Персеверации, антиципации

Обучение грамоте и устранение предпосылок к дисграфии у детей с нарушением речи

Диагностика

Обучение письму должно находиться под контролем не только учителя, но и родителей ребенка. Именно они могут помочь увидеть ошибки, которые совершает младший школьник, вовремя обратиться к специалисту за помощью. Чтобы исключить возможные медицинские патологии, требуется консультация офтальмолога, оториноларинголога, невролога.

Логопед оценивает звукопроизношение, способность различать звуки в потоке речи. Определяет умение проводить фонематический анализ и синтез слова, его слоговой состав. На основе анализа письменных работ, предложенных ребенку, диагностируется состояние речи, выясняется уровень ее развития. Проводятся тесты, в которых часто используются задания:

  • с квазиомонимами (на картинках изображены реалии, обозначаемые квазиомонимами – мЫшка и мИшка, коЗа и коСа, Сук – Жук – ребенка просят соотнести слово с картинкой и записать его, проговаривая каждый звук);
  • на вычленение одинаковых слогов из слоговой цепочки (дотодо, пабапа, жашажа, сузусу).

Предлагается также написать небольшой диктант и переписать фрагмент текста. Проанализировав характер повторяющихся ошибок, специалист делает заключение и составляет подробный план коррекционных занятий.

Признаки и симптомы

В основе акустической дисграфии лежит нарушение идентификации близких звуков. Фонематический слух помогает распознать звуки, образующие слово, вычислить количество слогов, а также определить место и значение каждой отдельной фонемы. Фонемы, вычленяемые из потока речи, искажаются, но слух как физиологическая способность организма остается без изменений, произношение звуков в норме.

За точное определение звукового образа слова, дифференциацию его от других слов несут ответственность участки, которые располагаются в височных зонах головного мозга. В этих отделах акустический сигнал, поступающий извне, кодируется, а затем направляется в речевую область Вернике, где происходят анализ и синтез воспринятой информации.

После этого кодированные электрические колебания направляются в область Брока, воздействующую на мышцы речевого аппарата. Затем информация переходит в угловую извилину и зоны создания визуальных образов. Изменения, возникшие в этих областях, ведут к искаженному звуковому пониманию.

Несовершенство функции зрительного, речевого и слухового анализаторов, диагностируемое при акустической дисграфии, выражается в проявлении разных признаков. Письменные ошибки появляются из-за нарушения фонематического слуха. Ученик не различает фонемы, близкие по звучанию, в результате смешивает буквы, обозначающие парные звуки:

  • глухие и звонкие (ф – в: «вавли», «фьюга»; с – з: «звоя рука», «кослик»);
  • шипящие и свистящие (ж – з: «саза»; ш – с: «суска»);
  • аффрикаты и составляющие их компоненты (Ц и С: «улиса», «куриса»; Ц и Т: «пцицы», «Каця»; Ч и ТЬ: «черчит», «утитель»; Ч и Щ: «роча», «щайник»).

Также смешиваются сонорные согласные Р и Л («лука», «радонь») и лабиализованные гласные (О и У: «голобь», «рочей»; Ё и Ю: «тюплый», «клёква»).

Дефект иногда проявляется в пропуске или перестановке звуков, похожих по артикуляции и звучанию. Часто акустическая дисграфия выражается в виде некорректного обозначения мягкости согласных («кольит», «восмой», лубит).

Этот вариант дефекта считают самым простым и легко корректируемым. Но в то же время, данное нарушение часто проявляется на письме даже после исчезновения в устной речи. Варианты проявления патологии могут быть разными. Это зависит от степени изменения височных зон мозга. В некоторых случаях, трудно поддающихся корректировке, у человека одновременно могут диагностироваться несколько видов дисграфии.

Симптомы дисграфии

Признаки, характеризующие дисграфию, включают типичные и повторяющиеся на письме ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием правил и норм языка. Типичные ошибки, встречающиеся при различных видах дисграфий, могут проявляться:

  • смешением и заменами графически сходных рукописных букв (ш-щ, т-ш, в-д, м-л) или фонетически сходных звуков на письме (б–п, д–т, г–к, ш-ж);
  • искажением буквенно-слоговой структуры слова (пропусками, перестановками, добавлением букв и слогов);
  • нарушением слитности и раздельности написания слов;
  • аграмматизмами на письме (нарушением словоизменения и согласования слов в предложении).

Кроме этого, при дисграфии дети пишут медленно, их почерк обычно трудно различим. Могут иметь место колебания высоты и наклона букв, соскальзывания со строки, замены прописных букв строчными и наоборот. О наличии дисграфии можно говорить только после того, как ребенок овладевает техникой письма, т. е. не раньше 8–8,5 лет.

Довольно часто при дисграфии выявляется неречевая симптоматика: неврологические нарушения, снижение работоспособности, отвлекаемость, гиперактивность, снижение объема памяти и др.

Артикуляторно-акустическая дисграфия

В случае артикуляторно-акустической дисграфии специфические ошибки на письме связаны с неправильным звукопроизношением (как произносит, так и пишет). В этом случае замены и пропуски букв на письме повторяют соответствующие звуковые ошибки в устной речи. Артикуляторно-акустическая дисграфия встречается при полиморфной дислалии, ринолалии, дизартрии (т. е. у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи).

Акустическая дисграфия

При акустической дисграфии звукопроизношение не нарушено, однако фонематическое восприятие сформировано недостаточно. Ошибки на письме носят характер замен букв, соответствующих фонетически сходным звукам (свистящих — шипящими, звонких – глухими и наоборот, аффрикат — их компонентами).

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Характеризуется нарушением деления слов на слоги, а предложений на слова. При данной форме дисграфии ученик пропускает, повторяет или переставляет местами буквы и слоги; пишет лишние буквы в слове или не дописывает окончания слов; пишет слова с предлогами слитно, а с приставками раздельно. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза встречается среди школьников наиболее часто.

Аграмматическая дисграфия

Отличается множественными аграмматизмами на письме: неправильным изменением слов по падежам, родам и числам; нарушением согласования слов в предложении; нарушением предложных конструкций (неправильной последовательностью слов, пропусками членов предложения и т. п.). Аграмматическая дисграфия обычно сопутствует общему недоразвитию речи, обусловленному алалией, дизартрией.

Оптическая дисграфия

При оптической дисграфии на письме заменяются или смешиваются графически сходные буквы. Если нарушается узнавание и воспроизведение изолированных букв, говорят о литеральной оптической дисграфии; если нарушается начертание букв в слове, — о вербальной оптической дисграфии. К типичным ошибкам, встречающимся при оптической дисграфии, относится недописывание или добавление элементов букв («л» вместо «м»; «х» вместо «ж» и наоборот), зеркальное написание букв.

Конспект №7

Тема: Самостоятельная работа.

Цели: Закрепление пройденного материала (Фамилии, имена и отчества людей). Развитие фонематического слуха, мышления, памяти, анализа, связной речи. Воспитание интереса к занятиям, внимания, навыков чистописания.

Оборудование: игра «Как их зовут?», предметные картинки и буквы, карточки для словарной работы.

Ход урока

Организационный момент.

Минутка чистописания. Письмо заглавной и строчной буквы «Ч»

Работа со словами из словаря.

На магнитной доске слова с пропущенными слогами, в каждом слове пропущен один и тот же слог.

Ребята, вставьте в слова пропущенный слог: капус…, лопа…, ребя….

Сколько слогов в каждом слове? Как определили?

Выложите звуковую схему слова «лопата» (раздать фишки, для звукобуквенного анализа)

Сколько звуков в слове «лопата», а сколько букв? Назовите 1звук слова, 3-й,последний звук, какой он по счету?

Закрепление пройденного материала

Игра «Как их зовут?»

Оборудование: Таблица с изображениями детей: девочки и мальчика. Сверху – 4 -5 длинных карманов для предметных картинок, внизу — кармашки для букв.

Предметные картинки (лыжи, ежи, руль, апельсин, слон, автобус, шкаф, аист) и карточки с буквами: л, е, р, а, с, а, ш, а.

Ребята, хотите узнать, как зовут девочку и мальчика? Для того чтобы узнать имена детей нужно определить первые звуки в словах – названиях предметов, нарисованных на картинках в верхних кармашках. Дети называют и приходят к выводу, что девочку зовут Лера, а мальчика Саша.

Давайте придумаем фамилии девочке: Лера Иванова и мальчику Саша Сизов.

Предложения запишите в тетрадь.

Как напишите имена и фамилии детей (с большой буквы)

Физминутка.

Работа по карточкам.

Детям раздаются индивидуальные карточки. Задание: Прочитай имена девочек.
Подумай, какие буквы нужно вставить, чтобы получились имена мальчиков. Напиши имена парами. Подчеркни букву, которой различается каждая пара имен.

Аня -_аня
Ася — _ася
Оля — _оля
Аля — _аля

Придумайте фамилии девочке и мальчику, запишите в тетрадь.

Работа по учебнику, стр.131, упр.7.

Разбор задания.

Задание: Спиши, вставляя нужные буквы. Что обозначают выделенные слова?

Подчеркни имена детей одной чертой, фамилии – двумя.

2 группа – списывают, вставляя пропущенные буквы.

3 группа – списывают только выделенные имена и фамилии людей.

Проверка работ.

Подведение итогов урока и оценка знаний.

Задание на дом.

Коррекция акустической дисграфии

Коррекционный маршрут при дисграфии, обусловленной несформированностью фонемного распознавания, строится с учетом нарушенных речевых звеньев. В ходе занятий решаются задачи:

  • формирования фонематического восприятия;
  • уточнение акустических и произносительных характеристик звуков, их дифференциация;
  • овладение звуко-буквенным анализом и синтезом;
  • соотнесение фонемы с ее графическим эквивалентом – графемой.

Работа над звуками ведется в следующей последовательности: сначала уточняются артикуляционные и акустические аспекты гласных, потом согласных (свистя­щих, шипящих, аффрикат, соноров), затем – оппозиционных звуков (мягких/твердых, звонких/глухих). Только после этого переходят к самостоятельному письму – списыванию текстов, написанию слуховых диктантов, сочинений, изложений.

Кроме совершенствования речевых функций работают над развитием ВПФ – памяти, мышления, внимания. Полезно включать в структуру занятий элементы фонетической и логопедической ритмики, двигательно-речевые физминутки. Интерес к занятиям повышает использование интерактивных игр, ИКТ.

Коррекция дисграфии

Коррекцией дисграфии занимается логопед. Перед тем, как приступить к занятиям, специалист изучит письменные работы ребёнка, чтобы определить характер и типичность ошибок. Логопед обследует речь ребёнка и высшие психические функции, которые принимают участие в процессе письма, обязательно послушает, как ребёнок читает, даже если у вас нет жалоб на чтение.

Только после этого специалист может составить план и приступить к коррекционным занятия. На школьных логопунктах дисграфия корректируется на групповых занятиях, что менее эффективно, чем при индивидуальной работе.

Поэтому при особенно сложных и стойких случаях дисграфии желательно заниматься с частным логопедом, который сможет осуществить индивидуальный подход.

Коллега из города Малоярославца Калужской области Ведель Юлия Викторовна подготовила презентацию о видах дисграфии, которую я представляю Вашему вниманию.

Когда страдает устная речь — тут всё ясно, требуется логопед. Когда страдает письменная речь — требуется… что? Суровое наказание за отсутствие прилежания? Или «надо просто учить лучше», как говорят либерально настроенные родители?

Иногда — «лучше учить». А иногда — и учить, и чуть-чуть лечить. И вообще придётся обратиться к логопеду (да-да, и с письменной речью тоже), чтобы он разобрался, не нужна ли скорая логопедическая помощь. Некоторые родители очень удивляются, когда в школе им советуют провериться у логопеда. И ещё больше удивляются, когда логопед советует позаниматься. И ни в коем случае не использовать ремень и другие средневековые способы воздействия на личность. Ещё логопед говорит слово — дисграфия, что означает расстройство письменной речи.

Причины

Акустическая дисграфия возникает по причине недостаточной сформированности фонематического восприятия к началу школьного обучения ребенка. В результате неразличения речевых звуков на слух, неспособности к звуковому анализу и синтезу на письме ученик принимает неверное решение о соотнесении фонемы с графемой («пишет так, как слышит»). Неправильное фонемное распознавание присуще детям с функциональной дислалией, сенсорной алалией, стертой дизартрией, взрослым с акустико-гностической афазией.

Факторы риска

При обследовании детей, страдающих акустической дисграфией, выявляется ряд социальных и биологических факторов, которые могут рассматриваться в качестве предрасполагающих. В их числе:

  • неразборчивость, невнятность речи ребенка;
  • наличие в устной речи звуковых замен, дефектов озвончения и смягчения;
  • нечеткость дикции окружающих взрослых;
  • дефицит речевых контактов;
  • билингвизм;
  • необоснованно раннее обучение грамоте (несформированность психологических и языковых предпосылок);
  • отягощенный медицинский анамнез (родовые травмы, асфиксия в родах, ЧМТ, болезненность ребенка), приводящий к минимальной дисфункции ЦНС.

Конспект №2

Тема: Составление предложений по картинкам.

Цели: Развитие навыков составления предложений по картинке, опорным словам; выделение слов, обозначающих предметы и действия; развитие фонематического слуха, мышления, памяти; воспитание внимания, навыков чистописания.

Оборудование: картинка «Дети играют», картинки и буквы к словам «Заяц», «Улица», индивидуальные карточки, фишки для звуко — буквенного анализа

Ход урока

Организационный момент.

Минутка чистописания. Письмо заглавной и строчной буквы «С»

Работа со словами из словаря. На доске картинки и буквы к словам «сахар», «улица», «пенал».

— Ребята, назовите картинки, составьте их названия из рассыпавшихся букв.

Сколько букв в слове «сахар», в слове «улица».

Составили звуковую схему слова «сахар». Раздаю фишки для звукобуквенного анализа.

Сколько звуков в слове «сахар»? Есть в этом слове звук «с»? Какой он по счету?

Молодцы.

Составление предложений по картинке.

Ребята, посмотрите внимательно на картинку и назовите слова со звуком «с» (стол, стул, рисунок, самосвал, носки, сандалии, волосы).

Где находится звук «с» в слове «стол» — в начале, в середине или в конце слова? (аналогичная работа проводится и с другими словами)

Ребята, давайте составим предложения по этой картинке.

Что делают девочки? (рисуют)

Дадим имена девочкам, так, чтобы в них был звук «с». Какое предложение у нас получилось? (Света и Соня рисуют.).

Запишите свое предложение в тетрадь. Подчеркните большую букву в именах девочек.

Какую букву вы подчеркнули? (Букву «с»)

Назовите слова, которые обозначают предметы, подчеркните их одной чертой.

А теперь, слово, которое обозначает действие, и подчеркните его двумя чертами.

Ребята, что делают мальчики? (Строят дом).

Дайте мальчикам имена, чтоб в них был звук «с». Какое предложение у нас получилось? (Саша и Слава строят дом.). (Дети записывают предложение в тетрадь. Подчеркивают большую букву в именах детей, названия предметов и название действий).

Проверка работ.

Физминутка.

Работа по карточкам

Детям раздаются индивидуальные карточки.

Плёл — _ плёл
Бежал — _ бежал
Плыл — _ плыл
Писал — _писал
Ходил — _ ходил
Нёс — _ нёс

— Ребята, из вторых слов в каждом столбике, убежала буква «с», вставьте её на место и подчеркните.

Проверка работ

Задание на дом.

Подведение итогов урока и оценка знаний.

Патогенез

Хорошо развитые слухо-произносительная дифференциация и фонематическое восприятие являются непременным условием овладения грамотой: чтением и письмом. Спонтанное фонематическое развитие завершается в норме к 5-6 годам. Ребенок умеет слышать и различать отдельные звуки в слове, определять их место и последовательность. На этой основе в дальнейшем становится возможным овладение навыком письма.

Незаконченность процессов фонемного распознавания к началу обучения в школе, даже при отсутствии звукопроизносительных дефектов, сопровождается трудностями освоения письменной речи, создает предпосылки для развития акустической дисграфии. Во время операции письма ребенок не может произвести слуховой анализ слова, выделить акустические признаки фонемы, перевести ее в кинестетический образ (опора на проговаривание), принять решение о сопоставлении фонемы с соответствующей ей графемой. Если при этом также оказываются нарушенными моторные, оптические, регуляторные функции, то развивается смешанная дисграфия.

Конспект №10

Тема: Диктант.

Цели: Закрепление пройденного материала; развитие фонематического слуха, мышления, памяти; воспитание внимания, навыков чистописания, орфографической зоркости.

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте ребята.

Послушайте внимательно стихотворение, вставляя нужные слова

  • Щиплет травушку коза, косит травушку…(коса)
  • Лиза пробовала суп, заболел у Лизы …(зуб).
  • У двери стоит сапог, на двери висит …(замок)
  • Ребята, какой общий звук в словах: коза, зуб, замок (звук «з»), а в словах: коса, суп сапог: (звук С)

— Молодцы! Вы очень внимательные

Минутка чистописания. Письмо заглавной и строчной буквы «З и С»

Работа со словами из словаря.

Какие словарные слова со звуком вы знаете? (мороз, береза)

А со звуком ? (собака, сахар)

Запишите эти слова в тетрадь, определите количество слогов, поставьте ударение, подчеркните орфограммы. 4 ученика по очереди записываю на доске с объяснениями.

Работа по теме:

Сейчас вы будете писать диктант. Послушайте внимательно.

Чтение текста учителем.

Работа по содержанию:

О ком говориться в тексте?
Как зовут коз мальчика?
Что сказано о Белке?

Физминутка.

Письмо текста под диктовку.

Итого урока и оценка знаний.

Задание на дом.

Хромова О.В.,
учитель-логопед

Дизорфография

Дисграфические ошибки следует отличать от орфографических. При дисграфии нарушается фонетический принцип правописания (как слышим, так и пишем).

Стойкое нарушение использования орфографических правил называется дизорфографией. В этом случае ребёнок знает правила правописания, а употреблять их не может из-за недоразвития многих речевых функций.

Во Франции все нарушения письма (дисграфия и дизорфография) называются дизорфографией. А в США все нарушения письменной речи называются дислексиями. У нас же в России всё достаточно чётко дифференцируется.

Коррекцией дизорфографии также занимается логопед. Если ребёнок знает все правила, но совершенно не может их применять, не ищите репетитора по русскому языку. Скорее всего, он вам не поможет. Вам нужен логопед!

Конспект №3

Тема: Большая буква в кличках животных.

Цели: Развитие умения употреблять большую букву в кличках животных; развитие фонематического слуха, мышления, памяти, анализа, связной речи, орфографической зоркости; воспитание интереса к занятиям, внимания, навыков чистописания.

Оборудование: игра «Кто в домике живет?», предметные картинки и буквы, домики, учебник

Ход урока

Организационный момент.

Минутка чистописания. Письмо заглавной и строчной буквы «К»

Работа со словами из словаря. Послушайте внимательно, я буду загадывать
вам загадки, отгадки мы запишем в тетрадь.

Много платьев, много хруста. Как зовут её …(капуста).
Сено день и ночь жует, много молока дает…(корова)
Есть, ребята, у меня 2 серебряных коня.
Езжу сразу на обоих – вот такие это кони…(коньки)

Дети записывают словарные слова в тетрадь, ставят ударение и подчеркивают орфограммы.

— Ребята, какой общий звук в словах «капуста», «корова», «коньки»?

(Учитель выделяет голосом звук «К» при произнесении слов).

Изучение нового материала.

Игра «Кто в домике живет?»

Оборудование: Домик с окошками и кармашком для вкладывания картинок; набор предметных картинок.

Учитель объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные) в названии которых, например, есть звук . Надо поместить этих животных в домик. Учащиеся называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них те, в названиях которых есть звук .

Каждая правильно выбранная картинка оценивается игровой фишкой.

Примерный материал: кошка, конь, корова, собака, свинья, овца.

Ребята, что за животные поселились в нашем домике? Это домашние животные.

Давайте назовем животных, дадим им клички.

Какую кличку дадим корове? Корова Бурёнка.

Запишем в тетрадь. Как будем писать кличку?

Прочитайте правило на стр133 в учебнике. Знакомство с правилом: «Клички животных пиши с большой буквы».

Учащиеся дают клички домашним животным и записывают получившееся словосочетание в тетрадь, один записывает на доске с объяснением, большую букву в кличках животных подчеркивают.

Запись в тетрадях: кошка Мурка, конь Сивка, собака Каштанка, корова Буренка.

Физминутка.

Закрепление нового материала.

Работа по учебнику, стр.133, упр. 2. Разбор задания.

Задание: списать предложения, вставляя клички животных в предлагаемые слоговые схемы. Большую букву в кличках животных подчеркнуть.

  • Это теленок
  • Это жеребенок
  • Это щенок
  • Это котенок

Слова для справок: Рыжик, Пушок, Огонек, Гнедой.

Проверка работ.

Задание на дом

Подведение итогов урока и оценка знаний.

Методы коррекции

Прежде чем исправить ошибки, проявляющиеся у ребенка на письме, его обучают правильной устной речи. Коррекция нарушений, выявленных при акустической дисграфии, состоит из нескольких этапов:

  • распознавание неречевых звуков и отождествление их со звуками, письменное воспроизведение которых вызывает трудности (шелест листвы напоминает звук Ш, произносимый шепотом; жужжание шмеля – звук Ж, произносимый при участии голоса);
  • дифференциация слов, похожих фонемным составом;
  • осознание различия одинаковых фраз, слов, звуков по силе и высоте голоса;
  • различие слогов;
  • дифференцирование звуков;
  • формирование навыков синтеза слов и простого звукобуквенного анализа.

Стоит больше внимания уделять работе над точным слуховым различием фонем, которые плохо дифференцируются учеником. Когда ребенок научится правильно воспринимать отдельные звуки и слова на слух, можно приступать к закреплению полученных навыков на письме.

Важно решать проблему поэтапно

Например, если ученик не различает на слух парные согласные звуки, надо сначала обратить его внимание на разное положение языка и губ в момент их произношения. После этого начинают рисовать буквы в воздухе

Постепенно задание усложняют и просят выполнить задание с закрытыми глазами.

Ребенку надо объяснить, что искаженное произношение может изменять смысл слова, при этом полезно приводить примеры, показывая тематические картинки.

Для устранения нарушений звуковой дифференциации полезно выполнять следующие упражнения:

«Произнеси наоборот»: логопед произносит слоги, в которых присутствуют твердые согласные (да, ду), ребенок должен подобрать слоги, содержащие парный мягкий согласный (дя, дю).
«Подружи» буквы Г и К со словами: из списка слов необходимо выбрать и записать, проговаривая вслух, названия животных, в которых есть буква Г (подчеркнуть ее зеленым цветом) и буква К (подчеркнуть ее красным цветом)

Обращается внимание на правильность произношения звуков.
Игры типа «Где звук?» или «Тихо – громко» проводят для определения неречевых звуков. Детям надо совершать определенные действия, реагируя на фонемы различной степени громкости.
«Умный Буратино»: из списка выбирают и записывают лексемы, содержащие определенный звук в заданной позиции (начало, конец или середина слова)

На письме выделить букву, обозначающую этот звук, цветом.
«Угадай словечко»: ребенок «создает» слово, вписывая пропущенные буквы в данные варианты (м…л, с…к, м…ч). Учитель предлагает ему объяснить свой выбор.
«Найди и исправь ошибку»: дан текст, содержащий слова, написанные неправильно. Ученику предлагается найти и исправить ошибки.
«Составь новое слово»: из букв, образующих длинное слово (или произвольного набора букв), необходимо составить несколько коротких слов и записать их.
«Выбери правильный вариант». Учитель читает поочередно слова и просит записать их в два столбика: в первый – слова, содержащие мягкий согласный, во второй – твердый. Такое задание можно выполнять для дифференциации шипящих и свистящих, глухих и звонких звуков.
«Пишем вслух» (акустический диктант): пишущий четко проговаривает вслух весь текст, который записывает, интонационно выделяя слабые позиции.
Для домашних заданий берут тетрадь в клетку и ручку с ребристой или пупырчатой поверхностью (для проведения массажа пальцев). Предлагается ежедневно записывать небольшой фрагмент текста так, чтобы в каждой клеточке помещалась одна буква. Ребенок пишет и параллельно проговаривает текст, акцентируя внимание на звуках, заданных учителем, и выделяя их цветом.

Детям нравятся задания, направленные на определение количества букв и звуков в слове, а также их очередности. Такие задачи формируют навыки фонемного анализа и синтеза, помогают ребенку осознанно воспринимать слово на слух. Большинство занятий обычно строятся в виде выполнения письменных упражнений. Но чтобы предупредить возможные проявления усталости, в некоторые задания включаются игровые ситуации. Они помогут также снять психологическое напряжение.

Избавиться от дефекта можно обратившись к профессионалам. Психолог поможет ученику преодолеть трудности, возникающие при общении в школе и дома. Логопед составит индивидуальную программу лечения. 

Очень важна родительская помощь. Она заключается в создании и поддержании позитивного настроя у ребенка, в разумных подсказках при выполнении домашних занятий.

Логопедические ошибки – что это такое?

Как отличить логопедические ошибки от орфографических?

Обучение грамоте было и остаётся одной из важнейших задач всей начальной школы. И ни для кого не секрет, что именно от хорошего овладения ребёнком навыков чтения и письма зависит его успешность в дальнейшем обучении и сдаче государственных экзаменов.

Многие родители это прекрасно понимают и стараются, по мере своих возможностей, либо водить ребёнка дополнительно на занятия к учителю, либо к репетитору по русскому языку. Но, случается и так, что все эти усилия не приносят ожидаемого результата.

Родители с удивлением узнают, что их ребенок нуждается в помощи логопеда,так как у него наблюдается специфическая проблема — дисграфия, которая проявляется на письме множеством логопедических ошибок. Ребенок не может написать правильно практически ни одного слова, при этом, казалось бы, он полностью развит и не имеет проблем с интеллектуальным развитием.

Действительно, что же этотакое: логопедические ошибки? Чем они отличаются от «обычных» ошибок — орфографических? Как их различить на письме?Ответам на эти вопросы и посвящена наша статья.

Выделяют несколько типов логопедических ошибок, которые наиболее часто встречаются у детей младших классов. Все эти ошибки носят специфический характер, то есть никак не связаны с незнанием правил русского языка и не зависят от пропусков занятий в школе.

1. Ошибки на уровне буквы и слога.

Это ошибки звукового анализа.

Могут проявляться как:

  1. пропуск.
  2. недописывание букв.
  3. перестановка.
  4. или вставка лишних букв и слогов.

Ошибки звукового анализа

Также дети часто путают:

— парные звонкие и глухие согласные:

в-ф: , г-к: , б-п: ,
д-т: , ж-ш: , з-с: ;

— лабиализованные гласные:

о-у: ; ё — ю: , ;

заднеязычные: г — к — х , ;

сонорные: р – л,й — л (мягкий) , , ;

свистящие и шипящие с — ш: , ; з — ж: , ;

аффрикаты ч — щ: , ; ч — ц: ; ч — т (мягкий): ; ц — т: ; ц — с.

Ошибки на фонематический анализ

Также, помимо ошибок звукового анализа, на письме часто присутствуют ошибки в виде замен и смешения графически сходных букв:

Ошибки в виде замен и смешения графически сходных букв

2. Ошибки на уровне слов

  • Очень распространенная ошибка — слитное написание слов, особенно служебных.
  • Бывает и, наоборот, ребёнок пишет слово раздельно по буквам и слогам.
  • Иногда ребенок не разделяет в потоке речи и два самостоятельных слова.
  • Границы слова могут не только исчезать, но и смещаться.
  • Иногда ошибки обнаруживаются при самостоятельном словообразовании, то есть дети придумывают несуществующие слова.

Ошибки на уровне слов

3. Ошибки на уровне предложений

  • Если ребенок не чувствует законов грамматической связи слов, он будет допускать ошибки в согласовании: и управлении.
  • Нередки ошибки при употреблении предлогов.

Ошибки на уровне предложений

Толкачёва Анастасия Андреевна,
учитель-логопед

Конспект №6

Тема: Дополнение предложений словами, обозначающими действия.

Цели: Закрепление знаний учащихся о словах, обозначающих действия, закрепление понятия о предложении; умение составлять предложения; развитие слогового и фонематического анализа и синтеза, мышления, связной речи, памяти; воспитание внимания, навыков чистописания, орфографической зоркости, воспитание интереса к занятиям.

Оборудование: Игра «Поезд», к ней макет поезда и предметные картинки, индивидуальные карточки, карточки для словарной работы.

Ход урока

Организационный момент.

Минутка чистописания. Детям предлагаются индивидуальные карточки, на которых картинки, к ним подписи с ошибками.

Задание: Назови картинки и прочитай подписи под ними. Найди ошибки и запиши слова правильно. Подчеркни вставленные буквы. Предлагаются следующие слова и картинки к ним: бин, бат, куч, чеб, кюв

Работа со словами из словаря.

На магнитной доске слова с пропущенными слогами, в каждом слове пропущен один и тот же слог.

Ребята, вставьте в слова пропущенный слог: …роз, …лоток, ….сква.

Сколько слогов в каждом слове?

Как определили?

Запишите слова в тетрадь, поставьте ударения, подчеркните орфограммы.

Первичное закрепление материала

Игра «Кто как голос подает?»

На магнитной доске: предметные картинки и слова-названия действий.

Ученик выходит к доске, выбирает картинки, подбирает название действия, совмещает их и составляет предложение, затем записывает предложение на доске.

Назови слово, обозначающее действие. Подчеркни его.

Запись в тетрадях: Корова мычит. Собака лает. Кошка мяукает. Свинья хрюкает.

Проверка работ

Физминутка.

Вторичное закрепление материала.

Игра «Поезд»

Оборудование: Длинное панно с изображением паровоза и 3 вагонов. В каждом вагоне по 3 окна (квадратики с кармашками внизу), на крышах вагонов прорези, куда вставляются таблички с кружками для обозначения количества звуков в словах (от 3 до 5). Предметные картинки такого же размера, как окна с изображением животных.

Ход игры: Учитель вставляет в прорези на крышах вагонов таблички с кружками и предлагает отобрать пассажиров, ориентируясь на количество звуков в словах. Ребенок по картинке отчетливо называет животного, так чтоб был слышен каждый звук в слове, затем говорит сколько звуков в данном слове и вставляет картинку в кармашек соответствующего вагона.

Объясняет, что в первом вагоне поместятся односложные слова, во 2 – двусложные, а в 3 – трехсложные.

Итог урока и оценка знаний.

Задание на дом.

Конспект №9

Тема: Самостоятельная работа.

Цели: Закрепление понятия о словах, обозначающих действия, умения составлять предложения; развитие фонематического слуха, мышления, памяти, анализа, связной речи; воспитание интереса к занятиям, внимания, навыков чистописания.

Оборудование: игра «Найди пару», диск, предметные картинки, карточки и учебник.

Ход урока

Организационный момент.

Минутка чистописания.

Работа со словами из словаря. На доске — карточки со словарными словами с неправильной слоговой разбивкой — деж – у –рный, ор – ех, ко – ньки,

Ребята, прочитайте слова, правильно они разбиты на слоги? Найдите ошибки, запишите слова, правильно деля их на слоги. Поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

Сколько слов в каждом слове?

Первичное закрепление материала. На доске размещены слова в 2 столбика

Соловей…
Белка…
Змея…
Кукушка…
Попугай…
Кукует
Ползает
Поет
Разговаривает
Прыгает.

Ребята, к словам из первого столбика нужно подобрать подходящие по смыслу слова из 2-го столбика. Составьте предложения.

А теперь давайте запишем получившиеся предложения в тетрадь.

Найдите название действия, подчеркните их двумя чертами.

Проверка работ

Физминутка.

Вторичное закрепление материала

— Ребята сейчас мы с вами немного поиграем

Игра «Найди пару»

Оборудование:

Диск, разделенный на 2 половины, по краю которого в верхней и нижней частях наклеено одинаковое количество кругов из бархатной бумаги (по 5-7 штук). На диск прикреплена двойная стрелка, которую удобно передвигать.
Предметные картинки (на кругах такого же размера, как круги на диске), подклеены с обратной стороны бархатной бумагой или фланелью: крыса – крыша, мишка – миска, лак –рак, лук – люк, коса – коза, бочки – почки, тачка – дачка, дрова — .трава, удочка – уточка.

Ход игры:

В верхней половине размещены разные картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а вторая на пустой кружок внизу. На этот кружок нужно поместить картинку с предметом, название которого звучит сходно с названием предмета, на который указывает верхняя стрелка.

Затем, назвать слова с оппозиционным звуком, определить, какой это звук и его место в слове.

Молодцы ребята, вы все слова подобрали правильно.

Теперь давайте составим предложения по картинкам.

Что делает уточка? Плавает
Что делает рак? Ползет
Что делает мишка? Сидит

Запишите составленные предложения в тетрадь, названия действий подчеркните 2 чертами.

Проверка работ.

Задание на дом.

Итог урока и оценка знаний.

Пять видов дисграфии

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии

Ребёнок пишет так, как он слышит. Если к школьному периоду не поставлены все звуки — могут возникнуть проблемы с письмом.

Например, ребёнок заменяет в устной речи «р» на «л». И пишет вместо «рома» — «лома», вместо «порох» — «полох». Или, если звук совсем отсутствует в речи, может и вовсе пропускать. Например, написать «кошун» вместо «коршун».

2. Акустическая форма дисграфии

Ребёнок может произносить все звуки чисто, но при этом заменяет буквы, обозначающие фонетически схожие звуки. На письме чаще всего смешиваются пары букв д-т, б-п, ж-ш, в-ф, г-к или с-ш, з-ж, ч-щ, ч-ть, ц-т, ц-с.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Чаще всего встречается у детей, страдающих нарушениями письменной речи. При этой форме дисграфии дети пропускают буквы и слоги, переставляют их, не дописывают слова, слитно пишут предлоги или раздельно приставки. Иногда можно встретить такое нарушение, как контаминация: когда в слове встречаются слоги из разных слов. Например, «крабочки» — крабовые палочки.

4. Аграмматическая дисграфия

Как можно понять из названия, связана с недоразвитием грамматического строя речи. Правил грамматики для такого ребёнка не существует. Страдают согласования существительных и прилагательных, существительных и глаголов («Маша бежал», «синяя пальто»).

5. Оптическая дисграфия

Элементы, образующие буквы, немногочисленны: в основном это палочки, кружочки, крючочки… Но они по-разному комбинируются в пространстве, образуя различные буквы. А вот ребёнку, у которого недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез, тяжело уловить различия между буквами. То лишнюю палочку к т припишет, то у ш не допишет крючок.

Если ребёнок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: