Ребенок с общим недоразвитие речи

Программа коррекции акустической дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития

Признаки ОНР

Нарушение сказывается на всех составляющих речи ребенка: звуковой, лексической, грамматической и смысловой. На возникновение ОНР может влиять недостаточная сформированность речевого аппарата. Некоторые дети при этом коверкают или путают слова, а некоторые не разговаривают совсем.

Для детей с ОНР характерны:

  • проблемы с произношением звуков;

  • несвязная и неэмоциональная речь;

  • смещение падежных форм, пропуск или замена слогов, слов и предлогов;

  • бедный словарный запас;

  • затруднение в выражении своих мыслей и составлении предложений;

  • позднее начало речи (к 3-5 годам).

При ОНР слух ребенка не нарушен, первичный интеллект также соответствует норме. Однако, если не заниматься проблемой вовсе, это может привести к отставанию в психическом развитии и к невозможности успешно освоить школьную программу.

Следует помнить, что все дети разные и развивается каждый в своем индивидуальном темпе, поэтому до 3 лет диагноз ОНР не ставится

А вот после достижения этого возраста стоит обратить внимание на то, как малыш разговаривает, и подумать, не нужна ли ему помощь специалиста.

Речь ребенка с ОНР — словарный запас

Словарный запас детей по большей части наполнен глаголами и существительными.

При этом заметно скуден активный словарь, словами которого можно было бы охарактеризовать предметы или описать действия. Трудности в словообразовании мешают использовать в речи все возможные вариации слов, детям трудно подбирать однокоренные слова, использовать суффиксы для образования новых слов.

Часто отдельную часть предмета они называют словом, обозначающим сам предмет. Также они заменяют одни слова другими.

В бытовой речи чаще всего используют простые предложения, крайне редко пытаются простроить сложное предложение.

В результате мы получаем очень бедную связную речь ребенка с ОНР, свойственную дошкольникам с ОНР. Хотя дети понимают логическую структуру события, они способны лишь перечислить действия.

Речь ребенка с ОНР, довольно развернута. Однако заметно то, что они не совсем точно используют некоторые лексические значения. Словарный запас детей по большей части наполнен глаголами и существительными. При этом детям не хватает знания слов, которые можно использовать для обозначения свойств предметов и действий.

Трудности в словообразовании мешают использовать в речи все возможные вариации слов, детям трудно подбирать однокоренные слова, использовать суффиксы для образования новых слов. Часто отдельную часть предмета они называют словом, обозначающим сам предмет. Также они заменяют одни слова другими.

Особенности детей с ОНР

В работах Н.Н. Трауготта описываются следующие особенности детей с ОНР.

Большинство эти детей не страдают нарушениями слуха. Их интеллект достаточно хорошо развит. Однако словарный запас достаточно скуден, дети по-особому его употребляют. речь ребенка с онр носит чисто ситуативный характер.

Если какое-то слово усваивается ребенком на занятии, то оно не сразу внедряется в повседневную речь ребенка с онр. если ситуация меняется, то используемые ранее слова как бы «теряются», даже если они были хорошо знакомы и не вызывали проблем с употреблением.

Согласно О.Е. Грибовой, лексическая система дошкольников с ОНР особенна тем, что недостаточно хорошо сформированы звуко-буквенные обобщения.

Согласно автору степень сформированности звуковых обобщений зависит от уровня сформированности речи.

ОНР – это процесс, который течет медленно и неравномерно, но средства русского языка все же усваиваются. Постепенно пока ребенок растет становится все более очевидным то, что он отстает в развитии самостоятельной речи по сравнению со сверстниками.

Интересно, что первые слова у этих детей появляются примерно в том же возрасте, что и у обычных детей. Однако разница становится заметна тогда, когда все остальные дети начинают объединять слова в сочетания слов, а другие нет.

Психолого-педагогическая характеристика детей с 2 уровнем речевого развития.

    Начатки общеупотребительной речи.

Положительные изменения в речи по сравнению с 1 уровнем речевого развития:

  1. Появляется простая фразовая речь ( «Матики датики каках — мальчики катаются на санках», » Исёк Усик иит асапи — Щенок Урзик сидит на цепи»).
  2. Расширяется объём понимания речи( расширяется пассивный словарный запас).
  3. Активно формируется активный словарный запас.Появляются слова:

      -сллова- предметы( дом,мама, кукла , хлеб и т.д.);

       -слова-действия ( иду, мою , ем и т.д.);

       -личные местоимения( я, мы);

      4.Улучшается произносительная сторона речи, но увеличивается количество неправильно произносимых звуков, т.к. увеличивается словарный запас.

    5.Улучшается произносительная сторона речи, появляются 3-4-сложные слова.

 Недостатки речевого развития со 2 уровнем развития речи:

Предложения состоят из 3-4 слов, но даже нет попыток использовать сложные конструкции.
Нарушение порядка слов в предложение — инверсия.
Наблюдаются пропуски, как главных, так и второстепенных членов предложения.
Отсутствуют навыки словообразования.
В самостоятельных высказываниях наблюдается грубый аграмматизм: отсутствуют сочетания числительных и существительных, прилагательных и существительных

Наблюдаются пропуски предлогов и существительных( при этом слова даются в начальной форме).
Страдает внимание, а также общая и мелкая моторика ребёнка.. Психолого-педагогическая характеристика детей с 3уровнем речевого развития

Психолого-педагогическая характеристика детей с 3уровнем речевого развития.

  Развёрнутая фразовая речь с выраженными элементами фонетико- фонематического и лексико -грамматического недоразвития.

Положительные изменения в речи по сравнению со 2 уровнем речевого развития:

  1. Довольно большой словарный запас.
  2. Наличие правильно построенных предложений.
  3. Меньшее количество дефектов в звукопроизношении.
  4. Нет заметных, грубо выраженных фонетико- фонематических  и лексико-грамматических нарушений.

 Недостатки речевого развития с 3 уровнем развития речи:

  1. Неточное употребление слов («Положить похлёбку , вместо «Налить похлёбку»; «длинный кувшин, вместо» высокий кувшин»).
  2. Аграмматическое построение фраз:

         опускаются предлоги;

        -неправильное согласование слов в роде ,числе и падеже («мухи кусал, журавль пришла, посадила… клетку»);

       3.Ребёнок нередко старается обойти сложные слова, пропуская их или находя им замену. При этом многих слов дети вообще не называют.

      4.Ряд предметов обозначается неверно ( вместо «гребень» у петуха говорится» грива»).

      5.На уровне развёрнутой речи у детей довольно большой глагольный словарь, но более редкие действия они называют неправильно (вместо» вырезать» бумагу -» рвёт»).

      6. В свободной речи преобладает простое предложение. Часто встречается аграмматизм:

           -неправильное употребление глаголов;

            -неправильное согласование в роде (» две ягода», » две стула» и т.д.);

           -нарушение согласования в числе (» красненький флажки»);

          -неправильное употребление падежных окончаний;

           -дети не могут образовывать форму множественного числа от единственного и наоборот.

       7.Понимание речи характерезуется тем, что дети плохо понимают значение почти всех предлогов и падежных окончаний ( трудности вызывают творительны и винительный падежи. С трудом понимают средний род у существительных и глаголов.

        8.Недостатки звукопроизношения: 

         -отсутствие звука или его замена;

         -неправильное произношение звуков( горловое , межзубное произношение свистящих и шипящих звуков):

         9.Нарушение слоговой структуры слова и его звуконаполняемости:

         -неправильное использование звуков (» телепаха-черепаха», «конвета-конфета»);

          -опускание слогов и перестановка звуков(» кобалса-колбаса», «сетка-беседка»);

          -добавление  слогов(» тырава- трава»).

 Все эти проблемы вызывают ошибки на письме и при чтении. Недостаточно развитые способности к восприятию и воспроизведению слоговой структуры слова делает невозможным для ребёнка манипуляции со словесным образом, имеющим стойкий порядок звуков.

Психолого-педагогическая характеристика детей с 1 уровнем речевого развития.

Отсутствие общеупотребительной речи.

Особенности дисонтогенеза: стойкое и длительное отсутствие у ребёнка подражания.

Характеристика речи:

  1. Полное или почти полное неумение пользоваться обычными речевыми средствами:
  • отдельное лепетное звукообразование, которое сопровождается мимикой и жестами («коко — петушок» , «дада- дай»).
  • звукокомплексы используются для обозначения лишь конкретных предметов и действий.

       2.При воспороизведении слов ребёнок сохраняет лишь корневую часть (» ку — кукла» , «гу- игрушка»).

       3.Характерна многозначность слов — полисемантизм. Одним и тем же словом ребёнок обозначает несколько предметов:

  • Названия предметов ( » биби- машина, самолёт, руль» ).
  • Названия признаков предметов и действий (» кока- кукарекает, клюёт» ,» око- открыть окно, закрыть окно»).

Всё это указывает на ограниченность словарного запаса данной категории детей , поэтому ребёнок вынужден активно использовать жесты , мимику ,информацию. При этом дети ориентируются на хорошо знакомую ситуацию ,интонацию , жесты и мимику взрослого — это позволяет компенсировать недостатки развития импрессивной стороны речи.

      4. Звуковое оформление одних и тех же слов носит непостоянный характер ( » карандаши- удас, адши» , » дверь- веть ,пиф» , » кухня — куня ,куста»)

       5.Ограничена возможность воспроизведения слоговых элементов слова. Преобладают , одно- двухсложные образования в самостоятельной речи, более сложные слова сокращены (» пака ди -собака сидит» ,» ато -молоток», тя мако -чай с молоком»). В

    В речи ребёнка впервые появляются словосочетания. Этим детям словоизменение недоступно. Подобные словосочетания могут состоять из  отдельных правильно произносимых двух- трёхсложных слов, включающие звуки раннего и среднего онтогенеза (» дять- дать, взять»).

     Появляются фрагменты существительных, прилагательных и глаголов (» босё- большой»).

     Зачастую такие дети из-за ограниченности словарного запаса не понимают инструкций логопеда.

Дети с 1 уровнем речевого развития получают логопедическую помощь с 2,5- 3 лет в условиях ясель , а с 3-7 лет в условиях детского сада сроком на 4 года. Ребёнок школьного возраста направляется в подготовительный класс школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР).

Дизонтогенез речи

Дизонтонгенез речи проявляется в том, что ребенок долгое время не стремится подражать новым словам, воспроизводит в своей речи в основном только открытые слоги и укорачивает слова, пропуская их фрагменты.

Эти дети не способны выражать свои мысли в речи последовательно и связно. Словесный набор их крайне ограничен. Синтаксические конструкции усвоены также весьма скудно. Поэтому продуцировать собственные высказывания им достаточно сложно.

К трудностям в формировании собственных речевых высказываний относятся долгие паузы, частые пропуски необходимых по смыслу составляющих.

Таким образом, развитие речи у детей с ОНР имеет свои специфические особенности и течет очень медленно. Поэтому многие компоненты речевой структуры долго не формируются.

Так как развитие речи очень медленное, словарный запас содержит немного слов, грамматический строй речи усвоен плохо, чужая речь воспринимается с большим трудом, то все это вместе взятое является причиной, которая препятствует установлению полноценных коммуникативных контактов с ровесниками и взрослыми.

Полноценное общение, как явление, в жизни этих детей практически отсутствует.

Итак, выделим основные особенности, присущие детям, страдающим ОНР:

  • при разговоре с собеседником, при формировании рассказа на указанную тему по серии картинок или одной картине наблюдаются проблемы в логической цепочке повествования, ребенок слишком много внимания уделяет второстепенным вещам, забывая отметить при этом важные моменты, а также повторяет некоторые мысли по нескольку раз;
  • описывая события из собственной жизни или выполняя задание по творческому рассказу, такие дети обычно наполняют свою речь простыми предложениями, которые несут мало информации;
  • детям сложно планировать собственную речь и выбирать для ее оформления подходящие языковые средства.

Классификация ОНР на уровни

Выделяют 4 уровня. Каждая группа характеризуется определенной степенью выраженности речевого недоразвития. Такая классификация имеет огромное значение при диагностике маленьких пациентов и последующем оформлении их в логопедические группы. Ведь коррекционная программа подбирается именно с учетом степени выраженности речевых нарушений.

Общее речевое недоразвитие 1 и 2 степеней оцениваются как тяжелые нарушения, в то время как ОНР III считается умеренным отклонением от нормы. Тем не менее, она тоже требует вмешательства логопеда, поскольку уровень сформированности языковых средств не отвечает возрастной норме.

Характеристика онр 3 типа

Диагностируют нарушение у дошкольников в возрасте 4-х – 5-ти лет. Главное отличие этой степени нарушения от других заключается в том, что недостаточно сформированы сложные грамматические и лексические компоненты.

Основная характеристика ОНР 3 типа — это своего рода начальный этап усвоения морфологической системы языка, когда малыш уже говорит фразами, но с ошибками.

Вот особенности ОНР 3 уровня:

  • дошкольник владеет фразовой, экспрессивной речью, но она оставляет желать лучшего;
  • произношение некоторых звуков неправильное, нечеткое;
  • фонематические процессы не соответствуют возрастным нормам;
  • словарный запас большой, его достаточно для построения развернутых фраз.

Дошкольники охотно общаются, ведут диалог, дают развернутые ответы на вопросы.

Характеристика ребенка с ОНР 3 степени

Несмотря на более высокий уровень речевых навыков, в отличие от ОНР 1 и 2 типа, посторонним людям все еще трудно понять, что говорят детки. Поэтому общаются они обычно в присутствии близких людей — они выступают в роли переводчиков.

Малыши неплохо произносят изолированные звуки, но в словах они допускают ошибки: говорят нечетко, сложные звуки заменяют более легкими. Особенно трудно даются им шипящие, аффрикаты («ч», «ц»), свистящие и сонорные звуки (звонкие непарные согласные). Если ребенку легко выговаривать какой-то звук, он может заменять им сразу несколько более сложных, например: мягким звуком «с» может заменять и твердый «с» («сянки» вместо «санки»), и шипящие («сюба» вместо «шуба»).

У детей дошкольного возраста с ОНР III степени хороший активный словарный запас, он постоянно дополняется новыми словами. Однако слова, которые употребляются в повседневной жизни редко, им неизвестны. Они оперируют словами бытового значения, которые постоянно у них на слуху.

Грамматическое согласование слов в предложениях еще не сформировано, но малыши с ОНР 3 степени уже на пороге овладения и сложными конструкциями. Например, они могут сказать: «Мама писля и пйинесйа Масе падаик, как Мася хаашо ся вей», то есть «Мама пришла и принесла Маше подарок, так как Маша хорошо себя вела».

У детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня хоть и говорят не всегда правильно, но они уже могут составить простой рассказ. Конечно, это будет описание последовательности действий, но это уже сформированная фразовая речь.

Детки делают успехи и в согласовании слов между собой. Они хоть и допускают ошибки, но далеко не всегда. Сложнее обстоят дела с согласовании существительных и числительных. Например, вместо «три кошки» малыш скажет «три кошкам», а вместо «много воробьев» — «много воробьи».

К особенностям детей с ОНР 3 уровня отнесем и неправильное выговаривание трудных слов. Они меняют местами слоги или вовсе пропускают их. Испытывают трудности и с анализом слов — не могут назвать слова, которые начинаются на определенную букву.

Перечисленные проблемные зоны необходимо корректировать, поскольку они препятствуют успешной учебе в школе, в первую очередь овладению навыками письма и чтения.

Общее недоразвитие речи 1 уровня

Нарушение такой степени означает практически полное отсутствие речи у ребенка. Проблемы заметны, что называется «невооруженным глазом».

В чем проявляется:

  1. Активный словарь ребенка очень беден. Для общения он использует в основном лепетные слова, первые слоги слов, звукоподражания. При этом он вовсе не прочь пообщаться, но на «своем» языке. Кошка — это «мяу», «би-би» — может означать и машину, и поезд, и сам процесс езды.
  2. Широко используются жесты и мимика. Они всегда уместны, несут конкретную смысловую нагрузку и, в общем, помогают ребенку в общении.
  3. Простых предложений либо просто нет в речи ребенка, либо могут состоять из двух аморфных слов, объединенных по смыслу. «Мяу би-би» во время игры будет означать, что кошка поехала на машине. «Гав ди» — это и собака идет, и собака бежит.
  4. При этом пассивный словарь заметно превышает активный. Ребенок понимает обращенную речь в значительно большем объеме, чем может сказать сам.
  5. Сложные слова (состоящие из нескольких слогов) сокращаются. Например, автобус звучит как «абас» или «атобу». Это говорит о несформированности фонематического слуха, то есть ребенок плохо различает отдельные звуки.

Уровни ОНР

Установлено 4 уровня нарушений. Переход на каждый следующий уровень предполагает появление у ребенка новых речевых возможностей и/или увеличение речевой активности и словарного запаса. Рассмотрим эти уровни подробнее.

Характерные особенности первого уровня

  1. Диагностируется легко, поскольку нарушения очевидны – речь скудна или полностью отсутствует.

  2. Речь ребенка ограничена лишь несколькими нечеткими словами и/или звуками.

  3. Малыш пользуется однословными предложениями, отрывками слов и слогов, самыми простейшими лепетными словами.

  4. Звуки произносятся неправильно.

  5. Ребенок не способен отдельно выделить звук или слог.

  6. Использует мимику и жесты, чтобы заменить ими слова.

  7. Малыш разговаривает на своем собственном языке.

  8. Кроха употребляет одно и то же слово для выражения и действия, и предмета (например, слово «пат» будет означать и существительное «кроватка», и глагол «спать»).

  9. Не может различить числа, времена, не понимает значения предлогов.

  10. Сложносоставные слова сокращаются до примитивных.

Характерные особенности второго уровня

  1. Речевая активность растет, начинают формироваться связи между словами.

  2. Ребенок способен различить числа существительных и глаголов, начинает отличать женский род от мужского.

  3. Сложнее всего малышу даются прилагательные, определение формы, цвета и характеристики предметов.

  4. Использует простейшие предлоги, но иногда пренебрегает ими вовсе.

  5. Предложение состоит из двух-трех слов.

  6. Ребенок отвечает на простые вопросы («Кто тут нарисован?», «Как зовут кота?»).

  7. Падежи употребляются неправильно (ребенок может сказать «Куик нет» вместо «Нет кубика»).

  8. Произношение многих звуков, слов, предложений нарушено.

Характерные особенности третьего уровня

  1. Ребенок активно общается, способен разговаривать фразами, имеет достаточный словарный запас, но в беседах использует лишь небольшую его часть.

  2. В речи преобладают существительные и глаголы.

  3. Малыша легко понимают родители, но в общении с другими людьми требуется «переводчик».

  4. Звуки произносятся с ошибками или неправильно звучат.

  5. Сложные звуки малыш преобразует в простые.

  6. Твердые согласные ребенок меняет на мягкие (например, «шарф – сярф»).

  7. Трудности в произношении шипящих и свистящих.

  8. Один звук заменяет многие другие.

  9. Ребенок может создавать небольшие рассказы, но предложения не всегда выстроены правильно.

Такие проблемы могут создать серьезные трудности при обучении в младшей школе и помешать ребенку в полной мере овладеть навыками письма и чтения.

Характерные особенности четвертого уровня

  1. Звуки ребенок произносит правильно, но может сохраняться невнятность произношения.

  2. Звуки иногда заменяются на схожие другие.

  3. Могут присутствовать ошибки в обозначении признаков предмета (например, малыш может путать «длинный» с «широким»).

Для 4 уровня характерны лишь незначительные сложности и погрешности в произношении. Но если нарушение не исправлять, то, скорее всего, школьник будет плохо учиться, с трудом воспринимать информацию, безграмотно писать.

Причины развития ОНР 3 типа

Существует 2 группы факторов, которые могут спровоцировать общее недоразвитие речи III уровня. К ним относятся биологические и социальные.

Биологические могут оказаться влияние на малыша в разные периоды его развития — от внутриутробного до 3-х – 4-х лет. К ним относятся умеренные поражения центральной нервной системы, вследствие которых нарушается слуховое восприятие и речевая моторика. К таким поражениям ЦНС могут привести вредные привычки женщины во время беременности, сильный токсикоз, травматичные роды, энцефалопатия у новорожденного, черепно-мозговые травмы. Такие детки могут страдать дизартрией, афазией, заиканием, алалией, ринолалией (если имеется расщелина неба).

Социальные факторы — это, в первую очередь, ближайшее окружение малыша. Если в семье царит неблагоприятная атмосфера, частые конфликты, родители не обращают внимания на чадо или, напротив, слишком требовательны или тревожны, с малышом не разговаривают или сюсюкают (говорят «по-детски», уменьшительно-ласкательными формами) — все это затрудняет овладение речевыми навыками. Еще один провоцирующий фактор — двуязычие в семье. Деткам-билингвам нередко ставят диагноз ОНР 3 степени.

Общее недоразвитие речи 2 уровня

Основным ярким отличием от 1 уровня становится постоянное присутствие в речи ребенка определенного количества общеупотребительных слов, хоть пока и не очень правильно произнесенных. При этом заметны зачатки формирования грамматической связи между словами, хотя еще непостоянные.

На что обратить внимание:

  1. Ребенок всегда использует одно и то же слово, обозначающее конкретный предмет или действие в искаженном виде. К примеру, яблоко всегда будет звучать как «лябако» в любом контексте.
  2. Активный словарь довольно беден. Ребенок не знает слов, обозначающих признаки предмета (форму, отдельные его части).
  3. Нет навыка объединения предметов в группы (ложка, тарелка, кастрюля — это посуда). Предметы, близкие по каким-либо признакам, могут называться одним словом.
  4. Звукопроизношение тоже сильно отстает. Ребенок плохо произносит многие звуки.
  5. Характерным признаком ОНР 2 уровня становится появление в речи зачатков грамматического изменения произносимых слов в зависимости от числа. Однако ребенок справляется только с простыми словами и в том случае, если окончание находится под ударением (идет — идУт). Причем этот процесс нестойкий и проявляется не всегда.
  6. Простые предложения активно используются в речи, но слова в них не согласованы между собой. Например, «папа питя» — папа пришел, «гуяй гокам» — гулял на горке и т. д.
  7. Предлоги в речи могут быть пропущены совсем или использоваться неправильно.
  8. Связный рассказ — по картинке или с помощью вопросов взрослого — уже получается, в отличие от состояния при 1 уровне ОНР, однако он очень ограничен. В основном ребенок использует двусложные несогласованные предложения из подлежащего и сказуемого. «Гуяй гокам. Видей сег. Ипий сегика.» (Гулял на горке, видел снег, лепил снеговика).
  9. Нарушена слоговая структура многосложных слов. Как правило, слоги не только искажаются из-за неправильного произношения, но и переставляются местами, и просто выбрасываются. (Ботинки — «бокити», человек — «тевек»).

Публикация «Методика изучения навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

  • ОНР. Общее недоразвитие речи
  • Развитие речи. Речевое развитие детей
  • Развитие фонематического слуха
  • Старшая группа
  • Темочки
  • Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015

восприятия, звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием

речи, III уровнем речевого развития. Для исследования фонематических

процессов мы использовали методику Г. Г. Голубевой, адаптировав ее с

учетом психофизических особенностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР, участвовавших в исследовании.

Направления методики исследования фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР :

1

Слуховое внимание. 2

Фонематическое восприятие

2. Фонематическое восприятие

3. Фонематический анализ

4. Фонематический синтез

Исследование состояло из двух этапов: I этап: отбор детей с нормальным речевым развитием в контрольную группу и с ОНР — в экспериментальную; исследование уровня развития фонематических процессов речи по разработанной методике.

II этап: изучение и сравнительный анализ состояния фонематических процессов у детей с ОНР общим недоразвитием речи и нормальным речевым развитием.

Методика обследования речи с балльно — уровневой системой оценки позволяет:

-диагностировать

-уточнить структуру речевого нарушения и оценить степень его выраженности.

Все задания предлагались в игровой форме. Перед началом выполнения задания для его объяснения использовалась словесная инструкция и образец в случае необходимости.

Изучение слухового внимания :

Задание 1. «Угадай, что я делаю»

Цель: выявить способность ребёнка распознавать неречевые звуки.

Материал: рамки М. Монтессори (с кнопками, липучками).

Ход обследования. Логопед знакомит ребёнка со звуками, которые слышатся при застегивании металлических кнопок и отрывании липучек

Ребенок выполняет аналогичные действия, а логопед обращает внимание ребёнка на звуки. Затем рамки помещаются за настольную ширму, педагог воспроизводит одно из действий и просит ребенка угадать, что происходит за ширмой

Инструкция: «Покажи, что я делала»

Пояснение. В случае неудачи педагог помогает ребёнку, демонстрируя рамки повторно.

Оценка результатов:

4 балла – правильно распознает все предложенные звуки самостоятельно

3 балла – путает два из предложенных вариантов

2 балла – не узнает один из предложенных звуков (после пояснения)

1 балл — затрудняется в определении источника звука во всех случаях после пояснения.

Задание 2. «Ритмическое эхо»

Цель: изучить развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур:

1) //

2) ///

3) ////

4) //,///

5) ///, //

6) ////, ///

7) ///,///,//

Способ воспроизведения: «отхлопывание» в ладоши.

Ход обследования: Логопед предлагает отстучать по подражанию предъявленные изолированные удары. Инструкция: «Повтори за мной»

Оценка результатов:

4 балла — правильно воспроизводит все предложенные комбинации

3 балла — воспроизводит ритмические ряды с тремя ошибками

2 балла — затрудняется в воспроизведении четырех и более ритмических рядов

1 балл – не воспроизводит ни одного из ритмических рядов.

Задание 3. «Лишнее слово»

Цель: определить уровень развития слухового внимания к звучащей речи.

Материал: карточка с речевым материалом.

Речевой материал:

Сом, ком, индюк, дом

Лимон, вагон, кот, бутон

Мак, бак, веник, рак

Совок, венок, каток, зуб

Пятка, ватка, лимон, кадка, сук

Ветка, диван, клетка, сетка, сок

Каток, моток, дом, поток

Процедура: Логопед предлагает ребёнку прослушать ряд слов и назвать слово, непохожее на остальные.

Инструкция: «Прослушай несколько слов и скажи, какое лишнее, непохожее на остальные».

Пояснение. Перед выполнением задания логопед предъявляет образец:

«Мак, бак, так, банан». Лишнее слово «банан».

Оценка результатов:

4 балла — правильно выделил «лишнее» слово во всех предложенных рядах

3 балла — выделил «лишнее» слово в четырех рядах

2 балла — в четырех рядах не выделил «лишнего» слова

1 балл – не выделил «лишнего» слова ни в одном случае.

Изучение фонематического восприятия :

Задание 1. «Повторение слогов»

Цель: выявить уровень фонематического восприятия.

Материал: карточки со слогами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: