Методы лечения
Расстройства внимания многие родители считают временной проблемой. По этой причине дети не получают адекватного лечения. Действительно, с годами большинство людей, которые в подростковом возрасте страдали от СДВГ, умеют контролировать свои поведенческие особенности. Но синдром остается, напоминая о себе жизненными проблемами, трудностями в социуме.
Благодаря исследовательской работе, сегодня существует эффективные методы коррекции подобных состояний.
- 1.1.1. Комплексная медикаментозная терапия включает препараты, активизирующие ра-боту мозга. При гормональных нарушениях и йоддефицитных состояниях тоже проводит-ся соответствующая терапия.
- 1.1.2. Огромное значение имеет сбалансированная диета. Грамотно составленный рацион снизит нервозность ребенка, а белки с углеводами будут стимулировать работу мозга. Со-ставляя меню, родители должны помнить о вреде пищи с искусственными усилителями вкуса и прочими химическими добавками.
- 1.1.3. Психотерапия входит в обязательный комплекс при СДВГ у подростков.
- 1.1.4. Занятия спортом помогут сбалансировать энергетический потенциал.
Варианты коррекционных мероприятий могут быть самыми разными. Все зависит от вы-раженности синдрома у подростка и причины его появления. Если провоцирующим фак-тором является гормональный сбой или эндокринное нарушение, тогда потребуется тща-тельная диагностика. Практика показывает, что после устранения пускового фактора со-стояние подростка нормализуется.
Из-за чего возникает депрессия
Депрессию вызывают разные причины, начиная от воздействия окружающих людей и заканчивая самокритикой. Иногда нежелательное состояние провоцируют имеющиеся заболевания, сезонные и погодные изменения.
Отсутствие социального благополучия
Отсутствие социального благополучия является одной из основных причин подростковой депрессии. Факторы, которые влияют на детей:
- 1
- Семейная среда
- Отсутствие поддержки, конфликты, развод родителей вызывают чувство неуверенности, одиночества, приводят к снижению самооценки.
- 2
- Школьная среда
- Проблемы, связанные с общением с одноклассниками, учебой, отношением учителей к подросткам, вызывают конфликты и депрессию.
- 3
- Окружение
- Неприятие со стороны сверстников, насмешки приводят к ощущению одиночества, усилению негативных мыслей.
Потеря близких людей
Между родственниками в семье и друзьями бывает очень сильная эмоциональная связь. Когда ребенок теряет какого-то близкого человека, он сталкивается со стрессом, чувством отчаяния.
У некоторых подростков возникает чувство вины. Они начинают думать о том, что не были достаточно хорошими для того человека, которого потеряли, не смогли ему помочь, хотя был шанс. Подобные мысли вызывают депрессивные симптомы.
Учебная нагрузка
Высокая учебная нагрузка может приводить к стрессу, тревоге и утомлению, которые способны потенциально увеличить риск развития депрессии у подростков.
А также на эмоциональное состояние негативно влияют следующие факторы:
- непредсказуемость учебного дня (неожиданные задания, контрольные работы);
- отсутствие критериев оценивания, обозначенных учителем;
- сложно сформулированные тексты заданий;
- необходимость совмещать учебу в школе с дополнительными занятиями (посещением спортивных секций, творческих кружков).
Проблемы в школе также могут вызывать угнетенное состояние у ребенка.
Комплексы
Подростковую депрессию способны провоцировать различные комплексы.
Некоторые из них:
- 1
- Комплекс неполноценности
- Дети могут думать, что они глупы, не имеют важных навыков и из-за этого не могут соперничать со своими сверстниками в различных сферах жизни, таких как учеба, спорт, творчество.
- 2
- Комплекс некрасивости
- Многие дети в подростковом возрасте испытывают неудовлетворенность своим внешним видом. Кто-то беспокоится по поводу высыпаний, возникающих на коже, кому-то не нравятся собственные черты лица, разрез глаз и т. д. Несоответствие идеалам красоты вызывает переживания, чувство стыда.
- 3
- Комплекс общения
- Некоторые дети не умеют завязывать новые знакомства, заводить друзей, не знают, о чем говорить со сверстниками. Такой комплекс приводит к тому, что подростки уходят в себя и много времени проводят в одиночестве.
Наследственность
Если подросток мучается из-за переживаний, пребывает в плохом настроении, то вполне возможно, причина кроется в наследственности. Исследования, которые проводились учеными неоднократно, показали, что депрессивные симптомы могут передаваться от одного поколения к другому. Один из экспериментов длился с 1982 по 2015 гг.
В нем приняли участие 62 семьи. Было обнаружено, что дети, родители которых страдали от депрессии, были предрасположены к этому состоянию. Лица, у которых мамы и папы не имели каких-либо проблем с психическим здоровьем, в 2 раза реже сталкивались с депрессией.
Прочие причины
Депрессию могут спровоцировать пищевые привычки, вредные продукты и напитки, неправильный режим бодрствования и сна, недостаточная физическая активность.
Неправильный образ жизни препятствует сбалансированному обмену веществ.
В итоге развиваются окислительные и воспалительные процессы в организме, возникают сбои в функционировании гормональной системы. Эти изменения негативно отражаются на самочувствии, эмоциональном состоянии.
В некоторых случаях подростковая депрессия бывает связана с использованием интернета и социальных сетей. В виртуальном пространстве дети становятся жертвами мошенников, сталкиваются с агрессией, кибербуллингом.
Долгое нахождение в виртуальном пространстве не приносит пользы.
Выход из депрессии для подростка
Выход из депрессии подростка в случае не клинической стадии депрессии возможен при правильном использовании современных психотерапевтических методов совместно с поддержкой родителей и важных в жизни подростка людей, даже без применения лекарственных препаратов.
Лечение, конечно, назначает ответственный и квалифицированный специалист, поскольку самостоятельно можно неправильно интерпретировать ситуацию.
В рамках психотерапевтической поддержки подростку предоставляется возможность обсудить свои эмоции, проблемы и события, которые послужили источником депрессии. Терапевт помогает подростку осознать и понять свои мысли, эмоции и поведение, а также разработать стратегии решения проблем, чтобы справиться с текущей ситуацией и возможных аналогичных в будущем.
Особое внимание уделяется новому пониманию мира и пересмотру прожитого опыта. Различные методики, такие как когнитивно-поведенческая терапия, могут помочь изменить негативные мысли и установки, вызванные долгим пребыванием в депрессии
Помимо вышеизложенного, существуют также игры и различного рода адаптационные техники, позволяющие пересмотреть прежние переживания и буквально запрограммировать себя на позитив и благополучие.
Опять же, организм – это мощный суперкомпьютер, обладающий резервами самовосстановления, поэтому задав ему правильный вектор и придерживаясь его определенное время, он всё сделает за вас.
При клинических случаях, конечно, необходимо использовать весь доступный медикам арсенал, включая медикаментозное и другие виды терапий.
Что такое депрессия
Теперь о Депрессии. Строго говоря, это длительный, не менее 2 недель, период подавленности – со снижением настроения, замедлением мышления и физической активности. У подростков часто бывает не так. И это «не так» очень разное: острая подавленность может длиться не две недели подряд, я скажем, периодами по 5-7 дней несколько раз в месяц, или колебаться практически ежедневно. В настроении может преобладать не тоска, а раздражительность. Физическое состояние иногда не меняется – подросток может выглядеть и двигаться обычно, а может стать неусидчив, порывист. Его размышления могут стать интенсивнее – в голову будут приходить многочисленные новые идеи, вопросы, он может погрузиться в чтение на интересующие его темы, забросив учебу, а может, наоборот, потерять способность воспринимать новую информацию, стать равнодушным к прошлым увлечениям.Когда стоит начинать волноваться
Опубликовано 21.01.22
Середина учебного года эмоционально тяжёлое время для большого количества школьников. Все мы помним время, когда учились в школе. Одноклассники, перемены, веселые игры…Но не каждый помнит, какой это тяжкий труд-учеба. Каждый день новая информация, растущие требования, дисциплина, конфликты с учителями и сверстниками, оценки. А дома? Дома нужно делать уроки, а контролируют и требуют уже родители. Не всем детям это дается просто. Но все равно большинство школьников преодолевают себя, прикладывают усилия ведь так хочется быть успешным, взрослым, получить хорошую оценку, похвалу. Но школьники это всё ещё дети.
Они устают, волнуются, переживают, хотят быть признанными своими родителями, учителями, друзьями и т.д. Замечайте если, Ваш ребенок: Становится вялым, С неохотой идет в школу, Все чаще находится в плохом настроении, или раздражительности Отвлекается во время выполнения домашних заданий Если он проявляет все эти «симптомы» при увеличении школьной нагрузки и ближе к концу учебного года, то можно предполагать школьную усталость, а вовсе не лень. И тогда ребенок нуждается не в репетиторе и не в контроле, а в помощи. В психологической литературе школьная усталость еще называется «синдром третьей четверти», и это логично, потому что именно к концу года сложности в обучении достигают своего пика. Какие именно сложности? Во первых, долгое отсутствие качественного отдыха, физическая усталость. В силу особенностей организма, дети начинают значительно уставать уже после 5-6 недель непрерывной учебы. В третьей четверти отдыха особенно мало, обычно проводится много контрольных работ, повышается общий объем нагрузки, и до каникул еще очень далеко. Во вторых, напряженная обстановка в классе. Эта проблема многослойна. С одной стороны, это тревожное ожидание конца года, и у школьников, и у педагогов. Детей начинают стимулировать к лучшим успехам, высоким показателям, и это приводит к появлению школьной тревожности, которая также приводит к усталости. Дети становятся более нервными, раздражительными, импульсивными, из-за этого могут возрастать конфликты между одноклассниками. А если в классе неспокойно, то и об учебе думать трудно. Но задания выполнять необходимо, и возникает конфликт потребностей, который тоже приводит к упадку сил и мотивации. В третьих, конфликты с родителями. Дети становятся более отвлекаемыми, и все больше хотят играть, заниматься любимыми делами, не хотят делать уроки. Из — за этого зачастую возникает непонимание со стороны родителей, и мотивация к учебе падает, особенно это выражено у подростков, у которых и так не все гладко в семейных отношениях. В четвертых, проблемы со здоровьем. Во время третьей четверти увеличивается риск заболеваний – грипп, ОРВИ. К тому же, последнее время дети особенно часто страдают так называемым астеническим синдромом – всегда быстро устают, часто раздражительны, их концентрация внимания неустойчива. К концу года это усиливается. Что же с этим делать? Как помочь ребенку? Главное – это понять, что ребенок не ленится – это состояние организма, и нужна помощь. Дозируйте нагрузку, продумывание отдых ребенка (и это не компьютерные игры и гаджеты). Не забывайте о полноценном сне! Не требуйте от ребенка, а сотрудничайте с ним. Сделайте так, чтобы он чувствовал не вашу озабоченность его учебой, а поддержку. «Устал? Уже все надоело? Давай я тебе помогу?»). Рассматривайте двойки, которые получает ребенок, именно как результат падения эффективности, а не как нежелание заниматься или неуспешность. Когда ребенок уже сделал уроки, про школу не вспоминаем! А лучше просто провести время с ребенком – играть, ходить в кино, ездить за город. Еще лучше – заниматься вместе спортом, это улучшить его состояние. Будьте только родителями, а не контроллерами. Во время учебных кризисов дети часто чувствуют себя неуспешными. Создайте ему ситуации, где он может побыть победителем. Шахматы, турник, и даже компьютерные игры- подойдет все, при условии, что он уже умеет хорошо это делать. Пусть покажет свои сильные стороны, ну а мудрый родитель может и проиграть, если надо. Обратитесь к педиатру, попросите его посоветовать какие-либо витамины, ноотропы. А главное-помните, что ребенок всегда хочет быть успешным, самым лучшим. Ваша задача как родителя ему в этом помочь.
Рекомендации и профилактика подростковой депрессии
Когда родители больше заботятся о материальном обеспечении ребенка, своей задачей видят необходимость его физического, интеллектуального развития, но не обращают внимание на общие интересы, взаимопонимание, то они становятся чужими друг для друга. А частой причиной депрессивного состояния подростка является именно ощущение одиночества
Главным средством профилактики возникновения подростковой депрессии является внимание ко всему, что происходит в жизни ребенка. Чтобы не допустить появления такого заболевания, специалисты также рекомендуют:
- Силу и властность в отношении к подростку стоит использовать по минимуму. Нельзя его наказывать физически, унижать достоинство, высказывать пренебрежение.
- Необходима постоянная готовность выслушать проблемы ребенка. Он должен быть уверен в том, что ему обязательно окажут поддержку.
- Поддерживать лучшее в подростке, уметь это видеть. Всегда требуется принимать его сторону в конфликте. Необязательно одобрять и соглашаться, но не бросать наедине с проблемой.
- Чрезмерная опека, контроль сильно ограничивают молодых людей. Предоставление свободы действий не должно быть абсолютным. Но детям требуется дать возможность вырасти уверенными в себе.
Также не нужно делать стандартных ошибок многих родителей – выбирать за ребенка компанию друзей, учебное заведение, профессию. Не мешайте ребенку пройти свой жизненный путь.
Советы психологов
Методы лечения расстройства отличаются, в зависимости от величины проблемы. Психологи дают общие рекомендации для родителей, как вывести ребенка из затяжной депрессии:
- Взять под контроль свои эмоции. Страх – это нормально, но паника не поможет решить проблему;
- Осознать наличие проблемы, не пытаться списать всё на плохое настроение;
- Не обращаться к врачу по малейшим поводам, если у подростка в течение пары дней плохое настроение. Для начала можно обратиться к школьному психологу за советом, он может провести тест и понаблюдать за поведением подростка;
- Не обманывать, не скрывать диагноз. Не нужно делать вид, что всё хорошо, ребенок должен понимать, что у него есть проблема;
- Необходимо поощрять желание подростка пойти в кино, на прогулку в парк, нельзя допускать его изоляции от общества;
- Справляться с трудностями вместе. Если у ребенка проблемы с учебой или лишним весом, нужно вместе делать уроки и заниматься спортом;
- Если подросток проходит курс лечения, родители должны ходить на приемы вместе с ним, чтобы показать свою заинтересованность.
Депрессия у детей и подростков встречается так же часто, как и у взрослых
Родители должны проявлять внимание и наблюдать за своим ребенком, чтобы распознать первые признаки расстройства и не допустить его прогрессии. Подростки – это дети в недавнем времени, у которых нет опыта решения серьезных задач, любая стрессовая ситуация накладывает отпечаток на психику
Симптомы депрессии подростков
Для диагностики депрессивного расстройства психиатр проводит проверку на наличие характерных симптомов
. Главные признаки депрессии, которая развивается именно в подростковом возрасте, такие:
Длительные периоды угнетенного настроения, усталости и подавленности. Как правило, подростки, страдающие от депрессии, чувствуют себя одинокими, покинутыми и убеждены в том, что их никто не хочет и не может понять.
Замкнутость, стремление отгородиться от социальных контактов, нежелание общаться со сверстниками и близкими. Такие подростки нередко отказываются от прежних дружеских связей, стараются как можно больше времени проводить в одиночестве, не идут на контакт.
Утрата интереса к занятиям, которыми подросток раньше увлекался. Школьник, который страдает от депрессии, перестает заниматься хобби, не посещает вечеринок и отказывается от развлечений.
Чрезмерная критичность по отношению к собственной внешности. Подростки видят себя неприглядными, уродливыми, не соответствующими принятым канонам красоты. Впоследствии такое негативное отношение к самому себе приводит к проявлениям неряшливости, неаккуратности, пренебрежению правилами гигиены.
Разочарование в результатах своей деятельности, завышенная критичность, постоянная неудовлетворенность результатами влияют на то, что подросток отказывается что-либо делать.
Появление чувства вины. Разбалансированность ферментного и гормонального обмена, что обуславливает депрессию, проявляется у подростка в том, что он воспринимает мнение окружающих о себе, как осуждение.
При наличии депрессии у школьника резко ухудшается успеваемость
Это связано с тем, что ребенок теряет способность концентрироваться, падает внимание. Болезнь лишает школьника мотивации на учебу и интереса к получению хороших отметок, вплоть до категорического отказа ходить на уроки.
Повышенная привязанность к кому-то из родителей
Зачастую даже старшие школьники начинают стремиться постоянно быть рядом с отцом или матерью или держаться за них. Это – один из серьезных признаков наличия подростковой депрессии – дети боятся остаться без родительской заботы из-за того, что взрослые бросят их или умрут.
Изменение пищевых привычек. При депрессивных расстройствах эти изменения могут проявляться по-разному даже у одного и того же ребенка: от полного отказа от пищи до эпизодов обжорства.
Возникают проблемы с циклом «сон-бодрствование». Подросток в состоянии депрессии может страдать от бессонницы, ранних мучительных пробуждений, неспокойного и неглубокого сна. Организм подростка недостаточно отдыхает, и вследствие этого общее состояние ухудшается.
Наблюдается избыточная раздражительность, которая переходит в агрессивность по незначительным поводам, необоснованные страхи, повышенная тревожность,
Ощущение болезненности в мышцах спины или в животе, головные боли, чувство тяжести и потеря равновесия, которые не обусловлены никакими органическими заболеваниями и не проходят при приеме соответствующих лекарств. Девушки могут испытывать дискомфорт и боли во время месячных, страдать от нарушений цикла.
Наблюдается увлечение меланхоличной музыкой, написание тоскливых стихотворений, Такие дети чувствуют собственную обреченность, выбирают гардероб мрачных тонов, отказываются от всего, что ранее обычно доставляло им удовольствие.
Юношеское бунтарство, делинквентное (хулиганское) поведение может быть одним из выраженных признаков подростковой депрессии, поскольку в этом возрасте болезнь проявляется повышенной агрессивностью. Это является отличительной чертой депрессии у подростков от депрессии у взрослых. Бунтарское поведение часто заключается в разрыве социальных или семейных связей, участием в сомнительных компаниях, примыканием к радикальным молодежным течениям, хулиганством или беспорядочными сексуальными связями.
Попытки самостоятельно улучшить состояние за счет употребления алкоголя, табака или наркотиков.
Появление идей (или попытки) ухода из семьи. Подростки в состоянии депрессии таким образом пытаются отторгнуть семью раньше, чем семья откажется от них.
Близким, плохо знакомым с симптоматикой подростковой депрессии, как правило, трудно распознать возникшее заболевание, поскольку дети умалчивают о своих переживаниях, не делятся и отказываются обсуждать свои чувства и отвергают любую помощь.
А большинство проявлений болезни воспринимается родителями, как неизбежные изменения, связанные с пубертатным периодом и социализацией ребенка.
Признаки депрессии у подростков
- Нарушения сна
- Расстройства пищевого поведения
- Потеря интереса к увлечениям
- Внезапная грусть или раздражительность
- Недовольство собой
- Потеря социальных связей
- Трудности с концентрацией
- Насильственные действия
- Суицидальные мысли
- Бегство из дома
Согласно официальным исследованиям Всемирной организации здравоохранения, в мире около 350 млн человек страдает от депрессии. Особенно часто ей подвержены дети и подростки с 10 до 19 лет.
Мы в ВКОНТАКТЕ! Подписывайтесь!
Большинство экспертов озабочены этим вопросом, потому что депрессия — это одна из главных причин инвалидности у подростков обоих полов и третья по частоте причина суицидов.
Национальная Ассоциация школьных психологов в США и престижная клиника Майо выявили наиболее распространенные тревожные сигналы, которые нужно вовремя обнаружить, чтобы избежать серьезных последствий.
Основные признаки депрессия у подростка:
1. Нарушения сна
Если подросток страдает от бессонницы или, наоборот, спит почти все время, это признак того, что что-то идет не так.
Нарушения сна — это явный признак депрессии, также он может негативно влиять на нашу ежедневную жизнь.
2. Расстройства пищевого поведения
Все пищевые расстройства сопровождаются серьезными последствиями, вплоть до депрессии.
Если ребенок ест слишком много или слишком мало, это признак эмоциональных или психологических проблем, которые могут вызвать тяжелые заболевания, такие как анорексия или булимия.
3. Потеря интереса к увлечениям
В определенном возрасте привычные способы проводить время и развлекаться меняются. Странно, если подросток теряет интерес ко всему, чем он раньше занимался с энтузиазмом. Он вдруг перестает делать то, что ему нравится, и предпочитает запираться в своей комнате.
4. Внезапная грусть или раздражительность
В жизни случаются ситуации, которые могут вызывать у подростков слезы или гнев. Часто это происходит внезапно, когда вам кажется, что все хорошо.
В случае депрессии эти две эмоции становятся довлеющими и усугубляются, когда кто-то пытается поднять подростку настроение.
5. Недовольство собой
В разные моменты жизни и по разным причинам подростки могут страдать из-за низкой самооценки и постоянного недовольства собой.
Проблема возникает, когда они перестают это контролировать. Негативные комментарии учащаются и недовольство собой становится хроническим и деструктивным.
Этот сигнал депрессии требует немедленного внимания. Он может привести к более серьезным проблемам, как физическим, так и эмоциональным.
6. Потеря социальных связей
Депрессия у подростков часто приводит к разрыву со старыми друзьями.
Этот симптом очень характерен для депрессивных подростков. Как правило, они практически не общаются с друзьями, отдаляются от них и предпочитают проводить время в одиночестве.
7. Трудности с концентрацией
Так как депрессия у подростков обычно сопровождается стрессом и бессонницей, они страдают от проблем с концентрацией
Они не могут сфокусировать свое внимание, принимать решения и постоянно все забывают
Конечно, все это отрицательно сказывается на школьной успеваемости.
8. Насильственные действия
Когда ребенок начинает прибегать к насилию и издеваться над кем-то в школе, это говорит о депрессии, которую он маскирует таким способом.
Сюда же относятся беспорядочные сексуальные связи и употребление алкоголя и наркотиков.
9. Суицидальные мысли
Депрессия у подростков в самых тяжелых формах может привести к суициду. Это явный признак того, что психологическое равновесие подростка нарушено.
Большая часть этих мыслей связана с желанием умереть или отсутствием причины продолжать жить. Об этом свидетельствуют, например, фразы «Я хочу умереть» или «Моя жизнь не имеет смысла».
В более тяжелых и неконтролируемых случаях подросток может совершить попытку суицида или нанести себе физические увечья.
10. Бегство из дома
Это очень распространено, если подросток страдает от проблем в семье, не чувствует себя ее полноценной частью или находится в плохих отношениях с кем-то из членов семьи.
Обратите на это пристальное внимание, потому что, убежав из дома, ребенок может встать на «кривую дорожку» и прислушаться к советам плохих людей.опубликовано econet
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! econet
Что такое пониженная успеваемость?
Это заболевание — результат нарушения функций центральной нервной системы. Пониженная обучаемость — это не заболевание головного мозга и не умственная отсталость. Иногда причиной пониженной обучаемости является полученная черепно-мозговая травма или инфекционное заболевание. В большинстве случаев, однако, это заболевание носит врожденный характер. Причину его очень трудно выявить, поскольку дети с пониженной обучаемостью по своему внешнему виду и поведению ничем не отличаются от сверстников.Пониженная обучаемость может передаваться по наследству. Как показали проведенные исследования, почти 50% детей с пониженной обучаемостью получили это заболевание в наследство от кого-либо из членов своей семьи (отца, матери, братьев, сестер, дальних родственников). В прошлом это заболевание очень часто не распознавалось, и ребенку с пониженной обучаемостью ставили совершенно иной диагноз.Это заболевание может протекать как в легкой, так и в тяжелой форме. Иногда больной ребенок не справляется лишь с одним из аспектов учебной деятельности (например с письменной речью), а иногда он не в состоянии овладеть целым комплексом базовых умений и навыков (чтением, письмом, аудированием). У некоторых детей признаки заболевания проявляются еще в дошкольном возрасте, и поставить правильный диагноз в этом случае не составляет никакого труда. Иногда симптомы заболевания проявляются у ребенка уже в школьном возрасте, причем если эти симптомы не носят ярко выраженного характера, родители могут даже не догадываться, что их ребенок болен, и обращаются к врачу лишь тогда, когда у ребенка начинаются серьезные проблемы с успеваемостью.
Пониженная обучаемость — это заболевание, симптомы которого сохраняются на протяжении всей жизни. Эти симптомы могут проявляться в большей или меньшей степени (в зависимости от той окружающей среды, в которую попадает ребенок). Тем не менее, если родители и педагоги оказывают ребенку всю необходимую помощь, у него есть все шансы справиться с болезнью.Если ребенок плохо успевает в школе, если у него пропало желание учиться, то причину, возможно, следует искать в его социальном окружении. Может быть, у ребенка возникли трудности в семье или не складываются отношения со сверстниками. Проблемы с успеваемостью в данном случае не являются симптомами заболевания, но ребенок тем не менее нуждается в помощи со стороны взрослых.
Отрицательное влияние
Зачастую депрессивное состояние сопровождается пониженной самооценкой, необъяснимым чувством вины. В таком состоянии дети могут совершать необдуманные и неправильные поступки:
- Прогулы в школе, которые приведут к проблемам с успеваемостью;
- Попытки сбежать из дома. Ребенок может убежать, отключив телефон, потому что его не понимают;
- Подросток занижает свою самооценку, в дальнейшем эти комплексы могут остаться на всю жизнь;
- Подростки могут «убегать» из реальной жизни в виртуальную, чтобы спрятаться от повседневных проблем, в результате развивается зависимость от Интернета;
- Попытки закурить, выпить алкоголь или попробовать наркотики, чтобы «заглушить» плохое настроение;
- Совершение безрассудных и опасных действий. Подростки могут согласиться избить одноклассника, что-либо украсть, забраться на крышу дома;
- Проявление агрессии и насилия (особенно это касается мальчиков);
- Проблемы со здоровьем, вызванные неправильным питанием, бессонницей, малоактивным образом жизни.
Недооценивание и переоценка ситуации
Депрессивное состояние не всегда легко и просто распознать, однако не нужно впадать в крайности, которые заключаются в недооценивании или, наоборот, в переоценке происходящего.
Все подростки подвергаются психологическому стрессу, это нормальный процесс, имеющий те же признаки, что и депрессия. Однако он менее продолжительный, ребенок не закрывается в себе, легко идет на контакт. В таком случае не надо переоценивать ситуацию и вести школьника к врачу, достаточно доверительной беседы дома. Здесь родителям можно рассказать о себе, как они переживали те или иные проблемы в этом возрасте.
В то же время дети, которые действительно нуждаются в помощи, остаются без внимания, родители пускают проблему на самотек, признаки депрессии у подростков не замечаются. Здесь наблюдается недооценивание ситуации, ребенок остается один на один со своими проблемами, что чревато психологическими расстройствами или суицидом.
Следовательно, важно правильно распознавать первых и вторых, оказывать им поддержку и, при необходимости, лечение. Таким образом, депрессивное состояние довольно часто встречается среди подростков, что объясняется их внутренними и внешними изменениями, когда дети не готовы принять новые правила, которые диктует взрослая жизнь, не могут понять установленные взаимоотношения между людьми, найти свое место в обществе
Развитие депрессии у подростков опасно для их психического здоровья и жизни, так как не оказанная вовремя помощь, родительская или медицинская, может спровоцировать суицид как единственный выход из сложившейся ситуации
Таким образом, депрессивное состояние довольно часто встречается среди подростков, что объясняется их внутренними и внешними изменениями, когда дети не готовы принять новые правила, которые диктует взрослая жизнь, не могут понять установленные взаимоотношения между людьми, найти свое место в обществе. Развитие депрессии у подростков опасно для их психического здоровья и жизни, так как не оказанная вовремя помощь, родительская или медицинская, может спровоцировать суицид как единственный выход из сложившейся ситуации.
Виды депрессий
В психологической науке выделяют несколько видов депрессивных состояний, которые могут наблюдаться у подростков. Каждый из них обладает характерными особенностями и вызывается ввиду определённых причин, имеет специфические проявления и требует индивидуального подхода к диагностике или коррекции напряжения.
- Реактивная депрессия – реакция на сильное эмоциональное потрясение. Травма вызывается сложными и непредсказуемыми событиями в жизни – смерть близкого человека, развод родителей, крупные неприятности в школе, исключение из учебного учреждения, резкое ухудшение финансовой обеспеченности семьи и прочее. Основные симптомы реактивной депрессии – это отчаяние, тоска, слезливость, слабость, нарушения аппетита и сна, малоподвижность. Состояние может усугубляться на фоне неблагоприятных факторов – соматические заболевания, переутомление и прочее.
- Тревожная депрессия – чаще всего связана с паническими атаками, страхами неизвестности или смерти. Подросток постоянно озадачен поисками ответов на философские вопросы. От невозможности получить чётко сформулированное определение или алгоритм правильных действий появляются навязчивые, тревожные опасения за собственное будущее.
- Дистимия – один из самых сложных в диагностике видов депрессии. Явной симптоматики не наблюдается, подросток преимущественно кажется вялым и асоциальным.
- Меланхолическая депрессия – характеризуется подавленным и угнетённым состоянием, которое редко обусловлено объективными причинами. Подросток теряет интерес к жизни, плохо спит и ест, может проникнуться суицидальными идеями и даже воплотить их в жизнь при видимом отсутствии альтернативных способов преодоления стресса.
Как показывает практика, родителям крайне сложно войти в положение подростка, понять мотивы его поведения, а, тем более, определить наличие депрессивного состояния, абстрагируясь от закономерных возрастных особенностей поведения ребёнка. Именно по этой причине стресс характеризуется длительностью и приводит к ряду неблагоприятных последствий.