Статьи для родителей

Типы мыслительных действий и их содержание

Выделяют
три типа мыслительных
действий, характерных
для процесса
решения задач:

ориентировочные
действия;

исполнительные
действия;

нахождение
ответа.

Ориентировочные
действия

начинаются
с анализа условий,
на основе которого
возникает
главный элемент
мыслительного
процесса — гипотеза.
Она возникает
на основе полученной
информации,
анализа условий
и способствует
дальнейшему
поиску, направляет
движение мысли,
в итоге переходит
в план решения.
     Исполнительные
действия

сводятся в
основном к
выбору приемов
решения
задачи.     Нахождение
ответа
состоит
в сверке решения
с исходными
условиями
задачи. Если
в результате
сличения результат
согласуется
с исходными
условиями,
процесс прекращается.
Если нет — процесс
решения продолжается
снова и протекает
до тех пор, пока
решение не
будет окончательно
согласовано
с условиями
задачи.

Дизайн-мышление

Дизайн-мышление — это эффективный подход, который основывается на структурировании информации и анализе перспективных вариантов решения проблем. Он комбинирует творческий и аналитический подходы, что делает его менее творческим, но более эффективным.

Процесс дизайн-мышления включает несколько этапов. Сначала необходимо четко определить проблему и изучить мнения других людей. Затем следует исследовать характерные закономерности и особенности проблемы, сформировать идеи и принципы решения проблемы и создать черновик — первый вариант решения проблемы. После этого необходимо оценить результаты и усовершенствовать план решения проблемы, дополнить его новыми методами.

Главными инструментами дизайн-мышления являются логика, воображение и интуиция. Этот подход позволяет правильно осознать и расставить приоритеты, а также переосмыслить некоторые убеждения, которые могут мешать достижению желаемого.

Джой Пол Гилфорд – психолог, который разработал две модели мышления и концепции креативности. Он выделил 4 основных принципа креативного мышления:

  1. оригинальность,
  2. семантическая гибкость,
  3. образная адаптивная гибкость,
  4. семантическая спонтанная гибкость.

Оригинальность подразумевает продуцирование новых идей с помощью ассоциативного мышления.

Семантическая гибкость — способность определять особенности объекта или явления, развивать новые альтернативы свойств и усовершенствовать идеи.

Образная адаптивная гибкость позволяет изменять форму, признаки или возможности объекта.

Семантическая спонтанная гибкость дает возможность продуцировать идеи в ограниченное время и срочных ситуациях.

Кроме того, Джой Пол Гилфорд описал две креативные системы мышления: конвергентную и дивергентную. Дивергентное мышление предполагает обнаружение нескольких вариантов решения задачи, используя одни и те же исходные данные. Развитие дивергентного мышления базируется на использовании воображения в четко заданных параметрах.

Конвергентное мышление, в свою очередь, позволяет найти единое правильное решение среди большого количества информации. Основной подход в применении этого типа мышления – использование выученных стратегий и алгоритмов для решения задач.

Дивергентное мышление считается более творческим типом мышления, в то время как конвергентное – менее творческим.

Иная классификация видов мышления

Для удобства восприятия и осмысления этой классификации поделим ее на два блока видов.

Блок 1

Мышление без-образное — это такой вид мышления, который «свободен» от элементов чувственности (образы восприятия и представления). В ходе этого мыслительного процесса осознавание значения вербальных сигналов осуществляется без формирования в сознании какого-либо образа или представления.

Визуальное характеризуется двумя наиболее точно описывающими это явление определениями:

  • Это интеллектуальный метод решения тех или иных задач, опирающийся на визуальные образы, заложенные глубоко внутри сознания;
  • Разновидность творческого мыслительного процесса, порождающая в ходе своей активности новые образы. При этом создаются новые формы визуализации, внутри которых передается конкретная смысловая нагрузка, а значения и смысл становится видимым.

Дискурсивное — это мышление, основанное на речевых способностях человека, оно опосредованно, накопленным ранее, опытом человека. Его можно объяснить как словесно-логическое или вербально-логическое, а также как абстрактно-понятийное мышление. Может выступать в качестве логического рассуждения, где каждая новая мысль отталкивается от мысли более ранней, создавая, таким образом, цепочку размышлений. Более применимо это не к психологии или философии, а к науке логики.

Комплексное — этот тип мышления применим как к ребенку, так и ко взрослому. Отличительной чертой является процесс осуществления каких-либо обобщений эмпирического характера, основанных на соотношении между предметами, которые открываются в умственном восприятии.

Наглядно-действенный тип — этот мыслительный вид выделяется не типом постановки задачи, а процессом и методом ее решения. Ответ на тот или иной вопрос обнаруживается за счет наблюдения за реально существующими объектами, их взаимодействием и осуществлением материальных изменений, в ходе которых участвует субъект мыслительного процесса.

Наглядно-образное — это такой вид мыслительной деятельности, реализующаяся на базе образных преобразований восприятия в представление, следующего затем изменения и обобщения представляющегося содержания объектов, которые формируют отображение действительности в виде концептуальных образов.

Блок 2

Образное — познавательная деятельность, которая направлена на отображение существующих характеристик объектов или предметов, а также их структурной взаимосвязи.

Практическое — мыслительный процесс, происходящий во время деятельности, осуществляемой на практике. Это является основным отличием от мышления теоретического, которое направляется на нахождение ответа задач, имеющих отвлеченное, т. е. теоретическое происхождение.

Продуктивное — по сути, это то же самое, что и «творческое мышление». Оно связано с нахождением ответа на новые, несвойственные субъекту умственные задачи и проблемы. При этом самой трудной и сложноразрешимой задачей для человека считается познание самого себя, своей сути и предназначения.

Теоретическое — главными составляющими частями можно считать различные содержательные абстракции, обобщенные понятия, процесс анализа и планирования, рефлексию. Активному развитию данного типа мыслительной деятельности способствует познавательный (учебный) процесс.

Технократическое — это мировоззренческий или ментальный мыслительный процесс, отличающийся превосходством средств над целями, цели же, в свою очередь, главенствуют над смыслом и общесоциальными интересами, смысл превалирует над бытием и современной мировой действительностью, техника (психотехника) стоит выше человека и его ценностей.

В этом типе осмысления в психологии рассудок превыше разума и мудрости. Отсутствуют незыблемые категории нравственного поведения, совести, человеческого достоинства и переживаний. Основная отличительная черта технократического мышления — это представление человека как обучаемого элемента запрограммированной системы, объекта различного рода манипуляций. Человек не считается личностью, способной не только к самостоятельной деятельности, но и свободному восприятию возможностей и направлений своей деятельности.

Операции мышления

  • Анализ — разделение предмета/явления на составляющие компоненты. Может быть мысленный и ручной.
  • Синтез — объединение разделённых анализом с выявлением при этом существенных связей.
  • Сравнение — сопоставление предметов и явлений, при этом обнаруживаются их сходства и различия.
  • Классификация — группировка предметов по признакам.
  • Обобщение — объединение предметов по общим существенным признакам.
  • Конкретизация — выделение частного из общего.
  • Абстрагирование — выделение какой-либо одной стороны, аспекта предмета или явления с игнорированием других.

Закономерности рассмотренных операций мышления и есть суть основных внутренних, специфических закономерностей мышления. На их основе только и могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности.

далее →

Специфика мышления ребенка в разном возрасте

Развитие логического мышления у детей разделяется на возрастные этапы:

в раннем возрасте (1-3 года) у малыша преобладает предметно-действенный тип мышления, поэтому «познание мира» происходит тактильно, буквально — «на зуб»;
с 3-4 лет у ребенка действует наглядно-образное мышление, поэтому он реагирует не только на запах, звук и ощущение при касании, но и картину

Окончательное формирование зрительных, слуховых и тактильных рецепторов продлится до 5-6 лет, поэтому родителям, воспитателям важно правильно определить творческую составляющую маленькой личности, чтобы дать возможность ей полноценно реализоваться;
развитие логики детей 7 лет сопряжено с серьезной социальной градацией: малыш идет в школу. На этом этапе он оперирует абстрактными и отвлеченными понятиями, буквами, цифрами и другими символами, «понять» которые тактильно, осязанием или визуально невозможно – их нужно «представлять в уме».

Развитие логики у детей 6-7 лет

Развитие логического мышления у дошкольников крайне важно. Потому что в это время количество нейронных связей у малыша максимально много

А чем больше этих связей, тем активнее работает мозг человека, тем больше он восприимчив к новой информации и тем быстрее он поглощает свежие навыки. 

Именно в позднем дошкольном и начальном школьном возрасте закладывается интеллектуальная база для дальнейшего изучения сложных дисциплин – иностранных языков, алгебры, геометрии, физики, химии, черчения. Разумеется, без интуитивных навыков и «железной логики» здесь не обойтись, поэтому основной акцент обучения необходимо делать на развитие логического мышления детей дошкольного возраста.

Развитие логики у детей до 14 лет

Дошкольное образование играет решающую роль в формировании основных умений и навыков будущего первоклассника. Академического курса детского сада недостаточно для воспитания и развития индивидуальных интеллектуальных способностей. Важную социальную функцию выполняет среда обучения. Опыт показывает, что домашняя подготовка один на один пусть даже с самым опытным педагогом-наставником, малоэффективна: ребенку необходим микросоциум, то есть, коллектив.

Многие родители задаются вопросом, как развивать у ребенка логическое мышление. Сейчас центры раннего детского развития предлагают различные программы дошкольного обучения, ориентированные как на дидактику, так и творчество. Огромной популярностью пользуется метод ментальной арифметики, благодаря которому развитие логического мышления детей 6-7 лет происходит гораздо эффективнее и в комплексе. В чем же его принцип?

Гармоничное развитие всех 3-х типов мышления:

  • конкретно-наглядного (наглядно-действенного);
  • абстрактного;
  • теоретического (абстрактно-логического).

Благодаря одновременной стимуляции как левого, так и правового полушарий мозга, эффект достигаем в процессе обучения ментальной арифметики, основанной на древнем методе счета абакус. Профессиональное изложение методики предлагает «Академия развития интеллекта AMAKids». Созданные на основе психолого-педагогических разработок дидактические игры настолько же увлекательны, как и обучающие: благодаря ментальной арифметике развитие логики у детей до 14 лет происходит поэтапно в ходе:

  • тренировки внимания и памяти;
  • формирования воображения и свободомыслия;
  • упражнений на увеличения скорости практического мышления;
  • отработки мелкой моторики пальцев;
  • творческого воспитания и т.д.

Яркие сюжетные занятия, построенные в форме игры, помогут ребенку воспитать в себе личностные качества, выработать лидерские навыки, обнаружить и раскрыть творческий потенциал, научиться читать, писать и рисовать.

В «Академии развития интеллекта AMAKids» ваш малыш приобретет добрых и надежных друзей, воспитав в себе моральные, духовные качества.

Что такое психические процессы и какими они бывают

Определение 1

Психические процессы представляют собой психические явления, которые выполняют свои определённые функции в целостной системе человеческой психики.

Возникновение этого понятия относится к концу 19 – началу 20 века, когда в науке лидирующая роль была представлена аналитическим взглядам. Сегодня современные ученые считают, что психические процессы не стоит рассматривать индивидуально, так они все взаимосвязаны между собой и не могут существовать по отдельности.

Выделяют три основные группы психических процессов:

познавательные (ощущение, восприятие, рефлексия, речь, внимание, представление, мышление, память, воображение)
эмоциональны (эмоции, чувства, аффекты, стрессы)
волевые (борьба мотивов, принятия решений, простановка цели)

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Далее в статье более подробно пойдёт речь о таком познавательном психологическом процессе как мышление.

Виды расстройства мышления

Нарушения мышления делят на две большие группы — количественные и качественные. Количественные расстройства мышления включают в себя:

  • Изменение темпа: оно может быть ускоренным или замедленным;
  • Нарушение подвижности: детализированное, обстоятельное и вязкое;
  • Нарушение целенаправленности мышления приводит к резонерству и витиеватости;
  • Нарушение логического и грамматического строя мыслительного процесса влечет за собой разорванность, паралогичность, символичность и соскальзывание.

При нарушении количественного расстройства мышления интеллектуальные операции могут сохраняться, однако за счет отсутствия логической связи, ускорения или замедления, речь становится непонятной для окружающих.

Качественные расстройства также называют расстройствами содержания и структуры идей. Сюда входят:

  • Навязчивые идеи характеризуются появлением неотступных мыслей, от которых страдает сам больной и он не в состоянии контролировать их появление и исчезновение;
  • Сверхценные идеи развиваются, когда больной придает большое значение идеям, занимающее в жизни незаслуженное место;
  • Бред может быть паранойяльным, парафренным и параноидным. Он обусловлен появлением умозаключений, которые не поддаются влиянию разубеждения и нарушают адаптацию во внешней среде;
  • Доминирующие идеи занимают самую большую роль среди остальных.

Другая классификация нарушений мышления выделяет три типа расстройств:

  • Нарушение динамики мышления включает его ускорение и инертность, непоследовательность суждений, отвлекаемость пациентов;
  • Нарушение операционного компонента состоит в искажении и снижении уровня обобщения;
  • Нарушение мотивационно-личностного компонента заключается в разноплановости мышления, склонности к бесплодному мудрствованию, нарушении крики и ассоциаций.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Как же развить наглядно-образное мышление?

На помощь, в данном случае придут различные игры и упражнения.

Самым эффективным способом развития наглядно-образного мышления является деятельность, которая позволяет воплощать в реальности задуманное. Для малышей это, в первую очередь, любые виды конструирования и всевозможные дидактические игры, направленные на развитие мышления и воображения. Рассмотрим наиболее подробно приёмы, способствующие развитию образного мышления.

Формированию и развитию наглядно-образного мышления способствуют:

  • прохождение лабиринтов;
  • игра танграм;
  • незаконченные рисунки;
  • сборка кубика Рубика;
  • задания на поиск нелепиц;
  • отгадывание ребусов и загадок;
  • задания на нахождение и восстановление недостающего элемента;
  • конструирование;
  • упражнения на развитие межполушарных связей;
  • чтение с дальнейшим анализом характеров главных героев;
  • упражнения направленные на развитие творческого воображения;
  • упражнения на сравнение, поиск отличий;
  • использование игр с перестановкой палочек (спичек);
  • разгадывание друдлов;
  • составление рассказов или сказок по данному началу, или же наоборот придумывание окончание истории;
  • описывание предмета по памяти;
  • пересказ прочитанного;
  • упражнения с придумыванием ассоциаций.

Помните, как  в стихотворении Ю.Мориц «Что на что похоже?»

На горе шумит ветла,На ветле звенит пчела,Полосатая как зебра.

В нашу лодку иногдаНабирается вода,В глубине плывёт звезда,Серебристая как рыба.

В роще клёны и дубы,А под ними есть грибы,Каждый гриб похож на зонтик.

Вышел месяц молодой,Небо кажется водой,Туча кажется волной,Месяц — лодкой деревянной.

До чего же всё похоже!Значит, я, наверно, тожеНа кого-нибудь похож!

Я пошёл и крикнул козам,Уткам, овцам и стрекозам:— На кого же я похож?

Белый козлик повернулся,По-козлячьи улыбнулсяИ сказал по-человечьи:— Разве ты не видишь сам?

Ты добрее, чем телёнок,Веселее, чем козлёнок,Ты совсем ещё ребёнок,Но похож на человека!

Таким образом, способность представлять предметы в уме, передвигать их, выполнять различные манипуляции являются важнейшим средством развития способностей ребенка и его мыслительной деятельности. Развитое наглядно-образное мышление можно сравнить с фундаментом всей мыслительной деятельности ребёнка.

Еще в работах Аристотеля отмечена важность развития этого вида мышления. Создание мысленного образа помогает человеку быть нацеленным на результат, стремиться к достижению запланированного, контролировать собственные поступки и предвидеть их последствия

Именно оно помогает активизировать творческий потенциал, заложенный в каждом человеке. Тот, у кого развито наглядно-образное мышление, способен мыслить и запоминать информацию намного быстрее.

Поэтому, ещё в дошкольном возрасте, необходимо развивать наглядно-образное мышление ребёнка, используя вышеперечисленные приёмы, а также можно потренировать образное мышление специальными упражнениями.

Почему важно чтобы и ребёнок, и взрослый умел мыслить аналитически?

Аналитическое мышление требуется нам постоянно. Без него принимать верные решения невозможно. Подготовиться к экзамену или пойти погулять? Купить то, что рекламирует звезда эстрады или проверить характеристики? Верить тому, что говорят соседи или мнениям экспертов? Если суммировать, то аналитическое мышление пригодится для:

  • разделения задач по приоритету выполнения;
  • решения бытовых задач и проблем;
  • формирования объективной картины мира;
  • понимания пределов своих и чужих возможностей;
  • правильного анализа полученного опыта;
  • формирования независимых умозаключений;
  • верной интерпретации статистических данных;
  • эффективного планирования своей занятости;
  • правильной разбивки процесса деятельности на этапы.

Навыки аналитического мышления нужны любому человеку, для раскрытия потенциала, достижения целей, уменьшения тревожности и повышения качества жизни.

Основные виды мышления

Существует несколько типов классификаций мышления, виды же этого процесса, представленные в данной статье являются общепринятыми. Согласно этой классификации мыслительные процессы бывают нескольких видов, а именно:

  • Абстрактное — это такое мышление, при котором применению каких-либо понятий сопутствует их символизация;
  • Логическое — такой вид осмысления, во время которого применяются правила логики, различные логические конструкции и таблицы, а также готовые понятия. Исходя из вышеперечисленных определений, можно утверждать, что абстрактно-логическое мышление — это своеобразная форма мышления, суть которого строиться на применении символики и понятий, а также логических конструкций;
  • Дивергентное — особая форма мыслительного процесса, предполагающая, что при ответе на один и тот же ответ может существовать неограниченное количество различных ответов, обладающих равной долей правоты и верности. Конвергентное (консервативное, ригидное) мышление же мышление отличается тем, что подразумевает единственно верное решение той или иной задачи;
  • Наглядно-действенное — это особый тип мышления, заключающееся в осуществленной на практике с реально существующими предметами преобразующей деятельности. Наглядно-образное — тип мыслительного процесса, отличающееся от наглядно-действенного тем, что преобразовательная деятельность происходит не с реальными, а с образными предметами. Образное мышление — в ходе этого мыслительного процесса деятельность осуществляется только с образами, при этом образная логика превалирует;
  • Практическое — это форма мышления, направленная переосмысление действительности, находящейся вокруг человека, путем установки определенной цели, формирования планов, активно воспринимая и манипулируя при этом реально существующими предметами;
  • Теоретическое — это мыслительный процесс, отличительной чертой которого является его направленность на открытие законов, правил и свойственных характеристик того или иного объекта. При этом мыслительном процессе производится не только умственные операции с понятиями теоретического характера, но и сам путь, позволяющий применять эти теоретические понятия в ситуации, требующей их использование. В качестве примера подобного вида мышления можно назвать фундаментальные научные труды и монографии;
  • Творческий тип — это мыслительный процесс, которому свойственно созидание субъективно нового, ранее никем не созданного, продукта и какие-то новшества, возникшие в процессе созидания и познания этого нового продукта. Новшества, созданные в ходе этой мыслительной деятельности, относятся к мотивации, целенаправленности, оцениванию и осмыслению. Творческое мышление, которое не похоже на процесс использования ранее известных знаний и навыков, принято именовать репродуктивным;
  • Критический тип мышления-психология подразумевает под этим типом мышления умственную проверку возможных вариантов решения поставленной задачи с целью определения их совместимости и области вероятного использования;
  • Вербально-логическое — одна из форм мыслительного процесса, в котором используются понятия и конструкции логики. Существование этого типа мыслительной деятельности осуществляется при помощи языковых приспособлений, оно представляет собой заключительный этап становления мышления с точки зрения его истории и онтогенетики. В его структурном составе развиваются и используются разнообразные обобщения и их виды;
  • Пространственная форма — это совокупность мыслительных, оперативно-последовательных, преобразований пространственного типа и симультанного, образного представления об объекте, использующего все его разнообразие и способность к изменению его качеств, непрерывное видоизменение предоставленных мыслительных планов;
  • Интуитивное — это один из многих видов мышления, характерными особенностями которого является быстрота его осуществления, отсутствие наличия структуры и этапности, а также слабая осознанность этого процесса;
  • Реалистическое, аутическое мышление. Два противоположных типа мышления, суть последнего из которых заключается в том, что человек уходит от реальности в мир своих внутренних переживаний и фантазий;
  • Также существует произвольное мышление и его антипод — непроизвольное.

Формы

Человека могут окружать разные предметы и явления. Процесс познания имеет две особенности: опосредственность и обобщенность. Первый термин означает, что индивид опирается на ощущения, восприятие и представления. Второй – способность объединять признаки и определять, для какого предмета они характерны. Процессы мышления выражаются в разных формах.

Понятие

При изучении нового предмета человек формирует представления о нем. Выражается это в словесной форме. Понятия могут быть конкретными (квартира, дом, корова и т.п.), так и абстрактными: добро, зло, совесть и другие.

С помощью этой формы мышления человек может разделять предметы по признакам.

Суждение

Мыслительные процессы направлены на формирование положительной или отрицательной оценки о предмете или явлении. Суждение может быть общим, частным или единичным. К первой группе относятся выводы касательно некой группы, например, «все птицы летают». Ко второй – оценка выносится только части группы: птицы семейства Воробьиные могут летать. Третья группа объясняют оценку одного объекта: колибри быстрее всех летает.

Умозаключение

Мышление в психологии не представляется в виде постоянной структуры. Оно развивается, и чем выше его уровень, тем легче человеку рассуждать. Под умозаключением понимают способность делать выводы на основе существующих суждений.

Простой пример – собаки обладают охранными навыками. Среднеазиатская овчарка – это порода собак. На основе этих суждений можно сделать умозаключение: среднеазиатские овчарки – отличные охранники.

Не все выводы могут быть правильными, и не всегда рассуждения человека правдивы

Процесс таких рассуждений всегда выглядит в виде кратких цепочек. Чем выше уровень мышления человека, тем быстрее у него проходят познавательные процессы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: