Почему ребенок всё понимает, но не говорит?

В 3 года речь ребенка не разборчива

Как помочь ребенку

Если ребенок не говорит в 3 года, нельзя списывать проблему на его “лень” или нежелание общаться. Малыша необходимо показать неврологу, отоларингологу, детскому психиатру. 

Как научить ребенка говорить в 3 года? Для этого ему потребуется не только медикаментозная терапия, но и коррекционные занятия с дефектологом, психологом, логопедом. Только комплексный подход поможет ускорить речевое развитие малыша.

Родителям следует как можно больше общаться с ребенком, стимулировать его к проговариванию слов и фраз, читать детские книжки, развивать мелкую моторику рук, выполнять рекомендации невролога и дефектолога.

Негативное отношение ребенка к разговорам

И такое тоже бывает. Многие родители охают и ахают, как только услышат от своего чада новое слово, а то и словосочетание, а потом надоедают ребенку с просьбами сказать так бабушке, дедушке, соседке и так далее. Стремление «разговорить» малыша может обернуться негативно. Ребенку надоест повторять заезженную фразу всем подряд, и каждое произнесенное слово будет только его утомлять, вызывать негативные ассоциации.

Как поступить? Да просто прекратите надоедать ребенку с просьбой сказать то-то и то-то. Через некоторое время малыш отдохнет от назойливости и станет нормально общаться, задавать вопросы, отвечать на них, пополнять словарный запас.

Нарушения речи

Неправильная артикуляция может считаться нормой у детей до 2-3 лет. Если речевые дефекты носят стойкий характер, требуется логопедическое вмешательство. При ярко выраженных нарушениях произношения следует исключить наличие тяжелого расстройства речи.

Родителям не следует самостоятельно ставить диагноз, но важно знать о самых распространенных нарушениях произношения, чтобы вовремя обратиться за помощью к дефектологу и быстро справиться с расстройством. Если дефект приобретает стойкий характер, устранить его будет сложнее

В логопедии принято классифицировать речевые нарушения на 4 вида:

  • неправильная артикуляция;
  • патологии ритмики и темпа произношения;
  • дефекты, обусловленные проблемами со слухом;
  • ОНР (общее недоразвитие речи) или утрата имевшихся навыков.

Неправильная артикуляция

В эту группу входит дислалия, или косноязычие, и дизартрия. Дислалия проявляется в том, что малыш произносит не все слоги слова или заменяет их другими. Ее подразделяют на механическую и функциональную. В первом случае проблемы с артикуляцией возникают из-за неправильного развития рта или носоглотки. Такое нарушение коморбидно – оно сопровождается гнусавостью, замедлением или ускорением темпа произношения. Функциональное нарушение связано с ослаблением нервных импульсов, передаваемых мозговыми структурами.

Дизартрия или нечленораздельная речь также может сопровождаться произношением отдельных частей слова. Такая патология развивается на фоне травмы или воспалительного процесса в структурах головного мозга, при нарушении системного кровотока. При этом нарушается координация движений, затрудняется глотание, возможно непроизвольное слюноотделение. Ограничивается объем движений артикуляционного аппарата. Голос становится тихим или полностью исчезает. Ребенок произносит слова медленно, делая неравномерные промежутки.

Физиологические причины

Нормой считается, если ребенок в два года строит фразы из 2 слов. Однако некоторым на это требуется еще годик. Усечение слов в таком возрасте не является патологией. Практически все малыши проходят эту стадию речевого развития. Некоторые произносят первые, другие – последние слоги. Это обусловлено постепенным становлением отделов головного мозга, обеспечивающих артикуляцию.

Это разновидность нормы, а продолжительность данного этапа зависит от индивидуальных особенностей развития ребенка.

Когда родители занимаются или играют с малышом, не нужно проговаривать слова побуквенно или выделять слоги. В противном случае процесс развития речи замедляется, ребенок продолжает разговаривать слогами, а не словами. Нужно говорить с ним так же, как и со взрослым.

Если проблема сохраняется после достижения 3 лет, следует пройти обследование у логопеда, чтобы исключить патологическую причину нарушения.

Причины задержки речевого развития в этом возрасте

В основе большинства случаев проблемы лежит недоразвитие или повреждение центральной нервной
системы. Нарушения могут возникнуть во время беременности матери, во время родов, в период
новорожденности или в раннем детстве.

Основные причины недоразвития речи:

  • токсическое поражение или инфицирование женщины в период ожидания ребёнка;
    несовместимость с матерью по резус-фактору, генетические заболевания;
  • родовая травма;
  • асфиксия в родах;
  • имеются нарушения или отсутствие слуха;
  • нейроинфекции и черепно-мозговые травмы, перенесённые в раннем детстве;
  • наследственная предрасположенность;
  • органическое недоразвитие ЦНС;
  • педагогическая запущенность, жизнь в социально неблагополучной среде;
  • неблагоприятные условия воспитания, когда малышом никто не занимается, с ним мало
    разговаривают.

Малыша понимает только мама

Мой племянник предложениями заговорил около двух, но слова были не очень понятны особенно с непривычки — или конец слова или начало: ди — иди, ко — комната, коробка, колесо, гоу — мяч (видимо, от слова «гол») бе, си, зе, жё, чё — цвета, каки — красный.

Например фраза «Яя, ди яя ко», обращённая ко мне, значила «Вера, иди в свою комнату». А ещё такой случай был: пошли они с бабушкой чистить зубы, до этого всегда была зелёная паста в зеленом тюбике, а тут родители купили в красном. Любил очень Арсений пасту всем на щётку выдавливать, себе детскую выдавил и решил бабушке помочь — распаковали новую пасту, он крышку открутил и удивленно так говорит: 

— Бе! (значит, белая) А я дуди каки! («А я думал, красная»). — Вера Котова.

Иногда малыш говорит, и говорит много, активно предпринимая попытки вступить в диалог с другими детьми и взрослыми на площадке, в поликлинике, в транспорте. Но маме приходится брать на себя роль переводчика, потому что для окружающих речь малыша звучит набором бессвязных звуков. Возвращаясь к нормам развития языка, ребенок в возрасте до трех лет имеет полное право заменять отдельные буквы в словах, а какие-то и вовсе не произносить. Но кроме неразличимых звуков, речь малышей может еще и изобиловать неведомыми окружающим словами. Как же помочь малышу стать приятным собеседником не только для мамы, но и для других людей?

В первую очередь, обратите внимание на чистоту и правильность речи, которую слышит малыш. Если вы сюсюкаете, активно используете в речи разнообразные «куп-куп» и «ням-ням», закрепляете в речи малыша плоды его неверного произношения («весипет» — велосипед, «атя» — шапка», «игока» — Егорка), повторяя и регулярно используя в речи эти словоформы, разговариваете слишком быстро или, напротив, слишком медленно, не стоит ожидать скорого становления чистой и понятной речи у малыша

Сделайте свою речь грамматически правильной, артикуляционно чистой и эмоционально выразительной, а также предложите ребенку упражнения и игры на развитие речевого аппарата и улучшение артикуляции. Они не занимают много времени и проводятся в игровой форме между делом. Можно перед зеркалом вытягивать губы трубочкой, цокать язычком «как лошадка», дуть на бумажные шарики, выдувать мыльные пузыри и т.д. Существуют книги и карточки с наглядным изображением упражнений артикуляционной гимнастики в стихотворной или в сказочной форме (Е.М.Косинова, Н.В.Нищева и др.).

Я как манны небесной ждала, когда ребенок заговорит! Первые внятные слова начали появляться после двух, но очень медленно, к 2,6 их было не больше полусотни. И вот последние два месяца (сейчас Ксюше 2,11) именно прорвало — говорит и повторяет все, постоянно и довольно чётко. К нашему удивлению, среди первых фраз были рифмованные:

— Мадам-мадам, иди ням-ням (Мадам Газель из мультика про Пеппу)
— Я не бяка, я собака, я хочу гав!

Сейчас частенько выдаёт забавные фразы, из последнего: папа, одень меня на шею! — Надежда Киселева.

Каждая история появления первого слова, как и появления самого малыша на свет, — индивидуальна, и последнее, что стоит делать, — это сравнивать своего ребенка с другими детьми, сравнивать скорость его развития, величину его словарного запаса или количество правильно произносимых звуков с «показателями» речевого развития каких-то среднестатистических детей или вполне реальных знакомых детишек.

Что действительно следует сделать маме, обеспокоенной своевременным развитием речи малыша, — это завести дневничок, в котором фиксировать все новые слова и наблюдения за речевой активностью, развитием понимания обращенной речи, использованием жестов и другими проявлениями прогресса в становлении речи.

Анализируя эти записи, внимательная мама всегда сможет увидеть, когда малышу нужна консультация специалиста, а когда достаточно сделать акцент на речевые игры и упражнения, чтобы помочь малышу заговорить больше и понятнее.

Причины недоразвития речи в 3 года

Если ребенок не говорит в 3 года, прежде всего, ему нужно проверить слух. Патологии слухового аппарата неизбежно вызывают задержку речевого развития. 

К другим причинам отсутствия речи в три года, относятся:

  • патологическая беременность и роды;
  • заболевания и травмы головного мозга, перенесенные в младенчестве;
  • неврологические, хромосомные и психические заболевания — аутизм, детская шизофрения, синдром Дауна, умственная отсталость;
  • педагогическая запущенность — обычно встречается в асоциальных семьях, когда ребенок живет в плохих условиях, ему не уделяют должного внимания;
  • наследственная предрасположенность — ближайшие родственники ребенка тоже начали поздно разговаривать. 

Коррекция речевой регрессии

Если малыш перестал лепетать или говорить, то нужно сразу разобраться в причине недуга. В первую очередь следует посетить соответствующего специалиста. Если малыш перестал вдруг говорить из-за стресса, то потребуется обследование у психолога. При отсутствии видимых причин следует посетить невролога. Ребенок, который перестал разговаривать из-за афазии, в первую очередь нуждается в лечении основного заболевания.

Ребёнку могут назначить:

  • медикаментозные препараты;
  • хирургическую операцию;
  • механотерапию и физиотерапию;
  • логопедический массаж и ЛФК.

Для детей, которые не говорят, также назначаются логопедические занятия. Педагоги помогают ребёнку восстановить речь. Развиваются навыки письма и чтения (при необходимости). Если ребёнок перестал говорить, то коррекционные занятия с нейропсихологом и/или логопедом следует начинать как можно раньше. Сделать это можно в центе логопедии и психологии «НЕАПЛ». Опытные специалисты выявят причину речевого регресса, при необходимости направят к профильным врачам или подберут эффективную корректирующую программу.

Стадия четвертая – первые слова

Итак, из лепета рождается слово…

На этом этапе (обычно он начинается в 11-12 месяцев) очень важно помочь ребенку в его словотворчестве. Именно сейчас малыш начинает ассоциировать слова с объектами окружающей среды, слова для него наполняются смыслом

Теперь уже можно расширить репертуар вашего чтения вслух. Старайтесь называть окружающие вещи своими именами (не “Положим эту штуковину во-он туда”, а “Положим куклу в кроватку”). Не забывайте комментировать свои действия, когда вы находитесь вместе с малышом.

Логопеды советуют тренировать мышцы губ и щек. Для этого запаситесь различными свистульками, губными гармошками, игрушечной флейтой и научите малыша дуть в эти инструменты. Полезно и выдувать мыльные пузыри (правда, придется постоянно следить, чтобы ребенок не выпил мыльный раствор).

Еще один забавный способ потренировать мышцы губ и щек – это погримасничать вместе с малышом. Не стесняйтесь строить смешные рожи, выразительно изображать самые разные эмоции (удивление, страх, радость), высовывать язык, облизываться. Вы увидите, малышу очень понравится эта новая игра, и вскоре он начнет повторять за вами какие-то движения.

Обычно детям очень нравятся звучащие игрушки. Воспользуйтесь этим, пусть малыш учится извлекать разнообразные звуки и воспроизводить их голосом. Его первые слова будут звукоподражательными: “бах”, “бум”, “гав-гав”, “бибика”. Не бойтесь этих младенческих, “ляльских” (как говорит моя старшая дочь) слов. Это очень важный момент в развитии речи. Ребенку пока сложно связать отвлеченное слово (например, собака, машина, упала) с конкретным предметом или действием. Если слово будет хоть как-то похоже на предмет или действие, такую связь установить значительно легче (например, собака говорит «ав-ав», машина – «би-би», а падающий предмет делает «бум»). Младенческие слова помогают ребенку перейти к нормальной, “взрослой” речи.

Когда ваш малыш будет пытаться повторить за вами какие-то слова, можно читать стихи «по ролям». Например, известное стихотворенье об отчаянных гусях (его начало, как правило, помнят все):

  • Взрослый: Гуси-гуси!
  • Ребенок: Га-га-га!
  • Взрослый: Есть хотите?
  • Ребенок: Да-да-да!
  • Взрослый:Хлеба с маслом?
  • Ребенок: Нет-нет-нет.
  • Взрослый: А чего же вам?
  • Ребенок: Конфет!
  • Взрослый:Ну, летите, как хотите, т _олько крылья берегите – с__ ерый волк под горой не пускает вас домой. Полетели-полетели_ (ребенок машет руками), на головку сели.

Когда вы будете читать вашему малышу хорошо знакомые стихи или петь песенки, в конце строчки сделайте паузу, чтобы ребенок смог сам закончить строчку.

Особенно важно разговаривать с малышом во время игры. Не забывайте, что игра ориентирована именно на диалог, а не на ваш монолог

Можно, например, катать друг другу мячик, сопровождая это занятия комментариями: “Дай мячик! Покатился мячик к маме”. Выдержите паузу, дайте ребенку возможность включиться в разговор. “А теперь – на мячик! Покатился мячик к детке” и т.д. Старайтесь, чтобы игра соответствовала настроению и состоянию вашей крохи.

Ребенку 3 года, плохо разговаривает: что делать

Необходимо бить тревогу (у ребенка явная задержка в развитии речи), если к трем годам у ребенка:

  • Не сформировался достаточно развитый речевой аппарат.
  • Отсутствует употребление распространенных фраз.
  • Отсутствует хорошее говорение (нарушено произношение шипящих, свистящих, мягких и твердых звуков), неправильно произносит близкие по произношению звуки С и Ш, З и Ж, Ч и Щ, в словах пропускаются, переставляются, заменяются слоги, бедный словарный запас, используются только односложные слова, неправильно согласуются слова по родам, падежам и числам.
  • Отсутствуют навыки чтения вслух, декламации стихов и пения наизусть, и при этом отсутствуют признаки задержки умственного развития.

Совместная игра с детьми

Основные действия родителей в этом случае следующие:

  • Начинать активно разговаривать с молчуном. Необходимо озвучивать все свои действия, вовлекая ребенка в процесс общения. При этом следует слушать и понимать, реагировать на его лепет, разгадывать его интонацию. Это поощряет малыша к дальнейшему развитию своих навыков общения.
  • Вовлекать в активные игры. Задача взрослого давать чаду не только физическую пищу ребенку, но и эмоциональную «пищу» для ума. Сам малыш, в силу своего возраста, еще не способен к этому. Простые игрушки (шарики, пирамидки, игры (прятки, догонялки)) необходимы ребенку в раннем возрасте для его полноценного развития, и не стоит их недооценивать. И здесь самое главное, чтобы взаимодействие проходило между взрослым и ребенком не в тишине, а с проговариванием совершаемых действий, чтобы мозг малыш создавал устойчивые связи между словами и действиями.
  • Совместное чтение вслух. Сказки с интересными и простыми для понимания сюжетами, и яркими иллюстрациями, смешные песенки и стишки, прочитанные вслух или наизусть, обогащают словарный запас. Во время чтения следует проговаривать происходящее, описывать героев, иллюстрации, обращаясь к малышу, вовлекая его в общение.
  • Общение со сверстниками. Возможно, что ребенку не хватает общения с другими детьми. Малыш по характеру может быть робким, пассивным. В этом случае родителям следует взять инициативу на себя, вовлекать малыша в совместные игры с другими детьми, гулять с ним на детских площадках, где он может встретить своих одногодков, организовывать у себя дома мероприятия, на которые приглашаются знакомые, соседи, родственники со своими детьми. Все это крайне необходимо, чтобы ребенок учился общаться, чтобы у него возникала необходимость выражать свои желания посредством слов.
  • Развитие мелкой моторики. Участок мозга, ответственный за точные движения пальцев, находится рядом с речевым центром, поэтому развитие моторики способствует преодолению отставания. Для улучшения мелкой моторики, можно собирать пазлы, лепить из пластилина, завязывать шнурков, застегивать пуговицы.

Обратите внимание! Общение, совместные чтения вслух должно проходить в доброжелательной и дружественной атмосфере. Только в этом случае все эти действия поспособствуют достичь желаемой цели (развить у малыша речевые навыки и преодолеть отставание в развитии)

Когда ребенок в принципе готов заговорить

Первый год мама с ребенком находятся в симбиозе. Малыш не умеет говорить, его единственный язык — плач. У мамы развивается удивительная способность понимать его «язык» и переводить на общечеловеческий: сейчас малыш хочет пить, потом — есть, вечером — спать. Мама может удовлетворить его потребности. Благодаря этому ребенок выживает в первый год.

Постепенно ребенок перестает брать грудь, начинает ползать, делает первые шаги. Это для него очень значимое событие. Теперь он ощущает себя отдельным от мамы. Он может приближаться или отдаляться от нее настолько, насколько захочет, может бегать, может достать до заветной полки с яркой игрушкой. Именно к этому возрасту появляются первые слова. Как только ребенок начинает ощущать себя отдельным от матери, появляется потребность разговаривать.

С другой стороны, к концу первого года мама постепенно выходит из слияния с ребенком и теряет суперспособность читать мысли. Теперь ребенку, чтобы заявить о себе и своих потребностях, нужно учиться говорить на языке мамы.

Причины, по которым ребенок не говорит

Основная причина, из-за которой мальчик или девочка, сын или дочь, сынок или дочка, сыночек или доченька (дочурка), ребенок не говорит – это внутриутробная гипоксия, или недостаток кислорода. Недостаток кислорода плода может наблюдаться во время беременности, во время родов, при кесаревом сечении. В этом случае опытный микроневропатолог, детский невролог, детский невропатолог ставит диагноз «перинатальная энцефалопатия постгипоксически-ишемического генеза» или «перинатальная энцефалопатия смешенного генеза» (перинатальное поражение ЦНС). Перинатальная энцефалопатия может быть 1, 2, 3 степени.

1 степень перинатальной энцефалопатии при своевременном и комплексном лечении в Сарклиник полностью вылечивается за достаточно короткие сроки. 2 степень перинатальной энцефалопатии – это тяжелое заболевание, которое требует длительного серьезного лечения. 3 степень перинатальной энцефалопатии обычно имеет тяжелые последствия, вплоть до развития такой патологии, как детский церебральный паралич. Частые причины задержки речевого развития у детей – это патология матери во время беременности, родовая травма ребенка, тяжелые роды, плохие результаты нейросонографии, обвитие пуповиной, тазовое предлежание плода, слабость родовой деятельности, анатомически или клинически узкий таз, соматические заболевания матери до и во время беременности, инфекции матери, инфекции плода, токсическое воздействие на головной мозг ребенка билирубина при гемолитической желтухе новорожденного (ГБН), интоксикация наркозом во время кесарева сечения, интоксикация лекарственными препаратами (лекарствами) в перинатальном периоде. Любая соматическая патология, ОРВИ, бронхиты, трахеобронхиты, инфекции, рахит, нарушения обмена веществ приводят к тому, что в более позднем возрасте ребенок не говорит, ребенок плохо говорит, ребенок мало говорит, ребенок молчит, поздно начинает говорит, говорит мало, не понятно, не внятно, отстает в развитии, отстает в речевом, психическом, психомоторном, психоречевом развитии, умственном развитии.

Наблюдается ЗРР (отставание, задержка речевого развития, в том числе и грубая задержка речевого развития), ЗПР (отставание, задержка психического развития), ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей), ЗПМР (задержка психомоторного развития у ребенка), ЗУР (задержка умственного развития у детей). Редко на ребенка влияют наследственные факторы, при которых задержка развития наблюдалась у матери или отца, или у обоих вместе. Любое ослабление организма ребенка, снижение иммунитета, побочное действие прививок (вакцин) может приводить к тому, что «ребенок не говорит». Также отрицательно на речевое развитие ребенка влияют неблагоприятная экологическая обстановка в районе проживания матери и ребенка, неблагоприятный климат в семье (конфликты между родителями), дефектная нечеткая речь в контактной среде (проблемы с речью у родственников или родителей), рождение второго ребенка в семье, наличие тяжелых грубых неврологических заболеваний (например, ДЦП). При задержке моторного развития часто наблюдается задержка речевого развития, а позже и задержка психического развития. При любых поражениях органа слуха также отмечается состояние, при котором «ребенок не говорит». В этом случае нужна консультация отоларинголога (врач ухо – горло – нос).

Исключите основные причины

У ребёнка не должно быть проблем со слухом. Определите, реагирует ли он на различные звуки, на шорох, шуршание, слышит ли шёпот, знает ли своё имя

Если вовремя диагностировать проблемы со слухом, с большой вероятностью их можно исправить

Если ребёнок родился раньше срока, то к его развитию нужно уделять гораздо большее внимание. У недоношенных детей риск задержки развития выше

Чаще всего такие дети догоняют сверстников только к 5 годам. Убедитесь, что у ребёнка не наблюдается никаких умственных заболеваний. Он должен вас понимать, быть активным и любознательным. Вы видите, что он пытается общаться при помощи жестов и звуков.

Отсутствие мотивации

Возможно, ваш малыш просто не хочет говорить. У него нет для этого стимула. Так почему ребёнок не говорит? Часто бывает, что подрастающий карапуз становится центром семьи

Всё внимание родителей переключается на него, любое желание предугадывается заранее

Не нужно лишать ребёнка мотивации. Даже если вы хорошо понимаете, о чём просит малыш, то не спешите сразу выполнять. Отвечайте ему: «Я тебя не понимаю. Давай ты постараешься объяснить мне, что ты хочешь». Если делать это регулярно, то ребёнок в три года уже будет говорить.

Наличие компании

Существует мнение, что дети начинают быстрее говорить в компании сверстников. Особенно в детском саду, на игровой площадке и т.п. В этом утверждении есть доля истины. Но если ребёнку 3 года, а он не разговаривает, не стоит надеяться, что к 5 годам он заговорит без посторонней помощи. Не затягивайте с обращением к врачу.

Наследственность

Если в вашей семье есть люди, которые поздно начали говорить, то задержка речевого развития, возможно, передалась малышу по наследству. Если ребёнок не разговаривает, обязательно ведите с ним диалог. Старайтесь говорить грамотно и внятно, не коверкайте слова. У малыша в подсознании откладывается всё, что он слышит. Если в разговоре вы искажаете слова, заменяете буквы и сюсюкаете, то существует большая вероятность, что ребёнок запомнит всё это и будет говорить неправильно.

Нервное потрясение

Если в жизни маленького человечка произошла ситуация, которая нарушила его психоэмоциональное состояние, он может уйти в себя. Дети часто перестают разговаривать в стрессовых ситуациях. В таком случае необходимо срочно устранить источник стресса и обязательно обратиться за помощью к психологу. Грамотный специалист сможет оказать ребёнку необходимую помощь. В такой ситуации возраст не имеет значения.

Интернациональные семьи

Причиной отсутствия речи у ребёнка может быть привычка родителей разговаривать на нескольких языках. Возможно, ваш ребёнок знает много иностранных слов, но не понимает, какие из них правильные. Поэтому в семьях, где ребёнок ещё не достиг возраста 5 лет, стоит ограничиться одним языком для общения.

Ребенку 3 года, плохо разговаривает: что делать

Необходимо бить тревогу (у ребенка явная задержка в развитии речи), если к трем годам у ребенка:

  • Не сформировался достаточно развитый речевой аппарат.
  • Отсутствует употребление распространенных фраз.
  • Отсутствует хорошее говорение (нарушено произношение шипящих, свистящих, мягких и твердых звуков), неправильно произносит близкие по произношению звуки С и Ш, З и Ж, Ч и Щ, в словах пропускаются, переставляются, заменяются слоги, бедный словарный запас, используются только односложные слова, неправильно согласуются слова по родам, падежам и числам.
  • Отсутствуют навыки чтения вслух, декламации стихов и пения наизусть, и при этом отсутствуют признаки задержки умственного развития.

Основные действия родителей в этом случае следующие:

  • Начинать активно разговаривать с молчуном. Необходимо озвучивать все свои действия, вовлекая ребенка в процесс общения. При этом следует слушать и понимать, реагировать на его лепет, разгадывать его интонацию. Это поощряет малыша к дальнейшему развитию своих навыков общения.
  • Вовлекать в активные игры. Задача взрослого давать чаду не только физическую пищу ребенку, но и эмоциональную «пищу» для ума. Сам малыш, в силу своего возраста, еще не способен к этому. Простые игрушки (шарики, пирамидки, игры (прятки, догонялки)) необходимы ребенку в раннем возрасте для его полноценного развития, и не стоит их недооценивать. И здесь самое главное, чтобы взаимодействие проходило между взрослым и ребенком не в тишине, а с проговариванием совершаемых действий, чтобы мозг малыш создавал устойчивые связи между словами и действиями.
  • Совместное чтение вслух. Сказки с интересными и простыми для понимания сюжетами, и яркими иллюстрациями, смешные песенки и стишки, прочитанные вслух или наизусть, обогащают словарный запас. Во время чтения следует проговаривать происходящее, описывать героев, иллюстрации, обращаясь к малышу, вовлекая его в общение.
  • Общение со сверстниками. Возможно, что ребенку не хватает общения с другими детьми. Малыш по характеру может быть робким, пассивным. В этом случае родителям следует взять инициативу на себя, вовлекать малыша в совместные игры с другими детьми, гулять с ним на детских площадках, где он может встретить своих одногодков, организовывать у себя дома мероприятия, на которые приглашаются знакомые, соседи, родственники со своими детьми. Все это крайне необходимо, чтобы ребенок учился общаться, чтобы у него возникала необходимость выражать свои желания посредством слов.
  • Развитие мелкой моторики. Участок мозга, ответственный за точные движения пальцев, находится рядом с речевым центром, поэтому развитие моторики способствует преодолению отставания. Для улучшения мелкой моторики, можно собирать пазлы, лепить из пластилина, завязывать шнурков, застегивать пуговицы.

Игры по развитию речи в старшей группе ДОУ

Обратите внимание! Общение, совместные чтения вслух должно проходить в доброжелательной и дружественной атмосфере. Только в этом случае все эти действия поспособствуют достичь желаемой цели (развить у малыша речевые навыки и преодолеть отставание в развитии)

Опасно ли ОНР первой степени?

Само ОНР неопасно, но если вовремя не начать коррекцию, то последствия могут быть серьезными. Логопеды и неврологи утверждают, что до 3-х лет не стоит переживать. Но если вашему ребенку уже есть 3, а он не говорит вообще или только сказал первое слово в этом возрасте, это может быть сигналом о задержке речевого развития.

Если игнорировать проблему дальше, она будет усугубляться. На фоне недоразвития речи может нарушиться психическое развитие: мышление станет заторможенным, ухудшиться концентрация внимания и память, нарушится координация движений.

У ребенка упадет успеваемость в школе, снизится самооценка и появятся комплексы, он станет замкнутым и склонным к депрессии. Чтобы этого не случилось, желательно выявить проблему как можно раньше и начать действовать.

Год второй

В начале 2-го года жизни ребенок начинает копировать речь окружающих и его словарный запас стремительно пополняется: к 1,5 годам он составляет около 50 слов. Малыш уже произносит, пускай и не всегда четко, практически все гласные и часть согласных звуков: , , , , , , , , , , . При этом твердые согласные могут произноситься как парные мягкие («дай» — «дяй»), а полные «версии» слов заменяются звукоподражаниями («курица» — «ко-ко», «кошка» – «мяу») или «усеченными» до 1-2 слога вариантами («кубик» — «ку», «собака» — «бака»). В это же время начинают появляться первые предложения. Речь становится более осмысленной, постепенно вытесняя мимические реакции и жесты.

К двум годам в активном словаре ребенка уже до 400 существительных и глаголов, из которых он учится строить простые предложения (из 3-4 и более слов). Малыш правильно произносит все гласные звуки и наиболее легкие согласные, в его речи уже появляется вопросительная и восклицательная интонация. Правильность произнесения звуков зачастую зависит от их расположения в слове: в 2-сложных словах с открытыми слогами все звуки произносятся правильно, а в более сложных словах малыш может заменять или пропускать отдельные звуки или целые слоги. Сложность вызывают и слова, где подряд стоят 2 и больше согласных. При этом правильное звукопроизношение не является постоянным: один раз малыш может произнести звук правильно, а в следующий раз – неверно. Это вполне нормально для этого возраста.

Ребенку 3 года, плохо разговаривает: что делать

Необходимо бить тревогу (у ребенка явная задержка в развитии речи), если к трем годам у ребенка:

  • Не сформировался достаточно развитый речевой аппарат.
  • Отсутствует употребление распространенных фраз.
  • Отсутствует хорошее говорение (нарушено произношение шипящих, свистящих, мягких и твердых звуков), неправильно произносит близкие по произношению звуки С и Ш, З и Ж, Ч и Щ, в словах пропускаются, переставляются, заменяются слоги, бедный словарный запас, используются только односложные слова, неправильно согласуются слова по родам, падежам и числам.
  • Отсутствуют навыки чтения вслух, декламации стихов и пения наизусть, и при этом отсутствуют признаки задержки умственного развития.

Совместная игра с детьми

Основные действия родителей в этом случае следующие:

  • Начинать активно разговаривать с молчуном. Необходимо озвучивать все свои действия, вовлекая ребенка в процесс общения. При этом следует слушать и понимать, реагировать на его лепет, разгадывать его интонацию. Это поощряет малыша к дальнейшему развитию своих навыков общения.
  • Вовлекать в активные игры. Задача взрослого давать чаду не только физическую пищу ребенку, но и эмоциональную «пищу» для ума. Сам малыш, в силу своего возраста, еще не способен к этому. Простые игрушки (шарики, пирамидки, игры (прятки, догонялки)) необходимы ребенку в раннем возрасте для его полноценного развития, и не стоит их недооценивать. И здесь самое главное, чтобы взаимодействие проходило между взрослым и ребенком не в тишине, а с проговариванием совершаемых действий, чтобы мозг малыш создавал устойчивые связи между словами и действиями.
  • Совместное чтение вслух. Сказки с интересными и простыми для понимания сюжетами, и яркими иллюстрациями, смешные песенки и стишки, прочитанные вслух или наизусть, обогащают словарный запас. Во время чтения следует проговаривать происходящее, описывать героев, иллюстрации, обращаясь к малышу, вовлекая его в общение.
  • Общение со сверстниками. Возможно, что ребенку не хватает общения с другими детьми. Малыш по характеру может быть робким, пассивным. В этом случае родителям следует взять инициативу на себя, вовлекать малыша в совместные игры с другими детьми, гулять с ним на детских площадках, где он может встретить своих одногодков, организовывать у себя дома мероприятия, на которые приглашаются знакомые, соседи, родственники со своими детьми. Все это крайне необходимо, чтобы ребенок учился общаться, чтобы у него возникала необходимость выражать свои желания посредством слов.
  • Развитие мелкой моторики. Участок мозга, ответственный за точные движения пальцев, находится рядом с речевым центром, поэтому развитие моторики способствует преодолению отставания. Для улучшения мелкой моторики, можно собирать пазлы, лепить из пластилина, завязывать шнурков, застегивать пуговицы.

Обратите внимание! Общение, совместные чтения вслух должно проходить в доброжелательной и дружественной атмосфере. Только в этом случае все эти действия поспособствуют достичь желаемой цели (развить у малыша речевые навыки и преодолеть отставание в развитии)

К кому нужно обращаться, чтобы выявить общее недоразвитие?

Если ребенок не говорит в 4 года, лучше покажите его сразу нескольким специалистам:

  • логопеду-дефектологу – оценит степень тяжести речевого нарушения, предложит направление коррекционной работы;
  • ЛОРу – поможет убедиться, что слух в норме;
  • неврологу – осмотрит ребенка, ознакомиться с картой развития малыша, чтобы исключить органические повреждения и если, будет необходимость, назначит подходящие лекарства.

Зачастую достаточно консультации опытного логопеда-дефектолога, чтобы определить ОНР и начать коррекцию, как в случае с нашим учеником Ромой.

Но если логопед все же рекомендует посетить других специалистов, то стоит прислушаться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: