“особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития”

Наблюдение как познавательная комплексная деятельность

Восприятие

Недостатки восприятия обычно и приводят к тому, что ребенок не замечает чего-то в окружающем его мире, «не видит» многого из того, что показывает педагог, демонстрируя наглядные пособия, картины. Существенным недостатком восприятия у этих детей является значительное замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации. В условиях кратковременного восприятия тех или иных объектов или явлений многие детали остаются «неохваченными», как бы невидимыми. Ребенок с задержкой психического развития воспринимает за определенное время меньший объем материала, чем его нормально развивающийся сверстник.

21 стр., 10275 слов

Речевая деятельность детей

… по проблеме активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста . 2. Выявить уровень развития речевой деятельности у детей среднего дошкольного возраста. … речи показывают, что существуют типичные проблемы развития речи дошкольника: бедность речи, недостаточный словарный запас, замусоривание речи … 3 ступени речевого акта: подготовка и исполнение высказывания, его восприятие и понимание, …

У детей с ЗПР часто наблюдаются затруднения в право- и левоориентации, а также невыраженная или перекрестная латеральность.

Память детей с задержкой психического развития также отличается качественным своеобразием, при этом выраженности дефекта зависит от генеза задержки психического развития. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. Недостатки в развитии произвольной памяти проявляются в замедленном запоминании, быстроте забывания, неточности воспроизведения, плохой переработке воспринимаемого материала. В наибольшей степени страдает вербальная память. На передний план в структуре нарушения мнемической деятельности выступает недостаточное умение применять приемы запоминания, такие как смысловая группировка, классификация. Недостаточность произвольной памяти у детей с ЗПР в значительной степени связана со слабостью регуляции произвольной деятельности, недостаточной ее целенаправленностью, несформированностью функции самоконтроля.

После специального обучения детей эффективному использованию группировки материала по ситуативным признакам и по родовой принадлежности показатели детей с ЗПР улучшаются.

Общие недостатки механической памяти детей с ЗПР, выявленные при исследовании кратковременной памяти:

  • заметное по сравнению с нормой снижение результативности первых попыток запоминания;
  • несколько большее количество попыток, необходимых для заучивания материала (медленное нарастание продуктивности запоминания);
  • сниженный объем запоминания;
  • несколько более низкий (на 2 — 3 года) уровень продуктивности памяти;

— Таким образом, отклонения в развитии памяти являются характерными для задержки психического развития как специфического вида дизонтогенеза. Отличительной особенностью недостатков памяти при ЗПР является то, что могут страдать лишь отдельные ее виды при сохранности других. дети задержка психический умственный

При целенаправленной коррекционной работе, в частности, по формированию специальных приемов запоминания, развитию познавательной активности и саморегуляции возможно существенное улучшение мнестической деятельности при ЗПР.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Психокоррекционный компонент в деятельности логопеда

Коррекционная направленность работы учителя-логопеда представляет собой систему коррекционного воздействия на языковую и учебно-познавательную деятельность ребенка с речевыми нарушениями. В зависимости от структуры речевого дефекта и степени его проявления строится содержательный направление коррекционной работы. Основной формой организации логопедической работы являются групповые и индивидуальные занятия. Количество детей в группах составляет 4-5 человек. Занятия проводятся во времена, свободные от уроков, с учетом режима работы школы. Периодичность и продолжительность занятий зависит от характера нарушения и степени его проявления. Темы групповых и индивидуальных занятий, а также учет посещения записываются в журнале посещения. Следует отметить, что учитель-логопед не только проводит коррекционные занятия, но и обеспечивает коррекционно-логопедический сопровождение обучения и воспитания каждого ученика, нуждающийся в помощи, проводит консультативную работу с родителями, педагогами. На этом этапе следует определить основные направления коррекционной работы: Устранение различных нарушений речи и содействие преодолению обусловленной ими неуспеваемости по обучению грамоте; Формирование разносторонних представлений о предметах и ​​явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи; Формирование необходимых для усвоения программного материала по обучению грамоте умений и навыков; Предотвращения вторичных нарушений (при чтении и на письме) и формирование пространственно-срочных отношений.

Необходимым условием проведения коррекционной работы с учащимися-логопатами является сочетание общедидактических принципов с основными положениями коррекционной педагогики, возрастной и специальной психологии: комплексности, целостности; всесторонности; системности и динамичности.

Теоретический компонент предполагает: знание общих закономерностей психического развития в онтогенезе; знание периодизация психического развития; знание проблемы соотношения обучения и развития; представление об основных теориях, моделях и типах личности; знание о социально-психологических особенностях группы; знание условий, обеспечивающих личностный рост и творческое развитие. Практический компонент подготовки заключается в овладении конкретными методами и методиками коррекции. Личностная готовность осуществлять коррекцию предполагает наличие у взрослого потребности идти не от себя, а от ребенка и его проблем.

15 стр., 7353 слов

Влияние внешкольной деятельности на развитие личности старшеклассников

… На уроках невозможно в полном объеме изучить и понять сложные и многогранные вопросы современного мира. Необходима разнообразная внеурочная, внеклассная деятельность. Различными авторами изучалась проблема развития личности детей старшего …

Воображение ребенка и его роль в познавательной сфере и деятельности.

Воображение-это процесс создания нового образа из материалов, сохранившихся в виде представлений от прошлых восприятий. Это создание нового в форме идеального. Характерной чертой воображения является необходимость постоянного соотнесения нового образа с практикой, что позволят убедиться в его правильности и полезности. Соотнесение нового образа с практикой проверяет его качество, указывает на наличие дефекта, и является стимулом для дальнейшего развития воображения в процессе деятельности. Процесс воображения носит аналитико-синтетический хар-р. Сущность: преобразование представлений, создание новых образов на основе имеющихся. В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. Четвертая функция состоит в формировании внутреннего плана действий. Пятая функция – это планирование и программирование деятельности.

Виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение: воссоздающее или репродуктивное и творческое. В творческое, в свою очередь, входят мечта и фантазия.

Воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкое отступление от действительности, нарушение жизненной реальности. Воображение, как любая психологическая функция ребенка, требует педагогической заботы, чтобы оно развивалось. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К 1 классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.

Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, а также на занятиях рисованием, особенно, когда ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображением.

Неустанная работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми узкого личного опыта. В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов. В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее. Воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается из непосредственного в опосредственное, причем основным орудием овладения им со стороны ребенка являются сенсорные эталоны. Помимо своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет еще одну, аффективно-защитную роль.Познавательное воображение формируется благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова. Аффективное воображение складывается в результате образования и осознания ребенком своего «Я», психологического отделения себя от других людей и от совершаемых поступков . Воображение ребенка содержательно, связано с познавательной деятельностью, с образами, которые он получает из разных источников информации, а эмоционально — с теми переживаниями, которые вызывала информация у самого ребенка или отношения к нему сверстников и взрослых; Начиная со старшего дошкольного возраста, необходимо учить детей воплощать свои мысли в образах воображения, связанных с определенными эмоциями; для воспитания и развития воображения большое значение имеет расширение и обогащение запаса знаний детей.

Какие виды познавательной деятельности существуют

В зависимости от средств изучения и самого объекта изучения наука выделяет четыре основных вида познавательной деятельности:

  • обыденный;
  • научный;
  • художественный;
  • религиозный.

Обыденное познание (оно же обыденно-практическое) – это первичный вид познавательной деятельности, предоставляющий наибольшее количество знаний об окружающем мире и составляющий базу для возникновения остальных видов.

Оно может иметь, как осознанный, так бессознательный (спонтанный) путь реализации. Его основой является собственный повседневный опыт человека, получаемый в результате разного рода деятельности, а также обмен им и обобщение своего и чужого опыта. Для поиска истины используется практическая деятельность, на основании результатов которой и формируются выводы.

Научное познание — изучает общие свойства предметов и явлений и общие законы их взаимодействия. Единичные категории, заменяются общими и свойства единичных объектов осознаются как общие, присущие всей группе.

Существуют 2 уровня научного познания:

  • эмпирический (практический) – постижение, основанное на сенсорных анализаторах и данных измерительных приборов;
  • теоретический — отталкивается от рациональных подходов и логических умозаключений.

Художественное познание – представляет приёмы как обыденного познания, отражая действительность через единичные художественные образы, так и научного, обобщая отображаемые объекты. Проявляется через искусство и его предметы.

Основной проблемой художественного познания является поиск единичного, отражающего общее в наиболее полном объёме. Оно занимается как самопознанием, так и изучением мира.

Религиозное познание — главнейшим понятием является Бог, как сверхъестественное явление. Он кладезь и носитель окончательной истины, которую можно постичь только с помощью божественного откровения, которое может быть как результатом долгого самоотречения и самопознания, так и божьей благодатью.

Каждый из видов познавательной деятельности предлагает своё специфическое знание об окружающем мире, имеет собственное толкование истины и собственный способ её поиска. Именно благодаря такому разнообразию картина мира предстаёт перед человеком наиболее полной и объективной.

Высшие психические функции и речь

Память

Дети с ЗПР плохо запоминают информацию, потому что объем их краткосрочной и долговременной памяти ограничен, есть нарушения механической памяти. Их воспоминания отрывочны, неполны, только что выученный урок, быстро забывается. Плохая память мешает во время занятия: например, такому ребенку приходится постоянно напоминать условия задачи или правило, он путает слова и т. д.

Им требуется больше попыток, чтобы запомнить что-то, поэтому необходимо многократное повторение новой информации. При ее воспроизведении ребенку с ЗПР также нужно больше времени, так как он долго подбирает нужные слова.

Психологи и неврологи рекомендуют обучить ребенка различным техникам запоминания для развития памяти и мышления.

Восприятие

Из-за плохой памяти о многих предметах, понятиях, явлениях у детей с ЗПР складывается фрагментарное представление: общая картинка есть, но часть кусочков мозаики отсутствует.

Доказано, что наглядный материал усваивается намного лучше, чем словесный, поэтому при объяснении необходимо использовать рисунки, простые схемы, инфографику.

Внимание

При ЗПР ребенку трудно долго удерживать внимание на одном предмете или занятии, он постоянно на что-то отвлекается. Учителя часто его ругают за неусидчивость и болтовню на уроке, неспособность выполнить задание до конца

Чтобы сделать занятия в школе и дома более эффективными и интересными для ребенка, необходимо организовывать их так, чтобы была частая смена видов деятельности. В комнате, где ребенок учит уроки не должно быть никаких внешних раздражителей – компьютера, радио, телевизора.

Мышление

Образное мышление у таких детей нарушено, то есть они не могут представить детально конкретную ситуацию или предмет в уме, что необходимо, например, на уроках математики. Абстрактное мышление (отвлеченный поиск решения проблемы, способность взглянуть на ситуацию в целом, не обращаясь к опыту, органам чувств) и логическое мышление (умение выстраивать причинно-следственные связи, применяя и анализируя знания, полученные ранее) работают только, если ребенка направляет взрослый – учитель, мама.

Самостоятельно ребенок не может сделать какой-то общий вывод, классифицировать информацию, выделить основные признаки предметов, сравнить, найти различия и общее между ними, найти связь и т. д.

Речь

Задержку психического развития часто сопровождают такие речевые нарушения, как: дислалия (неспособность правильно произнести звуки при нормально развитых органах речи), дисграфия (трудности при овладении письмом) и дислексия (сложности при овладении чтением).

Дети с ЗПР часто поздно начинают хорошо говорить, неправильно произносят многие звуки, у них небольшой словарный запас, им сложно построить длинное предложение. Здесь необходима помощь логопеда-дефектолога.

1.1 Понятие задержки психического развития

Задержка психического
развития (ЗПР), вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как
случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического
развития»), так и относительно стойкие состояния незрелости
эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей
степени слабоумия. Процесс развития познавательных способностей при ЗПР часто
осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими
расстройствами (астеническими, церебрастеническими, невротическими,
неврозоподобными и др.), нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка.

Причины возникновения
ЗПР: органическая недостаточность нервной системы, чаще резидуального
(остаточного) характера, в связи с патологией беременности и родов; хронические
соматические заболевания; конституциональные (наследственные) факторы;
неблагоприятные условия воспитания (ранняя депривация, плохой уход, безнадзорность
и др.).

Мышление – высший психический познавательный процесс, его место и роль в познавательной деятельности человека

Мышление-это обобщенное и опосредованное отражение объективной реальности, ее устойчивых закономерностей, свойств, связей в понятиях. Это процесс познания объективной реальности, связанный с речью и направленный на разрешение создавшейся проблемной ситуации.

Мышление есть многоступенчатый переход от общего к единичному и, наоборот.

Суть данного процесса заключается в порождении знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.

Мышление в структуре психики личности относится к психическим познавательным процессам, которые обеспечивают отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности. В процессе исторического развития сознания очень существенное место занимает развитие мышления, с которым прежде всего связана сознательность человека.Мышление имеет место только тогда, когда имеется проблемная ситуация. Если же можно обойтись старыми способами действия, то мышление не требуется.Формирование механизмов мышления является основой развивающего обучения.

Признаки мышления: опосредованное познание предметов объективной реальности; обобщенное отражение действительности; всегда связано с решение задачи. Наиболее ярко оно проявляется при возникновении проблемной ситуации. Работа мышления начинается с вопроса, ответ на который является его целью. Ответ на поставленный вопрос находится с помощью определенных умственных операций; мышление неразрывно связано с речью, мысль облекается в речь (внутренняя речь).

Речь-орудие мышления.

Мышление человека полиморфно(разнообразие видов) и представляет собой общность строения внешней практической предметной и теоретической(мыслительной) деятельности.

Функции мышления, его значимость в жизнедеятельности человека: установление всеобщих связей; понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений; обобщение свойств однородной группы явлений и др.

Виды мышления: наглядно-действенное; наглядно-образное; словесно-логическое(абстрактное); репродуктивное(воспроизводящее); продуктивное(творческое); теоретическое; практическое.

Познавательная деятельность — что это такое

Это вид деятельности присущ только человеку, и относится к высшей форме психического познания. Он представляет собой симбиоз сенсорного восприятия, теоретического осознания и практических действий. Сопровождая все виды деятельности, он только в момент обучения приобретает чёткую ярко выраженную форму и становится осознанным.

Процесс познания — один из трёх составляющих человеческое сознание процессов наряду с переживанием и отражением. Он реализуется с помощью таких психических процессов как:

внимание;
память;
мышление;
речь;
восприятие;
ощущение;
представление;
воображение.

Для его осуществления необходимы следующие составляющие:

  • объект (информация, знания);
  • субъект (получающий знания — познающий);
  • причинно-следственная связь между субъектом и объектом (почему необходимо эти знания усвоить).

1.3 Диагностика задержки психического развития

Родители большей частью
обращаются к врачу или психологу, когда детям исполняется 7-9 лет, с проблемами
школьной неуспеваемости и дезадаптации
, с обострением прежних или
возникновением новых нервно-психических расстройств. Однако диагностика ЗПР и
выявление детей «группы риска» возможны гораздо раньше в связи с замедленностью
темпа развития моторики, речи, несвоевременностью смены фаз игровой
деятельности, повышенной эмоциональной и двигательной возбудимостью,
нарушениями внимания и памяти, при трудностях усвоения программы
подготовительной группы детского сада.

Основные диагностические
признаки ЗПР (клинико-психологические синдромы):

А. Незрелость
эмоционально-волевой сферы — синдром психического инфантилизма: 1) преобладание
игровых интересов над познавательными; 2) эмоциональная неустойчивость,
вспыльчивость, конфликтность либо неадекватная весёлость и дурашливость; 3)
неумение контролировать свои действия и поступки, некритичность, эгоизм; 4)
отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения, нежелание
подчиняться правилам.

Б. Нарушение интеллектуальной
работоспособности в связи с дисфункцией вегетососудистой регуляции — синдром
церебральной астении (церебрастенический синдром): 1) повышенная утомляемость;
2) по мере утомляемости — нарастание психической медлительности либо
импульсивности; ухудшение концентрации внимания, памяти; немотивированные
расстройства настроения, слезливость, капризность и т.п.; вялость, сонливость
либо двигательная расторможенность и болтливость, ухудшение почерка; 3)
повышенная чувствительность к шуму, яркому свету, духоте, головные боли; 4)
неравномерность учебных достижений.

В. Энцефалопатические
расстройства: 1) неврозоподобный синдром (страхи, тики, заикание, нарушение
сна, энурез и пр.); 2) стойкие расстройства поведения — синдром повышенной
аффективной и двигательной возбудимости; психопатоподобный синдром
(эмоциональная взрывчатость в сочетании с агрессивностью; лживость,
расторможенность влечений и пр.); 3) эпилептиформный синдром (судорожные
припадки, специфические особенности аффективной сферы и пр.); 4) апатико-адинамический
синдром (вялость, безразличие, заторможенность и пр.).

Г. Нарушения предпосылок
интеллекта: 1) недостаточность тонкой моторики рук; нарушения артикуляционной и
графо-моторной координаций (нарушение каллиграфии); 2)
зрительно-пространственные нарушения: нестойкость графического образа цифр и
букв, зеркальность и перестановки их при чтении и написании; трудности
ориентации в пределах тетрадного листа; 3) нарушение звуко-буквенного анализа и
звуковой структуры слов; 4) трудности усвоения логико-грамматических
конструкций языка, ограниченность словарного запаса; 5) нарушение зрительной,
слуховой, слухо-речевой памяти; 6) трудности концентрации и распределения
внимания, фрагментарность восприятия.

Отличие от олигофрении:
для ЗПР характерна не тотальность, а мозаичность нарушений мозговых функций,
т.е. недостаточность одних функций при сохранности других, несоответствие
потенциальных познавательных способностей и реальных школьных достижений.

Важным диагностическим
признаком для отграничения от олигофрении является возможность принимать и
использовать помощь, усваивать принцип решения заданной интеллектуальной
операции и переносить его на аналогичные задания.

Виды коррекционной
помощи: актуализация мотива действия, создание эмоциональных игровых ситуаций;
организация внимания и усиление речевого контроля; уменьшение объёма и темпа
работы. Долговременные виды помощи: формирование произвольных форм
деятельности, тренинг функционально незрелых и ослабленных функций (тонкой
моторики, зрительно-пространственного и слухового восприятия, слухо-речевой
памяти, слухо-двигательной и зрительно-двигательной координаций и т.д.).

Прогноз психического
развития и успешность обучения детей в значительной степени определяются ранней
диагностикой ЗПР, своевременным лечением нервно-психических расстройств,
организацией соответствующих коррекционно-развивающих мероприятий в дошкольном
и школьном возрасте, благоприятным психологическим климатом в семье.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: