Организация работы с детьми в детском саду, имеющими нарушения речи

Тяжелое нарушение речи (тнр) — что это за диагноз?

Парциальное ПНР

ПНР расшифровывается, как первичное недоразвитие речи. Классификация парциального ПНР:

  1. Функциональная дислалия. Это дефекты отдельных звуков, которые легко устраняются (за пару недель/месяцев).
  2. Артикуляционная диспраксия (дисфонетическая, дисфонологическая и динамическая формы). Представляет собой полиморфные нарушения произношения, которые связаны с нарушением церебрального обеспечения, т.е. с неполноценностью на нейробиологическом уровне. Диспраксия может сопровождаться нарушениями лексики и грамматики. Требует более длительной коррекции.
  3. Дизартрия развития. Причины дизартрии – патологии в период беременности и родовая травма.
  4. Ринолалия. Это серьезные речевые нарушения, произошедшие из-за неправильного строения зубочелюстного аппарата.
  5. Дисграмматизм. Проявляется в избирательном нарушении правил грамматики, согласования слов по роду, числу, падежам и т.д. Отражает исключительно грамматическую сторону.

Данная классификация примечательна тем, что имеет клиническую ориентированность. То есть ею могут пользоваться как логопеды, так и врачи.

Помимо парциальных ПНР, выделяют вторичное недоразвитие речи. Они связаны с патологиями физического и психического развития (к примеру, с нарушениями слуха, задержкой психического развития, умственной отсталостью и т.д.).

Лечение и коррекция

В зависимости от вида и тяжести конкретного нарушения, исправление дефектов речи может включать в себя самые разные способы:

  • медикаментозное лечение;
  • хирургическое вмешательство;
  • психотерапия;
  • коррекция голоса у фонопеда;
  • физиотерапия;
  • массаж;
  • рефлексотерапия;
  • лечебные ванны;
  • использование тренажеров;
  • применение медицинских аппаратов;
  • лечение пиявками (гирудотерапия);
  • коррекция речи у логопеда или дефектолога.

Кроме этого, в каждом конкретном случае эффективными могут оказаться нетрадиционные методы:

  • сенсорная терапия;
  • пескотерапия;
  • дельфинотерапия;
  • иппотерапия;
  • арт-терапия и др.

Однако родителям обязательно нужно помнить, что коррекция и лечение могут растянуться на долгое время, потребовать систематических занятий у психолога и логопеда. Но прежде всего – родительского терпения, понимания и участия.

Технология и методы обучения учащихся

Вместе с требованиями общего типа перед школой становятся и более углубленные задачи для помощи детям с нарушениями речи. Среди них:

  • коррекция устной и письменной речи;
  • в процессе устранения дефектов учитывать психическое развитие каждого ребенка;
  • профессиональная подготовка.

Учебный процесс предусматривает выделение значительного времени посвященного трудовой деятельности школьников. Благодаря такому подходу решается несколько задач одновременно. В первую очередь адаптация детей с отклонениями в социуме, формирование личности и подготовка к жизни вне школьного учреждения. Этот аспект предусматривает и физическое развитие детей с ТНР.

Образование детей с особыми потребностями

Под эту категорию попадают дети с нарушением:

  • слуха;
  • зрения;
  • речи;
  • опорно-двигательной системы.

Методика обучения включает:

  • выявление различных патологий в развитии;
  • после постановление диагноза сразу оказать психологическую и педагогическую поддержку;
  • создать специальную программу по реабилитации;
  • выявить особенности развития и создать план самообразования;
  • задействовать родных и окружение ребенка в процесс восстановления;

Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Обучение детей с особыми потребностями осуществляется в специальных школах и интернатах.

Технология компенсаторного образования

Статистические данные указывают, что более 20% детей имеют различные отставания. Если вовремя не начать устранение дефектов ребенок потеряет адаптацию в учебном процессе.

  • тактильные ощущения;
  • слух (при условии, что отсутствуют нарушения);
  • зрение (если не выявлены проблемы);
  • двигательная функция.

Успех по устранению дефектов речи напрямую зависит от состояния перечисленных систем и умения ими пользоваться.

Не менее важным для детей с ТНР выступает педагогическая работа, направленная на:

  • добровольное обучение;
  • адаптированное содержание учебного материала;
  • дополнительные занятия;
  • задействование в процессе обучения компенсаторные возможности ребенка;
  • темп подачи материала в зависимости от скорости усвоения.

Основными элементами успешной реабилитации считаются лояльное и понимающие отношение к учащимся.

Основные виды речевых нарушений

В норме к 5–6 годам у ребенка полностью формируется правильное произношение всех звуков, слогов, сложных слов. Если после этого возраста речевые дефекты в речи все еще присутствуют (или возникают), можно заподозрить у него одно из отклонений. Хотя некоторые из них проявляются в более раннем возрасте. Какими они бывают, как выражаются?

  • Дислалия. Ребенок искажает один или несколько звуков, заменяет их другими, смешивает или просто пропускает в речи. В этом случае не нарушены слух и взаимодействие отделов головного мозга с артикуляционным аппаратом. При этом следует помнить, что картавость или шепелявость не являются отклонением у детей до 5 – 6 лет. Они свидетельствуют лишь о физиологическом несовершенстве речевых органов. Основной способ коррекции дислалии – разучивание скороговорок с употреблением проблемных звуков.
  • Дисфония. У ребенка нарушена голосовая функция: он говорит с хрипотцой, осиплостью, гнусавостью. То есть изменяются тембр, высота и сила голоса. Основные причины возникновения данного нарушения – врожденные патологии гортани или неврологические болезни.
  • Афония – крайняя форма дисфонии. Ее симптоматика – исчезновение голоса после того, как ребенок уже научился разговаривать. Остается только способность говорить шепотом. Афония развивается вследствие заболеваний гортани или имеет психогенный характер.
  • Дизартрия. Появляется при недостаточной взаимосвязи между нервной системой и речевым аппаратом. Это одно из самых сложных нарушений, которое характеризуется неполноценностью артикуляции, дефектным воспроизведением звуков, расстройством речевого дыхания, нарушением темпа, ритма, интонации. То есть, речь становится непонятной, нечленораздельной (каша). Это приводит к общему недоразвитию речи, трудностям при чтении и письме. Возникает дизартрия при органическом поражении центральной нервной системы ребенка.
  • Заикание. Мышцы голосового аппарата у малыша находятся в судорожном, напряженном состоянии, что приводит к нарушению темпа, ритма, плавности речи. В результате ребенок говорит, повторяя звуки, слоги или даже целые слова, удлиняет их, прерывается во время речевого спазма. Основные причины возникновения этого дефекта – сильный стресс, испуг (они возможны в любом возрасте), наличие других речевых нарушений, сложная беременность или роды, генетическая предрасположенность, переучивание левши либо неврологические заболевания. В последнем случае ребенок может начать заикаться сразу в процессе овладения речью. Заикание часто сопровождается нервными тиками и энурезом.
  • Афазия. У малыша частично или полностью утрачена возможность говорить. Ребенок не может не только выражать свои мысли, но и понимать чужую речь. Причина возникновения дефекта – патология коры головного мозга.
  • Брадилалия. Это нарушение характеризуется замедлением темпа речи. У ребенка замедленна не только речь, но и письмо, и любая моторная или умственная деятельность, ему трудно переключаться с одного вида деятельности на другой. Голос такого больного однообразный, невыразительный, мимика практически отсутствует. Основная причина возникновения проблемы – заболевания центральной нервной системы.
  • Тахилалия. Дефект, характеризующийся обратной симптоматикой: слишком быстрой, захлебывающейся речью с запинками, перестановками, повторами, пропуском слогов или даже слов. Такие дети обычно гиперактивны и гипервозбудимы. Основные причины заболевания – патологии головного мозга или центральной нервной системы.
  • Ринолалия. Характеризуется гнусавостью голоса, как при сильном насморке. Причина – нарушение строения носоглотки, а соответственно, и ее функций.

Маленькие подражатели

– Сколько времени обычно требуется для исправления нарушений речи?

– Этот вопрос индивидуальный. Например, у ребенка все хорошо, мышцы в норме, нервная система работает исправно, но в семье, допустим, картавит один из родителей. А речь развивается на подражании, и ребенок тоже может начать картавить по аналогии. Но если этому ребенку показать, как правильно ставить язычок, то хватит буквально пары занятий, чтобы скорректировать. Так же происходит, если в семье кто-то заикается. Но если у ребенка дизартрия – тяжелое нарушение речи, в таком случае все зависит от того, насколько родители будут серьезно решать проблему вкупе с логопедом, неврологом, массажистом и т. п.

– До какого возраста важно скорректировать звуки?

– В идеале нужно привести все звуки в порядок до шести лет, чтобы подготовиться к школе. Если нарушения сложные или ими начали заниматься поздно, то срок сдвигается. Бывает, что родители не хотят идти к неврологу и принимать лечение, в таком случае работа логопеда будет сложнее и дольше. Зачастую все зависит от комплексного подхода.

– Можно ли скорректировать речевые нарушения у взрослого человека?

– Бывает, что обращаются и подростки, и взрослые люди. Всем можно помочь, главное – желание. Но еще зависит от состояния речевых мышц. Взрослые часто обращаются после установки брекетной системы, логопед обучает их инфантильному глотанию и помогает преодолеть сложности, поскольку брекеты – это инородный предмет, из-за которого возникает «каша во рту».

– Как помочь ребенку достичь результата? Какие еще специалисты задействованы в работе над речью?

– К работе с нарушениями речи, особенно это касается дизартрии, нужно подходить комплексно. Я всегда при необходимости направляю к остеопату, неврологу, врач рекомендует массаж, физиолечение или медикаментозное. И обязательна помощь родителей в выполнении домашнего задания. Я даю такие задания и видеорекомендации для того, чтобы ребенок занимался и самостоятельно. При поддержке всей семьи результат достигается быстрее. Такой большой командой мы идем к успеху.

Признаки задержки речевого развития

Заметить отклонения в речи можно еще с первых месяцев жизни ребенка

Особое внимание нужно уделять детям, родившимся от матерей с неблагоприятным акушерским анамнезом или тяжелыми родами. Также в группе риска находятся недоношенные и маловесные дети. В первые месяцы обращайте внимание на звучание крика

Для малыша в этот период крик является средством взаимодействия с окружающим миром

В первые месяцы обращайте внимание на звучание крика. Для малыша в этот период крик является средством взаимодействия с окружающим миром. У детей с соответствующим норме речевым развитием он − чистый, звучный

А у малыша с задержкой речи крик тихий или слишком громкий, похож на всхлипывания или вскрики. У некоторых он может отсутствовать

У детей с соответствующим норме речевым развитием он − чистый, звучный. А у малыша с задержкой речи крик тихий или слишком громкий, похож на всхлипывания или вскрики. У некоторых он может отсутствовать.

Важные этапы в вербальном развитии младенца − это гуление и лепет. У детей с нарушениями речи гуление и лепет не имеют интонационной окрашенности. А если у малыша глухота, то стадия лепета (повторение одинаковых слогов) отсутствует

Стоит обратить внимание на развитие речи, если малыш не реагирует на обращение взрослого, слишком долго находится на стадии лепета или «лепетных слов»

У таких малышей лепет не выступает как средство коммуникации с окружающими людьми. Также у них могут наблюдаться негативные реакции на новую обстановку или людей, появляется избирательность в общении и играх с предметами. Это может стать причиной отставания в вербальном направлении. Ребенок с нарушениями речевого развития не понимает обращенную к нему речь, не подражает за взрослыми. Если вы заметили у малыша эти признаки − вам стоит обратиться к логопеду.

Чтобы предупредить трудности в речевом развитии важно больше общаться с малышом, поощрять его стремление ко взаимодействию с окружающим миром. При признаках отклонения от нормы стоит обратиться за консультацией к логопеду. Когда ребенок становится старше, то и признаки нарушения речевого развития становятся более ярко выраженными

Поэтому поощряйте малыша в стремлении к общению и познанию окружающего мира

Когда ребенок становится старше, то и признаки нарушения речевого развития становятся более ярко выраженными. Поэтому поощряйте малыша в стремлении к общению и познанию окружающего мира.

Афазия

Афазии относят к патологиям, при которых общение нарушено из-за поражения речевых центров. Это нарушение речи характеризуется следующими признаками:

  • трудности с пониманием услышанного текста;
  • проблемы с произношением звуков, слов и построением предложений;
  • нарушение письменной речи из-за неправильного формирования слов.

Последний симптом часто отмечается у детей. Это связано с отсутствием автоматизированного письма. Ребёнок прокручивает в голове нужное слово, где оно уже формируется неправильно. В результате на бумагу оно передаётся уже в искажённой форме.

Отсутствие письма у взрослых пациентов сочетается с поражением правой стороны тела, включая руку. Часто такая картина возникает на фоне инсульта. Но этот навык может сохраняться у левшей. Общению на бумаге может препятствовать и нарушенное восприятие текста — больные не понимают написанного.

Классификацию афазий проводят в соответствии с ведущим признаком, который считается первичным у данного больного. При моторном типе пациенты первично перестают правильно произносить слова и звуки. Они могут быть полностью немы, выдавать искажённые слоги или заменять их по причине артикуляционной слабости и отсутствия координации движений. В речи возникают длительные паузы, во время которых человек пытается найти правильное положение языка и губ, чтобы сформировать нужный звук.

При локализации патологии в нижнетеменной зоне коры головного мозга возникает афферентная моторная афазия. В результате пациенты заменяют звуки или путают их порядок в словах. Это связано с нарушенной передачей импульса от нейронов на артикуляционный аппарат.

Эфферентная моторная афазия характеризуется тем, что пациент не может сформировать из звуков серию. При этом отдельно он их произносит без труда. Патологический очаг при этом заболевании находится в премоторной части коры мозга.

При амнестической афазии главным признаком считается забывание отдельных слов. При этом пациент может охарактеризовать предмет и помнит основной признак или функцию. В памяти больных дольше сохраняются хорошо знакомые простые слова, употребление которых происходит ежедневно. Такие люди часто не могут подобрать обобщение для группы предметов и воспринимают метафоры буквально.

Поражение средней височной зоны коры левого полушария головного мозга вызывает акустико-мнестическую афазию. При этом заболевании ухудшается память на только что озвученную речь. Человек не может вспомнить, что ему сказали, но не забывает информацию, полученную ранее.

Динамическая афазия подразумевает нарушение у пациента формирования речи. Больной долго составляет предложения, из-за чего снижается темп разговора. При этом он может нормально произносить звуки и слоги. Такие пациенты не используют в общении сложные предложения и фразы, так как им трудно их построить. Это состояние обусловлено патологией префронтальной части коры левой половины головного мозга, где локализованы нейроны, отвечающие за грамматику.

При семантической афазии пациенты плохо понимают логику составления предложений и изменения слов в соответствии с падежом без контекста. При этом они могут знать значение термина, но не уметь его правильно истолковать из-за особенностей формирования окончания. Такое состояние обусловлено патологией корковой зоны, локализованной на стыке височной, теменной и затылочной области.

Лечение афазии тесно сопряжено с коррекцией неврологических нарушений. После снятия острой симптоматики можно приступать к логопедическим занятиям. Их проводит как специалист, так и родственники больного. Причём второе предпочтительнее из-за психологического комфорта пациента.

Целевое назначение коррекционной работы с детьми с ТНР

Определение 1

Тяжелое нарушение речи (ТНР) – это речевой дефект, связанный с серьезными отклонениями во всей речевой системе: фонетической, грамматической, фонематической ее сторон, с сохранением нормального слуха и отсутствием нарушений в работе интеллекта.

ТНР связано с проблемами восприятия речи на слух, произношением отдельных звуков, их перестановкой или заменой, сокращенным словарным запасом ребенка, неумением образовывать новые слова, использовать существительные в правильном числе и падеже, согласовании их с прилагательными и числительными, неправильном применение предлогов.

Как правило, данные речевые дефекты наиболее остро проявляются в монологической речи ребенка: детям тяжело даются пересказы, рассказы-описания, перечисления. Происходит замена частей рассказа другими, пропуск существенных событий и героев.

В этой связи, целевым назначением обучения ребенка, имеющего тяжелые речевые дефекты становится развитие навыков связной, последовательной речи, умения излагать свои мысли фонетически и грамматически верно, уметь правильно изложить суть какого-то события из жизни, изложить ситуацию или явление. Реализация данной цели необходима для того, чтобы создать условия для полноценного обучения ребенка в школе, устранить патологии речевого развития и предотвратить развитие иных патологий психического развития ребенка. Если создать систему оптимального обучения ребенка с ТНР, то можно обеспечить ему полноценное общение со сверстниками и взрослыми, сформировать у него доступное и понятное для окружающих произношение. Это обеспечит его полноценное личностное развитие.

Нарушение средств общения

Системные нарушения речи занимают в науке особое место. На сегодняшний день они настораживают своей распространенностью. По мнению учителей дошкольной подготовки, сегодня среди будущих первоклассников каждый второй имеет нарушение.

Психолого-педагогическая классификация включает в себя:

  • Общее недоразвитие речи как нарушение всех речевых сторон (смысла, произношения, грамматики) требует пристального внимания и, конечно, своевременной профилактики.
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи выделяется в отдельную группу, но очень часто входит в комплекс ОНР, ведь фонетические нарушения влияют на осознание речи, а значит, и на грамотное чтение и письмо.

По мнению логопедов, каждый второй дошкольник имеет нарушения речи

Профилактика речевых нарушений заключается в систематических занятиях с детьми дома и в детском саду, она в колоссальной степени зависит от родителей, ведь ни одно упражнение не может дать должного эффекта без постоянной, ежедневной, кропотливой тренировки.

На что стоит обратить внимание при обследовании речи ребенка:

Соотношение активного и пассивного словаря. Пассивный словарь — это те значения слов, которые осознаются ребенком, однако сами слова не произносятся. Именно актуализация словаря вызывает большие сложности.

  • Неточное употребление лексического значения слов. Речь бедна словами, обозначающими признаки, качество. Сложность могут представлять и некоторые глаголы (поезжай, пылесошу, надеть/одеть пр.).
  • Трудности в подборе однокоренных слов, образование их при помощи суффиксов и приставок.
  • Ряд затруднений вызван узким кругозором. Так ребенок может просто не знать, что индюк болбочет, а голубь воркует. Многие профессии оказываются для детей загадкой, названия ягод, птиц, плотницких инструментов. Здесь очевидна роль семьи в общем развитии ребенка. Этот недостаток называют бедностью словаря.
  • Неумение выделить основные признаки предметов приводит к тому, что лось вполне может стать оленем, а оса – пчелой. Это же относится и к именам прилагательным. У детей с ОНР всё большое и маленькое. Высокий, длинный, узкий, тонкий – все эти слова требуют обязательной проработки в речи у детей дошкольного возраста.
  • Детям с ОНР трудно дается подбор синонимов и антонимов ко многим словам. Основными ошибками является употребление слова с частицей не, слова другой части речи, слова, антонимически близкие, но не являющиеся антонимами (морозный — теплый).
  • Затрудненное использование предлогов, особенно таких, как: через, сквозь, между.
  • Аграмматизмы в речи у детей дошкольного возраста. Это достаточно тяжелые нарушения, так как исправляются с большим трудом, требуют постоянного контроля и дополнительной работы (неправильное использование родовых, падежных окончаний, игнорирование чередования и пр.).

https://youtube.com/watch?v=QILE-ZOQNqc

Профилактика нарушений речи этого вида, тем не менее, под силу родителям, которым необходимо уточнять значения слов, тут же исправлять неточности в речи ребенка, а не игнорировать их.

У кого «каша во рту»

– Римма Максовна, какие задачи решает логопед, помимо постановки звуков?

– Логопедия затрагивает все стороны устной и письменной речи. Логопед ставит звуки и автоматизирует их в речи. Еще одна задача логопеда – просветительская деятельность, направленная на родителей

Важно донести до мам и пап, что нерешенные речевые проблемы приведут к трудностям усвоения школьной программы, к нарушению чтения и письма. Проведя диагностику с ребенком, обязательно нужно рассказать, в каком-то случае получится сразу поставить звук, а в другом прогресс пойдет только после работы с неврологом

Многие не понимают этих механизмов, а медицинские работники, к сожалению, зачастую не объясняют ничего родителям. В поликлиниках говорят: «Давайте подождем до трех лет, до четырех», а потом дети идут в коррекционные классы. И никто не озвучивает последствия нарушений и их влияние на дальнейшее обучение в школе.

Как правило, сейчас многие логопеды обучаются на дефектолога и начинают работать как логопеды-дефектологи:  диагностируют ребенка, занимаются вызыванием речи, приучением к речи, развитием высших психических функций: памяти, внимания, мышления, восприятия – и далее переходят к постановке  и автоматизации звуков, развивают грамматический строй речи: учат спрягать, склонять слова, изменять их род, использовать множественное число и суффиксы, далее идет обучение чтению и подготовка к школе. То есть все, что касается речи, – это наша сфера деятельности.

– Всем ли нужен логопед?

– Конечно, он нужен не всем. В каких случаях логопед не нужен ребенку? Когда нервная система работает исправно, все речевые мышцы в состоянии нормы, язычок работает исправно, а в определенном возрасте появляются определенные звуки. Это идеал, к которому мы должны стремиться. К сожалению, ситуация в этом плане усугубляется. Еще лет десять назад на 300 человек в садике было, допустим, человек пять «с кашей во рту», то сейчас если на весь сад есть человек 15 с нормой развития речи, это уже радует. Статистика изменилась кардинально, увы.

Бывает, меня спрашивают, почему некоторые дети в саду говорят, например, «добрррое утро», «можжжно я пойду домой», выделяя определенные звуки, произнося их очень четко. А это потому, что это дети, которые занимаются с логопедом, они учатся звукам.

Например, работая со звуком «ш», мы его утрированно произносим, чтобы ребенок слышал чистое произношение звука и пытался так же его проговаривать, чтобы он акцентировал внимание на нем, чтобы его мозг записывал эту информацию: есть новый звук, он такой красивый и его не нужно забывать. И для этого мы специально утрированно произносим этот звук

Например: машшшина, здррравствуйте. И спустя два-шесть месяцев после постановки звуков (каждый случай индивидуален), когда мозг запомнит эту информацию, эти звуки становятся плавными, мы их не замечаем.

Диагностика речевых дефектов

Как видно из сказанного, нарушений речи существует множество видов, но все они – не самостоятельное заболевание, а следствие других болезней или патологий. Соответственно, лечить нужно, прежде всего, первопричину. А значит, обследование должно быть комплексным. Следует посетить:

  • педиатра;
  • невролога;
  • психолога;
  • психиатра;
  • логопеда;
  • дефектолога;
  • отоларинголога, ортодонта, челюстно-лицевого хирурга (при подозрениях на наличие аномалий строения органов).

Обследование может включать множество разнообразных видов диагностики:

  • различные виды анализов;
  • УЗИ разных органов;
  • рентген головы или челюстной зоны;
  • электроэнцефалограмму;
  • компьютерную томограмму;
  • магниторезонансную томографию;
  • психологическое тестирование;
  • логопедическое тестирование.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: