Логопедический массаж для детей в домашних условиях

Логопедический массаж – массаж языка

Виды

Различают несколько видов логопедического массажа. Классификация построена на основных способах и приёмах. В одних случаях логопед работает исключительно пальцами, в других — применяет специальные инструменты. У каждого вида есть свои особенности и показания.

Ручной

Само название говорит о том, что в качестве инструмента выступают руки массажиста-логопеда. В этой категории есть несколько подвидов:

  • Классический массаж: при его выполнении логопед использует классические приёмы — поглаживание, растирание, пощипывание. В качестве дополнительных инструментов могут использовать шпатель, зубную щётку, соски. В этом методе используют не принцип рефлекторного воздействия, в котором эффект достигается за счёт стимуляции нервных пучков, а за счёт разминания мышц.
  • Точечный массаж: задача специалиста — воздействовать на конкретные рефлекторные зоны — точки. Массаж носит локальный характер: работают с определёнными участками, например, щёк, а не массируют всю их поверхность. Это вид ещё называют массажем по биологически-активным точкам, сегментарно-рефлекторным.

Техники классического логопедического массажа описаны Дьяковой Е.А., которая разработала последовательность его проведения, техники и приёмы.

Аппаратный

Все движения выполняются специальными приборами. Этот вид не так распространён из-за того, что нет контакта между массажистом и пациентом: специалист ориентируется на ощущения в руках, а именно — напряжены мышц или расслаблены. И в зависимости от этого регулирует скорость, интенсивность движений.

Аппаратный логопедический массаж нужно применять ещё с большей осторожностью, чем классический. Причина в силе воздействия: интенсивные вибрации электромассажера могут оказать непредсказуемый эффект

Однако аппаратный массаж дает хорошие результаты у чуткого специалиста, который применяет комбинацию приёмов.

Зондовый

Зондовый логопедический массаж разработан талантливым логопедом Новиковой Е.В. Суть масажа по Новиковой: воздействие на поражённые зоны с помощью 9 разных типов зонда, выбор которых определяется зоной поражения, степенью и последовательностью в работе с нею. Зонды для логопедического массажа имеют разную форму, а значит оказывают разный эффект:

  • вилочковый — имеет форму вилочки с зубцами, поднятыми вверх. Логопед аккуратно обкалывает ими нёбо, щёки, губы, в результате чего начинают сокращаться их мышцы. После коротких покалываний зонд начинают раскачивать, а позже — вращать;
  • восьмёрка — приспособление похоже на 2 петли. Им нажимают на язык и без перемещения делают покачивающие движения. На щеках растирают вверх и вниз;
  • саночки — маленькие, средние, большие: разные размеры нужны для регуляции площади захвата и силы надавливания;
  • топорик — им вдавливают мышцы и выполняют скользящие движения. При повышенном тонусе — интенсивность нажатий минимальная, при гипотонусе — давят сильнее;
  • крестовина — зон для стимуляции работы языка. Ею нажимают на мышцу и толкают, чтобы пациент научился сокращать язык;
  • толкачик — для чередования расслабления и нажима.

Эффективность и скорость получения результата зависит не только от логопеда-массажиста, а ещё и от родителей, насколько искусно они изучат приемы логопедического массажа, чтобы закреплять полученный эффект в домашних условиях.

Обычно дети хорошо переносят логопедический массаж железными зондами. Чтобы устранить страх перед инструментом, дают его потрогать, повертеть в руках. При глубокой степени нарушений возможны болевые ощущения на первых порах — так о себе дают знать ригидные, спазмированные мышцы.

В каких случаях поможет логопедический зондовый массаж?

  • при моторной алалии, когда у ребенка задержка речевого развития и нужен мощный толчок для «запуска» речи. Задача массажа — улучшить поступление сигналов в головной мозг, для развития пораженных отделов. После процедуры пациент начнёт звукоподражать.
  • при дизартрии (расстройства произношения, вызванного нарушением иннервации органов артикуляции), в том числе при ДЦП. Нормализуется тонус мускулатуры, улучшается проводимость нервных импульсов.
  • при заикании, для снижения тонуса мышц артикуляторов.
  • используется при реабилитации утраченных речевых функций у взрослых пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения. Улучшается произносительный аспект речи, нормализуется тонус пораженных мышц, снижается гиперсаливация, улучшается жевание и глотание.
  • при гиперсаливации (повышенном слюноотделении) в любом возрасте.
  • при нарушении глотания и жевания.
  • при ограниченной подвижности языка, вследствие укорочения подъязычной связки. При легком нарушении массаж улучшит её эластичность. При более выраженном нарушении подъема потребуется хирургическое вмешательство.
  • при ринолалии.  Логопедический массаж разгладит рубцы, негативно влияющие на подвижности органов, послеоперационные швы, улучшит работу мышц.

Массаж мягкого нёба

Массаж направлен на активизацию тонуса мыши мягкого нёба и повышение нёбно-глоточного рефлекса. Основным показанием для массажа мышц мягкого нёба является назальный оттенок голоса. Данные движения используются только при пониженном тонусе мышц мягкого нёба. Общие рекомендации при проведении массажа следующие: массажное воздействие направлено обычно не только на мышцы мягкого нёба, но также на язычно-нёбные и глоточно-нёбные дужки; массаж необходимо сочетать с пассивной и активной гимнастикой, направленной на стимуляцию нёбных и глоточных мышц; массажные движения совершают большим или указательным пальцем правой руки. Массаж мягкого нёба может включать следующие движения.

  1. Производят поглаживающие, растирающие, разминающие и ввинчивающие движения в направлении от твердого нёба по всей поверхности мягкого нёб.
  2. Поглаживающие, разминающие и растирающие движения справа налево, захватывающие язычно-нёбные дужки.
  3. Надавливающие движения, совершаемые большим или указательным пальцем по всей поверхности мягкого нёба в продольном и поперечном направлениях.
  4. Ребенок произносит звук а или э длительно. В это время большим или указательным пальцем производить растирающие и разминающие спиралевидные движения в поперечном и продольном направлениях.
  5. Ребенок произносит звуки а или э коротко, отрывисто, используя твердую атаку звука. В это время осуществлять толчковые движения большим пальцем в области мягкого нёба и нёбно-язычных дуг. В

послеоперационный период при ринолалии массирующие движения следует проводить крайне осторожно (только после разрешения врача) в двух направлениях: в продольном, по линии операционного шва, и поперечном, вдоль границы твердого и мягкого нёба. Движения в начале курса послеоперационного массажа должны быть очень легкие, поглаживающие, и лишь постепенно следует переходить к разминающим и надавливающим движениям

Очень важно активизирующий массаж мягкого нёба сочетать с активными и пассивно-активными упражнениями, направленными на рефлекторное сокращение мышц мягкого нёба, мышц зева и мышц задней стенки глотки

Пассивные и пассивно-активные упражнения, стимулирующие работу нёбно-глоточных мышц.

С помощью шпателя, которым трогают корень языка, вызывать рефлекторное сокращение мышц задней стенки глотки и мягкого нёба. Имитировать жевание. Пить воду маленькими глотками или имитировать глотательные движения (следующие друг за другом многократные глотательные движения приводят к увеличению времени, в течение которого мягкое нёбо находится в поднятом положении). Покашливать — это движение совершается многократно на одном выдохе (приводит к полному смыканию нёбно-глоточного кольца). Позевывать — это движение имитируется ребенком вслед за логопедом. Многократно произносить гласные а, э на твердой атаке голоса. Полоскать горло маленькими порциями теплой воды.

Можно ли делать логопедический массаж самому?

После активной стадии восстановления, получения стабильных, регулярных положительных результатов, афазиолог в Екатеринбурге рекомендует не останавливаться на достигнутом и проходить полноценные курсы реабилитации. В большинстве упражнений используются зонды для логопедического массажа. Их эффективность высоко оценена как непосредственно афазиологами, так неврологами и психотерапевтами, которые задействованы в процессе выздоровления пациента после инсульта.

При этом могут быть добавлены видео-сеансы, а некоторые упражнения, в том числе, из сценария логопедического массажа, больной может делать сам. Но при этом полноценный эффект достигается за счет работы врача, включая контроль за выполнением упражнений, направленных на устранение дизартрии – функционального нарушения работы мышц, принимающих участие в произношении звуков.

Предлагаем самую доступную цену на логопедический массаж в регионе и готовы начать работу даже с «трудными пациентами». Настоятельно рекомендуем как можно раньше начать этот комплекс процедур, чтобы увеличить шанс восстановления полноценной речи, бытовых навыков, не способствовать развитию ментальных нарушений. Несмотря на то, что в народе популярна мысль «речь после инсульта должна восстановиться самостоятельно», этот процесс крайне редкий – всего 5% из всех случаев. При этом большинство таких пациентов сталкиваются с тем, что заново учатся говорить, при чем в неправильной манере: путают звуки, говорят с ошибками, происходит активное и непроизвольное выделение слюны. Всего этого можно избежать, если как можно раньше подключить массаж языка логопедический и другие виды упражнений

И крайне важно в этом процессе не только заинтересованность самого пациента, но и близких, которые помогают ему в преодолении последствий инсульта

Что такое логопедические зонды?

Зондовый массаж, как следует из названия, проводится при помощи специальных металлических инструментов. Их не следует путать с зондами по Рау, которые применяется для постановки звуков.

Автор массажного комплекса — Е.В. Новикова, которая получила патент на свою разработку 2000 году.

Набор зондов включает в себя 8 основных и 4 дополнительных зонда с определённым функционалом. Различное виды воздействия зондов на пораженные участки стимулируют чувствительность, улучшают связи между периферическими органами и корой головного мозга.

Инструменты используют для работы с артикуляционными органами, предплечьем. Зоны массажа подбираются индивидуально, в зависимости от того, на что жалуется пациент. С помощью зондов можно расслабить мышцы лица и повысить их тонус, избавиться от спазмов. А воздействие на мышцы ведущей руки развивает моторику, помогает в формировании почерка.

С 2000 года технология не стоит на месте, и некоторые специалисты вносили свои улучшения. Например, известные логопеды Т.А. Воробьева и О.И. Крупенчук разработали свой вариант из 9 инструментов.

Специалисты ВИВО КЛИНИК в своей работе используют массажные логопедические зонды всех авторов, подбирая индивидуальные комплекты инструментов, исходя из целей и задач коррекции.

МАССАЖ ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА И ШЕИ

Расслабляющий массаж. Расслабление мышц плечевого пояса и шеи расширяет физиологические возможности дыхательного аппарата, при этом рефлекторно снижается тонус корня языка, что способствует активизации движений нижней челюсти. Массируемый должен быть обнажен до половины груди.

  1. Медленно поглаживать переднюю часть шеи ладонями обеих рук (попеременно то правой, то левой рукой) сверху вниз по боковым областям горла (избегать надавливания на область щитовидной железы)
  2. Медленно поглаживать боковую поверхность шеи попеременно то с правой, то с левой стороны.
  3. Положить обе руки на заднюю часть шеи, к затылку, этот массажный прием снимает тонус с трапециевидной мышцы.

Активизирующий массаж. Массажные движения производят в направлении снизу вверх, используя приемы поглаживания и растирания. Поколачивание, разминание и вибрация этих отделов противопоказаны. 1. Движение проводится одновременно или попеременно обеими руками, вверх по боковой поверхности шеи к углам нижней челюсти. 2. Движение начинается от области лопаток по заднебоковой поверхности шеи вверх к затылку.

Польза массажа

Массаж оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм. Массаж улучшает секреторную функцию кожи, активизирует ее лимфо- и кровообращение. А следовательно, улучшает ее питание, повышает обменные процессы. Под влиянием массажа капилляры расширяются, увеличивается газообмен между кровью и тканями (кислородная терапия тканей). Ритмические массажные движения облегчают продвижение крови по артериям, ускоряют отток венозной кожи.

Массаж оказывает рефлекторное воздействие на всю лимфатическую систему, улучшая функцию лимфатических сосудов. Существенно изменяется под влиянием массажа состояние мышечной системы. В первую очередь повышаются эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц, восстанавливается их активность после нагрузки.

Дифференцированное применение различных приемов логопедического массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц, и напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры. Это помогает формированию и осуществлению активных произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Проводится логопедический массаж после обследования мышц речевого аппарата.

Между силой воздействия при массаже и ответной реакцией организма существует сложная зависимость. При легком, медленном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей.

Лечение дизартрии

Дизартрия не является самостоятельным заболеванием. Это расстройство речи возникает на фоне различных патологий нервной системы. Хотя в ряде случаев, именно оно становится наиболее ярким проявлением заболевания. Именно поэтому диагноз должен быть подтвержден врачом-неврологом, который учитывает мнения логопеда.

Лечение дизартрии должно быть комплексным, включающим в себя следующие методы:

  1. Медикаментозная терапия. Усилия врачей будут направлены на устранение неврологического дефекта. Если повреждения ЦНС не обратимы, то лекарственные препараты назначаются для стабилизации состояния пациента.
  2. Процедуры, направленные на общее укрепление организма.
  3. Физиотерапия. При дизартрии будет полезна лечебная физкультура, рефлексотерапия и иглоукалывание. Все это позволяет нормализовать тонус мышц и двигательную способность органов артикуляции.
  4. Логопедические занятия. Сделать речь идеальной при дизартрии вряд ли получится. В большинстве случаев целью работы логопеда является достижение речи, которая была бы понятна окружающим.

Воздействие логопеда заключается в выполнении артикуляционной гимнастики, исправлении произношения звуков, правильной организации речевого дыхания, повышении выразительности речи. Проводится также массаж органов артикуляции – логопедический

Новости

16 марта

Применение аппарата ALF для исправления прикуса у подростка

В работе «Исправление прикуса аппаратами АЛФ на двух челюстях и брекетами Damon» знания ортодонта и налаженная совместная работа ортодонта с остеопатом, нейромышечным стоматологом и миофункциональным терапевтом помогли не только исправить эстетику улыбки у подростка, но и вернуть здоровье суставам.

10 марта

Частичная брекет-система в исправлении прикуса у детей

В статье миофункционального ортодонта С.Г. Андриасян «Частичная брекет-система и ее применение при исправлении прикуса у детей» рассказано о том, для чего и в каком возрасте применяется лечение на частичной брекет-системе, каковы его особенности.

4 марта

Когда вести ребенка к ортодонту

Когда вести ребенка к ортодонту, на что обратить внимание при росте зубов у ребенка, почему лучше комплексно подходить к исправлению прикуса — на эти и другие вопросы даны ответы в статье ортодонта С. Андриасян

Подробнее тут.

29 февраля

Влияние аденоидов на прикус у ребенка

В статье детского ортодонта С.Г

Андриасян «Аденоиды и их влияние на прикус ребенка» подробно рассказано, как влияет воспаление аденоидов на прикус, а также о важности комплексного подхода к исправлению прикуса у детей.. 17 февраля

17 февраля

Ортодонтическое лечение спасло ретинированный зуб — он вырос

В работе «Применение аппарата ALF у подростка с ретинированным зубом» применение комбинации ортодонтической аппаратуры (в том числе аппарата АЛФ) и командная работа наших специалистов смогли поставить ретинированный зуб на его нормальное место в зубном ряду. Кроме эстетики улыбки пациентка получила расширение дыхательных путей, нормальную работу височных суставов, гармонизацию черт лица и правильное произношение.

все новости

Что такое логомассаж и зачем он нужен

Логопедический массаж — это метод физиотерапии, направленный на развитие речи ребенка. Упражнения также помогают улучшить артикуляцию, скорректировать фонологические и голосовые нарушения. Всего несколько занятий с логопедом помогут малышу четче и понятнее выражать свои мысли.

Массаж для речевого развития ребенка показан при следующих проблемах.

1. Плохая артикуляция, плохое формирование слов и предложений.

Дети с речевыми проблемами не умеют четко произносить сложные слова, неосознанно говорить целыми предложениями. Логомассаж формирует навыки беглого связывания звуков в отдельные слова.

2. Регулировка громкости речи.

Маленькие дети иногда говорят слишком тихо или громко не потому, что стесняются (хотят привлечь к себе внимание), а потому что не умеют контролировать мышцы гортани, правильно направлять дыхание. Массаж поможет осознанно контролировать эти параметры

3. Невозможность соотнести звуки с графическими изображениями.

Речевые нарушения, которые не были исправлены в раннем возрасте, могут привести к проблемам с письменной речью. Логопед поможет не просто правильно озвучивать буквы, но и описывать их графически.

Как правило, дети начинают четко разговаривать к пяти годам. До этого возраста у ребенка могут быть «прорывы», когда малыш начинает выдавать осознанные предложения, и периоды тишины.

Логопедический массаж. Понятие

Логопедический (речевой) массаж — это один из методов коррекции нарушений речи. Он помогает развить артикуляционные мышцы ребенка и улучшить состояние нервов и кровеносных сосудов речевого аппарата. Массаж снимает артикуляционные спазмы и нормализует тонус мышц. Как следствие — речь заметно улучшается.

Обычно логопедический массаж назначают детям с 4-5 лет, если у них есть задержка речевого развития (ЗРР) или другие патологии речи (например, дизартрия).

Этот метод логокоррекции проводится в комплексе с артикуляционной, дыхательной и голосовой гимнастикой.

Требования к проведению речевого массажа

Для массажа обычно используют массажный зонд или только руки.

Стоит обратить внимание на кабинет, в котором будет проводиться массаж. В помещении обязательно должны быть детские игрушки, кушетка и кресла

Там не должно быть предметов, которые могут напугать ребенка — например, медицинских инструментов. В помещении должно быть тепло.

Процедуру проводят чистыми руками с остриженными ногтями, без порезов на коже и украшений. Другой вариант — в одноразовых перчатках.

Речевой массаж рекомендуется делать ежедневно. Так процедура даст ощутимый эффект. Продолжительность курса устанавливается логопедом.

Какой специалист назначает речевой массаж

Речевой массаж проводится только по показаниям и по рекомендации невролога.

Именно он, осмотрев малыша, принимает решение о необходимости этой процедуры. Невролог может назначить массаж как по рекомендации логопеда, так и без нее.

Показания к проведению

Показаниями к процедуре являются такие нарушения:

  • ЗРР — задержка речевого развития (т.е. более позднее овладение устной речью у детей до 3 лет);
  • дислалия (нарушение произношения звуков);
  • дизартрия (ограниченная подвижность артикуляционных мышц и нарушения речевых нервов);
  • ЗПР — задержка психического развития (т.е. нарушение нормального темпа развития внимания, памяти, мышления и т.д).

Противопоказания к применению

Существует ряд ограничений для проведения логопедического массажа. К ним относятся:

  • недавно перенесенные ребенком заболевания типа ОРЗ и ангины — перед новой процедурой надо выждать хотя бы 10 дней;
  • гнойные или грибковые заболевания на коже у ребенка или логопеда;
  • гематомы на массируемых участках;
  • инфекционные раны на коже;
  • эпилепсия;
  • онкологические заболевания;
  • туберкулез;
  • болезни сосудов или капилляров;
  • острые аллергические заболевания.

Логопедический детский массаж в домашних условиях

Если нет возможности постоянно заниматься со специалистом, то технику логомассажа можно освоить в домашних условиях. Для этого необходимо пройти специальные курсы или попросить помощи у опытного логопеда. Профессионалы своего дела обучат минимальному комплексу приемов и упражнений для правильного развития речевого аппарата. Такой опыт в будущем поможет родителям не один раз.

Как проводится массаж в домашних условиях?

После постановки диагноза составляется индивидуальный план занятий с крохой. Взрослые выбирают подходящие упражнения. Так, при гипотонусе лицевых мышц будет применяться совсем другая тактика, чем при неконтролируемом слюноотделении.
Подготавливается помещение для процедуры. Его необходимо убрать и проветрить.
Инструменты для процедуры (зубная щетка, шпатель, ложки) тщательно моются и обрабатываются кипятком.
Если процедура выполняется в ротовой полости, необходимо надеть чистые медицинские перчатки.
Родитель моет руки с мылом и обрабатывает их спиртосодержащим антисептиком.
Ребенок находится в полусидячем положении с мягким валиком под шеей.
Лучшие движения: поглаживание, растирание, легкая вибрация. Необходимо следить за настроением малыша. Массаж не проводится, если кроха не в духе. Время проведения логомассажа регулируется, согласно детскому возрасту. Если у малыша нет признаков аллергии, можно использовать ароматические масла (масло лаванды – успокаивает, масло лимона – тонизирует и запускает мозговую активность)

Для грудничков целесообразнее использовать не масла, а присыпки.
По окончании сеанса важно похвалить кроху, сказать ему приятные слова. Можно поиграть с ним в любимые игры

Такие действия сформируют в детском сознании доброжелательное отношение к занятиям.

Приведем пример простых массажных упражнений, которые способствуют укреплению артикуляционных мышц. И его легко провести с ребенком дома.

Все движения повторяются восемь-десять раз и проводятся «от центра» к периферии. Включают поглаживания, разминания, растирания и пощипывания.

  1. Легкие поглаживания верхней части плечевого пояса (в направлении снизу вверх).
  2. Поглаживание подбородка и нижней части лица (в направлении от центра в ушам)
  3. Массаж губ: поглаживание поочередно верхней и нижней губы в направлении от середины к уголкам. Поглаживание носогубных складок (в направлении от уголков губ к носу). Затем легкое пощипывание губ в направлении от середины к уголкам.
  4. Массаж лица. Поглаживание от середины к вискам лба, затем от середины к волосам. Поглаживание бровей, щек. Разминание щечной и скуловой мышцы – (круговые движения по спирали от центра к ушам). И завершаем пощипыванием щек.
  5. Массаж языка. Включает мягкие круговые движения по разминанию языка от кончика к середине (спереди и по боковым краям). Затем делаются потягивания языка (держа за кончик) — вверх, вниз, влево, вправо. И «причесываем» язык зубной щеткой движениями из глубины к низу. Заканчиваем массаж разминанием – сжиманием языка с боков в направлении «от боков к середине».

Детский логопедический массаж дома дает хорошие результаты в сочетании с артикуляционной гимнастикой. А если добавить дыхательную гимнастику, физиотерапию, разучивание специализированных игр и скороговорок и материнскую заботу, наблюдается просто поразительный прогресс в развитии речи. Врачи советуют родителям не отчаиваться, а изучать техники логомассажа. Этот бесценный опыт не раз выручит маму или папу даже во время воспитания здорового малыша.

Противопоказания логопедического массажа

Противопоказаниями для проведения логопедического массажа являются инфекционные заболевания (в том числе ОРВИ, грипп), заболевания кожи, герпес на губе, стоматит, конъюнктивит

С большой осторожностью следует применять массаж у детей с эписиндромом (судорогами), особенно, если ребенок плачет, кричит, вырывается из рук, у него «синеет» носогубный «треугольник» или отмечается тремор подбородка

Логомассаж проводится в теплом, хорошо проветренном помещении. Обычно массаж рекомендуется проводить циклами по 10-15-20 сеансов, желательно каждый день или через день. После перерыва на 1-2 месяца цикл можно повторить. При определенных обстоятельствах, когда массаж невозможно делать часто и регулярно, допускается его проведение в течение более длительного времени, но реже.

Длительность одной процедуры может варьировать в зависимости от возраста ребенка, тяжести речедвигательного нарушения, индивидуальных особенностей и т. д. Начальная длительность первых сеансов составляет от 1-2 до 5-6 минут, а конечная — от 15 до 20 минут. В раннем возрасте массаж не должен превышать 10 минут, в младшем дошкольном — 15 минут, в старшем дошкольном и школьном возрасте — 25 минут.

Как проходит процедура?

Прежде всего, с учетом степени повреждения тела, специалист выбирает, как именно ее проводить – лежа, сидя или в полулежачем положении. Логопедический массаж лица проводится точечными надавливаниями, поглаживаниями пальцами, также происходит работа с языком, губами. При необходимости кроме воздействия руками используется логопедический массаж зондами, которые за счет специальных импульсов благоприятно воздействую на мышцы, заставляя их правильно работать. Специалист с учетом анализа состояния больного, конкретного нарушения использует логопедические инструменты для массажа языка. Крайне важна систематическая работа и подобная терапия на всех стадиях восстановления после повреждения отделов мозга. Процедура незаменима при ишемическом и геморрагическом видах. Уже с первыми улучшениями у пациента появляется больше желания и мотивации заниматься далее.

Сколько длится массаж?

В среднем, от 15 до 45 минут в зависимости от таких факторов:

  • степень повреждения головного мозга;
  • интенсивность и вид языковой дисфункции;
  • психологическое и физическое состояния больного;

Логопедический массаж незаменим при моторной афазии и назначается пациентам в разном возрасте, которые пережили подобный недуг. В последние года наблюдается негативная тенденция «омоложения» заболевания, и языковая реабилитация особенно необходима, чтобы вернуть человека к привычной жизни.

Эффективность и задачи

Логопедический массаж, помимо выше обозначенной стимуляции проводимости нервных волокон, способствует улучшению эластичности мышц, их сократительной способности. В зависимости от характера движений, решаются разные задачи. Часто неврологическая патология предполагает наличие спазма в одних участках и гипотонуса — в других. В таких случаях необходимо комбинированное воздействие. Для этого специалист ощупывает руками различные участки речевого аппарата, мышцы воротниковой зоны и определяет их состояние.

Задачи массажа:

  1. Нормализация тонуса — укрепление мышц артикуляционного аппарата или снятие спазма.
  2. Улучшение сократительных функций тех мышц, которые должны участвовать в построении звуков.
  3. Стимулирование проприорицепции — ощущений в заданной области. Пациент с помощью логопедического массажа учится прислушиваться к ощущениям в области губ, щёк, языка и различать разные состояния. Это важный этап перед научением контролировать их работу, управлять ими.
  4. Уменьшение слюноотделения — гиперсаливации, возникающей при заболеваниях ЦНС.
  5. Укрепление глоточного рефлекса — сократительной способности мышц гортани, глотки.

Показания к назначению

Логопедический массаж для детей эффективен при следующих речевых нарушениях:

  • Дизартирии, для которой характерно нарушение иннервации , из-за чего губы, язык и мягкое нёбо не двигаются должным образом. Целью логопедического массажа при дизартрии является нормализация мышечного тонуса и развитие артикуляционных движений;
  • Ринолалии — нарушении алгоритма направления звукового потока, что обуславливает «гнусавость» — говорение «через нос».
  • Механической дислалии, а именно — укорочении подъязыковой уздечки. В одних случаях её подрезают, в других — растягивают с помощью массажа и гимнастики.
  • Заикании — невротическом нарушении речи.

Важный нюанс: назначать логопедический массаж имеет смысл тогда, когда специалист понимает, что нарушение речи обусловлено именно недостаточной проводимостью импульсов от определённых частей речевого аппарата. Сомнительно прибегать к манипуляции при аутизме, задержке умственного развития. Этот метод направлен на стимуляцию, а не на запуск отсутствующей речевой функции.

Основы логопедического массажа: советы и рекомендации

При проведении логопедического массажа атмосфера играет критическую роль. От теплоты и уюта помещения до его хорошей вентиляции – все это влияет на общее состояние пациента

Важно, чтобы каждый человек чувствовал себя комфортно и расслабленно, чтобы максимально эффективно взаимодействовать с процедурой. Фоновая музыка помогает создать атмосферу умиротворения, а аромолампы могут добавить волшебства, поднимая настроение и помогая расслабиться

Продолжительность курса массажа обсуждается индивидуально, учитывая особенности каждого случая. Обычно рекомендуется от 10 до 20 сеансов. Время на каждый сеанс также зависит от возраста и особенностей пациента, начиная с коротких сеансов продолжительностью от нескольких минут и постепенно увеличивая их.

Особенно важно учесть время после еды перед массажем. Чтобы избежать дискомфорта, лучше подождать не менее двух часов после еды перед началом процедуры, особенно для детей с чувствительным глоточным рефлексом

Важно, чтобы каждый момент массажа был наполнен заботой и вниманием к потребностям каждого пациента

Виды логопедического массажа и их особенности (+таблица)

В мире логопедии существует много различных подходов к массажу, каждый из которых играет важную роль в поддержании здоровья и улучшении коммуникационных навыков. Давайте рассмотрим основные виды логопедического массажа и то, какие цели они помогают достичь.

Вид массажа Особенности Цели
Ручной или классический Выполняется руками логопеда. Может быть укрепляющим или расслабляющим. Укрепление мышц лица и шеи или их расслабление для снятия напряжения.
Зондовый Используются специальные зонды или их заменители для точечного воздействия на мягкие ткани лица и шеи. Целенаправленное воздействие на определенные зоны или мышцы для улучшения тонуса или снятия спазмов.
Аппаратный Используются специальные массажные аппараты, такие как вибромассажеры или электростимуляторы. Улучшение кровообращения, стимуляция тканей, уменьшение отечности и напряжения.
Точечный Направлен на точечные участки лица и шеи, такие как мимические морщины или участки с плохим тонусом. Разглаживание морщин, улучшение тонуса кожи, снятие напряжения в определенных участках.
Самомассаж Выполняется самим пациентом по инструкции специалиста. Улучшение мобильности и чувствительности лица и шеи, снятие напряжения и улучшение кровообращения.

В данной таблице мы обратили внимание на многообразие подходов к логопедическому массажу, каждый из которых имеет свои уникальные особенности и цели. Изучение этих методов позволяет нам взглянуть на массаж не просто как на процедуру, а как на инструмент, способный влиять на различные аспекты функционирования речевого аппарата

Углубленное понимание каждого вида массажа открывает перед нами новые возможности для индивидуализированного подхода к реабилитации пациентов. Методы обладают своей спецификой и могут быть адаптированы в соответствии с уникальными потребностями и характеристиками любого конкретного случая.

Такой анализ не только расширяет понимание о разнообразии методов массажа, но и помогает осознать, каким образом каждый из них может быть оптимально применен для достижения конкретных целей реабилитации. Этот углубленный взгляд на логопедический массаж позволяет обеспечить пациентам наиболее эффективное и индивидуализированное лечение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: