Моторная алалия у ребенка
Моторная алалия у детей
Патология появляется из-за недоразвития области Брока. Такое название получила часть коры головного мозга, отвечающая за воспроизведение речи. При этой форме заболевания у ребенка наблюдается слабое развитие моторики.
Явление выражается в следующем:
У ребенка нарушена артикуляция. Пациент с трудом произносит согласные звуки путем работы языка, губ и зубов, также опускания нужного количества воздуха.
Пациент не может выполнять действия, которые связаны с манипуляциями с мелкими предметами. Так, у таких детей наблюдается проблема с зашнуровыванием ботинок или застегиванием пуговиц на одежде. Всё это приводит к тому, что человек, страдающий патологией, не может самостоятельно себя обслуживать.
Присутствует проблема и с совершением других движений. Пациент не может сохранять равновесие, когда двигается по бревну или прыгает на одной ноге
Такой ребёнок не ощущает ритм во время танца.
Наблюдается проблема с концентрацией и вниманием. Ребёнку трудно на чём-либо сосредоточиться
Он не может понять грамматических особенностей языка. Пациент путает единственное число с множественным. Он не различает падежи и неправильно произносит окончания слов. Словарный запас ребенка очень ограничен.
В случае развития этой разновидности заболевания, ребёнок хорошо понимает речь, обращенную к нему. Однако пациентам трудно запомнить нужную последовательность звуков и воспроизвести их. В зависимости от сложности патологии, ребенок может не разговаривать до 5-10 лет. Если лечение отсутствует, болезнь может прогрессировать.
Речь младенцев с алалией первой ступени совершенно непонятна обычному слушателю, например, «ба» означает, что чашка упала. Чтобы понять высказывания ребенка, необходимо учитывать конкретную ситуацию, его жесты и мимику. Часто дети с этой патологией не могут выразить свои чувства с помощью слов, чтобы указать, что ему нужно.
Второй этап развития речи характеризуется появлением способности выражать в более понятной для окружающей среды форме некоторые наблюдения, например, «татья кутил сяк», что означает: «папа купил мяч».
Дети с третьей стадией развития речи используют более подробные фразы, содержащие лексические и грамматические ошибки. Особенностью этой формы алалии является понимание детьми речи, обращенной к ним. Они могут выбрать желаемую картинку с объектом или живым существом, которую родитель просит показать. Больные дети понимают только лексическое значение слова и не способны воспринимать их окончания, предлоги и приставки.
В связи с адекватным реагированием детей на призывы взрослых, выполнением простых инструкций существует опасность пропустить и запустить заболевание. Ведь родители считают, что когда их ребенок все понимает, но не говорит, то ему просто лень.
Диагностика двигательной формы алалии основана на работе с ребенком при выявлении его речевого потенциала. С целью уточнения и дополнения диагноза применяют электроэнцефалограмму. Исследования слуховых и интеллектуальных способностей ребенка также проводятся.
Моторная алалия у детей, ее прогноз зависит от своевременности постановки диагноза, степени тяжести болезни
Коррекция алалии направлена, прежде всего, на развитие механизмов речевой деятельности, создание речевой базы у ребенка, которая в дальнейшем позволит спонтанно развиваться и формировать речь. На всех этапах коррекции значительное внимание следует уделять формированию у ребенка знаний об окружающей среде в соответствии с его возрастом
Коррекционные работы
Логопедическая коррекция включает несколько направлений и этапов:
Стимуляция речевой активности
На начальном этапе важно создать мотивацию, активировать речевые реакции, научить подражать чужой речи, обогатить запас слов. Также малыш учится вести диалог
Результата легче добиться, если использовать игровую форму занятий;
Стимуляция фразовой речи. К этому этапу приступают после того, как у малыша сформируется определенный набор слов, появляется навык ведения диалога. Тогда становится возможным построение простых предложений, которые постепенно усложняются. Одновременно дети учатся правильному построению слов и предложений, у них из устной речи исчезают грамматические ошибки;
Развитие связной речи заключается в обучении ребенка ведению монолога, рассказа. Он учится формулировать мысль, пересказывать прочитанное или услышанное, составлять рассказ по картинке, сочинять. Закрепляется грамматика;
Устранение фонетико-фонематических нарушений посредством различных упражнений
Малыш учится правильно произносить звуки, фиксируя внимание на положении органов артикуляции во время занятий и в обычной жизни. Со временем такой контроль доходит до автоматизма.
Хотим отметить роль родителей в развитии речи у малыша
Важно всячески поощрять его успехи, его речевую активность. Но если пока что-то не получается, не стоит его ругать
Симптомы
При такой форме расстройства, как сенсорная алалия, ребенок не умеет понимать речь, которая была обращена к нему. Если нарушение имеет тяжелую форму, то может наблюдаться абсолютное безразличие ребенка к любым звукам, независимо от характера их происхождения. Пациент не реагирует на свое имя, не может отличить речь взрослого от любых других звуков в пространстве. Если форма нарушения легкая, то ребенок может демонстрировать понимание отдельных слов из обихода.
При сенсорной алалии речевая активность ребенка достаточно высока, однако он произносит только простые звуки, смысл которых не может быть понятен окружающим. Повторять слова за взрослыми ребенок не в состоянии, также он не может сопоставить предметы и слова.
Отличительный признак этого типа алалии — многократное повторение каких-либо звуков без понимания смысла произнесенного.
Почему возникает моторная алалия
До сих пор полный список точных причин не выявлен. Чаще всего моторная алалия появляется из-за нескольких факторов, а не из-за одного. Чем больше нарушений и травм, тем выше риск. Вот некоторые из возможных причин появления заболевания:
- травмы при родах;
- преждевременные роды;
- вирусные заболевания плода;
- хронические заболевания в период беременности;
- черепно-мозговые травмы;
- постоянные простуды и пневмонии.
Отдельно стоит подчеркнуть, что часто родители детей с недоразвитой речью, придя на прием к специалисту, слышат, что нужно подождать, ребенок заговорит позже. Но в дошкольный период речь развивается наиболее активно, поэтому до этого времени нужно обязательно решить проблему
То есть причиной моторной алалии вполне может стать халатность специалиста, который не обратил внимание на беспокойство родителей
Какие признаки характеризуют моторную алалию
Степень проявления тех или иных нарушений зависит от запущенности отклонения
Это важно учитывать для дальнейшего формирования плана лечения. Вот некоторые из признаков:
- проблемы с восприятием чужой речи;
- нарушения артикуляции;
- плохое запоминание новых слов;
- психоневрологические нарушения;
- неспособность концентрироваться;
- изначальные интеллектуальные способности не нарушены, но если никаких мер не предпринимать, то возможно ухудшение интеллекта.
Некоторые из вышеперечисленных симптомов можно обнаружить довольно легко, в то время как другие выявляются только при медицинских обследованиях (например, МРТ, при помощи рентгена или эхоэнцефалографии).
Как дети становятся нарциссами?
Нарциссы — это дети, которых родители возносят на пьедестал. Такие родители убеждены, что их дети умнее и лучше, чем все остальные, и относятся к ним соответственно.
Нарциссы склонны к похвальбе и хвастовству, критикуют других, чтобы окружающие их любили и восхищались ими, но подобное поведение в конце концов оборачивается против них, отталкивая от них тех самых людей, которых они хотят привлечь на свою сторону. Что еще хуже, они редко обращаются за помощью для решения своих проблем. Быть может, потому, что не понимают, что нуждаются в ней.
Заметьте, нарциссизм начинает формироваться не раньше семи-восьми лет.
До этого возраста дети, конечно, могут вести себя как нарциссы, но их декларации из серии «я самый великий человек в мире» вполне соответствуют уровню их развития и не являются признаком того, что ребенок непременно вырастет в Дональда Трампа.
Возможные осложнения и последствия
Из-за того, что нарушена экспрессивная речь, у малыша с моторной алалией не складывается общение с окружающими и ровесниками. Страдает мышление, память, восприятие, воображение. Всё это, несомненно, накладывает свой отпечаток на развитие. Алалик боится контактировать с незнакомыми людьми, особенно это выражено в новой обстановке. Даже с детьми того же возраста он не может найти общий язык и выстроить коммуникацию.
Дошкольники в детском саду держатся обособленно. В школе у них возникают трудности с письмом, чтением, освоением грамматики. В некоторых случаях болезнь осложняется заиканием, что еще больше усложняет прогноз.
Родителям следует понимать, как лечить моторную алалию у ребенка и что эта болезнь — это не особенности развития и не временное явление. Это нарушение формирования речи, которое сопровождается патологическим процессом в центральной нервной системе. Часто мамы и папы совершают ошибку, считая, что их малыш развивается нормально, а нарушение речи — это вариант нормы в таком возрасте. Вследствие этого болезнь диагностируется на поздних стадиях и возможность полного излечения находится под вопросом.
Первый этап – однословное предложение
Если ребенок не имеет практически никакой речи, задача логопеда на первых занятиях – вызвать желание подражать взрослому, любые голосовые реакции.
Если малыш с трудом понимает обращенную к нему речь, преподаватель работает еще и над развитием ее понимания.
Детям показывают и называют:
- Их игрушки.
- Части тела.
- Предметы обихода.
- Распространенные явления окружающей жизни (вода, солнце, дом, самолет).
- Действия, которые выполняют он и его близкие.
Все эти слова логопед повторяет многократно, показывая картинки, предметы или действия.
Нужно, чтобы в речи взрослых было как можно меньше отвлеченных слов и как можно больше конкретных значений.
Параллельно с этой работой логопед создает условия для того, чтобы ребенку захотелось ему подражать
Неважно, в какой форме он будет произносить слова, выражать свои желания, называть предметы или действия — главное, что появилась потребность подражать словам взрослого
Грубейшая ошибка на этом этапе – разучивание правильного произношения слов или, что еще хуже – постановка звуков.
Дети нюхают цветы (ах), показывают, как плачет девочка (уа-уа), падает игрушка (бух), плачет мышка (и-и-и), и стонет мишка с больным зубом (н-н-н). Творческий педагог имеет в своем арсенале огромное множество логоритмических упражнений с возможностью договаривания детьми отдельных слогов или слов. «Мы пришли и сели, играем на трубе, подудим в свою трубу» (Дети: ту-ту-ту, ду-ду-ду).
У малышей вызывают доступные их произношению имена близких (ба, дя, ля), просьбы (на, дай), подражания крикам животных (пи-пи, ко-ко, мяу, ав-ав), звучанию музыкальных игрушек (бум-бум, ля-ля, динь-динь), шумам и стукам (бух, ап), междометиям (ай, ой, ох).
К окончанию этого этапа дети наращивают свой пассивный словарь, активно подражают взрослому, который их пока не поправляет.
Нарушения чтения и письма
Дисграфия
Коррекция дисграфии
Логопедическая работа по коррекции дисграфии выстраивается с учетом механизмов и формы нарушения письменной речи. Общие подходы к преодолению дисграфии предполагают восполнение пробелов в звукопроизношении и фонематических процессах; обогащение словаря и формирование грамматической стороны речи; развитие связной речи
Важное значение в структуре логопедических занятий по коррекции дисграфии занимает развитие аналитико-синтетической деятельности, слухового и пространственного восприятия, памяти, мышления, двигательной сферы. Полученные навыки устной речи закрепляются с помощью письменных упражнений
По основному заболеванию лицам с дисграфией и аграфией могут назначаться курсы медикаментозной терапии и реабилитационного лечения (физиотерапия, массаж, ЛФК, гидротерапия).
Прогноз и профилактика дисграфии
Для преодоления дисграфии требуется слаженная работа логопеда, педагога, невролога, ребенка и его родителей (или взрослого пациента). Поскольку нарушения письма самостоятельно не исчезают в процессе школьного обучения, дети с дисграфией должны получать логопедическую помощь на школьном логопункте.
Предупреждение дисграфии должно начинаться еще до начала обучения ребенка грамоте. В профилактическую работу необходимо включать целенаправленное развитие ВПФ, способствующих нормальному овладению процессами письма и чтения, сенсорных функций, пространственных представлений, слуховых и зрительных дифференцировок, конструктивного праксиса, графомоторных навыков
Важное значение имеет своевременная коррекция нарушений устной речи, преодоление фонетического, фонетико-фонематического и общего недоразвития речи
Сложную проблему представляет вопрос оценки успеваемости по русскому языку детей с дисграфией. В период проведения коррекционной работы целесообразно осуществлять совместную проверку контрольных работ по русскому языку учителем и логопедом, выделение специфических дисграфических ошибок, которые не должны учитываться при выставлении оценки.
Дислексия
Коррекция дислексии
Традиционная система логопедических занятий по коррекции дислексии предполагает работу над всеми нарушенными сторонами устной речи и неречевыми процессами
Так, при фонематической дислексии основное внимание уделяется коррекции дефектов звукопроизношения, развитию полноценных фонематических процессов, формированию представлений о звуко-буквенном и звуко-слоговом составе слова. Наличие семантической дислексии требует развития слогового синтеза, уточнения и обогащения словаря, усвоения ребенком грамматических норм языка
В случае аграмматической дислексии необходимо формировать у ребенка грамматические системы словообразования и словоизменения. Мнестическая дислексия требует развития слухоречевой и речезрительной памяти. При оптической дислексии ведется работа по развитию зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза; при тактильной дислексии – над дифференциацией тактильно воспринимаемых предметов и схем, развитием пространственных представлений.
Нестандартный подход к коррекции дислексии предлагает методика Рональда Д. Дейвиса, предполагающая придание печатным словам и символам мысленного образного выражения, с помощью которых устраняются пробелы в восприятии.
Прогноз и профилактика дислексии
Несмотря на то, что дислексия сегодня часто характеризуется как «проблема гениев», которой в свое время страдали многие знаменитые личности (Г. Христиан Андерсен, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн и др.), она нуждается в целенаправленной коррекции. От этого завит успешность обучения ребенка в школе и ВУЗе, степень его личностной самооценки, взаимоотношения со сверстниками и преподавателями, уровень притязаний и успешность в достижении целей. Результат будет тем эффективнее, чем раньше начата работа по преодолению недостатков устной и письменной речи.
Профилактику дислексии нужно начинать в дошкольном возрасте, развивая у детей зрительно-пространственные функции, память, внимание, аналитико-синтетическую деятельность, мелкую моторику. Важную роль играет преодоление нарушений звукопроизношения, формирование лексико-грамматического строя речи
Необходимо своевременное выявление детей снарушениями речи, и проведение логопедических занятий по коррекции ФФН и коррекции ОНР, подготовке к освоению грамоты.
Этапы формирования устной речи
Дети, которым установлен диагноз «моторная алалия», приходят к логопеду с различной степенью речевого недоразвития. Одни дети к 2-3 годам осваивают первые слова, а к 3-4 – первые фразы, другие и в 4-5 лет не могут произнести ни звука, то есть страдают от полного отсутствия речи. Такое расхождение требует индивидуального подхода к каждому ребенку.
Начиная работу, логопед строит ее на базе того, что уже достигнуто ребенком. При этой речевой патологии страдает грамматика речи, активный словарный запас, произношение отдельных звуков или целых звуковых групп, но понимание речи практически не страдает.
Основные этапы коррекции моторной алалии:
- Однословное предложение.
- Первые формы слов.
- Двухсоставное предложение.
- Предложение из нескольких слов.
- Расширение объема предложения. Сложное предложение.
Эта система работы предложена коллективом авторов в лице Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой — известными специалистами в области логопедии и дефектологии.
Материал дается с постепенным усложнением, начинается с освоения первых слов и заканчивается построением развернутой фразы. В основу методики положена такая единица речи, как предложение.
Выдающийся лингвист А.Н. Гвоздев писал: «Предложение в развитии детской речи играет отдельную роль. …оно является основной единицей речи, как орудия мышления и обобщения. Овладение родным языком в основном и протекает в виде освоения предложений различных типов».
Симптомы, указывающие на сенсорную алалию
Наблюдается тяжелые поражения участка головного мозга (центра Вернике), отвечающего за анализ речевых сигналов. Ребенок прекрасно слышит то, что ему говорят, но не понимает 90% и более слов, поскольку не связывает конкретный предмет или действие со звуковым образом слова.
Такие дети «разговаривают» на собственном языке, однако их речь абсолютно неразборчива – несколько слов произносятся как единое целое, путаются отдельные слоги и звуки. Невозможно выделить слова и их смысл, поэтому для окружающих ничего не непонятно. Для выражения своих чувств, желаний, потребностей он использует мимику, интонацию, жесты.
При тяжелых формах алалии ребенок слышит звучащую вокруг речь как бессмысленный шум. Если нарушение носит легкий характер, то он может правильно воспринимать некоторые слова и даже их произносить, но внутри фразы они «теряются», и малыш их не слышит.
Поскольку ребенок не пользуется речью, то и контакты с окружающими сведены к минимуму. Постепенно он замыкается в собственном мире, поэтому сенсорную алалию часто ошибочно диагностируют как аутизм, также ее могут спутать с тугоухостью. С возрастом визуальное восприятие ребенка искажается, он заметно отстает в умственном развитии от нормально говорящих сверстников. В поведении прослеживаются серьезные нарушения.
Для сенсорной алалии характерны следующие симптомы:
- ребенок с трудом сосредотачивается на конкретном предмете или занятии;
- реакция на звуки очень слабая или отсутствует совсем;
- настроение у малыша чаще всего подавленное, он держится как бы отстраненно, хотя может быть очень активным и руководствуется при своих действиях мгновенным импульсом;
- в первой половине дня ребенок понимает обращенную к нему речь с большим процентом вероятности, чем вечером;
- на резкие громкие звуки он не реагирует, а вот к словам, сказанным тихим спокойным голосом, он прислушивается охотнее;
- на обыденные звуки, которые нормально говорящим человеком воспринимаются как фоновый шум, например, льющаяся вода, порывы ветра, звон посуды, ребенок реагирует очень болезненно;
- малыш приходит в восторг от звучания собственного голоса и с удовольствием изучает его возможности.
Если ребенок страдает легкой формой сенсорной алалии, то даже те слова, которые он хорошо знает, он произносит неправильно, заменяя один звук другим, и не может связать их во фразу. Малыш может постоянно болтать, повторяя все известные ему слова, часто повторяет за взрослыми услышанное, но ничего не понимает и не запоминает.
Что делать, если вы заметили тревожные симптомы?
Если у ребенка в 3-4 года наблюдаются некоторые признаки алалии, то необходимо как можно раньше показать его специалистам – неврологу, логопеду и психологу. Это очень сложное и тяжелое нарушение, поэтому коррекция ведется одновременно в нескольких направлениях:
- медикаментозная терапия – для полноценного питания и насыщения кислородом мозговых клеток, стимуляции их работы, улучшения концентрации внимания, памяти и восприятию информации;
- логопедический массаж – для развития мышц и подготовки артикуляционного аппарата к постановке правильного произношения;
- физиотерапия и рефлексотерапия – для образования недостающих нейронных связей, улучшения кровоснабжения головного мозга;
- занятия с логопедом-дефектологом, направленные на развитие речевых навыков и высших психических функций.
Что касается прогноза, то можно сказать с уверенностью только одно: чем раньше вы начнете, тем выше шансы сформировать нормальную речь. Будьте готовы к тому, что на это может уйти несколько лет.
Обычная школа, интегрированный класс
На данный момент Стас учится в 1 классе интегрированного обучения обычной школы. Выбор этот сделан осознанно, ему сложно будет освоить чтение в нужном темпе, повторять стихи и писать, как другим детям.
При этом сын нормально общается с детьми и со взрослыми, его все понимают. Небольшие отличия в произношении звуков, чистоте речи, конечно, остаются, но мы надеемся убрать их за несколько лет плотной работы с логопедом.
Дополнительно дома мы занимаемся с ребенком по учебникам математических школ, подобрала красочные и увлекательные издания. Логика — его сильная сторона на данный момент.
К сожалению, страдает чтение и письмо. Чтобы научиться писать букву нужного размера, наклона и с правильным соединением, требуется около 2-3 часов постоянного контроля и помощи. Все еще нарушен фонематический слух, плохо повторяет стихи, но мы работаем над этим, со временем все потихоньку получается: прописи есть, а стихи просим давать учить заранее.
Клиническая картина, особенности поведения
Чтобы иметь возможность выражать свои желания и эмоции, дети учатся общаться с взрослыми при помощи жестов. Позже они начинают подключать к этому процессу речь, которая постепенно усложняется и совершенствуется.
Однако дети с алалией таких успехов в развитии не демонстрируют. Они не имеют возможности общаться с взрослыми при помощи речи. Выделяют три степени недоразвитости речевого аппарата:
- Ребенок знает много слов, но при произношении сильно их искажает по причине слабого развития речевой системы.
- Ребенок знает перечень не сложных слов, демонстрирует начальные навыки речевого развития.
- У ребенка полностью отсутствует речь.
Эти уровни не имеют никакой связи с возрастом и зависят исключительно от тяжести и формы нарушения.
Задания и упражнения при сенсорной алалии
Логопедические занятия проводятся в рамках комплексной терапии. При этом, учитывая, что нарушение носит системный характер, работа ведется «по всем фронтам». В занятия обязательно включаются упражнения для развития моторики, внимания, памяти, фонематического слуха.
Важно учитывать, что детям с сенсорной алалией неконтролируемые источники звука лишь замедляют процесс коррекции, перегружая психику и не оказывая никакого речевого воздействия. Поэтому первым делом специалист рекомендует организовать в семье регулярное «время тишины» и вообще ограничить звуковое окружение
На таком, обедненном, звуковом фоне восприимчивость ребенка к речи повышается. Этот состояние и используется при проведении занятий.
Упражнения и игры:
- «Что звучит?» На первых порах необходимо научить ребенка различать неречевые звуки. Для занятий используются различные музыкальные инструменты, игрушки и приспособления. Ребенку предлагается послушать какой-то звук, воспроизвести его самому. Впоследствии можно попробовать попросить его определить предмет по звучанию.
- Различные игры на развитие мелкой моторики и внимания широко используются на первом этапе коррекции. Помимо своего прямого назначения, эти игры приучают ребенка к систематическим занятиям, концентрации произвольного внимания.
- После того, как работа над дифференциацией неречевых звуков пройдена, переходят к занятиям по формированию слуха речевого. К примеру, игра «Кто говорит?» построена на различении отдельных звуков. (На картинках лев и лошадка. Педагог четко и громко повторяет звуки «РРР» и «ИИИ», демонстрируя соответствующую карточку. После этого ребенок должен показать сам, какое животное озвучивает логопед).
- «Веселая зарядка» — это упражнение помогает не только работе с пониманием отдельных фраз и слов, но и способствует разгрузке и отдыху ребенка. Сначала движения разучиваются в определенном порядке (дети копируют действия педагога, сопровождающего действия текстом), а затем им предлагается выполнять команды в разбивку.
- Для накопления пассивного словаря и формирование различения слов подходят сюжетно-ролевые игры. Выполняя указания педагога и повторяя фразы, ребенок осваивает грамматическую сторону родной речи. Например, игра «Чаепитие» помогает отработать типовые бытовые высказывания («налей воду в чашку», «вылей из чашки», «выпей», угости» и т. д.).
- Детей-алаликов рекомендуется как можно раньше учить чтению. Причем акцентируясь не на принципах анализа и синтеза, а на чтении глобальном. Этот навык помогает в последующей коррекционной работе. С самого начала занятий звук должен сочетаться у ребенка как с изображением на картинке, так и с написанной фонемой. (Игра «Покажи букву» — педагог произносит звук, ребенок должен показать карточку с соответствующей буквой. Впоследствии задания усложняются — при изучении слогов и отельных слов).
- Развитие фонематического слуха проводится также в упражнениях на различение местоположения звука в слове. (Найти среди карточек с картинками изображения на определенный звук или показать карточку с буквой, на которую начинается произнесенное педагогом слово).
- «Сложи слог». Из карточек с буквами ребенок должен сложить слог (УА, АУ и т. п.), затем под руководством педагога озвучить его.
- Работа над освоением грамматических форм языка проводится при помощи карточек с картинками, позже — схем.
- На этапе освоения грамотной связной речи проводятся упражнения по составлению рассказа по картинкам с использованием наводящих вопросов, дальнейшему расширению словаря, объединению слов в тематические группы. (Здесь на помощь вновь приходят сюжетные дидактические игры с карточками. Можно покупать овощи для супа кукле, организовывать спальню в рамках темы «мебель» и т. д.).
Основной принцип коррекционной работы при сенсорное алалии — использование различных раздражителей. Понятие не только произносится педагогом, но и демонстрируется на карточке картинка, буква (слог), производится определенное движение.
Сенсорная алалия — сложное состояние. Поэтому нужно понимать, что коррекционные занятия с ребенком должен проводить специалист. Родители в данном случае оказывают семейную поддержку и выполняют необходимые рекомендации. Не стоит забывать и о том, что положительный настрой, доброжелательная обстановка и стимулирование к общению, идущие от семейного окружения, оказывают большую помощь ребенку в речевом развитии.
Жестокая правда
Время шло, Стасику уже исполнилось три года, а речь не появлялась, моторика и координация оставляли желать лучшего и, как естественное следствие, стало тормозить развитие интеллекта.
Это было заметно поначалу только мне и специалистам. Тогда же я услышала от именитого невролога, что «заявление на работу он никогда сам не напишет». Спасибо! Жестоко, но я была благодарна.
Было страшно, плакала ночи напролет. Нужна была внятная диагностика, которую мы так и не получили. Я стала изучать опыт России, Израиля, США и Германии. Что они делают в этих случаях?
Мы обратили внимание на частный центр коррекции речи в Санкт-Петербурге и всего за несколько часов в центре сделали 5 видов диагностики, посетили нескольких специалистов, получили на руки конкретный диагноз с описанием повреждений и подробную схему лечения. Все мероприятие нам обошлось в 400 долларов, включая перелет и еду
За сутки мы получили конкретный и понятный диагноз, основанный на результатах комплексного осмотра
Все мероприятие нам обошлось в 400 долларов, включая перелет и еду. За сутки мы получили конкретный и понятный диагноз, основанный на результатах комплексного осмотра.
«Глазки умненькие — и это хорошо»
В 2 года, когда речь не развивалась, крупная и мелкая моторика оставляла желать лучшего, я забила тревогу. Начала таскать ребенка по неврологам Минска, но ответ был примерно одинаковым: задержка моторного развития, ждите и пейте витамины, это мальчик, такое бывает, глазки умненькие — это хорошо.
Это усредненный ответ.
Мне понадобился почти год, чтобы выяснить, какие конкретно повреждения у сына и какими методами с этим можно бороться.
Мы посещали неврологов в поликлинике, ходили к «светилам» в платные центры, в РНПЦ «Мать и Дитя», лечились в РНПЦ оториноларингологии.
Были назначены препараты по стимуляции сосудов и нейростимуляторы, физиопроцедуры. Результат был, но очень кратковременный — 2-3 недели, потом откат.
Алалия: виды и симптомы
Выделяют следующие виды алалии:
- Моторная алалия (экспрессивная)
- Сенсорная алалия (импрессивная)
- Смешанный тип (сенсомоторная алалия или моторносенсорная)
Такая классификация алалии введена В.А.Ковшиковым, известным российским логопедом, который занимался глубоким изучением речевых нарушений у детей.
Характерная черта алалии — недоразвитая речь, когда ребенок произносит только звуки или слоги, первые или последние в слове.
Моторная
Моторная алалия возникает при нарушении связи мозговых речевых центров (Брока и Верника) с органами речевого аппарата. Многие дети, имеющие данный диагноз не овладевают языком вплоть до поступления в школу.
Причины:
- Внутриутробное органическое поражение головного мозга
- Множественные повреждения обоих полушарий головного мозга.
Механизмы моторной алалии еще до конца не изучены. Специалисты отмечают, что в основе моторной алалии лежат органические поражения мозга. Однако одни говорят, что в основе нарушения лежит патология моторики, а другие что нарушения психических процессов.
Признаки нарушения:
- Аграмматизм (неправильное построение предложений, неверное использование форм и падежей слов)
- Расстройства поиска слов
- Нарушение слоговой структуры слов
Если у ребенка моторная алалия он может научиться разговаривать, но так и не научиться писать.
Важные критерии диагностики алалии у детей:
- Замедленный темп усвоения языка
- Патологическое развитие языка
- Сохранность слуха
- Понимание обращенной речи
Важно отметить, что часто моторная алалия сочетается с сильно выраженными неврологическими и психопатологическими нарушениями. (Дети, страдающие от аутизма, олигофрении часто имеют речевые патологии)
Сенсорная
Характерным признаком сенсорной алалии является эхолалия, когда ребенок бессмысленно повторяет обращенную к нему речь взрослого.
Сенсорная алалия – речевое недоразвитие, характеризующиеся нарушением понимания речи. Оно связано повреждением левой верхней височной извилины головного мозга, так называемого центра Верника.
При сенсорной алалии у ребенка нарушается фонематический слух и, как следствие, восприятие речи. Ребенок не понимает обращенную к нему речь и поэтому не говорит.
Признаки нарушения:
- Навязчивое и бессмысленное произнесение звуков и их сочетаний (персеверация).
- Неосознанное повторение чужих слов (эхолалия).
- Объединение нескольких слов в единое слово (контаминация).
Признаки моторной и сенсорномоторной алалии
Моторная форма вызвана поражением центра Брока, который отвечает за способность формулирования и воспроизведения завершенной мысли устно или письменно. Дети с моторной алалией обычно понимают, что им говорят, но не могут выразить свои желания и мысли.
При легкой степени поражения речь представлена отдельными словами, которые стоят в начальной форме и не связаны во фразу. Ребенок не может изменить слово по числам, родам, падежам, не использует предлоги и союзы. При тяжелой форме речь отсутствует, и он заменяет ее мимикой, интонацией и жестами.
Симптомы:
- Речь формируется в 4-5 лет
- Ребенок не может построить простейшую фразу.
- Скудный словарный запас.
- Плохое произношение. Ребенок меняет местами слоги, путает схожие звуки.
- Заторможено умственное развитие.
- Низкое развитие мелкой моторики: ребенок с трудом удерживает мелкие предметы, медленно застегивает пуговицы, завязывает шнурки, плохо управляется с ложкой и вилкой.
- Плохо развита и координация движений. Малыш часто спотыкается, не умеет прыгать на одной ноге, проходить по ровной линии. У него нет чувства ритма.
При моторной алалии ребенку сложно сконцентрироваться на каком-либо определенном занятии, он устает, отвлекается, капризничает.
С моторной формой алалии часто сочетается сенсорная алалия – наиболее тяжелое проявление заболевания, поскольку страдает не только воспроизведение речи, но и ее восприятие. Добавляются еще и такие признаки:
- вялость или, наоборот, гиперактивность;
- медленная реакция,
- непонимание речи.
Сенсомоторная алалия часто сопровождается заиканием, нарушениями слухоречевой памяти, отсутствием связи между произнесенным словом и его значением.
Формы моторной алалии у детей
В зависимости от локализации повреждения головного мозга выделяют следующие виды моторной алалии: афферентная и эфферентная.
Афферентная (кинестетическая)
Эта форма обусловлена поражением участка коры, которая отвечает за кинестетический контроль речевой программы. Он находится в нижне-теменном отделе левого полушария. При этом ребенку сложно воспроизводить слова и предложения, находить артикуляционные позы. То есть малыш не знает, как располагать язык, губы, зубы во время произнесения слова.
Состояние называется орально-артикуляторная апраксия. Внешне она проявляется заменой звуков, искажением структуры слогов.
Эфферентная (кинетическая)
Эфферентная моторная алалия развивается из-за повреждения центра Брока — заднелобных участков головного мозга. Это зона отвечает за контроль над переключением артикуляционных актов. Детям с такой патологией трудно соблюдать последовательность речевых движений. В результате искажается слоговый состав слова, наблюдается замедление речи. В науке этот синдром называют кинетической апраксией.
Существуют также уровни моторной алалии. Эта классификация учитывает степени недоразвития речи. При 1 уровне малыш крайне ограничен, пользуется несколькими обиходными словами, основу речи составляют звукоподражания и лепет. 2 уровень характеризуется более широким набором слов, способностью составлять короткие предложения. 3 уровень моторной алалии отличается присутствием фразовой речи.