Шепелявость у взрослых — есть ли решение для тех, кто старше 20?

Сигматизмы свитящих и щипящих звуков: виды, причины, коррекция

Дислалия

Фонетические нарушения речи — это группа речевых расстройств, представленная нарушениями, при которых ведущим симптомом является нарушение произношения. Интеллектуальное и духовное развитие ребенка в данном случае соответствует возрасту. Могут наблюдаться сопутствующие нарушения внимания, поведенческие расстройства и двигательные нарушения.

К этой группе относится дислалия (простая, сложная) или иначе — «грубая речь».

Дислалия — это нарушение фонетического произношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. На практике может наблюдаться нарушение (дислалия) или затруднение (паралалия) в произношении одной из фонем родного языка.

Мономорфная (простая) Затрагивается один или несколько звуков из одной группы звуков ( С-З-Ц или Ш-Ж-Ч ).

Полиморфная (сложная) Затронуты несколько тонов из разных групп ( С-Р-К-Ш ).

Физиологические (возрастные) Нарушения произношения в возрасте до 5 лет, связанные с недостаточным развитием органов артикуляции. После 5 лет она проходит сама по себе. Это единственная форма дислалии, которая может присутствовать у всех людей на определенном этапе развития.

Функциональная: Нарушения произношения при отсутствии отклонений в артикуляционном аппарате и функции центральной нервной системы, слухового и периферического артикуляционного аппарата. Нарушена способность добровольно принимать и сохранять определенные положения органов артикуляции, необходимые для произнесения звуков. Нарушения произношения могут быть связаны с неспособностью различать, дифференцировать фонемы. Часто изолированное использование звука не нарушается, а изменяется в спонтанной речи. Степень тяжести определяется тяжестью дефекта и количеством нарушенных звуков.

Органическая (механическая: Вызваны наследственными, врожденными или приобретенными анатомическими дефектами периферического артикуляционного аппарата (пороки развития — прогнатизм, прогнатизм, «толстый» язык, короткая уздечка и т.д.).

Причины функциональной дислалии: Соматическая: Физические и неврологические нарушения вследствие длительных хронических заболеваний (расстройства пищеварения, частые простуды). Социальная: Пренебрежение воспитанием (родители не исправляют языковые недостатки детей и не показывают примеры правильного произношения). Билингвизм в семье (Когда родители говорят на разных языках, ребенок вставляет другой язык в один. Например, французский + русский = горловой звук «Р»). Неправильное произношение в окружении ребенка (через подражание). Неправильная артикуляция Выбор неправильной артикуляции Недоразвитие фонематического слуха. Физический слух может быть сохранен, в то время как фонематический слух нарушен.

Причины органической (механической) дислалии: Органические — связанные со строением органа (язык, десна, зуб и т.д.). Наследственные — передается из поколения в поколение (редкие зубы, выдвинутая вперед нижняя челюсть и т.д.). Врожденные — дефекты, развившиеся во время внутриутробного развития. Приобретенные — дефекты, развившиеся при рождении или позже в жизни.

Этап 3. Работа над постановкой шипящих

Важно! Для постановки шипящего звука у дошкольника взрослому следует самому внимательно исследовать с помощью зеркала положение губ и языка при правильной артикуляции, только потом обучать ребенка. ​​​​​Следующий этап, предполагающий постановку шипящих, требует установленного порядка: сначала звук закрепляется в слогах, словах, в последнюю очередь в предложениях

Для этого можно использовать разные способы:

​​​​​Следующий этап, предполагающий постановку шипящих, требует установленного порядка: сначала звук закрепляется в слогах, словах, в последнюю очередь в предложениях. Для этого можно использовать разные способы:

  • Повторение чистоговорок, скороговорок, пословиц, разучивание небольших стихотворений, в которых присутствуют шипящие звуки. Для закрепления свободного использования звука в речи родители могут побуждать детей рассказывать сказки, придумывать небольшие тексты по картинкам, из личного опыта детей.
  • Если работа по звукопроизношению начинается с шипящего «ш», то постановка звука «ш» предполагает активное вовлечение дошколят в игры на формирование фонематического восприятия, например, «Бабочка». Дети хлопают в ладошки («ловят бабочку»), когда слышат нужный звук в словах (игрушка, малыш, шина, картошка).
  • В целях постановки звука «ж» можно предложить дошколенку хлопать при словах со звуком «ш», поднимать руки вверх при словах со звуком «ж» (камыш, жук, мышонок, жужжит).
  • Научить говорить звук «щ» можно легко, если уже хорошо поставлен звук «ш». Родители могут использовать постановку «щ» по подражанию, аналогично играм со звуком «ш» (щенок, щавель, ищем). Хорошо помогает игра «Преувеличение»: взрослый бросает мяч с определенным словом, дошкольник «возвращает» слово в преувеличенной форме (глаза-глазищи, кот-котище, усы-усищи, зубы-зубищи).
  • Со старшими дошкольниками родители могут поиграть в игру «Угадай, где звук?», для которой нужно подобрать слова с шипящим в разной позиции. Для поддержания интереса подбираются разного цвета карточки, обозначающие начало слова, середину, конец. Тогда дошколятам необходимо сосредоточиться и не перепутать цвета.
  • Словотворчество широко используется для постановки звукопроизношения. Игра «Доскажи фразу» очень нравится детям, при этом идет и постановка звуков, и общее развитие речи. Взрослый придумывает слог, ребенок добавляет предложение в рифму:

Жа-жа-жа,
Мы поймали ужа.
Ша-ша-ша,
Мама кормит малыша.
Ча-ча-ча,
Вот наша дача.
Ща-ща-ща,
Березовая роща.

Аналогично придумываются фразы с другими слогами.

Постановка звуков родного языка необходима не только для развития правильной речи, но и для формирования личности дошколят. Если у детей будет хорошее звукопроизношение, значит, они без особых трудностей смогут овладевать программой детского сада, школьным материалом.

Видео c артикуляционной гимнастикой для четкого произношения шипящих звуков (ш, ж, щ, ч):

Логопедическая гимнастика

Упражнения для развития речевого аппарата предусматривают тренировку челюстей, губ и языка. Пример артикуляционной гимнастики при межзубном сигматизме может выглядеть следующим образом.

«Улыбка-слоник»: улыбнуться с закрытым ртом как можно дальше оттянув уголки губ, а затем «собрать губы в трубочку» и показать, как слоник хоботом пьет воду. Все повторить сначала

Все упражнения выполняются по 10 раз в одном темпе (это очень важно). Можно использовать метроном на занятиях.
«Месим тесто»: широкий расслабленный язык по всей длине массировать губами, произнося «пя-пя-пя», затем можно то же самое делать зубами — «та-та-та».
«Блинчик»: губы в улыбке, широкий язык лежит на нижней губе «остывает на окошке»

Важно следить за статикой, не допускать произвольных движений во время выполнения упражнения.
«Заборчик»: губы растянуть в улыбке, верхние зубы совместить с нижними, выстроив ровный «заборчик». Важно научиться удерживать челюсти в таком положении хотя бы 10 секунд.
«Котик сердится»: губы в улыбке, кончик языка упереть в нижние зубы и попеременно поднимать («котик выгнул спину дугой») и опускать («котик успокоился») спинку языка. В этом упражнении очень важно соблюдать ритмичность и соотносить движения языка с движениями маятника метронома.
«Качели»: исходное положение губ – улыбка, «язычок катается на качелях» под счет метронома. Сначала широкий язык кончиком закрывает нижнюю губу, а затем верхнюю губу. Движение повторяется, сначала в медленном темпе, до десяти раз.
«Чистим нижние зубы»: кончиком языка пройтись по зубам с внешней стороны, поместив язык в «кармашек» между щекой и зубами. Язык должен «почистить» все зубы нижней челюсти. Для укрепления боковых мышц языка можно сделать упражнение «чистим верхние зубы» (движения такие же, как и с нижними зубами).
«Трубочка»: поднять боковые части языка вверх, а спинку – опустить вниз. Получится желобок, через который длительно выдувается воздух.

Упражнения можно варьировать и в зависимости от особенностей строения речевого аппарата ребенка добавлять другие. Необходимо помнить, что устранение межзубного сигматизма всегда начинается с логопедической гимнастики – это аксиома.

Подготовительный этап продолжается столько, сколько требуется для приведения в рабочее состояние речевого аппарата. Подразумевается управляемость движениями языка, челюстей, губ, способность держать язык в заданной позе на протяжении хотя бы пяти секунд. Только после достижения такого минимума возможен переход на следующую ступень.

Виды сигматизма

Классификация сигматизмов основана на физиологии метода произношения звуков, то есть на нарушениях в работе органов артикуляции. В зависимости от типа дисфункций выделяются следующие виды:

Межзубный сигматизм

Признаками такого вида нарушений считаются нечеткость артикуляции звука С. Он произносится как английский t. Во время фонации не образуется желобок посредине языка. Он необходим для свободного прохождения воздушной струи. Язык преграждает путь струе за счет того, что его кончик располагается между челюстями.

Губно-зубной сигматизм

Шипящие и свистящие произносятся с призвуком Ф. Причиной проявления такого вида сигматизма, может стать чрезмерное развитие нижней челюсти, ее выступание вперед.

Нижняя губа поднимается вверх к резцам. Образуется небольшое сужение, а язык готовится произнести звук С. Формируется комбинированная артикуляционная позиция для В-Ф и С-З. Фонация происходит смешанная, неприятная на слух. Например, вместо сирень фирень, зайка вфайка.

Призубный сигматизм

Артикуляция шипящих нарушается позицией кончика языка. Он упирается в резцы, образуя преграду для воздушной струи. Звук идет чрез небольшую щель, приобретая свист. С и З произносятся как Т с призвуком С. Например, самолет проговаривается как тамолет, зонтик донтик.

Шипящий сигматизм

С, З произносятся со смягчением. Вместо них мы слышим Ж, Ш. Речь наполнена шумом, свистом, шипением. Например, сумка щумка, сад щад, соль жоль, зима жяма.

Причиной неправильной фонации становится положение кончика языка. Он вытянут к твердому небу, выгнут и оттянут внутрь ротовой полости. Не занимает позицию для произношения С и З.

Боковой сигматизм

Разделяется на односторонний и двусторонний. Язык отклоняется в сторону либо не касается коренных зубов. Образуются щели. Чрез них проходит воздушная струя, образую хлюпающий призвук. Ребенок говорит на месте звука С хьль, льхь. Суп хлюп, собака -хьлябака. Сигматизм боковой является самым сложным видом хзаболевания.

Носовой сигматизм

Воздушная струя выходит через нос. Таким образом могут произноситься не только свистящие и шипящие звуки, но многие другие. Прохождению воздуха мешает корень языка. Он примыкает к заднему небу. Для воздушной струи не остается прохода в ротовую полость. Свистящие звуки произносятся с призвуком Х, гнусаво.

Подготовительные упражнения

Перед настройкой письма нужно подготовить ребенка, чтобы ему было легче выполнять задания. Комплекс упражнений разбит на этапы. Каждый этап проходит в игровой форме.

Дыхательная гимнастика

Мнение эксперта Маргарита С.С. Логопед-дефектолог с 15-летним опытом работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста. Для развития правильного дыхания при произношении необходимы упражнения. Они помогут вашему ребенку научиться выпускать струю воздуха и контролировать прилагаемую к ней силу.

Методы обучения:

  1. Гармонический. Ребенок встает и кладет ладони на живот. Сделайте глубокий вдох через нос. В таком положении он задерживается на 2-3 секунды. Затем выдохните ртом воздух.
  2. Ветер. Губы вытягиваются трубочкой. Втягивает воздух в легкие. Мальчика просят сильно подуть. Крошку нужно поднести ему в рот, чтобы он почувствовал ветерок из трубы.
  3. Гроза. Возьмите емкость с узким горлышком. Попросите ребенка подуть. В этом случае шейка пузыря приближается к нижней губе. Правильность жиклера определяется звуком.

Не пропусти: поставь и исправь звук ЖНастройка: Время на выполнение каждого задания не более 3-5 минут. Чтобы ребенку не было скучно с упражнениями, их чередуют.

Артикуляционная гимнастика

Тренировка речевого аппарата помогает понять, как должны располагаться органы при произнесении звука C и C.

Варианты подхода:

  1. Непослушный язык. Слегка приоткрыв рот, широко улыбнитесь. Язык кладется на нижнюю губу. Они произносят слог «ру». В этом случае верхняя и нижняя губа соприкасаются с языком. Упражнение выполняется постепенно, вдыхая воздух. Через 2-3 секунды оставьте язык на нижней губе без движения. Воздушный поток выдыхается.
  2. Блин. Рот открыт, а губы растянуты в улыбке. Кончик языка кладется на нижнюю губу. Они остаются в таком положении 2-3 секунды, затем повторяют упражнение 3 раза.
  3. Гора. Они открывают рты и улыбаются. Кончик языка касается задней стенки нижних зубов (альвеол). Центральная часть органа поднята максимально высоко. После того, как язык будет опущен и расслаблен.

Мнение эксперта Маргарита Сергеевна С. Логопед-дефектолог с 15-летним опытом работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста. Начинать гимнастику следует с простых заданий, постепенно переходя к более сложным.

Как поставить звук механическим способом

Развитие речи также может происходить механически. В этой ситуации рекомендуется активно использовать специальные простые упражнения:

«Изобразить» широкую улыбку на лице, при этом язык межзубный

Важное условие — не касаться им верхнего ряда зубов. Через некоторое время мышцы рта расслабляются, затем упражнение повторяется снова.
Следующий шаг — подуть на кончик языка, который должен выступать изо рта

Чтобы почувствовать поток воздуха, следует поднести ладонь к губам.
По мере того как малыш выдыхает воздух, необходимо надавливать на язык зубочисткой. Это поможет сформировать бороздку, через которую направляется воздушный поток.
На следующем этапе челюсти смыкаются, но зубочистка остается между ними. Помогает зафиксировать язык в нужном положении. Прохождение воздушного потока вызовет свист.
Играя в свисток, нужно надавливать зубочисткой на разные части языка, показывая, в каком положении «с» будет хорошо звучать.
После того, как ребенок успевает произнести нужный звук, упражнение выполняется без использования зубочистки.

Симптоматика

При нарушении межзубного типа клиническая картина характеризуется следующим образом:

  • вместо звука «с», будет слышаться английский звук «t»;
  • в момент произношения кончик языка располагается между верхним и нижним зубным рядом;
  • не происходит образование желобка посредине языка;
  • тактильно малыш ощущает теплую волну воздуха.

При боковом сигматизме клиническая картина будет следующая:

  • вместо свистящего звука «с», слышится хлюпающий звук;
  • один край языка располагается вверху, а второй бок располагается внизу;
  • направление воздушной струи происходит вбок;
  • присутствует опущение одного уголка губ;
  • зубы раскрыты больше, чем следует.

При губно-зубной форме такого нарушения присутствует симптоматика следующего характера:

  • звук «с» будет звучать как «х»;
  • во время произношения губы недостаточно растянуты;
  • небо находится в опущенном состоянии, язык находится глубоко в ротовой полости;
  • воздушная струя выходит через нос.

Родителям необходимо очень внимательно относиться к тому, как развивается речь их детей. При возникновении первого же симптома надо незамедлительно обращаться за помощью к логопеду, так как промедление приведет только к усугублению проблемы, решить которую в дальнейшем будет намного сложнее.

Подготовительные упражнения

Перед постановкой буквы необходимо подготовить малыша, чтобы ему легче было выполнять задания. Комплекс упражнений разделен поэтапно. Каждый этап проводится в игровой форме.

Дыхательная гимнастика

Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Упражнения необходимы для выработки правильного дыхания во время произношения. Они помогут малышу научится выпускать струю воздуха и контролировать прилагаемую силу для этого.

Методы тренировки:

  1. Гармошка. Малыш стоит ровно и кладет ладони на животик. Делает глубокий вдох через нос. В таком положении задерживается на 2-3 секунды. После выдыхает воздух используя ротовую полость.
  2. Ветерок. Губы вытягивают трубочкой. Набирают воздух в легкие. Малыша просят сильно дунуть. Ко рту нужно подставить руку крохи, чтобы он почувствовал ветерок из трубочки.
  3. Буря. Берут емкость с узким горлышком. Просят ребенка подуть. При этом горлышко пузырька находится возле нижней губы. Правильность струи определяется с помощью звучания.

Совет: Время выполнения каждого задания не более 3-5 минут. Чтобы малышу не наскучили упражнения их чередуют.

Артикуляционная гимнастика

Тренировка речевого аппарата помогает понять, как должны располагаться органы во время произношения звука С и Сь.

Варианты подходов:

  1. Непослушный язычок. Приоткрыв слегка рот широко улыбнуться. Язык кладут на нижнюю губу. Произносят слог «пя». При этом верхняя и нижняя губы бьют по язычку. Упражнение выполняют постепенно, вдыхая воздух. После на 2-3 секунды оставляют язык на нижней губе без движения. Воздушную струю выдыхают.
  2. Блинчик. Ротик открывают, а губы растягивают в улыбке. Кончик языка кладут на нижнюю губу. В таком положении пребывают 2-3 секунды, а затем повторяют упражнение 3 раза.
  3. Гора. Рот открывают и улыбаются. Кончиком языка касаются задней стенки нижних зубов (альвеол). Средняя часть органа приподнята, как можно выше. После язычок опускают вниз и расслабляют.

Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Начинать гимнастику следует с простых задач постепенно переходя к более трудным.

Способы постановки звуков [С], [З], [Ц] поэтапно

Насколько разнообразны дефекты в произнесении звуков , , , настолько же многообразны способы преодоления их. Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка, боковые края языка, спинка языка. Также необходимы точные движения губ (в улыбке), нижней челюсти (едва опущена) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и движущейся посередине языка). Для выработки необходимых движений губ и языка следует провести серию артикуляционных упражнений.

Упражнения для губ

«Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удерживать это положение 5—7 секунд.

«Трубочка». Вытянуть губы трубочкой:

1-й вариант — произносить длительно звук без участия голоса;

2-й вариант — губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат. Зубы сомкнуты.

«Двери открываются». Медленно открывать рот до получения расстояния в 10—15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка».

«Зайчик». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, поднять верхнюю губу (наморщить нос), опустить на место.

Опустить нижнюю губу, открыть нижние зубы. Губы и зубы сомкнуты. Повторить 5—7 раз.

Гимнастика для языка

«Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу.

Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась. Верхние зубы должны быть обнажены (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, рекомендуется сделать пассивный массаж, произнести с высунутым между губами языком слоги, например «ба-ба-ба».

По достижении успеха сделать язык широким уже без произнесения этих слогов и дуть узкой холодной струей воздуха до образования желобка по средней линии языка.

«Качели». Поднять широкий язык за верхние зубы, а затем опустить за нижние зубы. Выполнять упражнение под счет 8—10 раз.

«Почистим зубки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

«Горка». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («построили горку»).

«Обезьянка». Покусать боковые края языка (выполнить упражнение «Горка») и, удерживая кончик языка за нижними зубами, прикусить боковые края языка справа и слева (можно произносить «ей-ей-ей»). Если не получается, то произносить звук «и-и-и», максимально растягивая губы и удерживая кончик языка за нижними зубами.

«Киска сердится». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выгнуть спинку и погладить ее верхними зубами. При этом надо следить, чтобы нижние зубы не выдвигались вперед.

«Горка высокая — горка низкая». Кончик языка опустить за нижние зубы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («высокая горка»). Удерживая кончик языка за зубами, оттянуть среднюю часть спинки языка вглубь рта («низкая горка»). Повторить 3—4 раза.

Дыхательная гимнастика

«Ветерок». Просто дуть сквозь сближенные губы, контролируя струю выдыхаемого воздуха с помощью поднесенной ко рту полоски бумаги, кусочка ваты, подвешенного на нитке, или просто путем осязания струи на поднесенной ко рту кисти руки.

«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

«Кто дальше загонит мяч?» Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, как бы произнося длительно звук , сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Следить, чтобы ребенок не надувал щеки, произносил звук , а не .

«Поющий пузырек». Упражнение проделывается перед зеркалом с широко просунутым между губами языком, прилегающим своими боковыми краями к углам рта. По середине языка должен образоваться продольный желобок. Держа вертикально пузырек (пробирку), следует поднести его отверстием к средней части переднего края языка. Если в момент дутья вдоль языка образуется желобок, по которому устремляется воздушная струя, то при поднесении пузырька (пробирки) к языку должен быть слышен сильный шум, который указывает на правильный уклад языка.

«Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Симптомы

Детская речь почти никогда не бывает чистой сразу. Нарушения в звукопроизношения устраняются постепенно самопроизвольно за счет артикуляционной практики, совершенствовании движений органов речи с возрастом ребенка. Говорить о болезни можно только после достижения дошкольниками 4- х лет.

Определить дисфункцию можно по следующим фонетическим и физиологическим симптомам:

С и З не произносятся четко. Вместо них слышится сходные межзубные фонемы с призвуком Д, Т, мягких Ш, Ж.

Коза — произносится как кодза, коса — котса, собака — табака, живут — дивут и т.д.

Пришептывание, некрасивая артикуляция С-З.

Язык просовывается между зубами. Дефект виден взглядом.

Носовой призвук при фонации.

Гнусавость артикуляции обусловлена неподвижность органов ротовой полости. Губы не растягиваются, язык двигается вяло, отодвигается вглубь ротовой полости ближе к носоглотке. Воздушная струя не может пройти через рот, выходит сквозь носовое отверстие.

Хлюпающие звуки при артикуляции.

Воздушная струя направляется вбок. Язык повернет в сторону или упирается в зубы. Фонема С, шипящие произносятся с лишним шумом.

Влияние межзубного произношения

Межзубная шепелявость возникает в результате неправильного прикуса, неправильного глотания и отсутствия вертикального положения языка.

Кроме того, у этой проблемы есть последствия, которые могут подорвать самооценку вашего ребенка:странный глухой звук произношения сразу привлекает внимание окружающих, что может вызвать насмешки, а иногда даже отторжение со стороны группы сверстников, «потому что он шепелявит»;осмеянный ребенок может замкнуться в себе;межзубная речь заставляет дышать через рот, что способствует частым инфекциям горла;неправильного прикуса — язык постоянно выталкивает зубы вперед. Конечно, неправильный прикус возникает не сразу, а со временем

Однако лучше предотвратить это, чем лечить последствия. Следует помнить, что ортодонт может приступить к работе только после появления постоянных зубов. Чем раньше ребенок с дефектами речи начнет посещать логопеда, тем меньше будет эффект межзубного воздействия.

Коррекция

При устранении дефектов артикуляции используются гимнастики, дыхательные упражнения, логоритмики. Следует учитывать вид нарушения. На исправление призубного, бокового сигматизма уходит больше времени, чем на нормализацию фонации при межзубном и носовом.

Артикуляционная гимнастика

Рекомендованы следующие артикуляционные упражнения:

Заборчик

Делаем широкую улыбку, зубы видны. Фиксируем положение губ на несколько секунд. Затем повторяем упражнение 2-3 раза.

Усики

Ребенок удерживает губами плоские легкие предметы (полоски бумаги, трубочки, ручку).

Надуваем шарики

Участвуют щеки. Ребенок надувает- сдувает щеки попеременно.

Прокати карандаш

Малыш дует на карандаш, который лежит на столе.

  • Имитация жевания
  • Пропевание слогов, звуков.

Массаж

Точечный

Вибрируем пальцами под подбородком, под козелками ушей. Открываем и закрываем рот попеременно во время массажа.

Массаж мягкого неба

Разминаем неба пальцами до получения глоточного эффекта.

Упражнения

Упражнения на укрепление языка:

Блинчики

Облизывание рта широкими круговыми движениями.

Дождик

Ритмичные шлепки языком по губам.

Покусывания кончика, спинки, боков языка.

Упражнения на распластывание языка:

Печем пирожки

Понадобится механическая помощь языку. Двумя пальцами берут язык и складывают в пирожок.

  • Саночки
  • Железная дорога

Постановка звуков

В ходе логопедических занятий по постановке звука используется метод подражания, работа с зеркалом, и механический способ.

Автоматизация звуков

В прямых открытых слогах

Произносим ша, са, шу, су

В обратных слогах

Уч, ус, уз, цш

Со стечением согласных

Шус, мышь, час..

В начале слова

Сова, щука

В конце слова

Укус, груз..

В середине

Колесо, тяжело..

В словосочетаниях, фразах, предложениях

Для упражнений можно использовать следующие вспомогательные тексты:

Са, са вот летит оса. Су-су книгу принесу. Сы, сы у меня усы.

Ста- сто сту Сна сну -сны

Самокат принесу, сани вынесу.

Десять дней Айболит не есть, не пьет, не спит.

Синие шары, синее небо, синее сосны это весна!

  • Пересказ текст
  • Самостоятельное составление текстов по картинкам

Работа по устранению дефектов речи должна вестись под строгим контролем логопедов, родителей. Повторение упражнений в домашних условиях приносит несомненную пользу малышу. Родителям стоит внимательно следить за звукопроизношением детей, заставлять их работать над исправлением ошибок. Только таким путем произойдет автоматизация звуков, избавление от сигматизма.

Автоматизация звуков [С], [З], [Ц]. Работа с карточками.

После постановки звука (, ) логопед выбирает карточку со словами и предложениями, где звук находится в той позиции, которая наиболее удобна для его правильного произнесения

Если у ребенка не сформированы звуки , , , , то при отработке (, ) в словах не следует акцентировать внимание на этих звуках или вовсе не использовать слова, напечатанные жирным шрифтом (со звуками , , , ). При недоразвитии операций фонематического восприятия, навыка дифференциации фонем мы не советуем произносить слова, напечатанные курсивом (слова, содержащие , , ).. Автоматизировать звуки в словах рекомендуется не более 10 минут

После получасового перерыва работу можно возобновить. Перед произнесением слов ребенку следует напомнить правильную артикуляцию звука и попросить его произнести звук изолированно («с-с-с-с-с»).

Автоматизировать звуки в словах рекомендуется не более 10 минут. После получасового перерыва работу можно возобновить. Перед произнесением слов ребенку следует напомнить правильную артикуляцию звука и попросить его произнести звук изолированно («с-с-с-с-с»).

Далее дошкольнику предлагается произнести слова вслед за взрослым (по подражанию) или прочитать их вслух самостоятельно (под контролем взрослого). На начальных этапах работы по автоматизации звука слова следует произносить медленно, выделяя голосом звук (, ).

Детям можно предлагать игры:

  1. 1. выбирать из картинок те, в названиях которых звуки , , имеются в начале (в середине или в конце) слова;
  2. 2. распределять картинки по количеству слогов в словах — названиях;
  3. 3. составлять предложения по двум выбранным картинкам, логично объединяя предметы, изображенные на них, и т. д. Картинки можно использовать в заданиях при дифференциации звуков — — .

Для успешного введения звука в речь рекомендуется заниматься ежедневно, выполнять домашние задания. Перед занятием необходимо создавать положительную мотивацию для произнесения правильного звука

Во время занятия следует в первую очередь отмечать успехи ребенка, не акцентировать внимание на неудачах и целенаправленно их преодолевать вместе с ребенком.

Рекомендации Перегудовой Т. С.

Рекомендации логопеда родителям

Если вы занимаетесь с сыном или дочкой дома, специалист может дать вам несколько рекомендаций.

Самое главное — прежде чем приступать к коррекционной работе дома, проконсультируйтесь со специалистом. Обратитесь к логопеду. Он проведет логопедические пробы, установит причину и форму сигматизма у вашего чада, даст рекомендации по коррекции на дому. Если причина дефекта — в неврологических нарушениях, он направит к неврологу. В этом случае, вероятно, потребуется комплексное лечение — логопедическое, физиотерапевтическое, медикаментозное.

Усложняйте уроки постепенно. Это значит, что вы поэтапно ставите звук: сначала изолированно, потом подключаете слоги, потом отрабатываете постановку в словах и, наконец, в предложениях.

Используйте принцип поэтапной коррекции. Не приступайте ко второму этапу, пока окончательно не пройдете первый и т.д. Только после твердого закрепления одного этапа можно переходить к следующему. Иначе ваш маленький ученик не только не приобретет новые навыки, но и утратит уже усвоенные — это как снежный ком.

Доведите до совершенства. Не бросайте коррекцию, если ребенок говорит почти правильно. Доведите произношение до идеала, поскольку вряд ли неидеальное произношение со временем станет идеальным. Далеко не со всеми детьми работает принцип «выговорится сам».

Играйте с малышом! Занятия должны вызывать у него чувство радости, позитива, проходить в хорошем настроении. Занимайтесь в форме игры. Прибегайте к игрушкам, историям, личному примеру, аналогиям из мультиков — так дети прекрасно усваивают материал и научаются новому. Если у вашего чада не получается что-то, ни в коей мере не ругайте его. Этим вы сделаете только хуже.

Не теряйте время. Если вашему чаду исполнилось 3 – 4 года, но он так и не выговаривает «с», обратитесь к логопеду. Намного легче и быстрее откорректировать речевые нарушения, когда они только дали о себе знать, чем у деток более старшего возраста.

Симптомы

Детская речь почти никогда не бывает четкой сразу. Нарушения звукового произношения постепенно устраняются спонтанно за счет артикуляционной практики, улучшая движения органов речи с возрастом ребенка. Говорить о заболевании можно только после достижения дошкольниками 4-летнего возраста.

Дисфункцию можно определить по следующим фонетическим и физиологическим симптомам:

S и Z не выражены четко. Вместо них подобные межзубные фонемы можно услышать со звуком D, T, мягкой W, Zh.

Коза — произносится коза, серп — коца, собака — табак, виво — дивут и т.д.

Шепчущий, мерзкий новозеландский сустав.

Язык застревает между зубами. Дефект виден с первого взгляда.

Носовой звук при разговоре.

Носовой сустав возникает из-за неподвижности органов ротовой полости. Губы не растягиваются, язык двигается медленно, углубляется в полость рта ближе к носоглотке. Струя воздуха не может пройти через рот, она выходит через носовое отверстие.

Хлюпающие звуки в суставе.

Воздушная струя направлена ​​в сторону. Язык поворачивается в сторону или упирается в зубы. Фонема С, сибилянты произносятся с лишним шумом.

Как правильно работать над становлением звуков?

При постановке шипящих помощь логопеда несомненна. Только специалист профессионально обследует речь, выявит нарушения и предложит рекомендации по их исправлению в домашних занятиях. Сделать это нужно как можно быстрее, так как нарушения в произношении мешают общению детей, тормозят подготовку к грамоте, способствуют появлению сопутствующих проблем, например, психологических комплексов, от которых придется избавляться в дальнейшем.

Логопеды отмечают, что зачастую проблема при произнесении шипящих заключается в том, что ребенок не может правильно владеть речевым аппаратом. Именно поэтому работу над каждым звуком необходимо начинать с артикуляционной гимнастики. Выполняют ее с помощью зеркала, чтобы увидеть и понять работу челюсти, ротовой полости. В дальнейшем это положительно повлияет на совершенствование фонематического слуха, следовательно, и на звукопроизношение.

Первый этап работы над шипящим является подготовительным, во время которого следует выполнять особые упражнения (для дыхания, губ, языка). Они помогут отработать точные движения артикуляционного аппарата, подготовиться к постановке тех или иных звуков. Выполняются в виде игровых упражнений, которые несложно провести в домашних условиях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: