Дислексия: определение, причины, симптомы и лечение

Речевая алалия у детей

Симптоматическое проявление афазии

Основные признаки расстройства провоцируют появление характерных особенностей в поведении больного. Это обусловлено, в первую очередь, травмой головного мозга. Однако иногда приведенные симптомы являются результатом сопутствующего заболевания, например, дизартрии или апраксии.

В зависимости от локализации травмированных участков мозга симптомы могут проявляться в большей или меньшей степени. При этом в зависимости от вида афазии приведенные ниже признаки могут присутствовать или отсутствовать. В некоторых случаях больные, понимая, что с ними что-то происходит не так, маскируют нарушения, заменяя элементарные слова синонимами.

Возможные симптомы афазии:

  • отсутствие возможности распознавать языковую речь;
  • больной не может спонтанно высказать свою мысль;
  • нарушенное произношение букв или слов (если не спровоцировано параличом);
  • нарушение способности словоформирования;
  • отсутствие способности обозначать предмет одним словом;
  • нарушенное произношение букв;
  • избыток неологизмов;
  • попытки повтора простого словосочетания заканчиваются безуспешно;
  • постоянное повторение одних и тех же слогов или слов;
  • склонность к замене букв;
  • построение правильного, с точки зрения грамматики, предложения невозможно;
  • неправильная интонация, произношение или ударение в словах;
  • составление неполных предложений;
  • отсутствие способности читать или писать;
  • словарный запас ограничен;
  • возможность называть имена, города и фамилии, ограничена;
  • речевое расстройство;
  • несвязная речь (бред);
  • отсутствие понимания простых просьб, а также невыполнение их.

Афазия: причины возникновения нарушения

Расстройство имеет несколько типов. Если говорить о моторной или сенсорной афазии, то ее провоцируют дистрофические процессы, происходящие в нервной ткани и — как результат — нарушающие работу нейронов. Это и является основной причиной болезни. Афазия развивается тогда, когда речь у человека сформирована, то есть в младенчестве дистрофических процессов в коре головного мозга не обнаруживается.

Если говорить о негативных факторах, которые могут спровоцировать развитие нарушения, то здесь нужно выделить сосудистые патологии, локализующиеся в головном мозге. Медики отмечают, что моторная афазия речи и другие формы нарушения являются следствием инсульта

При этом неважно, имело место повреждение тканей мозга или произошел острый прорыв сосудов с последующим кровоизлиянием в мозг

Инсульта относят к патологии, которая провоцирует развитие тяжелых последствий. Если не брать в учет, что у пациента случился подобный приступ, то спровоцировать афазию могут оперативные вмешательства или травма головы с повреждением мозга. Нередко у пациентов диагностируют расстройство, основной причиной развития которого является долготекущий воспалительный процесс, распространившийся в головной мозг. Причиной воспаления может выступать:

  • менингит;
  • энцефалит;
  • злокачественные опухоли головного мозга;
  • нарушение ЦНС в стадии прогресса;
  • эпилепсия;
  • болезнь Крейцфельда-Якоба.

В последних двух случаях происходит нарушение правильного функционирования мозга. При диагностированном заболевании Крейцфельда-Якоба пациент страдает от слабоумия, причиной которого является инфекция.

Помимо основных факторов развития афазии, медики выделяют ряд обстоятельств, при стечении которых развивается нарушение. К ним относятся:

  • пожилой возраст;
  • генетическая предрасположенность;
  • гипертония;
  • ревматический порок сердца;
  • ишемические атаки.

Виды речевых патологий

Рассмотрим сущность и особенности некоторых видов речевых патологий.

Дисфония (афония) представляет собой расстройство фонации, возникающее по причине некоторых патологических изменений голосового аппарата (например, нарушение голоса, вокальное нарушение).

Брадилалия проявляется патологически замедленным темпом речи. При брадифразии мы слышим тягучую, растянутую, монотонную речь, а при тахилалии, напротив, патологически ускоренную речь.

Торопливая, напористая и стремительная речь часто сопровождается аграмматизмами (баттаризм, парафразия). Если она связана с необоснованными паузами и запинками, то ее обозначают понятием «полтерн». Последствия нарушений в темпе речи включают нарушения плавности речевого процесса, ритма и мелодико-интонационной выразительности.

Еще одно распространенное нарушение речи представлено заиканием, которое является нарушением темпо-ритмической организации речи. Оно обусловлено судорожным состоянием мышечной системы речевого аппарата. Эта патология считается центрально обусловленной, обладает органической (функциональной) природой и проявляется в процессе всего речевого развития ребенка.

Дислалия заключается в нарушении звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата (например, косноязычие, дефект в произношении, фонетический дефект). Эта патология проявляется через неправильное звуковое оформление речи (искаженное произнесение звуков, их замена или смешение). Дефект также может быть связан с несформированной артикуляторной базой (неправильной артикуляторной позицией). Это могут быть анатомические дефекты речевого аппарата, имеющие органическое происхождение. В большинстве случаев нарушение может возникнуть в ходе развития речи и при получении травмы в любом возрасте.

Речевая патология, называемая ринолалия, проявляется нарушением тембра голоса и звукопроизношения. Она обусловлена анатомическими (физиологическими) дефектами речевого аппарата. При данной патологии голос обладает выраженным носовым оттенком, искажается произнесение всех звуков. Мы слышим невнятную и монотонную речь.

Дизартрия представляет собой нарушение произносительной стороны речи, которое характеризуется недостатком иннервации речевого аппарата. Тяжелой степенью данного эффекта является анартрия. В этом случае не представляется возможным осуществлять звуковую реализацию речи. При легкой форме патологии наблюдается артикуляторно-фонетические нарушения.

Дизартрия всегда является следствием органического нарушения ЦНС, которое приводит к двигательным расстройствам. Она возникает по причине ДЦП или после нейроинфекции либо прочих заболеваний мозга.

Диагностика

Акустико-мнестическая афазия требует следующих диагностических мер:

  • Консультация у логопеда. Он исследует речевую сторону нарушения высших корковых функций.
  • Консультация у невролога. Врач в ходе объективного исследования обнаруживает нарушение чувствительности по гемитипу и гемипарез (снижение мышечной силы на одной стороне тела).

Инструментальные методы исследования необходимы для подтверждения органического нарушения. Используется:

  1. Магнитно-резонансная томография. Выявляет опухоли, ишемические очаги, кровоизлияние или отек.
  2. Исследование гемодинамики. Позволяет оценить кровоток в коре головного мозга и судить о достаточности поступления крови к нервным клеткам.

Причины

Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении 21 и 37 поля Бродмана. 21 поле – это часть боковой коры височной области, участвует в обработке слуховой информации. 37 поле располагается в хвостовой части веретенообразной извилины и частично в нижней височной коре. Это акустико-гностический центр, отвечающий за понимание речи и распознавание знакомых лиц.

Нарушение функции возникает, когда нервная ткань этих полей погибает в результате следующий причин:

  1. Инсульты. Это наиболее часто встречающая причины любых высших корковых функций. У людей, которые перенесли ишемический или геморрагический инсульт, дисфазия наблюдается у 30-60%. Вследствие ишемического инсульта кора погибает от недостатка кровообращения, а геморрагического вследствие внутримозгового кровоизлияния.
  2. Внутричерепные опухоли, располагающиеся в проекции 21 и 37 полей Бродмана. Объемное новообразование сдавливает нервные клетки и разрушает их. Последствия отягощаются, когда в зоне компрессии возникают воспалительные реакции и отек.
  3. Черепно-мозговые травмы. Клетки погибают в результате размножения и посттравматического отека. Осложняется образованием внутримозговой гематомы.
  4. Нейроинфекции. Наиболее частые – менингит, энцефалит, нагноение и образование абсцессов.
  5. Нейродегенерация как основное течение болезни Альцгеймера, Паркинсона и Пика.

Диагностика

Диагностика афазии лежит в компетенции логопедов, нейропсихологов и неврологов. Могут быть назначены такие исследования:

  • компьютерная томография мозга
  • магнитно-резонансная томография мозга
  • люмбальная пункция
  • дуплексное сканирование сосудов мозга
  • УЗДГ сосудов головы и шеи
  • магнитно-резонансная ангиография

Должны быть проведены обследования такого характера при подозрении на афазию:

  • диагностика письма
  • диагностика устной речи (импрессивной и экспрессивной)
  • проверка слухоречевой памяти
  • проверка двигательной памяти
  • диагностика состояния зрительной памяти

Также проводят диагностику:

  • интеллекта
  • конструктивно-пространственной деятельности
  • зрительного гнозиса
  • праксиса (динамического, сомато-пространственного, пальцевого, кистевого, мимического, орального)

Требуется дифференциальная диагностика афазии с такими болезнями:

  • умственная отсталость
  • тугоухость
  • дизартрия
  • детская алалия

Причины

Причиной афазии является органическое поражение коры головного мозга, а именно тех участков, которые оказывают прямое влияние на речь. Причем для диагноза обязательна существующая до появления расстройства нормальная речь индивида. Течение и исход заболевания во многим зависят от причины возникновения.

Наиболее часто расстройство спровоцировано сосудистыми болезнями мозга. Прежде всего, это ишемический инсульт и геморрагический инсульт. При последнем фиксируют в основном смешанный или тотальный афазический синдром. А сенсорная или моторная афазия наблюдается специалистами у тех пациентов, у кого ранее были зафиксированы нарушения обращения крови в мозге. У последних вероятна и тотальная форма афазии.

Второе место среди распространенных причин занимают воспалительные процессы в головном мозге:

  • абсцесс
  • лейкоэнцефалит
  • энцефалит

Также афазия во многих случаях вызвана:

  • полученной черепно-мозговой травмой
  • прогрессирующими заболеваниями центральной нервной системы, протекающими в хронической форме, например, болезнью Пика
  • хирургическим вмешательством на мозге

Факторы риска афазии:

  • наличие такого же расстройства у близких родственников
  • пожилой возраст человека
  • артериальная гипертензия
  • церебральный атеросклероз
  • травмы головы
  • транзиторные ишемические атаки в прошлом
  • ревматические пороки сердца

Факторы, которые оказывают влияние на тяжесть расстройства:

  • обширность очага поражения
  • место нахождения пораженного участка мозга
  • компенсаторные возможности головного мозга
  • причины
  • преморбидный фон
  • возраст больного

Например, постепенное развитие нарушения речи наблюдается при опухолевых процессах в мозге. А острые нарушения мозгового кровообращения, напротив, вызывают резкое появление афазии. При черепно-мозговой травме развитие расстройства также резкое. Чем моложе больной, тем быстрее и качественнее у него срабатывают компенсаторные механизмы, он восстанавливается в довольно короткие сроки после лечения основного заболевания-причины афазии.

Симптомы

Клиническая картина акустико-мнестической афазии выявляется слабыми непониманием речи и нарушениями, при которых больной не может понять скрытый смысл, контекст повествования. Отличительной чертой является трудность называния предметов при понимании их предназначения и описания.

Немного нарушается устная речь. Это проявляется в непроизвольных повторах своих же слов и паузами между отдельными словами, так как больному в диалоге нужно на ходу вспоминать названия объектов и явлений.

Навыки письма и чтения сохранены. Больные с акустико-мнестической афазией имеют критику к своему состоянию, пытаются компенсировать недостаток информации мимикой, жестами и интонациями. Люди с расстройством речи замечают свои дефекты.

Присутствует невыраженная эмоциональная лабильность, выражающаяся в периодической смене настроения в течение дня и тревожностью.

Специфика мнестических процессов выражается в том, что при поступлении большого количества зрительной и слуховой информации перегружается оперативная память (А. Лурия). То есть сама информация поступает, но в результате тормозится.

Нарушение номинативной функции (называние подходящего слова) по мнению исследований конца XX века происходит за счет снижения формирования зрительных образов и чувствительной основы слова. То есть человек не может подобрать правильное слово потому, что в процессе подбора у него не возникают визуальные образы и нет эмоционального подкрепления.

Для дисфазии характерен еще один механизм – снижение объема слухового восприятия. Имеется в виду, что человек понимает не всю обращенную к нему диалогическую речь.

Дефекты воспроизведения речи наблюдаются при письме. Хотя автоматические навыки письма, такие как написание букв и каллиграфия, сохранены. Выражается в плохом запоминании надиктованных фраз. Больные по несколько раз просят повторить одну и ту же фразу. В письме также наблюдаются аграмматизмы – нарушение порядка слов и синтаксиса.

Дополнительный и не всегда встречающийся симптом – нарушение арифметического счета. Однако нарушение счета обуславливается не нарушенным интеллектом, а трудность запоминания нескольких чисел одновременно.

Диагностика

Амнестическая афазия заболевание, лежащее на стыке двух направлений: неврологии и психологии. Так как для афазии характерны разнообразные нарушения когнитивной функции головного мозга, то такие нарушения не могут не сопровождаться и психическими дефектами. Для выявления амнестической афазии используют методы нейропсихологической диагностики. Для верификации заболевания и уточнения степени нарушения функциональной активности речевого аппарата больного человека, прибегают к применению специальных проб. Обычно такие пробы используют разнообразные предметы с различной степенью сложности произнесения их названия. Также существуют пробы описательного характера, когда пациенту говорят о характеристиках предмета и смотрят сможет ли больной ответить с подсказками. Ряд проб определяют связь речевых и зрительных проявлений, например, больному последовательно показывают несколько предметов относящихся к одной категории, если больной не отвечает, то значит у него есть нарушение связи между речевой функцией и зрительными образами, что можно интерпретировать в пользу сенсорно-амнестической афазии.

Помимо специальных неврологических и психологических проб, каждому пациенту в обязательном порядке проводятся лабораторные и инструментальные методы исследования. В зависимости от причины, вызвавшей афазию диагностические методы будут более или менее информативными.

В клиническом Институте Мозга функционирует высокотехнологическое диагностическое отделение, в котором можно провести такие исследования, как:

  • Томографические исследования: компьютерная и магниторезонансная томография с контрастированием и без;
  • Рентгенологическое исследование черепа и головного мозга для выявления дефектов;
  • Ультразвуковая сонография и доплеровское картирование сосудов шеи;
  • Комплексная лабораторная диагностика.

Коррекция афазии

Коррекция включает два компонента:

  • логопедический
  • медицинский

Нужно лечить ту болезнь, которая привела к афазии. Причем контроль должен проводиться нейрохирургом или опытным неврологом. Применяют для лечения медикаменты. Но иногда нужна и помощь хирургов. Реабилитационные меры включают массаж, физиотерапию, механолечение и лечебную физкультуру.

Чтобы восстановить нормальную речь, пациент должен посещать специальные логопедические занятия. Следует вести коррекцию относительно всех компонентов речи:

  • импрессивная
  • экспрессивная
  • письменные навыки
  • чтение и понимание текстов

Лечение афазии должно начинаться сразу после перенесения травмы или инсульта по решению лечащего врача. Чем раньше будет начато лечение, тем больше шансов избавиться от патологической симптоматики, не дав ей стать «хронической». Логопедическая работа, направленная на восстановления нормальной речи у больного, длится обычно два или три года.

Диагностика афазии

Диагностирование заболевания, восстановительный курс лечения и практическое обучение пациентов с таким недугом проводится целой командой специалистов – афазиологом, невропатологом, нейропсихологом, логопедом. Для определения наличия и степени нарушений доктор может предложить пациенту пройти несколько простых тестов.

Диагностическое обследование речевой деятельности включает:

  • Оценку устной речи – чтение и понимание прочитанного.
  • Письменной речи, для этого проверяются навыки списывания, написание текста под диктовку.
  • Оценку зрительной, слухоречевой памяти и других форм модально-специфической памяти.
  • Способность совершать последовательные сознательные произвольные движения и выполнять целенаправленные действия – динамические, кистевые, мимические, пальцевые, сомато-пространственные.
  • Способность узнавать предметы.
  • Интеллектуальные процессы.

Для установления непосредственных причин болезни и локализации очага развития поражения проводят дополнительные методы обследования:

  • Дуплексное сканирование сосудов ГМ и шейного отдела.
  • КТ (компьютерная томография) и МРТ (магнитно-резонансная томография) головы.
  • Магнитно-резонансная ангиография.
  • Люмбальная пункция.
  • Энцефалограмма (ЭЭГ) мозга.
  • Ультразвуковая допплерография (УЗДГ) сосудов головы и шейного отдела.

Комплексная диагностика позволяет отличить афазию от других заболеваний — алалии, дизартрии, тугоухости, умственной отстали.
По результатам таких обследований специалист устанавливает правильный диагноз, подбирает способы лечения и восстановления.

Какой врач лечит

Акустико-мнестическая афазия обычно лечится командой специалистов, которая включает врачей и реабилитационных специалистов. Ниже перечислены основные специалисты, которые могут участвовать в лечении акустико-мнестической афазии:

  1. Невролог: Невролог занимается диагностикой и лечением заболеваний нервной системы, включая афазию. Он будет оценивать состояние пациента, проводить клинические и нейрологические обследования и определять стратегии лечения.

  2. Речевой терапевт (логопед): Речевой терапевт специализируется на оценке и реабилитации коммуникативных нарушений, включая афазию. Он поможет пациенту восстановить и развить коммуникативные навыки, используя различные техники и упражнения.

  3. Отоларинголог: Отоларинголог (ЛОР-врач) может провести оценку слуха и выявить возможные проблемы со слухом, которые могут влиять на афазию. Он также может рекомендовать аудиологические исследования и подходящие аудиологические вмешательства.

  4. Реабилитационный специалист: Реабилитационный специалист поможет восстановить функциональные навыки и поддержать пациента в процессе восстановления после афазии. Он может предложить физическую и речевую реабилитацию, а также помочь в адаптации к повседневной жизни.

  5. Психолог/психиатр: Психолог или психиатр может играть роль в лечении афазии, особенно при наличии сопутствующих эмоциональных или психологических проблем, таких как депрессия или тревожность.

Невролог —
Профессия невролога — это область медицины, которая занимается диагностикой, лечением и профилактикой заболеваний нервной системы. Неврологи исследуют различные аспекты функционирования нервной системы, такие как проведение нервных импульсов, регуляция мышечного тонуса и координация движений.
Неврологи специализируются на лечении таких заболеваний, как инсульт, рассеянный склероз, эпилепсия, болезнь Паркинсона, травмы спинного мозга и другие. В их обязанности входит назначение медикаментозного лечения, проведение физиотерапии и лечебной гимнастики, а также контроль за процессом реабилитации пациентов.

Обратитесь к нужному специалисту прямо сейчас

Шелехова Виолетта Валерьевна
Стаж 22 года

Врач высшей категории
Терапевт

Гастроэнтеролог

Кардиолог

Обратиться

Огородник Анна Сергеевна
Стаж 4 года

Терапевт

Кардиолог

Обратиться

Абдулхаев Валентин Валентинович
Стаж 13 лет

Терапевт

Пульмонолог

Фтизиатр

Обратиться

1

Супрун Светлана Владимировна
Стаж 23 года

Терапевт

Эндокринолог

Обратиться

Глотов Андрей Васильевич
Стаж 39 лет

Доктор медицинских наук
Терапевт

Иммунолог

Обратиться

Романенко Зоя Ивановна
Стаж 42 года

Врач высшей категории
Терапевт

Гастроэнтеролог

Кардиолог

Обратиться

Методы диагностики афазии

Для постановки правильного диагноза требуется привлечение логопеда, невролога и нейропсихолога. Определить истинную причину расстройства можно по результатам КТ или МРТ головного мозга. Также с целью установления места расположения травмированного участка проводят УЗДГ сосудов головы и шеи, МР-ангиографию, сканирование сосудов головного мозга, люмбальную пункцию.

Установить степень речевого расстройства помогает:

  1. устная проверка;
  2. письменная проверка;
  3. исследование слухоречевой памяти;
  4. определение возможности опознания предметов;
  5. конструктивно-пространственное исследование.

Афазию следует дифференцировать от алалии, дизартрии, тугоухости и УО.

Основные причины развития афазии

В действительности данное заболевание является составляющей клинического проявления иного недуга, который поражает височную, лобную или теменную зоны ГМ. Также расстройство речи может возникать при повреждении нервных структур, передающих импульсы в соответствующие участки коры ГМ. Проявление симптомов и разновидность афазии, скорость развития осложнений будет зависеть от причины утраты вербального общения.

Основные факторы:

  • Внутримозговые новообразования полушарий ГМ.

Лидирующей причиной развития данной патологии являются доброкачественные и злокачественные образования, находящиеся непосредственно в тканях мозга. Опухоли полушарий чаще всего затрагивают как раз те области коры, которые фактически отвечают за механизм работы данной функции. Обычно именно нарушение речи может оказаться симптомом для диагностирования новообразования, поэтому следует очень серьёзно относиться к такому состоянию.

Сосудистые болезни головного ГМ.

Наибольший вес в ряду причин развития данного недуга занимает недостаточность мозгового кровообращения. Различают переходные (транзиторные) или ишемические приступы, которые проявляются в виде острых коротких атак церебрального кровообращения. Они вызывают остановку циркуляции кровотока в определённых участках мозга и сопровождаются локальной симптоматикой, в зависимости от расположения патологического процесса.

Заболевания, у которых основным патологическим процессом является демиелинизация.

В группу демиелинизирующих болезней входят воспалительные заболевания вещества ГМ (абсцесс, лейкоэнцефалит, РС (рассеянный склероз), энцефалит, РЭ. Механизм их развития проявляется в виде повреждения миелиновой оболочки нервных волокон. Миелин отвечает за проводимость нервных импульсов от ГМ. При его повреждении могут развиваться разные симптомы, среди которых и афазия.

Эпилепсия.

Распространённое хроническое нервное заболевание характеризуется образованием в ГМ очага импульсов, вызывающих внезапные судорожные приступы или кратковременное помрачение сознания. Когда судорожный очаг находится в центрах мозга, которые контролируют речь, соответственно это может спровоципрвать развитие афазии.

ЧМТ (черепно-мозговые травмы).

Механические овреждения костей черепа или мягких тканей мозга являются серьёзными факторами, которые могут привести к развитию афазии и провоцируют отклонения, что приводят к утрате некоторых функциональных способностей. Случается, что заболевание возникает не сразу после травмы, а может проявляться в виде последствий.

Отравления.

Множество ядовитых отравляющих веществ, которых при попадании в организм вызывают негативное действие на клетки ГМ и ЦНС. Отравление нейронов сопровождается утратой их функций.

Дегенеративные болезни.

Данная группа хронических заболеваний ЦНС характеризуются постепенной и прогрессирующей гибелью нейронов с дальнейшей утратой некоторых функциональных способностей.

Одновременно с другими неврологическими симптомокомплексами также имеется вероятность развития афазии.

Также в разделе

Воздействие сверхвысокочастотного электромагнитного поля на нервную систему Сверхвысокочастотный (СВЧ) диапазон радиоволн включает деци-, санти- и миллиметровые волны с частотой колебаний соответственно 0,3-3000 мГц, 3-30 000 мГц и 30-300 000 мГц….
Гриппозный энцефалит Вызывается вирусами гриппа А1, А2, А3, В. Возникает как осложнение вирусного гриппа. Вирус гриппа относится к пантропным вирусам; ни один из известных штаммов…
Субтенториальные опухоли головного мозга Среди опухолей задней черепной ямки наиболее часто встречаются опухоли полушария мозжечка, червя, дна IV желудочка и образований, расположенных в боковой…
Ревматический энцефалит Инфекционно-аллергическое заболевание, при котором наряду с поражением суставов, сердца в процесс вовлекается ЦНС. При ревматическом энцефалите имеется…
Болезнь Паркинсона Болезнь Паркинсона — идиопатическое медленно прогрессирующее дегенеративное заболевание ЦНС, характеризующееся замедленностью движений, ригидностью мышц,…
Дрожь в руках Некоторые из нас сталкиваются с тем, что без причин на то начинают дрожать руки — на работе, дома при готовке ужина или в транспорте. Но это не повод сразу же…
Лечение энцефалитов Лечение энцефалитов включает патогенетическую и этиотропную терапию, симптоматические средства, а также восстановительные мероприятия.
Патогенетическая…
Внутричерепные гематомы Внутричерепные гематомы (эпидуральные, субдуральные, внутримозговые, внутрижелудочковые) являются наиболее частой причиной сдавления головного мозга при ЧМТ,…
Причины онемения пальцев рук При полной или частичной потере тактильности говорят об онемении рук. Причины могут быть различными: от временных физических факторов до серьезных патологий….
Интрамедуллярные опухоли Дифференциальный диагноз экстра- и интрамедуллярной локализации опухоли проводится на основании учета закона эксцентрического расположения длинных…

Акустико-гностическая афазия

Когда диагностировано нарушение речи (афазии) этой формы, человек перестает воспринимать слова собеседника на слух. То есть у пациента отсутствует способность к анализу и синтезу звуков. Если поставить себя на место больного, то он будет слышать чужую речь как невнятные для него звуки, неправильно построенное предложение или слова. Опасность этого типа афазии заключается в том, что больной не может самостоятельно диагностировать речевые отклонения, возникшие на фоне полученной травмы или приступа инсульта, что обусловлено сохранением двигательной активности.

Определить развитие патологии может посторонний, если обратит внимание на больного. Пациент понимает смысл предмета, а назвать его точно не может

Если ему показать, например, дверной звонок, он скажет, что это предмет небольшого размера, но в одном слове выразить мысль не сумеет. Это касается сенсорной афазии, а когда она сочетается с акустико-гностической, больной перестает обращать внимание на то, что его собственная речь нарушена.

На первых порах заболевания пациент разговаривает так, что его не смогут понять даже близкие родственники, потому как состоит она исключительно из отдельных букв и звуков.

Правила профилактики афазии

В основном профилактические мероприятия по предупреждению развития данной патологии направлены на предотвращение механического травмирования головы (ЧМТ) и нарушений кровообращения с кислородным голоданием и повреждением мозговой ткани (ишемические повреждения), своевременном обнаружении опухолей в ГМ.

Профилактика включает:

  • Ведение здорового образа жизни.
  • Отказ от употребления алкогольных напитков, наркотиков, курения.
  • Контроль состояния сосудов, предупреждая кислородное голодание (гипоксию) ГМ в результате проблемы циркуляции крови.
  • Предпринимать меры, направленные на профилактику атеросклероза.
  • Контролировать АД, потому что повышенное давление провоцирует сужение сосудов головы.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: