Константность восприятия
Одни и те же объекты мы можем воспринимать в разных условиях, например при разной освещенности или под разными углами зрения. Задача восприятия здесь — сгладить эти различия и представить сознанию не принципиально новый объект, но тот же самый, только в окружении несколько изменившихся обстоятельств. Если бы у восприятия не было свойства константности, тогда человек, повернувшийся к нам другим боком, воспринимался бы нами как новый человек, а, отойдя от своего дома, не узнали бы его. Наиболее заметно константность восприятия наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.
Константность восприятия цвета состоит в относительной неизменности видимого цвета при изменении освещения. Например, кусок угля в летний солнечный полдень будет примерно в восемь-девять раз светлее, чем мел в сумерки. Однако мы воспринимаем его окраску как черную, а не белую. В то же время цвет мела даже в сумерках для нас будет белым.
Явление константности восприятия цвета обусловливается совокупным действием ряда причин, в том числе адаптацией к общему уровню яркости зрительного поля светлостным контрастом, а также представлениями о действительном цвете предметов (основанными на прошлом опыте) и условиях их освещенности.
Константность восприятия величины предметов состоит в относительном постоянстве видимой величины предметов при их различной удаленности от наблюдателя. Если от нас отошел человек, нам не кажется, что он стал меньше ростом, хотя его образ на сетчатке глаза и стал меньше. На константность восприятия величины оказывает влияние как физиология глаза, так и жизненный опыт. На расстояниях до 10-15 метров мы в состоянии довольно точно определить расстояние до оцениваемого объекта, сделать на это коррекцию и определить объективный размер. На больших расстояниях мы не можем точно оценить размер объекта, но жизненный опыт нам подсказывает, что подавляющее большинство объектов просто так не меняют свою величину. Поэтому, если от нас отошел человек или отъехала машина на 50-100 метров, нам не кажется, что они стали меньше.
Статьи
Сенсорные системы человекаСвязь с внешним и внутренним миром
Сенсорные системы человека — это его органы чувств, приемники дистантных и контактных ощущений, связывающие человека с внешним и внутренним миром, преобразующие ощущения в восприятие. Основные виды ощущений: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус и др.
Виды ощущенийЗрение, слух
Сетчатка глаза — передний край мозга, его зрительный анализатор, дистантный рецептор. Ахроматические и хроматические зрительные ощущения. Слуховые ощущения: сила, высота, тембр и длительность звучания. Фонематический слух. Музыкальный слух. Шумы и шорохи.
Виды ощущений 2Обоняние, осязание, вибрационные и проприоцептивные ощущения
Подчинение вибрационной чувствительности слуховой и зрительной. Обоняние: запахи, феромоны. Вкусовые, тактильные, температурные, болевые ощущения. Защитные функции ощущений. Кинестезия и двигательные рецепторы. Вестибулярное чувство.
Персептивная система человекаТеории восприятия, свойства и физиология восприятия
Персептивная система: восприятия и ощущения. Свойства восприятия: скорость, предметность, избирательность, целостность и постоянство. Теории восприятия, физиология восприятия.
Классификация и формы восприятияСущность восприятий
Одиночные и сложные восприятия могут быть зрительными, слуховыми, осязательными, кинестезическими, обонятельными и вкусовыми, пространственными, времени и движения. Иллюзии восприятия. Восприятия: цвета и освещенности, размера, контрастности.
Тестирование восприятияИсследование и тренировка восприятия
Тестирование и тренировка восприятия с помощью игровых вариантов пакета »Ягуар»: статического и динамического глазомера, восприятия пространственных признаков, восприятия времени, реакции на движение. Тренировка сенсомоторных процессов.
Виды восприятия
Различают несколько классификаций видов восприятия (рис. 6):
Рис. 6. Виды восприятия
Восприятие пространства. Чувственно-наглядное отображение пространственных свойств вещей (их величины
и формы), их пространственных отношений (расположения относительно друг друга и воспринимающего предмета и в
плоскости, и в глубину) и движений. Они задействуют все чувства для восприятия пространства. В то же время
восприятие пространства происходит на основе совместной деятельности визуального, двигательного и
вестибулярных анализаторов. Согласно полученным данным, у человека, который видел пространство до 95
процентов и более, имеется зрение.
Восприятие движения. Отражение изменений положения объекта в пространстве и во времени — это
восприятие направления и скорости перемещения объекта по отношению к наблюдателю. Объект и событие являются
одновременно отраженными друг в друге (или же отражаемыми как объект).
Восприятие времени. Отображает объективную длительность и последовательность событий. Время – это
ритмическая смена возбуждения с торможением на больших полушариях головного мозга. В восприятии времени
участвуют различные анализаторы системы; наиболее точную дифференцировку промежутка между событиями
осуществляют кинестетический и слуховой ощущения. И.М. Сеченов считал слуховой памятью измерение времени, а
слуховую память – временем. В этом смысле, длительные периоды времени в значительной мере определяются
характером переживаний, которые они имели на протяжении периода, и эмоциональным состоянием субъекта.
Восприятие человека человеком – это процесс психологического познания людьми друг друга, который
происходит в процессе непосредственного общения. Здесь задействованы все уровни психического отражения,
начиная от ощущения и заканчивая мышлением. В этом месте мы переходим к тому, что восприятие человека людьми
подчинено законам психического отражения, хотя объект восприятия является особым социальным значением среди
других предметов окружающего человека мира. Особая социальная значимость личности и ее объекта в процессе
восприятия, делает его на первом месте в процессе познания
Самое главное внимание при восприятии нового для
себя объекта уделяется таким особенностям внешности, которые наиболее значимы в отношении психических
свойств человеческой личности — экспрессии лица и выражению движений тела. Основные элементы человеческого
лица, как комплексного раздражительного фактора — волосы (прическа) или глаз
При восприятии людьми друг друга происходит образование представлений людей друг о друге, умение различать
характерные черты характера, возможности человека, интересы, эмоциональные особенности, профессию людей и
т.п. В основном, это относится к профессиональной характеристике личности – как наиболее значимой в
социальном плане. Понимание профессиональной характеристики формируется более устойчивой позицией к личности
по сравнению с первым впечатлением, которое складывается на основе оценки привлекательности внешнего
вида.
Восприятие сложных звуков, как правило, происходит их обработка слуховым анализатором звуков сложного
спектрального состава, как правило, изменяющегося в течение времени по алгоритму, разработанному для данного
источника. Мир сложных звуковых явлений имеет большое разнообразие, однако в нем есть ряд групп, которые
имеют общие признаки и принципы восприятия. К таким группам относятся: звуки синтетического материала
(технических сооружений), голосовые звуки, звуки речи; музыкальные звуки.
Восприятие устной речи — эта функция является одной из высших психических функций человека. В этом
виде речевой деятельности, как слушания (аудирования), внутренняя психическая сторона состоит в восприятии
устной речи.
Речевое восприятие — это неоднородный процесс. При рассмотрении этого процесса с генетической или
функциональной точки зрения, можно выделить уровни различения и опознавания. С точки зрения характера
обработки речевого сигнала выделяют сенсорный, перцептивный и смысловую уровни восприятия, в процессе
восприятия устной речи происходит акустическая обработка и выделение звуков в состав слова, который узнается
на перцептивном уровне. С помощью смыслового уровня устанавливается значение слова и всего сообщения в
целом.
Перцептивные действия
Когда человек совершает движения по опознанию предмета или явления, это называется перцептивным действием. Иными словами, перцептивность — определённый процесс по обнаружению объекта, воспринимаемого соотносительно с имеющимися образами в памяти.
Различают четыре уровня перцептивного действия:
- Обнаружение предмета.
- Различение.
- Идентификация и опознание.
Любой сенсорный процесс начинается с обнаружения и определения, являясь реакцией на стимул. Следующая стадия — это различение, которое формирует перцептивный образ эталона, параллельно начинаются опознавательные процессы. С помощью идентификации сравнивается воспринимаемый объект с образом, хранящимся в памяти. Объект считается опознанным, когда отнесён к определённому классу объектов.
Основные свойства
Предметность
Способность живых организмов отображения объектов и явлений в реальном мире не в форме отдельных предметов. Не является врожденным свойством перцепции, а появляется и совершенствуется в процессе индивидуального развития организма, начиная с первого года жизни.
Целостность
Перцепция дает целостный образ предмета или явления, в отличие от ощущения. Это происходит путем обобщения информации о свойствах, качествах предмета или значении явления, полученной в виде различных ощущений. Составляющие ощущения прочно связаны между собой, что создает единый образ объекта, который возникает, даже если на организм действуют только отдельные компоненты предмета. По-другому, целостность перцепции выражена в том, что происходит достраивание полученной информации до полноценного образа даже при отсутствии некоторых характеристик.
Структурность
Восприятие чаще всего не является суммой мгновенных ощущений организма, а также их проекцией. Воспринимается обобщенная структура, сформированная в течение определенного отрезка времени. В качестве примера структурности может приводиться мелодия, ноты которой будут еще долго оставаться в сознании, когда поступает информации о звучании следующей ноты. Чаще всего воспринимается в целом структура мелодии.
Постоянство
Константность – это относительное постоянство определенных признаков объектов при изменении их восприятия
Пример: движущийся вдали грузовик все равно будет восприниматься как большой объект, не беря во внимание то, что его изображение на сетчатке глаза будет гораздо меньше, чем то же самое изображение, но непосредственно возле грузового автомобиля
Иллюзия восприятия – это ошибочное или искаженное восприятие. Данный процесс определяется:
- По субъективным причинам (эмоциональное отношение, направленность и т.д.).
- По физическим факторам и явлениям (положение предмета в пространстве, освещенность и т.п.).
Апперцепция – это восприятия на основе прежних представлений об объекте. При этом процессе значительную роль играют знания организма, опыт и практика, связанные с данным объектом. Также влияют эмоции и установки, изменяющие содержании перцепции.
Активность
Воспринимается только отдельный предмет или группа предметов, остальные же объекты реального мира не отражаются в сознании и служат фоном восприятия.
Осмысленность
Образы восприятия всегда имеют определенный смысл и\или значение. Процесс осмысления информации может проходить в структурно-логической форме. Выделяют четыре этапа осмысленности:
- Выделение комплекса стимулов из общей информации и осознание, что данные стимулы относятся к одному определенному объекту.
- Поиск аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса стимулов, с помощью которых можно провести идентификацию предмета.
- Приписывание объекта к определенной категории и поиск дополнительных свойств, которые будут подтверждать или опровергать правильность данного приписывания.
- Формирование вывода об объекте и добавление ему еще не воспринятых признаков, которые характеризуются для предметов из его категории.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что восприятие является в большей степени интеллектуальным процессом.
Подробнее о сенсорном развитии малышей до 1 года
Начинать сенсорное развитие малышей можно практически с самого их рождения. Конечно, это не получится делать в игровой форме и вам больше придется заниматься демонстрацией. В первые месяцы восприятие мира малышами происходит путем осязания и обоняния. Поэтому для них важен постоянный тактильный контакт с мамой. Некоторые родители придерживаются радикальных методов воспитания детей и стараются с рождения «не приучать к рукам», решают не укладывать ребенка рядом с собой спать, чтобы он привыкал к своей кроватке. Такие методы имеют место быть и пользуются популярностью, но мы советуем не увлекаться ими, а помнить, что совместный сон и пребывание на руках для новорожденного малыша крайне полезно с точки зрения сенсорного и эмоционального развития. Притом крайне полезно не просто брать ребенка, а вместе с ним купаться, носить в специальном слинге, делать массаж ручек и ножек.
Полезно выкладывать малышей на разные поверхности (шелк, мех, хлопок и т.п.). Совсем маленьким вполне достаточно демонстрации однотонных предметов, а начиная с трех месяцев уже можно вводить яркие многоцветные. Также с трех месяцев хорошо начинать выполнять пальчиковые упражнения, показывать ребенку его отражение в зеркале, вид из окна.
Внимание: не рекомендуется давать малышам для игр предметы из личного обихода, например, мамино зеркальце из набора косметики. Вы можете приобрести игрушку для ребенка до года (следите за маркировкой 0+), в которой имеется безопасная зеркальная вставка
Положительно на настроение и самочувствие детей влияет прослушивание приятной инструментальной музыки. На просторах интернета можно найти композиции, созданные специально для новорожденных малышей. В такой музыке, помимо самой мелодии, звучит тихое сердцебиение, что помогает малышу «вспомнить» себя в утробе мамы.
Когда придет время вводить прикорм, лучше всего это делать с однокомпонентных блюд. Это правильно и полезно не только с точки зрения профилактики аллергических реакций, но и для формирования представления об отдельных вкусах. И помните: никаких приправ и специй, только натуральные природные вкусы!
Примеры интересных игр для сенсорного развития детей разных возрастов
Мы подготовили для вас несколько примеров игр, полезных для сенсорного развития детей:
- Счетные палочки. Купите в канцелярском магазине счетные палочки разных цветов. Высыпайте их на стол перед ребенком и предлагайте ему рассортировать их по цвету. Обязательно похвалите малыша, если он правильно выполняет задание, но не ругайте, когда он ошибается. Старайтесь комментировать каждое действие.
- Найди цветок. Вырежьте из картона несколько бабочек и цветочков разных цветов (используйте только центральные оттенки). Предложите малышу посадить каждую бабочку на «её» цветочек, подходящий по цвету. Комментируйте все действия.
- Найди пару. Предложите малышу найти такие игрушки, которые по форме похожи на круг, овал, треугольник, квадрат.
- Чудесный мешочек. Положите в непрозрачный мешок фигуры разной формы, величины, фактуры. Попросите ребенка засунуть ручку и найти на ощупь именно ту вещь, которую вы ему загадаете.
- Шарики с наполнителями. В обычные воздушные шарики (сдутые) положить наполнители разных фактур: фасоль, мука; гречка, вода. Необходимо изготовить по два образца на каждый вид наполнителя. Предложите ребенку найти одинаковые пары.
Существует огромное количество подобных игр, которые вы можете изготовить самостоятельно или приобрести в детских магазинах. Мы советуем много времени уделять сенсорному развитию детей не только в садике, но и дома. Это поможет ребенку быстрее развиваться и благоприятно скажется на ваших с ним отношениях.
Что такое ощущение
Деление по характеру активности
Рассматривая основные классификации восприятия, данный вариант деления нельзя оставить без должного внимания. Предполагается выделение непреднамеренного (непроизвольного) и преднамеренного (произвольного) восприятия.
Первый вид не связан с какой-то целью, он выступает в виде компонента иной деятельности.
Произвольное восприятие считается высшей психической функцией, которая присуща только человеку. Оно предполагает четкую постановку цели, задачи, обладает систематичностью и плановостью, выступает в роли познавательной перцептивной деятельности (наблюдения).
Апперцепция
В апперцепции, по определению, большое значение имеет жизненный опыт человека, в том числе выраженный в знаниях и умениях. Если мы видим вырезанные из картона фигуры, то автоматически ищем в нашей памяти готовые шаблоны-категории восприятия: круг ли это, треугольник ли. Некоторые из воспринимаемых объектов даже получают свои вербальные названия: «зеленый маленький кружок», «большой красный треугольник».
При восприятии через эти шаблоны-категории активизируется прошлый опыт. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми. Через шаблоны-категории могут быть вызваны ассоциации с другими объектами, наблюдаемыми ранее, или даже ситуациями. У одного человека вид нарисованной окружности может вызвать воспоминания об уроках геометрии, у другого — о цирке или кастрюле.
Опыт влияет не только на ассоциации, но и на сами шаблоны-категории. Так у ребенка шаблон окружности включает лишь саму окружность. У взрослого и образованного человека шаблон окружности включает центр окружности.
Также опыт повышает точность восприятия. За счет опыта совершенствуются шаблоны, уточняются их константные и вариативные части. Если даже мы неплохо знаем иностранный язык, тем не менее иностранная речь нам кажется неразборчивой. Если мы слышим родную речь, то даже если человек говорит неразборчиво, мы ее хорошо воспринимаем. Дело в том, что звуковые (фонетические) особенности разных языков весьма различны, нужен значительный опыт аудирования, чтобы научиться разбирать слова, говоримые носителем языка.
На апперцепцию большое влияние оказывает направленность человека (его интересы и склонности), способности, характер, эмоциональные особенности, социальный статус, ролевое поведение и многое другое. Также оказывает влияние психическое состояние, текущая установка, цели и задачи данной деятельности. Человек, профессионально занимающийся отделкой помещений, легко и быстро замечает все особенности интерьера нового помещения. А спортсмен, настроенный на победу, вообще не замечает ничего вокруг, не имеющего отношения к победе.
Зачем и как тренировать ощущения?
Если вы будете тренировать ощущения, то значительно прокачаете память. Как вы, возможно, знаете, лучше всего запоминается та информация, которая связана с органами чувств: например, английские слова нужно написать, сделать яркими, может даже «понюхать». А память, в свою очередь, тесно связана с творческим мышлением. Словом, осознанно ощущая, вы развиваете многие когнитивные навыки.
Есть одно простое, но очень эффективное упражнение. Суть его в том, чтобы выделять по пять минут на тренировку одного из чувств:
Зрение: обращайте внимание исключительно на то, что видите. Посмотрите на предмет, его форму, изгибы, блики.
Обоняние: откройте холодильник, доставайте по очереди продукты и нюхайте их
Лучше всего это делать, конечно, в одиночестве. Пытайтесь сравнивать запахи, анализировать их. Еще раз напомним: постарайтесь отключить все остальные чувства.
Слух: начинайте улавливать все звуки, которые слышите. Сравнивайте их, пытайтесь переключаться с одного на другой.
Осязание: касайтесь разных предметов – бумаги, стола, одеяла. Попытайтесь понять разницу в ощущениях, задержитесь в этом моменте.
Вкус: пробуйте разные продукты (понемногу). Не проглатывайте сразу, попытайтесь понять все оттенки вкуса. Сравнивайте между собой сорта сыра, хлеба или мяса.
Вы можете спросить: «Почему в повседневной жизни не происходит тренировки ощущений?». Все дело в том, что мы не делаем это сознательно
Ощущение лишь тогда тренируются, если вы обратили на них внимание. Все остальное словно «пропускается мимо ушей»
Свойства восприятия
Выделяют семь ключевых характеристик восприятия:
Избирательность представляет собой предпочтение выделения одного объекта из множества других, обусловленное невозможностью охватить все сразу. Например, при посещении книжного магазина вы рассматриваете каждую книгу, чтобы определить, какую из них приобрести для последующего прочтения.
Когда у вас в руках конкретная книга, все ваше внимание фокусируется на ней: вы изучаете ее внешний вид, читаете название, оглядываете содержание, быстро пролистываете страницы. Все остальное, кажется, исчезает из восприятия, отступает на второй план
Однако, как только интерес к текущему тому исчезает, ваше внимание переходит к следующему. То, что ранее было в руках, становится «невидимым», и внимание направляется на новый объект.
Предметность восприятия заключается в отнесении объекта к определенной категории в окружающей среде. Например, определение зеленого, круглого, твердого и сладкого объекта как яблока, или зеленого, длинного и рычащего как крокодила.
Часто процесс узнавания не происходит мгновенно: человек вынужден затратить время и дополнительные усилия, чтобы определить характер изучаемого объекта, будь то приближение, внимательное прослушивание или обоняние.
Узнавание разделяется на два типа: специфическое и неспецифическое. Специфическое узнавание связано с объектами, которые нам хорошо знакомы, например, узнавание автомобиля мужа на улице. Неспецифическое узнавание позволяет определить только общую категорию объекта и его поверхностные характеристики, например, распознавание движущихся объектов на улице как машин, но без знания их владельца, года выпуска и истории.
Эта способность восприятия оказывает влияние на поведение человека: если предложить ему на ужин знакомую яичницу, он быстро ее съест
В случае, когда предлагается незнакомый продукт, большинство, вероятно, проявит осторожность и будет более внимательно изучать предложенное блюдо
- Апперцепция проявляется в зависимости формирования представления об объекте от психического опыта и индивидуальных особенностей личности. Проще говоря, одинаковый объект может быть воспринят различными людьми в соответствии с их убеждениями, установками, ценностями и потребностями.
- Целостность — это свойство, подчеркивающее, что образ всегда воспринимается как единое целое на основе комплекса ощущений, полученных от него. Другими словами, цвет или звук в отдельности не способны создать полный образ. В данном контексте ключевым фактором является движение. Например, лягушка не воспринимает муху как муху, если она остается неподвижной, и, следовательно, не пытается ее поймать.
- Структурность заключается в том, что восприятие не представляет собой просто сумму отдельных ощущений. Образ возникает лишь в результате взаимодействия этих ощущений. Значимость каждого элемента проявляется только в контексте общей структуры. Например, объект, который большой, железный и плывет по воде, может быть идентифицирован как пароход, но если он большой и железный, но находится на рельсах, то это уже поезд. Замена или изменение хотя бы одного элемента приводит к существенному изменению воспринимаемого образа.
Также, при прослушивании музыки человек не воспринимает каждую ноту отдельно — он слышит всю мелодию в целом. Изменения порядка и тонов в проигрывании нот могут существенно изменить всю мелодическую структуру.
Константность — это относительная постоянность окружающих объектов. Почему относительная? В течение дня вы ясно видите, что ваш дом окрашен в голубой цвет, но по наступлению ночи его оттенок становится серым. В то же время, вы осознаете, что это все так же ваш дом, не обращая внимания на изменение в зрительном восприятии.
Если бы не существовала эта особенность, в темное время суток повсюду раздавались бы крики ужаса и отчаяния: люди не смогли бы распознать свои дома, а другие ориентиры были бы также утрачены.
Осмысленность — это осознание предметов и явлений в окружающем мире. Например, когда мы видим ложку, мы моментально понимаем ее предназначение и как ею пользоваться. Это подчеркивает тот факт, что восприятие не является врожденным: мы приобретаем его с опытом в течение своей жизни.
Виды ощущения
Совокупность ощущений можно разделить на 2 группы:
- Ощущения, которые отражают свойства вещей или явлений и находятся вне человека (органы располагаются на поверхности тела или ближе к ней);
- Ощущения, которые отражают движения отдельных частей человеческого тела и состояние внутренних органов (органы расположены в глубине тканей или на поверхности внутренних органов).
В первую группу можно включить зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения.
В рамках зрительных ощущений раздражитель для органа зрения представлен светом. Это электромагнитные волны, которые имеют длину 390-800 миллимикронов. Всё, что видит человек, обладает каким-либо цветом. Бесцветным бывает лишь прозрачный или невидимый предмет. Можно сказать, что зрительные ощущения — это чувственное отражение вета.
Раздражитель для органа слуха представляет собой звуковую волну. Волны — это продольные колебания частиц воздуха, которые распространяются во все стороны от источника. В пределах звуковых волн принято различать частоту колебания, амплитуду (размах) и их форму.
Слуховые ощущения обладают тремя аспектами:
- Высота звука, являющаяся отражением частоты колебаний,
- Громкость звука в виде отражения амплитуды колебаний;
- Тембр звука как отражение формы колебаний.
В зависимости от характера вызываемых ощущений звуки делятся на музыкальные звуки (пение, звучание музыкальных инструментов, камертона) и шумы (скрип, шорох, стук, треск, грохот). Речь включает как музыкальные звуки (главным образом, гласные), так и шумы (главным образом, согласные).
Органы обоняния представлены обонятельными клетками, которые располагаются в верхней части носовой полости. Раздражитель для органа обоняния — это частица пахучих веществ, проникающих в нос вместе с воздушной массой.
Раздражители органа вкуса — это растворённые вкусовые вещества. Кожа, включая слизистую оболочку рта и носа, дает ощущения четырёх видов. В первую очередь, это ощущения прикосновения (тактильные ощущения), ощущение тепла и холода, а также ощущение боли.
Одни точки на коже способны давать лишь тактильные ощущения (точки прикосновения), а другие дают только ощущение холода или тепла (точки холода или тепла). Есть точки, дающие лишь ощущение боли (точки боли). Простой опыт позволяет убедиться в существовании точек холода, для чего необходимо одним концом карандаша слегка прикоснуться к коже закрытых век и медленно провести по ним. В ходе этого процесса иногда будет ощущаться мгновенное чувство холода.
Ошибки восприятия
В мире не бывает ничего абсолютно идеального, и восприятие не является исключением. По различным причинам этот процесс может подвергаться сбоям, в результате чего индивидуум может получать ошибочные образы, не соответствующие реальности.
Такие нарушения бывают двух типов:
Иллюзии — это искаженное восприятие существующих предметов и явлений. Иллюзии в свою очередь подразделяются на:
- Аффектогенные — их вызывают чувства и эмоции. Например, человек, страдающий тревожным расстройством, может в тени от дерева увидеть надвигающегося маньяка или монстра, а человек с чувством стыда будет слышать критику и унижение в чужой речи.
- Парейдолические — возникновение фантастических образов при взаимодействии с реальностью (например, видение крови в стакане вместо воды или восприятие жуков вместо пятен грязи). Этот тип иллюзий предшествует галлюцинациям.
Галлюцинации представляют собой образы, которых нет в реальности или которые отсутствуют в момент кажущегося восприятия. Единственное условие, при котором здоровый человек может временно испытывать галлюцинации, — это насильственное изменение состояния психики, такое как гипноз или воздействие наркотиков.
Как происходит освоение сенсорных эталонов
Исследователи выделяют следующие этапы:
- Этап сенсорных предэталонов (6 месяцев — 2,5 года).
В это время ребёнок знакомится с базовыми формами, цветами, пространственными понятиями и другими простейшими свойствами предметов.
- Этап знакомства с предэталонами через сравнение (3–7 лет)
На этом этапе ребёнок начинает сравнивать характеристики вещей и учится выделять общее и отличия. Например, малыш понимает, что предмет зелёный, через сравнение с травой: мяч зелёный, как трава.
- Этап сравнения качеств предметов с общепринятыми эталонами (с 6–7 лет)
В качестве сенсорных эталонов цвета начинают выступать семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности. В качестве эталонов формы — геометрические фигуры, величины — метрическая система мер, в слуховом восприятии — звуковые отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты, во вкусовом — четыре основных вкуса и их сочетания, в обонятельном восприятии — узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие, свежие, тяжёлые. Всё это помогает лучше ориентироваться в мире.
<<Форма демодоступа>>
Осмысленность восприятия
Перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Сознательно воспринимать предмет — это значит мысленно опознать его, соотнести с имеющимися шаблонами-категориями и — возможно — даже назвать его, соотнеся с определенным понятием.
При виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных. В толкование имеющихся данных входит не только поиск истины, но и поиск выхода из сложной ситуации, решения проблемы. Предположим, нам нужно закрутить какую-нибудь гайку. Под рукой нет отвертки, но жизненный опыт и размышления нам подсказывают, что отвертку можно заменить чем-то иным. Оглядываясь вокруг, мы ищем какой-нибудь предмет, находим подходящий и таким образом толкуем его как отвертку, особенно не разбираясь в истинном его предназначении, истинных особенностях.
Процесс осмысления воспринимаемой информации включает в себя несколько стадий:
1) выделение комплекса стимулов из потока информации,
2) принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту,
3) поиск в памяти наиболее релевантных шаблонов-категорий, аналогичных или близких по составу ощущений комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект,
4) отнесение воспринимаемого объекта к конкретному шаблону-категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения (выработка временной гипотезы),
5) формирование окончательного вывода о соотнесенности с конкретным шаблоном-категорией,
6) дополнение шаблона индивидуальными особенностями воспринимаемого объекта (если, например, шаблон-категория это «человек-женщина», то могут быть добавлены индивидуальные особенности: «молодая», «красивая», «одетая в платье», «интеллигентного вида»).