Акустико-гностическая афазия

Характеристика акустико-гностической афазии

Сопутствующие нарушения

Агнозия. Нарушение узнавания предметов. Тоже существует несколько видов. При оптической агнозии предметы не узнаются, возможно, из-за выпадения адекватных программ исследовательских действий (ощупывающих движений глаз). Зрение и цветовосприятие не страдают. Нарушение узнавания может касаться символов (букв, цифр), рисунков, геометрических фигур.

Агнозия в отношении собственного тела называется соматоагнозия. Соматоагнозия выражается в неузнавании частей своего тела. Человек не знает, например, где у него нога, рука, где левая и правая, верхняя или нижняя половина тела (аутотопагнозия).

Есть и противоположное нарушение – мнимое ощущение дополнительных частей тела (лишняя рука, голова и т. д.). Это нарушение носит название парестетическая полипсевдомелия В. М. Бехтерева и П. А. Останкова. Они обнаружили ее при поражении коры субдоминантного полушария.

Прозопагнозией называют неузнавание лиц знакомых людей на фотографиях.

Апраксия. Это различное выпадение моторных навыков. Нарушаются действия с предметами, жесты, выразительные акты, способность подражать действиям окружающих и выполнять движения по просьбам извне.

Исследователи выделяют несколько видов апраксии. При моторной апраксии пациент забывает характер действий, требуемых для выполнения задания. При идеаторной апраксии страдает план, последовательность действий, которые нужно выполнить для достижения цели. Конструктивная апраксия проявляется в том, что человек не может из отдельных элементов или частей воссоздать нужную целостную структуру (составить фигуру, орнамент и др.).

Нарушения развития двигательных функций проявляются нарушениями крупной и мелкой моторики, а также моторной неловкостью. Со стороны это выглядит как угловатость, медленное обучение ходьбе, бегу, прыжкам, подъему и спуску по лестнице. А также в виде трудностей в завязывании шнурков, застегивании пуговиц, бросании предметов, плохом подчерке и мн. др.

Явления афазии, агнозии, апраксии и другие нарушения корковых функций наблюдаются при локальных повреждениях корковых структур (сосудистые процессы, опухоли и др.). В психиатрической практике они встречаются при атрофических процессах (болезнь Пика, Альцгеймера, сенильная деменция, травматические поражения).

Клиническая картина

Афазия характеризуется разнообразными нарушениями, которые проявляются более или менее активно в зависимости от клинической формы афазии. Самыми частыми проявлениями афазии становятся следующие симптомы:

  • Больной пропускает фразы и отдельные слова, чаще всего существительные;
  • Повторение одних и тех же словосочетаний или словосочетаний;
  • Медленная речь пострадавшего, с выраженными интервалами между предложениями, либо наоборот речь пострадавшего становится беглой, нелогичной, превращающейся в «кашу»;
  • Наличие парафраз — описательная характеристика смысловой нагрузки слова. Речь становится описательного характера;
  • Пострадавший от афазии не может вспомнить название предмета или объекта, о котором идёт речь, однако знает функцию и внешний его вид.
  • Речь пострадавшего становится экспрессивной и содержит большое количество глаголов.

Методы диагностики афазии

Для постановки правильного диагноза требуется привлечение логопеда, невролога и нейропсихолога. Определить истинную причину расстройства можно по результатам КТ или МРТ головного мозга. Также с целью установления места расположения травмированного участка проводят УЗДГ сосудов головы и шеи, МР-ангиографию, сканирование сосудов головного мозга, люмбальную пункцию.

Установить степень речевого расстройства помогает:

  1. устная проверка;
  2. письменная проверка;
  3. исследование слухоречевой памяти;
  4. определение возможности опознания предметов;
  5. конструктивно-пространственное исследование.

Афазию следует дифференцировать от алалии, дизартрии, тугоухости и УО.

Диагностика

Диагностика афазии лежит в компетенции логопедов, нейропсихологов и неврологов. Могут быть назначены такие исследования:

  • компьютерная томография мозга
  • магнитно-резонансная томография мозга
  • люмбальная пункция
  • дуплексное сканирование сосудов мозга
  • УЗДГ сосудов головы и шеи
  • магнитно-резонансная ангиография

Должны быть проведены обследования такого характера при подозрении на афазию:

  • диагностика письма
  • диагностика устной речи (импрессивной и экспрессивной)
  • проверка слухоречевой памяти
  • проверка двигательной памяти
  • диагностика состояния зрительной памяти

Также проводят диагностику:

  • интеллекта
  • конструктивно-пространственной деятельности
  • зрительного гнозиса
  • праксиса (динамического, сомато-пространственного, пальцевого, кистевого, мимического, орального)

Требуется дифференциальная диагностика афазии с такими болезнями:

  • умственная отсталость
  • тугоухость
  • дизартрия
  • детская алалия

Проявления расстройства

У больного с любым видом афазии нарушается речь в целом. Человек, говоря, совершает смену местами слогов и отдельных звуков, характерны литеральные парафазии, персеверации, а также контаминации. Человек между словами и словосочетаниями начинает делать ненормально большие паузы. Наблюдается гипофония, то есть голос, по громкости схожий с шепотом. Ритмика и мелодика речи также нарушена при афазии. Если у человека развивается эфферентный моторный вид расстройства, отдельные звуки он произносит нормально.

Поскольку при рассматриваемом расстройстве нарушается чтение и письмо, наблюдают такие явления как дисграфия (крайней формой которой является аграфия) и дислексия (крайняя форма — алексия). При дисграфии человек на письме не выводит заглавные буквы, всё пишет срочными. Почерк такого человека сложно разбираем. Он допускает множество ошибок при письме. Детям с таким расстройством крайне тяжело даются диктанты.

При аграфии интеллект больного сохранен, но он не может писать. Следует дифференцировать причину с расстройства координации движений рук. При аграфии человек пропускает слова, не может объединить буквы и слоги между собой, грубо искажает слова при письме. Под дислексией подразумевают неспособность человека читать, при этом другие когнитивные способности больного находятся в норме.

При афферентной моторной афазии может быть 2 варианта развития. Первый: есть речевой эмбол, нет спонтанной речи или фиксируют артикуляционную апраксию. Второй: ситуативная речь в норме, но произвольная речь затрудняется или вовсе отсутствует. Вторичные процессы нарушения слуха типичны для афферентного подвида моторной афазии. Страдает и письмо.

Акустико-гностическая или сенсорная афазия характеризуется такими проявлениями:

  • нормальный физический слух
  • нарушение слухового восприятия словосочетаний и предложений

Симптомы афазии Вернике:

  • отсутствие контроля над своей речью
  • непонимание того, что говорят окружающие
  • компенсаторные процессы в виде многословия
  • в начале развития болезни на протяжении полтора или двух месяцев человек произносит спонтанные наборы звуков и слов, что называется в медицинской литературе жаргонафазией
  • в начале болезни речь не имеет смысла для окружающих
  • после выше описанного этапа наступает логорея, человек использует вербальные и литеральные парафазии
  • писать человек может с трудом или вовсе не может
  • навыки чтения сохранены

Симптомы акустико-мнестической афазии:

  • услышанная информация «не задерживается в мозгу»
  • непонимание длинных фраз
  • неспособность повторить 3-4 услышанных подряд слова
  • человек не способен говорить сразу с двумя/тремя и более людьми
  • повышение речевой активности

Амнестико-семантическая афазия имеет такую симптоматику:

  • аномия (больной не помнит, как называется тот или иной предмет)
  • сложные речевые обороты пациент не понимает или понимает с трудом
  • теряется понимание причинно-следственных, пространственных и временных словесных оборотов
  • человек не понимает слова, употребленные в переносном значении, метафоры и т.п.
  • нарушение счетных операций
  • непонимание прочитанного

Проявления динамической афазии:

  • отдельные слова и словосочетания произносятся нормально
  • повторение в норме
  • невозможность спонтанной повествовательной речи
  • человек мало разговаривает
  • персеверации в речи
  • эхолалия (повторение произнесенных собеседником фраз)
  • сохранность арифметических операций, навыков письма и чтения текста

Симптомы

Клиническая картина обычно начинается сразу же после травматического события. После инсульта или ушиба головного мозга утрачивается понимание устной и письменной речи. Больной слышит не звуки, объединенные в слова и предложение, а хаотические и нечленораздельные звуки. Первая ответная реакция – эмоциональное возбуждение и многословность. Спустя несколько дней, после восстановления кровотока в головном мозгу, понимание речи частично возвращается.

Характеристика акустико-гностической афазии:

  • Нарушение восприятия корневой части слова, однако сохраняется его восприятие его хвостовой части. Например, если сказать слово «сумочка», то больной ответит, что это «что-то маленькое, но не знаю, что именно».
  • Нарушение экспрессивной речи. Из-за нарушения восприятия речи, расстраивается и контроль за собственным речевым аппаратом. Больные допускают вербальные и литеральные парафазии. Вербальная парафазия – это замена одного слова другим, которые входит в один и тот же ассоциативный звуковой ряд. Например, вместо слово «ручка» больной говорит «рука», вместо «стул» произносится «стол». Латеральная парафазия – допущение ошибок в буквах. Например, вместо буквы «Б» пациент говорит «П». Так, вместо «буква» будет «пуква», или вместо «серьга» будет «зерьга».
  • Симптом речевой окрошки. Она бывает не только при психозе или шизофрении, но и при дисфазии. Речевая окрошка или салат характеризуется бессвязностью речи. Так, в ответ на вопрос «как давно болит голова?», больной отвечает «гговыл бил год кинф цвт ориыс назад». Такое состояние может наблюдается до 1-2 месяцев.
  • Нарушение письма, арифметического счета и навыков чтения. При чтении материала в голос больной допускает ошибки в ударениях, паузах и интонациях. Это затрудняет понимание прочитанной информации. Нарушается письмо под диктовку и в процессе переписывания. Ошибка заключается на стадии восприятия слова, когда больной ошибочно полагает, что понял его, начинает неправильно и хаотично воспроизводить на бумаге. Нарушение арифметического счета, или акалькулия, наблюдается на первых порах после травмы.

Сенсорная афазия редко встречается изолированно. Обычно нарушение восприятия сочетается вместе с односторонним нарушением зрения, сглаживанием правой части носогубного треугольника, психомоторным возбуждением, неологизмами (новообразованные слова).

Патология может осложняться нарушениями двигательной сферы и расстройствами высших психических функций.

Коррекция афазии

Коррекция включает два компонента:

  • логопедический
  • медицинский

Нужно лечить ту болезнь, которая привела к афазии. Причем контроль должен проводиться нейрохирургом или опытным неврологом. Применяют для лечения медикаменты. Но иногда нужна и помощь хирургов. Реабилитационные меры включают массаж, физиотерапию, механолечение и лечебную физкультуру.

Чтобы восстановить нормальную речь, пациент должен посещать специальные логопедические занятия. Следует вести коррекцию относительно всех компонентов речи:

  • импрессивная
  • экспрессивная
  • письменные навыки
  • чтение и понимание текстов

Лечение афазии должно начинаться сразу после перенесения травмы или инсульта по решению лечащего врача. Чем раньше будет начато лечение, тем больше шансов избавиться от патологической симптоматики, не дав ей стать «хронической». Логопедическая работа, направленная на восстановления нормальной речи у больного, длится обычно два или три года.

Классификация афазии

Классифицируют данное расстройство по психологическим, лингвистическим и анатомическим факторам. Сегодня медиками в основном используется деление А.Р. Лурия, которое построено на основе нахождения пораженной зоны в доминантном полушарии и характер нарушений речи. Виды афазии:

  • динамическая
  • амнестико-семантическая
  • акустико-мнестическая
  • акустико-гностическая
  • моторная (афферентного или эфферентного подвида)

Эфферентная моторная афазия возникает, когда у пациента поражена так называемая зона Брока. Больной не может переключаться с одной артикуляторной позиции на другую, что называется кинетической артикуляционной апраксией. Афферентный же подвид моторной афазии случается, когда поражены нижние отделы постцентральной коры, которая прилегает к роландовой борозде. Данный вид характеризуется кинестетической артикуляционной апраксией.

Амнестико-семантический вид афазии имеет причиной поражение переднетеменных и задневисочных отделов коры головного мозга. Больной забывает, какие названия носят явления и предметы. Ему становится сложно понимать длинные грамматические конструкции. Он понимает простую речь лучше.

Акустико-мнестический вид речевого расстройства имеет причиной поражение средней височной извилины. У больного становится хуже или вовсе пропадает слухоречевая память. В части случаев отсутствуют зрительные представления об объектах.

Когда поражена зона Вернике, развивается акустико-гностический вид афазии. Человек не понимает обращенную к нему речь, поскольку происходит нарушение синтеза, анализа, фонематического слуха. При повреждении заднелобных отделов мозга фиксируют динамическую афазию, при которой у больного нарушена коммуникативная функция речи.

Тотальный вид рассматриваемого расстройства фиксируют, когда повреждения коры доминантного полушария очень обширные. В некоторых случаях фиксируют смешанные виды расстройства.

Виды

Нейропсихологическая класиификация

В России и постсоветском пространстве прижилась классификация афазий А.Р. Лурии, отечественного нейропсихолога.

Лурия выделяет следующие виды:

  1. Акустико-мнестическая;
  2. Акустико-гностическая, или сенсорная афазия;
  3. Семантическая афазия;
  4. Моторная:
    Афферентная моторная афазия
    Эфферентная моторная афазия
    Динамическая афазия

Акустико-мнестическая разновидность возникает при поражении височной области головы. Характерная симптоматика:

Затруднено осмысление быстрой, многопоточной речи (в большой компании людей, шумной обстановке) речи, содержащей длинные предложения, нетипичные фразы.

Сохранена способность:

  • К чтению, с незначительным снижением скорости и качества.
  • Самостоятельному выражению мыслей, в том числе и в письменной форме.

Причины афазии акустико-гностической — повреждения сенсорной речевой зоны.

Этиология афазии акустико-гностической ведет к некорректному фонематическому анализу и синтезу, что приводит к таким последствиям:

  • Проявления аграфии и алексии
  • Говорение спутано, части фонем идут в неверном порядке
  • Слуховое восприятие ограничено или отсутствует.
  • Остальные последствия аналогичны приведенным выше для акустико-мнестической разновидности.

При травмах на стыке темечка, висков и затылка проявляет себя семантическая афазия. Основной симптом при диагнозе «семантическая афазия» — непонимание грамматики, в частности:

  • Пассивного залога (стирается различие между «автор лепит скульптуру» и «автором лепится скульптура»
  • Местоположения, выражаемого предлогами («на столе» и «под столиком» могут стать синонимичными понятиями).

Эфферентная моторная афазия характеризуется фразой «понимаю-то я все, а сказать не могу ничего»:

  • Сказанное отрывисто и несогласованно по склонениям и падежам
  • Дублирование отдельных кусков, замена их местами
  • Прочитать или написать что-либо чрезвычайно проблематично.

Диагностируется она в низу лобных долей.

Если моторная афазия афферентная, то речь идет о проблемах нижнетеменного отдела. Вытекают отсюда:

  • Затрудненные движения мышцами лица и языка, челюстными
  • Артикуляционные нарушения
  • Дикция нечеткая, смазанная
  • Невозможны простейшие манипуляции губами (надуть, растянуть в широкой улыбке, свернуть в трубочку).

Динамическая афазия связана с некорректной работой лобной доли с левой стороны. Виной тут может стать даже малейшее поражение из-за ЧМТ.

Недуг выдает себя проблемами:

  • С пересказом
  • С конструированием фразы
  • Скудностью словарного запаса
  • С длительными монологами

Неврологическая классификация Вернике—Лихтгейма

Три подгруппы включает в себя классификация афазий по Лихтгейму—Вернике, применяющаяся за рубежом:

  1. Сенсорная, или афазия Вернике (напоминает акустико-гностическую).
  2. Моторная, или афазия Брока (развивается при поражении центра Брока и имеет такие же клинические проявления, как и эфферентная моторная афазия).
  3. Транскортикальная (моторная и сенсорная афазия, то же, что динамическая афазия. Больной с сенсорной афазией отличается от человека с поврежденной зоной Вернике только способностью к повтору фраз за другими).
  4. Проводниковая афазия  (характеризуется полным отсутствием этого навыка).
  5. Амнестическая  (наблюдается при поражении височно-теменной части головы).
  • Амнестико-семантическая (препятствует запоминанию услышанного).
  • Оптико-мнестическая (страдает опознание вещей – если человеку показать карточку с предметом, он не припомнит название).
  • Акустико-мнестическая (выражается в трудности подбора слов, даче определений).
  1. Сенсомоторная афазия (в худшем случае становится синонимом диагноза «тотальная афазия» — полная утрата коммуникативных возможностей).

Как функционирует речевой аппарат человека

Коммуникативные особенности людей напрямую связаны с формированием второй сигнальной системы или речевого аппарата. Все человеческие достижения в первую очередь связаны с прогрессивным развитием коммуникативных способностей, что позволило людям активно обмениваться накопившейся информацией и взаимодействовать сообща.

  1. Речевая зона Брока – рече-моторный или просто моторный центр, отвечающий за формирование устной речи человека. Данный центр отвечает за моторную функцию: фонологическое и синтаксическое построение исходящей от человека речи. Моторный центр является своеобразным вербальным анализатором и отвечает за работу лицевой мускулатуры и языка.
  2. Речевой центр Вернике – центр, отвечающий за анализ и восприятие поступающей речевой информации из вне. Зона Вернике имеет анатомическую локализацию в области височной извилины и как правило располагается в одном доминантном полушарии. Центр Вернике помимо обработки поступившей речевой информации также занимается обеспечением интонационных характеристик исходящей речи.

Несмотря на анатомическое разделение двух вышеперечисленных речевых зон, они постоянно взаимодействуют между собой и работают слаженно, как единое целое. Восприятие и анализ поступающей информации, дальнейшая интерпретация полученных данных и формирование ответной реакции – важнейшие функции, сформировавшие вторую рефлекторную сигнальную систему человека.

Какой врач лечит

Акустико-гностическая афазия обычно лечится и реабилитируется под руководством команды специалистов, включая невролога, речевого терапевта и аудиолога. Каждый из этих специалистов играет важную роль в оценке, диагностике и лечении этого состояния.

  1. Невролог: Невролог проводит обследование пациента, оценивает его мозговую активность и проводит необходимые неврологические тесты для определения характера и причины акустико-гностической афазии. Он также может рекомендовать дополнительные медицинские обследования, такие как МРТ или КТ мозга, для получения более подробной информации о состоянии мозга пациента.

  2. Речевой терапевт: Речевой терапевт специализируется на лечении нарушений речи и языка. Он разрабатывает индивидуальные программы реабилитации, включающие упражнения и стратегии для улучшения понимания и коммуникативных навыков пациента с акустико-гностической афазией. Речевой терапевт также может использовать аудиальные и визуальные поддержки, такие как картинки, жесты или коммуникативные помощники, чтобы помочь пациенту в общении.

  3. Аудиолог: Аудиолог специализируется на оценке слуховой функции и проблемах связанных с аудиальным восприятием. Он может провести аудиометрическое исследование для оценки слухового восприятия пациента и определения возможных проблем, связанных со слухом. Аудиолог также может рекомендовать использование слуховых аппаратов или других аудиальных устройств для улучшения слухового восприятия пациента.

Команда специалистов работает совместно для разработки индивидуального плана лечения и реабилитации, который может включать медикаментозную терапию, речевую терапию, аудиологические упражнения, использование поддерживающих коммуникативных стратегий и поддержку пациента и его близких.

Невролог —
Профессия невролога — это область медицины, которая занимается диагностикой, лечением и профилактикой заболеваний нервной системы. Неврологи исследуют различные аспекты функционирования нервной системы, такие как проведение нервных импульсов, регуляция мышечного тонуса и координация движений.
Неврологи специализируются на лечении таких заболеваний, как инсульт, рассеянный склероз, эпилепсия, болезнь Паркинсона, травмы спинного мозга и другие. В их обязанности входит назначение медикаментозного лечения, проведение физиотерапии и лечебной гимнастики, а также контроль за процессом реабилитации пациентов.

Обратитесь к нужному специалисту прямо сейчас

Огородник Анна Сергеевна
Стаж 4 года

Терапевт

Кардиолог

Обратиться

Шелехова Виолетта Валерьевна
Стаж 22 года

Врач высшей категории
Терапевт

Гастроэнтеролог

Кардиолог

Обратиться

Абдулхаев Валентин Валентинович
Стаж 13 лет

Терапевт

Пульмонолог

Фтизиатр

Обратиться

1

Супрун Светлана Владимировна
Стаж 23 года

Терапевт

Эндокринолог

Обратиться

Глотов Андрей Васильевич
Стаж 39 лет

Доктор медицинских наук
Терапевт

Иммунолог

Обратиться

Романенко Зоя Ивановна
Стаж 42 года

Врач высшей категории
Терапевт

Гастроэнтеролог

Кардиолог

Обратиться

Афферентная моторная афазия

Расстройство развивается при локализации очага поражения в постцентральной борозде и нижнетеменной дольке головного мозга. Пациент имеет определенные трудности с изменением положения артикуляционного аппарата, что сказывается на его речи. В зависимости от того, человек — левша или правша, патология проявляется по-разному.

Когда повреждена левая половина головного мозга, то происходит тотальное нарушение речи у правшей и левшей. Если речевая функция все же сохранилась, при разговоре больные включают в свой лексикон синонимы, произношение согласных букв затруднено, а некоторые из них не произносятся вообще. Каждое слово больной разбивает на слоги, иначе говорить не получается. Если пациенту приходится кого-то слушать, то собеседник должен говорит простыми словами, составляя их в короткие предложения, так как у больного нарушено восприятие чужой речи. Также пациент не может писать, интеллект и координация движений при этом сохраняются.

Если расстройство случилось у человека, который писал левой рукой, но в детстве был переучен на правую, то пациент испытывает трудности с написанием и произношением слов, он меняет местами или не произносит (не прописывает) буквы. Если требуется что-то написать, то человеку легче сначала писать один тип букв, например, гласные, потом второй (согласные). Что характерно, пациент понимает, как правильно писать и говорить, в каком порядке проставлять буквы, а сделать этого не может.

Дифференциальная диагностика

Несмотря на то, что афазия относится к неврологическим заболеваниям подход к диагностике носит мультидисциплинарный характер. Чтобы точно определить клинико-морфологические проявления заболевания необходимо полноценно провести диагностическое обследование больного. 

На базе Клинического Института Мозга функционирует мощное диагностическое отделение, которое обладает всей необходимой аппаратурой и специалистами смежных профилей, что обеспечивает высокую степень информативности предоставляемых диагностических данных.

Важнейшую роль в исследовании пациента играет топическая диагностика. Данную процедуру проводит невропатолог или нейрохирург. Для этого собираются все данные анамнеза настоящего заболевания, проводится определение специальных симптомов, а также физикальное обследование больного. На ровне с обследованием неврологом пострадавший должен быть обследован психотерапевтом для исключения или подтверждения психических отклонений и установления степени социальной адаптации больного афазией. Степень достоверности полученных данных во многом зависит от квалификации специалиста и его практического опыта.

Для диагностики афазии применяются такие исследования, как:

  • Компьютерная и магнитно-резонансная томография. Оба исследования могут проводиться без контрастирования и с контрастированием. Для визуализации мягких тканей информативнее – проведение МР- исследования.
  • Обзорная рентгенография головы и шеи. Рентгенография проводится при наличии в анамнезе черепно-мозговых травм для подтверждения или исключения дефектов твёрдых тканей (черепной коробки).
  • Ультразвуковое исследование – сонография и ультразвуковое цветное доплеровское картирование цервикальных (шейных) сосудов. Данное УЗ-исследование проводится для исключения поражения сосудов шеи.

Помимо инструментальных исследований важным компонентом диагностического обследования является проведение комплекса лабораторных анализов. Обязательно проводится определения группы крови и резус-принадлежности пациента, определение липидного профиля и общего анализа крови. 

Причины

Причиной афазии является органическое поражение коры головного мозга, а именно тех участков, которые оказывают прямое влияние на речь. Причем для диагноза обязательна существующая до появления расстройства нормальная речь индивида. Течение и исход заболевания во многим зависят от причины возникновения.

Наиболее часто расстройство спровоцировано сосудистыми болезнями мозга. Прежде всего, это ишемический инсульт и геморрагический инсульт. При последнем фиксируют в основном смешанный или тотальный афазический синдром. А сенсорная или моторная афазия наблюдается специалистами у тех пациентов, у кого ранее были зафиксированы нарушения обращения крови в мозге. У последних вероятна и тотальная форма афазии.

Второе место среди распространенных причин занимают воспалительные процессы в головном мозге:

  • абсцесс
  • лейкоэнцефалит
  • энцефалит

Также афазия во многих случаях вызвана:

  • полученной черепно-мозговой травмой
  • прогрессирующими заболеваниями центральной нервной системы, протекающими в хронической форме, например, болезнью Пика
  • хирургическим вмешательством на мозге

Факторы риска афазии:

  • наличие такого же расстройства у близких родственников
  • пожилой возраст человека
  • артериальная гипертензия
  • церебральный атеросклероз
  • травмы головы
  • транзиторные ишемические атаки в прошлом
  • ревматические пороки сердца

Факторы, которые оказывают влияние на тяжесть расстройства:

  • обширность очага поражения
  • место нахождения пораженного участка мозга
  • компенсаторные возможности головного мозга
  • причины
  • преморбидный фон
  • возраст больного

Например, постепенное развитие нарушения речи наблюдается при опухолевых процессах в мозге. А острые нарушения мозгового кровообращения, напротив, вызывают резкое появление афазии. При черепно-мозговой травме развитие расстройства также резкое. Чем моложе больной, тем быстрее и качественнее у него срабатывают компенсаторные механизмы, он восстанавливается в довольно короткие сроки после лечения основного заболевания-причины афазии.

Руководство по коммуникации

С больными афазией можно и нужно общаться. У пациентов сохраняются кое-какие коммуникативные способности, которые нужно с помощью общения активизировать, не дав им «угаснуть». У тех, кто страдает тяжелой формой афазии, сохраняется возможность понимания смысла сказанного (хоть и не каждого слова в отдельности). Часто больной может не так понять то, что ему говорят, потому что не помнит смысла отдельных слов или забывает начало фразы.

Как общаться с больными афазией:

сядьте и поймайте взгляд человека
при боязни коммуникации с вашей стороны следует начинать с простых тем, например, расскажите то, как прошел ваш день, в самых простых выражениях, далее нужно задать простой вопрос
лучше говорить медленным темпом, делая акцент голосом на ключевых словах в тексте
можно провести такую практику: запишите ключевые слова будущего разговора на бумаге, далее повторите сказанное и покажите бумагу больному. Это будет его подсказкой для ведения разговора
применяйте не только устное слово для общения, но также письмо, рисунки, жестикуляцию, указание на предметы

Простите человека делать то же самое, пусть он применяет словарь, если так будет проще общаться
если больной пытается донести до вас какую-то мысль, определите, о ком он говорит, что именно случилось и в каком месте
важно уметь задавать наводящие вопросы
не задавайте вопросы, требующие односложных ответов
запаситесь терпением, ведь коммуникация с больным афазией человеком далеко не просто, но нужное дело

Симптоматическое проявление афазии

Основные признаки расстройства провоцируют появление характерных особенностей в поведении больного. Это обусловлено, в первую очередь, травмой головного мозга. Однако иногда приведенные симптомы являются результатом сопутствующего заболевания, например, дизартрии или апраксии.

В зависимости от локализации травмированных участков мозга симптомы могут проявляться в большей или меньшей степени. При этом в зависимости от вида афазии приведенные ниже признаки могут присутствовать или отсутствовать. В некоторых случаях больные, понимая, что с ними что-то происходит не так, маскируют нарушения, заменяя элементарные слова синонимами.

Возможные симптомы афазии:

  • отсутствие возможности распознавать языковую речь;
  • больной не может спонтанно высказать свою мысль;
  • нарушенное произношение букв или слов (если не спровоцировано параличом);
  • нарушение способности словоформирования;
  • отсутствие способности обозначать предмет одним словом;
  • нарушенное произношение букв;
  • избыток неологизмов;
  • попытки повтора простого словосочетания заканчиваются безуспешно;
  • постоянное повторение одних и тех же слогов или слов;
  • склонность к замене букв;
  • построение правильного, с точки зрения грамматики, предложения невозможно;
  • неправильная интонация, произношение или ударение в словах;
  • составление неполных предложений;
  • отсутствие способности читать или писать;
  • словарный запас ограничен;
  • возможность называть имена, города и фамилии, ограничена;
  • речевое расстройство;
  • несвязная речь (бред);
  • отсутствие понимания простых просьб, а также невыполнение их.

Коррекция афазии

Лечение нарушения специфическое и зависит от причины, по которой импульс не поступает к анализатору речи.

Верный способ лечения, если это возможно, устранение причины афазии, которая спровоцировала возникновение признаков неврологического расстройства. Если это вызвано сопутствующим заболеванием гнойного или опухолевого процесса, то рекомендуется хирургический метод лечения.

В случае возникновения нарушения после перенесенного инсульта проводится экстренная терапии — в зависимости от типа приступа.

Когда заболевание возникает на фоне процесса воспаления, то назначается курсовое лечение антибактериальными средствами. Если процесс затяжной, то проводят гормонотерапию, при условии, что другой, консервативный способ, не принесет должного эффекта.

В период терапии требуется постоянная работа с логопедом, но может потребоваться и более продолжительная поддержка речи (1-2 года) профессионалом.

Методы коррекции

Коррекционная работа проводится в 5 этапов:

  • Первый этап. Больной пытается дифференцировать разные по звуку и длине слова, например, стул–кошелек, угол–древесина.
  • Второй этап. Больного просят дифференцировать слова, близкие по слогу, но непохожие по звуку.
  • Третья стадия. Пациент дифференцирует слова, близкие по звучанию и слогу, но разными корневыми частями. Например, краб–раб, лев–лес.
  • На четвертом этапе больной учится различать слова, близкие по звучанию.
  • Пятый этапа – это закрепление предыдущего материала.

Реабилитация длится от 2-3 месяцев до 1-2 лет, что зависит от масштаба поражения височной коры и индивидуальных способностей пациента к обучению.

Не нашли подходящий ответ?Найдите врача и задайте ему вопрос!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: