. Такие занятия помогают детям с данным диагнозом поверить в себя, научиться выстраивать диалог с окружающим миром.

Для взрослых

При затяжных депрессиях, панических атаках, апатии, высокой личностной тревожности одной из рекомендаций психотерапевтов для взрослых является музыкотерапия. Данная технология помогает закрепить эффект от курсового приема нейролептиков и антидепрессантов.

Кроме того, на консультации психолог составляет для клиента список музыкальных произведений, которые способствуют расслаблению после тяжелого трудового дня.

Занятия музыкальной терапией способствуют развитию креативности, активные методы работы создают предпосылки для самовыражения.

Для пожилых людей

Настоящим открытием для арт-терапевтов стал тот факт, что с помощью музыкальных методов психокоррекции можно изменять артериальное давление пожилых людей. Аудиозаписи для пенсионеров являются аналогами седативных препаратов.

В многих центрах дневного пребывания пожилых людей разработаны программы занятий музыкотерапией для пожилых людей. Курсы таких занятий способствуют реабилитации бабушек и дедушек после сердечного приступа. Для данной категории людей психологи подбирают ретро-мелодии, которые переносят стариков в их давно ушедшую юность. Воспоминания о молодости, первой любви наполняют их сердца нежностью. Систематические занятия не дают угасать интеллектуальным функциям пенсионеров.

Людям, пережившим инсульт, назначают интонационно-музыкальную терапию, которая способствует регенерации тканей головного мозга.

Музыкотерапия для пожилых людей – это доступное средство улучшения психофизиологического состояния, профилактика кризиса личностного развития, обретения гармонии с собой и с миром. Такие занятия позволяют пенсионерам чувствовать себя полноценными членами общества, облегчают адаптацию к новым социальным условиям.

Мой опыт

На протяжении трех месяцев я вела занятия с подростками по музыкальной арт-терапии. Основной формой работы с музыкой была рецептивная. Этот экспериментальный курс позволил мне сформулировать рекомендации для коллег по организации подобных занятий:

  1. Для проведения занятий лучше использовать профессиональные стереофонические цифровые записи. Это является гарантией качественного звука без помех и лишних шумов.
  2. Не стоит перегружать занятие музыкальными композициями. На мой взгляд, лучше так организовать психокоррекционный процесс, чтобы в рамках одного занятия велась работа с одним музыкальным произведением. Дополнительно к рецептивной форме музыкотерапии я использую такие методы коррекции, как: релаксационные техники, правополушарное рисование, танцевальная терапия.
  3. Не стоит включать аудио слишком громко: внезапный выброс адреналина полезен далеко не всем людям.
  4. Быстрые композиции следует использовать лишь изредка. Постоянное прослушивание быстрых мелодий приводит нервную систему в возбуждение, истощает ее.
  5. Сконцентрироваться на звучащей мелодии и на своих эмоциях, которые она вызывает, быстрее удается с закрытыми глазами. Когда мы сознательно «выключаем» зрительный анализатор, наше слуховое восприятие усиливается.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: