Факторы социализации школьников
Фактор — это среда, в которой протекает социализация. Традиционная школа — один из вариантов. Но есть и другие.
Проще говоря, факторы отвечают на вопрос «где ребёнок социализируется?».
<<Форма демодоступа>>
Семья
Ребёнок взаимодействует с ближайшими родственниками — мамой, папой, братьями и сёстрами. Засчитывается и общение с дальними родственниками — тётями, дядями и другими.
В семье закладываются основные бытовые навыки, умение решать конфликты, строить диалог. От поведения взрослых зависит, как себя будет вести ребёнок. Младшие всегда копируют старших
Об этом важно помнить, когда хочется накричать или отшлёпать ребёнка, поругаться с супругом или поскандалить с продавщицей в магазине.
Улица
Дети, особенно дошкольники и младшие школьники, по-прежнему проводят много времени на улице — им рекомендуется гулять как минимум раз в день. Во дворе и на детских площадках возникает много ситуаций взаимодействия с другими детьми и их родителями — и таким образом тоже закладываются основы социализации. Ребёнок учится решать конфликты и находить общий язык.
Интернет
В подростковом возрасте ребёнок, как правило, начинает активно пользоваться интернетом. Без доступа к Сети поддерживать связь с одноклассниками и успешно учиться затруднительно.
Особенности социализации школьников в интернете заключаются в анонимности Сети с одной стороны и безграничности информации и возможностей — с другой
Здесь можно пообщаться с любым человеком с другого конца мира — но важно помнить, что в интернете легко выдать себя за кого угодно
Дети учатся критическому мышлению, приобретают навыки сетевого этикета и узнают о том, к чему нет доступа в реальной среде. Например, путешествуют по гугл-картам или смотрят видеолекцию из Гарварда.
Кружки и занятия
Львиная доля социализации обучающихся в школе приходится на дополнительные секции. Здесь дети учатся взаимодействовать в коллективе, который объединяет общее дело. Секции и кружки по интересам важны для социализации ребёнка, который учится вне школы. Дополнительные занятия помогают хоумскулеру , поддерживать общение и участвовать в жизни социума.
Источники социализации
Выделяют несколько источников социализации индивида.
Передача культуры — она осуществляется через такие социальные институты, как семья, система образования, обучения и воспитания.
Взаимное влияние людей — оно происходит в процессе общения и совместной деятельности.
Первичный опыт — он связывается с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения.
10 стр., 4768 слов
Социальные функции образования
… из важнейших социальных функций образования становится социализация подрастающего поколения. … возложенную на систему образования. А по сути навязывает образованию идеологическую … образования постепенно изменяется, превращаясь в полную противоположность. Бюрократическое устройство школы с ее религиозно-монархическими чертами уступает такому устройству, в котором заметными становятся общественные …
Процессы саморегуляции — они соотносятся с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль.
Система саморегуляции формируется и развивается и в процессе интериоризации социальных установок и ценностей. Интериоризация -это формирование у индивида структур психики посредством усвоения способов внешней социальной деятельности и поведения. Интериоризация — это превращение интерпсихологических (межличностных) отношений в интрапсихологические (внутриличностные отношения с самим собой).
В развитии выделяются такие стадии интериоризации:
1) взрослый словом действует на ребенка, побуждая что-то сделать;
2) ребенок перенимает способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого;
3) ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.
Какие дети нуждаются в социальной адаптации?
Дети с ОВЗ – это довольно широкое понятие. По сути, это те дети, которым сложно усваивать стандартную программу обучения и социализации. Трудности эти могут быть связаны с нарушениями следующего типа:
- зрение;
- слух;
- речь;
- интеллект;
- опорно-двигательный аппарат.
Для нормального обучения таким детям приходится посещать специализированные учреждения с особой программой социальной адаптации. Суть ее заключается в подборе индивидуального подхода к каждому малышу с учетом его психофизических особенностей.
Главная задача социальной адаптации – помочь ребенку привыкнуть к окружающей его среде и научиться усваивать новую информацию.
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Основные причины трудной социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями
При реализации программы адаптации для несовершеннолетних могут возникать определённые трудности, которые перечислены в таблице ниже.
Причина | Характеристика |
---|---|
По причине недееспособности | Данная категория содержит такие патологии организма, как нарушение зрительного, слухового, либо психического заболевание, а также нарушения опорно-двигательного аппарата. |
По психофизиологическим параметрам | Таковыми являются биоритмы, характерная память ребенка, либо его темперамент. |
При значительных нарушениях физического здоровья | Не редко дети имеют патологии, которые совсем не относятся к их недееспособности. Заболевания настигают их в разы чаще, чем у детей с хроническими болезнями. Это обусловлено тем, что они имеют ослабленную соматическую систему. |
При значительных расстройствах психики | Не позволяющие нормально общаться со сверстниками. Как пример, невозможность вести диалог с детьми в школе, либо с родственниками дома. Достаточно часто, психические нарушения наблюдаются при индивидуальном обучении на дому, либо плохом отношении со стороны сверстников. |
При недостаточном финансовом обеспечении детей с ограниченными возможностями | Как пример, не имеется достаточного количества средств, чтобы обеспечить ребёнка необходимыми техническими средствами передвижения, слуховыми аппаратами и т.д. |
Ограничение действий ребенка | Если несовершеннолетнего ограничивают в деятельности, соответствующей его возрасту и способностям. Это может быть как не допуск ребёнка к игре, так и изгнание из круга общения сверстников. |
Окружающая среда | Дети с ограниченными возможностями могут некомфортно чувствовать себя в незнакомых местах, либо окружающей среде. |
Различные психические нарушения | Провоцируются при ограничении передвижений и независимости ребёнка. |
Инклюзивное обучение в обычной школе
Инклюзивное обучение предполагает, что дети с ОВЗ и здоровые учатся вместе в одном классе, на равных проводят перемены, посещают столовую или школьные праздники.
<<Перелинковка2>>
У инклюзивного обучения есть ряд неоспоримых преимуществ:
+ Дети с ОВЗ находятся вместе со здоровыми, и ребята быстро привыкают к тому, что все люди разные. + Школьники учатся взаимопомощи и развивают эмпатию.
Однако инклюзия считается спорным вариантом обучения, потому что имеет ряд проблем:
- Школа по месту жительства не имеет права отказать ребёнку в обучении, но в это же время не имеет права его взять без создания специальных условий, например, наличия пандусов.
- Создание специальных условий может стать проблемой, которую школа не в силах решить самостоятельно. Так, не в каждой образовательной организации есть бюджет на то, чтобы иметь в штате дефектолога и тьютора.
- Администрации некоторых школ принимают детей с ОВЗ, чтобы получить статус «инклюзивной школы», но не отправляет преподавателей на переквалификацию. В результате учителя просто не знают, как работать с классом, в котором есть ребёнок с проблемами со здоровьем.
- Многие родители стремятся, чтобы их ребёнок с ОВЗ «был, как все», и совершенно забывают про его индивидуальные потребности. А родители детей с нормой не всегда готовы к тому, что в их классе учится школьник с ОВЗ. Всё это порождает психологические травмы и конфликты.
Роль семьи в социализации и социальной адаптации детей с овз
Семья играет ведущую роль в физическом, эмоциональном, умственном развитии детей. Социальными нормами ребенок овладевает именно в семье. Только в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации, определяется стиль жизни, устремления, планы и способы их достижения. Здесь ребенок знакомится с трудовыми навыками, когда участвует в самообслуживании, оказывает помощь старшим в домашнем хозяйстве. Тем самым ребенок учится уважать труд родителей, родственников, других людей.
Семья обладает большим воспитательным потенциалом. Именно в семье ребенок познает, что такое добро и зло, любовь, дружба, верность.
Семья выполняет также образовательную функцию, связанную с образованием детей и продолжением образования родителей. По мнению А.В.Мудрика, чтобы жилище превратилось в семейный очаг необходимо соблюдение ряда условий:
— создание доброжелательной атмосферы в семье;
— организация быта: распределение домашних обязанностей, совместное выполнение работ по дому, общие разговоры, совместное проведение досугов;
— создание ″закрытой системы″ семьи с параллельной открытостью ее для друзей, родственников, гостей.
Программы социализации
Несмотря на то, в какой семье растет и воспитывается ребенок, какой диагноз ему поставлен – в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом “Об образовании” – каждый имеет право на получение бесплатного общего образования и на самореализацию в доступных видах социальной деятельности. Инвалиды обладают дополнительными правами – учебный процесс должен быть выстроен на особом подходе со стороны преподавателей и на обеспечении специальных условий для образовательной деятельности (наличие методических и учебных пособий, пандусов в образовательном учреждении, обустроенной территории для физических занятий).
В детском саду и школе
На сегодняшний день все чаще практикуется инклюзивная программа социализации для детей с ОВЗ, подразумевающая “включение” инвалида в общество здоровых сверстников. Социализация детей с ОВЗ в ДОУ основана на совместном участии здоровых и “особенных” ребят в различных видах деятельности, на одной территории и в одно и то же время. Совершая какие-либо совместные действия, воспитанники оценивают друг друга не по симпатиям, а по личностным качествам и навыкам. В игровой деятельности они усваивают установленные правила, учится соблюдать их под непосредственным руководством воспитателей.
Социализация детей с ОВЗ в школе – важный этап становления личности и психического развития. Проявление эмоциональных симпатий и антипатий у учеников позволяет педагогам скорректировать учебную деятельность, разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты, а также исправлять их поведение в соответствии с принятыми нормами. Любые формы социализации детей с ОВЗ исключают дискриминацию, обеспечивают равные права для всех детей, но при этом создают особые условия для инвалидов.
Дополнительное образование
Программы дополнительного образования состоят из разнообразных творческих направлений, в соответствии с интересами ребят с ОВЗ любого возраста. Согласно социальным практикам, занятия творчеством способствуют социально коммуникативному развитию детей с ОВЗ, их продуктивная деятельность увеличивается в разы, выявляются и развиваются творческие способности. Дополнительные образовательные программы направлены на воспитание и социализацию детей с ОВЗ, исправление их психоэмоциональных проблем, выявление, развитие и поддержание творческих способностей.
Ребята, регулярно посещающие художественные, музыкальные или узконаправленные курсы, со временем лучше усваивают школьный материал, не теряют мотивацию к учебе. Более того, получая хорошую практику на дополнительных занятиях, подростки часто выбирают творчество в качестве профессии.
Правила социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья
Социальная адаптация ребенка представляет собой специально организованную непрерывную образовательную процедуру привыкания к сосуществованию с окружающим миром посредством усвоения основных правил и норм поведения в обществе.
Если речь идет о ребенке, получившем психологическую травму, а также о сироте или инвалиде, то дополнительно требуется соответствующая реабилитация, направленная на выработку нормального поведения в социуме и на воплощение в жизнь различных идей (рабочего или творческого характера).
Определение понятий
Можно выделить следующие причины трудной адаптации:
- нарушения в психологической и физической частях здоровья;
- недостаток социального опыта;
- неблагоприятный семейно-экономический фон.
Статистика говорит о том, что число детей-инвалидов составляет 3% от общего количества малышей в мире и это значение стабильно увеличивается, т.е. требуется разработка эффективных мер для социального приспособления данной группы населения.
Повысить качество жизни ребенка, ограниченного в возможностях, можно путем предоставления ему шанса участвовать в общественной жизни в соответствии с возрастом.
Благодаря успешной социальной адаптации дети быстро приспосабливаются к условиям жизни, восстанавливают свою социальную значимость и т.д.
Законодательный аспект вопроса
Федеральный закон № 181-ФЗ, датированный 1995 г., гласит о том, что семья – это важнейший институт социализации детей с ограниченными возможностями.
Именно в домашней обстановке он обретает ту среду, которая позволяет малышу-инвалиду познать человеческие формы поведения, развить душевные качества и позаботиться об интеллектуальных способностях.
Перечень государственных программ
Современный мир проявляет огромный интерес к пескографии, наблюдается применение многочисленных методик и разработка специальных программ.
Песочная терапия позволяет скорректировать эмоционально-волевую и социальную сферы детей-дошкольников.
Программа «Адаптация в жизни и обществе детей с ограниченными возможностями здоровья» базируется на гармоничном развитии детей
Внимание уделяется: психомоторным, художественным и интеллектуальным возможностям в зависимости от возраста и состояния здоровья
Самым доступным видом художественного творчества является лепка из различного доступного материала. Занятия прививают интерес к эстетическому воспитанию, формируют художественное восприятие, учат видеть и понимать красоту окружающего мира.
Для работы можно использовать разнообразные материалы, но наиболее экологически чистыми и безвредными считаются грязь и соленое тесто.
Занятия ведут к:
- улучшению сенсорной чувствительности;
- развитию воображения и пространственного мышления;
- синхронизации работы рук в паре;
- улучшению психологического здоровья;
- умению планировать, достигать поставленных целей и т.д.
Проблемы
Проблема включения человека, ограниченного в психологическом или физиологическом смысле, в реальный мир занимает одно из первых мест по актуальности. Обучение и воспитание детей с нарушенными интеллектуальными возможностями необходимо для оптимального развития потенциально заложенных талантов, а также для подготовки и включения в общество в качестве полноценного его участника.
Социальная адаптация детей с умственной отсталостью проходит с каждым годом все труднее, хотя цели и задачи учитываются при составлении коррекционной программы.
Дети с таким диагнозом, как инвалидность, особенно остро ощущают снижение уровня государственной помощи, что может приводить к необратимым процессам негативного характера и требует незамедлительных действий.
Ребенок, желающий побыть в одиночестве или отдохнуть от общества, может без спроса покинуть родной дом, стать частым посетителем чердаков или подвалов, а также убежать из учебного заведения. Пребывание в укромном месте без присмотра взрослых, может привести к безрассудному или непредвиденному поступку.
Коррекционные и реабилитационные программы направлены на воспитание симпатии в отношении окружающих детей и взрослых, а также на формирование привычек, позволяющих в дальнейшем позаботиться о себе и близких. От взрослого потребуется много терпения и спокойствия. Малыш должен быть уверен, что у него есть серьезная поддержка и понимание в виде родного взрослого человека.
О работе одного из реабилитационных учреждений в Республике Башкортостан смотрите в следующем видеосюжете:
Слайды и текст этой презентации
№1 г. Красного СулинаСтремоухова Л.Л.Социализация
детей с ОВЗ
Слайд 3Социализация выполняет в обществе три основных задачи:
1) интегрирует индивида
в общество, а также в различные типы социальных общностей через
усвоение им элементов культуры, норм и ценностей;
2) способствует взаимодействию людей вследствие принятия ими социальных ролей;
3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.
она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение
в первичной социализации имеет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах.
является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми
правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к средней.
потенциала. Этот сложный процесс осуществляется обычно в соответствии с определённым
социально-психологическим сценарием, содержание которого зависит как от ролевых позиций субъекта, так и от внешних условий, т. е. воздействия социальной микросреды.Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
Слайд 8Личность проходит следующие стадии социализации:
1)имитацию — копирование детьми поведения
взрослых;
2) игровую — детское поведение как исполнение роли со
значением; 3) групповые игры — роль как ожидаемое от нее поведение.
Слайд 9Участники образовательного пространства ДетиРодители
ПедагогиСпециалисты (мед.работник, психолог, логопед, дефектолог, работник
доп. образования)
Важно, что положительные результаты достигаются длительной работой и в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса!!!
Слайд 10Развитие навыков и личностных качествСоциальная адаптация детей с ОВЗ проходит
сложно, но педагоги должны создавать детям с особыми потребностями условия
для дальнейшего роста, что способствует развитию таких важных навыков и личностных качеств обучающихся, как:социальная компетентность;толерантность;навыки решения проблем;независимость, уверенность, самоуважение, самоконтроль;навыки целеполагания.
формах деятельности.
Формы социализации учащихся
Социальный компонент включается в учебный процесс посредством следующих мероприятий:
Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности. Информационные технологии позволяют сделать учебный процесс более продуктивным. Учащиеся становятся активными субъектами обучения, заинтересованными в получении знаний и навыков. Современный учащийся должен владеть информационными знаниями и культурой информационного взаимодействия. Икт способствуют этому развитию. Кроме того, информационная культура является фундаментом развития самообразовательных навыков. А способность к самообучению и саморазвитию является важным аспектом социального становления личности.
Проектная деятельность. Проекты, как правило, реализуются как работа в мини-группах. Это позволяет объединить учащихся, сформировать у них навыки взаимодействия, командного общения, дух сотрудничества. Проектная деятельность выступает уникальным механизмом адаптации и формирования личностного опыта. Учащиеся формируют навыки отстаивания своей позиции, выражения мнения и вырабатывают общую позицию в мире людей.
Исследовательская деятельность. Она используется на уроках и во внеурочной деятельности. Ее основная задача, как формы социализации, состоит в формировании основ гражданской ответственности личности и правового сознания, толерантности и активной жизненной позиции. Все эти качества необходимы для успешного социального становления личности.
Проведение внеклассной работы по темам социальной ответственности и компетентности. Занятия проходят в форме лекций, бесед, дискуссий, ролевых игр, викторин. Учащиеся познают социальные нормы поведения и расширяют свои знания об обществе и законах его функционирования.
Трудовая деятельность учащихся. Учащиеся приобщаются к трудовому процессу
Осуществляется озеленение территории школы, организуются субботники, проводятся классные часы на темы трудовой деятельности и ее важности. Все это воспитывает трудолюбие, формирует потребность в трудовой деятельности, что является важным социальным качеством личности.
Организация конкурсов и выставок работ учащихся
Проводятся выставки работ по разным направлениям: художественное творчество, конструирование, создание портфолио, семейное древо. Также, проводятся конкурсы чтецов, музыкальных исполнителей, танцоров, дизайнеров и т.д.
Обучения детей с ОВЗ
Образование детей с ОВЗ вызывает множество организационных вопросов у школ и самих родителей. В какую школу должен ходить такой ребёнок? Может ли он учиться вместе со сверстниками? Какие условия должна создать для него школа? Попробуем разобраться.
При обучении детей с ОВЗ действительно есть особенности. В начальных классах для таких учеников действуют специальные образовательные стандарты:
- ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ,
- ФГОС начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.
В средней и старшей школе школьники с ОВЗ учатся по обычным ФГОС. Но кроме ФГОС, в жизни таких школьников есть другие документы, влияющие на их обучение:
- Адаптированные образовательные программы (АОП). Пишутся на один год для конкретного ребёнка с ОВЗ.
- Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП). Пишется на уровень образования, например, начальное звено.
- Индивидуальный учебный план (ИУП). Разрабатывается с учётом образовательных потребностей конкретного ребёнка. В основном применяется при надомном обучении.
- Специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Разрабатывается для ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, который не может освоить программу в соответствии с возрастной нормой.
Обычно дети с ОВЗ перед поступлением в первый класс проходят ПМПК. При этом по рекомендации комиссии ребёнок, имеющий проблемы со здоровьем, может пойти в школу не с 6,5–7, а с 8 лет.
Психолого-медико-педагогическая комиссия в зависимости от тяжести нарушения здоровья ребёнка предлагает ему обучение по одному из четырёх вариантов:
- первый (цензовый) — если ребёнок близок к возрастной норме и способен усваивать обычную школьную программу в срок;
- второй (цензовый) — если ребёнок может усвоить программу, но ему нужно на это больше времени;
- третий (не цензовый) — ребёнок может учиться, но не сможет усвоить весь материал даже за больший срок;
- четвёртый — у ребёнка индивидуальный уровень конечных результатов, обычно это дети с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, которые учатся по СИПР.
<<Форма демодоступа>>
Заключение ПМПК действует до конца четвёртого класса. После окончания начальной школы ребёнок снова проходит комиссию. Здесь возможны три варианта развития событий:
- диагноз снимают, и школьник переходит в класс нормы;
- диагноз продляют;
- диагноз меняют на другой в зависимости от новых показателей.
Если в конце обучения ребёнок с ОВЗ не освоил программу, то вместо аттестата он получает свидетельство об обучении и не может обучаться дальше в сузе или вузе, но может пройти профессиональную подготовку по доступным специальностям. Обычно это дети, которые учились по четвёртому варианту.
Если же ученик с ОВЗ успешно освоил программу и прошёл итоговую аттестацию, он получает обычный аттестат.
<<Перелинковка>>
Заключение ПМПК, в котором определяется программа для обучения конкретного ребёнка, носит рекомендательный характер, то есть родители могут не отдавать документы администрации школы. Но тогда ребёнок не сможет рассчитывать на специальные условия, которые должна обеспечить школа для обучения детей с ОВЗ:
- сопровождение тьютора, который будет помогать одному или нескольким ребятам с ОВЗ;
- занятия с дефектологом, логопедом, психологом по индивидуальным программам;
- специальные технические средства, например, пандус для детей на коляске или верботон для детей с нарушением слуха;
- специальные учебники и дидактические материалы, например, увеличенные картинки для детей с нарушением зрения.
В статье 79 закона «Об образовании в Российской Федерации» выделяют несколько форм обучения детей с ОВЗ:
- в инклюзивном классе массовой школы,
- в коррекционном классе массовой школы,
- в коррекционной школе,
- надомное образование,
- семейное образование.
Рассмотрим подробнее каждую из них.