Ошибки в письме

Дизорфография

Симптомы

Симптоматика дизорфографии у младших школьников включает в себя грамматические, пунктуационные ошибки, сложности с освоением теоретического материала.

К основным симптомам относятся следующие нарушения письменной речи:

  • ошибки в анализе орфограмм;
  • смешение букв;
  • затруднения семантического характера;
  • ошибки в написание слов с проверяемыми безударными гласными (дАма — дом);
  • смешение орфограмм (безударные гласные в корне слова и окончании);
  • затруднения с морфемным анализом (смешение предлогов и приставок и др.);
  • неиспользование заглавных букв в начале предложения, при написании имен собственных;
  • ошибки при написании слов с удвоенными согласными, непроизносимыми;
  • неправильное употребление Ь и Ъ;
  • ошибки с переносом слов, расстановкой ударений;
  • различные пунктуационные ошибки;
  • трудности в запоминании названий частей речи, морфологических признаков;
  • формирование собственных ложных правил (пишут ЖИлезо, потому что ШИ, ЖИ пишется только с И и т.д.);
  • сложности с формулированием собственного высказывания в письменной форме;
  • трудности перехода от одного вида деятельности к другому.

Добиться автоматизации письма помогают практические упражнения. Это диктанты, сочинения, списывания.

Патогенез и классификация дизорфографии

Основой дизорфографии являются трудности овладения морфологическими и традиционными принципами письма. Морфемный принцип основан на одинаковом написании частей слова в сильной и слабой позиции. Традиционным принципом орфографии предполагается запоминание словарных слов с опорой на проговаривание, речедвигательную и кинестетическую память. В начальной школе трудности при овладении навыками орфографии можно объяснить:

  • несформированными языковыми функциями – уровню речевого развития детей с дизорфографией характерен ограниченный набор лексических единиц, недостаточное владение навыками словообразования и единиц, недостаточное владение навыками словообразования и словоизменения;
  • несформированной ВПФ – неоконченная латерализация речевых функций, дефицит произвольного внимания и нарушения речеслуховой памяти могут выступать в качестве предпосылок для возникновения орфографических ошибок.

Неоднородное проявление и тяжесть дизорфографии привели к тому, что ее оценивают с разных точек зрения. В связи с чем выделено несколько оснований для ее классификации, но наиболее распространена классификация на основании нарушения грамматических категорий и степени выраженности. В соответствии с лингвистическим подходом, принято выделять три типа дизорфографии:

  • морфологическую – стойкие и множественные ошибки, проявляющиеся во время написания орфографически сложных слов. Ученик не может на письме выделить нужную орфограмму и применить к ней изученное правило;
  • синтаксическую – часто ошибки возникают при определении и обозначении связей в предложении. Обычно это проявляется в неумении правильно расставлять знаки препинания между частями и отдельными членами предложения;
  • смешанную – состоит из систематических грамматических и пунктуационных ошибок, которые не исчезают самостоятельно.

Учитывая количество ошибок в пересчете на 100 орфограмм, и способность решать учебные задачи, выделяют три степени дизорфографии:

  • легкая – 15-20% орфографических ошибок в письменных работах. Большинство заданий и упражнений ученик выполняет на оценку выше средней. а остальные – на среднем и высоком уровне;
  • средняя – 20-30% ошибок в письменной речи, большая часть заданий выполняется на среднем уровне;
  • тяжелая – 30-50% и более ошибок, более половины заданий оцениваются ниже среднего.

Что это

Дизорфография — это стойкое сформированное недоразвитие навыка правильного письма. Ребенок теоретически знает, как нужно написать, но применить правило не может. Он делает одни и те же ошибки, но не понимает, как их исправить, не замечает их в написанном тексте. Педагоги в этом случае говорят об отсутствии орфографической зоркости.

Особенностью дизорфографии является нарастание проблем с грамотностью в процессе обучения в школе. В 1-2 классе школьник делает 30-40 ошибок в одном тексте, а к 5 классу более 80. Это связано с устойчивостью речевого нарушения к коррекции, снижением самооценки ребенка из-за осознания собственного недостатка, повышением уровня сложности речевого материала.

Симптомы и диагностика дизорфографии

Грамматические ошибки у учеников с дизорфографией полиморфны, повторяемы и стойки. Ошибки проявляются на втором году обучения, их количество и разнообразие постоянно растет, что связано с плохим знанием предыдущего учебного материала, усложнением видов письменной речи, например, появлением сочинений и изложений, а также изучением более сложных правил орфографии. Дети затрудняются в усвоении школьной программы по русскому языку.

Ученики, с дизорфографией могут заучивать правила, но не могут повторить их своими словами и применить на письме. Не обладая морфемным анализом, дети испытывают трудности при различении и написании предлогов и приставок и не могут выделить корень, суффикс и окончание в слове. Так как лексический запас у таких детей ограничен, они затрудняются с подбором однокоренных слов, чтобы проверить орфограммы.

Выявлять детей с дизорфографией должен школьный логопед. В начале учебного года специалист должен проводить обследование каждого ученика начальной школы, а для учащихся 2-4 классов, должен проводиться анализ также письменных работ. В процессе логопедической диагностики оценивают:

  • степень понимания речи;
  • владение связной речью и грамматическими нормами;
  • сформированность звукопроизношения и звукослоговой структуры слова;
  • объем словаря.

Изучая письменные работы логопеду необходимо обратить внимание на наличие и преобладающий тип грамматических ошибок, определить степень тяжести нарушения и его характер. Дизорфографию следует дифференцировать от дисграфии, основа которой – нарушения фонематических принципов письма

Также, трудности усвоения и использования грамматических правил могут быть следствием частых заболеваний ребенка и пропусков школы, педагогической запущенности, перевода ребенка на обучение к другому учителю или на другую программу. В таком случае грамматические пробелы носят нестойкий характер и могут преодолеваться при объяснении и усвоении орфографических правил

Дизорфографию следует дифференцировать от дисграфии, основа которой – нарушения фонематических принципов письма. Также, трудности усвоения и использования грамматических правил могут быть следствием частых заболеваний ребенка и пропусков школы, педагогической запущенности, перевода ребенка на обучение к другому учителю или на другую программу. В таком случае грамматические пробелы носят нестойкий характер и могут преодолеваться при объяснении и усвоении орфографических правил.

Сущность и причины дизорфографии

Определение 1

Дизорфография – это одно из специфических расстройств усвоения навыков орфографии, опосредованное нарушениями в речевом онтогенезе и невербальных процессах психики, которое проявляется в устойчивых, частых орфографических ошибках в письме, которые возникают и повторяются несмотря на то, что ученик знает орфографические правила.

Дизорфографию выявляют в процессе диагностики сформированности устной и письменной речи, при анализе рабочих тетрадей учащихся. Коррекционный логопедический процесс состоит из формирования фонетико-фонематического, лексического, грамматического, морфологического и синтаксического компонентов речевой системы.

Вместе с дислексией и дисграфией, дизорфография является одним из нарушений письменной речи. Дизорфографические ошибки начинают появляться к концу второго – началу третьего года обучения в школе, когда дети осваивают морфологический и традиционный принципы правописания, приступают к изучению и применению на письме грамматических правил.

Причины развития дизорфографии крайне неоднородны и многообразны. В логопедии дизорфография рассматривается и изучается комплексно, с точки зрения педагогики, медицины и психологии. Принято выделять несколько групп этиологических факторов:

  • нарушения устной и письменной речи – в дошкольный период у детей с дизорфографией встречается функциональная дислалия или стертая дизартрия, но при поступлении в школу обычно встречается стертое выражение общего недоразвития речи;
  • отягощенный соматический статус – обычно у детей отмечается резидуально-органическое поражение ЦНС, которым объясняются патоморфологические механизмы трудностей обучения грамоте. Группой риска являются часто болеющие младшие школьники;
  • школьная незрелость – психосоматическая ослабленность или педагогическая запущенность ребенка, что вызывает незавершенность созревания определенных структур мозга и психических функций на момент начала обучения. Дизорфография может быть инициирована перегруженностью ученика начальной школы учебными материалами.

Как же определить есть дизорфография или нет?

Необходимо обратить внимание, какие ошибки допускает школьник, как правило, они будут носить не системный характер, одно и то же слово ученик может написать и правильно и не правильно.

В тетрадях школьников с дизорфографией можно увидеть следующие ошибки (проявления дизорфографии):

• неверное написание словарных слов (плоток, сапаги, ягада);

• неверное написание безударных гласных в корне слова (марской, кашачий);

• неверное написание гласных после ш,ж,щ и ц (ципленок, цырк);

• ошибки в написании личных окончаний глаголов (гладют, носют);

• ошибки в суффиксах (серебреный,беседывать);

• неверное написание звонких и глухих согласных (сруп, винограт).

Сложности возникают и при переносе слов (крол-ик, ста-ль, ко-шка). И это далеко не полный перечень допускаемых ошибок, любые правила русского языка с трудом усваиваются и применяются на практике.

Наряду с ошибками допускаемыми на письме наблюдается и недостаточное развитие других речевых функций

Детям трудно подобрать нужное слово, им не важно как звучит их речь, они не стремятся исправить возникающие ошибки, а иногда их вовсе не замечают. Не могут определить сколько слогов в слове, составить слова из данных слогов

Школьником сложно понять, в чем разница между лексическим и грамматическим значением слова. Не усваиваются грамматические категории (род, склонение, спряжение и др.), а, следовательно, и возможность ими оперировать. Сложно определить в слове ударный слог и гласный.

Зачастую всего этого можно избежать, если уделить достаточное внимание речевому развитию ребёнка в дошкольном возрасте. Ведь именно тогда закладывается база знаний, «чувство языка», на основе которой и происходит усвоение грамматических правил

Это вовсе не означает, что дошкольника нужно нагружать специальными занятиями. Достаточно просто общаться с малышом, рассказывать ему о предметах окружающего мира, читать книги, играть. Именно общение со родителями помогает ребёнку познать окружающий мир и накопить достаточный словарный запас.

Важен не только больший объем словаря, но и понимание значения слов, что в будущем поможет ребёнку подбирать однокоренные слова.

В школьном же возрасте, если у родителей или учителей есть подозрения, что у ребенка дизорфография, необходима консультация логопеда, который проведет детальную диагностику речи и сможет подобрать индивидуальную программу по преодолению этого сложного нарушения.

Работа по устранению дизорфографии проводится в несколько этапов:

• Диагностический этап. Логопед изучает процессы чтения и письма, выявляют индивидуальные речевые особенности и особенности мышления, внимания, памяти. При необходимости рекомендует консультацию психолога.

• Подготовительный этап: на этом этапе изучаются зрительная память и способность узнавать предметы; развивают мыслительные операций, внимания, память, мелкую. Проводится работа по снятию негативных реакций, неуверенности в себе.

• На третьем, коррекционном этапе, устраняются основные ошибки, которые есть у школьника. Кроме этого, если есть необходимость, устраняются недостатки звукопроизношения, чтения и письма.

• Четвертый этап направлен на оценку эффективности проведённой коррекционной работы. Проводится повторная диагностика.

В заключении приведём пример из логопедической практики:

Азад, 4 класс

Пример диктанта: «Наша школ болшая в сюду тиха идут уроки наш класс светлые у доски дима Дима пишит мы тожпишм в тетрадих».

При обследовании у ребенка была выявлена низкая самооценка, он плохо ориентировался в пространстве. Бедный словарный запас, сложности в подборе слов, наличие аграмматизмов. Недостаточная слухоречевая память. Рекомендована консультация психолога.

Заключение: дисграфия, дизорфография.

В результате коррекционной работы количество допускаемых ошибок уменьшилось, повысилась успеваемость по русскому языку.

Телефон в Санкт-Петербурге:

Ежедневно с 10:00 до 21:00

Отзывы:

«Я не правильно произносил звуки Ш и Ж на протяжении уже почти 50-ти лет. Стал заниматься с логопедом. Через 8 занятий дефекты ушли напрочь, говорю правильно и красиво. Чрезвычайно доволен». Щедров Виктор

«Хочу выразить благодарность Елене Анатольевне. У меня были проблемы с произношением звуков и , с ее помощью мы поставили их на место. Было нелегко вводить их в повседневную речь, но это того стоило! За месяц (7 посещений) я достиг невероятных результатов и горжусь этим! Спасибо вам большое!» Михаил, 17 лет

Коррекция дефекта

  1. Совершенствование фонетики, уточнение техники произношения звуков, развитие слуха и его восприятия, анализа произношения слов и синтеза, работа с ударениями. В процессе работы логопеда с ребенком стоит задача научить школьника владеть словами и буквами, проводить анализ.
  2. Разнообразие лексики. Работа с лексикой направлена на обогащение запаса слов, уточнение их значения, формирование знаний оперирования словами в процессе разговора. Логопед обучает синонимам, антонимам, фразеологизмам и другим лексическим оборотам.
  3. Усвоение грамоты. Данные занятия подразумевают изучение характеристик всех частей речи, что помогает сформировать навыки изменения слов в процессе разговора, умение составлять рассказы.
  4. Образование слов. Коррекция на этом этапе происходит путем объяснения ребенку моделей образования слов при помощи суффиксов, приставок, окончаний. Во время занятий главной целью становится формирование выделения у слов общего корня. В дальнейшем ребенок в состоянии самостоятельно анализировать слово и использовать различные правила родного языка.
  5. Развитие понятия синтаксис. Специалист проводит занятия при синтаксических и смешенных формах. Школьник учится работать с предложениями, определять их структуру, выделять главные и второстепенные члены, расставлять знаки препинания.
  6. Развитие самостоятельного контроля орфографии. Подразумевает закрепление правил родного языка и формирование умения использовать орфограммы и находить ошибки, применять правила.

Важно!Параллельно с корректирующими занятиями нужно обязательно проводить работу по развитию речи и слуха, зрительной памяти, внимательности, языковому мышлению, аналитической и синтетической деятельности. Все эти процессы играют огромную роль в усвоении письменных принципов, формируют самостоятельный контроль в процессе усвоения школьной программы и деятельности

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: