Раннее детство
Оно продолжается с 1 года до 3 лет. В качестве ведущей выступает манипулятивно-предметная деятельность. Ребенок обнаруживает вокруг себя множество предметов и стремится их как можно скорее исследовать – попробовать на вкус, сломать и пр. Он узнает их названия и делает первые попытки принять участие в разговоре взрослых.
Психические новообразования – это речь и наглядно-действенное мышление, то есть, чтобы чему-то научиться, ему нужно увидеть, как это действие выполняет кто-то из старших. Примечательно, что поначалу самостоятельно, без участия мамы или папы, ребенок играть не станет.
Особенности этапа раннего детства:
- постижение названий и назначения предметов, освоение правильной манипуляцией конкретного предмета;
- освоение установленных правил;
- начало осознания собственного «Я»;
- начало формирования самооценки;
- постепенное отделение своих действий от действий взрослых и потребность в самостоятельности.
Раннее детство нередко завершается так называемым кризисом 3 лет, когда ребенок видит удовольствие в непослушании, становится упрямым, буквально бунтует против установленных правил, все чаще появляются резкие негативные реакции и т. д.
Новообразование возраста
В старшем дошкольном возрасте утрачивается непосредственность и ситуативность поведения, формируется его регуляция, ориентация на социальные нормы и требования. Все это происходит благодаря принятию новой внутренней позиции школьника. К этому возрасту у каждого ребенка уже есть пусть и небольшой, но свой жизненный опыт, у каждого сложилось свое представление об окружающем мире и своем месте в нем, у каждого свои интересы, способности и темперамент. С этим багажом он пойдет в школу. Задача взрослого сделать так, чтобы у ребенка своевременно сформировались новообразования, которые позволят ему уверенно подняться на новую ступень своего развития.
Центральным новообразованием периода дошкольного детства является готовность к школе. Это понятие обширное и включает в себя целый комплекс отдельных готовностей: коммуникативную, когнитивную, эмоциональную, личностную и технологическую. Другими словами, чтобы поступить в школу недостаточно только умственной готовности (знания цифр, букв, владения основами письма и др.). Ребенок должен быть готов и психологически. И это важнейшее условие. От того, каким будет начало школьной жизни, зависит и дальнейший успех обучении. Поэтому взрослым необходимо постараться сформировать позитивные представления ребенка о школе, заранее познакомить его со всеми особенностями школьной жизни, чтобы не было страха неизвестности и неопределенности будущего.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
Ответственность за формирование у ребенка дошкольного возраста адекватного представления о себе лежит в большей степени на родителях. Как правило, представление о детской модели поведения формируется еще на этапе беременности, что и провоцирует выбор того или иного стиля воспитания в семье. Таким образом, характеристика ребенка дошкольного возраста формируется у родителей под влиянием их собственных представлений о том, каким он должен быть. Дети же воспринимают себя так, как это им диктуют родители. Еще одним фактором формирования личности в ДВ являются правило морали и нравственности, которые существуют в окружающем мире. Ребенок получает систему идеалов и эталонов, на которые необходимо равняться. Учитывая это, у дошкольников формируются:
- определенные планы, необходимые к выполнению;
- четкие стандарты выполнения поставленных задач;
- обобщенные и индивидуальные цели.
Психологической особенностью детей дошкольного возраста является их стремление немедленно осуществить все намеченные планы. Если эти задания являются реально выполнимыми и соответствуют текущим возможностям ребенка, достижение цели формирует позитивное самосознание. В случае, когда поставленной цели не получается достичь, дошкольник ощущает снижение самооценки, вследствие чего у него формируется негативное восприятие себя. В такой ситуации противопоказана дополнительная критика со стороны родителей. Их задача – помочь справиться с возникшей проблемой или объяснить невозможность достижения поставленных задач. Однако развитие личности в дошкольном возрасте не должно происходить и под девизом вседозволенности и восхищения ребенком. Формирование неадекватно завышенной, как и заниженной самооценки, приводит к отсутствию у детей умения реально оценивать и анализировать свои способности, а также контролировать собственное поведение и поступки.
Еще одним фактором формирования самосознания у дошкольников является опыт коммуникации со сверстниками. Если в раннем дошкольном возрасте решающую роль играет опыт родителей и других взрослых, а мнение сверстников частично или полностью игнорируется, то на последующих этапах оно приобретает все большее значение.
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста находится под влиянием группы людей, а именно сверстников. Так, ярким примером детского конформизма является отказ носить определенные вещи, которые вызывают негативную реакцию у его приятелей на детской площадке или в детсадовской группе. Старший дошкольный возраст характерен значительным расширением индивидуального опыта у ребенка, когда он уже может самостоятельно оценивать поступки и поведение других людей. Адекватное восприятие тех или иных действий возможно, только если они не противоречат собственному опыту дошкольника.
Умение формировать адекватное представление о себе, а также о поведении других членов общества — это один из первых переходных периодов в психологической характеристике дошкольного возраста. Таким образом, правильное психическое развитие детей дошкольного возраста возможно только при наличии следующих факторов:
- Оптимизации отношений между ребенком и родителями. Детям необходима атмосфера любви, уважения к его индивидуальным способностям, проявление заботы и заинтересованности его достижениями. В то же время, воспитательный процесс должен быть последовательным и в меру требовательным.
- Построения отношений ребенка с его сверстниками. При нарушениях полноценности общения с коллективом необходимо сразу же выяснить причину сложившейся ситуации и помочь ребенку уверенно чувствовать себя в группе сверстников.
- Обогащения индивидуального опыта. Накапливание опыта происходит быстрее при наличии возможностей для различных видов деятельности. Родителям необходимо обеспечить дошкольнику пространство для самостоятельных действий, с помощью чего он сможет проверить собственные умения и сформировать мнение о себе.
- Развития аналитических способностей. Посредством внутреннего анализа ребенок получает представление о причинах собственных переживаний, действий и поступков.
Задача родителей – научить дошкольника адекватно оценивать свое поведение, помогать находить ошибки и пути их исправления. Особенностью развития детей дошкольного возраста является тот фактор, что формирование положительного самосознания происходит лишь в том случае, если родители дают ребенку уверенность в успешном результате его начинаний, даже когда изначально они связаны с определенными трудностями.
Дошкольники младшего возраста
Крохи в возрасте 3–4 лет начинают самоутверждаться. Часто можно услышать от них «Я сделаю сам», «Я знаю», «Я умею». Часто это приводит к тому, что дети начинают хвастаться, восхваляться собой и тем, что делают.
В этом возрасте у ребенка развито правое полушарие мозга, что утяжеляет слуховое и наглядное восприятие, которое, в свою очередь, помогает формировать картину происходящего в единое целое.
Активно развивается мелкая и крупная моторика. Пойдет на пользу бег, разминка рук и пальчиков, прыжки, упражнения на координацию.
Память еще непроизвольна: его внимание привлекают яркие, насыщенные моменты. В 3 года у младших дошкольников прекращается активное формирование речевого аппарата, а в памяти ребенка уже отложилось около 1000 слов, смысл и значение которых он понимает
Общее описание периода
Для характеристики любого возрастного диапазона принято использовать три составляющие:
- социальная ситуация развития;
- ведущий вид деятельности;
- психические новообразования.
С точки зрения социальной ситуации развития для периода характерна большая самостоятельность малыша, который постепенно начинает выстраивать собственную цепочку отношений, постигает мир при помощи игры, нередко подражая родителям. Ребенок всеми силами стремится включиться во взрослую жизнь.
Ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра, помогающая не только весело провести время, но и сформировать у ребенка важнейшие понятия, помочь ему сориентироваться в межличностных отношениях и в социуме в целом. Так, играя в «Дочки-матери», дети постепенно начинают осознавать ценность семьи, работы в команде, общения со сверстниками.
С точки зрения новообразований психики дошкольный возраст особенно важен, поскольку именно сейчас происходит развитие наглядно-образного мышления, то есть малыш постепенно начинает переходить от понимания конкретных предметов к постижению абстрактных явлений. Усложняется и развивается память, речь, появляются различные эмоции.
Социальная ситуация развития личности детей
Формирование и освоение высших психических функций (ядра личности), их социогенез происходят в процессе взаимодействия ребенка с социальной действительностью в деятельности и общении; качественные возрастные новообразования являются показателями развития личности.
Социализация индивида рассматривается в терминах: «ситуация социального развития», «ведущий вид деятельности», «формирование личности», «кризис». Кроме того, характеристика возраста рассматривается в континууме всего развития: Взаимозависимость и взаимодействие этих параметров в смежных возрастах (предыдущем и последующем).
В культурно-исторической концепции психическое развитие ребенка рассматривается как «его становление свободным, эмансипация от среды, утверждение независимости при все большей близости к взрослому, то есть как развитие личности». Развитие понимается как саморазвитие в ходе овладения детьми собственным поведением и психическими процессами с помощью орудий труда, как непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся прежде всего постоянным возникновением и формированием чего-то нового, чего не было на предыдущих этапах. Таким образом, стадии — суть возрастные периоды психического развития — выступают как качественно своеобразные вехи формирования личности ребенка.
Структура личности ребенка рассматривается в единстве аффекта и интеллекта (Л.С. Выготский, Г.Г. Кравцов), во взаимодействии психического и личностного развития (С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн), волевых и волевых компонентов (Е.О. Смирнова, Г.Г. Кравцов) и представлена следующими сферами
- аффективная сфера (эмоции);
- интеллект (когнитивная сфера);
- Воля, которая устанавливает единство аффекта и интеллекта .
Детство как особая культурная реальность и пространство развития человека с точки зрения социального статуса характеризуется тем, что основной этап социализации человека — период, когда закладываются основы личности, основы человеческой культуры — приходится именно на период детства.
Современные исследователи И.С. Кон, А.В. Мудрик, С.А. Козлова рассматривают социализацию ребенка в триединстве ее проявлений:
- Адаптация к социальному миру;
- Интеграция и принятие социального мира как данности;
- Дифференциация — способность и необходимость изменяться, трансформироваться и индивидуализироваться в социальной реальности, социальном мире.
Направленность и достижения человека, проходящего процесс социализации, связаны с приобретением нового качества на каждом этапе освоения культуры. Такие этапы и соответствующие им приобретения человека выделяются как этап онтогенеза (развитие субъекта), персоногенеза (формирование личности) и культурогенеза (формирование индивидуальности).
Каждый этап социализации ребенка характеризуется его новым статусом на внутреннем (субъект, личность, индивидуальность) и внешнем уровнях развития (адаптивность, интеграция, индивидуализация). Единство внутреннего и внешнего содержания определяет стратегию развития — сначала формирование жизни, затем формирование общества и, наконец, формирование культуры.
Достижения социализации связаны с культурогенезом детства — результатами освоения мира культуры и формирования мира ребенка в единстве интернализации и экстернализации.
Ролевые игры и новообразования
Психология дошкольника находится на начальной стадии. Он начинает проявлять заинтересованность к окружающему миру, задает множество вопросов. Развитие затрагивает память, ум, нервно-психическую сторону, скрытые таланты. Если родители смогли познать особенности психического развития крохи, то у них получиться наладить гармонию в семье, воспитать малыша правильно.
Малыш в игровой форме познает общественные нормы поведения, устанавливает контакт с окружающими. Он желает отстраниться от взрослых, создает в своей голове ситуацию, в которой он выступает хозяином происходящего. Однако в реальной жизни он не в силах в полной мере принимать участие во взрослой жизни, что объясняется недостаточным психическим, умственным, физическим развитием. Чтобы почувствовать свою значимость, ребенок прибегает к ролевой игре, в которой выстраивает определенный сюжет,условия:
- повторяет за взрослыми;
- воображает ситуацию, в которой игрушки выступают в качестве реальных вещей;
- реальности присуща символичность;
- игра предполагает соблюдение установленных правил, запретов.
Такое положение вещей способствует психологическому здоровью, эмоциональному и интеллектуальному развитию.
Можно выделить несколько психологических особенностей, которые свойственны детям дошкольного возраста:
- способность образного решения задач;
- намеренное применение психических процессов, возможность управлять, контролировать реакцию на окружающую ситуацию, возможность ее оценивать, прогнозировать;
- формирование самооценки;
- активное становление речевого аппарата;
- сознательное восприятие установленных поведенческих и общественных норм;
- подготовленность к учебному процессу в школе на психологическом уровне.
К 7 годам в большей или меньшей степени можно заметить присутствие тех или иных новообразований.
Ребенок в шести-семилетнем возрасте
У 6-7-летних детей возраст имеет свои особенности. Ребёнок, став первоклассником, совершает огромный скачок на новую ступень развития. В процессе обучения он не только усваивает навыки, умения и знания, но также учится ставить себе учебные цели, ищет способы усвоения знаний и их применения, учится оценивать и контролировать свои действия. В этом возрасте малыш может на слух запомнить ряд цифр и повторить их все, либо ошибиться в 1-2 случаях. То же касается десятка несложных слов. Прослушав их в первый раз, он должен вспомнить хотя бы половину из них, а после 3-4 повторений способен уже запомнить 9 или все 10. В этом возрасте многие дети уже читают самостоятельно и могут пересказать текст. Ребёнок уже имеет представление о природе и основных её явлениях. Пополняется багаж его знаний в географии (о странах и городах, морях, реках и озёрах, солнце и планетах). Ребёнок знает о видах спорта и профессиях.
Особенности этого возраста (здесь проявляется готовность к школе):
- Математические и общие знания. Перечисляет цвета радуги. По часам определяет время. Уверенно называет время суток, дни недели, месяцы и времена года. Знает все цифры и решает простейшие примеры.
- Память. Если ребёнка попросить на слух запомнить недлинный ряд цифр (например, восемь), то в норме он должен повторить 5-6 из них. Также с набором из 10 простых слов. После прослушивания ребёнок повторяет запомнившиеся слова. После первого прослушивания в норме их должно быть не менее половины, после 3-4 повторений запоминаются все или почти все, а через час ребёнок должен забыть не более пары слов.
- Мышление. Способен классифицировать предметы и явления, определять различие и сходство между ними.
- Развитие речи. Текст читает самостоятельно и пересказывает его. Умеет писать простые слова.
- Представление об окружающем мире. Отлично, если у ребёнка есть представления о природе: домашних и диких животных, травоядных и хищниках, перелётных и зимующих птицах, деревьях, кустарниках и травах, полевых и садовых цветах, различных плодах, природных явлениях. Он должен иметь багаж знаний в географии, знать важнейшие профессии и виды спорта.
Некоторые родители полагают, что если их ребёнок пошёл в школу, умея писать, читать и считать, то ему уже обеспечен успех. Но важным также является и степень развития у него познавательных механизмов в виде мышления, памяти, мелкой моторики и воображения.Психологически подготовленный к школе ребёнок должен иметь:
- Личную готовность, то есть у него должна сформироваться внутренняя готовность к переходу на следующую социальную позицию – школьника, у которого есть специфические права и обязанности. Эта готовность личности проявляется в его отношении к школе, учителям, учебному процессу и самому себе. Ребёнок готов к обучению в школе, если она привлекает его не внешними признаками, а тем, что позволяет черпать новые знания. Личностная готовность связана с определённым развитием эмоциональной сферы. Перед началом обучения у ребёнка должна сформироваться достаточно прочная эмоциональная устойчивость, поскольку она нужна, как фон для успешного течения учебного процесса.
- Интеллектуальная готовность означает наличие у малыша запаса конкретных знаний и кругозора, развитого аналитического мышления (способности выделить главные признаки, различия и сходства предметов), владение разговорной речью, произвольная память, развитая зрительно-двигательная координация и тонкая моторика рук.
- Социально-психологическая готовность заключает в себе набор качеств, благодаря которым осуществляется общение с учителем и другими учениками. Ребёнок должен уметь гладко вписаться в детский коллектив, действовать совместно, подчинять свои интересы интересам и обычаям класса.
Эмоционально-практическое общение со сверстниками преобладает в возрасте 2-4 лет. Его характеризует:
интерес к другому ребенку,
повышенное внимание к его действиям;
стремление привлечь внимание сверстника к себе;
желание продемонстрировать ровеснику свои достижения и вызвать его ответную реакцию.
В 2 года у ребенка отмечаются особые игровые действия. Ему нравится баловаться, соревноваться, возиться вместе со своими одногодками.
В младшем дошкольном возрасте сохраняется эмоционально-практическое, а наряду с ним возникает общение ситуативное, при котором многое зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие.
Каждый ребенок озабочен тем, чтобы привлечь к себе внимание и получить эмоциональный отклик партнера. К 4 годам складывается ситуативно-деловая форма общения
К 4 годам складывается ситуативно-деловая форма общения.
Это период развития ролевой игры. Сверстники теперь занимают в общении больше места, чем взрослые. Дети предпочитают играть не в одиночку, а вместе. Выполняя взятые на себя роли, они вступают в деловые отношения, нередко при этом изменяя свой голос, интонацию и манеру поведения. Это способствует переходу к личностным отношениям. Но главным содержанием общения остается деловое сотрудничество. Наряду с потребностью в сотрудничестве выделяется потребность в признании сверстника.
В 5 лет происходит качественная перестройка отношения к ровеснику. В среднем дошкольном возрасте ребенок смотрит на себя «глазами сверстника». Одногодок становится для ребенка предметом постоянного сравнения с собой. Это сравнение направлено на противопоставление себя другому. В ситуационно-деловом общении появляется соревновательное начало. Напомним, у трехлеток сравнение было направлено на обнаружение общности.
Процесс социализации детей
На первых этапах социального развития способ вхождения культуры в мир ребенка будет доминировать над процессами разложения его жизненных сил: представления и знания о социальной действительности станут той основой, на которой ребенок, присвоив и усвоив социальное содержание с позиции субъекта деятельности, самоформирования, сможет преобразовывать среду, создавать культуру, реализовывать себя как личность.
На процесс социализации детей и приобщения их к культуре влияет ряд факторов, определяющих направление, динамику и характер их знакомства с социальной действительностью. Их учет позволяет эффективно контролировать процесс обучения в дошкольном учреждении, а также прогнозировать траектории социального развития ребенка.
В процессе социализации детей выделяются следующие особенности:
1) В отличие от взрослых, которые чаще меняют свое поведение, чем установки (т.е. способны к самоуправлению, индивидуальным и социально значимым действиям), дети корректируют базовые ценностные ориентации, закрепленные на уровне эмоционально-ценностных отношений, в процессе вхождения в общество;
2) Взрослые способны оценивать и критически относиться к социальным нормам; дети усваивают их как предписанные регуляторы поведения;
3) Социализация детей основана на послушании взрослым, выполнении определенных правил и требований (без оценочных и рефлексивных процессов);
4) Социализация взрослых направлена на овладение определенными навыками (операционально-техническая сфера), у детей основная роль принадлежит мотивации поведения (мотивационно-потребностная сфера).
Эта особенность социализации ребенка требует особой организации деятельности взрослого — всестороннего сопровождения социального становления ребенка в процессе его воспитания, обучения и развития.
Личность ребенка может нормально развиваться только в социальных условиях. Роль и влияние социального мира на жизнь и развитие ребенка можно описать рядом факторов, которые определяют процесс социализации молодого поколения.
Фактор (в отличие от условий) — это существенное обстоятельство, движущая сила и причина. Особое место среди факторов социализации занимает система воспитания подрастающего поколения. Общество через институты оказывает массовое, коллективное, групповое и индивидуальное влияние на каждого ребенка.
Социализация личности ребенка происходит под влиянием различных факторов, что подтверждается многочисленными социально-педагогическими и социологическими исследованиями. Факторы социализации человека включают:
- Микрофакторы — непосредственное окружение жизнедеятельности ребенка, ближайшее социальное окружение: семья, соседи, сообщество детей, микросоциум;
- Мезофакторы — этносоциокультурные условия региона, субкультуры, СМИ, тип поселения (мегаполис, средний город, малый город; порт, промышленный, рекреационный центр, промышленность и культура; село — большое, среднее, малое);
- Макрофакторы — страна, этническая группа, общество, государство (как определенная социально-экономическая, общественно-политическая система, в рамках которой происходит весь процесс жизнедеятельности человека);
- Мегафакторы — космос, планета, мир, соответствующие аспектам национального, регионального, континентального и глобального в развитии человечества .
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Здесь темы рефератов по педагогике
Читайте дополнительные лекции:
- Программы дополнительного художественного образования детей
- План по самообразованию педагогов и учащихся
- Признаки педагогической технологии
- Организация интегрированных уроков в начальных классах
- Дошкольная педагогика как наука
- Организация логопедической работы в дошкольном учреждении
- Обучение: структура, основные характеристики
- Ключевые требования к организации воспитания
- Современный ребенок: анализ исторических изменений в развитии
- Гуманистическая педагогика