Понятие влияния
Психологическое влияние – понятие, которое часто используется в психологии и социологии. Оно означает процесс, в результате которого происходит изменение поведения, установок, намерений, желаний и представлений постороннего человека.
Механизмы психологического влияния помогают в реализации потенциала внутригруппового или массового взаимодействия. Понятие подразумевает применение способов дезинтеграции или групповой дифференциации.
Особенности психологического влияния:
- носит спонтанный, неосознанный характер;
- не подлежит социальному контролю;
- используется с определенными целями (позитивными или негативными);
- является промежуточным состоянием человека.
Тема психологического влияния особенно интересна предпринимателям, рекламистам, маркетологам и бизнесменам. С помощью механизмов воздействия они могут реализовать свой товар. От умения пользоваться инструментами психологического влияния зависят результаты деятельности представителей этих профессий.
Понятие психологически конструктивного влияния подразумевает, что воздействие не должно негативно сказываться на личности. Обязательные требования — психологическая грамотность и корректность.
Воздействие на человека часто применяется людьми в повседневной жизни. Обычно с корыстными намерениями или с целью получения выгоды. Зная особенности своего собеседника, добиться желаемого результата несложно.
Презентация на тему: » Методы педагогического воздействия на личность — это система воспитательных и образовательных средств, характеризующих совместную деятельность педагогов.» — Транскрипт:
2
Методы педагогического воздействия на личность — это система воспитательных и образовательных средств, характеризующих совместную деятельность педагогов и учащихся
3
Метод воздействия на личность — это система педагогических приемов, позволяющих решать те или иные педагогические задачи.
4
В ПЕДАГОГИКЕ СУЩЕСТВУЮТ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
5
убеждение; убеждения и приучения; убеждения и приучения обучение; стимулирование; контроль и оценка. контроль и оценка
6
Убеждение Убеждение — это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. Важнейшую роль в убеждении с помощью слова играют такие приемы как беседа, лекция, диспут
ВАЖНО Высокий авторитет педагога. Опора на жизненный опыт воспитанников
Искренность, конкретность и доступность убеждения. Сочетание убеждения и практического приучения. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
7
Упражнение — это планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности. Приучение — это организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек. Упражнение (приучение) как метод педагогического воздействия применяется для решения самых разнообразных задач гражданского, нравственного, физического и эстетического восприятия и развития.
8
Методы обучения подразделяют по доминирующим средствам на словесные, наглядные практические. Их классифицируют также в зависимости от основных дидактических задач на методы приобретения новых знаний; методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике; методы проверки и оценки знаний, умений и навыков. методы закрепления изучаемого материла 1) объяснительно-иллюстративный метод (лекция, рассказ, работа с литературой и т. п.); 2) репродуктивный метод; 3) метод проблемного изложения; 4.) частично-поисковый (или эвристический) метод; 5) исследовательский метод.
9
Методы стимулирования Стимулировать — значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию. Определенное стимулирующее действие уже заложено внутри каждого метода. Соревнование. Поощрение. Похвала Награда Общественное мнение. Наказание.
10
КОНКУРСЫ
11
Методы формирования сознания личности (убеждение): рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример; Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение): упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации; Методы стимулирования поведения и деятельности (мотивация): соревнование, поощрение, наказание.
12
Выделяют следующие наиболее важные формы организации педагогического воздействия: учебный процесс; внеаудиторная работа; семейное воспитание; воспитательная деятельность молодежных организаций; воспитательная деятельность учреждений культуры, искусства и средств массовой информации (в той мере, в какой она доступна).
Структура педагогического процесса
По методике Н.В. Кузьмина педагогический процесс состоит из пяти элементов:
- для чего учить;
- чему учить;
- как учить;
- преподаватель;
- ученик.
Характерной чертой этой большой системы является наличие горизонтальных и вертикальных связей. В. Я. Свирский, например, говорит о педагогической системе как интеллектуальном взаимодействии с результатом процесса, а также собственной деятельности преподавателя и ученика.
Е.Л. Белкин считает, что педагогическая система является частью социальной системы и состоит из шести элементов:
- цель воспитания и обучения;
- содержание воспитания и обучения;
- методы, формы и приемы обучения и воспитания;
- организационные формы;
- педагог;
- учащийся.
Замечание 2
Структура педагогического процесса одна – цель, принципы, содержание, методы, средства, формы. Цель – это конечный результат педагогического взаимодействия, а содержание является частью опыта поколений, передаваемого учащимся для достижения цели.
Однако каждый учащийся имеет свою цель обучения, свои методы и средства. В течение даже одного занятия цель учителя и цели учеников могут расходиться. Педагогические цели имеют самые разные виды – это и нормативные государственные цели образования, общественные цели, инициативные цели педагогов и учащихся, методические цели, организационные цели.
Содержание передается учащимся и воспринимается ими с помощью методов, которыми пользуется педагог.
В тесном единстве с методами используются средства, как предметные способы работы с содержанием, а формы организации придают педагогическому процессу логическую завершенность.
При взаимодействии педагогической, методической, психологической структур достигается динамичность педагогического процесса.
Педагогический процесс имеет и свою методическую структуру, для создания которой цель разбивается на ряд задач.
Поставленные задачи определяют последовательность этапов деятельности учителя и учащихся.
Методическая и педагогическая структура педагогического процесса взаимосвязаны. Более сложной структурой педагогического процесса является психологическая структура, которая включает такие процессы, как восприятие, мышление, осмысление, запоминание, усвоение полученной информации. Проявленный интерес учащихся к данной информации, их склонности, мотивация учения и динамика эмоционального настроя. Также к психологической структуре относится подъем и спад физического и нервно-психического напряжения, динамика активности, работоспособности и утомления.
Замечание 3
В результате психологическая структура урока будет состоять из трех психологических подструктур – познавательных процессов, мотивации, напряжения.
Методы психологического воздействия в воспитании детей
Определение 1
Воздействие – это осознанный процесс, который направлен на оказание влияния одного субъекта какого-либо вида деятельности или общения на другой субъект, участвующий в этом виде деятельности или общении.
Психологические воздействия играют ключевую роль в процессе воспитания детей.
Главным инструментом педагогического воздействия на субъект являются средства воспитания. Если эти средства внести в определенную систему и изменить их направленность, то можно повлиять на воспитательные возможности. Это приводит к переходу средств воспитания в методы.
Определение 2
Метод представляет собой определенный способ достижения поставленной цели, использующий средства воздействия при взаимодействии воспитателя и воспитуемого.
Статья: Методы психологического воздействия в воспитании детей
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
При этом следует отметить, что важно не только знать эти методы, но и иметь представления о том, как и когда их нужно применять. При психологическим воздействии также необходимо понимать цель и задачу, исходя из них следует выбрать определенную стратегию воздействия
При выборе манипулятивной стратегии воздействие направлено на подсознательный уровень личности. Императивная стратегия затрагивает когнитивные аспекты личности. Развивающая стратегия позволяет изменить личность в результате взаимодействия воспитателя и воспитуемого
При психологическим воздействии также необходимо понимать цель и задачу, исходя из них следует выбрать определенную стратегию воздействия. При выборе манипулятивной стратегии воздействие направлено на подсознательный уровень личности. Императивная стратегия затрагивает когнитивные аспекты личности. Развивающая стратегия позволяет изменить личность в результате взаимодействия воспитателя и воспитуемого.
Педагогический процесс как целостное явление
Главное свойство педагогического процесса состоит в его способности к выполнению социально обусловленных функций, связанных с подготовкой молодежи к жизни в современном обществе, обеспечением ее готовности к социальной адаптации. Общество заинтересовано в том, чтобы выполнение этих функций соответствовало необходимому уровню, а он определяется задачами формирования современной, всесторонне развитой личности. Однако целостная гармоничная личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе. Отсюда следует объективная обусловленность функционирования педагогического процесса как целостного явления.
Педагогический процесс — внутренне связанная совокупность многих процессов. Прежде всего, это процессы обучения, воспитания, развития и формирования личности. Однако это не простое механическое соединение указанных процессов, а новое качественное образование, подчиняющееся особым закономерностям. Единство педагогического процесса основывается на подчинении всех его составляющих единой цели, сбалансированном воздействие на все сферы личности воспитуемого — его сознание, чувства и волю.
В целостном педагогическом процессе в каждом акте педагогического взаимодействия решаются не только прямые, доминирующие, но и подчиненные задачи развития всех сторон личности. Доминирующей функцией процесса обучения является обучение, процесса воспитания — воспитание, процесса развития — развитие. Вместе с тем каждый из этих процессов выполняет и сопутствующие функции. Так, воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую, и образовательную функции. Обучение невозможно без сопутствующего ему воспитания и развития.
Добиваясь целостности педагогического процесса, следует глубже анализировать цели, задачи, содержание, формы и методы осуществления отдельных процессов, обеспечивать их взаимосвязь. Так, научные представления, понятия, формирующиеся в процессе обучения, оказывают большое влияние и на развитие личности, ее воспитанность. Исходя из этого, при отборе содержания образования следует учитывать полезность знаний не только в интеллектуальном, но и в воспитательном, развивающем значении. Одновременно содержание воспитания, направленное на формирование убеждений, норм, идеалов, мотивационных установок, включает в себя и определенные представления, знания, умения. Все это оказывает существенное влияние на интеллектуальное развитие, формирование личности. И процесс обучения, и процесс воспитания ведут к общей главной цели — формированию личности, при этом каждый из них способствует достижению этой цели присущими ему средствами.
Таким образом, единство обучения и воспитания — это не что иное, как единство преподавания и воспитательной работы, которое представляет собой целостную педагогическую деятельность. Одновременно с этим должна осуществляться целостная деятельность школьника, организуемая педагогом или им самим. Она состоит в единстве учения и других видов деятельности. Реализация в единстве всех компонентов содержания образования, а они отражают образовательные, развивающие и воспитательные задачи, при условии целостности деятельности педагога и целостности деятельности воспитанника, и есть сущностная характеристика педагогического процесса как целостного явления.
Классификация методов воздействия, применяемых в воспитании детей
Основной проблемой в классификации методов воздействия в воспитании детей является то, что не существует единого подхода к ее построению. Каждая определенная классификация, разработанная отдельным ученым-психологом, имеет свои особенности. Рассмотрим несколько вариантов классификации указанных методов.
В.А. Сластенина предлагает следующую классификацию:
- Методы формирования сознания личности. К ним относят рассказы, беседы, лекции, примеры и т.д.;
- Методы организации деятельности и построение модели общественного поведения индивида. Например, приучение, иллюстрации, упражнения и т.д.;
- Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности. К примеру, соревнование, личный пример, поощрение, наказание и т.д.;
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки. Объединяют в себе анкетирование, наблюдение, анализ результатов деятельности и т.д.
Согласно классификации Т.А. Ильиной существуют:
- Методы убеждения. Они включают беседы, лекции, дискуссии и т.д.;
- Методы организации деятельности учащихся. Они объединяют упражнения, приучения, переключения;
- Методы стимулирования поведения учащихся. Это такие методы, как поощрение и наказание.
Основная единица педагогического процесса
Динамика педагогического процесса обуславливается взаимодействием учителя и учащихся, поэтому проследить переход этого процесса из одного состояния в другое можно при определении его основной единицы.
Основная единица педагогического процесса развивается во времени и по ней можно судить о течении процесса.
Единица педагогического процесса должна быть общей при реализации педагогических целей и наблюдаться в любом реальном процессе – данным условиям соответствует педагогическая задача. Органично выстроенный их ряд позволяет решить тактические и стратегические задачи.
Объединяются они на основе алгоритма, предполагающего анализ ситуации и постановку педагогической задачи, варианты решений и выбор наиболее оптимального для конкретных условий, реализацию плана решения задачи на практике и общий анализ результатов решения.
В ходе взаимодействия учителя и учеников могут возникнуть разнообразные ситуации, если в те или иные педагогические ситуации привнести цели, то взаимодействие будет целенаправленное, поэтому педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями её реализации, и будет педагогической задачей.
Движение педагогического процесса к более сложным и ответственным задачам происходит тогда, когда объективные педагогические противоречия имеют научно-обоснованное разрешение, а субъективные педагогические противоречия своевременно устраняются, как следствие ошибочных решений.
Объективные внутренние противоречия возникают тогда, когда реальные возможности обучаемых не соответствуют требованиям, предъявляемым со стороны общества. Завышенные или заниженные требования тормозят движение обучаемого к намеченной цели, а значит и движение всей педагогической системы. Интерес и потребность решения вызывают задачи, ориентированные на завтрашний день развития.
Главное противоречие имеет ряд частных противоречий – это, прежде всего, общественные интересы и интересы личности, противоречие между коллективом и личностью, между сложной общественной жизнью и недостатком детского опыта для их понимания.
Сложным частным противоречием является огромный поток информации и возможность учебно-воспитательного процесса.
Субъективные противоречия возникают между целостностью личности и функциональным подходом к её формированию. Возникают они между отставанием интеграции знаний и умений и необходимостью применения обобщенных знаний и умений, а также между определяющим значением деятельности в развитии личности и установками на словесное воспитание.
К субъективным относятся противоречия между необходимостью духовного развития и ограниченностью школьных возможностей, а также огромным воспитательным потенциалом содержания образования с одной стороны и неэффективным его использованием, с другой.
Краткая характеристика методов воздействия, применяемых в воспитании детей
Зачастую методы воздействия в воспитании детей применяются в различных комбинациях в процессе воспитательной деятельности. Ниже приведена краткая характеристика наиболее широко используемых методов:
- Беседа является одним из сложных методов воздействия. Она направлена на изменение внутреннего психического состояния ребенка и требует участия в процессе двух сторон: воспитателя и воспитуемого. Процесс беседы состоит из установления контакта, организации рефлексии, фиксации понимания, отчуждения, объективации и трансформации в реальность;
- Приучение направлено на организацию определенного действия у детей, который при регулярном выполнении становится привычной формой поведения;
- Упражнение представляет собой многократное повторение определенного действия ребенка, которое со временем совершенствуется и закладывается как форма поведения;
- Убеждение является широко распространенным методом воздействия на ребенка. Убедить его можно словом, применяя аргументацию, доказательства или опровержение, или делом, показывая на личном опыте или опыте других людей. При этом воспитатель должен четко осознавать цель убеждения;
- Принуждение представляет собой методы, которые могут оказать побуждение к действию личности вопреки ее нежеланию изменить свое поведение или принять чувство вины. Может выражаться через запреты, наказания или осуждение. При этом наказание может быть физическим, т.е. выражаться через применение физической силы, а также морально-психологическим, которое включает в себя аргументированное доказательство с определенными ограничениями личности;
- Поощрение является одним из самых эффективных методов. Оно основано на стимулировании проявлений творческой и других видов деятельности. Поощрение выражается через похвалу, награждение или признание успехов ребенка;
- Внушение определяется как метод воздействия, который может быть не аргументирован или аргументирован и зависит от состояния воспитуемого и его взаимоотношений с воспитателем;
- Заражение выражается в способности людей бессознательно подвергаться определенному влиянию. При этом человек передает свое состояние или отношение другому индивиду, либо группе людей, которые способны это состояние принять и зафиксировать.
При использовании вышеперечисленных методов следует учесть возраст воспитуемых. Некоторые методы эффективны для дошкольников, однако, хуже будут себя показывать при воспитании детей подросткового возраста. Используемые методы должны постепенно усложняться.
На каждом возрастном периоде один из методов может играть доминирующую роль, однако, он не может быть единственным. Его следует подкреплять другими методами для нормального течения процесса воспитания.
В заключении хочется отметить, что не существует универсального метода воздействия в воспитании детей, который будет действовать постоянно и на любого индивида или коллектив индивидов.
Личность человека и коллектив находятся в постоянном развитии и приобретают определенные индивидуальные характеристики, поэтому при использовании того или иного метода воздействия следует иметь грамотный и обдуманный подход. Это возможно при глубоком и детальном изучении каждой личности или коллектива и стремлении к раскрытию индивидуального потенциала каждого ребенка.
Основные компоненты
Принципы
Это точки опоры процесса. Вот обобщенный список основных:
- гуманизм;
- подтверждение любой теории практикой;
- научность;
- параллельное развитие знаний и умений;
- коллективизм (взаимосвязь индивидуальных, групповых и коллективных методов);
- систематичность, преемственность, последовательность;
- наглядность;
- эстетизация;
- взаимосвязь педагогов и воспитанников при управлении процессом;
- сознательность воспитанников;
- разумность в отношении к воспитанникам;
- уважение в совокупности с требовательностью к себе;
- доступность и ориентация на возможности;
- учет индивидуальных особенностей учеников (программа должна меняться с изменением возраста детей);
- эффективность итогов обучения и воспитания.
Этот компонент отвечает на вопрос «чему учить». Это образовательно-воспитательная программа, в рамках которой будет обучаться и воспитываться ребенок. В идеальной ситуации любая программа должна учитывать все грани: и образование, и обучение, и воспитание.
Методы
Это шаги, способствующие усвоению знаний и навыков воспитанниками или учениками.
Классификация методов:
1. В основе — источник познания:
- словесные (беседа, рассказ, инструкция);
- практические (тренировки, упражнения, опыты);
- наглядные (иллюстрации, слайды, фильмы и др.).
2. В основе — структура личности:
- формирование поведения (игра, инсценировка);
- формирование чувств (похвала, контроль, самоконтроль, порицание и др.);
- формирование сознания (беседа, инструкция и др.).
Средства
В широком понимании: все виды деятельности, микросреда (семья, школа и т.д.), все методы, способы, предметы, с помощью которых можно вести педагогический процесс.
В узком понимании: материальные объекты и предметы, служащие для организации процесса обучения и воспитания.
Формы взаимодействия
Способы донесения объекта усвоения или способы сотрудничества между субъектами процесса. Выделяются формы:
- коллективная;
- групповая;
- индивидуальная.
Виды психологического противостояния влиянию
Первая разновидность – игнорирование. Это умышленная невнимательность, рассеянность по отношению к собеседнику. Отличается отсутствием реакции на какие-то действия другого человека.
Воспринимается как признак неуважения со стороны собеседника. В определенных случаях является единственным правильным вариантом поведения в неловкой ситуации. Используется для прощения бестактности со стороны.
Другие виды психологического противостояния влиянию:
- Конструктивная критика. Используется в противоречивой ситуации для доказательства собственной правоты. С помощью критики обосновывают неправильность действий, мыслей или целей. Должна быть обязательно подкреплена фактами. В обратном случае это будет не конструктивная критика, а навязчивое субъективное мнение.
- Контраргументация. Это попытка убеждения кого-то с подкреплением определенных фактов. Используется для оспаривания чужого мнения, которое полностью противоречит мыслям собеседника. Обязательное условие – подкрепление научными или всемирно признанными фактами.
- Конфронтация. Это прямое противопоставление мыслей. Проводится в прямой (жесткой и вербальной) форме или в скрытой с внедрением невербальных приемов. Часто используется психологами при проведении когнитивно-поведенческой терапии.
- Отказ. Конкретное обозначение собеседником своего недовольства или несогласия. Обычно принимается с целью отказа исполнять просьбу другого человека. Может озвучиваться мягким и спокойным тоном. В другом случае – властным, грозным голосом. Помогает избежать факта увольнения или побоев.
- Психологическая самооборона. Конкретное обозначение своих границ без выслушивания других. Помогает предотвратить поведение, контролирующее все действия человека. В процессе внедряются вербальные и невербальные приемы в виде словесных формул и интонаций. Цель, с которой употребляется психологическая самооборона, является потребностью устранить себя от участия в конфликтах, сохранить спокойствие. Так человек получает дополнительное время на обдумывание услышанной критики, манипуляций.
- Творчество. Создание образа мыслей также может быть произвольным. Оно предполагает осуществление ранее неиспользованных решений, непредсказуемых поступков. Проявляется как желание быть уникальным, а не соответствовать другим. Применяется против подражания. Формируется под влиянием тяги к самовыражению.
- Уклонение. Это стремление избегать любых форм взаимодействия с инициатором. Причинами могут быть личная неприязнь или негативный настрой против такого собеседника. Избегаются любые встречи. Происходит сокращение регламента времени, условий проведения беседы. Подобное отношение партнера к другому в попытках уклониться от встреч нужно для личного спокойствия.
Еще один часто используемый метод противостояния — энергетическая мобилизация. Проявляется как сопротивление попыткам внушения, передачи, навязывания определенных действий, модели поведения, типа мышления и прочих факторов.
Это преобразование любых негативных эмоций в гнев, ярость и агрессию. Иногда это происходит из-за того, что человек не знает, как реагировать на определенную ситуацию в меру своей непроинформированности. Это помогает привести свое эмоциональное состояние в тонус.
Предпринимателями часто используется такая техника противостояния влиянию, как творчество. Это дает им конкурентные преимущества перед другими и позволяет создавать уникальные товары. Подражание – то, от чего молодому предпринимателю нужно избавляться в первую очередь.
Методы педагогического и психологического воздействия на личность.
Методы воздействия на личность в педагогически-воспитательных целях разнообразны. Для должного функционирования педагогического процесса нужно как минимум 6 групп методов воздействия на личность:
1) убеждение;
2) внушение, заражение «личным примером» и подражание;
3) упражнения и приучение;
4) обучение;
5) стимулирование (методы поощрения и наказания, соревнование);
6) контроль и оценка.
Прием воздействия – совокупность средств и алгоритм их использования. Методы воздействия – совокупность приемов, реализующих воздействие:
1) на потребности, интересы, склонности, т. е. источники мотивации активности, поведения человека;
2) на установки, групповые нормы, самооценки людей, т. е. на факторы, которые регулируют активность;
3) на состояния, в которых человек находится (тревога, возбужденность или депрессивность и т. д.) и которые меняют его поведение.
Например, беседа по душам, диспут, разъяснение, лекция – это примеры приемов убеждения.
Одобрение, похвала, благодарность – приемы поощрения.
Убеждение – это воздействие на разум, логику человека. Оно предполагает систему доказательств на основе жизненных приемов, логических выводов и обобщений. Но чаще всего педагог обращается одновременно к разуму и чувствам воспитанника, сочетая убеждение и внушение, заражая воспитанника своей убежденностью и верою в успех.
Наиболее весомо можно убедить, когда воздействуют слово, чувство, дело и личный пример педагога. Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения следующих педагогических требований:
1) высокий авторитет педагога у воспитанников. Логически грамотные убеждающие речи неуважаемого человека вызывают лишь раздражение слушателей и желание поступить наоборот, но, с другой стороны, и авторитет не поможет, если в речи наблюдаются логические неточности, противоречия в рассуждениях, подтасованные примеры;
2) опора на жизненный опыт воспитанников;
3) искренность, логическая четкость, конкретность и доступность убеждения;
4) сочетание убеждения и практического приучения;
5) учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Упражнение – это планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности. Приручение – это организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек.
Привычки, как отмечал К. Д. Ушинский, укореняются путем повторения какого-либо действия до тех пор, пока «не установится наклонность к этому действию». Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество – все равно в чем, – в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости». (А. С. Макаренко). В практике воспитательной работы применяются в основном 3 типа упражнений:
1) упражнения в полезной деятельности;
2) режимные упражнения;
3) специальные упражнения.