Психологические особенности детей дошкольного возраста, их учет в воспитании и обучении

Особенности психологии детей дошкольного возраста, что нужно знать каждому родителю?

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Попова Ксения Федоровна

Ключевые слова: ПРОЦЕССЫ ВОСПИТАНИЯ; ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ; ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ; ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА; ПСИХИКА ДЕТЕЙ; THE PROCESS OF EDUCATION; PSYCHOLOGICAL HEALTH; PERSONALITY; PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE; PSYCHOLOGY OF CHILDREN.

Аннотация: В данной статье представлены психологические особенности и проявление их у детей дошкольного возраста.

Психологические особенности детей дошкольного возраста зависят от появления потребностей, среди которых можно выделить: общение, эмоции, впечатления, физическую активность. За счет налаживания коммуникаций, физической активности, ребенок постепенно осваивает новые навыки, умения. В результате процесс социализации происходит не пассивным образом, а путем инициативного познания.

Процессы воспитания и обучения – естественное и основополагающее стремление родителей, педагогов. Взрослые стараются дать детям самое лучшее, но критерием служит отнюдь не внутренняя гармония и целостность личности ребёнка, а объём усвоенных знаний. В то время как современная медицина настаивает, что от 30 до 40% хронических заболеваний имеют психогенную основу. Для того чтобы найти корень проблемы, следует проанализировать насколько среднестатистический современный ребёнок далёк от нормы.

Итак, основные показатели психологического здоровья личности:
— Всестороннее принятие самого себя, т.е. позитивный образ «Я»;
— Рефлексия – как одно из средств самопознания;
— Стремление к самоизменению, саморазвитию, самореализации.

Психологические особенности детей дошкольного возраста всесторонне изучены, благодаря рассмотрению с разных ракурсов. В первую очередь рассмотрены основные критерии психологического здоровья дошкольника. В системе образования и воспитания основополагающим является объём усвоенных знаний, тогда как психологическое здоровье личности отходит на второй план. Отсюда отсутствие удовлетворённости жизнью, всевозможные страхи и фобии. Взаимоотношения в семье играют важную роль в становлении личности ребёнка, крайне важна взаимосвязь педагог-родители. При верной расстановке ролей дома и в общеобразовательном учреждении развитие ребёнка будет правильным. Приведены внешние факторы воздействия, а именно социальная ситуация, приобщение ко взрослой жизни посредством игры, и внутренние особенности дошкольника. Особенности внимания дошкольника на каждом году жизни претерпевают значительные изменения, их следует рассматривать в динамике и во всех проявлениях (сенсорное, интеллектуальное, моторное).

Несмотря на стремление познавать мир, чрезмерную активность, любознательность, на пути психического развития могут возникнуть трудности:
— слабо развитое мышление (отсутствие внимательности, проблемы с восприятием учебного материала);
— личностно-эмоциональные трудности (стресс, тревога, боязнь, пассивность);
— проблемы в поведении (агрессия, скрытность, недоброжелательность, злость);
— коммуникативные проблемы (чрезмерная эмоциональность, чувство превосходства, изолированность);
— неврологические трудности (бессонница, постоянная слабость. лень).

Возможные проблемы требуют немедленного рассмотрения и поиска путей борьбы с ними. Невзирая на то, что это может казаться серьезным и негативно отразиться на ребенке, психика детей способна самостоятельно адаптироваться и справляться с возможными трудностями, упущениями в воспитательном процессе.

Учитывая крайнюю значимость психологического здоровья детей, важно грамотно организовывать образовательный процесс и процесс общения с данной возрастной группой. Итак, проблемы с психологическим здоровьем дошкольников: повышенная тревожность, страхи, повышенная напряжённость, агрессивность, неуверенность, двигательная расторможенность, замкнутость, нарушения в общении и т

д

Итак, проблемы с психологическим здоровьем дошкольников: повышенная тревожность, страхи, повышенная напряжённость, агрессивность, неуверенность, двигательная расторможенность, замкнутость, нарушения в общении и т. д.

Важно отличать патологический страх от нормального функционально значимого, чтобы не нарушить естественные адаптационные процессы в развитии ребёнка

Советы родителям и игры для укрепления психологической готовности к школе

Специальные советы и игры могут помочь создать поддерживающую и стимулирующую среду, способствующую укреплению психологической подготовки к школе, привить интерес ребенка к образованию.

Приветствуются:

1
Активное общение с ребенком о его переживаниях, ожиданиях по поводу школы. Спрашивайте о его эмоциях, поддерживайте выражение чувств, стимулируйте откровенный диалог.
2
Совместная игра на развитие социальных навыков, что помогает детям научиться взаимодействовать с окружающими, прививает положительное отношение к школе, формирует учебную мотивацию.
3
Занятия, требующие внимания и концентрации. Игра-головоломка, задачи на развитие логики и внимания помогают ребенку лучше справляться с учебными задачами, узнавать и осваивать новые материалы.
4
Развитие ответственности. Задания, где будущему школьнику нужно самостоятельно решать проблемы, принимать решения, помогают формировать волевую готовность, обучают взаимодействию с окружающими.
5
Совместное чтение, обсуждение книг. Это подтягивает знания, способствует развитию речи, расширению словаря, пониманию различных ситуаций, активизирует познавательные способности.
6
Ролевая игра на распознавание эмоций. Это помогает ребенку лучше понимать и управлять своими действиями, выражать чувства, готовиться к школе.
7
Участие в образовательных мероприятиях и экскурсиях, позволяющих детям ознакомиться с будущим местом обучения, узнать о школьной жизни.

Эффективным методом развития памяти и концентрации у детей является методика «10 слов». Суть заключается в том, что родитель зачитывает слова, не имеющие логической связи между собой.

Задача ребенка – произнести их. Нормой считается запоминание минимум 8 слов. Если запомнил 3 или менее, это может указывать на низкий уровень развития слуховой памяти.

Другая методика называется «Повтори узор». Родитель рисует простой узор по клеточкам и просит ребенка воспроизвести его

Этот метод позволяет оценить точность проведения линий, умение следовать инструкциям, внимание к деталям. Точное повторение узора свидетельствует о высоком уровне развития графических навыков, зрительно-пространственной координации

Методика «Четвертый лишний» позволяет оценить уровень логического мышления. Ребенку предъявляют 4 картинки, одна из которых лишняя. Задача – найти ее и объяснить, почему выбрана. Выполнение задания не менее чем 7 из 10 раз говорит о хорошем уровне логического мышления.

Не все родители могут подготовить ребенка к школе, внедряя в повседневную жизнь разные игры и активности. Однако только сознательное, позитивное воздействие в этот период положительно отразится на психологической готовности детей к новому этапу образования.

Поэтому обращение к детским психологам становится востребованным у современных родителей, влияет на потребность в хороших специалистах.

Если вы хотите освоить новую профессию, помочь ребенку адаптироваться к школе, с новым курсом «Детский психолог-консультант» мы поможем вам за 1,5 года стать успешным, понимающим профессионалом в детской психологии и запустить свою частную практику или выгодно устроиться на работу.

Психологическая готовность

Важная составляющая готовности к школе — психологическая готовность. Понятие психологической готовности к школе включает в себя:

  • интеллектуальную;
  • личностную;
  • социальную;
  • эмоционально-волевую готовность.

Психологическая характеристика готовности к школе включает в себя также осмотр психиатром и медицинское заключение по факту осмотра. Врач проводит беседу, тестирование и заносит эти данные в медицинскую карту. Считается, что ребенок психически готов к поступлению в школу, если у него не обнаружено психических и функциональных отклонений или они незначительные, не требующие коррекции (лечения).

Интеллектуальная готовность

Будущий первоклассник должен:

  • уметь мыслить аналитически, устанавливать связи между предметами и их свойствами, причиной и следствием;
  • иметь запас знаний, необходимых для обучения в первом классе;
  • уметь ориентироваться в пространстве, знать, как возвращаться с прогулки по двору домой, как пройти в школу, до магазина.

Развитие мышления, речи и памяти должны соответствовать его возрасту. Для успешного обучения у ребенка нужно поощрять любознательность, он должен стремиться получать новые знания.

Личная и социальная готовность

Социальная и личностная готовность ребенка к школе связаны между собой. Они включают в себя:

  • понимание плохо-хорошо, нравственное развитие;
  • коммуникабельность, способность общаться со взрослыми и со сверстниками, умение решать ссоры с другими детьми без явной агрессии, понимание авторитета взрослых;
  • умение слушать преподавателя, понимание задач, которые он ставит (и принятие их без реплик «не буду, не хочу»), способность спрашивать, уточнять у учителя то, что непонятно, умение признавать свои ошибки, если они появляются;
  • умение адекватно реагировать на замечания сверстников и взрослых.

Отношение ко взрослым, самому себе и своим сверстникам, способность самостоятельно следить за своими действиями и поведением, умение оценивать свое и чужое поведение — из всего этого складывается личностная готовность к школе.

Влияние кризисного периода на психологическую зрелость

Кризисные периоды, характерные для различных этапов детского развития, влияют на формирование психологической зрелости ребенка. Они представляют собой вызовы, требующие адаптации и влияющие на эмоциональное, социальное, когнитивное состояние детей.

Например:

1
Кризис детского возраста, который приходится на 3–6 лет. Этот этап сопряжен с формированием самостоятельности, вопросами о самоопределении, внутренней готовности к школьному обучению.
2
Кризис перехода в школу. Характерен для детей 6–7 лет. Ребенок сталкивается с новым социальным окружением, учебными требованиями, необходимостью самостоятельности, что может повлиять на его эмоциональную и волевую готовность.

Кризисы оказывают воздействие на личность. Эмоциональная нестабильность, появление новых чувств, стресс и тревога становятся сопутствующими явлениями.

Дети могут переживать изменения в отношениях со сверстниками, проявлять агрессивное поведение или, наоборот, становиться изолированными.

Важно создать условия для поддержки социальной адаптации. Например, ролевые игры, образовательные мероприятия считаются эффективными инструментами для помощи детям в преодолении кризисов

Они позволяют ребенку выразить свои эмоции, находить решение проблем, развивать социальные навыки.

Школа играет важную роль в становлении психики ребенкаФото: Iryna Inshyna / Сайт shutterstock.com

Адаптация к школе

Слайд 13К важным особенностям дошкольного возраста можно отнести становление иерархической структуры мотивов

и ценностей, общей и дифференцированной самооценки, элементов волевой регуляции, активное усвоение нравственных норм поведения. Однако механизмы управления своим поведением еще не выполняют в полной мере своих регулирующих функций.В дошкольном возрасте складывается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, способной к дальнейшему развитию и самосовершенствованию.В этом возрасте ребенок хорошо усваивает нравственные нормы, семейные взаимоотношения.Формируются понятия о хорошем, нравственные оценки (добро, справедливость).

Ведущие потребности дошкольника

Психология детей дошкольного возраста часто содержит в себе противоречия. Например, в этом возрасте у них возникают две новые потребности:

общение с другими детьми;
потребность быть занятым какой-то важной деятельностью для общества.

Но ребёнок не может реализовать вторую потребность в обществе

Как же ему разрешить это противоречие? Именно это и приводит к возникновению сюжетно-ролевой игры, которая даёт возможность дошкольнику играть роли взрослых, которые занимаются общественно важной деятельностью

Важной потребностью малыша в этом возрасте является потребность в принятии и безусловной любви. Ему важно чувствовать, что для родителей он особенный, и его любят просто за то, что он есть

Принятие и любовь родителей создаёт прочную основу для здоровой самооценки. Повзрослев, ребёнок не будет «выслуживаться», чтобы заработать любовь.

Безусловная любовь не означает отсутствие наказаний за проступки. Но родителям нужно разделять личность и поступки и наказывать ребёнка именно за проступки, а не за то, что он «плохой». Нужно объяснить ему, что он хороший, и его любят, но наказать за проступок родители должны.

Признаки неготовности ребенка к школьному обучению

Неготовность к школе может проявиться в различных аспектах развития ребенка. Раннее выявление признаков играет важную роль в коррекции и поддержке детей, направленной на адаптацию к обучению.

Основные признаки:

1
Задержка развития умений чтения и письма
Ребенок может испытывать трудности с усвоением базовых навыков, что требует дополнительной поддержки.
2
Сниженная мотивация к обучению
Первоклассник может не проявлять интереса к учебе, не видеть в этом смысла или испытывать трудности в поддержании внимания на уроках.
3
Проблемы социальной адаптации в коллективе
Сюда относятся неготовность к общению со сверстниками, конфликты с окружающими или изоляция.
4
Эмоциональные расстройства и стрессы
Апатия, тревога, нервозность могут стать выраженными симптомами, указывающими на неготовность к новому этапу обучения.
5
Недостаточная уверенность в себе и самооценка
Ребенок может избегать новых задач, бояться ошибок, испытывать затруднения в проявлении способностей. Например, иногда дети пишут левой рукой, что вызывает у них стеснения на фоне других школьников.

Семейные трудности, изменения в жизни ребенка, неблагоприятная обстановка в образовательной среде тоже влияют на неготовность к школе. Выявление этих факторов становится важным шагом для коррекции ситуации.

Эмоциональные расстройства говорят о том, что ребенок не готов к школеФото: Studio Romantic / Сайт shutterstock.com

Общая характеристика

Готов ребенок к новой школьной жизни или нет, определяется по совокупности таких особенностей:

  • морфологических;
  • психологических;
  • личностных.

 Степень их сформированности зависит от:

  • правильного созревания организма дошкольника (особенно ЦНС);
  • уровня развития его психических процессов;
  • социальной среды, в которой малыш воспитывался;
  • личностных качеств, которые у него выработались;
  • наличия основных универсальных учебных умений.

Представим основные виды готовности к обучению в школе и их характеристики в таблице.

Физическая

Уровень физического и биологического развития, состояние здоровья.

Психологическая

Интеллектуальная

Наличие необходимой базы знаний, готовность воспринимать и усваивать новую информацию.

Социальная

Готовность взаимодействовать с окружающим социумом.

Личностная

Сформированная внутренняя позиция, являющаяся основой для сознательного вступления в роль школьника.

Эмоционально-волевая

Умение управлять своими мотивами, желаниями, настроением. Наличие нравственных установок.

Специальная

Основные учебные умения

По оценкам специалистов готовность к школьному обучению формируется у детей в период между шести- и семилетним возрастом. Однако каждый ребенок имеет индивидуальный темп развития. Решение о том, отдавать ли его в школу, должно приниматься на основе оценки всего перечня необходимых качеств.

Особенности воспитания

В раннем возрасте биологическое и психическое развитие (процессы мышления, памяти, воля) идет очень интенсивно, но неравномерно.

Как правильно учитывать возрастные особенности при воспитании детей:

Младенчество. Задача родителей – помочь малышу сориентироваться во внешнем мире, научить обращаться с предметами. Ощутив самостоятельность, ребенок легко проходит кризис 1 года.

Ясельный возраст. Задача взрослого на этом этапе – помочь малышу развивать речевое общение и предметную деятельность

При прохождении кризиса трехлеток важно предоставить ребенку самостоятельность, но не потакать его капризам.

Дошкольники. Взрослые должны через игру направлять малыша на развитие навыков общения, приобщать к социальным нормам
Желательно обращать внимание на интересы детей, их увлеченность творчеством

Нужно вести подготовку ребенка к школе, быть для него примером для подражания
При кризисе 7 лет нужно с уважением относиться к личности малыша, поощрять его самостоятельность.

Младшие школьники. Задача взрослого – помочь школьнику адаптироваться к новому виду деятельности – учебе. Пройти кризис 13 лет поможет участие в жизни ребенка, уважительное отношение к нему и его проблемам.

Пубертатный период. Родителям следует считаться с мировоззрением подростка, прислушиваться к его потребностям, проявлять заботу и понимание.

Юношество. Задача семьи – направить внимание юноши на профессиональную сферу, оказывать поддержку в период перехода от детства к взрослой жизни, уважать его стремления.

Советы психологов

Ольга Маховская – психолог, кандидат психологических наук. Сотрудник Института психологии РАН.

Дошкольникам трудно разрешать конфликты по 2 причинам: у них еще не сформировано абстрактное мышление, им трудно посмотреть на ситуацию извне, оценить ее в целом. Они еще не умеют ставить себя на место взрослого. Не заставляйте ребенка слепо подчиняться, всегда объясняйте ему свое решение.

Лариса Суркова. Семейный и детский психолог, кандидат психологических наук. Многодетная мама.

Основные симптомы кризиса 3 лет – истерики, упрямство и протест. Сложности этого возраста проще пережить, если вы проведете профилактическую работу. Пусть в жизни вашего ребенка будут слова «нельзя» и «нет» – но в разумных пределах.

Опыт родителей

Ольга, 34. Мать двоих сыновей (3,5 и 7 лет).

Старший сын пошел в школу, и если раньше он много времени играл, то сейчас нужно уделять время учебе. Вижу, что ему иногда сложно, но стараюсь не заставлять, а убеждать (например, обещаю дать поиграть планшет, когда закончит). Если ему нужен отдых – разрешаю порисовать или выпить чай, но не даю гаджеты, а то совсем задания не сделает.

Вероника, 37. Мать дочери (13 лет).

Полгода назад дочка стала молчаливой, начала грубить мне, забросила учебу. Я злилась, ругала ее. Оказалось, что она поссорилась с подружкой, глубоко это переживала. Я всегда стараюсь узнать, как ее дела, никогда не говорю: «Твои проблемы – ерунда». Чувствую, что она мне стала больше доверять, если нужно – просит помощи, да и учеба наладилась.

Слайд 16 В дошкольном возрасте активно развивается самосознание личности. В то же время

ярко проявляется подражание, которое в сочетании с высокой эмоциональностью к восторженному преклонению перед взрослыми. Подражательность делает ребенка особенно восприимчивым к требованиям взрослых. Сила воспитательного воздействия взрослых членов семьи ребенка намного превосходит влияние других взрослых. На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость. У ребенка возникает стремление к выполнению общественно значимой, общественно оцениваемой деятельности.

Компоненты готовности к обучению в школе

Поскольку о готовности каждого отдельного ребенка к школе можно судить, оценив уровень развития нескольких важнейших процессов и качеств, принято структурировать понятие готовности к школе. Разные психологические школы используют свои подходы к этому вопросу. Все они выделяют два аспекта:

  1. Физическая готовность
  2. Психологическая готовность

Что касается первого аспекта, то все специалисты сходятся во мнении, что детям, поступающим в школу, важно управлять координацией движений, иметь достаточно развитую мелкую моторику. Иначе первоклассник не сможет осилить ту нагрузку, которая непременно появится при обучении письму. Психомоторная и функциональная подготовка определяют работоспособность, а она, несомненно, понадобится маленькому школьнику

Психомоторная и функциональная подготовка определяют работоспособность, а она, несомненно, понадобится маленькому школьнику.

Психологический аспект многогранен и включает ряд компонентов. Какие составляющие имеют главное значение для успешного вживания ребенка в роль школьника, психологи выделяют и аргументируют по-разному. Тем не менее, прослеживается базовое сходство, позволяющее рассматривать структуру готовности детей к школе.

Компоненты психологической готовности к школе

Компоненты развития, необходимые ребенку для успешного перехода к школьному обучению, группируют таким образом, чтобы выделить отдельный важный пласт из полной системы готовности к школе:

  • Интеллектуальная
  • Личностная
  • Эмоционально-волевая
  • Коммуникативно-социальная

Интеллектуальная готовность включает уровень развития познавательных процессов, осведомленность и системные представления об окружающем мире, кругозор дошкольника. Уже в 5 лет ребенок при нормальном развитии имеет свои интеллектуальные достижения. Многие дети умеют читать, тем более что легче обучиться чтению до пятилетнего возраста.

Ко времени поступления в школу также понадобится определенный уровень логического мышления и сформированная связная речь.

Личностная готовность подразумевает выделение познавательных и социальных мотивов учения. Дошкольник готов к школе, если у него сформировалась устойчивая потребность в познавательной активности и заинтересованность в овладении новыми знаниями и умениями. К тому же он хочет реализовывать данную потребность не в домашних условиях под присмотром родителей, а за школьной партой.

Эмоционально-волевая готовность складывается на основе произвольного поведения и волевых качеств дошкольника. Волевые действия еще только начинают развиваться  в старшем дошкольном возрасте. Для ребенка проявить волю – это действовать в соответствии с правилами, выполнять задания учителя, самостоятельно выполнять упражнение по образцу. Готовность к школе требует от ребенка проявлять настойчивость и сдерживать бурные эмоции, если что-то не получается.

Дети дошкольного возраста включены в выполнение различных упражнений

Особенно, если они посещают детский сад, или родители уделяют внимание подготовке ребенка к школе. Учебная деятельность дошкольников опирается на игровые упражнения, однако она способствует формированию предпосылок к организованному обучению. Коммуникативная готовность формируется как результат развития общения дошкольника со взрослыми и сверстниками

На пороге школы необходима внеситуативная форма общения. Взрослый становится для ребенка источником новых знаний, которые имеют познавательный абстрактный характер и не связаны с конкретными ситуациями. Чтобы получить эти знания, а также освоить новые навыки, дети готовы прикладывать усилия

Коммуникативная готовность формируется как результат развития общения дошкольника со взрослыми и сверстниками. На пороге школы необходима внеситуативная форма общения. Взрослый становится для ребенка источником новых знаний, которые имеют познавательный абстрактный характер и не связаны с конкретными ситуациями. Чтобы получить эти знания, а также освоить новые навыки, дети готовы прикладывать усилия.

Социальная зрелость проявляется в том, что дошкольник способен исполнять роль ученика, подчиняться школьному регламенту. Он готов занять свое место в группе сверстников, понимает, что он становится одним из учеников класса, и теперь ему достанется только часть внимания взрослого.

Показатели и критерии готовности ребенка к школе

Каждый ребенок индивидуален, его готовность к школе зависит от личных особенностей. К ним относятся темперамент, интересы, степень самостоятельности, другие составляющие факторы, которые могут повлиять на вхождение в новую образовательную среду.

Эмоционально-личностная готовность

Развитие эмоциональной стабильности, самопонимания, уверенности в себе считаются важными критериями личностной подготовки. Ребенок должен быть способен эффективно управлять своими эмоциями, взаимодействовать с окружающими.

Социальная готовность

Социальная готовность включает в себя умение детей взаимодействовать в группе, следовать правилам, проявлять эмпатию, участвовать в образовательных процессах. Развитие таких навыков становится важным индикатором для полноценного обучения в коллективе.

Волевая готовность

Готовность к школе оценивается по уровню волевых качеств ребенка. К ним относятся устойчивость к трудностям, целеустремленность, способность к самоконтролю, ответственность.

Интеллектуальная готовность

Интеллектуальная готовность подразумевает наличие базовых когнитивных навыков, необходимых для учебного процесса. Сюда входят развитие речи, внимания, памяти, интереса к познанию.

Ребенок должен обладать базовыми навыками необходимыми для первоклассникаФото: Inside Creative House / Сайт shutterstock.com

Физиологическая готовность

Физиологическая готовность к школе связана с физическими характеристиками ребенка. Например, развитие моторики, координации движений, оценка общего физического состояния.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: