ВВЕДЕНИЕ
Подростковый возраст занимает важную фазу в общем процессе становления человека как личности, когда в процессе построения нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
Актуальность исследования темы определяется реалиями времени, тем, что сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.
Объект исследования: творческие способности подростков.
Предмет исследования: диагностика и развитие творческих способностей подростков.
Цель исследования: Изучить методики диагностики творческих способностей. Выявить основные психологические условия развития творческих способностей подростков и проверить их в ходе сравнительного исследования.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
- Осуществить теоретический анализ проблемы диагностики творческого потенциала подростков в психологической литературе. Проанализировать представления об условиях их развития.
- Разработать, обосновать и апробировать в работе со школьниками -подростками программу развития их творческого потенциала. Проверить эффективность программы в условиях школы, путем сравнительного изучения подростков.
Методы исследования: Теоретические: аналитическое исследование психолого-педагогической литературы, теоретическое моделирование структуры творческого потенциала и системы психологических условий его развития. Эмпирические: наблюдение, беседы с учащимися, психологическое тестирование, анализ продуктов деятельности подростков.
База исследования. Исследование проводилось на базе СОШ № 16 г. Москвы. В исследовании участвовало 15 учеников 5 класса.
Классификация способностей человека: виды и типы
В разных научных трудах по психологии и социологии выделяют несколько различных классификаций способностей человека. Рассмотрим ниже самые популярные из них.
Итак, человеческие способности по источнику происхождения подразделяются на:
Источник происхождения |
Характеристика |
Группа и подвид |
Вид способностей |
Природные |
Развиваются из определенных биологически обусловленных особенностей |
Врожденные |
Воображение, память и т.д. |
Наследственные |
Эмпатия, мышление и т.д. |
||
Специфические |
Формируются через социальное взаимодействие |
Общие способности |
Развитая речь, коммуникация, координация движений и пр. |
Специальные способности |
Сюда относят навыки и умения, необходимые в отдельных сферах — спортивные, научные, творческие и пр. |
Также можно разделить психологические способности личности по времени проявления, то есть когда они используются:
- потенциальные — те, которые ждут своего развития и проявления при определенных обстоятельствах в будущем
- актуальные — те, которыми индивид пользуется в настоящее время
Также индивидуальные способности бывают разделенными на отдельные профессиональные сферы:
- музыкальные
- математические
- художественные
- литературные
- творческие
- физические и пр.
В некоторых классификациях специалисты выделяют такое понятие как «уровни способностей», которые являются этапами развития:
- Задатки. Как мы уже сказали в начале статьи — это психофизиологические особенности, без которых не произойдет дальнейшего развития способностей.
- Способности — определенные качества личности, которые предрасполагают человека к определенному роду занятий.
- Талант — это выдающиеся навыки и умения, которые человеку удалось развить своим трудом и терпением.
- Гениальность — самая высокая степень развития умений для совершения научных открытий, изобретений, технических новшеств.
Как развить потенциальные задатки
Чтобы развить в себе способности к чему-либо и перевоплотить это в реальное мастерство, нужны определенные задатки, обстоятельства, желание, трудолюбие, упорство, хорошие учителя, время и другие факторы.
Сами по себе способности — это только часть долгого процесса обучения и развития человека. Конечно, начинать их развивать нужно еще в детском возрасте — именно в этот период психика более гибкая, а восприятие — живое и подвижное.
По усредненной статистике в возрасте 6-7 лет у ребенка начинают формироваться определенные наклонности, которые родители должны увидеть и помочь ребенку их развить.
Процесс развития навыков можно условно разделить на следующие этапы:
- Игровая форма обучения. Начинать развитие способностей нужно именно с игры. Примеряя на себя различные роли, придумывая и соблюдая правила, проявляя различные навыки, ребенок познает окружающий мир и выбирает, что ему больше нравится.
- Обучение навыкам. Различные кружки, секции, дополнительные занятия и непосредственно школьное обучение развивает у ребенка определенные способности.
- Развитие навыков и обретение определенного мастерства. На этом этапе у ребенка формируется должный уровень мастерства — он может побеждать в конкурсах, участвовать в соревнованиях, он раз за разом продолжает развивать свои навыки. Обретается самодисциплина, есть мотивация, ребенок хочет дальше идти к успеху.
- Соединение увлечения и профессиональной деятельности. Если продолжать эту тему, то во взрослом возрасте обретенные навыки должны стать ключевыми в выбранной профессии. Многие люди с развитыми способностями к чему-либо, забывают про свои умения и отводят им второстепенную роль в своей жизни.
Монахова Альбина Петровна
клинический психолог • Стаж 17 лет
Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы хотите развить у своего ребенка определенные навыки, но не знаете, как это сделать или вы не видите склонностей и тяги ребенка к какой-либо деятельности. Наши психологи проведут онлайн-консультацию, на которой помогут вашему ребенку выявить те или иные задатки и расскажут, какими способами их можно развивать.
Признаки творческого человека
Ряд особенностей личности или черт тех творческих людей:
- Любопытство: они задаются вопросом, почему вещи такие, какие они есть, и им нравится исследовать и приобретать новые знания, теоретические и практические.
- Интуиция: они способны создавать ассоциации между различными теориями или различными областями знаний. У них есть возможность видеть возможности там, где их не видят другие. Кроме того, как только они приходят к своим собственным выводам, они могут смотреть на них с критической точки зрения и оценить достоверность своих собственных результатов.
- Оригинальность: они чувствуют большую потребность в новых и уникальных идеях и сопротивляются правилам и условностям. Они ставят под сомнение все и убегают от клише и норм, предпочитают свободу во всех отношениях.
- Воображение: они обладают высокой способностью мысленно разрабатывать идеи. Эти люди изобретательны, игривы; они богаты идеями.
- Постоянство: творческие люди обычно создают большое количество идей, в сочетании с высокой степенью приверженности их развитию. Они очень ответственно относятся к своей работе и, кроме того, проявляют большую страсть к тому, что они делают.
- Проницательность: эти люди способны понимать ситуацию и решать проблемы, не тратя слишком много времени на рассуждения об этом. Они обладают высокой проницательностью и улавливают все детали, даже самые маленькие, или те, которые остаются незамеченными другими.
- Гибкость: творческие люди учитывают различные точки зрения и способы решения. У них более открытое видение, которое позволяет им лучше смотреть на детали и разрабатывать идеи или решения.
- Активный ум: творческие люди имеют ум, который остается быстрым и острым долгие годы.
Творческий человек часто предпочитает менять атмосферу, переезжать из одного места в другое.
Некоторые люди обладают даром творчества, в то время как другие предпочитают выполнять более механическую работу.
Однако до недавнего времени исследователи не уделяли слишком много внимания личностным качествам людей с творческими способностями. Ойвинд Лунд Мартинсен, профессор Норвежской школы бизнеса (BI), провел исследование, чтобы набросать профиль личности творческих людей в 2011 году.
Результаты исследования определили семь отличительных черт у людей с замечательными творческими способностями. В данном исследовании встречаются также вышеперечисленные характеристики.
Характеристики творческой личности, которые определили исследования:
- Ассоциативное мышление.
- Оригинальность.
- Обязательства.
- Амбиции (Они любят влиять на других, быть в центре внимания и получать социальное признание и престиж. Это мотивирует их превзойти себя и хотеть доказать свою ценность).
- Эмоциональная неустойчивость (Они обычно испытывают изменение эмоций и колебания в своем настроении. Эти симптомы обычно связаны с проблемами уверенности в себе).
- Малообщительность.
Методики развития творческого мышления
Британский психолог Эдвард Де Боно, создатель теории латерального, или бокового (нестандартного) мышления, описал в своих книгах несколько методик, которые помогают развивать креативность и находить оригинальные способы решения задач.
Методика 1. Синектический штурм
Синектика — это соединение несовместимых элементов. Синектический штурм как способ решения проблем изобрёл американский исследователь Уильям Гордо. На основе его идей Эдвард Де Боно создал собственную методику синектического штурма. Она заключается в последовательном использовании прямой, личной, обобщающей и символической аналогии.
- Сформулируйте проблему.
- Перечислите способы, которыми люди обычно решают эту проблему (поиск прямых аналогий).
- Придумайте, как бы решили эту проблему вы сами (использование личных аналогий).
- Перескажите проблему своими словами, назовите её характерные черты (применение обобщающей аналогии).
- Представьте, как могли бы решить эту проблему знакомые вам исторические или вымышленные персонажи (использование символической аналогии).
Методика 2. Шесть шляп
Предназначена для работы в группе, но применять её может и один человек. Для этого ему придётся последовательно примерить разные «шляпы». Методика позволяет посмотреть на проблему с разных сторон. Каждая шляпа символизирует определённый подход к решению проблемы.
Белая шляпа — информационная. Надевая белую шляпу, нужно собрать и озвучить всю информацию о проблеме (факты, цифры, обстоятельства) и перечислить ресурсы и возможности для её решения.
Зелёная шляпа — творческая. Надев эту шляпу, необходимо сгенерировать несколько оригинальных путей решения проблемы.
Красная шляпа — эмоциональная. Надев её, вы имеете полное право сосредоточиться на предчувствиях, сомнениях, опасениях и других чувствах, которые возникают при обдумывании разных путей решения проблемы.
Жёлтая шляпа — оптимистическая. Обладатель этой шляпы сосредотачивается исключительно на положительной оценке предложенных идей.
Чёрная шляпа — критическая. В ней следует рассмотреть все недостатки, трудности и негативные последствия разных вариантов решения задачи.
Синяя шляпа — организационная. Надевать её нужно в последнюю очередь, чтобы подвести итог обсуждения и сделать выводы.
Методика 3. Выход за рамки
Зачастую мы не можем решить проблему или задачу, потому что ограничиваем себя рамками объективных обстоятельств или нашими представлениями о действительности. Метод «выхода за рамки» предполагает отказ от этих ограничений.
- Сформулируйте проблему.
- Представьте, как можно решить её, имея неисчерпаемые ресурсы и возможности.
- Рассмотрите каждую идею, которая пришла вам в голову, и оцените, можно ли воплотить её целиком или частично в имеющихся условиях.
Методика 4. Случайное слово
Можно применять как в группе, так и индивидуально.
- Сформулируйте проблему.
- Скажите любое слово, которое первым придёт в голову.
- Попробуйте связать его с проблемой.
Чем больше слов сможете связать с поставленной задачей, тем выше будет уровень вашей креативности. Лучше, чтобы слова были как можно меньше связаны с сутью проблемы.
Первое основание классификации
— природные (естественные) способности (то есть биологически обусловленные),
— специфические человеческие способности (имеющие общественно-историческое происхождение.
Естественными элементарными способностями являются:
— восприятие,
— память,
— основы коммуникации.
Задатки человека и задатки животного — не одно и то же. У человека на базе задатков формируются способности. Формирование способности происходит при наличии элементарного жизненного опыта, через механизмы научения и т.д.
Специфически человеческие способности:
— общие,
— специальные способности,
— высшие интеллектуальные способности.
Общие способности свойственны большинству людей и определяют успех человека в различных видах деятельности:
— мыслительные способности,
— тонкость и точность ручных движений,
— память,
— речь и др.
Специальные способности определяют успех человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие:
— музыкальные способности,
— математические способности,
— лингвистические способности,
— технические способности,
— литературные способности,
— художественно-творческие способности,
— спортивные способности и др.
Интеллектуальные способности могут подразделяться на:
— теоретические способности,
— практические способности,
— учебные способности,
— творческие способности,
— предметные способности,
— межличностные способности.
Данные виды способностей тесно связаны друг с другом, переплетаются. Наличие у человека, скажем, общих способностей не исключает развития специальных способностей, как и наоборот. Общие, специальные и высшие интеллектуальные способности не конфликтуют, а сосуществуют, друг друга дополняют и обогащают. В отдельных случаях высокий уровень развития общих способностей может выступать в качестве специальных способностей по отношению к определённым видам деятельности.
Гипотезы происхождения креативности
Имеются несколько гипотез по возникновению креативных способностей. Согласно первой считается, что творческие способности возникли у постепенно, в течение длительного времени и явились следствием культурных и демографических изменений человечества, в частности, роста численности народонаселения, путём сложения способностей самых умных и одарённых особей в популяциях, с последующим закреплением данных свойств в потомстве.
По второй гипотезе, высказанной в 2002 году из , появление креативности носило скачкообразный характер. Она возникла вследствие внезапной около 50 тысяч лет назад.
Способности и индивидуальные различия
У каждого человека разные «наборы» способностей. Индивидуально-своеобразное сочетание способностей формируется в течение всей жизни и определяет своеобразие личности. Успешность деятельности обеспечивается также наличием того или иного сочетания способностей, работающего на результат. В деятельности одни способности могут заменяться другими — схожими по проявлениям, но отличающимися по своему происхождению. Успешность одной и той же деятельности может обеспечиваться разными способностями, поэтому отсутствие одной способности может быть скомпенсировано наличием другой или даже целого комплекса. Поэтому индивидуальное своеобразие комплекса отдельных способностей, обеспечивающих успешное выполнение деятельности, принято называть «индивидуальный стиль деятельности». В современной психологии чаще стали говорить о компетенциях, как интегративных качествах (способностях), которые направлены на достижение результата. Можно сказать, что компетенции — это способности глазами работодателей. Фактически, работодателя не волнует, каков внутренний состав способностей, обеспечивающих выполнение поставленной задачи, для них важен сам факт ее реализации. Поэтому компетенции даже называются по задаче: «способность выполнить такую-то задачу». А уж за счет каких внутренних ресурсов она будет выполнена — это проблема соискателя (или психолога, изучающего деятельность).
Развитие способностей.
Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Так в период с рождения до 6-7 лет происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органами движения, особенно, рук, что является условием для развития общих способностей. Младший и средний школьный возраст — время ускоренного развития специальных способностей. Необходимы условиями их становления в этот период являются игра, творческая, мотивированная и разнообразная деятельность, которая должна находиться в «зоне потенциального развития»(Л. С. Выготский), т.е. на пределе возможностей ребенка. Кроме того становление способностей осуществляется совместно с развитием волевой сферы человека, а также определяется качеством обучения и воспитания.
Случаи патологического снижения способностей определяются как олигофрения. Она имеет различную степень выраженности: легкая — дебильность; средняя — имбицильность; глубокая — идиотия, что определяет разработку специальных программ, подбор методики и коррекции во вспомогательных учебных заведениях.
Что такое творчество
Хотя консенсуса в определении креативности нет, многие исследователи согласны с тем, что она напрямую связана с новизной и полезностью идеи. По традиции сначала обратимся к этимологии. Латинское слово creo, скорее всего, произошло от протоиндоевропейского корня *ḱer-, который означал «расти, становиться больше».
В раннем Средневековье в межкультурный тезаурус Европы вошли термины facere («делать, создавать») и creare («творить»). Эти слова были взаимозаменяемыми. Только на заре христианской эпохи creare стало обозначать исключительно акт божественного создания из ничего — creatio ex nihilo. Христианская догма исключила из глагола creare человеческое участие, оставив людям только глагол facere.
Буквальное значение креативности в китайском языке — способность и сила людей создавать новое (chuang zao li, chuang zao xing), что аналогично определениям, данным во многих английских словарях. Это слово происходит от японского kozosei, которое является переводом с современного английского слова creativity. Получается, что современное китайское выражение для обозначения творчества в значительной степени заимствовано из западной традиции.
Если взять русское слово «творчество», то с ним тоже не всё однозначно. Во-первых, в русском языке оно оставалось неологизмом вплоть до XIX века. А по вопросу о его этимологии лингвисты разделились на две группы: либо оно происходит от протоиндоевропейского корня, обозначающего «охватывать», «обрамлять», либо от корня, обозначающего «благоприятное время».
Проблематика
Изучением проблематики развития способностей занимались многие психологи. Они пытались ответить на вопрос, почему одни люди развиваются быстро, достигают больших высот, а другие не могут найти себя в течение жизни. На фоне проводимых исследований было составлено несколько методик, позволяющих найти хобби, развить таланты.
Нельзя путать способности с задатками или талантами. Задатки — «спящий» потенциал, который может быть не раскрыт до конца жизни. Таланты будут прорываться наружу, независимо от того чем человек занимается. Способности помогают индивидууму развиваться в интересующей его сфере.
Что такое способности
Способности человека в психологии — это совокупность определенных качеств, которыми обладает индивид для успешного освоения тех или иных действий.
Если говорить кратко, то от именно от этих качеств зависит, как легко индивид будет осваивать новую деятельность и чем он, скорее всего, будет заниматься в жизни.
Проявляются и развиваются способности с помощью определенных предпосылок — задатков. Задатками называют определенную природную основу, психофизиологические особенности, от которых зависят особенности формирования и развития навыков. Также на основе задатков происходит развитие человеческих возможности, таких как: умение запоминать информацию, тактильное ощущение, особенности темперамента, психомоторика и пр.
Так, например, индивид с задатками тонкого музыкального слуха может стать отличным музыкантом, а некто с задатками к цветопередаче может стать художником.
Важно! Стоит отметить, что способности сами по себе не обеспечивают успех в какой-либо деятельности. К ним должны «присоединиться» задатки, определенные навыки, умения и знания
А также факторы социального взаимодействия и иные обстоятельства.
Концепция способностей
Существует обширное количество теорий, касающихся природы человеческих способностей, которые могут быть объединены в три основные концепции.
Одной из концепций, чье авторство принадлежит Платону, является идея врожденного характера способностей, подвергающегося изменениям под воздействием обучения и воспитания. Доказательством этого является наличие индивидуальных различий у детей в возрасте, когда обучение и воспитание еще не оказали влияния (Моцарт и Гайдн проявили способности к музыке в раннем возрасте). Исследователи, такие как Ф
Гальтон и Котсобратил, также обратили внимание на семейные связи среди одаренных людей, что свидетельствует о наследственной природе способностей. Тем не менее, существует также множество примеров, когда люди из простого народа, получив образование, достигали гениальных успехов (например, М
Ломоносов).
Эта концепция находит подтверждение в современных исследованиях с использованием метода близнецов, который демонстрирует совпадение способностей и их уровня развития у монозиготных близнецов в 70-80% случаев, в то время как у сибсов (братьев и сестер) лишь в 40-50%. Эти результаты указывают на тесную связь способностей или, по меньшей мере, задатков с наследственностью. Это же подтверждается и исследованиями гомо- и гетерозиготных близнецов, воспитывающихся вместе и отдельно.
Следующая концепция предполагает, что способности полностью определяются качеством воспитания и обучения. Поддерживающие эту концепцию ссылки на детей из примитивных племен, которые, получив соответствующее обучение, не отличались от образованных европейцев. Они утверждают, что гениальность может быть сформирована с помощью воспитания. Также в пользу этой концепции приводятся случаи развития детей вне человеческого общества, подчеркивающие невозможность собственно человеческого развития вне общества. По мнению У. Эшби, способности в первую очередь определяются программой интеллектуальной деятельности, сформированной в детстве.
Третья концепция предполагает биосоциальную природу способностей, утверждая, что они обусловлены как биологическими, так и социальными факторами развития. Отечественная психология придерживается этой концепции, отрицая врожденность способностей и подчеркивая, что лишь задатки и особенности строения мозга могут быть врожденными, но для развития способностей необходимы специфические социальные условия.
Важность творчества в декоративно-прикладном искусстве
Способность изобретать новое и воплощать новые идеи в реальность является важнейшей особенностью, отличающей человека от других живых существ. Интеллект (как способность решать актуальные проблемы в уме без поведенческих проб) присущ не только человеку. Однако только человек создал «культуру» (музыка, книги, нормы поведения и др.). Человек, изобретая, творит. «Творчество как способ социального поведения изобретено человеком для реализации идей – плодов человеческого активного воображения». Творчество всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности
Несомненна важность творчества и в декоративно-прикладном искусстве, так как создание бытовых предметов, обладающих художественными и эстетическими качествами необходимо для развивающегося в культурном плане общества.
Креативность с точки зрения психологии
В связи с проблемой соотношения креативности и интеллекта психологами было проведено множество исследований. Так Ганс Айзенк считает, что креативность это компонент общей умственной одаренности.
Креативность, как основная часть одаренности, определяется как высокий уровень развития каких-либо способностей. Изучением креативности занимаются многие отечественные и зарубежные ученые-психологи. Так, Л
Терстоун, обратил внимание на разницу между творческими способностями и способностями к обучению, на значение в творческой активности темперамента. Дж
Гилфорд в основе своей концепции креативности определил принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивиргенцией. Он считал операцию дивиргентности основой креативности, которую объяснял как тип мышления, идущего в различных направлениях и выделил параметры креативности:
- способность к обнаружению и постановке проблем;
- способность к генерированию идей;
- способность к продуцированию идей (гибкость);
- способность нестандартно отвечать на раздражители (оригинальность);
- способность к усовершенствованию путем добавления деталей;
- способность решать проблемы (способность к анализу и синтезу).
По мнению , креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.
Экспертные и экспериментальные оценки способности человека к показывают, что креативные способности человека не очень велики. Путем вовлечения всех работников в непрерывное совершенствование организации () креативность организации резко возрастает.
Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления; самый известный в мировой психологической практике — Тест Пола Торренса. Этот тест позволяет оценить:
- вербальную креативность
- образную креативность
- отдельные креативные способности:
- беглость — этот количественный показатель, в тестах чаще всего это количество выполненных заданий.
- гибкость — этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому.
- оригинальность — этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных.
- способность видеть суть проблемы.
- способность сопротивляться стереотипам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач.- Новосибирск: Наука, 1991.
2. Антонов А.В. Психология изобретательского творчества.- Киев: Вища школа, 1978.
3. Барышникова Е.Л. Особенности эмоциональных состояний креативных детей. Дис. канд. псих. наук. — М., 2000.
4. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. — СПб.: издательство Буковского, 1994. 60стр.
5. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. — М.: Флинта, 1998. — 144 с.
6. Богоявленская Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности // Вопросы психологии. -1971. — №1. — с.144-146.
7. Богоявленская Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества // Вопросы психологии. — 1999. — №2. — с. 35-40.
8. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. — СПб.: Союз, 1997. 92стр.
9. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. — М.Мир, 1992. стр. 435- 442.
10. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т.- М.: Мир, 1992.
11. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — М.: ЧеРо, 1999. — 336 с.
12. Дорфман Л.Я., Ковалева Г.В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве // Вопросы психологии. — 1999. — №2. — с. 101-111.
13. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. — М., 1996.
14. Дьяченко О.М. Проблема развития способностей: до и после Л. С. Выготского // Вопросы психологии. — 1996. — №5. — с. 98-104.
15. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. — М.: МОДЭК, 1997. — 448 с.
16. Лук А.Н. Психология творчества.- М.: Наука, 1978.
17. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления.- Минск: Харвест, М.: АСТ, 2000.
18. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. — 1989. — №
19. Ожиганова Г.В. «Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей младшего школьного возраста» М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005
20. Психологический словарь под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова, М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006
21.Пономарев Я.А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки.- М.: Наука, 1988.
22. Развитие и диагностика способностей // Под ред. В.Н.Дружинина и В.В.Шадрикова.- М.: Наука, 1991.
23. Развитие и диагностика способностей / Под. ред. В. Н. Дружинина, В. В Шадрикова. — М.: Наука, 1991.
24.Разумникова О.М., Шемелина О.С. Личностные и когнитивные свойства при экспериментальном определении уровня креативности // Вопросы психологии. — 1999. — №5. — с. 130-137.
25. Семилеткина М.С. Исследование особенностей мотивационно-смысловой сферы детей с различным уровнем креативности. Дис. канд. псих. наук. — М., 1998.
26. Смолярчук И.В. Особенности развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста. Дис. канд. псих. наук. — М., 1993. — 216 с.
27. Солдатова Е.Л. Креативность в структуре личности (на примере развития креативности в подростковом возрасте).
Дис. канд. псих. наук. — М., 1996.
28. Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. — 1998. — №4. — с. 123-135.
29. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. — М.: Просвещение, 1996. — 136 с.
30. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии. — 1996. — №3. — с. 28-33.
31.
32. .
33.
34.
Размещено на
Примеры разных способностей
Приведем несколько примеров различных способностей человека в разных сферах деятельности:
- музыкальным слухом должны обладать певцы и музыканты
- усидчивостью, навыком вычисления, анализа — математики и научные работники
- гибкость, скоростью, выносливость — спортсмены
- креативностью, чувством стиля и вкуса должны обладать люди творческой профессии, например, дизайнеры
- хорошая память, наблюдательность, высокий интеллект важен для юристов, детективов, сотрудников полиции
Список можно продолжать долго — вы можете сами сказать, какие личностные характеристики и индивидуальные особенности должны преобладать в качестве ваших навыков и умений, чтобы вы стали успешными и состоятельными в вашей профессии.
Диагностика специальных способностей
Существует несколько критериев, которые можно использовать для оценки выраженности способности. К ним относятся результативность деятельности, скорость и успешность приобретения необходимых знаний и навыков, оригинальность и самостоятельность работы, а также степень преодоления неблагоприятных условий окружающей среды. Для изучения навыков исследователи используют разнообразные методики — наблюдение, естественный и лабораторный эксперимент, анализ продуктов деятельности, экспертные оценки специалистов.
Поскольку проблема диагностики специальных способностей наиболее разработана в зарубежных исследованиях, мы будем использовать принятую там классификацию способностей на различные виды деятельности. Выделяют четыре большие группы способностей: сенсорные, моторные, технические и профессионализированные, т.е. соответствующие определенной профессии. Как мы видим, эта классификация не совершенна, так как выделение групп способностей производится двумя способами: во-первых, по типам психических функций (моторные, сенсорные), во-вторых, по типам деятельности. Однако такая классификация чаще всего используется психологами, когда речь идет о методах диагностики тех или иных способностей.
Рассмотрим конкретные методы изучения двигательных способностей или, как их еще называют, психомоторных (сенсомоторных, моторных) способностей. Чаще всего эти способности диагностируются в процессе выбора профессии, отбора спортсменов. Моторные тесты направлены на изучение скорости, темпа и точности движений, зрительно-моторной координации, ловкости пальцев и кистей рук, тремора, точности мышечных усилий и т.д.
Для проведения большинства моторных тестов требуется специализированное оборудование, однако существуют и методы, основанные на форме.
Наиболее распространенными тестами, судя по зарубежным публикациям, являются следующие: Тест на ловкость рук О’Коннора, тест на ловкость рук Стромберга, тест на ловкость рук Пердье, тест на скорость манипулирования в Миннесоте, тест на ловкость манипулирования мелкими предметами Кроуфорда.
В настоящее время разработка тестов вновь интересует многих исследователей в связи с задачами отбора на конкретные профессии, а также для отбора спортсменов
Методы диагностики другой группы способностей — сенсорных — «выросли» из экспериментальных исследований восприятия, которые успешно проводятся уже несколько десятилетий. Одним из применений сенсорного тестирования является клиническое тестирование для выявления дефектов в развитии определенных сенсорных функций. Однако наиболее распространенным применением этих методов был психологический отбор для профессий в промышленности и армии. Хотя психологическое исследование сенсорных способностей распространяется на все модальности, стандартизированные методы были созданы в основном для изучения слуховых и зрительных характеристик. Например, изучается зависимость эффективности и качества деятельности от уровня сенсорных способностей; данные об их развитии включаются в анализ причин травм, несчастных случаев и т.д.
Тесты на зрительные и слуховые способности различаются в зависимости от того, какие особенности восприятия они измеряют. Основными зрительными способностями являются острота зрения, различение, восприятие глубины, восприятие цвета. Для измерения остроты зрения используется таблица Снеллена, на которой буквы изображены в уменьшающемся размере.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Здесь темы рефератов по психологии
Читайте дополнительные лекции:
- Игровая психотерапия
- Концепция личности К. К. Платонова
- Исследование мотивации достижения и мотивации избегания
- Виды психических состояний
- Гедонистическая функция искусства с примерами
- Большие социальные группы — Характер и типы больших социальных групп
- Критика основных теоретических положений психологии сознания
- Особенности развития и диагностика наглядно-действенного мышления у дошкольников с нарушениями зрения — Теории мышления тифлопсихологии
- Когнитивная социальная психология
- Психология больших социальных групп