Основные проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

Методики мнемотехники в детском саду: что это такое и зачем нужно?

Профилактические приемы

Достаточно уделять должное внимание ребенку и проводить профилактику в игровой форме:

  • Активное общение с ребенком с самого рождения — это фундамент развития речевого аппарата;
  • Развитие мелкой моторики благоприятно влияет на поэтапное и здоровое развитие мозговых центров, отвечающих за развитие речи.
  • Логопедический массаж можно проводить с первых дней жизни малыша;
  • Подвижные игры, развивающие ориентацию в пространстве, смену темпов движения;
  • Зрительное восприятие и музыкотерапия играет не последнюю роль в общем развитии ребенка и речи в частности.

Самое важное! Особенность профилактики заболевания и лечения уже выявленных дефектов — регулярность занятий

Виды профилактики

Профилактика всегда легче, чем лечение

Если учесть, что запущенные отклонения произношения влияют на все аспекты жизни ребенка, этому моменту развития следует уделить должное внимание. Ребенок, воспитанный в семье, где его слышат, чаще всего научается правильно и красиво говорить

Как составлять мнемотаблицы

Составление мнемотаблиц предполагает выполнение следующих манипуляций:

  1. разбивка текста на части (ориентируясь на самые важные моменты);
  2. разделение листа бумаги на квадраты (количество квадратов зависит от выделенных частей рассказа);
  3. изображение каждого момента в картинке (описанию поддаются как существительные, так и прилагательные);
  4. слова, которые трудно поддаются зарисовке (глаголы или вопросы), могут быть изображены в виде знака «?» (их обязательно необходимо прокомментировать ребёнку).

Для облегчения восприятия сказок или загадок маленькими детьми, произведения разбираются на отдельные ситуации, которые впоследствии переносятся на картинки для детей.

Рекомендации для родителей

С первых месяцев жизни необходимо как можно чаще общаться с малышом. Делать это нужно с выразительной интонацией и при этом поощрять попытки ребенка к взаимодействию.
Например, на прогулке можно обсуждать, что находится вокруг, что происходит и т.д.
Прекрасно, если ребенок будет делиться со взрослыми своими впечатлениями.
Родителям нужно стремится к тому, чтобы их речь была эмоционально окрашена и выразительна.
Нужно четко произносить звуки

Так, чтобы малыш видел правильную артикуляцию и слышал правильный пример.
Очень важно следить за своей речью, не коверкать слова, не сюсюкать и не копировать ребенка.
Развитию речи помогает мелкая моторика. Для этого хорошо подходят шнуровка, лепка, конструкторы, игры с песком, пальчиковые игры и т.д.
Полезно заниматься дома логопедической гимнастикой, чтобы развивать артикуляцию и речевое дыхание.
Занятия по коррекции речи должны нравится ребенку.Так он легче усвоит нужные упражнения.

Нарушение речи у дошкольника — серьезная проблема, которой необходимо уделить особое внимание. Разобраться с причинами, поставить диагноз, назначить коррекционные занятия и исправить речь у малыша помогут логопеды и дефектологи

Разобраться с причинами, поставить диагноз, назначить коррекционные занятия и исправить речь у малыша помогут логопеды и дефектологи.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Слайд 2Повестка дня 1. Выступление старшего воспитателя «Актуальность проблемы

речевого развития детей дошкольного возраста».  2.  Аналитическая справка о результатах тематического контроля «Развитие речи детей в условиях МБДОУ» (посещение занятий, анализ планов, смотр уголков групповых помещений по речевому развитию). Старший воспитатель Люлина О.В.4. «Развитие речевого творчества дошкольников через ознакомление со сказками» Воспитатель Захарова А.С.3. Презентация игровых дидактических пособий по развитию речи дошкольников (педагоги ДОУ). Воспитатели: С.Г. Тропынина , А.С. Захарова 5. Об итогах педагогической диагностики на конец уч. годаВоспитатели6. Итоги диагностики по подготовке детей к школе Педагог – психолог Брагина С.С.7. План летней – оздоровительной работы на 2016 г.

Мнемотехника в детском саду для развития речи

Устная речь – это первый элемент в ряду образовательных навыков, которые осваивает ребенок. Сначала ребенок говорит свое первое слово, а уже потом изучает буквы и цифры, учится чтению, письму, счету и многим другим полезным для жизни вещам.

Не стоит надеяться, что красивая правильная речь разовьется у ребенка «сама по себе». Подсчитано, что самостоятельно составить рассказ могут 7% дошкольников, составляют рассказ по наводящим вопросам 68% детей дошкольного возраста, а остальные 25% не могут составить рассказ даже с помощью наводящих вопросов . Естественно, подразумевается рассказ, адекватный по сложности возрасту ребенка.

Если с детьми не заниматься целенаправленно, у многих так и останется односложная речь, неспособность грамматически верно выстроить предложение, неумение согласовать слова в предложении и т. д. Кроме того, замечено, что дети часто не в состоянии пересказать только что прочитанный им текст даже в общих чертах. Либо же подробно пересказывают начало, а дальше «теряют нить событий», путают имена и последовательность событий, не могут объяснить, чем все закончилось.

Каким же образом мнемотехника в детском саду способствует развитию речи у детей? Самое элементарное – это обучение пересказу с помощью мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемотабличек . Работа происходит в три этапа.

Как подготовить пересказ с помощью мнемотехники:

  • Детям предлагается рассмотреть картинки и вместе с воспитательницей разобраться, что там изображено.
  • Далее детям помогают преобразовать абстрактные символы в образы, наполненные неким значением.
  • С помощью полученных образов детям предлагается пересказать «зашифрованный» рассказ или сказку.

Выбор материала для пересказа должен осуществляться сообразно возрасту и уровню подготовки ребенка. Как минимум, это должен быть небольшой объем текста, внятный и понятный детям сюжет, четкое начало и концовка, простой синтаксис с преобладанием коротких лаконичных фраз.

Наиболее доступным вариантом будет пересказывать с помощью мнемотехники сказки – в детском саду их читают много и часто, детям они нравятся, так что материала будет всегда достаточно.

Использование мнемотехники обогащает словарный запас детей, помогает детям научиться выстраивать четкую структуру рассказа, соблюдать последовательность изложения, удерживать главную мысль на протяжении всего пересказа, обеспечивать лексико-грамматическую наполняемость повествования.

Помимо пересказа, с помощью мнемотехники можно осваивать и более сложные задания. Например, отгадывание и загадывание загадок, разучивание скороговорок, заучивание стихов наизусть, составление своих «авторских» рассказов.

В итоге такие занятия будут способствовать развитию у детей связной речи, правильному звукоизвлечению и звукопроизношению, хорошей дикции, выразительной артикуляции и различных когнитивных способностей, таких как внимание, мышление, память, воображение. И еще один прикладной момент для тех, кто намерен использовать приемы мнемотехники в занятиях с детьми

Замечено, что у детей с общим недоразвитием речи наибольшие затруднения возникают, когда их просят составить описательный рассказ о каком-либо предмете

И еще один прикладной момент для тех, кто намерен использовать приемы мнемотехники в занятиях с детьми. Замечено, что у детей с общим недоразвитием речи наибольшие затруднения возникают, когда их просят составить описательный рассказ о каком-либо предмете .

Для того чтобы постепенно справиться с этой проблемой, стоит задействовать мнемосхемы по таким понятным для детского восприятия темам, как «Игрушки», «Животные», «Птицы», «Посуда», «Времена года» и т.д. Так дети научатся выделять и обобщать различные характеристики предметов и явлений, выстраивать план и последовательность повествования и, в конце концов, научатся описывать предметы и явления, что им очень пригодится в школьной жизни.

Кроме того, следует помнить, что у детей с общим недоразвитием речи часто наблюдаются проблемы со слуховым и зрительным восприятием, памятью и концентрацией внимания. Работа «по картинкам» поможет справиться и с этими проблемами.

Тем, кому нужно еще больше советов и разработок, будет полезна «Мнемотехника в детском саду» – презентация, подготовленная педагогами-практиками и посвященная развитию речи у дошкольников .

Хорошо развитая устная речь – важный шаг на пути к развитию письменной речи. И в обучении письму приемы мнемотехники будут столь же полезны.

Области использования мнемотаблиц

Мнемотаблицы для становления и развития связной речи (развивающие и обучающие) – это изображения текстовой информации, которая предварительно разбивается на группы слов в последовательной поочередности. На каждую группу слов приходится одна иллюстрация. Благодаря такой схематической зарисовке информации, малыш её легко воспринимает, запоминая всё без особых усилий.

С помощью мнемотаблиц по развитию речи осуществляется:

Запоминание сказок или стишков. Маленькие дети с повышенным интересом принимают участие в дидактических играх по известным им сказкам. В домашних условиях можно предлагать ребенку рассказать сказку своей любимой игрушке, используя при этом серию картинок. Также можно совместно нарисовать мнемотаблицу, изображая героев событий собственно придуманными символами, например треугольник – это человек, волнистая линия – тучка на небе. Таким образом, происходит не только формирование связной речи, а и активное развитие воображения, фантазии с проявлением скрытых творческих способностей детей.

Разучивание общих правил, например, как правильно чистить зубки. На схемах изображается последовательность всех манипуляций, которые элементарно воспринимаются и запоминаются.

Составление рассказов, описывающих предметы, события, домашних животных и др. Ориентируясь на картинки, которые отвечают на основные вопросы: кто это, какого цвета, какие издает звуки, что любит кушать и др., дети могут составить последовательное описание.

Работа над пересказом. После прочтения текста выделяются самые трудные слова, смысл которых необходимо разъяснить малышу. После объяснений должна проводиться беседа по всему содержанию текста с демонстрацией рисунков из мнемотаблицы. Совместный пересказ с использованием картинок позволит ребенку быстро запомнить информацию и самому рассказать услышанную историю.

Разгадывание загадок. С помощью мнемотаблиц дети учатся определять точный объект, ориентируясь на его признаки. На первом этапе необходимо объяснять ребенку всё, что изображено на каждом рисунку, и только после этого предлагать самостоятельно отгадать зашифрованный предмет.

Логопедические занятия по развитию связной речи с применением разнообразных мнемосхем предполагают запоминание с расшифровкой сюжетных иллюстраций, приведенных в таблице. Вид и тематическое наполнение мнемотаблиц может быть разным, выполнение может быть печатным (карточки Домана) или сделанным вручную. Карточки для развития речи на первых занятиях должны быть небольшими с легкими сюжетными линиями, их рекомендовано располагать по 3-4 шт в одном ряду, в таком положении они легче поддаются восприятию.

Чтение для развития речи

Читайте ребенку – и вместе с ребёнком! И не только детские стихи и сказки: попробуйте предложить ему небольшой отрывок стихотворения Пушкина или Есенина о природе, попросите прокомментировать, что и как он понял, при необходимости объясните все непонятные фразы и выражения. Чем проще вы сможете объяснить, тем больше слов поймет дошкольник.

Отталкивайтесь в поиске книг на любимые темы или героев ребёнка, о которых ему будет интересно читать или слушать.

Обратите внимание на колыбельные и потешки. Это кладезь интересных слов, словоформ, которые мы редко слышим в обычной жизни («домишко», «плетень», «краса» и т.п.) А ещё потешки помогают запомнить очередность выполнения действий

Повторяющиеся звукосочетания, слова, фразы, звукоподражание развивают фонематический слух и логическое мышление, помогают ребёнку запомнить слова, таким образом происходит обогащение словаря дошкольника. Под влиянием таких игр со звуками происходит быстрое и комфортное для ребёнка овладение звуковой грамотой. Вместо односложных предложений он учится использовать более сложные по составу.

Красивая развитая речь очень важна для обучения в школе. Первый класс часто сопровождается стрессом, связанным с изменением привычного образа жизни, новым коллективом, и уже имеющиеся проблемы с коммуникацией могут усугубиться. Задача родителей — подготовить ребёнка морально, настроить на позитивное восприятие школы, учебного процесса, а также — выбрать правильную школьную программу, которая будет интересна и увлекательна для детей

Родители, которым важно психологические состояние ребёнка, которое может сказаться на речевом развитии, а также его адаптация и самооценка, могут обратить внимание на учебную программу «Начальная школа ХХI века». Она учитывает индивидуальные особенности каждого ученика и позволяет ему развиваться в максимально комфортном для него темпе. При этом отсутствие оценок в первом классе стимулирует учебный процесс, потому что ребёнок не боится допустить ошибку, высказавшись неправильно

Эта обучающая система позволяет обойтись в первом классе без стрессов и способствует раскрытию речевого потенциала каждого малыша

При этом отсутствие оценок в первом классе стимулирует учебный процесс, потому что ребёнок не боится допустить ошибку, высказавшись неправильно. Эта обучающая система позволяет обойтись в первом классе без стрессов и способствует раскрытию речевого потенциала каждого малыша.

Причины нарушения речи у детей дошкольного возраста

Длительное «сюсюканье»

На самом деле причин, которые ведут к нарушению развития речи у детей, достаточно много. Но из собственного опыта и наблюдений на первое место мы ставим «сюсюканье». Да, такое безобидное явление напрямую влияет на развитие детской речи.

Нередко приходится видеть, как мамы продолжают «сюсюкать» с 5–6 летними детьми, будто перед ними все те же годовалые карапузы. Так и хочется подойти и сказать: «Стойте! Стойте, дорогие мамочки! Не надо так! Вы просто душите детей своей любовью!». Да, именно душите. Мало того, что таким образом создается почва для развития инфантильности, так еще у ребенка неправильно формируется речь.

И как тут научиться говорить правильно, если с рождения не слышишь нормальной речи? Нет, вы не подумайте, что мы против проявления нежности. Просто свои чувства к ребенку нужно выражать, не искажая речь

Важно чтобы дети с детства слышали грамотную речь и учились правильному звукопроизношению. А если уж и хочется больше нежности, лучше чаще обнимать и целовать своего ребенка, а также проводить с ним больше времени

В семье разговаривают на разных языках

Если ваш ребенок с рождения растет в двуязычной семье, то проблемы с произношением звуков чаще всего связаны с неправильным подходом к воспитанию. Чтобы их избежать, нужно придерживаться несложных правил общения. Подробнее об этом читайте в статье «Кто такие дети-билингвы и как правильно их воспитывать?».

Частые скандалы в семье при ребенке

У всех бывают ссоры и скандалы в семье. Главное – не выяснять отношения при ребенке. Дети, которые часто видят и слышат, как ссорятся родители, становятся тревожными, боязливыми и неуверенными в себе.

Постоянные стрессы и тревожное состояние влияют на развитие психики ребенка. Речь тоже страдает. Дети начинают заикаться, говорить невнятно и тихо, или вовсе превращаются в молчунов, с которых не вытащишь и слова.

Кроме внешних причин нарушения речи у детей дошкольного возраста, есть еще и внутренние, так называемые, физические факторы.

Слайд 6Условия успешного речевого развития. 1.Создание условий для развития речи детей в общении

со взрослыми и сверстниками.2. Владение педагогом правильной литературной речью.3. Обеспечение развития звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями.4. Обеспечивают детям условий для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей.5. Создание условий для овладения детьми грамматическим строем речи.6. Развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей.7. Развитие у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.8. Создание условий для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями.9. Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы.10. Поощрение детского словотворчества.

Что указывает на речевые нарушения у детей

Существуют признаки, по которым можно распознать нарушение речи у малышей.

Итак, вот на что следует обратить внимание родителям

В 1 месяц новорожденный не кричит, когда недоволен или голоден. 
После 4 месяцев младенец не улыбается, когда к нему обращаются.
После 5 месяцев он не произносит звуки или слоги, не ищет взглядом родителей или знакомые предметы.
Начиная с 7 месяцев кроха не обращает на себя внимание звуками.
К концу 9 месяца в его речи нет простейших слов из одинаковых слогов (например, “мама”).
В 10 месяцев малыш не машет в ответ, не качает головой. 
В 1 годик он не произносит осмысленно ни одного слова, не выполняет простейших требований.
В 19 месяцев у малыша нет нескольких осмысленных слов, он не показывает на себе или на кукле части тела.
В 3 года речь отсутствует или он говорит только простые фразы. Малыш неправильно произносит многие звуки

Он неверно согласовывает слова в предложении, ему трудно составить рассказ по картинке. 

Речь педагога как образец для подражания

Речь педагога как образец для подражания воспитанников, является важнейшим фактором, который влияет на развитие речи детей в средних и старших группах детского сада. Часто трудности в общении с детьми возникают из-за незнания правил использования слов, которые будут воздействовать на ребенка.

Дети очень чутко чувствуют речь взрослых: спокойную, раздраженную, уважительную, громкую. Слушая, они начинают подражать взрослым. Вслушиваясь в их речь, можно уловить разговорные особенности близких людей малыша, а также воспитателя. Основная цель воспитателя подмечать недостатки в своей речи и пытаться их исправить.

Среди недостатков в речи воспитателя можно выделить:

  • употребление слов в уменьшительно-ласкательной форме;
  • неуместное использование слов звукоподражателей («где мяу?»);
  • бедный словарный запас;
  • крик и шепелявость;
  • гнусавость;
  • излишнее употребление иностранных слов;
  • слова жаргонного типа.

Важно! Каждый воспитатель должен помнить, что чем богаче его словарный запас, тем разнообразнее выбор слов и выразительнее речь. Тесное общение с детьми обязывает воспитателей вдумчиво использовать новые слова

Необходимо применять только те слова, которые будут понятны для ребенка. В итоге у дошкольников накапливается богатый словарный запас. Увеличение слов в своем запасе, используя различные пособия, является хорошей практической подготовкой для формирования выразительной и богатой речи

Тесное общение с детьми обязывает воспитателей вдумчиво использовать новые слова. Необходимо применять только те слова, которые будут понятны для ребенка. В итоге у дошкольников накапливается богатый словарный запас. Увеличение слов в своем запасе, используя различные пособия, является хорошей практической подготовкой для формирования выразительной и богатой речи.

Бедность и неразвитость речи — главная проблема детей. Способы и приемы мнемотехники позволяют развивать и расширять словарный запас.

Что такое мнемотехника

Мнемотехника для повышения уровня развития речи является собой комплекс методик, направленных на улучшение восприятия с запоминанием разнообразной информации с использованием звуковых образцов и визуальных иллюстраций.

При условии системности в проведении занятий мнемотехника для развития речи позволяет:

  • улучшать запоминание услышанных текстов в форме рассказов, сказок и др.;
  • превращать зрительно приобретенные данные в абстрактные (а также наоборот);
  • создавать закономерные цепочки событий;
  • расширять словарный запас;
  • стимулировать развитие фантазии и мышления;
  • развивать способность детей составлять сложноподчиненные предложения описательного типа, в состав которых входит множество слов.

Возрастных ограничений для занятий не существует, но самым оптимальным многими профильными специалистами признан возраст 4-5 лет, когда дети уже имеют достаточно богатый и разнообразный запас слов и словосочетаний, которым могут активно оперировать.

Главным инструментом, который эксплуатируется в мнемотехнике для развития уровня связной речи у детей дошкольного возраста, выступают мнемотаблицы – специфические схемы, в которые закладываются определенные информационные данные.

Мнемотехнические схемы для самых маленьких должны быть раскрашены в яркие оттенки для того, чтобы в их сознании отпечатался образ того, что лягушка зеленая, цыпленок желтый и др.

Для старших ребят предпочтительно применение одноцветных схем, которые не рассеивают внимание, отвлекая на дополнительные, и часто ненужные, детали

Этиология речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Основаниями, вызывающими нарушение речи у детей дошкольного возраста, могут быть следующие:

  • внутриутробные – болезни матери во время беременности отрицательно сказываются на развитии плода, вследствие чего могут возникать проблемы со своевременным развитием речи;
  • родовые травмы – произошедшие во время родов травмы могут вызвать как легкие нарушения речи, так и тяжелые пороки развития, где дефекты речи у детей будут очень существенными;
  • инфекционные болезни в раннем возрасте, сопровождающиеся тяжелым анамнезом;
  • черепно-мозговые травмы;
  • наследственные болезни и особенности развития – патология мягкого и твердого неба, форма и величина зубов, состояние подъязычной уздечки;
  • неблагоприятные условия жизни.

Как видно, этиология происхождения речевых нарушений разнообразна, и каждый случай в практике уникален.

Особенности применения мнемотаблиц

Несмотря на всю эффективность этого пособия, нужно его правильно использовать, чтобы сформировать все необходимые навыки у детей. Особенность мнемотехнических приемов − это визуализация текстовой информации. Педагог действует по определенной схеме, чтобы использование данной техники было результативным:

  • Взрослый показывает группе детей карточки с яркими изображениями, которые будут обозначать определенные слова/фразы.
  • Далее происходит изучение мнемодорожек. Мнемодорожки − это серия изображений (обычно их количество до 4). С помощью  них малыш может составить небольшой рассказ.
  • Самый трудный этап − использование мнемотаблиц для формирования связной речи.

Специалист использует в своей работе следующие приемы:

  • карточки с изображением действий − помогают усвоить глагольную лексику;
  • мнемодорожки, состоящие из нескольких картинок, по которым малыш может составить сказку или рассказ;
  • быстрое и легкое заучивание стихотворений.

Когда количество картинок-символов оказывается достаточным, можно предлагать задание на «расшифровку» графических писем. Если занятие групповое, дети могут расшифровать его на скорость. Еще одно задание для работы с группой − кто запомнит больше всего слов. Соревновательный элемент делает занятие интереснее, у детей появляется стимул заниматься старательнее.

Также интересное задание − составить из слов-картинок смешной рассказ. Но связывать слова нужно последовательно, не перескакивая. Таким образом у детей формируется умение составлять логические цепочки. Также полезно включать задания на тренировку не только памяти, но и внимательности («Что изменилось в картинке», «Найти отличия», «Рассеянный художник» и другие).

Подбирать лексические темы нужно в соответствии с уровнем словарного запаса ребенка и его возрастом. Тогда использование модульных схем будет полезным для речевого развития.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: