Моторная афазия

Карта обследования больного с афазией

Симптомы и признаки

Центр Брока считается моторным или речедвигательным, что при его поражении вызывает появление характерных функциональных нарушений в речепродукции. Моторная афазия проявляется нарушением моторной функции речи, причём пострадавший человек мысленно не испытывает проблем в формировании речи, однако при произнесении испытывает крайне выраженное затруднение.

Моторная афазия характеризуется:

  1. Распадом грамматического строя речи или по-другому агремматизм. Происходит путаница в падежах, временах, также пациенту сложно произносить артикли и предлоги. Происходит формирование речевых стериотипов;
  2. Аномией – трудность в подборе нужных слов, при этом речь значительно замедляется, так как больной пытается найти синонимы к предыдущему слову.
  3. Нарушение артикуляции – путаница звуков, нарушение их порядка.

Алексия

Алексия — это различные формы нарушения чтения и понимания прочитанного (alexia, от греч. lexis — чтение, а-отрицание). Алексия чаще сочетается с сенсорной афазией. В более редких случаях она может наблюдаться в качестве изолированного симптома речевых расстройств. Эти случаи «чистой» алексии возникают при поражении теменной области в левом полушарии (у правшей) в зоне разветвления корковых ветвей средней мозговой артерии (главным образом угловой артерии — a. angularis и задней височной артерии — a. temporalis posterior). Анатомически находят очаги поражения в задних отделах нижнетеменной доли (угловая извилина, поле 39). К алексии не могут быть отнесены нарушения функции чтения вследствие снижения зрения или выпадения полей зрения (гемианопсия, скотома). Степень расстройства функции чтения может быть различно. В тяжелых случаях больной не может читать (ни вслух, ни про себя) или обнаруживается полное либо частичное непонимание прочитанного. В легких случаях выявляются дефекты при чтении вслух — литеральная или вербальная паралексия, а также более или менее значительное непонимание прочитанного (табл. 18).Таблица 18 Исследование функции чтения

Вид исследования

Методика исследования

Особенности исследования

Чтение вслухбукв, слогов, слов, фраз

Врачпросит больного прочитать по таблице, букварю или книге буквы, слова, слогии целые предложения

Соответствуетли темп чтения образованию больного, так ли больной читал раньше. Нет липаралексий литеральных и вербальных

Чтение просебя

Врач даетбольному ряд письменных инструкций и просит их выполнить. Наряду справильными и выполнимыми инструкциями следует дать несколько неверных иневыполнимых инструкций. Например: «Когда я опущу руку в карман, то выдолжны поднять вверх указательный палец вашей левой руки», «Возьмите ложку инапишите на бумаге ваше имя»

Понимаетли больной смысл предложения, может ли отличить правильные инструкции отнелепых, выполнимые от невыполнимых? Достаточно ли быстро и правильно он выполняетписьменные инструкции?

Причины

Афазия – органическое поражение головного мозга, это означает, что в его причинах лежат серьёзные нарушения метаболической активности. Существует много причин, способных оказать патологическое действие на нейроны головного мозга, к самым распространённым из них можно отнести:

  • Острое нарушение мозгового кровообращения или инсульт;
  • Черепно-мозговая травма;
  • Онкологическое поражение ткани головного мозга;
  • Инфекционные заболевания, такие как энцефалит или менингит;
  • Болезнь Альцгеймера или Пика;
  • Оперативные вмешательства на головном мозге.

Все вышеперечисленные причины могут приводить к повреждению нейронов, участвующих в образовании речевой функции.

Также важно отметить и предрасполагающие факторы, которые значительно повышают риск формирования вышеперечисленных заболеваний. К таким факторам относятся:

  • Дисметаболические нарушения;
  • Дислипидемия и атеросклероз церебральных сосудов;
  • Артериальная гипертензия;
  • Ревматизм.

Последствие инсульта

Чаще всего моторная афазия развивается после перенесённого инсульта. При этом ишемическое повреждение с последующим некрозом происходит в зоне Брока, которая отвечает за моторную функцию речи. Причём чаще всего поражение данной зоны происходит в результате тромбоза ветвей средней мозговой артерии. На втором месте после нарушения мозгового кровообращения находится поражение зоны Брока онкологического характера. 

Что такое моторная афазия?

Афазия – расстройство когнитивной сферы человека, связанное с выраженным нарушением речевой функции или восприятия услышанной речи больным

Важно отметить, что афазия является заболеванием, при котором нарушается или пропадает уже сформированная речевая функция. При афазии происходит частичная или абсолютная потеря способности к синтезу собственной речи или её восприятию, причём важно отметить, что при афазии не происходит органического поражения гортани и голосовой щели

Нарушение речи связано с локальным поражением корковых структур головного мозга, отвечающих за синтез и восприятие речи. Помимо нарушения речевой функции у больных также встречаются парафазии, синдром логореи, персеверации, аграфия и алексия, а также речевые эмболы. Заболевание характеризуется значительным сокращением словарного запаса и соответственно лексикона пострадавшего человека, соответственно больной также теряет способность к правильной и осознанной письменности и чтению.

Физиологические аспекты моторной афазии

Центральная нервная система человека устроена наисложнейшим образом, благодаря тонкому взаимодействию всех корковых и подкорковых структур головного мозга происходит формирование всех основных функций высшей нервной деятельности. Чтобы понять какие нарушения влечёт за собой развитие афазии необходимо знать небольшой минимум физиологических аспектов функционирования зон головного мозга, отвечающих за синтез и восприятие речи. 

Моторная афазия Брока и зона Вернике

Основную роль в анализе и синтезе речи играют две зоны в коре больши полушарий головного мозга:

  1. Речевая зона названная в честь исследователя, её открывшего – Вернике;
  2. Центр Брока отвечающий за моторную функцию речи.

Обе зоны отвечают за восприятие и обработку поступающей в головной мозг речевой и визуальной информации с дальнейшей её обработкой и интерпретацией, а также синтетической речевой деятельностью. Зона Брока находится в области задней нижней части третьей лобной извилины левого полушария.

  • Зона Брока отвечает за моторную организацию речевой функции и связана с фонологическим и синтаксическим преобразованием поступающей информации. Таким образом зона Брока является кинетико-моторным вербальным анализатором, воспринимающим мышечную информацию.
  • Зона или область Вернике – область коры головного мозга, отвечающая за восприятие письменной и устной речи. Данная зона находится в области задней части верхней височной извилины на стороне доминантного полушария. Данная зона отвечает за синтаксис и интонационные характеристики речи. 

Агнозия

Агнозией (agnosia, от греч. gnosis — знание, а — отрицание) называют нарушение процессов узнавания предметов, вещей, животных, людей по их, виду, цвету, звукам, запахам и другим характерным признакам (табл. 21). При этом у расстройства функций анализаторов — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания или они нарушены незначительно и этим нельзя объяснить возникновение агнозии. Больной не узнает обычных предметов и вещей (часы, карандаш, книги, стакан) при поднесении к глазам, хотя он видит их. Не понимает смысла звуков (не узнает часы по характерному тиканью, воду по капанию или журчанию), хотя слух у него сохранен, не узнает привычных запахов (одеколон и т. д.), предметов на ощупь, хотя у него нет достаточно выраженных нарушений поверхностной и глубокой чувствительности больных отсутствуют.

Таблица 21 Исследование функции гнозиса

Тип гнозиса

Методика исследования

Особенности исследования

Стереогноз

Врачпредлагает больному закрыть глаза и вкладывает в его руки какие-либоизвестные предметы (ключ, карандаш, спички, очки) и просит назвать их

У больногоне должно быть существенных расстройств поверхностной и глубокой чувствительностив соответствующей руке. При взгляде на предмет больной быстро узнает его

Схема тела

Врачпросит больного показать, где у него правая, а где левая рука- ответить,сколько у него рук и ног, есть ли паралич

Больныенередко критически относятся к своим ощущениям (например, к «наличию» несколькихрук или ног), но все же воспринимают их как реальность

Зрительная гнозия

Врачпоказывает больному ряд знакомых предметов (книга, тетрадь, ручка) и проситназвать их

Необходимоубедиться, что больной видит показываемый предмет. Формы зрительной агнозииразнообразны и могут касаться неузнавания знакомых предметов, .людей, красок

Слуховая гнозия

Врачпредлагает больному закрыть глаза и назвать источник шума. Например: узнатьчасы по тиканью, стеклянный стакан по звону, радио по голосу диктора

Необходимоубедиться, что у больного сохранен слух

Агнозия нередко сочетается с апраксией, в этих случаях при тщательном исследовании удается выявить также те или другие нарушения действования. Одним из особых видов зрительной агнозии является алексия. Особый вид слуховой агнозии составляет сенсорная афазия, а также амузия. Хотя функция гнозиса в большей степени обусловлена синтетической деятельностью всей коры головного мозга, появление отдельных синдромов гностических расстройств чаще связано с поражением вполне определенных областей коры. Так, зрительная агнозия возникает при поражении корковых ветвей задней мозговой артерии (a. cerebri posterior). Анатомически находят обширные очаги поражения в затылочной области (поля 18 и 19), а иногда и в теменной (поле 39). Слуховая агнозия связана с локализацией очагов поражения в височной области (поля 20, 21, 22, 42, 52), т. е. в зоне корковых- ветвей средней мозговой артерии, питающих висок. Агнозия запахов и вкуса наблюдается при поражении нижних отделов задней центральной извилины и глубинных отделов височной доли (поля 43, 28, 34), получающих кровоснабжение из ветви средней мозговой артерии. Астереогноз (неузнавание предметов на ощупь) обусловлен поражением передних отделов теменной доли (поля 1, 2, 3, 5, 7и иногда—.40), т. е. в зоне корковых ветвей средней мозговой артерии. Агнозию частей собственного тела называют нарушением схемы тела. В этот синдром входят аутотопагнозия (больной не узнает частей собственного тела, путает правую сторону с левой и т. п.), псевдомелия (больной утверждает, что у него шесть пальцев на руке, три руки, четыре ноги и т. п.), анозагнозия (больной не осознает своего дефекта—уверяет, что он ходит, двигает парализованной рукой и т. п.). Частым случаем нарушения схемы тела является агнозия пальцев (больной не узнает и не может различать свои пальцы). Нарушение схемы тела возникает обычно при поражении межтеменной борозды (нижние отделы полей 5 и 7 и верхние отделы полей 39 и 40) правого полушария. Особенно характерно поражение правого полушария в случае псевдомелии. Агнозия наблюдается чаще при сосудистых поражениях и опухолях головного мозга.


Поделись в соц.сетях:

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Детские афазии

Характерный возраст для детских афазий – 3-7 лет. Однако во многих случаях время начала заболевания зависит от того, в какой момент подействовал этиологический фактор – возникла гематома или произошла травма. В зависимости от речевых и неречевых симптомов, а также локализации поражения в педиатрии и логопедии выделяют следующие формы структурных детских афазий: акустико-гностическая или сенсорная, акустико-мнестическая, афферентная и эфферентная моторные, динамическая. Присутствующей у взрослых семантической формы в детском возрасте не наблюдается, поскольку в этом периоде еще не сформирована система символически-знакового обобщения сигналов.

Акустико-гностическая

или сенсорная форма. Зона поражения – задняя 1/3 верхней темпоральной извилины левой половины головного мозга. Эта форма детской афазии возникает из-за нарушения акустического анализа и обработки звуков речи, что характеризуется поражением фонематического слуха. Клинически проявляется нарушением всех форм устной и письменной речи, чтения и устного счета, ритмическим воспроизведением. Также у таких детей наблюдается чрезмерная тревога и возбудимость, эмоциональная нестабильность.

Акустико-мнестическая афазия

. Локализация поражения – средние и задние участки темпоральной области. Суть этой детской афазии – повышение тормозимости слуховых следов, приводящее к нарушению слуховой и речевой памяти. Также присутствует дефект зрительных и предметных образов-представлений. Такие дети не понимают подтекста, аллегорий, не могут называть предметы. Отмечается умеренное нарушение устной речи и ее восприятия. Может возникать повышенная активность и эмоциональная нестабильность, тревога.

Афферентная моторная афазия

. Место поражения – нижние париетальные участки доминирующего полушария. Патогенетически основывается на нарушениях кинестетического восприятия. Основной признак – аномалии мелких артикуляционных движений губ и языка. Такие дети или неспособны к экспрессивной речи или имеют большое количество литеральных парафазий. Непроизвольная и автоматизированная (песни, стихи) речь, письмо и чтение сохранены.

Эфферентная моторная форма

детской афазии. При этой форме поражаются задние лобные участки. Страдает инертность сформировавшихся стереотипов, что проявляется персеверациями. Способность к устным высказываниям минимальная или полностью отсутствует. Могут сохраняться отдельные звуки, автоматизированная речь. Наблюдается нарушение чтения, письма, апраксия.

Динамическая афазия

. Крайне редкая форма в педиатрии, может наблюдаться у детей старших возрастных групп. Локализация патологического очага – задние лобные отделы. Патогенетически данная разновидность заболевания обусловлена дефектами внутренней речи, нарушением сукцессивной организации высказывания. Проявляется расстройством продуктивной речи, неспособностью активного общения – нормальные предложения заменяются стереотипами или шаблонами, глаголы полностью отсутствуют. Больные с данной формой детской афазии почти никогда ничего не спрашивают и не вступают в диалоги, но охотно отвечают на поставленные вопросы. Чтение и письмо могут быть сохранены.

Синдром Ландау-Клеффнера

. Локализация пароксизмальной активности может быть разной, наиболее часто поражаются височные области. Потеря речи может происходить как резко (чаще всего), так и постепенно, на протяжении нескольких месяцев. Также теряется способность к восприятию речи, возможны нарушения поведения и эмоциональной сферы – гипервозбудимость, эмоциональная лабильность. Характерная черта данной формы детской афазии – судорожные припадки, которые, однако, наблюдаются не у всех больных.

Другие статьи по теме:

  • Амбулаторно-диагностические
  • Афазия
  • Реабилитационные программы
  • Афферентная и эфферентная моторная афазия

*Материалы, размещенные на данной странице, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остается исключительной прерогативой вашего лечащего врача! Клинический Институт Мозга не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте neuro-ural.ru.

Речевая карта для больного с тотальной афазией

КАРТА СОСТОЯНИЯ РЕЧИ И ДРУГИХ ВЫСШИХ КОРКОВЫХ ФУНКЦИЙ БОЛЬНОГО_____________

возраст_________палата№_____

дата логопедического осмотра «__»______2011 время _____час_____мин

логопедическое заключение на момент выписки

занятия по афазии________дизартрии________дисфагии_______др.патология______

I. ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ (произносительная сторона)

А) Самостоятельная речь: отсутствует,

эмбол, «словесная окрошка», логорея, в виде отдельных стереотипных слов и фраз, примитивна по логической структуре, с грубыми артикуляторными искажениями, звуковое соскальзывание, персеверации, затруднен подступ к слову, интервалы для припоминания слов, аграмматизм, напряженная, заикание, фразовая, развернутая, грамматически правильная.

Б) Автоматизированная речь: недоступна,

только в прямом порядке, сопряженно, самостоятельная.

В) Диалогическая речь: отсутствует,

ответы «да» — «нет», с использованием для ответа слов из вопроса, эхолалия, застревание на предыдущих ответах (персеверации), ответы стереотипными словами или предложениями, без затруднений.

Г) Повторение: отсутствует,

возможно только гласные, согласные, слогов, оппозиционных звуков простых слов, серий слов, фраз с литеральными и вербальными парафазиями, без затруднений.

Д) Называние: отсутствует,

с подсказкой, подсказка помогает не всегда, подсказка не помогает, литеральные, вербальные парафазии, без затруднений.

Е) Аграмматизм: отсутствует, слабость существительных, глаголов, предлогов, дефекты согласования в глагольных и падежных окончаниях литеральные, вербальные парафазии, персеверации.

Ж) Просодика: речь монотонная, смазанная, нозолизация, нарушен ритм высказывания, акцент «иностранный» или «детский», богатые интонации, темп ускорен, замедлен, длительные паузы между словами, голос — тихий, громкий, сиплый. Речевой выдох — длинный, короткий, плавный, прерывистый. Без особенностей

II. ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ (понимание): отсутствует

, только в пределах близкой ситуации, отчуждение смысла слова, только обиходных фраз и инструкций, затруднено только малочастотных слов, логико-грамматических конструкций, без затруднений.

ПИСЬМО: самостоятельное отсутствует, возможно написание только идеограмм, рабское копирование под диктовку букв, простых слов, фраз — с литеральными параграфиями, без затруднений,

ЧТЕНИЕ: отсутствует,

возможно про себя с пониманием общего смысла прочитанного, глобальное, вслух отдельных букв, слов, фраз, с литеральными и вербальными паралексиями, без затруднений.

V. СЧЕТ: отсутствует,

акалькулия, возможен только письменный, устный путем присчитывания и отсчитывания по единице, счет в пределах десятка, затруднен с переходе через десяток (разрядное строение числа), без затруднений.

VI. ПРАКСИС: апраксия орально-артикуляторная, динамическая, конструктивная, идеаторная, идсомоноторная.

VII. ГНОЗИС: агнозия предметная, оптико/пространственная, буквенная, цифровая, цветовая, на лица, слуховая/фонематический слух/, астереогноз, амузия.

VIII.ОСОБЕННОСТИ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: тотальная афазия. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПЛАН РАБОТЫ:

  1. Стимуляция понимания ситуативной фразовой речи
  2. Преодоление расстройств устной речи
  3. Восстановление глобального чтения и письма.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

Логопед___________________________/Еременко А.А./

Обследование больного логопедом — чего ожидать?

Как известно, ведущую роль в лечении афазии играет врач-невропатолог, но для быстрого излечения болезни также необходимо провести качественную работу с логопедом. Логопедическое обследование при афазии необходимо также в стадии установления точного диагноза. Многие пациенты боятся диагностических мероприятий, но на самом деле обследование у логопеда может ограничиться обычной беседой. Ее врачу будет достаточно, чтобы установить степень афазии у больного.

Итак, рассмотрим основные приемы, которые применяются логопедом при обследовании пациента:

  1. Как мы рассматривали выше, зачастую у больных афазией наблюдаются нарушения в понимании речи здоровых людей. Поэтому, во время беседы логопед старается выявить, понимает ли пациент полностью все, что ему говориться. Для этого врач может попросить больного выполнять несложные команды в несколько действий, например: «Возьмите лист бумаги, сложите его пополам, поднимите лист и положите его на стол». У здорового человека не возникнет проблем с пониманием данной задачи, и он выполнит ее с логической последовательностью. Тогда как человек, болеющий афазией, затрудниться с такими задачами из-за непонимания их.
  2. Еще одним тестом, позволяющим провести качественное обследование афазии, является задача на способность показывать различные предметы. Как известно, при различных степенях афазии у больного вызывает затруднение показывать называемые предметы. Поэтому, для эффективной диагностики логопед должен попросить указывать на произносимые предметы.
  3. Методика изучения речевых способностей человека включает в себя задания на способность произносить слова, начинающиеся с одно буквы, за определенный промежуток времени. Согласно психологам, здоровый человек в течение минуты способен придумать и назвать более десяти слов, начинающихся с одной буквы.

Здоровый человек с легкостью справляется с подобными заданиями, тогда как больной афазией будет не в состоянии выполнить хотя бы половину тестов, предлагаемых логопедом

Поэтому, логопедическому обследованию пациента следует уделять должное внимание

Диагностика

План диагностического обследования пациента с моторной афазией практически ничем не отличается от обследования пациента пострадавшего от острого нарушения мозгового кровоснабжения или с повреждением головного мозга. Обязательными исследованиями являются:

  • Томографические методы исследования, в особенности магнитно-резонансная томография, которая позволяет хорошо отобразить органические повреждения мягких тканей, в особенности головного мозга. Позволяет подтвердить наличие или отсутствие очагов распада нервной ткани или опухолевого процесса;
  • Ультразвуковое доплеровское исследование сосудов шеи на предмет выявления атеросклеротического поражения сосудов;
  • Рентгенокнтрастное исследование церебральных сосудов или ангиография – применяется при топической диагностики ишемических повреждений головного мозга.

Обязательно проведение стандартных лабораторных исследований, таких как: общий анализ мочи и крови, биохимический анализ крови.

Дифференциальная и топическая диагностика

Проводится для уточнения локализации поражений головного мозга, а также уточнения формы афазии. Проведение дифференциальной диагностики необходимо для правильного формирования дальнейшей эффективной лечебной тактики. При общении с пациентом удаётся выяснить какие именно симптомы характерные для конкретного вида афазии превалируют, что и позволяет определиться с клиническим диагнозом. 

Какие процедуры необходимо пройти для установления степени афазии?

Обратившись к врачу-невропатологу с жалобами на афазию, вы непременно будете направлены на следующие медицинские процедуры:

  1. Компьютерная томография, либо магнитно-резонансная томография головного мозга.
  2. Дуплексное сканирование сосудов головы.
  3. Магнитно-резонансная ангиография.
  4. Ультразвуковая допплерография сосудов шеи и головы.
  5. Люмбальная пункция.

Кроме того, нейропсихологическое обследование больных с афазией включает в себя работу с логопедом, который определяет степень болезни при помощи разнообразных тестов на понимание речи и умение изъяснять свою мысль.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: