Восстановление речи после инсульта

Логопед-афазиолог

Где получить необходимое образование

Стать логопедом-афазиологом возможно, поступив на соответствующий факультет специализированного вуза.

Если вы уже имеете диплом высшего учебного заведения о медицинском, психологическом или дефектологическом образовании – можно воспользоваться предложением учреждений дополнительного образования и пройти курсы повышения квалификации.

Если ваше образование никак не касается логопедии и дефектологии, сначала следует пройти профессиональную переподготовку. Получить необходимые знания и освоить профессию логопеда-афазиолога поможет наш курс, составленный опытными специалистами и имеющий удобный дистанционный формат обучения:

Требования к Слушателям:

Обратите внимание! При поступлении Вам не нужно сразу отправлять бумажные документы почтой. Достаточно прислать специалисту приемной комиссии фото Ваших документов, а также осуществить удаленное заключение договора, и в течении месяца с начала обучения отправить оригинал договора почтовой службой

Для поступления гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании * .
  2. Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
  3. Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
  4. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).

Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников Приёмной комиссии по телефону или через форму обратной связи.

* программой дополнительного профессионального образования могут быть установлены дополнительные требования к категории обучающихся.

Срок обучения: 1 неделя.

Наименование модулей и тем

Общая трудоемкость, в акад. час.

Работа обучающегося в СДО, в акад. час.

Формы промежу-точной и итоговой аттестации (ДЗ, З)

Практи-ческие занятия и тести-рование

Модуль I. Афазия в системе речевых нарушений

Этиология, патогенез, классификация афазии

Речевая и неречевая симптоматика при различных формах афазии

Особенности логопедического обследования при афазии

Модуль II. Содержание логопедической работы по восстановлению речевых функций при афазии

Основные направления восстановительного обучения при афазии

Оставить заявку на обучение

  • Описание
  • Преподаватели
  • Отзывы

Продолжительность обучения: 72 учебных часа

  • лекции: 39 учебных часов
  • практические занятия: 32 учебных часа
  • тестирование: 1 учебный час

Программа включает в себя теоретический материал о механизмах речевого расстройства, принципах дифференциальной диагностики афазий, приемах коррекционно-восстановительной работы; дает возможность получения практических навыков диагностирования и проведения индивидуальных и групповых восстановительных мероприятий, знакомит как с классическими, так и с инновационными методами реабилитации больных с афазиями.

Цель

  • обеспечение специалистов-нейрореабилитологов (логопедов, клинических и медицинских психологов, неврологов) более глубокими знаниями и практическими навыками в области диагностики и коррекционно-восстановительной работы с людьми, имеющими речевые нарушения, возникшие в процессе их жизнедеятельности вследствие заболевания (сосудистые катастрофы, травмы и пр.);
  • формирование навыков принятия квалифицированных решений в различных ситуациях, возникающих при работе с пациентами, имеющими речевые и когнитивные расстройства.

Планируемые результаты обучения

В результате проведенного курса повышения квалификации слушатели должны:

1) Знать:

  • принципы анализа структуры речевого дефекта при афазиях;
  • схемы протоколов обследования;
  • традиционные и альтернативные методы и приемы восстановительной работы;
  • основы мультидисциплинарной реабилитации;
  • методологию оценки результативности реабилитационного цикла.

2) Уметь:

  • проводить тестирование пациента с целью выявления афазии;
  • устанавливать вид и степень тяжести афазии;
  • выявлять реабилитационный потенциал пациента;
  • определять реальную цель текущего курса реабилитации;
  • разрабатывать адекватную речевому дефекту коррекционно-восстановительную программу;
  • квалифицированно, в соответствии с дидактическими принципами, проводить индивидуальные и групповые занятия с пациентами.

Учебный план

Тема
1 Функциональные блоки мозга
2 Методы нейровизуализации
3 Кровоснабжение головного мозга
4 Классификация афазий
5 Афферентная афазия
6 Эфферентная афазия
7 Динамическая афазия
8 Акустико-гностическая афазия
9 Акустико-мнестическая афазия
10 Семантическая афазия
11 Амнестическая афазия
12 Проводниковая афазия
13 Дифференциальная диагностика афазий и других нарушений речи
Итоговое занятие

По окончании обучения слушателям курсов, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации в объеме 72 часов (лицензия № 8846-л от 27.05.2016).

Логопед-афазиолог – полезная профессия, о которой колоссальное число обывателей, не связанных с миром медицины, даже не догадываются. Тем не менее, знать об этой профессии необходимо каждому, ведь услуги этого специалиста способны восстановить качество жизни после перенесенных травм и патологий.

Описание курса

Данный курс позволит вам освоить востребованную и высокооплачиваемую профессию логопеда-афазиолога.

И получить все знания и навыки, необходимые для успешной карьеры:

•Правовые основы профессиональной деятельности;

•Профессиональные стандарты, компетенции и должностные инструкции;

•История возникновения, становления и развития логопедии и афазиологии;

•Теоретические основы и практические аспекты профессиональной деятельности;

•Речевые расстройства у детей и взрослых и их виды и т.д.

В результате обучения вы получаете диплом о профессиональной переподготовке установленного образца, который даёт право на ведение профессиональной деятельности.

Результаты и перспективы:

  • Вы умеете вести деятельность логопеда-афазиолога, компетентны в проведении диагностики патологий речи и организации коррекционной работы с пациентами.
  • Вы способны устанавливать тип афазии, применять современные методики лечения нарушений внешней и внутренней речи, письменной речи, дизартрии, заикания.
  • Вы можете трудоустроиться логопедом-афазиологом в медицинские организации, в неврологические отделения многопрофильных больниц, реабилитационные центры и другие учреждения здравоохранения. Овладение этой профессией позволит вам дать шанс людям, пережившим повреждение мозга, на возвращение к нормальной жизни.

СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ

1. Стадия  грубых  расстройств

1. Накопление обиходного пассивного словаря:

— показ картинок с изображением предметов и действий по их названиям, функциональным, классификационным и другим признакам

— показ картинок с изображением предметов, относящихся к определённым категориям («одежда», «посуда», «мебель» и т.д.);

— показ частей тела на картинке и у себя;

— выбор правильного названия предмета и действия среди верных и конфликтных обозначений с опорой на картинку.

2. Стимуляция понимания ситуативной фразовой речи:

— ответы на вопросы словами «да», «нет», утвердительным или отрицательным жестом;>

— выполнение простых устных инструкций;

— улавливание смысловых искажений в деформированных по смыслу простых фразах.

3. Подготовка к восстановлению письменной речи:

— раскладывание подписей к предметным и простым сюжетным картинкам;

— ответы на вопросы в простом диалоге с опорой на зрительное восприятие текста вопроса и ответа;

— письмо слов, слогов и букв по памяти;

— «озвученное чтение» отдельных букв, слогов и слов (больной читает «про себя», а педагог вслух);

— выработка связи «фонема–графема» путём выбора заданной буквы и слога по названию, письмо букв и слогов под диктовку.

2. Стадия  расстройств  средней  степени

1. Восстановление фонематического слуха:

— дифференциация слов, различающихся по длине и ритмической структуре;

— выделение одинакового 1-го звука в словах различной длины и ритмической структуры, например: «дом», «диван» и т.д.;

— выделение различных 1-х звуков в словах с одинаковой ритмической структурой, например, «работа», «забота», «ворота» и т.д.;

— дифференциация близких по длине и ритмической структуре слов с дизъюнктными и оппозиционными фонемами путём выделения дифференцируемых фонем, заполнения пропусков в словах и фразах; улавливание смысловых искажений во фразе; ответы на вопросы, содержащие слова с оппозиционными фонемами; чтение текстов с этими словами.

2. Восстановление понимания значения слова:

— выработка обобщённых понятий путём классификации слов по категориям; подбор обобщающего слова к группам слов, относящихся к той или иной категории;

— заполнение пропусков во фразах;

— подбор определений к словам.

3. Преодоление расстройств устной речи:

— «наложение рамок» на высказывание путём составления предложений из заданного количества слов (инструкция: «Составьте предложение из 3-х слов!» и т.д.);

— уточнение лексического и фонетического состава фразы с помощью анализа вербальных и литеральных парафазий, допущенных больным;

— устранение элементов аграмматизма с использованием упражнений по «оживлению» чувства языка, а также анализа допущенных грамматических искажений.

4. Восстановление письменной речи:

— закрепление связи «фонема–графема» путём чтения и письма букв под диктовку;

— различные виды звуко-буквенного анализа состава слова с постепенным «свёртыванием» внешних опор;

— письмо под диктовку слов и простых фраз;

— чтение слов и фраз, а также простых текстов с последующими ответами на вопросы;

— самостоятельное письмо слов и фраз по картинке или письменный диалог.

2. Стадия  лёгких  расстройств

1. Восстановление понимания развёрнутой речи:

— ответы на вопросы в развёрнутом неситуативном диалоге;

— прослушивание текстов и ответы на вопросы по ним;

— улавливание искажений в деформированных сложносочинённых и сложноподчинённых предложениях;

— осмысление логико-грамматических оборотов речи;

— выполнение устных инструкций в форме логико-грамматических оборотов речи.

2. Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структуры слова:

— подбор синонимов в качестве однородных членов предложения и вне контекста;

— работа над омонимами, антонимами, фразеологизмами.

3. Коррекция устной речи:

— восстановление функции самоконтроля путём фиксации внимания больного на своих ошибках;

— составление рассказов по серии сюжетных картинок;

— пересказ текстов по плану и без плана;

— составление планов к текстам;

— составление речевых импровизаций на заданную тему;

— речевые этюды с элементами «ролевых игр».

4. Дальнейшее восстановление чтения и письма:

— чтение развёрнутых текстов, различных шрифтов;

— диктанты;

— письменные изложения;

— письменные сочинения;

— усвоение образцов поздравительных писем, деловой записи и т.д.

Восстановительное обучение при разных формах афазии

В статье рассматривается программа, конкретные шаги и методика восстановительного обучения при следующих формах афазии: эфферентная моторная афазия, динамическая афазия, афферентная моторная, сенсорная, акустико-мнестическая, семантическая и амнестическая афазия. В зависимости от формы афазии, степени выраженности дефекта, этапа заболевания, индивидуальных особенностей нарушений речи комплексное использование рассмотренных методов восстановления устной и письменной речи помогут человеку адаптироваться к жизни с этим приобретенным расстройством.

Восстановительное обучение основано на одном из самых важных свойств головного мозга–способности к компенсации. Для восстановления нарушенных функций используются как прямые, так и обходные компенсаторные механизмы.

Прямые растормаживающие методы работы в основном используются в индивидуальной стадии заболевания и рассчитаны на активизацию резервных внутрифункциональных возможностей.  Обходные методы подразумевают компенсацию на основе перестройки самой нарушенной функции благодаря межфункциональным перестройкам. Иначе говоря, восстановительный эффект достигается за счёт введения новых, «обходных» способов выполнения тех или иных речевых или гностико-праксических операций.

Необходимо также строго учитывать особенности каждого конкретного случая заболевания.

Восстановительное обучение проводится по специальной, заранее разработанной программе. Программа должна включать определённые задачи и соответствующие им методы работы, дифференцированные в зависимости от формы афазии (апраксии, агнозии), степени выраженности дефекта, этапа заболевания, индивидуальных особенностей нарушений речи, но восстановительная работа в ней должна вестись над всеми сторонами нарушенной функции, а не только над теми, которые пострадали первично.

Кроме того, восстановительное обучение прежде всего должно быть направлено на восстановление коммуникативных способностей больных. Необходимо вовлечение больного в общение не только на занятиях, но и в семье, а также в общественных местах.

ДИНАМИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

1. Стадия  грубых  расстройств

1. Повышение уровня общей активности больного, преодоление речевой инактивности, организация произвольного внимания:

— выполнение различных видов неречевой деятельности ( рисование, лепка и т.д.);

— оценка искажённых изображений, слов, фраз и т.д.;

— ситуативный, эмоционально значимый для больного диалог;

— прослушивание сюжетных текстов и ответы на вопросы по ним в форме утвердительно-отрицательных жестов или словами «да», «нет».

2. Стимулирование простых видов коммуникативной речи:

— автоматизация в диалогической речи коммуникативно значимых слов: «да», «нет», «могу», «хочу», «буду», «надо» и т.д.;

— автоматизация отдельных штампов коммуникативной, побудительной и вопросительной речи: «дай», «иди сюда», «кто там?», «тише!» и т.д.

3. Преодоление расстройств речевого программирования:

— стимулирование ответов на вопросы с постепенным уменьшением в ответе слов, заимствованных из вопроса;

— конструирование фраз простейших синтаксических моделей с опорой на фишки и простую сюжетную картинку;

— выполнение простых грамматических трансформаций по изменению слов, составляющих фразу, но предъявляемых в номинативных формах;

— раскладывание серии последовательных картинок соответственно заключённому в них сюжету.

4. Преодоление расстройств грамматического структурирования

5. Стимулирование письменной речи:

— раскладывание подписей под картинками;

— чтение идеограммных слов и фраз.

2. Стадия  расстройств  средней  степени  выраженности

1. Восстановление коммуникативной фразовой речи:

— конструирование простой фразы;

— составление фраз по сюжетной картинке с помощью метода фишек и постепенное «свёртывание» числа внешних опор;

— составление рассказа по серии последовательных картинок;

— развёрнутые ответы на вопросы в диалоге;

— составление простых диалогов по типу речевых этюдов: «В магазине» – диалог покупателя и продавца, «В сберкассе», «В ателье» и т.д.

2. Преодоление персевераций в самостоятельном устном и письменном высказывании:

— показ предметов на картинках и в комнате, частей тела (в произвольном порядке, по отдельным названиям и сериями названий);

— оканчивание фраз различными словами;

— подбор слов заданных категорий и в заданных количествах, например два слова, относящихся к теме «Одежда», и одно слово, относящееся к теме «Посуда» и т.д.;

— письмо цифр и букв в разбивку (под диктовку);

— письмо под диктовку слов и фраз, способствующих выработке смысловых и двигательных переключений;

— элементы звуко-буквенного анализа состава слова: складывание простых слов из букв разрезной азбуки;

— заполнение пропусков в словах;

— письмо простых слов по памяти и под диктовку.

3. Стадия  расстройств  лёгкой  степени  выраженности

1. Восстановление спонтанной коммуникативной фразовой речи:

— развёрнутый диалог на различные темы;

— конструирование фраз по сюжетной картинке с постепенным уменьшением числа внешних опор;

— автоматизация фраз определённых синтаксических моделей в спонтанной речи;

— накопление глагольного словаря и «оживление» смысловых связей, стоящих за предикатом (с помощью поставленных к нему вопросов);

— чтение и пересказ текстов;

— «ролевые беседы», обыгрывающие определённую ситуацию;

— «речевые импровизации» на заданную тему;

— развернутые изложения текстов, сочинения;

— составление поздравительных открыток, писем и т.д.

Апраксия

При апраксии человек лишается возможности воспроизводить определенные движения и разговаривать в результате таких патологий, как инсульт, опухоль, травма мозга, болезнь Альцгеймера, Хантингтона и других.

Существует множество классификаций апраксии, из которых складывается диагноз:

  • по типу сторон поражения: односторонняя или двусторонняя;
  • по локализации поражения мозга: лобная, кортикальная, моторная, билатеральная и премоторная;
  • по типу расстройства: амнестическая, оральная, кинестетическая, артикуляционная, акинестестическая, афферентная, конструктивная, идеокинетическая, идеаторная и пространственная.

Учитывая разнообразие проявлений апраксии и факт наличия органического поражения, над пациентом должны работать нефролог, физиотерапевт, соцработник, логопед-афазиолог. Восстановление речи – длительный процесс, и даже небольшой прогресс можно смело считать хорошим результатом.

Обучение

Афазиолог – перспективная и важная профессия. Восстановление качества жизни человека после инсульта или травмы – важная часть профессиональной деятельности и социальных взаимосвязей. Поэтому овладение этой профессии позволит дать шанс людям, пережившим повреждение мозга, на возвращение к нормальной жизни.

Курсы логопеда-афазиолога разработаны специально для логопедов, которые могут повысить уровень своей квалификации. На занятиях будущие афазиологи научатся правильно подбирать программу для восстановления речи в зависимости от типа афазии, освоят все необходимые упражнения, получат навыки психологической подготовки для работы с пациентами.

После завершения учебного процесса учащиеся будут проэкзаменованы, и, в случае положительного результата, получат удостоверения о повышении квалификации, и могут изучать вакансии логопеда-афазиолога на рынке труда.

Вызов специалиста на дом

Вызов логопеда-афазиолога на дом зачастую бывает необходимостью. Например, если человек обездвижен или испытывает трудности с передвижением.

При выборе логопеда-афазиолога на дом отзывы имеют колоссальное значение. Ведь нужно быть уверенным не только в компетентности специалиста, но и в его добропорядочности.

Но найдя хорошего врача, который сможет проводить занятия на дому у пациента, можно быстрее добиться прогресса в лечении. Больной будет в комфортной для него обстановке, не будет утомлен дорогой в медицинский центр.

Единственным недостатком метода является то, что не в каждом городе можно найти специалиста, который будет работать над речью своего пациента на его территории. То есть, найти логопеда-афазиолога в СПб или Москве едва ли составит труда, а вот жителям маленьких городов придется потрудиться, чтобы найти врача.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: