Семья и педагог. причины конфликтов: педагог

Как я нахожу общий язык с родителями?

А если нет таких взрослых, которым можно доверять?

Обратитесь на горячую линию для школьников или подростков. Найдите того, кто вас выслушает. Психолог на том конце провода не пойдёт в школу разбираться с педагогом и не сможет вам помочь делом. Ему так нельзя: тогда он превысит свои обязанности. Но на анонимном телефоне доверия вас поддержат, а это уже немало. Вы сможете выплеснуть эмоции и рассказать всё как есть.

Ещё есть психологические чаты для подростков. Там вы тоже сможете сохранить анонимность, и с вами будет переписываться специалист-волонтёр. 

Вот список телефонов и чатов, куда вы можете обратиться: 

  • Телефон доверия для детей и подростков: +7(800)2000-122
  • Помощь подросткам онлайн «Твоя территория»

Ещё вы можете подобрать психолога в нашем сервисе: для этого нужно заполнить небольшую анкету. Если вам ещё нет 18 лет, то после отправления заявки вы получите сообщение от нашего бота в WhatsApp. Он вышлет вам форму разрешения от родителей: заполните её перед первым разговором с психологом.

Мы подбираем только профессионалов, в которых уверены. Если вам не подойдёт психолог, это нормально — мы предложим другого.

Если унижения со стороны учителя нет, а напряжение в отношениях есть, вам, возможно, помогут наши советы.

Полезные советы для тех, кто хочет хорошо общаться

Рассмотренные 6 правил успешного общения – база, без которой довольно непросто расположить к себе собеседника. Помимо этих правил я хочу дать вам еще несколько советов, которые помогут в общении с людьми.

  1. Сохраняйте визуальный контакт с собеседником во время разговора. Ваш взгляд должен быть открытым и дружелюбным, не угнетать и не давить на собеседника. Потренируйтесь перед зеркалом, если не уверены, что можете правильно смотреть в глаза другому человеку.
  2. Всегда старайтесь держать спину прямо, а плечи расправленными. Это мощный сигнал о том, что вы открыты к общению и не боитесь вступать в диалог. Уверенная походка и жесты дополнят ваш образ успешного человека.
  3. Если вы никак не можете избавиться от застенчивости и излишней сдержанности при общении с малознакомыми людьми, попробуйте представить, что это ваш давний знакомый, с которым вы просто давно не виделись. В результате такого приятного переживания ваш взгляд станет более мягким, жесты и поза более открытыми и дружелюбными. В совокупности это поможет расположить собеседника и стереть ненужные психологические барьеры, затрудняющие общение.
  4. Развивайте в себе внимательность и чуткость по отношению к собеседнику. Учитесь считывать эмоции и реакции вашего партнера по диалогу. Это поможет направлять беседу в нужное русло. А еще запоминайте как можно больше информации о собеседнике. Впоследствии вы сможете показать свою заинтересованность в нем. Это польстит любому человеку.
  5. Расширяйте свой кругозор. Читайте различные книги, чтобы было о чем поговорить и рассказать. Интересуйтесь тем, что происходит вокруг. Тогда вы станете интересным собеседником, способным поддержать беседу на любую тему. Широкий кругозор – неотъемлемый атрибут личности.

Чтобы оставаться приятным собеседником, с которым людям нравится общаться, никогда не стоит:

  • жаловаться на судьбу и обсуждать свои проблемы;
  • употреблять нецензурную лексику, плохо отзываться об общих знакомых и распускать сплетни;
  • жестко критиковать собеседника, говорить, что он не прав и глуп, раз так думает;
  • выбирать для разговора темы, которые интересны только вам.

Итак, с основными правилами и советами мы познакомились. Теперь пора переходить к практике. Ведь теория без практики пользы не принесет.

Почему подростки не общаются с родителями?

Часто дело может быть в самооценке родителей

Все эти проблемы возникают из-за самооценки родителей, их неуверенности в себе, детских травм:

  1. Есть родители, которые стремятся к перфекционизму во всем. Они требуют от детей только пятерок, ждут от них только первого места в конкурсе. Да и вообще часто создается впечатление, что ребенка ценят лишь за достижения. Это может быть из-за того, что они хотят дать ему то, чего хотели сами, или из-за их страха общественного мнения.
  2. Какие-то родители достаточно деспотичны, потому что привыкли все контролировать.
  3. А еще есть знакомая многим ситуация: родители могут часто использовать манипуляции в стиле «Делай что хочешь».

Конфликт поколений

Родители росли в других условиях и в другое время, поэтому из-за этого, а также из-за разницы в возрасте, могут возникать конфликты.

Нужно всегда учитывать это при ссорах, потому что эта причина сильно влияет на то, поймете ли вы друг друга. Часто родителям непонятны ваши приоритеты, так как в их детстве что-то могло быть не принято. Так что следует всегда помнить об этом и объяснять причины ваших поступков.

Совет № 1: взрослые, не подрывайте авторитет друг друга

Взрослые – трансляторы, дети – приемники. От взрослого зависит, как поведут себя дети. Он передает им ценности, и в его власти сделать класс дружным коллективом. Только, пожалуй, сделаю оговорку: этого взрослого школьники должны уважать.

Чтобы помочь детям мирно сосуществовать, объединитесь в команду «учитель – директор (школьная администрация) – родители», не допускайте противостояния. Когда родители дома ругают учителя, что бы он ни делал, ему будет трудно добиться уважительного отношения к себе в классе и при необходимости скорректировать поведение детей. Если ребенок перестанет прислушиваться и к родителям, педагоги им уже не помогут.

Взаимная блокировка

Под слабым участием семей в жизни учреждения директора и завучи обычно подразумевают равнодушие родителей к школьным акциям (так называемая «безвозмездная помощь» учреждению). Семьи, по их мнению, мало интересуются подготовкой к праздникам, оформлением кабинетов, экскурсиями и пр. И даже на классные собрания ходят не все.

Количественные данные подтверждают эту картину. Почти половина опрошенных (52%) не оказывали школе безвозмездную помощь

Но у семей учеников свои аргументы. По их мнению, школа формально и односторонне общается с ними: ставит в известность, а не ведет диалог. Сложные ситуации не обсудишь: педагоги и администрация дозируют общение с родителями.

Более того, школа оказывается закрытой в буквальном смысле слова. На входе есть барьеры: контрольно-пропускные пункты. Без паспорта в здание практически не войдешь.

И все же гораздо больше родители переживают из-за сложностей доступа к учителям. «Не дает телефон», «общение через электронную почту не практикует», «говорит, что SMS ему писать дорого», «вайбер подключить не может», — рассказывали о педагогах респонденты. Причем речь нередко шла о классных руководителях, через которых во многом выстраиваются и остальные коммуникации. Ясно, что конфликт с классным руководителем заставляет негативно воспринимать школу в целом.

На общем собрании тоже сложно поговорить с учителем по душам. На нем обычно обсуждают организационные вопросы. Родителям такие мероприятия часто малоинтересны. «Хожу, чтобы отметиться», — признается респондентка.

Сайт учреждения — его лицо — остается «непроницаемым» для семей: актуальной информации не хватает. Есть только общие моменты, принцип открытости и прозрачности действует не всегда. В итоге к сайту родители обращаются лишь при выборе школы, выяснили исследователи.

Электронный журнал — важная инициатива: родители лучше представляют себе ситуацию с учебой. Но его интерактивная часть (вопросы — ответы и пр.) используется мало.

По мнению респондентов, с педагогом удобнее общаться в мессенджерах, по электронной почте, телефону и, конечно, лично, при встрече. «Если мне что-то надо узнать про моего ребенка, подхожу лично к учителю в другое время», — рассказывает информантка.

При этом на частоту контактов влияет уровень образования родителей, выяснили авторы. Матери и отцы без институтского диплома реже заходят в школу. Родители с высшим образованием часто общаются со школой раз-два в неделю.

Основание жалоб для школы

Далее приведем примеры, иллюстрирующие причины, которые могут стать основанием для жалоб:

Ваше право считать и рассчитывать на то, что школа будет небезразлична, заинтересована в вашем ребенке. Настаивая на личной встрече с учителем, вы имеете все основания ожидать, что преподаватель конкретно расскажет о вашем чаде, не прибегая, и тем более не отделываясь, общими фразами, по типу: «ваш сын такой замечательный», «все в этом возрасте одинаковые». В функционал школы входит информирование родителей

Ваши претензии будут вполне обоснованными, если только в конце учебного года вас поставят в известность о наличии трудностей с учёбой у чада.

Ваше право акцентировать внимание учителя на бессистемном, непоследовательном распределении нагрузки на домашнее задание, когда ребенок тратит более 3 часов на подготовку уроков в один день, а после, несколько дней подряд ему поручают задания легкие, в небольшом количестве или вовсе не задают.

Вы вправе сделать замечание учителю, если он излишне придирчив к вашему чаду или наоборот старается не замечать его. Ведь подобное поведение со стороны педагога может отрицательно сказаться на психике школьника.

Важно прекратить всякие пересуды за спинами педагогического состава; несправедливо жаловаться, что школа не оказывает помощи, если вы не обращались за ней.

Конфликт «Учитель — ученик»

Причины конфликтов между учителем и учениками

  • отсутствие единства в требованиях учителей
  • чрезмерное количество требований к ученику
  • непостоянство требований учителя
  • невыполнение требований самим учителем
  • ученик считает себя недооцененным  
  • учитель не может примириться с недостатками ученика
  • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку

Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.
При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.Пример
 

Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.

Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом. После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.
После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

Работайте над своими чувствами

Если учитель не нравится просто так, то предъявлять ему это неправильно. Нельзя сказать постороннему человеку, что он много весит или слишком медленно говорит. Это нарушение личных границ. Поэтому на разговор с педагогом выходить в таком случае не имеет смысла. Остаётся только думать, почему вас раздражает то, что носят или как разговаривают другие.

Вот два приёма, которые помогут отвлечься от раздражения.

  • Вообразите, что вы смотрите телевизор или Тикток, а на экране — учитель. Он к вам не имеет никакого отношения. Просто герой скетча, который вы случайно увидели.
  • Представьте, что у вас есть свой купол, а у педагога свой. Преподавателю разбивать ваш купол нельзя. Значит, купол педагога вам тоже не стоит трогать.

Школьная иерархия

Для школы важны отклики родителей, но неприемлемо излишнее досаждение

Жаловаться и обращаться с просьбами никто не запрещал, однако в этом вопросе важно придерживаться негласной иерархии. Иными словами, начинайте свой путь правды с классного руководителя

Прыгнув через голову, и направившись прямиком к директору, не предоставив классному руководителю даже возможности выслушать вас и оценить происходящее, вы тем самым вызовите волну негодования у него. Но прежде вы пообщаетесь с недовольным директором, которому явно не понравится момент вашего появления у него в кабинете, без предварительных попыток разобраться на уровне класса. И лишь, когда педагогический состав и директор не решают вашу проблему (по ряду причин), вы с чистой совестью можете обратиться в местный департамент образования.

Последствия

Про последствия такого воспитания и взросления мы уже немного сказали: с теми качествами, которыми обладают взрослые этого поколения, достаточно сложно справиться во взрослой жизни. Значительная часть времени поколения «сэндвич» сопровождается стрессом и чувством вины из-за того, что они недостаточно хороши, а работа выполнена на на 100% идеально.

Однако последствия такого воспитания сказались и на отношениях «сэндвичей» со своими детьми: они привыкли выражать любовь и заботу только материально, не проявляя эмпатии и не думая о чувствах ребенка

Но здесь важно понять: родители-«сэндвичи» ведут себя так не потому, что не любят ребенка, а лишь потому, что для них любовь — это так. Они так ее видят и так ее понимают

Зато такие взрослые старались обеспечить своих детей всем самым лучшим, если была такая возможность: возили на море, нанимали лучших репетиторов, покупали качественные вещи.

А дети таких родителей тоже всеми способами стараются «заслужить» любовь: с детства для них в приоритете стоят оценки, спортивные и научные достижения, хорошая работа и крепкая семья. Чтобы все было идеально, чтобы все по сценарию. Однако именно это привело к сильному развитию синдрома отличника у таких детей, а также низкой самооценке и постоянному недовольству собой. Нужно лучше, чем я сам, нужно лучше, чем другие, нужно лучше, чем уже есть. Всегда есть к чему стремиться, а я всегда недостаточно идеален.

Приемы взаимодействия

В первую очередь нужно отреагировать на беспокойство родителей, постараться успокоить, поддержать. Наиболее удачный вариант начать разговор с подобных слов: «Да, я понимаю, это на самом деле непросто». Простые фразы помогут родителю чувствовать себя услышанным. 

Нужно сделать акцент на том, что многие дети, в силу детского и переходного возраста, могут меняться, влезать в конфликтные ситуации со сверстниками и учителями. Так родитель поймет, что не только его ребенок такой «плохой». 

Важно поощрять старания родителя повлиять на ребенка, направить его энергию в правильное русло. Важно отметить достижения родителя в воспитании, перечислив положительные качества ребенка

Нужно подчеркнуть важность взаимодействия родителя с ребенком, сказать, как влияет авторитет самого родителя. 

В процессе общения важно сформировать общие установки, относящиеся к ребенку. Так получится стать для родителя союзником, а не оппонентом. . Никто не знает ребенка лучше, чем его родитель

Вполне естественно сделать акцент на этом, что будет стимулировать анализ поведения именно родителем, чтобы тот сам для себя уяснил существование некоторых проблем. 

Никто не знает ребенка лучше, чем его родитель. Вполне естественно сделать акцент на этом, что будет стимулировать анализ поведения именно родителем, чтобы тот сам для себя уяснил существование некоторых проблем. 

После окончания разговора важно поинтересоваться: что понял родитель из разговора, что он решил предпринять в дальнейшем. 

Понятие и задачи педагогического общения

Педагогическое общение является важной стороной деятельности педагога, создающей необходимую атмосферу психологического развития и становления личности ребенка. Педагог, способный посредством общения создать оптимальную рабочую обстановку, сплотить и сдружить детский коллектив, предпочтительнее педагога, у которого дети обладают высоким уровнем знаний, но при этом перегружены, скованы и имеют низкую самооценку

Исходя из этого, можно сказать, что педагогическое общение является важным элементом профессионального мастерства педагога.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Проблемы педагогического общения 420 руб.
  • Реферат Проблемы педагогического общения 280 руб.
  • Контрольная работа Проблемы педагогического общения 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Перед педагогическим общением стоит ряд задач:

  1. Осуществление эффективного процесса обменом информацией между педагогом и детьми.
  2. Установление взаимопонимания между участниками общения.
  3. Выявление сильных сторон ребенка, мобилизация его резервов в процессе обучения.
  4. Осуществление взаимодействия и совместной деятельности педагога и детей.
  5. Представление личности педагога детям и знакомство педагога с детьми.

Замечание 1

Широкий спектр задач, стоящих перед педагогическим общением требует от педагога наличия личностных качеств, владение коммуникативными навыками и технологией педагогического общения.

Подключайте взрослых

Если учитель оскорбляет или ещё как-то унижает вас, сразу обращайтесь к взрослым: родителям и классному руководителю

Важно, чтобы человек вам доверял и был на вашей стороне. . Скажите взрослому, какими методами вы точно не хотите решать проблему

Например, ваш классный руководитель в таких случаях любит собирать родительское собрание и приглашать на него педагога, с которым надо поговорить. А вам не хочется привлекать столько внимания. Так и скажите классному: «Хочу, чтобы это осталось только между мной, вами и тем педагогом. Пожалуйста, не собирайте других учителей и родителей. Мне это будет тяжело». 

Скажите взрослому, какими методами вы точно не хотите решать проблему. Например, ваш классный руководитель в таких случаях любит собирать родительское собрание и приглашать на него педагога, с которым надо поговорить. А вам не хочется привлекать столько внимания. Так и скажите классному: «Хочу, чтобы это осталось только между мной, вами и тем педагогом. Пожалуйста, не собирайте других учителей и родителей. Мне это будет тяжело». 

Поделитесь со взрослым, какие решения вас устроят. Если у вас нет идей, то не стесняйтесь попросить совета. Например: «Я никогда не был / не была в такой ситуации, поэтому не знаю, что делать. Давайте вместе что-то придумаем?»

Причины и следствия

Почему одни родители милы и доброжелательны, а другие ведут себя агрессивно и непримиримо? В чем причина такой неприязни к учителю?

Причин, разумеется, может быть много. Приведем лишь некоторые.

  • Родитель не любит школу, это связано с болезненными переживаниями в детстве. Школьные годы прошли, но обиды остались.
  • Родитель полагает, что его ребенок недопонят педагогами, ему не достается столько внимания, сколько ему требуется.
  • У родителя или ребенка открытый конфликт с одним или несколькими учителями.
  • Родитель испытывает тяжелый стресс, не связанный со школой, но агрессию направляет на педагогов (или в том числе на педагогов).

Желательно примерно представлять, в чем причина неприязни, ведь иногда ее можно ликвидировать. Например, разрешить конфликт или попытаться сформировать у родителя более позитивный образ школы, нежели тот, что остался в его памяти.

Вот что я скажу…

Можно ли вести разговор с педагогом в присутствии ребенка?

Все зависит от ситуации. Если ребенок просит вашей поддержки, говорит, что учитель ему грубит или обижает, идите к преподавателю вместе. В этом случае вы не только проясните ситуацию, но сможете быть примером для сына или дочери, как стоит вести переговоры и разрешать сложные ситуации. Сохраняйте выдержку.

Если же вам просто что-то не нравится, если вас тревожит состояние ребенка после занятия, если у вас есть вопрос по поводу самих занятий, идите к педагогу на разговор один на один, потому что это уже ваша инициатива. Будь вежливы, но не заискивайте.

Как наладить контакт родителей и учителей. Пути взаимодействия

Особое место в школьной жизни занимает организация общения учителей-предметников и родителей. Возникнет ли конфронтация или же общение будет развиваться конструктивно — это во многом зависит от стратегии классного руководителя. Как показывает практика, роль посредника, третейского судьи или медиатора классный руководитель принимает только тогда, когда конфликт уже разразился или вот-вот грянет. Каковы пути взаимодействия?

Изменить стратегию взаимодействия можно. Для этого необходимо четкое осознание того, что в основе успеха лежит совместный характер деятельности, при котором каждый из участников следует своей роли и выполняет свои функции. Родителей необходимо рассматривать как полноправных участников педагогического процесса, а не как палочку-выручалочку, о которой вспоминают тогда, когда педагоги не справляются с ситуацией. На плечи классного руководителя ложится забота об организации сотрудничества родителей и учителей-предметников в решении важных задач обучения и воспитания. Каждый классный руководитель должен:

  1. Разработать механизм прямой связи родителей и учителей.
  2. Систематически, а не эпизодически развивать и совершенствовать взаимодействие с учителями-предметниками.
  3. Постоянно включать родителей в жизнь класса.

помните, что в момент конфликта наблюдается приоритет эмоций над разумом; используйте многоальтернативный подход к решению проблемы (не отвергайте предложения другого лица, оставляйте за собой право на ошибку, тщательно проанализируйте все варианты); пересмотрите конфликт (определите то, что действительно важно, что будет, если ситуация не разрешится, ориентируйтесь на решение проблемы, а не на эмоции с ним связанные); постарайтесь снизить внутреннее напряжение (следите за тем, чтобы был выход эмоций, а не выходка, разрядка необходима, но не на человеке, а в делах, не констатируйте эмоциональное состояние партнера

Правила успешного общения

Знаменитый оратор Дейл Карнеги более 80 лет назад выпустил книгу “Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей”. В ней он описал основные наиболее эффективные приемы и правила общения, которые помогут замкнутым и стеснительным людям стать отличными собеседниками. Эти правила и по сей день не теряют своей актуальности.

  1. Искреннее проявление интереса к другим людям. Зачастую нам приятнее разговаривать с теми, кто интересуется нашей личностью, задает различные вопросы относительно нашего мнения, опыта. Поэтому обязательно задавайте вопросы собеседнику. Но не превращайте беседу в допрос с пристрастием. Все должно быть естественно и искренне, а для этого вы должны испытывать неподдельный интерес к своему собеседнику.
  2. Улыбка. Человек, который улыбается, вызывает в нас позитивные чувства. Даже если мы с ним лично не знакомы. Во время беседы ваша улыбка является доказательством того, что собеседник вам приятен и вам нравится с ним разговаривать. Только старайтесь избегать фальшивой улыбки. Улыбайтесь не только ртом, но и глазами, и душой, и сердцем.
  3. Имя собственное. С рождения звук нашего имени – самый приятный звук. Поэтому всегда обращайтесь к другим по имени и отчеству, если необходимо. Имя указывает на индивидуальность человека, его неповторимость и уникальность. Это самый простой комплимент, который вы можете сделать человеку. Просто назовите его по имени.
  4. Умение слушать. В разговоре люди обычно предпочитают больше говорить, чем слушать. Зачастую они просто ждут своей очереди, чтобы высказаться, и не стараются вслушиваться и вникать в то, что им говорят. Особенно во время спора. Если вы будете внимательно слушать собеседника, задавать ему уточняющие вопросы и удачно употреблять при разговоре фразы, которые он произнес ранее, то вы его приятно удивите. Слушать и слышать собеседника гораздо важнее, чем говорить.
  5. Интересные темы для разговора. Разговаривайте на темы, которые интересны вашему собеседнику, а выяснить их достаточно легко и просто, воспользовавшись правилом № 1 – проявление искреннего интереса. Когда человек рассказывает о чем-то увлекательном, его глаза горят. Даже если вам эта тема не кажется особо занятной, все же постарайтесь вслушаться. Наверняка сможете узнать для себя нечто ценное и интересное.
  6. Комплименты. В каждом из нас есть уникальные черты, достойные восхищения. Старайтесь подмечать их в собеседнике и искренне выражать свое восхищение, одобрение, похвалу. Ваши комплименты не должны быть преувеличенными и напоминать неприкрытую лесть. Фальшь всегда хорошо ощущается. Своевременный искренний комплимент будет очень приятен вашему собеседнику и сделает беседу еще более легкой и непринужденной.

Родители и учителя: организация учебного процесса ребенка

Прежде всего, важно понимать, что учебный процесс должен осуществляться не только с учетом потребностей, интересов детей, но с акцентом также на нужды взрослых, благодаря которым в школе реализуется главная функция. Человеческое взаимодействие определяет успех образовательного и воспитательного процесса подрастающего поколения

От того, как будет выстроено общение между учителем и родителем, как они будут относиться, поддерживать друг друга, что они предпримут, для удовлетворения потребностей каждого, будут ли преодолевать препятствия, мешающие им работать в одной команде, напрямую зависит, насколько продуктивно, с полной ли отдачей ребенок начнет обучаться, стремиться получать новые знания.

Довольно распространенная ситуация, когда на родительском собрании учителя и родители демонстрируют свою доброжелательность, обмениваются улыбками, обнадеживают друг друга наличием общих интересов, однако зачастую за этими улыбками скрываются взаимные опасения и разочарования. Все чаще встречаются родители, у которых сложился явно негативный настрой по отношению к школе.

Можно даже систематизировать типичные собирательные образы выражающих неудовлетворенность взрослых, в их числе:

  • Родители, которым сложно угодить (это просто из области фантастики!) Они частенько захаживают в школу, но не для того, чтобы поинтересоваться успехами своих детей, но дабы выказать очередное недовольство, пожаловаться. Есть и прямо противоположный тип родителей, они из-за своей робости и беспомощности, вовсе не ходят в школу, им просто не хватает на это духа.
  • Родители осознано отбивают у своих чад желание учиться и посещать уроки, поскольку рисуют перед ними крайне предвзятый образ учебного заведения. Вряд ли ребенок будет с трепетом в сердце ждать первое сентября, чтобы в первый раз отправиться в школу, когда его родители до этого момента постоянно твердили, что: «Будешь ходить в школу, времени на шалости и игры совсем не останется», «Там тебя быстро научат дисциплине, будешь по струнке ходить».
  • Родители, возлагающие на школу неосуществимые, утопичные надежды. Они мечтают, что в стенах учебного заведения их ребенка превратят в вундеркинда. Сделают нечто невозможное, то, чего они сами в свое время не получили, научат тому, чего они не дали в семье. Подобные недовольства являются самыми распространенными среди родителей, и в настоящее время отмечается тенденция к их росту. Отмечая, что чуда, на которое они так рассчитывали, не произошло (способности гения у ребенка так и не раскрыли), взрослые начинают в юные умы вкладывать мысль о бесполезности обучения в школе.
  • Родители, воспринимающие в штыки, любое нововведение, веяние современности в школе (хотя сами, будучи школьниками, желали подобных перемен). Некоторые из них считают, что ученикам нельзя предоставлять свободу, особенно относительно поведения в классе, на уроке (при этом в свое время их чрезмерно строгая дисциплина угнетала).
  • Родители, излишне идентифицирующие себя со своими чадами, зачастую близко к сердцу принимающие любые успехи и неудачи своих учеников; может даже показаться, что они сами посещают школу.

Полезные материалы по теме статьи

В этом блоке я порекомендую несколько курсов, которые помогут вам намного легче общаться с людьми и выстраивать с ними контакты.

Эффективное общение для мужчин и женщин

Описание. Наверное, это самый объемный курс среди всех прочих на платформе Викиум. Он рассчитан на один месяц, включает 15 практических упражнений разного типа и 33 видеолекции. Сразу замечу, лекции лучше конспектировать, а не просто прослушивать.

Бонус к программе – несколько живых вебинаров от экспертов по межличностному общению: психологов, бизнес-тренеров, успешных руководителей разного уровня.

Знания, почерпнутые из этой программы, вы сможете применять абсолютно везде: при общении с коллегами, начальниками или подчиненными, в разговорах со своими детьми или со второй половинкой. Автор материала гарантирует, что вы научитесь профессионально решать проблемы, которые возникают из-за окружающих людей, легко будете нейтрализовывать конфликты.

Стоимость: 1 490 руб.

Узнать подробнее и записаться на обучение

Эмоциональный интеллект

Описание

Курс по эмоциональному интеллекту – второй по важности после курса по общению. Фокус здесь делается на умении распознавать эмоции собеседника, чувствовать его реальное отношение к вам

Кроме этого – контролировать собственное невербальное поведение, следить за своими жестами.

Вы научитесь легко понимать, когда окружающие люди говорят с вами неискренне или пытаются намеренно вас обмануть. Будете уметь легко разрешать конфликты или не допускать их появления при самых первых признаках взаимного напряжения. Вам намного легче будет взаимодействовать с людьми, подниматься по карьерной лестнице, добиваться успеха в любой сфере.

Стоимость: 1 490 руб.

Узнать подробнее и записаться на обучение

Профайлинг

Описание. Курс профайлинга нужен каждому человеку, который хочет научиться общаться с окружающими. Здесь вас научат “считывать людей”. Вы будете с первых фраз определять тип темперамента собеседника и подбирать модель общения с ним. Для холериков модель будет одна, для меланхоликов – другая, то, что хорошо действует на сангвиников, может вообще не восприниматься флегматиками и так далее.

Если кто-то попытается манипулировать вами, вы сразу это заметите и сможете “отразить атаку”. Способом манипулирования может быть даже самая обычная (как кажется) просьба о чем-то или печальная история, которой слушатель будет заставлять вас пожалеть его.

В рамках 20 уроков вы изучите теорию, а потом перейдете к практике – проработаете очень много упражнений, закрепите свои знания через тесты.

Стоимость: 1 490 руб.

Узнать подробнее и записаться на обучение

Бесконтактное воздействие

Сотрудничество школы и родителей складывается непросто. Администрация и педагоги часто закрыты для общения, сетуют семьи. Дозвониться, поговорить лично или в мессенджере — большая проблема. Учреждения среднего образования больше любят формальную коммуникацию: с помощью сайтов, электронного журнала, собраний и пр. Интерактив и обратная связь при этом сведены к минимуму.

Но у школ своя правда. Подчас им приходится выстраивать линию защиты. Например, от родителей, которые вызывают у педагогов стресс: слишком вмешиваются в преподавание и злоупотребляют личным временем учителей. Педагоги стараются сохранять «профессиональную автономию». Их уход от общения может быть связан и с тем, что в отношениях с аудиторией они не получают достаточного признания своего авторитета и заслуг, поясняют исследователи.

В то же время ясно, что подобная оборона мешает общаться и с остальными семьями. И не стоит удивляться, что они слабо интересуются жизнью школы.

Тем не менее, обе стороны признают: общаться необходимо. Образовательные учреждение уже не могут монополизировать знания по обучению и воспитанию детей. Современные родители неплохо осведомлены в этих вопросах — пользуются многими источниками информации (от книг до вебинаров и форумов). Можно говорить о профессионализации родительства как деятельности, требующей определенных компетенций. У таких родителей, как правило, высокие требования к школе. В то же время, они готовы к сотрудничеству с ней.

Согласно исследованию, они в принципе чаще стараются общаться с учителями. Причем, чем выше в семье доля взрослых с вузовским дипломом, тем чаще она помогает школе. Тем не менее, такой контакт не всегда возможен.

«Вакуум общения» — так респонденты-родители характеризуют отношения со школьным коллективом. Во время учебы вполне естественно возникают вопросы к учителям: по критериям оценок, требованиям, результатам тестов и пр. Но преподаватели и администрация не всегда готовы давать комментарии. В итоге родители разочаровываются и не спешат участвовать в школьных проектах.

Эти «провалы коммуникации» выявила качественная часть исследования Кристины Любицкой и Марты Шакаровой: интервью с семьями учеников и представителями школ.

Количественная часть — опрос свыше 3 тысяч родителей учащихся (2–10-е классы) девяти территориальных образовательных комплексов одного из больших городов ЦФО в 2017 году — дает более оптимистичную картину.

Формы и методы работы с учителями и родителями по профилактике конфликтных ситуаций

В практической работе с учителями и родителями обучающихся в настоящее время многими образовательными учреждениями применяется целый арсенал форм и методов работы по профилактике конфликтных ситуаций в школьной среде.

Формы работы с учителями: педагогический совет, педсовет-практикум, научно-практическая конференция, совещание при директоре, учебно-методические и обучающие семинары и т. д.

Формы работы с родителями: общешкольные и классные родительские собрания, общешкольные конференции, психолого-педагогический лекторий, родительские чтения, круглый стол, родительский ринг, дискуссии, устные журналы, родительские вечера, родительские КВНы, тренинги родительской эффективности, интеллектуальные игры.

Остальные статьи по данной теме и не только, читайте на сайте журнала «Директор школы» .Оформить подписку на журнал , а также другие печатные издания, вы можете в нашем интернет магазине .

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: