Социальная ситуация развития ребенка в дошкольном возрасте и ее особенности

Особенности социализации детей дошкольного возраста

Развитие социальных навыков

Развитие социальных навыков у дошкольников положительно влияет на их деятельность в жизни. Общая воспитанность, проявляющаяся в изящных манерах, лёгкое общение с людьми, умение быть внимательным к людям, стараться понимать их, сочувствовать, помогать – важнейшие показатели развитости социальных навыков. Немаловажным ещё является и умение говорить о собственных потребностях, правильно ставить цели и добиваться их. Для того чтобы направить воспитание дошкольника в правильное русло успешной социализации, предлагаем следовать аспектам развития социальных навыков:

Покажите ребёнку социальные навыки. В случае с младенцами: улыбнитесь малышу – он ответит вам те же. Так произойдёт первое социальное взаимодействие.

Разговаривайте с младенцем. На звуки, издаваемые малышом, отвечайте словами, фразами. Так вы установите контакт с младенцем и вскоре научите его говорить.

Учите ребёнка быть внимательным. Не стоит воспитывать эгоиста: чаще давайте ребёнку понять, что у других людей тоже есть свои потребности, желания, заботы.

Воспитывая, будьте ласковы. В воспитании стойте на своём, но без криков, а с любовью.

Научите ребёнка уважению. Поясните, что предметы имеют свою ценность и к ним необходимо относиться бережно. Особенно, если это чужие вещи.

Научите делиться игрушками. Это поможет ему быстрее обзавестись друзьями.

Создайте круг общения для малыша. Стремитесь организовывать общение малыша со сверстниками во дворе, дома, в детском учреждении.

Хвалите за хорошее поведение. Ребёнок улыбчив, послушен, добр, мягок, не жаден: чем не повод похвалить его? Он закрепит понимание того, как лучше себя вести, и приобретён нужные социальные навыки.

Беседуйте с ребёнком

Учите дошкольников общаться, делиться переживаниями, анализировать поступки.

Поощряйте взаимопомощь, внимание к детям. Обсуждайте чаще ситуации из жизни ребёнка: так он научится азам нравственности.

Кто, кроме родителей, может заподозрить у ребенка СДВГ? Патронажная сестра, детский педиатр, воспитатель в детском саду?

Любой человек может обратить внимание родителей на то, что ребенок отличается от сверстников какими-то особенностями поведения. Сами родители могут не замечать этих особенностей, списывать их на дурной характер ребенка, его непослушание и капризы, собственные промахи в воспитании или образ жизни семьи

Поэтому помогающие специалисты и педагоги – воспитатели в детском саду, руководители кружков — могут обратить внимание родителей на то, что ребенок более активный и импульсивный, чем другие дети, быстрее истощается, у него проблемы с вниманием. И задача родителей — либо опровергнуть этот диагноз, обратившись к психиатру, либо подтвердить его.

Стоит ли раскрывать диагноз СДВГ при поступлении в детский сад и в школу? Должны ли воспитатели и педагоги знать о том, что ребенок имеет особенности развития?

Мне кажется, диагноз нельзя скрывать ни в коем случае. Нужно обязательно объяснить воспитателям, педагогам и психологам в детском саду, какие у вашего малыша особенности, почему он ведет себя именно так, какие простые стратегии могут скорректировать его поведение. Если педагоги мало знакомы с диагнозом СДВГ, родители могут порекомендовать им специализированную литературу. Для школьной системы образования дети с гиперактивностью и дефицитом внимания самые неудобные. Как правило, педагоги стараются от них избавиться, потому что они — возмутители спокойствия: нарушают дисциплину, безобразничают, не могут контролировать свое поведение, не реагируют на дисциплинарные воздействия

Но хороший, профессиональный учитель поймет, что проблемы такого ребенка обусловлены его психическими особенностями и обратит на это внимание родителей

Девиантное поведение

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от принятых в обществе норм, принципов и стандартов.

Девиантное поведение не всегда является признаком чего-то дурного: для патриархального общества, в котором принято, например, что женщина не имеет права голоса, обязана прятать лицо, носить юбку и молчать, поведение обычной европейки будет расценено как крайне девиантное, в то время как в Европе на нее просто не обратят внимание, так как она вписывается в принятые там стандарты норм поведения. Социализация личностей может проходить с нарушениями, и тогда психологи тоже говорят о девиантном поведении — именно из-за неправильной социализации люди становятся преступниками, в них проявляется склонность к насилию, жестокости, противоправным действиям.
Подростки, пытающиеся выделиться из толпы, заявить о своем «Я», также обладают признаками девиантного поведения. Социализация личностей может проходить с нарушениями, и тогда психологи тоже говорят о девиантном поведении — именно из-за неправильной социализации люди становятся преступниками, в них проявляется склонность к насилию, жестокости, противоправным действиям.
Подростки, пытающиеся выделиться из толпы, заявить о своем «Я», также обладают признаками девиантного поведения

Социализация личностей может проходить с нарушениями, и тогда психологи тоже говорят о девиантном поведении — именно из-за неправильной социализации люди становятся преступниками, в них проявляется склонность к насилию, жестокости, противоправным действиям.
Подростки, пытающиеся выделиться из толпы, заявить о своем «Я», также обладают признаками девиантного поведения.

Девиантное поведение — это всегда результат проблем с социализацией личности, но, к сожалению, процесс социализации нельзя записать как план, и строго следовать ему.

От трех до пяти лет: возраст социализации

Возраст активной социализации — от трех до пяти лет. В начальном периоде, в три года, ребенок, возможно, владеет не всей лексикой родного языка, не может словами выразить всей полноты сложных чувств. В сложной эмоциональной ситуации он перейдет от слов к делу, крику, вернется к первой сигнальной системе. К пяти годам подобные особенности, скорее всего, будут преодолены, малыш научится контролировать свои эмоции.

Малыш научится общаться неконфликтно с ровесниками, и это общение подразумевает практику — нужно тренироваться свой опыт выражать словами. Может, кто-то из близких малыша и готов подстраиваться, вместо ребенка выражать словами его состояние, но дети-ровесники не будут покрывать это неумение ребенка. Социализация дает мощный толчок к тому, чтобы выражать свои мысли словами, и период от трех до пяти лет — самый подходящее для этого время.

Ребенок этого возраста активно пользуется воображением, и в ярких случаях может жить не здесь, а в воображаемых мирах. Нередки случаи, что ребенок играет в кота, или в собачку, или в принцессу. Для воображения и игр, в которых участвует фантазия, нужны сверстники, нужны другие дети, с другими возможностями отношений.

В возрасте от трех до пяти лет творчество не менее важно, чем воображение. Далеко не всякая семья готова предоставить ребенку возможности творить в том количестве и объеме, в которых он нуждается: измазать все красками, играть с пластилином, мешать крупу с водой. И тут помогают возможности, предоставляемые садами, творческими студиями

И тут помогают возможности, предоставляемые садами, творческими студиями.

Социализация детей: возможные проблемы

Немаловажным является развитие эмоционального интеллекта у детей.  Нервная основа эмоционального интеллекта формируется до 18 месяцев. Семья, как важнейший фактор развития ребёнка и его социализации, не только формирует личность ребёнка и обучает дисциплине, но и помогает его индивидуальному развитию, а также развитию эмоционального интеллекта. 

Для детей важна среда, насыщенная положительными эмоциями и новыми впечатлениями

Ребёнок копирует обращённые к нему слова и выражения, поведение ровесников и социального круга, поэтому очень важно говорить с ребёнком правильно и грамотно

Благодаря пластичной нервной системе, ребёнок в раннем возрасте довольно восприимчив и легко обучаем. Это создаёт наиболее благоприятные условия и возможности для того, чтобы обеспечить успешное нравственное воспитание и социальное развитие полноценной личности.

Родители должны иметь дальновидный взгляд на социальные проблемы и развитие ребенка, а также тщательно наметить план их решения, как, например, они рассматривали бы академические или медицинские проблемы. По той или иной причине некоторые дети не развивают социальные навыки также легко, как и другие дети.

Сегодня каждый родитель может столкнуться с проблемой в общении и взаимодействии со своим ребёнком и его общении с окружающим. Например, ребёнок играет один совершенно счастливо, бормоча себе под нос и иногда разделяя свои ресурсы с матерью или отцом. Однако если другой ребёнок присоединится к нему в игре, то возможно, ребёнок стукнет его или не захочет с ним играть.

Бывает и так, что дети могут искренне стремиться к отношениям со сверстниками, но при этом они получают отпор, и потом уходят в безопасность дома, семьи и игры наедине.

Причиной привыкания к одиночеству также может быть одержимость виртуальной средой. Количество времени, которое дети проводят за просмотром цифровых экранов, вызывает беспокойство. Дети не устают смотреть телевизор или играть в гаджеты. Эта одержимость гаджетами вызывает беспокойство, но непосредственная тревога заключается в её неблагоприятном влиянии на высшие психические функции детей.

Дети используют гаджеты для игр, общения, просмотра видеороликов, и эта деятельность обычно настолько увлекательна, что они не отвлекают своё внимание от экрана. Они также не обращают внимание на такие вещи, как осанка, расстояние до экрана и яркость, которые  могут негативно повлиять на их зрение и здоровье

Особенно сейчас актуально, когда годовалого ребёнка балуют отвлеканием с помощью виртуальной среды. 

Виртуальная среда непосредственно влияет на восприятие, внимание, память, мышление, воображение и на речь ребёнка в том числе. Естественно, родитель не может лишать или держать детей далеко от гаджетов, но при этом может свести к минимуму их влияние на детей

По данным американских Центров по контролю и профилактике заболеваний, в среднем ребёнок проводит около 8 часов в день за просмотром электронных экранов. Использование гаджетов среди детей увеличивается с возрастом, и это подразумевает высокий риск возникновения проблем со зрением. Степень тяжести зависит от вида деятельности и уровня вовлечённости в виртуальную среду.

Частое расширение и сокращение зрачков приводит к усталости глаз. Не стоит забывать о главном естественном механизме — моргании, который сохраняет глаза влажными, смазанными и чистыми. Более низкая частота моргания вызывает сухость глаз и раздражение. Все эти симптомы маленькие дети могут и не замечать, но со временем родитель или  учителя в школе могут обнаружить беспокойство ребенка. Многие оптометристы подозревают, что синий свет гаджетов может вызвать необратимое повреждение сетчатки. Это может увеличить риск дегенерации жёлтого пятна и возникновения катаракты. Синий свет также может мешать биологическим часам и влиять на сон.

Все вышеуказанные аргументы говорят о том, что при непрерывном  использовании виртуальной средой у детей могут появиться не только физиологические проблемы, но и социально-психологические. Ребёнок может стать невнимательным, неусидчивым, также могут быть проблемы с освоением речи и обучением.

Социализация детей: советы психолога. Фото Priscilla Du Preez, Unsplash.com

Как помочь детям преодолеть проблемы социализации?

1. Развивать навыки коммуникации

Родители и педагоги могут помочь детям развивать навыки коммуникации через игры, диалоги и совместные мероприятия

Важно поощрять ребенка выражать свои мысли и чувства, а также учиться слушать и понимать других.

2. Поддерживать адаптацию в новой среде

При переходе в новую среду, родители и педагоги могут помочь детям адаптироваться, предоставив им поддержку и позитивную обратную связь

Важно создать безопасную и поддерживающую атмосферу, где ребенок чувствует себя комфортно и принимаемым.

3. Обучение навыкам управления эмоциями

Дети должны быть научены управлять своими эмоциями и решать конфликты конструктивным образом. Родители и педагоги могут обучать детей стратегиям саморегуляции и альтернативным способам выражения своих чувств.

4. Создание возможностей для социального взаимодействия

Родители и педагоги могут создавать возможности для детей взаимодействовать с другими детьми. Это может включать организацию игровых групп, клубов или спортивных команд, где дети могут учиться сотрудничеству, делиться и развивать социальные навыки.

Если ребенок не ходит в детский сад

Многие родители беспокоятся, сможет ли их ребенок достаточно социализироваться, если он не ходит в детский сад. На этот счет существуют разные мнения, но нельзя забывать, что первые дошкольные учреждения появились сто лет назад, а до этого детей вводили в коллектив другими способами. Вот как вы можете обеспечить ребенку необходимое общение:

  • Регулярно ходите в гости к другим семьям, где есть дети-ровесники. Постоянная смена лиц не нужна, лучше, чтобы у вас появились два-три «дружественных» дома;
  • Ежедневно гуляйте на детских площадках, а в плохую погоду старайтесь посещать всевозможные закрытые детские центры;
  • Запишите ребенка на кружки. У детей, которые там собираются, зачастую не только общие наклонности, но и схожие темпераменты. Велик шанс, что на занятиях малыш найдет первых настоящих друзей.

Социализация ребенка в 2-3 года

В этом возрасте ребенок начинает понимать, что такое любовь и привязанность и как их проявлять. Но ему еще далеко до способности поставить себя на место другого и посмотреть на ситуацию с чужой точки зрения. Однако малыш постепенно учится делиться игрушками, ждать своей очереди, а также начинает выделять кого-то из ровесников. Это еще не настоящая дружба во взрослом понимании, но уже ее зачатки.

После 2 лет малыш стремительно овладевает самым важным инструментом социализации — речью

Он копирует обращенные к нему слова и выражения, часто не вполне понимая их смысл, поэтому очень важно говорить с ребенком корректно и грамотно. Это же касается поведения взрослых: даже если двухлетка не реагирует на ваши просьбы, постоянно закатывает истерики, ломает и отнимает у других вещи, сохраняйте спокойствие и демонстрируйте вежливые реакции

Помните, что в итоге ребенок будет вести себя с другими так же, как ведут себя его родители с ним.

Важная задача в этом возрасте — научить ребенка распознавать эмоции и справляться с ними, ведь иначе социализация невозможна.

  • Предложите крохе рисовать грустные рожицы, когда ему плохо, или лепить злобных козявок из пластилина, когда у него портится настроение. Разглядывайте вместе картинки в книгах и обсуждайте, кто из нарисованных персонажей выглядит сердитым, напуганным или веселым;
  • В игровой форме разбирайте страхи и трудности малыша, например необходимость делиться игрушками или периодически расставаться с мамой. Каждую ситуацию можно обыграть с помощью разных фигурок или плюшевых зверей: пусть ребенок поймет, что медвежонок скучает по маме, но точно знает, что она вернется;
  • Научите малыша выражать свои чувства адекватно возрасту. Двухлетки могут рвать бумагу, топать ногами, кидаться подушками, когда сердятся. Дети, как и все люди, порой испытывают негативные эмоции, их невозможно запретить. Социализация состоит в том, чтобы научиться выражать эти чувства приемлемо и безопасно для окружающих.

Какие проблемы социализации детей существуют?

1. Отсутствие навыков коммуникации

Некоторые дети могут испытывать трудности в установлении контакта с другими людьми. Они могут испытывать затруднения в выражении своих мыслей и чувств, а также в понимании невербальных сигналов.

2. Проблемы адаптации в коллективе

Переход в новую среду, например, в детский сад или школу, может вызывать стресс у детей и создавать проблемы в адаптации. Они могут испытывать чувство неуверенности, тревогу и неспособность находить общий язык с другими детьми.

3. Агрессивное поведение

Некоторые дети могут проявлять агрессивное поведение во время взаимодействия с другими детьми. Это может быть вызвано физическими или эмоциональными факторами, а также недостаточной развитостью навыков управления своими эмоциями.

4. Проблемы социальной адаптации

Некоторым детям может быть сложно присоединиться к социальным группам или установить долгосрочные дружеские отношения. Это может приводить к ощущению отчуждения и социальной изоляции.

Кризис дошкольного детства

Психология детского возраста признает, что кризис дошкольного возраста наступает приблизительно в 5-6 лет. В этот период поведение детей отличают следующие черты:

  1. Утрата детской непосредственности. Усвоение ряда шаблонов поведение, стремление вести себя определенным образом в том или ином окружении.
  2. Первые проявления в поведении своенравия, аргументированного негативизма и упрямства, корыстолюбия.
  3. Подчеркнутое подражание взрослым. Стремление выйти за рамки своей возрастной группы – довольно типичное желание детей от 5 лет
  4. Стремление к автономности и независимости.


Кризис дошкольника возникает из-за того, что он себе кажется уже достаточно взрослым

В отличие от других периодов, в жизнь детей начинают входить существенные ограничения, которые усилятся в ближайшем будущем (в частности после похода ребенка в школу). Осознание этого делает переживание кризиса сложнее. Однако родитель может помочь ребенку преодолеть этот непростой для него период.

Вот лишь несколько советов молодым родителям

  • Разъяснение правил. Ребенок должен не только знать, что от него требуется, но и понимать причины этого.
  • Создание ситуации успеха для того, чтобы ребенок – будь то мальчик, или девочка, чувствовал в себе возможность выполнить то или иное действие.
  • Предоставление ребенку возможности проявлять самостоятельности в принятии решений, выполнении поручений и т.д.

Мнение экспертов

Специалисты Института возрастной физиологии Российской академии образования изучили вопрос ранней социализации детей.

Они провели исследование в 15 регионах России среди 60 тысяч детей в возрасте шести-семи лет. Учёные пришли к выводу, что первоклассники в возрасте шести с половиной лет сильнее устают и чаще болеют по сравнению с семилетними детьми. 

С учёными солидарны и некоторые учителя общеобразовательных школ. Они характеризуют детей шести лет, оказавшихся в начальной школе, так:

  • ещё не наигрались и продолжают играть на уроках;
  • быстрее устают, их работоспособность ниже;
  • сложно сосредоточиться;
  • рука не готова к письму;
  • плачут на уроках.

Важно понимать, что для первого класса недостаточно уметь писать и считать. Высокие интеллектуальные способности ребёнка часто сбивают родителей с толку, и им кажется, что малыш уже готов садиться за парту и находиться в коллективе

Но для обучения в школе гораздо важнее эмоциональная и физиологическая зрелость.

Яркий пример последствий ранней социализации ребёнка — резонансный случай с поступлением девятилетней Алисы Тепляковой на психфак МГУ. Казалось бы, девочка сдала ЕГЭ, имеет хорошие знания наравне с сокурсниками: разбирается в линейной алгебре и матанализе, успешно сдала вступительные  по биологии и информатике. Но поведение девочки сокурсники характеризуют как незрелое: ребёнок перебивает преподавателей, не обладает навыками простого общения, не отличает риторические вопросы от обычных.

Очевидно, что когда эмоционально и физически ребёнок не готов к серьёзному учебному процессу, то не имеет никакого значения уровень академических знаний.

В каком возрасте у ребенка можно заметить первые признаки СДВГ?

Первые признаки СДВГ можно заметить и в раннем возрасте, около 1-2 лет, но официально диагноз ставится с 3 лет. До этого возраста рекомендуются занятия с психологом, которые помогут скорректировать нежелательные формы поведения. Обычно родители гиперактивных детей говорят, что сталкиваются с первыми проблемами, когда ребенок начинает ходить. Он бегает по квартире, забирается на шкафы, падает, открывает окна, хватает все в рот, часто травмируется и т. д. Следующая волна обращений к психиатру начинается в школе, когда ребенок попадает в жесткие рамки образовательного учреждения и имеет дело с нагрузками, которые не может выдержать.

Поход к психиатру у нас чаще всего ассоциируется с таблетками: «Вот сейчас моему ребенку что-то пропишут, лекарства не помогут, а их последствия для здоровья непредсказуемы». Насколько оправдан этот страх медикаментозного лечения?

Это правда: далеко не каждый родитель пойдет вместе с ребенком к психиатру. Люди по-прежнему боятся обращаться за помощью, так как этот ее вид стигматизирован. Пойти к психиатру – это все равно что признаться в своей беспомощности и опозориться на весь белый свет. Я советую начать с визита к клиническому психологу, который проверит психические функции ребенка, измерит их с помощью различных тестов, и если эти показатели выходят за границы нормы, то он порекомендует обратиться к психиатру. К сожалению, в нашей детской психиатрии действительно распространен фармакоцентрический подход, то есть каждый второй врач считает своим долгом и обязанностью выписать ребенку какую-то таблетку. Но первая линия помощи при СДВГ — это, конечно, немедикаментозная помощь. Это помощь психологов, коррекционных педагогов, семейных психологов, ни в коем случае не лекарства.

Основные задачи воспитания

Мальчик или девочка в возрасте 5-6 лет должны быть воспитаны таким образном, чтобы к началу школьного возраста были решены следующие задачи

Воспитание самостоятельности

Несмотря на то, что ребенок обладает еще достаточно скромным жизненным опытом, а критичное восприятие себя и окружающих еще не выработано, очень важно позаботиться о том, чтобы ребёнок начал проявлять самостоятельность. Для этого очень важно создать максимально доверительные отношения со своими детьми. В семьях, где родитель занимает позицию недосягаемого авторитета, ребенок 5-6 лет будет ощущать себя полностью зависимым от него и даже не попытается высказать собственное мнение, принять решение и т.д

В семьях, где родитель занимает позицию недосягаемого авторитета, ребенок 5-6 лет будет ощущать себя полностью зависимым от него и даже не попытается высказать собственное мнение, принять решение и т.д.


Воспитание самостоятельности начинается с навыков самообслуживания

А это – первый шаг к обретению ребенком самостоятельности, независимости, готовности принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

Работа с самооценкой

После того, как статус ребенка в коллективе сверстников растет, его самооценка перестает зависеть от его восприятия родителями

Именно поэтому так важно уже в раннем возрасте поддерживать ребенка, помогая ему поверить в себя. Однако стоит помнить о том, что работа с самооценкой разнополых детей требует разного подхода: мальчик значительно отличается от девочки. Самооценка в 5-6 лет играет важную роль в развитии детей


Самооценка в 5-6 лет играет важную роль в развитии детей

И если хваля девочку нужно делать акцент на ее человеческих качествах, мальчик 5 лет должен получать поощрение за конкретные достижения – такова психология гендерных различий.

Сущность процесса социализации

Как понятно из самого определения, социализация тесно связана с социальной средой. Эта связь заключается в том, что социальное становление и развитие личности возможности только в социуме. Без социума, его влияния, его норм и ценностей, различных социальных отношений невозможно полноценное становление личности, невозможен процесс ее социализации.

Процесс социализации связан с вхождением индивида в общество. Он сопровождается его воздействием на разные стороны личности, на формирование ее основных качеств, на принятие основ культуры, на усвоение опыта жизнедеятельности предыдущих поколений.

В ходе социализации индивид берет на себя разные социальные роли и принимает определенные социальные обязанности. Также, на него возлагается определенная социальная роль- роль гражданина, члена социальной среды.

Сущность процесса социализации заключается в рассмотрении активной и пассивной позиции личности в данном процессе.

Активная позиция предполагает:

  • Восприятие социума и его структуры, законов функционирования;
  • Оценку социальной среды и уровня ее развития;
  • Осмысление основ существования социума;
  • Нахождение своего места в социальной среде – осознание своей причастности к данной сфере, слияние с ней;
  • Оказание личностью воздействия на социальную сферу.

Если личность не влияет на социум, не стремится действовать на его благо и развитие, то такая позиция социализации будет носить пассивный характер.

Именно в преобразовании социального пространства и осознании своей причастности к нему и заключается сущность процесса социализации с позиции социологии.

Что касается социализации, рассматриваемой педагогической наукой, то сущность данного процесса состоит в формировании самосознания личности и воспитания ее стремления к самоизменению, саморазвитию, самосовершенствованию.

Социализация предполагает развитие личности во всех областях жизнедеятельности. Это развитие начинается с раннего возраста и продолжается в дошкольном.

Жизнь в детском садике

Обычно в 3-4 года ребенок впервые сталкивается с тем, что он остается без поддержки родителей в крупном коллективе.

С этого момента взрослые теряют полный контроль над тем, как дальше будет социализироваться малыш.

Но это не значит, что ему нельзя помочь:

Если есть возможность, надо подобрать садик с дружной группой и грамотными воспитателями. В идеальной ситуации на одного педагога должно приходиться до 5-10 детей. Но вне частных учреждений это большая редкость, поэтому лучше просто идти к воспитателю, который нравится больше других.

Подготовить ребенка. Прежде чем оставлять его надолго, лучше несколько раз просто прийти в сад, погулять по его территории, посмотреть на детей, познакомиться с воспитателем. Потом надо побыть с малышом, пока он пару часов поиграет в группе. Обычно уже через неделю-две малыш перестает замечать, что мама уже ушла и вернется только вечером.

Интересоваться ситуацией в группе

Важно не только контролировать происходящее через воспитателя. Многие моменты рассказывает сам ребенок и стоит к нему прислушиваться, обсуждать, что случилось в группе. Не лишним также будет пригласить новых друзей и их родителей к себе домой, чтобы ускорить социализацию.

Не лишним также будет пригласить новых друзей и их родителей к себе домой, чтобы ускорить социализацию.

Если в детский сад попасть не получается — это не смертельно. Ребенок может научиться общаться с другими, если будет регулярно посещать кружки и мероприятия, гулять на детской площадке, бывать в гостях. Просто это потребует чуть больше усилий от родителей.

Как помочь необщительному ребенку

Правила все те же. Надо только следить за тем, чтобы не впадать в крайности. Не надо заставлять малыша общаться с другими, если он не хочет.

Но не стоит и создавать социальный вакуум вокруг ребенка. Пусть вокруг него будут дети и взрослые, с которыми можно контактировать и играть в удобном формате.

В любом случае, если возникает ощущение, что что-то идет не так, всегда можно получить бесплатную помощь от психолога в детском саду, поликлинике или соцзащите.

Мотивы родителей

Основных причин, по которым родители отдают ребёнка в школу до семи лет, несколько.

Двое детей с небольшой разницей в возрасте 

Когда в семье есть дети-погодки и старший идёт в первый класс, к нему «за компанию» добавляют и младшего. Так родителям проще забирать детей из школы, секций и контролировать домашку.

Ребёнок уже всё умеет

Родитель видит, что дошкольник овладел всеми навыками для начала учёбы, и не хочет, чтобы ребёнок терял время просто так.

Опираясь на собственный опыт

Взрослые вспоминают, что вообще-то и сами пошли в школу до семи лет и этот опыт был позитивным, во всяком случае спустя годы это воспринимается именно так.

Хороший учитель

Родители знают, что в этом году класс набирает сильный учитель, и во что бы то ни стало решают попасть в набор. Ведь неизвестно, каким там будет следующий педагог.

<<Форма демодоступа>>

Миф 2. Дети на семейном обучении заперты в четырёх стенах

В массовом сознании если ребёнок не ходит в школу, то он сидит взаперти дома, несчастный, отрезанный от мира.

На практике, хоумскулеры занимаются одновременно в нескольких кружках, и это не единственный их способ взаимодействия с обществом. В то время как мир среднестатистического школьника порой напоминает замкнутый круг: дом — школа — дом.

Жизнь сама по себе — бесконечный источник социализации.

Вот лишь некоторые возможности для социальной адаптации ребёнка на семейном обучении.

  • Родственники и друзья семьи. У кого, как не у близких, перенимать ценности?
  • Детские площадки во дворах и торговых центрах.
  • Роллердромы, катки, парки отдыха.
  • Встречи хоумскулеров. Родителей семейников часто объединяются и организуют досуг для своих детей.    
  • Детские лагеря: спортивные, оздоровительные или образовательные.        

В Домашней школе Фоксфордатакже немало внимания уделяют социализации учеников. Проводятся очные встречи, экскурсии, тренинги и мастер-классы, ребята участвуют в волонтёрских проектах.

Как общаться с ребенком до года

После полугода ребенок становится очень подвижным и проявляет большой интерес к окружающим. Он охотно поиграет рядом с ровесниками: время от времени они будут улыбаться друг другу или повторять по цепочке различные звуки. Но при этом к совместной игре малыши еще не способны.

К 6 – 7 месяцам у ребенка особенно активизируются зрительные зоны головного мозга: расширяется спектр того, что он способен увидеть, и малыш может испытывать страх по отношению к новому и неизвестному. В этом возрасте большинство детей начинает бояться незнакомцев и волноваться, если мама исчезает из поля зрения. Страх перед чужими часто считают признаком пугливости и излишней стеснительности, но это вовсе не так. Боязнь незнакомцев — эволюционный механизм, предостерегающий подвижного малыша от того, чтобы следовать за неизвестными (и, возможно, опасными) людьми.

Для того чтобы дать подросшему малышу новые возможности для общения, старайтесь водить его в разные коллективы. Это могут быть регулярные походы в гости к семье с детьми, развивающие занятия в бэби-клубе, плавание в грудничковом бассейне.

Советы

  • Предупреждайте других взрослых, что ваш малыш боится незнакомцев, не позволяйте им насильно брать его на руки или обнимать. Это даст ребенку уверенность в том, что мама — его надежный проводник в большой мир, а чужие люди могут правильно взаимодействовать с ним;
  • Если ребенок расплакался в людном месте, возьмите его на руки, говорите тихо и спокойно. Этим вы подчеркнете, что в обществе не принято кричать. Да, пройдет много времени, прежде чем ребенок сможет себя контролировать, но социальные нормы он постепенно усвоит;
  • Хотя малыши в этом возрасте не умеют играть друг с другом, крохе будет полезно видеть других детей своего возраста и старше. Возможно, именно с их помощью он научится чему-то новому;
  • После полугода у детей стремительно развивается чувство юмора, столь необходимое для жизни в обществе. Стимулируйте его всевозможными веселыми играми и песенками, дурачьтесь вместе с малышом.

Как понять, что всё в норме

В недавней статье мы рассказывали, как определить, что ребёнок готов к школе. Там используются практические методы и тесты, которые помогут узнать, подождать с первым классом или, напротив, не стоит засиживаться дома. 

Когда ребёнок уже пошёл в школу, определить нормальное течение первых месяцев учёбы можно по таким признакам:

Через полтора-два месяца первоклашка более-менее адаптируется к учебному процессу. Уже к октябрю-ноябрю ребёнок умеет правильно реагировать на общие формы обращения. Он понимает, что если учитель сказал: «Дети, открываем тетради», то это касается и его в том числе. 

  • Ребёнок смог наладить контакт со сверстниками и взрослыми. У него появились первые друзья и знакомые, он не стесняется обратиться к учителю, охраннику или повару.
  • При нормальном течении учебного процесса первоклашка комфортно себя чувствует вне привычной домашней обстановки: ест со всеми в столовой, посещает школьный туалет.

Развитие познавательных процессов в 5-6 лет

Происходит формирование наглядно-образных форм мышления детей. Благодаря этому ребенок уже не нуждается в самом предмете для осуществления мыслительных операций. Это значительно расширяет теоретическое мышление ребенка.


Психическое развитие детей – закономерности

Воспринимая предметы зрительно, на слух, при помощи тактильной чувствительности, ребенок уже использует имеющуюся в его памяти базу сенсорных эталонов.

Это дает ему возможность не только воспринимать по отдельности, но также и оценивать отдельные свойства предметов (например, длину, ширину, высоту и т.д.). Представление ребенка 5-6 лет о предметах становится значительно точнее.


Познавательная активность в этом возрасте очень высокая

Речь детей становится более связной, ее грамматический строй совершенствуется. Эгоцентризм речи сходит на нет. Она становится не только средством коммуникации, но также и важным орудием мыслительного процесса.

Оно может носить как познавательный, так аффективный характер. То есть, в зависимости от ситуации может как способствовать интеллектуальному развитию ребенку, так и становиться источником положительных эмоций.

В целом, познавательная активность детей старшего дошкольного возраста остается по-прежнему высокой. Ребёнок задает взрослым много вопросов, он старается как можно глубже изучить окружающий его мир.


Не оставляйте вопросы детей без внмиания

Заключение

Проблемы социализации детей могут быть сложными, но с поддержкой, пониманием и правильными стратегиями, они могут быть преодолены

Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и подход к решению проблем должен быть индивидуальным. Сосредоточьтесь на развитии коммуникационных навыков, поддерживайте адаптацию и создавайте возможности для социального взаимодействия, и ваш ребенок сможет успешно преодолеть проблемы социализации.
Хотите развивать эмоциональный интеллект своих детей ? в нашу онлайн-школу эмоционального интеллекта и soft skills и получите первый урок бесплатно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: