Причины возникновения ЗПР у детей
Основными считаются 4 группы причин.
- Соматогенная. Проблемы могут быть вызваны различными инфекциями, сопутствующими заболеваниями, приобретенными или врожденными пороками, связанными с развитием соматической системы. Такие дети излишне застенчивы, опасаются лишний раз вступать в контакт со сверстниками, не верят в собственные силы. Нередко взрослые своей чрезмерной опекой сами ограждают детей от взаимодействия с окружающим миром.
- Церебрально-органическая. Встречается в разы чаще остальных. Её могут вызвать патологии во время беременности, токсикозы, конфликты резусов и многое другое. Ребенок в этом случае будет незрелым в эмоционально-волевом плане. У него может отсутствовать желание познавать мир и изучать нечто новое. Это связано с недостаточностью нервной системы.
- Конституциональная. Оно выражено в инфантилизме, наивности, откровенно примитивных представлениях о людях, предметах и мире в целом. Другими словами, такие дети существенно отстают от ровесников в психическом развитии, оставаясь далеко позади них. Наиболее привычная и понятная им форма общения — это игра.
- Психогенная. К его появлению могут привести психические травмы и потрясения, а также неблагоприятная атмосфера в доме, где они воспитываются (например, злоупотребление взрослыми спиртных напитков, агрессия, склонность к употреблению запрещенных веществ и т.д.). Подобного рода состояния заканчиваются нарушениями нервно-физических и психических реакций и функций.
В России около 65% детей рискуют от тех или иных форм ЗПР, что вызывает трудности с их обучением и адаптацией. Что делать и куда отдать ребенка с ЗПР учиться в такой ситуации, разбираемся в этом материале.
Нужны ли детям с ЗПР специальные учебные заведения
Прежде всего, важно понимать, что в ситуации выбора учебного заведения трудно всем – и родителям, и ребенку. Взрослые не знают, на что ориентироваться, у них есть сомнения по поводу способа обучения
Но и будущему ученику тяжело пережить этот период, ведь часто родители начинают завышать к нему требования, давать задачи не по способностям и умениям. В том случае, если будет выбрана обычная школа, не избежать ситуации, в которой учитель будет недоволен успехами ученика с ЗПР, также как и родители, которые могут к тому же и ругать за неудачи.
Поэтому важно понимать особенности будущего школьника при выборе учебного заведения, как обычного, так и для детей с ЗПР
Это заболевание приводит к тому, что у детей формируется индивидуальный ритм усвоения материала, поэтому обычный темп урока им не подходит. Такие школьники прекрасно осознают свои успехи и неудачи и сравнивают себя с другими учениками
Видя свое отставание, ребенок будет пытаться привлечь к себе внимание. Поэтому в классе может начаться плач, ученик будет проявлять агрессию, отказываться выполнять требования учителя
Из-за трудностей в усвоении материала, а также нежелания взрослых уделять большое количество времени на совместный разбор тем, капризы начинаются и дома. Это заставляет взрослых задуматься о том, что пора переходит в класс для детей с ЗПР. Это будет правильное решение, если у родителей нет навыков и времени самим справиться с обучением.
Неважно, какое название у школы, главное подход учителей к обучению. Важно найти педагога, который сможет следовать нескольким правилам, и индивидуальный ритм восприятия только одно из них
Нельзя завышать требования к ребенку с ЗПР, так как его возможности не увеличатся от необходимости выполнить программу.
Чтобы не очутиться в такой ситуации, перед выбором школы необходимо протестировать возможности и не превышать их. Для этого заранее просматриваются программы учебных заведений, которые обычно доступны на сайте.
Но забрасывать на устоявшемся уровне развитие знаний и навыков нельзя. Наряду с обучением проводиться коррекция недостатков по специальному плану и процедуры для общего улучшения здоровья
Подобное внимание можно оказать только в специализированных заведениях, что является их преимуществом
Есть несколько других отличительных черт, которые показывают, что ребенку с ЗПР действительно нужна специальная школа.
Во-первых, это маленькие классы. Это позволяет поддерживать контакт со сверстниками, но все равно получать достаточно внимания от учителя.
Во-вторых, такие классы предлагают идти по специальной адаптивной программе и дома, что приводит к успешным результатам обучения и коррекции. После того, как школьник догонит сверстников без задержки, он может перевестись в обычную школу. Но на начальных этапах все-таки стоит обратиться к специалистам и школам для детей с ЗПР.
Поставили диагноз ЗПР, что делать?
Не следует винить себя и близких в испорченной наследственности. Лучшее, что можно сделать – обратиться за помощью к специалистам. Специальные психологи, неврологи, дефектологи, логопеды помогут подобрать необходимые коррекционные программы, которые нужно выполнять продолжительно и непрерывно. В случае несоблюдения предписаний, отказа от дальнейшего обследования по системе, назначенной врачами, приводит к усилению симптомов, вплоть до развития умственной отсталости.
Чувство стыда за «неполноценное» дитя, особенно если есть другие, нормально развивающиеся дети, формирует у ребенка чувство неполноценности, социальной дезадаптации и негативного отношения к себе.
Если негативные чувства и эмоции преобладают над желанием помочь ребенку, посоветуйтесь с врачом. Диагноз ЗПР – не приговор, он легко поддается коррекции при систематическом выполнении реабилитационных мероприятий и по достижении младшего школьного возраста ребенок догоняет сверстников в развитии. Но лучше всего отдать ребенка в школу в возрасте 8, а не 7 лет. То, что ребенок будет старше остальных одноклассников на 1 год – не страшно, зато он будет готов к обучению в школе эмоционально и умственно.
Очень важно не надеяться, что «само пройдет», «заговорит», «в садике подтянется», а действовать самим и сообща с врачом исправлять признаки ЗПР. Это трудоёмкий процесс, требующий участия всех близких и более взрослых детей (если есть старшие братья и сестры)
Все усилия, приложенные к коррекции ЗПР, окупятся с лихвой. Если мероприятий по коррекции недостаточно, то дополнительно врачами назначается медикаментозное лечение.
Если у ребенка ЗПР — советы родителям
- Не отрицайте очевидного. Чем раньше вы обратитесь к специалистам, тем проще будет помочь.
- Оказывайте поддержку. Не следует чрезмерно опекать ребенка, но и давать ему полную самостоятельность тоже не стоит. Пока он просто не может сладить с учебой, но все можно исправить. Направляйте, корректируйте его действия, но не берите все на себя.
- Если врач прописал лекарства, значит это необходимо. Однако это не означает, что с ребенком не нужно заниматься. Именно занятия с психологом, нейропсихологом и при необходимости логопедом-дефектологом помогут справиться с проблемой.
- Подберите хороших специалистов. Проще будет найти необходимых педагогов в одном центре. Ребенку необходимы занятия по развитию речи, мелкой моторики, логики. Педагог-психолог будет работать с коммуникативными навыками.
- Создайте дома развивающую среду. Обязательно выполняйте задания педагогов.
Лечение ЗПР — процесс не быстрый и не простой. Однако совместными усилиями можно помочь ребенку догнать сверстников.
Как вести себя родителям, чтобы помочь ребенку с ЗПР?
Роль семьи несет самую важную функцию в успешности лечения. Несколько полезных правил для всей семьи в воспитании:
Поборите желание делать все за ребенка: собирать его в детский сад/школу, одевать, застегивать пуговицы и прочие вещи, которые он может сделать сам. Учите самостоятельности, начиная от простых навыков самообслуживания, заканчивая заданиями по дому
Не делайте за него все, помогайте развивать самостоятельность, задавая вопросы: «Что нужно взять с собой завтра в садик/школу», «Куда нужно складывать одежду?» Тем самым внимание активизируется, и постепенно будет формироваться желание делать все самому. Главное в процессе воспитания – это именно ваше терпение.
Не стоит требовать слишком много
Учитывайте особенности диагноза. Не перегружайте заданиями, работой, с которой справляются не отстающие в развитии дети в его возрасте. Завышенными требованиями можно лишь снизить работоспособность и отбить всякое желание делать что-либо в дальнейшем. Время выполнения заданий определит психолог. Обычно это зависит от возраста и степени тяжести диагноза. В среднем задания для умственной нагрузки длятся 10-12 минут. Затем следует сделать перерыв на 20 минут. Поиграйте в подвижную игру, перекусите, сделайте гимнастику. Продолжите коррекционно-развивающую работу еще 8 минут. В день этого достаточно. В течение дня включите в режим ребенка игры-терапии: манипуляции с песком, пальчиковые игры. Это обязательно. Если ребенок не выдерживает даже 5 минут занятия, добавьте перерывы с физкультурными минутками, но выполните все 10 минут каждого занятия.
Подбадривайте, хвалите за хорошее поведение, празднуйте маленькие победы (научились вырезать из бумаги – сходите в кино или займитесь другим любимым развлечением). Ребенок должен верить в свои силы, испытывать интерес от собственных достижений. Желание делать что-либо самостоятельно, развивая активность, будут формироваться поначалу только на легком и увлекательном материале.
Общайтесь, помогайте изучать окружающий мир. На прогулке, по дороге из сада/школы, везде вне дома и учебной обстановки, просите называть форму, размер, цвет объекта – машины, дома, крыши. Обращайте внимание на погоду, попросите описать ее.
Запаситесь терпением. Кстати, ребенку оно тоже понадобится. Если уж вы сами срываетесь, не в силах ждать, пока он застегнет куртку, вымоет кружку, соберет игрушки, приготовит себе бутерброд, чего ждать от него?
Сейчас созданы специальные группы в детских садах (государственных и частных), в школах работают классы коррекции. Групповые занятия по 10-12 человек эффективны. Там дети учатся по специальным программам и получают помощь от дефектолога, психолога, логопеда. Такая работа дает возможность полностью купировать диагноз.
Функция специалистов, их работа будет не так важна (а лучше вообще сказать, малоэффективна), если родители оставляют всю работу по коррекции педагогам.
Особенности обучения пациентов с ЗПР
Диагноз ЗПР ставится детям в возрасте до 12-13 лет. Задержкой психического развития считают замедление скорости формирования различных психических функций (восприятие, мышление, способность запоминать, обрабатывать информацию).
Задержка психического развития детей дошкольного возраста также определяет работу с ними. Обучение навыкам, соответствующим возрасту, у таких ребят нужно начинать достаточно рано, что стимулирует формирование психофизических реакций и готовит дошколят к учебному процессу. Педагог должен учитывать особенности такого малыша и приготовиться к тому, что даже простые задания вызывают у него затруднения и выполнение их требует длительного времени.
В возрасте 3-6 лет возможно диагностировать ЗПР, но в дальнейшем необходимо уточнение диагноза и дифференцирование этого отклонения от других патологических состояний.
Требования к педагогическому процессу:
- обучение соответствует уровню конкретного школьника;
- индивидуальный подход и обучение в малых группах;
- многозадачность процесса обучения;
- вовлеченность и участие близких родственников;
- регулярный контроль динамики состояния.
Нужно учитывать, что существуют различные группы детей с задержкой психического развития. В зависимости от причин, которые вызвали данное отклонение, различают:
- церебрально-органическую патологию;
- соматогенную задержку;
- психогенную задержку;
- конституциональную патологию.
Тип патологии определяет работу педагога с каждой группой:
Тип патологии | Индивидуальные особенности |
Церебрально-органический | Отличается самым неблагоприятным прогнозом, обучение их затрудняет психоэмоциональная незрелость. На фоне патологии ЦНС присутствует нарушение восприятия информации, безразличие к окружающему миру, заторможенность мыслительных реакций. Обучение в этом случае включает в себя мероприятия по устранению патологии нервной системы. |
Соматогенный | Определяется задержка психофизического развития. Во время обучения они испытывают страх и неуверенность, возможно нарушение развития межличностных связей. Образование этой группы организуют с учетом особенностей характера, используя различные меры поощрения, развивая уверенность и помогая в социальной адаптации. Одновременно необходимы укрепляющая терапия, ЛФК и другие мероприятия, стимулирующие физическое развитие. |
Психогенный | Формируется вследствие психологических травм и приводит к нарушению психических реакций. Коррекция направлена на улучшение нервно-психических функций, усвоение новых знаний и развитие интеллекта. |
Конституциональный | Определяет общий инфантилизм в эмоционально-волевой сфере, такие ученики невнимательны, внушаемы, им сложно сосредоточиться на конкретной задаче, уроке. Обучение при этой патологии направлено на тренировку усидчивости, внимания. |
Как подготовиться ребенку с ЗПР к обучению в школе
Прежде всего, необходимо четко следовать предписаниям, которые были получены от педагогов из дошкольного учебного заведения, которые уже занимались с ребенком. Также должны быть наработки от узкопрофильных специалистов, таких как логопед, дефектолог и детский психолог.
Далее, учителя и родители должны согласовать план по поводу адаптационного периода. В это время происходит привыкание к новой среде, и у пациента с ЗРП он гораздо дольше. Следует продумать то, как он будет привыкать к правилам, к расписанию, к людям и к занятиям. Надо быть готовым к тому, что он будет сопротивляться переменам, капризничать на уроках и отказываться идти на контакт. В таком случае необходимо добавить в учебный процесс игровых моментов, возможно, использовать те методики и упражнения, которые уже знакомы школьнику.
Если программа, которую учитель пытается донести, оказывается не по силам ученика, надо начать с повторения изученного, а новый материал упростить или изменить подачу. В некоторых случаях может понадобиться сопровождение детей с ЗПР в школе для стабилизации дисциплины. Это может быть как логопедическое сопровождение, так и дефектологическое сопровождение в школе. Это означает, что вместе с учеником на занятиях будет присутствовать логопед и дефектолог, помогающий на уроках.
Перед тем, как начнется новый учебный год, родители должны провести подготовку к школе. Во-первых, объяснить, что такое уроки, и что от детей там будут требовать. Далее подготовить к расписанию, возможно, попробовать позаниматься в школьном режиме дома. Заниматься дополнительно нет необходимости в том случае, если сохраняется регулярный режим коррекционных домашних упражнений.
Что касается покупки школьных принадлежностей, то тут необходимо ориентироваться как на стандартный список, так и на дополнительные требования учителя, которые вызваны индивидуальным подходом к обучению.
Можно ли помочь ребенку с ЗПР?
Тот факт, что ЗПР означает лишь пограничное состояние между нормой и необходимостью коррекции и ни в коем случае не подразумевает умственной отсталости говорит о том, что справиться с задержкой развития вполне можно. При усердной работе и объединенных усилиях специалистов, самого ребенка и родителей можно добиться того, что учеба выправится, а сам ученик вполне догонит своих товарищей.
Первым делом необходимо пройти обследование. Помимо педиатра, следует посетить нейропсихолога, который сможет разобраться в проблеме и назначить коррекционные мероприятия.
Коррекция ЗПР подразумевает принятие комплексных мер. Медикаментозное лечение сочетается с работой логопеда-дефектолога и нейропсихолога. Не стоит уповать только лишь на лекарственные препараты. Сами по себе они не смогут исправить ситуацию. Прописанные в данной ситуации ноотропы, витамины и средства, улучшающие мозговое кровообращение, лишь стимулируют активность работы мозга, но необходимы и занятия по психологической коррекции.
Данные мероприятия направлены на улучшение эмоциональной и познавательной сферы
Ведь ребенку необходимо развивать память, внимание, строить логические связи.
Родители должны помнить, что ЗПР можно и нужно исправить. Главное, приложить усилия и работать всем в комплексе
Коррекционные учреждения
В последнее время на базе общеобразовательных школ появляются особенные классы. На освоение начальной и средней ступени выделено 4-5 лет, в зависимости от состояния учеников и их способностей. Чтобы процессы были выстроены максимально эффективно, в один класс могут быть зачислены не более 12 человек. Это позволит специалисту подбирать индивидуальный подход и посвящать каждому подопечному максимальное количество времени.
Важно сочетать учебу и лечение, а также физическую активность ребенка. Таким образом вы сможете укрепить как состояние их здоровья, так и моральную составляющую
В чем разница между обычной школой и ЗПР?
В стандартной школе у учителей есть программа и время, за которое ее надо пройти. Каждая тема укладывается в отпущенные занятия, задержки невозможны, а тема заканчивается контрольной работой.
В классах для детей с ЗПР график более свободный, а программа легче. Преподаватель, даже в группах, а не на индивидуальных занятиях, прислушивается к детям и придерживается того темпа, который комфортен всем учащимся.
В обычных классах детей может быть более 30 человек, а в специальных группах не больше десяти
В результате получается уделить всем внимание. Это сказывается не только на качестве преподавания, но и на эмоциональном фоне ученика, который чувствует себя комфортно и спокойно
В классе обычной школе ученика с ЗПР будут окружать дети, которые будут опережать его в учебе и в жизни класса, группы. В ЗПР-заведениях такого неравенства не будет, поэтому школьник не будет сравнивать себя с окружающими и чувствовать неудобство.
Организация коррекционного обучения детей с ЗПР
Организация обучения детей с ЗПР имеет свои особенности, которые обусловлены специфическими параметрами их развития.
Стандартная общеобразовательная программа и опора на принципы построения педагогического процесса являются неприменимыми к образовательной деятельности детей с ЗПР. Ребенок не может подходить к обучению сознательно, проявлять в нем активность, а также усваивать учебный материал систематично. Поэтому, для данной группы детей создаются специальные коррекционные программы обучения. Данные программы основываются на следующих направлениях деятельности:
Нормализация учебной деятельности ребенка с ЗПР. При ЗПР ребенок оказывается неспособен к организации своей деятельности, концентрации внимания. Он импульсивен и не умеет контролировать собственные поведенческие реакции. Это приводит к низкой продуктивности образовательной деятельности. Поэтому, применяются специальные коррекционные методики, проводятся занятия, направленные на нормализацию учебного процесса ребенка с ЗПР.
Формирование дифференцированной системы обучения. Дети обучаются небольшими группами: по 10-12 человек. Группы формируются по идентичным признакам развития ребенка с ЗПР.
Упрощение образовательной программы. Учебный материал, предназначенный для познания нормальными детьми, упрощается и сокращается для более продуктивного восприятия детьми с ЗПР.
Организация непродолжительных учебных занятий: не более 20 минут. Ребенок с ЗПР испытывает проблемы с концентрацией внимания. Его сосредоточенность на новой информации ведет к сильному напряжению мышления. Если проводить уроки более 20 минут, то это приведет к утомлению ребенка и развитию проблем в восприятии учебной информации.
Применение наглядных и игровых средств обучения. Обучение должно быть увлекательным и интересным для ребенка
Поэтому, важно создать условия для привлечения внимания ребенка к учебной деятельности.
Применение дидактических средств обучения. Необходимо активизировать мыслительные операции ребенка с ЗПР: анализ, синтез, сравнение, обобщение
Для этого применяются дидактические средства, которые, с одной стороны, создают условия для реализации учебной деятельности, привлекают к ней ребенка, а с другой стороны, освобождают ребенка от учебной деятельности, посредством выполнения операций, не имеющих отношения к теме урока.
Исключение однообразных действий. Совершение одинаковых операций приводит к утомлению и перенапряжению учащихся с ЗПР. Поэтому, выполнение однообразной умственной деятельности требует замены на различные формы работы.
Нестрогая дисциплина. Соблюдение режимных моментов оказывается проблематичным для учащегося с ЗПР. Учебная деятельность, как правило, строится в игровой форме. Ребенок может встать в ходе урока и пройтись по классу, чтобы снять напряжение, организовать обсуждение, интересующего вопроса, с другими детьми. Нельзя загонять детей с ЗПР с дисциплинарные рамки. Это может привести к их апатии и снизит продуктивность образовательного процесса.
Практическая ориентация изучаемого материала.
Принципы обучения детей с ЗПР. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ» />Рисунок 2. Принципы обучения детей с ЗПР. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Выводы
Решение о выборе места учебы родители принимают самостоятельно, основываясь на способностях школьника и предписаниях специалистов. Рекомендуется выбирать специальные заведения, так как они построены таким образом, чтобы максимально комфортно влить детей с ЗПР в школьную среду. Занятия ориентированы не на простое прохождение программы, а на освоение навыков и коррекцию особенностях при задержке в развитии.
Обычные школы не считаются самым плохим вариантом, так как учителя все равно будут стараться подстроиться под всех своих учеников. Необходимо понимать, что на пятерки школьник с ЗПР учиться не будет, но углубит свои знания в кругу других детей.