Упражнения развития межполушарного взаимодействия у младших школьников
Включение нейропсихологических упражнений в общеобразовательный процесс у младших школьников приводит к повышению усвоения изучаемого школьного материала
Нейропсихологические упражнения развивают произвольное и непроизвольное внимание, переключаемость и концентрацию, разные виды мышления, улучшают сенсомоторный контроль
Зеркальное рисование.
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы, симметричные узоры или простые картинки. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. Можно использовать специальные прописи для развития межполушарного взаимодействия, а также для развития межполушарного взаимодействия у детей существует специальная рабочая тетрадь.
Упражнение “Лезгинка”
Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
Ухо – нос.
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Змейка.
Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
Перекрестные движения.
Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в стороны, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой. Выполняя это упражнение на перекрестные координированные движения, мы отлично развиваем межполушарные связи.
Горизонтальная восьмерка.
Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе. Не забываем следить глазами за рукой!
Симметричные рисунки.
Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.).
Мельница.
Выполняйте так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. При этом касайтесь рукой противоположного колена, «пересекая среднюю линию» тела. Время упражнения 1-2 мин. Дыхание произвольное.
Перекрестное марширование.
Сделайте 6 пар перекрестных движений, «маршируя» на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот. Повторите «маршировку», выполняя односторонние подъемы бедра-руки вверх. Затем снова повторите упражнение перекрестно. Упражнение повторите 7 раз. Разновидность этого упражнения – ходьба с высоким подниманием рук и ног.
Пальчиковые упражнения
Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Зрительная гимнастика.
Рисуем квадрат, круг глазами, смотрим на предмет близко и далеко, а также незаменим плакат-схема. Выполните плакат-схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.). На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх-вниз, влево-вправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет свой цвет: № 1,2 — коричневый, № 3 — красный, № 4 — голубой, № 5 — зеленый. Упражнения выполняются только стоя.
Используем цвет
Простой способ активизировать правое полушарие, состоящий в разукрашивании записей. Нужно записать телефон? Возьмите вместо черно паркера красную ручку. Необходимо накидать список дел? Сделайте это не на обычной офисной бумаге, ослепляющей своей белизной, а напишите на цветном листочке. Изучаете рабочий материал? Выделяйте ключевые фразы цветными маркерами!
В результате, от ненавязчивого подключения правого полушария мозга в действие учёбу или обыденный труд в офисе можно сделать намного примечательней. Что самое интересное, когда Вы попробуете через пару-тройку недель вернуться к шаблонным чёрно-белым записям, они вряд ли Вам и Вашим детям уже придутся по душе.
Ну, согласитесь, приятнее смотреть цветное, а не чёрно-белое кино.
Упражнения развития межполушарного взаимодействия у младших школьников
Включение нейропсихологических упражнений в общеобразовательный процесс у младших школьников приводит к повышению усвоения изучаемого школьного материала
Нейропсихологические упражнения развивают произвольное и непроизвольное внимание, переключаемость и концентрацию, разные виды мышления, улучшают сенсомоторный контроль
Зеркальное рисование.
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы, симметричные узоры или простые картинки. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. Можно использовать специальные прописи для развития межполушарного взаимодействия, а также для развития межполушарного взаимодействия у детей существует специальная рабочая тетрадь.
Упражнение “Лезгинка”
Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
Ухо – нос.
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Змейка.
Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
Перекрестные движения.
Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в стороны, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой. Выполняя это упражнение на перекрестные координированные движения, мы отлично развиваем межполушарные связи.
Горизонтальная восьмерка.
Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе. Не забываем следить глазами за рукой!
Симметричные рисунки.
Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.).
Мельница.
Выполняйте так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. При этом касайтесь рукой противоположного колена, «пересекая среднюю линию» тела. Время упражнения 1-2 мин. Дыхание произвольное.
Перекрестное марширование.
Сделайте 6 пар перекрестных движений, «маршируя» на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот. Повторите «маршировку», выполняя односторонние подъемы бедра-руки вверх. Затем снова повторите упражнение перекрестно. Упражнение повторите 7 раз. Разновидность этого упражнения – ходьба с высоким подниманием рук и ног.
Пальчиковые упражнения
Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Зрительная гимнастика.
Рисуем квадрат, круг глазами, смотрим на предмет близко и далеко, а также незаменим плакат-схема. Выполните плакат-схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.). На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх-вниз, влево-вправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет свой цвет: № 1,2 — коричневый, № 3 — красный, № 4 — голубой, № 5 — зеленый. Упражнения выполняются только стоя.
Межполушарные связи – что это?
Мозг человека состоит из двух полушарий, и каждое из них выполняют свои особые функции. Левое отвечает за речь, логику, анализ, математические способности. Правое – за восприятие информации на слух, планирование, креативность, образное мышление. Для слаженной работы мозга необходимо взаимодействие полушарий.
Межполушарные связи предопределяют:
- качество восприятия и обработки информации;
- эмоциональную стабильность;
- координацию и баланс.
Таким образом, они напрямую влияют на обучаемость человека, его достижения и успехи во всех видах деятельности.
Если полушария взаимодействуют друг с другом слабо, ведущее берет основную нагрузку на себя, а другое блокируется. В результате у ребенка возникают проблемы с ориентацией в пространстве, координацией пишущей руки со слуховым и зрительным восприятием, адекватным эмоциональным реагированием. Он становится мнительным и с трудом учится чему-то новому.
Признаки слабого развития межполушарных связей у детей
Межполушарные связи формируются вплоть до 12–15 лет. Развитие происходит постепенно, в несколько этапов. Но особое значение ученые придают возрастному периоду от 3 до 8 лет. Именно в этом возрасте закладывается интеллектуальная основа – зрительное, слуховое, кинетическое, зрительно-моторное, слухомоторное восприятие, смыслоразличение звуков и многое другое.
Родители могут распознать слабость развития межполушарных связей по характерным признакам:
- ребенку сложно писать под диктовку и переписывать текст;
- он с трудом описывает ситуацию по картинке;
- не может адекватно оценивать эмоции других людей;
- пишет буквы в зеркальном отражении;
- часто говорит сбивчиво и нечетко, нарушения речи возникают произвольно;
- испытывает сложности в общении со сверстниками, больше общается с младшими детьми или взрослыми;
- затрудняется в понимании пословиц, поговорок, юмора;
- у ребенка может меняться ведущая рука.
В младенчестве на нарушение может указывать пропуск этапа ползания, долгое раздумывание перед совершением определенных действий. После 7 лет детям со слабо развитыми межполушарными связями сложно ставить цели и достигать их, планировать и контролировать свою деятельность. Например, эффективно убрать рабочее место.
Тест
Проверить ребенка на развитость межполушарных связей можно при помощи небольшого теста:
Попросите его завести одну руку за спину. Возьмите кисточку и прикоснитесь к фаланге любого пальца (1 или 3), кроме большого. Большим пальцем другой руки ребенок должен показать, к какому месту на коже было прикосновение. Сделайте 10 попыток и оцените результат. Если ошибок больше 3, межполушарные связи развиты недостаточно.
Причины
Слабое развитие межполушарных связей может быть обусловлено различными неврологическими расстройствами (СДВГ и другими), патологиями мозолистого тела. Мозолистое тело – система нервных волокон, соединяющая полушария. Иногда причиной нарушения являются особенности анатомического строения головного мозга. Но чаще слабость межполушарных связей вызвана отсутствием в жизни ребенка игр и занятий по возрасту. Окружающая среда должна быть развивающей с самого младенчества.
Игры
Игры, направленные на развитие связей между противоположными полушариями головного мозга, помогают синхронизировать их работу, улучшают мыслительные процессы, восприятие устной и письменной речи, акцентируют внимание на процессе, учат быстро переключаться с разных видов деятельности, полностью включают ребенка в занятие. 1
«Попробуй, повтори»
1. «Попробуй, повтори»
Дошкольнику необходимо в точности повторить позу (положение рук, ног, выражение лица), которая показана на карточке
С первого раза он может не справиться с заданием, так как нужно точно определить, где левая, а где — правая сторона, учесть зеркальность, обратить внимание на детали. Игра вызывает массу позитивных эмоций, развивает пространственное воображение, тренирует высшие психические функции
2. «Муха»
Известная игра учит концентрировать внимание, совершенствует зрительную координацию, визуальную ориентацию. Для игры понадобится расчерченный на квадраты лист (начать можно с 9 квадратов), на одном из которых будет нарисована муха
Взрослый должен задавать маршрут движения мухи, постепенно перемещая ее в разных направлениях. Например: «Муха летит вниз на 3 клетки, поворачивает направо, летит 2 клетки, летит вверх на 1 клетку». Задача ребенка — понять, в какой клетке остановилась муха, и верно указать на это место.
3. «Мама-робот»
Дети обожают это задание за возможность на время стать главными. Попросите малыша научить вас чему-то, с чем он хорошо знаком, используя только слова. Например, он может поэтапно рассказать, как сделать самый обычный бутерброд. Скорее всего, это будет звучать следующим образом: «Нужно взять хлеб, положить на него колбасу». Ваша задача — сделать все ровно так, как говорит «инструктор». Возьмите целый батон и положите на него палку колбасы. Ребенок должен понять, какие детали он забыл раскрыть, и сделать указания более конкретными.
4. «Поводырь»
Игра во многом схожа с «Мухой». Только в этом случае перемещаемым насекомым будете вы, а нарисованным полем — квартира или дом. Перед ребенком ставится задача помочь вам добраться до какого-либо места в доме так, чтобы никуда не врезаться. Указания должны звучать примерно так: «Иди прямо два шага, поверни налево, сделай 5 шагов, протяни руку и возьми предмет».
Развитие логического мышления у дошкольников
Умный, но рассеянный или: Что такое школьная рассеянность и как ее «лечить»
Развитие логического мышления у детей
Исправление почерка у школьников
Развитие межполушарного взаимодействия у детей
Развитие высших психических функций у детей
Развитие математических способностей
Развитие математического мышления
Подготовка детей к математике в школе
Грамотеи
Левши – особенные дети
Долгожданные зимние каникулы
Как справиться с третьей четвертью
Развитие логического мышления у детей от 5 до 7 лет
Лето: один на один с гиперактивным ребенком
Лето: один на один с ребенком. Как быстро выучить таблицу умножения.
Консультации психолога для родителей
Правое и левое полушария — в чем отличие?
Есть дети более склонные к логическому мышлению, есть прирожденные гуманитарии, художники и музыканты. Но независимо от того, какое полушарие является доминирующим, психологи советуют задействовать одновременно и левое, и правое. Это необходимо для основного развития ребенка.
Левое полушарие отвечает за речь, письмо, чтение, изучение иностранных языков, построение планов, логику, аналитику, ориентацию во времени, способность делать выводы, выделять причинно-следственные связи.
Правое — связано с творчеством, музыкой, пространственным ориентированием, фантазией, воображением, способностью обрабатывать информацию из разных источников.
Признаки слабого развития межполушарных связей у детей
Межполушарные связи формируются вплоть до 12–15 лет. Развитие происходит постепенно, в несколько этапов. Но особое значение ученые придают возрастному периоду от 3 до 8 лет. Именно в этом возрасте закладывается интеллектуальная основа – зрительное, слуховое, кинетическое, зрительно-моторное, слухомоторное восприятие, смыслоразличение звуков и многое другое.
Родители могут распознать слабость развития межполушарных связей по характерным признакам:
- ребенку сложно писать под диктовку и переписывать текст;
- он с трудом описывает ситуацию по картинке;
- не может адекватно оценивать эмоции других людей;
- пишет буквы в зеркальном отражении;
- часто говорит сбивчиво и нечетко, нарушения речи возникают произвольно;
- испытывает сложности в общении со сверстниками, больше общается с младшими детьми или взрослыми;
- затрудняется в понимании пословиц, поговорок, юмора;
- у ребенка может меняться ведущая рука.
В младенчестве на нарушение может указывать пропуск этапа ползания, долгое раздумывание перед совершением определенных действий. После 7 лет детям со слабо развитыми межполушарными связями сложно ставить цели и достигать их, планировать и контролировать свою деятельность. Например, эффективно убрать рабочее место.
Суть развивающей технологии Воскобовича
Современные родители теряются перед витринами детских магазинов — такое обилие игрушек, пособий и наборов для творчества! А в начале 90-х годов прошлого века сложно было найти качественные и полезные для развития игрушки. Во время перестроечного дефицита петербургский инженер физик — Вячеслав Владимирович Воскобович — решает создать действительно развивающие и доступные игрушки для своих сыновей.
Вячеслав Владимирович с энтузиазмом делится новаторскими идеями и основами своих игр на педагогических семинарах и практикумах
Развитие педагогических идей
В первых игровых пособиях Воскобовича преломились идеи Никитиных и Зайцева («Геоконт», «Складушки»). Занятия с кубиками и трансформерами дополнились сказочным наполнением, появились волшебные персонажи.
В 1999 году педагогические идеи и разработки были признаны Комитетом образования Санкт-Петербурга. Официально была утверждена авторская технология «Сказочные лабиринты игры» — поэтапное знакомство ребёнка с играми и постепенное усложнение заданий.
Сейчас методика Воскобовича предполагает использование развивающей предметно-пространственной среды («Фиолетовый лес», «Коврограф Ларчик»). Основных игр насчитывается около 50, а приложений к ним — более 200. Тьюторский центр проводит конференции и вебинары по знакомству с играми Воскобовича, издаются методические пособия для педагогов и родителей.
Технология Воскобовича основывается на создании особой предметной среды, в которой ребёнок с удовольствием фантазирует и исследует мир
Отличие от других методик раннего развития
Технология Воскобовича запатентована. Уникальность играм с кубиками, фигурками и шнурками придаёт сказочное сопровождение. Причём не существует готовых текстов, который педагог зачитывает детям. Есть рекомендации, как при помощи волшебных животных и гномиков сложить сюжет, который заинтересует малыша и мотивирует к поиску новой информации. Пожалуй, это единственная методика на постсоветском пространстве, которая опирается на детскую фантазию.
Фантазировать и играть — для ребёнка это тоже способы обучения
Плюсы и минусы технологии
Цель технологии Воскобовича — построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре. Достоинства методики налицо (в начале XXI века примерно 90% ДОУ г. Санкт-Петербург проводили игры Воскобовича):
- Установление комфортного общения взрослого с ребёнком, занятия проходят непринуждённо.
- Игры подходят для детей от 1 года до 7 лет, задания предполагают усложнение.
- Технология направлена на всестороннее развитие ребёнка: совершенствуются умственные и творческие способности.
К минусам можно отнести разве что невозможность изготовить все игровые материалы своими руками.
Плюс игр Воскобовича — в возможности использования одних пособий как с малышами, так и с детьми 6–7 лет
Подготовка к занятиям
Освоить игровую методику Воскобовича можно двумя способами.
- Изучить самостоятельно.
- Самообучение через интернет-ресурсы.
- Просмотр вебинаров.
- Покупка выборочных игр.
- Пройти обучение.
- Обзорный семинар.
- Тьюторский семинар.
- Обучение у действующего тьютора.
Самостоятельное освоение методики позволяет существенно сэкономить время и деньги. Игры описаны на педагогических порталах, доступны к бесплатному просмотру вебинары с практическими советами. Платное же обучение даёт полное понимание методики через личное общение с автором-создателем. Начинающим педагогам, особенно если целью стоит внедрение игр Воскобовича в детском саду или развивающем центре, то стоит пройти профессиональное обучение. По итогам прохождения программы выдаются действующие сертификаты.
Технологию Воскобовича освоить легко, главное — сыграть во все пособия самому
Как начать хорошо учиться?
Правильно, нужно развивать мозг! В первую очередь требуется активизировать работу левого полушария: именно оно позволяет раскрыть и получить доступ к ресурсам мозга, повысить свою академическую успеваемость и улучшить общее психоэмоциональное состояние.
Почему нужно развивать левое полушарие?
Потому что даже от природы большинство людей имеет ярко выраженную доминацию левого полушария, которое у нас отвечает за:
- изучение, понимание и усвоение новой информации;
- чтение, анализ, математическое мышление и логику в целом;
- формирование речи, лексического запаса, правильность построения предложений;
- способность использовать графические знаки на письме.
Кроме того, система образования выстроена таким образом, что новые знания предоставляются постепенно. То есть ученики в школе двигаются шаг за шагом, от простого к более сложному материалу. Такой подход как раз и призван активизировать работу левого полушария и тем самым помочь детям начать хорошо учиться.
Примерно по такому же принципу построены и другие сферы деятельности человека, что требует активного функционирования левого полушария мозга. И чтобы лучше учиться, быстрее и эффективнее понимать и запоминать новый материал, нужно активно тренировать левое полушарие.
Какие функции левого полушария головного мозга?
Левое полушарие мозга доминирует в таких областях:
- Координация движений правой части тела;
- Контроль речи, чтения, письма, распознавание и понимание математической символики, а также запоминание имен, дат;
- Логический анализ полученных извне фактов;
- Только буквальное понимание понятий;
- Этапность в обработке любой полученной информации;
- Все математические манипуляции;
- Ориентация во времени и ощущение собственного тела;
- Понятие о собственном «Я» и выделении его из окружающей среды;
- Преобладание интровертности в характере;
- Логическое, символическое и последовательное мышление.
Проверить, какое полушарие больше развито, можно, проанализировав насколько ярко вышеописанные качества реализуются в повседневной жизни. Также помогут с определением доминирующего полушария такие методики:
- Если при сплетении пальцев рук сверху находится большой палец правой руки, то доминирует левое полушарие и наоборот;
- При хлопках в ладоши рука, которая находится сверху координируется противоположным полушарием;
- При скрещивании рук на плечах о доминировании левого полушария свидетельствует правая рука, лежащая сверху.
У новорожденных детей преобладает работа правого полушария мозга. После того, как активно начинает развиваться речь и другие навыки, включается левое полушарие. Из-за системы образования и общественного уклада у подавляющего большинства детей в итоге начинает доминировать левое полушарие, затмевая правое.
Экспериментально доказано, что у левшей отмечается доминирование правого полушария. Однако родители, чтобы их ребенок не отличался от других, пытаются переучивать его. Делать подобное крайне нежелательно, так как последствия могут быть неприятными, проявляясь в различных нарушениях работы мозга.
Применение в обыденной жизни
Когда мы разобрались с межполушарным взаимодействием и поняли, как это делать. Давайте рассмотрим самое главное, а именно, ради чего все это. На практике жизни, всегда можно встретить людей, которые не так быстры в своих манерах. А иногда это выражается в зависании, когда перед человеком стоит выбор. И когда таких выборов за день сотни, а то и тысячи, то это явно отображается на вашей продуктивности и эффективности в течение дня. Поэтому если вы сегодня видите в себе эти признаки медленного взаимодействия полушарий, то мы рекомендуем вам заняться упражнениями уже сегодня, потому что отложенные важные вещи обычно откладываются очень надолго.
Выводы и мотивация
Наша жизнь состоит из маленьких решений, которые кардинально влияют на качество будущего
Сегодня очень важно увидеть реальную картину своей развитости и характера, чтобы увидеть, где есть недоработки, и постараться их постепенно исправлять. Не откладывайте на потом, что можно уже сделать сегодня
Выходите из зоны комфорта, если вам даже этого не хочется и двигайтесь к поставленным целям, чтобы не жалеть об упущенных возможностях в более молодом возрасте. Для мотивации можно также посмотреть разные ролики людей, которые были обычными людьми, но стали популярными, не потому что их кто-то распиарил, а потому что они ежедневно с дисциплиной делали простые вещи для достижения большего, чем было у них в данный момент. Не довольствуйтесь достигнутым, но двигайтесь к новым вершинам. Успехов.
Межполушарные связи
Наш мозг состоит из двух полушарий – левого и правого. В «популярной» психологии принято говорить, что левое полушарие у нас отвечает за логику, а правое – за эмоции. Но в действительности такого строгого разделения нет: оба полушария активно участвуют в обеспечении нормальной жизнедеятельности человека. Просто у нас может доминировать либо левое, либо правое полушарие, чем и объясняются склонности к эмоциям или логике.
И суть коррекции дислексии по методу учителя-дефектолога Татьяны Валерьевны Гогуадзе как раз заключается в обеспечении доминации левого полушария мозга, так как именно оно отвечает у нас за логику и анализ. При этом функции левого полушария берут под контроль эмоции, трансформируя их таким образом в творчество. Так открывается способность представлять и воспринимать новую информацию, которая еще совсем неизвестна мозгу.
Безусловно, этот процесс является очень энергозатратным, но именно такая трансформация функций правого полушария позволяет повысить интеллектуальные возможности человека.
У детей, у которых нет дислексии и которые испытывают трудности в школе, чаще всего просто слабо развиты функции левого полушария, что провоцирует слабые межполушарные связи. Итогом получаем рассогласованность в работе мозга. Поэтому дети с рассогласованностью испытывают проблемы с письмом, чтением, у них наблюдается двигательная расторможенность или гиперактивность. И решение проблемы с обучением здесь при рассогласованности находится в обеспечении доминации функций левого полушария мозга.
По методу Татьяны Гогуадзе именно через физические упражнения и графокоррекцию обеспечивается формирование новых нейронных связей и правильная нейродинамика чтения и письма.
А если стимулировать функции правого полушария, то
межполушарные связи ослабевают.
В результате ведущую роль на себя берут ЭМОЦИИ, а функции левого полушария блокируются. Последствиями этого становятся:
- проблемы с почерком;
- трудности с обучением письму и чтению;
- нарушение зрительного и слухового восприятия;
- дезориентация в пространстве;
- нарушение координации движений;
- неадекватное эмоциональное реагирование на различные жизненные ситуации.
К чему приводит рассогласованная работа полушарий мозга, отлично демонстрирует видеоотзыв одной из мам – участниц программы коррекции дислексии учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе «Успешный Старт».
От простого к сложному
Самые простые упражнения для тренировки правого полушария мозга связаны с искусством, ведь эта сторона нашей подкорки отвечает за творчество.
В первую очередь, это рисование. Причём, есть такое хитрое художество, направленное именно на тренировку, состоящее в рисовании одновременно двумя руками
- Во-вторых, помогает развиваться правому полушарию музыка, точнее – игра на музыкальных инструментах. Этот процесс предполагает активность обеих рук, на что требуется включить сразу обе мозговые коробочки.
- В-третьих, образное мышление. Где и как его можно активировать? Самый простой способ – пойти в картинную галерею или музей. Там подходящих образов – море.
Знаете ли вы, что? Ребёнок изначально – существо преимущественно правополушарное. Лишь где-то к двум годам левая часть его ещё маленького мозга, вставшего на путь развития, подключается и начинает активно действовать по полной программе.
Мама будет логопедом
В основу кинезитерапии должны входить следующие принципы:
Систематичность – занятия должны быть регулярными, от этого зависит восстановление двигательных функций организма.
От простого к сложному – все движения и упражнения осваиваются постепенно, увеличение нагрузок и усложнение происходит через некоторые промежутки времени, учитывая адаптацию организма.
Наглядность и контроль – все занятия проходят под чётким руководством и наблюдением врача или инструктора для достижения максимального эффекта.
Соблюдение правильного дыхания – при выполнении упражнений очень важно правильно дышать. Это помогает преодолеть боль, а также включает в работу глубокие мышцы организма.
Индивидуальность – каждый человек имеет свои индивидуальные особенности, которые должны учитываться при построении тренировок.