Упражнение №3: Котелок хорошего настроения
Сварить хорошее настроение? Проще простого! Предложите ребёнку этот вариант снятия напряжения. Выберете любую ёмкость (например, кастрюлю, казан или сковороду-вок) и решите, из чего же вы можете сварить хорошее настроение.
Дайте ребёнку простор для фантазии: может, для хорошего настроения нужен цветок герани? Три конфеты и апельсин? Любимая игрушка? Пять деталей от конструктора, рисунок с улыбкой, солнечный зайчик и радужный слайм?
Придумайте рецепт вместе и реализуйте его. По окончании кулинарного мастер-класса задайте ребёнку вопрос: чего ещё не хватает в блюде? Какой ингредиент он считает самым важным? А какое блюдо получится, если убрать один из компонентов? Какое бы еще «зелье» ребёнок хотел сварить?
Упражнение №7: Коллаж
Создание коллажа прекрасно развивает детские творческие способности, способствует выплеску негативных эмоций, активизирует воображение. С его помощью можно узнать, о чём думает ребёнок и что его волнует.
Арт-терапевтический коллаж представляет собой картину из вырезок, фотографий, стикеров и картинок, наклеенных на бумагу или текстиль в произвольном порядке.
Если ребёнок маленький, родители могут выбрать материалы для коллажа самостоятельно (например, специально вырезать картинки с изображением грустных или счастливых людей). Школьнику уже можно принести ворох ненужных глянцевых журналов и предоставить всю работу делать самому. Выбирая те или иные изображения, делая подписи и свободно оформляя свой коллаж, ребёнок сможет выразить свои мысли, идеи. Ни в коем случае не вмешивайтесь в процесс и не предлагайте ничего своего/ не критикуйте деятельность ребёнка. Это только его творчество, оценивать его не стоит.
Когда работа будет готова — поговорите о том, что она значит для её создателя. Вот несколько вопросов, которые можно задать:
- Почему ты поставил своего любимого артиста в центре картины?
- Что для тебя значат эти слова слева на ватмане?
- Какие чувства ты переживала, когда создавала этот коллаж?
- Как ты думаешь, каким люди тебя представляют, если смотрят на этот коллаж?
- О чём вспоминала и думала, когда его делала?
- Что для тебя было самым трудным/самым лёгким в работе?
- С какими воспоминаниями для тебя связана эта картинка?
- Если бы можно было бы добавить звук — какой бы он был?
- Что бы ты ещё хотел рассказать мне про этот коллаж?
- Как бы ты назвал свою работу?
- Я заметила, ты долго искал картинку на вот это место — что оно для тебя обозначает?
- Кому бы ты показала этот коллаж и почему?
Долговечность: пластилин не высыхает, но картины требуют покрытия лаком для сохранности
Существуют разные виды пластилина, но если говорить о восковом отечественном пластилине, то он, действительно, не высыхает.
Пластилин сохраняет свою форму и эластичность на протяжении длительного времени благодаря особой формуле и составу. Восковой пластилин содержит воск, масло и добавки, которые предотвращают высыхание и сохраняют гибкость.
Это очень удобно для творческих работ, так как можно создавать произведения без опасения, что они потеряют свою форму или станут хрупкими со временем.
Также, пластилин можно использовать многократно, повторно манипулируя им для создания новых произведений. Это еще одно преимущество, которое делает его очень удобным материалом для творческих проектов.
С чего же следует начинать работу по мультипликации?
Татьяна Михайловна Грабенко
Вебинар
ВЕБИНАР: Игровые педагогические технологии как средство развития детей и подростков с ОВЗ
Подробнее
- рисованная анимация;
- кукольная анимация;
- пластилиновая анимация;
- песочная анимация;
- рисунок на сыпучей поверхности (используются разнообразные сыпучие материалы: крупы, подкрашенный песок, соль, сахарный песок, кофе и т.д.);
- техники прикладного творчества;
- техника стоп-моушен (используется все, что угодно, начиная от игрушек, принесенных из дома, и до самих юных аниматоров).
Следующим этапом является изучение самого процесса создания мультфильма. Главным моментом здесь является выбор содержания, сюжета мультфильма: это может быть экранизация сказки или другого литературного произведения, а может быть, ребята сами сочинят историю, по которой и будет сниматься мультфильм. Произведение анализируется, дети должны проникнуться сюжетом, знать его в мелочах. Коллективно обсуждаются герои, выбранные для анимации их в ходе сьемок, определяются их характеристики, какими они являются по сюжету произведения, и лишь после изучения характера персонажей можно приступать к их изготовлению. Также в ходе обсуждения разбираются моменты, связанные с фоном, на котором будет происходит действие. Фон может быть один для всех сцен, но возможна и замена его по сюжету, все зависит от содержания произведения, со всеми этими нюансами следует определиться в подготовительной части создания мультфильма.
Третий этап — один из самых важных и интересных. Детям нужно определиться с техникой, в которой будет создаваться мультфильм, после чего приступить к подбору или изготовлению персонажей и декораций, которые станут главными действующими лицами будущего фильма. Огромное разнообразие современных материалов дает возможность создать удивительных, необычных и самобытных героев, дети с большой охотой участвуют в процессе изготовления. Важным моментом является восхищение собственной работой, самоудовлетворенность от проделанной работы и положительные эмоции от конечного результата.
Заключительным этапом станет непосредственный процесс снятия мультфильма и его озвучивание.
За время работы у детей наблюдается положительная динамика по следующим показателям:
- стабилизация эмоционально-волевой сферы;
- повышение уровня речевой активности;
- укрепление функций внимания и памяти;
- улучшение мелкой моторики рук;
- развитие коммуникативных качеств;
- освоение способов конструктивного взаимодействия;
- повышение самооценки;
- повышение образовательного уровня.
Это ценнейший опыт для маленького человека — почувствовать себя создателем другой реальности, в которую он вложил свой труд и свои эмоции, а она ожила и живет. Для многих детей — это едва ли не первый опыт позитивного предъявления себя миру, громкое и уверенное заявление: «Я есть. Я это сделал. Я могу. Я все могу».
Метод мульттерапии, в силу своей новизны, универсальности, доступности и привлекательности, по праву может считаться инновационным методом психологической помощи и может быть рекомендован педагогам-психологам образовательных учреждений в качестве эффективного инструмента оказания психологической помощи детям с ОВЗ.
Упражнение №8: Кляксография
Отличное арт-терапевтическое упражнение на концентрацию внимания, развитие творческих способностей и умения анализировать.
Поделите лист бумаги пополам карандашом. На одной половине поставьте любую кляксу (красками или чернилами) и попросите ребёнка с другой стороны дорисовать по образу и подобию аналогичную кляксу любым удобным ему способом и любым цветом. По завершении упражнения обсудите, на что похожи кляксы на каждом листе. Практически рукодельный тест Роршаха!
Другой вариант этого упражнения — обсуждать с ребёнком каждую сделанную кляксу. На кого или что она похожа? Какое у неё настроение? Хотела ли она быть другого цвета? Какого и почему? Где она живёт, чем занимается, что любит? Кого клякса боится? Если бы она умела говорить — что бы она сказала? И так далее.
Упражнение №5: Рисование музыки
Визуализация музыки благоприятно влияет на эмоциональный фон ребёнка. Кроме того, это упражнение активно задействует детское воображение, концентрацию внимания и избавляет от повышенной тревожности.
Включите ребёнку приятную музыку и попросите его любыми инструментами (ручками, фломастерами, карандашами) нарисовать то, что он слышит. Это будет сложно, зато весьма увлекательно. Кстати, особенно эффективно будет создать целый ряд таких «музыкальных» картин, включая ребёнку разную музыку: классическую и современную, грустную и весёлую, медленную и быструю. И вы присоединяйтесь! Рисовать музыку очень увлекательно!
Разнообразие техник: с помощью пластилина можно создавать многоуровневые текстуры
Лиса, 2022г., Л.А., В.В. Любенко
Пластилин – это действительно отличный материал для творческих экспериментов и создания различных эффектов.
Например, вы можете использовать пластилин для создания 3D-эффекта в своей живописи. Вы легко можете создать объемные текстуры на вашем полотне, используя пластилин. Примерами могут служить:
- свежая половинка абрикоса с косточкой и с соком на поверхности среза и косточки;
- шерсть животного, например, лисы.
Многоуровневые текстуры подробно рассматриваются во всех видео-уроках нашего курса «Пластилиновая живопись без лепки по авторской методике Любенко. Раздел 1 и Раздел 2».
Также можно использовать пластилин для создания сложных текстур на поверхности. Например, вы можете создать текстуру дерева, камня или рогов оленя. Рисование рогов оленя, как и самого оленя, подробно рассматривается в соответствующем видео-уроке курса «Пластилиновая живопись без лепки по авторской методике Любенко. Раздел 2».
По сравнению с масляной живописью, преимущество пластилиновой живописи заключается в том, что пластилин легко моделируется, что дает более широкие возможности для творчества. Кроме того, пластилин можно использовать как материал для макетирования и создания прототипов, что позволяет экспериментировать с формой и текстурой до начала реальной работы.
В общем, использование пластилина в Вашей живописи может быть очень вдохновляющим и интересным опытом, который поможет Вам создавать уникальные и запоминающиеся произведения искусства.
Безопасность занятий пластилиновой живописью
Начнем с того, что безопасность занятий пластилиновой живописью играет очень важную роль. Как и в любом деле, связанном с творчеством, необходимо соблюдать определенные правила, чтобы защитить себя и окружающих.
В первую очередь, нужно обращать внимание на качество используемого материала. Пластилин должен быть экологически чистым, безопасным для здоровья и не содержать вредных веществ
При рисовании пластилином нельзя брать пластилин в рот, тереть руками глаза, если Вы брали в руки пластилин. Правила пользования пластилином указаны на коробке, пластилин безопасен при использовании по назначению, несъедобен. После рисования пластилином нужно обязательно вымыть руки теплой водой с мылом.
Еще один важный аспект – это правильное использование инструментов. Например, ножичек, используемый для нарезки пластилина, должен быть без заусенцев, чтобы не пораниться.
В общем, безопасность занятий пластилиновой живописью – это очень важная тема, которую нужно учитывать при работе с этим материалом. Соблюдая правила и рекомендации, можно избежать многих проблем и наслаждаться творческим процессом безопасно и безболезненно.
Креативность: пластилин дает возможность выразить свою фантазию и творческий потенциал, создавая уникальные и оригинальные произведения
Пластилин – это один из лучших инструментов для творческого самовыражения! Он дает возможность выразить свою фантазию и воплотить ее в жизнь, создавая уникальные и оригинальные произведения.
Один из главных плюсов пластилина – это его мягкость и податливость. В результате получается красочный и яркий мир, который привлекает взгляд и вызывает удивление.
Кроме того, пластилиновая живопись стимулирует воображение и творческий потенциал. С каждым разом можно экспериментировать с новыми цветами, формами и композициями, создавая что-то новое и интересное. Это помогает развивать креативность, что полезно не только для рисования, но и для других областей жизни.
Человек, занимающийся пластилиновой живописью начинает смотреть по-другому на окружающий его мир – глазами художника!
Таким образом, пластилиновая живопись – это отличный способ не только развивать творческий потенциал, но и расслабиться, получить удовольствие от процесса создания чего-то нового и интересного.
Проектная работа по теме: «Скрытые возможности кусочка пластилина. Лепка — как арт-терапия для подростка»
Подросток — юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте. Современная наука определяет подростковый возраст от 11 до 17 лет. Обычно этот возраст называют переходным. В это время у подростков возникают частые трения с родителями, кто-то из подростков ищет себя, свои цели в жизни, увлекается философией.
В классической психологии этот переходный возраст имеет несколько вариантов названий – пубертатным или пубертальным, переходным или отрочеством и т.д. В принципе каждое название отражает особенности данного периода, во время которого часто возникают терния с родителями, подростки ищут себя, определяют цели в жизни и другое. Нужно отметить, что такой возраст является сложным не потому, что, как говориться, «заиграли гормоны», а потому что здесь имеет место сложная философско-экзистенциальная причина. Подросток покинул тот возраст, когда все устойчиво и понятно. Когда он был ребенком, он имел любимые игрушки и игры, а так же статус – «я маленький!». Но как только он переходит в пубертатный возраст, то становиться потерянным, подросток чувствует, что что-то изменилось, но что не понятно, меняются интересы. Подросток уже не является ребенком, но он еще не полностью сформировался как личность.
Для подростков арт-терапия — это способ преодоления комплексов, скованности и зажатости. Также — это возможность проявить себя социально-приемлемыми способами, вместо демонстрации деструктивного поведения.
Это развитие коммуникативных способностей, повышение самооценки, уверенности в собственных силах и возможностях. Развитие творчества, духовности.
2.Гипотеза:
«Диагностировать, корректировать и нивелировать критические проявления подросткового возраста можно с помощью лепки».
3.Цель работы:
«Обобщить личный опыт использования лепки для коррекции психологических проявлений подросткового периода».
4.Задачи:
· Осознать, понять и принять ситуацию: «Я – подросток!»
· Выделить особенности данного периода жизни.
· Найти доступный метод арт-терапии для диагностики, коррекции и нивелирования критических проявлений подросткового периода.
· Открыть новые возможности детского увлечения — лепки из пластилина.
· Доказать компетентность и достоверность диагностики метода лепки в сравнении с общепринятыми психологическими тестами.
· Создать рекомендации по использованию лепки — как метода арт-терапии для подростка, учителя (классного руководителя) и родителя.
5.План выполнения работы:
а) планирование проектной деятельности;
б) корректировка темы, определение целей и задач работы;
в) работа в информационном поле, подбор необходимых материалов для работы, изучение темы;
г) освоение техник лепки;
д) изучение различных методов арт — терапии и применении их на практике
А) реализация практической части (создание коллекции фигурок, написание небольшого эссе);
Б) анкетирование учащихся школы;
б) подведение итогов и статистическая обработка результатов;
А) работа над оформлением основной части проекта и приложений;
Б) подготовка к защите проектной работы;
В) отработка презентации проекта;
А) участие в «Панораме проектов» — представление проекта.
6. Результаты работы:
1. Осознание нового жизненного статуса «Я – подросток!»
2. Определение психологического состояния (стресс, тревога, чувство неуверенности, одиночества, агрессия, конфликтные ситуации) автора в момент изготовления скульптуры.
3. Сравнение предположенных результатов с результатами традиционных психологических тестов.
4. Признание лепки, как доступного метода арт-терапии для подростка.
5. Создана коллекция пластилиновых скульптур «Зеркало души!».
6. Разработана диагностическая карта «Скрытые возможности кусочка пластилина. Лепка – как арт-терапия для подростка».
7. Снижение критических проявлений подросткового периода и взаимопонимание с родителями.
7. Вывод:
«Лепка – доступный метод арт-терапии для подростка, который позволяет работать с разными психологическими состояниями (стресс, тревога, чувство неуверенности, одиночества, агрессия, конфликтные ситуации)».
Упражнение №9: Эмоциональный автопортрет
Интересное упражнение, которое часто приводит к неожиданным результатам.
В домашних условиях ребёнку следует лечь на ватман или листы бумаги, выложенные в ряд, и попросить родителя обвести его туловище по контуру. В результате на бумаге останется просто силуэт — и его необходимо заполнить так, как ребёнок посчитает нужным.
Возможно, он захочет раскрасить правую руку чёрным цветом, а левую — синим. Мизинец левой ноги — красным, а нос — зелёным. В районе головы он может наклеить разные цветные стикеры, а самому силуэту подрисовать кошачьи уши или павлиний хвост. А может быть, он принесёт из кухни сахар и рассыпет его в области живота.
Вариантов масса! Главное — предоставить полную свободу, благодаря которой ребёнок ощутит эмоциональную разрядку и сможет дать выход своим чувствам. По завершении с ребёнком тоже можно обсудить то, что получилось.
Упражнение №10: Продолжи сказку
Суть этого упражнения состоит в том, что родитель рассказывает небольшой сказочный фрагмент, а ребёнок его завершает. Интересно описывать в сказке персонажей, которые в чем-то соответствуют членам вашей семьи (род занятий, увлечения, возраст, пол и пр.).
По ходу можно задавать ребёнку вопросы: «Как думаешь, что было дальше? Как считаешь, что придумал этот герой?» Задача рассказчика не просто придумать сказку, а видоизменить её в направлении, заданном ребёнком.
Такая сказкотерапия позволяет понаблюдать за невербальными реакциями ребёнка, узнать о детских переживаниях и стремлениях, символически решить проблему малыша с помощью выбора альтернативы или модели поведения.
Творчество — привилегия не только детства
Но важно вовремя взяться за дело. Самое простое и доступное средство — вспомнить про блокнот и авторучку
А затем создать себе на несколько минут спокойную обстановку и записать свои цели и желания. Ещё понадобится трезвый анализ: как получилось, что пришлось оказаться в запутанной ситуации. А самое главное — для чего она нужна и каким новым опытом помогла обогатиться.
Но не всегда возможно разложить по полочкам бесформенный хаос или даже просто выразить словами то, что слишком глубоко спрятано в душе и в сознании. И тогда на помощь приходят занятия творчеством. Многие оставили их ещё в детстве. Но настало время провести для себя креативный урок с целью наведения порядка в голове.
Фото: Depositphotos
Уже само приобретение материалов может гармонизировать внутреннее состояние. Отправляясь на прогулку, стоит зайти в магазин и запастись цветной бумагой, красками, фломастерами. И (обязательно!) пластилином — он позволяет создавать объёмные формы и даёт возможность лучше почувствовать пространство. Даже мышление после занятий лепкой становится более рельефным.
Консультация «Лепка как способ арт-терапии»
Людмила Пылаева
Лепка, как способ арт-терапии
Арт-терапия или «лечение искусством» – достаточно молодое направление в психологии. Но уже сегодня эта методика стала очень популярной в работе с детьми и активно применяется в школах.
Используют арт-терапию, чтобы:
• улучшить настроение или же познать самого себя,
• развить свою индивидуальность, восстановить гармонию разума и чувств.
Виды арт-терапии:
• фототерапия и еще одно направление – лепка из пластилина.
Лепить можно и из других материалов, таких как глина, тесто, воск и многие другие,но у пластилина есть преимущество перед другими материалами: он не сохнет, сохраняет гибкость, нетоксичен, не прилипает к рукам, не оставляет жирных следов.
Основная цель использования пластилиновой терапии заключается в
• гармонизации внутреннего состояния человека через развитие способности к самовыражению и самопознанию.
Данный вид терапии относится к арт-терапевтическим методам работы и предусматривает лепку не только с цветным пластилином, но и соленым тестом, глиной и др.
По мнению ученых и практикующих психологов, приемы арт-терапии способны преобразовать внутренние конфликты человека в визуальные формы, что способствует их эффективному разрешению (А. Хилл, З. Фрейд, К. Г. Юнг, К. Роджерс, А. Х. Маслоу, М. Намбург и другие).
Среди достоинств пластилиновой терапии следует выделить следующие:
• — эффективное решение психологических проблем;
• — психологическая диагностика клиента;
• — способность диссоциироваться от проблемы и увидеть ее с другой стороны;
• -моментальное погружение в проблемную ситуацию и возможность быстро трансформировать негативное состояние в позитивный опыт;
• -возможность применения с дошкольного возраста.
В ходе занятий с использованием пластилина у детей:
o Улучшается мелкая моторика,
o развивается глазомер, позволяющий развивать чувство пропорции, определять размер, расположение и форму предметов.
Оказывая влияние на уровень развития моторных навыков, пластилиновая терапия, положительно влияет на умения детей в написании буквы и цифры по образцу, в начертании прямой линии, на умение аккуратно вырезать, клеить и рисовать, а также на развитие сенсорных способностей.
Одним из самых эффективных упражнений формирования мелкой моторики является создание работ, состоящих из множества скатанных (иногда еще и слегка сплющенных) небольших пластилиновых деталей.
по организации занятий с детьми.
1. Предоставлять детям больше самостоятельности.
2. Не критиковать неумелые действия детей.
3. Поддерживать стремление детей добиваться лучшего результата в своих работах.
4. Организация деятельности в форме игры или с использованием игровых ситуаций.
5. Осуществлять строгий контроль за осанкой детей.
6.Важно: не забывать о минутном отдыхе в процессе работы в виде физкультурных минуток и пальчиковой гимнастики
Рекомендации деятельности воспитателя по поддержке детской инициативы:
• Создавать в группе положительный психологический микроклимат,в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям:
• Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей.
• Поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу). • Создавать условия для разнообразной самостоятельно-творческой деятельности детей
• Создавать условия для разнообразной самостоятельно-творческой деятельности детей.
• При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры.
• Привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу. Обсуждать выбор спектакля для постановки, песни, танца и т. п.
• Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.
Консультация для педагогов «Общие представления о музыкальной терапии» Музыкальная терапия — это контролируемое использование музыки в реабилитации, лечении, воспитании и образовании взрослых и детей, страдающих.
Консультация для педагогов «Основные задачи и механизмы песочной терапии в работе с детьми» Применяя песочную терапию с детьми, следует выделить следующие основные задачи: 1. Возвращение в состояние играющего, творящего свободно.
Источник
Эскизы, планы, магистраль…
Такое занятие помогает не только навести порядок в голове, но и лучше узнать себя, а также осознать свои приоритеты. Могут посетить неожиданные мысли, даже озарения. В жизни должна быть какая-то магистральная цель. Эту нить нельзя выпускать из рук. Она любит запутываться, но надо её вовремя распрямить и идти дальше. Кстати, из пластилина можно сделать фигурку-статуэтку, символически отображающую вектор движения к цели.
Нередко появляются соблазны, из-за которых нетрудно свернуть в неправильную сторону. Или же на сцену выходят другие люди — любители отговорить или даже напугать. Поэтому не стоит делиться замыслами с теми, кто не способен понять и поддержать. А вот заняться творчеством и одновременно размышлять над своими целями — это очень уместно.
Наброски жизненных планов вначале делаются в голове. Нужно, чтобы они обрели чёткие формы. Лучшие устремления порой тонут в болоте повседневной рутины
И важно вовремя разложить по полочкам свои проекты. А для этого периодически устраивать встречи с собой — при помощи творчества.
Фото: Depositphotos
Креативные занятия помогают приблизиться к своей истинной сущности. Не говоря уже о том, что это — прекрасная самопомощь, когда надо успокоиться и поднять себе настроение. Над своими желаниями и задачами надо работать постоянно. И начать надо как раз со встречи с собой. Нельзя путать второстепенное с главным, а средство — с целью.
От хаоса — к гармонии
С лепкой из пластилина рекомендуется познакомиться отдельно. Предстоит слепить своё нынешнее состояние. Сознание нужно отключить и просто начать ваять нечто, не привязанное к конкретному сюжету. Будут склеиваться и переплетаться в беспорядке шарики, жгутики, завитки, просто что-то бесформенное — руки должны действовать свободно. Не надо заботиться и о том, сочетаются ли цвета между собой.
Фото: Depositphotos
Наступит момент, когда станет ясно: всё, что возможно, уже сделано — дальше лепить нет сил. Стоит отдохнуть или заняться другими делами. Свою поделку желательно пока отложить в сторону и не думать о ней. Когда же появится ощущение внутренней готовности продолжить работу, надо снова достать то нечто, которое было вылеплено.
На этот раз необходимо посмотреть на созданное внимательным, вдумчивым взглядом. Постараться почувствовать и увидеть в этой бесформенной поделке гармоничное начало. Наверняка мелькнут красивые цвета или их сочетания
Возможно, внимание привлечёт причудливый завиток или ещё какая-то фигурка. А, может, получится узреть даже некий сюжет, невольно зашифрованный в странных линиях
Далее предстоит создать новое произведение, в котором будут присутствовать гармоничные элементы, распознанные в хаосе. То есть взять лучшее и усилить его звучание. Использовать пластилин тех красивых цветов, которые встречались в первоначальной бесформенной поделке. Также воспроизвести понравившиеся линии и фигуры. Готовая композиция может быть как сюжетной, так и абстрактной. Должно получиться произведение, на которое приятно смотреть.
Фото: Depositphotos
Это упражнение кому-то покажется не особенно оригинальным, но им не стоит пренебрегать. Оно помогает выделить конструктивные элементы в том состоянии, в которое погружён внутренний мир в настоящий момент. Задача — собрать их воедино, чтобы они образовали нечто красивое и гармоничное. Не исключено, что поделка выйдет совсем простой, но иногда именно в неброскости заключается особая привлекательность.
Приемы лепки
Если у ребенка есть проблемы с планированием и контролем, то на занятиях необходим переход от совместной к самостоятельной работе, от развернутой помощи к постепенному ее сворачиванию.
При этом виды помощи могут быть разными:
— наглядный показ и «проговаривание» этапов лепки (как перед началом занятий, так и в их процессе);
— предварительная запись или зарисовка этих этапов;
— эмоциональный комментарий: например, при соединении стенок домика: «Посмотри, какие щели? Подует холодный ветер — зайка замерзнет и заболеет», в следующий раз ребенок уже не забывает замазывать щели;
— работа по образцу.
На некотором этапе ребенок уже может самостоятельно лепить изделия, аналогичные тем, которые он делал раньше, но при лепке нового изделия ему требуется помощь педагога в планировании этого процесса. И не следует ругать, что самостоятельно слепленное изделие мало похоже на то, которое предполагалось изготовить.
Организация работы с родителями
В реабилитационный центр поступают дети разного возраста с различной степенью нарушений в развитии. Используется дифференцированный подход в планировании занятий по творческой реабилитации, который отражается в реабилитационных картах. На основании индивидуальной программы реабилитации ребенка проводится индивидуальная консультативная работа с родителями. Главная задача, решаемая во время пребывания ребенка в Центре — улучшить социальную адаптацию ребенка, скорректировать имеющиеся у него недостатки. Организация пролонгированной реабилитации ребенка в домашних условиях достигается через вовлечение родителей в реабилитационный процесс. С этой целью для родителей проводятся практические занятия в «Школе для родителей», где их обучают приёмам лепки. На этих занятиях даются рекомендации, как в домашних условиях продолжать работу по развитию мелкой моторики рук и речи ребенка.
Таким образом, воспитательно-педагогический опыт показывает, что свойства глины как материала ценны с точки зрения коррекционной работы
Работа с глиной помогает в решении имеющихся у ребенка проблем
Конечно, все занятия построены на интересе ребенка к лепке, и решение коррекционных задач не должно разрушать этот интерес.
Кроме того, очень важно следить, чтобы вмешательство в процессе лепки с какими-либо целями не препятствовало развитию творческого потенциала ребенка
Литература:
— Программа воспитания и обучения детей в детском саду (под редакцией Васильевой).
— Е. А. Кейер «Особый ребенок» — Москва, 1983 г.
— И. Б.Халезова «Народная пластика и декоративная лепка в д/с».
— И. Л. Гусарова «Лепка в детском саду».
— Барбара Рейд «Основы художественного ремесла». —
— «Основы художественного ремесла» / под редакцией В. А. Барадулина.
— Ю. Арбат «Добрым людям на загляденье».
— Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон «Обучение детей рисованию, лепке в игре».
Назад | Оглавление | Далее |
Упражнение №4: Сотри свой страх
Само задание изобразить страх мобилизует в ребёнке отвагу и смелость, ведь даже начать рисовать этот самый страх — дело нелёгкое. Ребёнок преодолевает психологический барьер, а потом проживает негативные эмоции через творческие действия. Таким образом, страхи значительно уменьшаются.
Выполнять упражнение рекомендуется на поле для песочной терапии. В домашних условиях им может стать любая поверхность с тонким слоем песка, манки или крупы. Попросите ребёнка, используя руки или другие приспособления, нарисовать свой страх, а потом вместе сотрите его движением руки или разными инструментами (к примеру, скребком для разрезания пластилина, щеткой). Можно придумать вместе сказку о том, как этот страх зародился на песке и как пришёл добрый волшебник и стёр его.