Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Формирование представлений о времени и пространстве у старших дошкольников

Содержание

  • Слайд 1

    Формирование временных представлений у детейстаршегодошкольго возраста.

  • Слайд 2

    Цель исследования — изучение особенностей формирования у дошкольников временных представлений в процессе ознакомления с природой.

    Объект исследования — формирование временных представлений у дошкольников.

    Предмет исследования — возможности формирования временных представлений у детей дошкольного возраста при ознакомлении с природой.

  • Слайд 3

    Актуальность нашего исследования можно обосновать тем, что детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планироватьдеятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

  • Слайд 4

    Является выявление возможностей занятий по ознакомлению с природой для формирования у дошкольников временных представлений.

  • Слайд 5

    теоретический анализ литературы;
    обобщение педагогического опыта работы;
    опрос (диагностика уровня временных представлений дошкольников);
    метод количественной математической обработки данных. В работе проведено обобщение педагогического опыта по формированию временных представлений у детей дошкольного возраста.

  • Слайд 6

    Участникам проекта был предложен цикл мероприятий, направленных на решение задач по формированию временных представлений, на развитие способностей ребёнка понимать значение слов «сутки», «вчера», «сегодня», «завтра». Цикл мероприятий в себя включает совместную продуктивную деятельность детей и взрослых, игры и упражнения, чтение художественных произведений, изготовлении модели суток, а также проблемные ситуации с использованием методов ТРИЗ, где участники проекта будут манипулировать, и экспериментировать с временными явлениями.

  • Слайд 7

    Использование продуктивных видов деятельности, игр, упражнений, небольших рассказов, сказок, стихотворений, малых форм фольклора, создание проблемных ситуаций, привлечение родителей — даст возможность развивать умения детей свободно оперировать различными временными категориями: утро, день, вечер, ночь – сутки; есть, было, будет; вчера, сегодня, завтра; месяцы; времена года. Также дети научатся устанавливать временную последовательность (секунда, минута, час, сутки, год…). Позволит развить в детях способность планировать свою деятельность во времени. Узнавать время по часам самостоятельно.

  • Слайд 8

    ЦельСоздание условий для формирования временных представлений у дошкольников.

    Задачи
    Знакомить детей с последовательностью частей суток, времен года.
    Объяснить значение слов «вчера», «сегодня», «завтра».
    Разработать конспекты мероприятий по формированию у детей временных представлений.

  • Слайд 9

    Методические рекомендации по формированию у дошкольников временных представлений

    Целенаправленная, систематическая, планомерная работа воспитателя помогает формировать у детей пространственные понятия: названия месяцев, времен года, частей суток, дней недели и их последовательности. Грамотно организованные игры позволяют достичь эффективных, устойчивых результатов у детей.

  • Слайд 10

    Активная работа с родителями: проведение регулярных совместных с детьми занятий, подбор развивающей литературы и методических пособий по теме, консультации – помогает сделать процесс обучения детей наиболее продуктивным.
    Специально организованное обучение ведет к тому, что представление о времени у детей быстро совершенствуются, становятся более систематичными, осознанными, развивается чувство времени.

  • Слайд 11

    Комплексное решение задач по формированию временных представлений у детей – это наличие разнообразных форм работы с детьми и родителями: эксперимент, наблюдения за природой и сезонными изменениями, практический показ и демонстрация, беседа, сравнение, проведение дидактических и подвижных игр.

  • Слайд 12

    Сводная диаграмма уровня усвоения временных представлений у детей группы «Теремок»

  • Слайд 13

    Вывод

    Предложенная методика работы по формированию временных представлений повышает уровень знаний, умений и навыков, предупреждая и устраняя трудности, которые возникают у детей в период формирования понятий о времени.
    Представленная в работе методика поможет лучше сформировать временные представления у детей.

Посмотреть все слайды

Вопросы и задания

1. Что такое год?

2. Сколько вы знаете времен года? Назовите их.

3. Расскажите о зиме, весне, лете, осени.

4. Как вы думаете, почему возраст человека сравнивают с определенным временем года?

5. Каким словом можно заменить слово «сто лет»?

      1. Дидактические игры

  1. «Составь неделю».

Цель:

Задание: Воспитатель раздает детям карточки с цифрами и предлагает детям разложить их по порядку. Первым ставит карточку ребенок, у которого на карточке написана цифра 1 (понедельник, вторым, у которого на карточке-цифра 2 и т. д.) Затем дети называют дни недели по порядку. Воспитатель выясняет: «Кто соседи у понедельника?» и т. д. (Дети обосновывают свой ответ)

  1. «Назови соседей».

Цель: Закреплять умение называть последовательно дни недели.

Задание:

— назови соседей среды;

— назови соседей пятницы;

— назови соседей понедельника и т. д.

  1. «Дни недели»

Цель: Закреплять умение назвать последовательно дни недели.

Дети выполняют соответствующие движения.

В понедельник мы стирали,

А во вторник подметали,

В среду мы пекли калач,

Весь четверг играли в мяч,

В пятницу мы чашки мыли

А в субботу торт купили,

И, конечно, в воскресенье

Звали всех на день рожденье,

Пели, прыгали, плясали-

Дни недели посчитали!

  1. «Круглый год» (времена года)

Цель:

Задание: Воспитатель выставляет стрелочки на картинки и дает детям задания:

— Назови соседей весны.

— Назови пропущенный месяц: декабрь, февраль.

— Назови соседей зимы.

— Назови зимние месяцы.

— Какой месяц идет после января.

— Назови месяцы по порядку.

  1. «Четыре времени года» .

Цель: формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста .

Время и его измерения

Варианты заданий:

1. Подобрать иллюстрации, устанавливая последовательность времен года .

2. Выбрать иллюстрации одного

«Когда это бывает?»

Отгадать к какому

«Исключить неверное»

Убрать картинку, которая не соответствует заданному

Преимуществом данной дидактической игры является то , что она может быть использована как в совместной деятельности педагога и ребенка (на занятиях и вне занятий, так и в самостоятельной деятельности)

  1. «Двенадцать месяцев»

Цель: формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста . Время и его измерения : год, сезоны.

Задание:

первый месяц, как тебя зовут?

двенадцатый месяц, назови себя.

шестой месяц, а тебя как зовут?

Карточки возвращаются на стол, перемешиваются и игра повто

Направления формирования временных представлений у старших дошкольников

Временные представления у старших дошкольников формируются в следующих направлениях:

  1. Знакомство с частями суток. Первоначально происходит развитие представлений о сутках и их составных компонентах. Детям дается понимание временной текучести и временной непрерывности, цикличности смены разных частей суток, их ежедневном повторении.
  2. Знакомство с календарем. Работа ведется в направлении развития представлений о времени и способах его измерения, посредством специальных приборов. Здесь же, происходит формирование представлений о временных эталонах и их количественной оценки и развиваются навыки восприятия продолжительности времени, а также установления зависимости между отдельными компонентами временных эталонов.
  3. Формирование чувства времени. Дети учатся оценивать временные промежутки без применения специального оборудования т.е. без часов. Эти чувства формируются в ходе специально организованных занятий, в частности – математических, а также в режимных моментах, повседневной бытовой жизнедеятельности дошкольников.
  4. Полноценное познавательное развитие дошкольников. Оно реализуется через образовательную деятельность ДОУ, связи обучения ДОУ с воспитательным процессом в семье и развитием навыков самостоятельного познания, актуализации познавательной заинтересованности дошкольника.

Вопросы для формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Какой последний месяц в году? (Декабрь.)

Какой праздник в этом месяце отмечают? (Новый год.)

Когда приходит новый год? (января.)

Что будет после 1 января? (2 января, 3 января.)

Что будет, когда закончится январь? (Наступит февраль.) а потом? (Март.)

Сколько всего месяцев в году? (12 месяцев.)

Сколько существует времен года? Назовите их. (4 времени года; осень, зима, весна, лето)

Сколько дней в недели? Назовите их. (7 дней; понедельник,…воскресенье)

Назовите зимние (весенние, осенние, летние) месяцы (декабрь, январь, февраль….)

Сегодня вторник, через 2 дня у моего брата каникулы. В какой день недели начнутся каникулы у брата? (в пятницу)

Сегодня, в воскресенье, как и вчера и позавчера, были морозные дни. Когда началось похолодание? (в пятницу)

Пройдут одна неделя и ещё один день, и наступит праздник. Через сколько дней праздник? (через 8 дней)

Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.

В начале учебного года у детей старшей группы закрепляют и углубляют представление о таких временных отрезках, как утро, день, вечер и ночь. Названия частей суток связывают не только с конкретным содержанием деятельности детей и окружающих их взрослых, но и с более объективными показателями времени — явлениями природы (утро — встает солнце, становится все светлее и светлее и т. п.).

Воспитатель беседует с детьми о том, что, когда и в какой последовательности они и окружающие их взрослые делают в течение дня, о впечатлениях раннего утра, полудня, вечера. Он читает детям стихотворения и рассказы соответствующего содержания.

В качестве наглядного материала используют картинки или фотографии, где изображены дети в процессе различных видов деятельности на протяжении дня: уборка постели, утренняя гимнастика, умывание, завтрак и т. д. Уточнить представление о частях суток позволяют дидактические игры, например игра «Наш день».

Изменчивость и относительность таких обозначений времени, как «вчера», «сегодня», «завтра», затрудняет усвоение их детьми. Пятилетние дети путают эти слова. Смысловое значение данных слов педагог раскрывает, задавая детям вопросы: «Где мы были с вами вчера? Когда мы ходили в парк? Какое занятие у нас сегодня? Когда у нас будет занятие по рисованию?»

Для упражнения детей в использовании временных терминов в старшей группе широко используют словесные дидактические игры и игровые упражнения например, «Продолжай!». Это упражнение можно проводить в форме игры с мячом. Дети встают в круг. Воспитатель произносит короткую фразу и бросает мяч. Тот, кому попал мяч, называет соответствующее время. Например, воспитатель бросает мяч и говорит: «На почту, мы ходили…» «…вчера», — заканчивает фразу ребенок, поймавший мяч. «Занятие по математике у нас было…» «…сегодня». «Рисовать мы будем…» «…завтра» и т. п.

Любят дети игру «Наоборот». Воспитатель произносит слово, смысл которого связан с представлением о времени, а дети подбирают слово, смысл которого связан с представлением о времени, а дети наоборот подбирают слово, обозначающее другое время дня, обычно в контрастном значении. Например, утро-вечер, завтра-вчера, быстро — медленно, рано — поздно и т.п. На одном из занятий дети узнают о том, что сутки, которые в разговоре люди обычно называют словом день, сменяются одни другими. Семь таких дней составляют неделю. Каждый день недели имеет свое название. Последовательность дней недели всегда одна и та же: понедельник, вторник, среда… Названия дней недели связывают с конкретным содержанием деятельности детей («По средам у нас занятия по математике и физкультуре, по четвергам — …»).

75 стр., 37274 слов

Сохранение здоровья детей в ДОУ

… физического развития и сохранения здоровья является приобщение детей к здоровому образу жизни, охрана и укрепление здоровья, повышение уровня физического развития. Вырастить ребенка здоровым можно только при условии достаточной двигательной активности, полного удовлетворения потребности ребенка в движениях. Здоровье детей …

Теперь дети ежедневно называют утром текущий день недели, а также говорят, какой день недели был вчера, какой будет завтра. Периодически на занятиях по математике детям предлагают назвать дни недели по порядку. Сказать, какой день идет до или после названного. Педагог чередует вопросы типа: «По каким дням у нас занятия по рисованию? А музыкальные? Куда мы ходили в среду?»

Когда дети научатся считать по порядку, название дня недели связывают с его порядковым номером.

Для закрепления знания последовательности дней недели может быть использована словесная дидактическая игра «Дни недели». Наблюдение за сменой дней недели позволяет подвести детей к пониманию периодичности, сменяемости времени, раскрыть идею его движения: идут дни за днями, недели за неделями.

Вывод. Знакомя детей с календарем, необходимо так строить систему работы, чтобы они, активно действуя с материалами модели календаря и переживая длительность всех представленных промежутков времени, осознанно овладели эталонами времени.

Умение определять дату по календарю и особенно называть дни недели формируется у детей постепенно.

2.2 ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВРЕМЕННЫХ ПОНЯТИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В существующем объективно времени различные события, явления, действия человека следует одно за другим, поэтому можно вычленить их временную последовательность и руководствоваться ею при планировании и организации своей деятельности. Дети должны уметь последовательно рассматривать то или иное явление, объект, картину, излагать свои мысли, выполнять операции в любых видах деятельности. Для этого надо уметь вычленять временную последовательность в предложенном содержании и уметь его воспроизводить или устанавливать заново. Самостоятельно овладевать этими умениями дети не могут.

Следовательно, нужны специально разработанные и введенные в процесс обучения приемы, направленные на вычленение, восстановление и установление временной последовательности которые вооружат детей необходимыми способами действий.

Материал, на котором детей учат восстанавливать временную последовательность, должен быть хорошо знаком им; выделяемые в нем звенья – значимыми и несущими определенную информацию; эмоциональная значимость выделенных звеньев должна быть примерно равнозначной. Надо выбирать такие занятия или виды деятельности, которые повторяются так, что с одним и тем же наглядным материалом можно провести работу на всех этапах обучения.

9 стр., 4179 слов

Как изучает ребенка воспитатель

… изучения психических особенностей ребенка, мы выделяем следующие функции: Изучение детей воспитателем детского сада имеет практическую направленность на понимание причин их поведения, определение их склонностей, создание условий для их развития.Для получения …

Временную последовательность ряда звеньев ребенок сможет усвоить тогда, когда он будет практически действовать с предложенными звеньями. Ребенок сможет одновременно сопоставить наличное состояние с предшествующим и последующим, когда каждое звено будет восприниматься не само по себе, а в системе. Для этого необходимо создать модель последовательного ряда, где отдельные звенья с промежуточными элементами, обозначенные символами, расположены от начала до конца.

Таким образом, обучение детей старшего дошкольного возраста установление временной последовательности осуществляется по следующему плану:

  1. Материал объясняется в той последовательности, которая необходима.

  2. Вычленяется временная последовательность содержания материала.

  3. Первоначально сам воспитатель, а по мере обучения дети самостоятельно воспроизводят временную последовательность на модели с помощью символов или самих предметов.

  4. Дети сами устанавливают временную последовательность на модели: а) воспитатель ставит первое звено, а дети продолжают, б) дети самостоятельно устанавливают последовательность всех звеньев и рассказывают о них.

  5. Воспитатель раскладывает на модели звеньев, нарушая последовательность некоторых из них, а дети восстанавливают эту последовательность.

  6. Дети выполняют задание без модели в предложенной последовательности.

Опыт проведения занятия по обучению детей устанавливать последовательность показывает, что в таких условиях дошкольники чувствуют себя увереннее, работают планомернее и самостоятельнее.

Статья опубликована в журнале за «Сентябрь 2020»

Автор(ы) статьи: Шакирова Г.Г.

Р.Чуднова рекомендует при обучении ориентировки во времени широко
использовать картинки и художественное слово: пословицы, рассказы,
стихотворения, загадки. Разработала наглядные модели «Части суток», «Дни
недели», «Времена года» — символы года и сезонов. . Т. Д. Рихтерман также
выявляет основные специфические стороны восприятия времени детьми,
уточняет задачи, предлагает разнообразные приемы работы. Автор предлагает
знакомство с частями суток на наглядной основе — используя картинки,
отражающие деятельность детей в различные части суток и каждое время суток
обозначать различным цветом. Старших дошкольников предлагает знакомить с
календарем как системой мер времени .
Анализ научной литературы позволил нам выбрать наиболее эффективные
методы и приемы при ознакомлении дошкольников со временем.
Используемые мной методы и приёмы, дидактические средства подчинены
основной цели – развитию познавательных способностей.
Все компоненты детской деятельности имеют развивающую
направленность. Проекты, реализуемые детьми («Времена года», «Как можно
увидеть время»), развивают у детей умение самостоятельно ставить цель (или
принять предложенную взрослым), включиться в познавательную деятельность,
контролировать ход поиска решения сверять и оценивать результаты.
В работе с детьми, также делается акцент на формирования творческой
активности детей: поиск оригинального решения, самостоятельного составления
загадок (об отрезках времени: час, день, неделя…), самостоятельное решение
логических задач («От маленького к большому», «Продолжи ленту времени»),
высказывание «смелых» предположений, и т.д.
Принципиальной особенностью, ознакомления детей со временем является
выстраивание изучения временных понятий, относительно собственного опыта
ребёнка (день, ночь, утро, вечер, сутки, неделя, дни недели, месяц, год, времена
года). Освоения этого содержания предполагает овладение многочисленными
практическими и логическими действиями. В силу этого основная задача состоит
в овладении средствами (эталонами времени), представлениями их взаимосвязи

(образы времени года), и способами познания (сравнение, упорядочивание,
измерение и др.) временных отрезков проживаемых ребенком.
Особой заботой педагога является обеспечение активной деятельности
ребёнка любого возраста: использования экспериментирования, решение
творческих задач, проектная деятельность, создания мини – музея,
дидактические и подвижные игры.
Особо подчеркну роль игры в ознакомлении дошкольников со временем.
Игровая деятельность направлена на систематизацию, уточнение
представлений и умений, расширения их области применения. Игры включаются
в образовательные ситуации, совместную и самостоятельную деятельность
детей, так как это наиболее результативное средство обучение дошкольников. В
игровой деятельности ребенок осваивает разнообразные представления, познает
некоторые зависимости и закономерности окружающего мира
(последовательность частей суток, дней недели, времён года), расширяет свой
опыт познания. Предлагаемые ниже игры помогут обогатить опыт
дошкольников в понимании временных отношений: «Говорящие часы», «Что
сначала, что потом?», «Загадки и отгадки», «Продолжи ленту времени» и т.д.
В повседневных видах детской деятельности педагог активизирует
доступные ребёнку связи, закономерности в ходе выполнения режимных
процессов.
Таким образом, ознакомление детей со временем строится, как
увлекательная проблемно-игровая деятельность позволяющая ребёнку занять
субъективную позицию обеспечивая рост его самостоятельности и творчества.

Список литературы:
1. Чуднова Р. Обучение детей ориентировке во времени // Дошкольное
воспитание. 1989. № 7. № 1. С. 24–29.
2. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей
дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1982. 48 с.

3. Коменский Я. А. Великая дидактика. Санкт-Петербург: ред. журн.
«Семья и школа», 1875-1877. 312 с.
4. Тарабарина Т.И. Детям о времени. Ярославль: Академия развития, 1996.
240 с.

Примеры заданий по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

      1. Задания.

Загадки .

  1. Стучит, бренчит, вертится,

Никого не боится.

Считает весь свой век,

А все не человек? (Часы)

  1. На руке и на стене,

И на башне в вышине,

Ходят, ходят ровным ходом

От восхода до захода. (Часы)

  1. Братьев ровно семь,

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом.

Прощается последний-

(Дни недели)

4. Есть семь братьев,

Годами равные,

(Дни недели)

  1. Гостьи к нам пришли: седая,

А за нею — молодая,

Третья ярко расцветает,

А четвёртая рыдает. (Зима, весна, лето, осень)

  1. Гостьи к нам пришли: седая,

А за нею — молодая,

Третья ярко расцветает,

А четвёртая рыдает. (Зима, весна, лето, осень)

  1. Под Новый год пришел он в дом

    Таким румяным толстяком,

    Но каждый день терял он вес,

    И, наконец, совсем исчез. (Календарь)

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Минибаева Эльмира Рафаильевна

Время
это одна из важнейших составляющих реальности, в которой мы существуем. Все явления окружающего мира протекают во времени. Оно организует и реализует нашу жизнь и деятельность. Мы подчинены его течению, хотя порой не замечаем этого. С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Современные условия жизни требуют от человека умения следить за течением времени в процессе деятельности, распределять ее во времени, реагировать на разные сигналы с определенной скоростью и через заданные временные интервалы, ускорять или замедлять темп своей деятельности, рационально использовать время
. Для этого должно быть развито
чувство времени
. Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку как будущему члену общества, служит базисом его личностной культуры. Многие положительные качества возникают и развиваются благодаря планированию
ребенком своей деятельности во времени: целенаправленность, собранность, организованность. В игровой, бытовой, познавательной деятельности
дети учатся регулировать темп, ритм своих действий, учитывать фактор времени. В повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с различными временными категориями, которые используют взрослые в своей речи и общении, видит календарь, часы. Умение определять время
, правильно используя слова для его обозначения, чувствовать его длительность является содержанием развития
интеллекта ребенка и его математических навыков. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир. В настоящее время
в теории и практике дошкольного воспитания происходят коренные изменения, связанные с пересмотром требований к знаниям и умениям детей при поступлении в школу. В связи с этим особое значение для формирования
временных представлений
детей приобретает профессиональная подготовка работников дошкольного образовательного учреждения. Между тем, как показывает анализ реальной ситуации, многие воспитатели не могут умело реализовать методику формирования
временных представлений
детей. Следовательно, возникает необходимость усовершенствования учебно-воспитательной работы с детьми с целью повышения уровня развития
временных представлений
у детей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: