Прогнозирование и меры коррекции
Чем раньше будет начата работа, там больше шансов скомпенсировать речевое нарушение у детей с легкими или средними формами недоразвития тех или иных психических функций. Задача коррекционного воздействия на детей с тяжелыми формами патологии заключается в поддержке и максимально возможном развитии навыков коммуникации, самообслуживания, чтобы в дальнейшем особые дети имели возможность социализироваться в обществе.
Самое главное условие при запуске речи – своевременность коррекционной работы и комплексный подход. Параллельно с педагогическими занятиями, при любом речевом расстройстве, имеющем биологическую причину, выписывается курс лечения медикаментозными препаратами, соответствующего установленному диагнозу назначения. Если причиной ЗРР легкой степени у ребенка с сохранным интеллектом обнаружена слабая иннервация органов речевого аппарата, рекомендовано в качестве профилактики включать в комплекс занятий логопедический массаж и артикуляционную гимнастику.
Если уже в 2-3 года ребенку был поставлен диагноз сенсорной алалии, а родители малыша обратились за помощью к логопеду только на 5-6 году, то нужно понимать, что недоразвитие речи за все это время прогрессировало. В этом возрасте у всех детей устанавливается уже сенсомоторная алалия.
Неговорящие дети с ограниченными возможностями здоровья находятся часто на домашнем обучении. Их родители обязаны принимать непосредственное участие в логопедическом процессе.
Онтогенез речи
Речь на протяжении первых шести лет жизни человека развивается очень интенсивно. От кряхтения и крика, при помощи которых младенец выражает весь спектр доступных ему эмоций, до связного, осмысленного разговора с интонационной окраской.
Развитие ребенка от рождения до шести лет охватывает несколько периодов, для которых характерны заметные качественные изменения в произношении, построении предложений и разговора. Специалисты выделяют такие основные этапы развития речи у детей:
- Первая голосовая реакция новорожденных — крик. Затем с формированием голосового аппарата идет подготовка к звукопроизношению и к 2–3 месяцам появляется гуление.
- Постепенно усложняясь, гуление переходит в лепет — простейшее сочетание губных и заднеязычных согласных с гласными (ба, ма, на).
- Первые слова дети начинают произносить с 8–11 месяцев, активно пытаясь повторить их за близкими окружающими.
- К двум годам, когда ребенок начинает много говорить предложениями из нескольких (от двух-трех) слов, осваивается произношение мягких звуков.
- В три года среди активных слов должно присутствовать местоимение «я» и падежные окончания.
- В период с трех до четырех лет формируется монолог, диалог, правильно формулируются вопросительные предложения. Дети этого возраста способны рассказать короткое стихотворение, небольшой рассказ. К концу этого этапа фонематическое восприятие должно быть развито, присутствует способность различать звуки, их правильное и неправильное произношение. При этом могут правильно произноситься не все звуки, например, .
- К пяти годам формируются наиболее сложные в произношении звуки — , , , . Активный словарный запас превышает 2 тыс. слов.
К семилетнему возрасту все этапы развития речи дошкольника в норме должны быть пройдены. Звуки должны быть уже хорошо поставлены, речь связная, с правильным логическим построением.
Причины и механизмы нарушения
Причины могут быть социального или биологического характера. К первой группе можно отнести:
- Отсутствие общения (речевого, эмоционального) взрослых с ребенком. Проводимый эксперимент с младенцами основан на сравнении психоэмоционального состояния испытуемых. На определенный период времени часть новорожденных детей была помещена в комнату с белыми стенами, изолированную от посторонних звуков и других внешних раздражителей. Детей не брали на руки, за ними лишь осуществлялся необходимый уход. В другом помещении находилась вторая группа испытуемых, где была обустроена благоприятная среда, малышей не только кормили и пеленали, но и брали на руки, баюкали, разговаривали с ними. В конце эксперимента при подведении итогов было отмечено, что показатели психического развития детей первой группы были значительно ниже, чем у детей второй. Этот опыт подтверждает тот факт, что отсутствие эмоциональной связи матери с ребенком и дефицит общения могут в дальнейшем негативно сказаться на формировании речи.
- Использование нескольких языков в семье. Дети-билингвы – так называют тех, кто воспитывается в двуязычной семье. Если ребенок сталкивается с речью на разных языках, то в какой-то период может произойти «ступор». Логопедическая работа с такими детьми должна вестись только на одном (ведущем) языке, если этим условием пренебречь, можно усугубить ситуацию. Также нежелательно, чтобы с малышом занимались несколько логопедов, так как разные специалисты могут выбирать для занятий различные друг от друга методики, что только затруднит восприятие нового материала.
Биологические причины:
- Тяжелые или неестественные роды (например, кесарево сечение и затяжные роды).
- Гипоксия плода (недостаток кислорода) в период внутриутробного развития, что в свою очередь приводит к нарушению обменных процессов и задержке в формировании ЦНС.
- Родовые травмы у новорожденного: при повреждении коры головного мозга, если была затронута речевая зона, однозначно следствием будет проявление патологии.
- Травмы головы, особенно в раннем возрасте.
- Перенесенные в первый год жизни инфекционные заболевания, давшие впоследствии осложнения.
Не пускать на самотек
– К чему ведут речевые проблемы, если ими не заниматься?
– Есть категория родителей, которые не понимают, что есть нарушения речи, не принимают этой проблемы, говорят: «У нас папа в пять лет заговорил, ничего страшного». Но время пап прошло, там было другое время, другая школьная программа. Сейчас все иначе. Если ребенок заговорит в пять лет, до школы останется два года для того, чтобы преодолеть все проблемы с речью и прийти к успешному освоению школьной программы. У ребенка за это время должен сформироваться словарный запас, грамматический строй, чистая речь. Времени слишком мало, это та же глобальная работа, но за более короткий срок.
Часто у таких детей появляется заикание, потому что нервная система не справляется с потоком информации, которую нужно усвоить. Какое у него будет восприятие школьной программы, когда ему нужно решить еще ворох проблем, которые накопились за те пять лет, когда он не разговаривал.
Если у ребенка к шести годам не были искоренены речевые нарушения, то он будет неправильно писать. Вот, например, говорит «шкоа», так и будет писать. Около шести лет еще выпадают зубки, станет сложнее ставить звуки: при выпадении нижних зубов образуется просвист, нет упора для язычка – появляется проблема с постановкой свистящих, при выпадении верхних зубов появляется проблема с постановкой шипящих звуков. Поэтому в идеале до шести лет поставить все звуки. Все должно быть сделано вовремя.
Есть неврологи с каким-то европейским подходом: улыбаются, назначают витаминки и говорят: «Нет таблетки, которая запускает речь». А ее и не будет. Для того чтобы запустить речь, должны хорошо работать высшие психические функции, для этого нужно улучшать кровоток. Так вот таблетки будут для улучшения кровоснабжения и вся реабилитационная деятельность будет направлена на улучшение кровотока головного мозга в общем, потому что если будет плохое восприятие или память, речь не пойдет. Поэтому таблетки только для запуска речи не существует, но есть грамотное медикаментозное лечение, и во многих случаях без него не справиться, не надо его бояться.
Хочу еще раз акцентировать: очень важно заниматься проблемами с речью вовремя.
– А могут ли родители развивать речь ребенка в домашних условиях?
– Конечно. Проблема многих современных детей – они не любят овощи, фрукты, мясо
А жевать очень важно, потому что работают речевые мышцы. Старайтесь давать ребенку то, что можно жевать, приучайте к твердой пище
Можно как упражнение для развития артикуляционных мышц давать ребенку две-три жвачки, чтобы он жевал их, прямо чавкая, с открытым ртом.
Классификация нарушений
Очень большую роль играет правильно поставленный диагноз, так как коррекционная методика, включенная в план работы логопеда, эффективна для одного типа нарушения, но может абсолютно не подходить для другого. Если классифицировать виды речевых расстройств у неговорящих детей, следует отметить следующие диагнозы:
Все нарушения, связанные с патологией речи у детей, объединяют в ОНР (общее недоразвитие речи)
Диагноз носит обобщенный характер, поэтому если ребенку написали его после обследования, то важно обратить внимание на его уровень, так как ОНР может быть от первой до четвертой степени. Если в логопедическом заключении ОНР I типа, то это указывает на то, что у ребенка частично или полностью отсутствует речь и (или) ее понимание.
СНР (системное недоразвитие речи) представляет собой стойкие нарушения у детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)
Глубокое СНР характеризуется расстройством связной речи, скудным словарным запасом и проблемами в понимании
Диагноз может быть установлен детям с умственной отсталостью, тяжелой степенью ЗПР, с ДЦП и др.
Алалия. Этот диагноз говорит о том, что у ребенка либо полностью отсутствует сама речь, либо ее понимание. Первое условие характерно для моторного типа патологии, второе – для сенсорного. Если нарушено и воспроизведение, и понимание, то устанавливают диагноз сенсомоторной алалии. Такое заключение может быть дано параллельно с детским аутизмом, но не обязательно. Также его не стоит путать с эхолалией – расстройством, при котором наблюдается повторение готовых речевых конструкций: предложений, фраз, слов. Выглядит это так, будто ребенок передразнивает. Главной задачей этого специфического речевого нарушения, как бы это парадоксально ни звучало, является взаимодействие с окружающими. В норме все дети повторяют определенные слова или фразы за взрослыми, это позволяет лучше запоминать новый материал и использовать в дальнейшем эти конструкции в собственной речи. Но у детей с эхолалией этот процесс останавливается на начальном этапе. Одной из основных причин этого могут быть поражения центральной нервной системы.
Афазия. Такой диагноз может быть поставлен даже взрослому человека. От предыдущего отличается тем, что в этом случае могут быть поражены определенные речевые участки коры головного мозга: человек будет испытывать затруднения при изъяснении, либо может не понимать обращенную к нему речь. Афазия часто является следствием инсульта.
ЗРР (задержка речевого развития) – это отставание от норм становления и формирования речи при первично сохранном интеллекте. Иначе говоря, если ребенок использует в активном словаре в два года всего 5-10 слов, тогда как в норме эти показатели достигают 300-400, то, соответственно, ЗРР налицо. Однако точный диагноз установить может только квалифицированный специалист, так как все виды нарушений между собой схожи. Если малыш в 2-3 года использует только отдельные слоги или лепет, а слов – ноль, то это не задержка, здесь диагноз будет более серьезный.
Чаще всего проблемы в развитии одной психической функции влекут за собой отставание в формировании остальных познавательных компонентов: при задержке речи нарушается внимание, память, мышление. Поэтому в 3-4 года ребенку с ЗРР, скорее всего, установят диагноз ЗПРР – задержку психоречевого развития
Детям с данным диагнозом рекомендовано обучение в коррекционном учреждении, так как одной логопедической работы будет в их случае недостаточно.
В диагностической карте может быть написано сразу несколько диагнозов. К примеру, могут написать сопутствующие, такие как аутизм, эхолалию, ЗПР и др. Тем не менее, пугаться медицинских заключений, полученных по результатам обследования, не стоит. Эффективная комплексная коррекционная работа, особенно начатая на ранних сроках, позволит вывести на качественный уровень и скомпенсировать недостатки в психоречевом развитии.
Запуск речи у неговорящих детей от нуля до фразовой речи необходим в первую очередь тем, кто страдает алалией. Сложнее всего работать с детьми, имеющими диагноз сенсомоторного типа данного нарушения. В этом случае подключаются и другие специалисты, в частности, дефектолог и психолог принимают непосредственное участие в процессе коррекции расстройств у алаликов. Сначала работа будет направлена на формирование понимания, затем только речевой моторики.
Коррекционная работа при моторной алалии
Моторная алалия характеризуется недоразвитием экспрессивной речи или ее отсутствием, в этом случае занятия со специалистом будут направлены на то, чтобы запустить речь. Подготовительный этап логопедической работы нацелен на вызывание речевых звуков, использования высоты, силы голоса, ее ритмико-интонационных компонентов. Для этого применяют метод «пропевания» гласных при слиянии звуков в слоги, либо изолированно. Параллельно используются пальчиковые упражнения, дыхательная и артикуляционная гимнастика.
Коррекционная деятельность, проводимая на основном этапе, основана на:
- развитии и расширении пассивного словаря;
- активизации новых слов;
- формировании грамматической стороны речи;
- формировании фразовой речи;
- развитии связной речи.
В дальнейшем необходимо будет проводить коррекцию звукопроизношения. Эта работа проводится в рамках формирования грамматического строя.
Вызывание речи у неговорящих детей с моторной алалией, также как и с сенсорной, проводится в несколько этапов от простого к сложному, но с одним отличием: потребность в общении в детей это группы не нарушена, поэтому метод «информационного голода» в этом случае не используется. Напротив, ребенок с моторной алалией нуждается в качественно новой информации.
Стадии развития речи
Как и говорилось выше, каждый ребёнок индивидуален и развитие речи может происходить не так, как у остальных. Психологи и специалисты не ставят четких рамок, так как иногда дети не предсказуемы. В словарном запасе ребенка учитываются не только те слова, которые он пытается произносить, но и те, которые он понимает. Если ребёнок совсем не разговаривает, но активно понимает вас, то проблем в развитии нет.
Рассмотрим, какие навыки есть у детей в зависимости от возраста:
- до 3-х месяцев — дети издают крики;
- до 6 месяцев — чаще всего появляются протяжные звуки, гуление. Также наблюдается визг, смех;
- до года — ребенок пытается произнести слоги, говорит простые слова;
- до 1,5 лет — начинает говорить простыми фразами;
- до 2-3-х лет — связанные предложения, появление интонации;
- до 4-х лет — речь понятна любому человеку. Ребёнок может говорить длинными фразами.
Ориентируясь на список выше, можно наблюдать за развитием собственного ребёнка, но не делайте преждевременных выводов, так как каждый малыш уникален.
Один язык – хорошо, а два?
– А если у ребенка есть проблемы с речью, но он не хочет, допустим, заниматься?
– Такие случаи тоже есть. Это проблема четырехлеток. Она заключается в том, что ребенок не понимает, зачем ему заниматься: «Я же разговариваю, меня все понимают». Постановка звуков – это такой монотонный процесс, однако если на занятии сидеть и играть, то, к сожалению, звуки не поставить. Но есть и плюс, дети этого возраста делают артикуляционную гимнастику везде: в детском саду, на улице, в магазине. Вспомнил – и делает. Эта детская непосредственность только на руку. Ребята постарше уже приходят на занятия осознанно, у них присутствует мотивация: «Я хочу красиво говорить».
– Есть ли особенности работы с детьми-билингвами?
– Если у ребенка проблем с нервной системой нет, он будет воспринимать все языки. Но если нервная система напряжена, импульсы плохо проходят в головной мозг, малыш плохо усваивает информацию – а тут еще и двуязычие, то все непросто. В таком случае лучше, чтобы преобладал один язык. Ребенку сложно думать на одном языке и на втором, да еще и говорить на обоих языках. И родители сами это замечают. А далее в школе будет грамматика русского языка, это будет сложно, если ребенок дома говорит на своем родном языке. Поэтому для ребенка с нарушениями речи в семье, где говорят на двух языках, надо выбрать один и разговаривать только на нем.
– Говорят, что нельзя с детьми сюсюкать и говорить, коверкая слова, что это негативно сказывается на их речи…
– С маленькими детьми нужно стараться разговаривать по-взрослому. Потому что, как мы уже говорили, дети подражают взрослым. Если родители будут говорить «масинка» или «бибика», соответственно, для ребенка эта речь будет эталоном, нормой. Если мы будем коверкать слова, то трех-, четырехлетний ребенок так и будет говорить «бибика», слово «машина» для него будет странным. Поэтому курицу мы называем «курицей», а не «ко-ко-ко», а вот курица, в свою очередь, говорит «ко-ко-ко». Сюсюкаясь, мы добавляем проблем или создаем предпосылки для развития проблем с речью у детей.
– В каких случаях требуется логомассаж и каждый ли логопед может его проводить?
– Логомассаж – это массаж губ, щек, языка, шеи, то есть речевых мышц. Он бывает ручной и зондовый, очень эффективен для постановки звуков
Однако важно понимать, что не каждый специалист может его делать, нужна база коррекционного образования – логопедического или дефектологического.
Последовательность усложнения слоговой структуры
Двухсложные слова из открытых слогов. Мама, муха, иду, моюТрехсложные слова из открытых слогов. Собака, машина, кубики, билеты, помоги, гуляюОдносложные слова. Мак, дом, мыть, питьДвухсложные слова с закрытым слогом. Домик, котик, бубен, утюгДвухсложные слова со течением согласных в середине слова. Лента, туфли, капли, банка, уткаДвухсложные слова из закрытых слогов. Доктор, зонтов (нет зонтов), мыльный, , низкий, уснутьТрехсложные слова с закрытым слогом. Носочек, утенок, пять бананов, наливать, соленый, заболел, пылесосТрехсложные слова со стечением согласных. Буханка, бумажка, цыплята, яблокоТрехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом. Автобус, виноградТрехсложные слова с двумя стечениями согласных. Матрешка, морковкаОдносложные слова со стечением согласных в начале или конце слова. Хлеб, стол, бант, волкДвухсложные слова с двумя стечениями согласных. Спички, скалкаТрехсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова. Скакалка, хлебница.Многосложные слова из открытых слогов. Черепаха, пуговицыСлова каждого типа ребенок сначала учится произносить изолированно, потом в словосочетании из двух слов, потом в более сложных речевых конструкциях.
Вы уже, наверное, столкнулись с тем, как трудно найти логопеда, который умеет заниматься с детьми раннего возраста.
Вы, родители, вполне можете помочь вашему малышу, следуя нашим рекомендациям.
Как родители могут способствовать тому, чтобы занятия с логопедом дали эффективный результат?
Конечно, занятия с логопедом зависят от несколько факторов. Перечислим основные.
Подход логопеда-дефектолога
Конечно, от специалиста, к которому вы обращаетесь за логопедическими занятиями, зависит многое
Важно обращать внимание на образование специалиста, его интерес к профессии, возможность творчески и индивидуально подойти к каждому ребенку. А также, конечно, на опыт работы. Кроме того, при знакомстве со специалистом, можно задать вопросы о том, какой подход к занятиям практикует специалист
Посмотреть видео о том, как работает специалист нашего центра, можно в этом видео. И кроме того, важно ориентироваться на свои впечатления о специалисте, отзывы о нем
Кроме того, при знакомстве со специалистом, можно задать вопросы о том, какой подход к занятиям практикует специалист. Посмотреть видео о том, как работает специалист нашего центра, можно в этом видео
И кроме того, важно ориентироваться на свои впечатления о специалисте, отзывы о нем
Логопед Горбачик А.Е. на занятии
Регулярность занятий
От чего зависит успех логопедических занятий с ребенком? Например, от регулярности посещений занятий. Представим себе случай, когда занятия проводятся с ребенком раз в 2 недели. Как вы думаете, через 5 занятий с такой регулярностью можно было бы поставить звук?
Как вы уже догадываетесь, конечно, это крайне проблематично. Поскольку за 2 недели все, что бы отработано на предыдущем занятии, может быть забыто. И придется заново добиваться того же навыка на следующем занятии.
Поэтому рекомендуется регулярное посещение занятий с логопедом. Регулярность встреч обычно определяется в каждом конкретном случае своя, в зависимости от возраста ребенка, от его возможного диагноза или отсутствия оного, от того, какой запрос к занятиям есть у родителей. Но чаще всего оптимальной регулярностью занятий с логопедом-дефектологом считаются встречи два раза в неделю.
Выполнение домашних заданий, отработка материала дома
Кроме регулярность посещений немаловажным фактором, в итоге влияющим на успех мероприятия, является отработка пройденного материала ребенком дома. Обычно задания на дом даются очень небольшие, соответствующие возрасту ребенка. Однако бывает, что логопед-дефектолог может порекомендовать дома отработать использование звука в каких-либо словах. Или выполнение какого-то конкретного задания. В этом случае рекомендуется выполнять эти рекомендации.
Иногда ребенку просто необходима помощь родителя
Активное речевое взаимодействие с ребенком дома
Казалось бы, занятия помещаются регулярно, домашние задания выполняются, что же еще нужно? В целом, вне зависимости от логопедических занятий, всегда будет полезно активное общение с ребенком. Речь развивается не в вакууме. Речь развивается для того, чтобы общаться. И чем больше разнообразных слов используют родители, тем более обширным будет словарный запас у ребенка. Чем больше взаимодействия происходит между родителем и ребенком, тем важнее для ребенка овладеть этими средствами взаимодействия
Поэтому важно дома учить песенки, называть окружающие предметы, вместе искать определения уже знакомых слов, задавать ребенку вопросы и, конечно, стараться самим развернуто отвечать на вопросы самого ребенка
Это не только разовьет речь ребенка, но и укрепит психологическую связь между родителями и ребенком.
Играть в игры на развитие речи
Существует множество различных игр на развитие речи ребенка как дома, так и на улице. Это может стать интересным развлечением не только для ребенка, но и способом «покреативить» для самих родителей.
Занятие с логопедом-дефектологом в нашем центре в г. Раменское
Наши специалисты
Цепляева Татьяна Евгеньевна
Руководитель центра. Ведущий специалист. Клинический психолог, нейропсихолог, дефектолог, логопед
Наш центр основан в 2011 году и завоевал доверие родителей далеко за пределами г. Долгопрудный.
Филиал:
Долгопрудный
Лобня
Химки
Подробнее
Бунина Александра Ивановна
Руководитель Лобненского филиала. Ведущий специалист. Дефектолог, логопед, психолог
Имею очень большой опыт работы с детьми с ОВЗ.
Филиал:
Лобня
Подробнее
Горбенко Наталья Николаевна
Руководитель Химкинского филиала. Ведущий специалист. Логопед, дефектолог, специалист по: логоритмике, нейройоге, подготовке к школе.
Мне интересно заниматься с детьми, я считаю, что каждый ребенок уникален, но кому-то для раскрытия требуется чуть больше внимания и организации.
Филиал:
Химки
Подробнее
Иоголевич Татьяна Юрьевна
Логопед
Моя задача сделать занятия максимально полезными, чтобы устранить имеющиеся нарушения и вовремя содействовать в правильном развитии ребенку.
Филиал:
Долгопрудный
Подробнее
Мележик Людмила Владимировна
Логопед, дефектолог, психолог
Работаю с детьми имеющими ментальные нарушения, генетические синдромы, в том числе синдром Дауна, ДЦП, СДВГ, РАС.
Филиал:
Долгопрудный
Подробнее
Логопед
Знаю как превратить сложные и скучные логопедические занятия в интересную игру.
Филиал:
Лобня
Подробнее
Бывальцев Вячеслав Олегович
Остеопат, педиатр
Остеопатическое лечение подходит детям любого возраста, начиная с первых дней жизни.
Филиал:
Долгопрудный
Подробнее
Фатова Анна Андреевна
Логопед, нейропсихолог
Окончила дефектологический факультет МПГУ по направлению «Логопедия с дополнительной специальностью Специальная психология».
Филиал:
Долгопрудный
Подробнее
Броудо Ирина Валериевна
Логопед
На занятиях всегда создаю атмосферу доверия и уюта, а знания и опыт помогают деткам достигать быстрых результатов!
Филиал:
Лобня
Подробнее
Тишина Ксения Александровна
Логопед
Имею высшее дефектологическое образование, дополненное повышением квалификации (по специальности «учитель-логопед»).
Филиал:
Долгопрудный
Подробнее
Логопед, дефектолог
Свою работу строю на двигательной активности детей.
Филиал:
Лобня
Подробнее
Гергокова Инесса Владимировна
Психолог
Занятия построены в игровом формате, и включают в себя элементы арт-терапии.
Филиал:
Долгопрудный
Лобня
Подробнее
Логопед
Занимаюсь с детьми раннего, дошкольного и школьного возраста.
Филиал:
Долгопрудный
Подробнее
Ершова Людмила Николаевна
Нейропсихолог, психолог
Работаю с детьми, подростками, а также с их родителями. Стаж 30 лет.
Филиал:
Долгопрудный
Подробнее
Иванова Дарья Юрьевна
Нейропсихолог, педагог-психолог, клинический психолог
Работаю с детьми разных возрастов.
Филиал:
Долгопрудный
Лобня
Подробнее
Коробова Елена Витальевна
Специалист по АФК
При составлении комплекса упражнений, учитываю индивидуальные особенности ребенка. Придерживаюсь принципа постепенности: от простого к сложному.
Филиал:
Долгопрудный
Лобня
Подробнее
Ильина Анна Андреевна
Специальный психолог, дефектолог
Главной своей наградой считаю успехи детей, их положительные сдвиги на пути к цели.
На каждом занятии я доказываю, что развиваться и учиться — это не скучно!
Филиал:
Лобня
Подробнее
Старостина Ольга Александровна
Логопед, нейро-дефектолог
Стараюсь найти к каждому ребёнку индивидуальный подход и даю ему стартовые возможности, не зависимо от его проблем!
Филиал:
Химки
Подробнее
Колещук Екатерина Валерьевна
Клинический психолог
Мой опыт работы с детьми составляет более 7ми лет. Я работала в детском саду, школе, центре диагностики и консультирования, в центре практической логопедии.
Филиал:
Лобня
Подробнее
Вишневская Татьяна Николаевна
Логопед, дефектолог
Стаж работы учителем – логопедом 8 лет. Имею большой опыт работы со школьниками по коррекции нарушений письма и чтения (в том числе с детьми с ОВЗ).
Филиал:
Химки
Подробнее