Ребенок плохо говорит в 4 года: как помочь, мнение доктора комаровского

Как проявляется ЗРР

Задержка речевого развития — это расшифровка аббревиатуры ЗРР.

Основные симптомы заболевания связаны с дисфункцией артикуляционного аппарата. В зависимости от степени выраженности процесса и наличия иных отклонений признаки могут различаться.

ЗРР у детей проявляется следующим образом:

  1. В 4 месяца. Отсутствует реакция на жесты и слова окружающих людей. Эмоциональность выражена слабо. Мимика почти не проявляется.
  2. В 8 месяцев. В норме в лексиконе должны появляться первые лепетные слова, состоящие из одинаковых простых слогов. Дети с задержкой речевого развития лишь осваивают отдельные звуки или вовсе не пытаются разговаривать.
  3. В 1 год. Ребенок тихий. Молчит или издает звуки крайне редко.
  4. В 1,5 года. В это время у детей лексикон пополняется простыми словами («мама», «баба», «дай»). Ребенок с ЗРР в лучшем случае только начинает выговаривать отдельные слоги. Пассивное понимание речи слабое или отсутствует. Нет реакции на просьбы или обращение по имени. Если затронут мышечный аппарат или центральная нервная система, ребенок не может жевать.
  5. В 2 года. При благоприятном стечении обстоятельств начинает нарабатываться словарный запас, однако дети овладевают лишь простыми конструкциями. Лексикон сильно ограничен. Ребенок с трудом выражает свои мысли, его сложно понять. Он не повторяет новые слова за взрослыми.
  6. В 3 года. До 3 лет продолжается расширение лексикона, однако он по-прежнему ограничен и состоит из 5-20 слов. Отсутствует навык составления даже простых предложений. Дети с задержкой речевого развития не знают названия предметов, животных, частей тела и т.д. Ребенок не понимает сказки, плохо осознает смысл услышанного. Речь невнятная, либо слишком медленная, либо быстрая. Некоторые дети, когда к ним обращаются, повторяют за взрослыми.

В зависимости от причин развития ЗРР и общего состояния ребенка симптоматика может различаться. При слабом тонусе мышц дети часто ходят с открытым ртом, наблюдается повышенное слюноотделение. После 4 лет усиливаются агрессия и нервозность. Ребенок быстро утомляется и плохо запоминает даже визуальные образы. Воображение развито слабо. Возможность проявлять эмоции ограничена. Дети избегают общения со взрослыми и сверстниками. Нередко ЗРР сопровождает аутизм и ДЦП.

Самостоятельно провести точное определение уровня развития в домашних условиях невозможно, для этого нужна консультация педиатра и логопеда. Диагноз ЗРР стараются не ставить до 2-3 лет, т. к. темпы освоения речи у детей индивидуальны.

Ждем или не ждем?

Уже говорилось, что 2–3 года – оптимальный возраст для коррекции речевых проблем у детей. Чем больше вы затягиваете ситуацию, тем более весомыми будут последствия.

В любом случае, если ребенок в 3 года не говорит даже простейших предложений – это веский повод, чтобы обратиться к специалистам.

Важно провести комплексное обследование малыша у педиатра, невролога, психиатра, оториноларинголога, психолога, логопеда-дефектолога. Специалисты назначат различные виды обследований всех сфер развития неговорящего ребенка

Так можно будет нарисовать точную картину происходящего, найти причину и составить план ее устранения.

Родителям нужно быть готовыми к тому, что лечение может продлиться довольно долго. Но на ранних стадиях оно всегда более эффективно. Поэтому стоит набраться терпения.

Почему сейчас дети позже начинают говорить?

В каком возрасте дети должны начинать говорить? Если ребенок не хочет говорить в два года, нужно ли бить тревогу? Сейчас дети начинают говорить позже, чем их сверстники лет 15 — 20 назад. Это связано и с экологией, и с особенностями течения беременности у мамы и с осложнениями в родах.

Из 10 детей, хорошо говорящих на свой возраст 2-3 человека, остальные с различными задержками речи. К двум годам у ребенка должны быть простейшие фразы из двух слов: мама дай, мама иди, кто пришел и т.д. Мальчики начинают говорить позже, чем девочки, ближе к 2,5 к 3 годам. Если к трем годам ребенок говорит буквально 10-15 слов, на связывает слова в фразы, это уже задержка.

К кому мама должна в первую очередь обратиться, если что-то в развитии речи ее настораживает? У каждого ребенка есть лечащий доктор, который наблюдает его с рождения, видит, как он развивается, когда начинает держать головку, переворачиваться и т.д. Если ребенок все делает с задержкой, если что-то не так было во время беременности и родов, с большой вероятностью будут и проблемы с развитием речи.

  1. Обычно к логопеду отправляет педиатр или невролог.
  2. Хорошие результаты получаются именно при комплексном подходе к проблеме.
  3. Невролог может назначить препараты, обследования, возможно, потребуется сделать энцефалограмму головного мозга, доплер шейного отдела позвоночника.
  4. Логопед посоветует специальные упражнения, гимнастику, логопедический массаж.

Что должны родители делать для того, чтобы у ребенка не было проблем с речью? Речевые зоны у нас находятся на кончиках пальцев, есть простые упражнения, которые может делать любая мама: катать по ладони ребенка маленький массажный мячик с пупырышками, рассказывая стишок или потешку.

Если родители хотят, чтобы ребенок без проблем заговорил, нужно обязательно с ним заниматься даже в том возрасте, когда, казалось бы, до первых осмысленных слов еще далеко

Так же стоит уделить внимание развитию фонематического слуха. Фонемы это слова близкие по звучанию, например: крыса-крыша

Развитие фонематического слуха у маленьких детей очень важно для формирования речи в дальнейшем, для профилактики дисграфии в школе.
Есть простой способ для развития фонематического слуха.
Можно насыпать в пустые бутылочки или баночки, например из под детских йогуртов, разные крупы: горох, манку, рис.

Если потрясти эти баночки, они будут звучать по разному. С ребенком можно угадывать, где какая крупа, меняя баночки, увеличивая их количество. С детьми постарше можно играть в повторение похожих звуков: за-за-са, за-са-за, ка-га –га, во-го-во и т.д. Какие еще упражнения полезны? Очень хорошие упражнения для формирования речевого выдоха.

В каком возрасте ставят задержку речевого развития?

Диагностика и лечение — Диагностировать задержку в развитии речи можно в том периоде, когда речь уже должна быть развитой, а именно – в 3-4 годика. Зачастую подобный диагноз специалисты ставят в то время, когда уже упущена возможность наверстать или скорректировать это состояние.

Поэтому родители не должны ждать, когда малыш начнет сам говорить и внимательно отслеживать становление его речи, начиная с наиболее раннего возраста, в особенности, если для этого имеются показания (проблемы развития плода, тяжелые роды, неврологические показания). Малышу такой диагноз ставят лишь на основании комплексного заключения невропатолога, логопеда, и сурдолога.

Если проблема неврологическая, и задержка речевого развития произошла в результате дисфункции мозга, лечение должен назначить врач-невропатолог, чтобы улучшить кровообращение мозга и поддержку интегративной мозговой функции. Если малыш имеет задержку развития речи по причине нарушения слуха или глухоты, тут должны присоединиться уже другие специалисты.

В каком возрасте надо обращаться к логопеду?

Вам следует обратиться к логопеду, если: До 2х лет у ребенка не появилась речь (ребенок молчит) или словарь ребенка составляет не более 10 слов. Квалифицированный специалист — логопед умеет стимулировать появление речи «неговорящих» детей. Ребенок старше 4х лет не произносит правильно какие-то звуки.

Как проявляется задержка развития речи

Внимательные родители смогут понять, что формирование связной речи у их ребенка задерживается, по следующим признакам:

  • У ребенка небольшой словарный запас. В активе всего 2-3 десятка слов, многие из которых еще не являются по-настоящему словами, а представляют собой скорее устойчивые звуки или слоги («ба» — бабушка, «куп» — купаться).
  • Пассивный запас слов также невелик. Ребенок не может показать названные предметы и сам не знает названий частей своего тела и предметов домашнего обихода. Не может выполнить простые просьбы (принести, унести).
  • Речь состоит только из перечислений предметов и каких-либо действий. Слова при этом не связываются в предложения.
  • Произношение невнятно, а значимых слов так мало, что понять малыша могут только близкие или иногда только мама.

Как правило, в 3 года дети уже довольно активно строят предложения из нескольких слов, хорошо знают названия различных предметов и охотно беседуют на различные темы. С интересом играют в игры, выполняют несложные просьбы и, радостно узнавая знакомые строки стишков или сказок, договаривают их за взрослыми.

Если у ребенка есть признаки ЗРР, необходимо обязательно показать его специалисту. Чем раньше начнется лечение, тем быстрее будут преодолены проблемы. Не следует слушать мнения, что до 4-5 лет к логопеду обращаться рано. Возможно, не все специалисты берутся за лечение двухлеток, однако вы обязательно сможете найти такого. К примеру, в нашем центре занятия проводятся с совсем маленькими детишками — от полутора лет.

Что можно сказать о прогнозах лечения, если в 5 лет ребенок не говорит

Задержка речевого развития, если ее своевременно обнаружить и начать исправлять, не перерастет в серьезную проблему. Начинать коррекцию в 5 лет довольно поздно — процент благоприятного исхода падает стремительно к 7 годам.

Ответственность, которую несут родители, заключается и в том, чтобы вовремя заметить у своего малыша сильное отличие в развитии речи от возрастной нормы и принять меры.

Если ребенок плохо говорит в 5 лет, но лечение начато гораздо раньше, возможность выздоровления зависит от степени отставания и от применяемых методов коррекции. Благоприятный возраст для начала активных действий — это 2-3 года. В этом случае самая большая вероятность полного выздоровления.

Надеемся, что в нашей статье вы нашли ответы на волнующие вас вопросы. Пусть ваш малыш каждую минуту чувствует вашу любовь, поддержку и заботу. Терпения вам и веры в то, что вместе вы все преодолеете.

Почему может молчать или плохо говорить ребенок в 2 года?

Безусловно, причины, по которым малыш может не разговаривать или делать это с большим трудом в таком возрасте, могут быть вызваны травмами, заболеваниями или задержками в развитии. Однако специалисты выделяют еще 2 причины, не связанные с вышеперечисленными проблемами, по которым малыш может испытывать трудности с формированием речи:

  • Отсутствие достаточного количества разговорного общения. Логопеды утверждают, что говорить с малышом необходимо с первых дней его жизни. Делать это нужно не только для того, чтобы он слышал слова и предложения, но и для пробуждения в нем интереса к речи. Впоследствии это поможет увлечь ребенка, и он сам будет стремиться быстрее освоить разговорные навыки.
  • Нечеткая, беглая или быстрая речь взрослых. Если окружение ребенка общается слишком непонятно для малыша, он просто не будет в состоянии понимать и повторять за взрослыми слова. Родителям следует говорить медленнее, сделать четче и выразительнее, и не только в прямом общении с крохой, но и когда просто находится рядом.

Куда обращаться если ребенок не говорит?

Полезное — Что является причиной посещения логопеда? Что такое «речь развивается в норме»? Срочно «бежать» к логопеду или подождать?- Это вопросы, которые должен задать себе каждый родитель, имеющий ребенка дошкольника. Ответы на эти вопросы и просты и сложны одновременно.

  1. Попробуем разобраться вместе.
  2. Статистика последних лет показывает печальную картину относительно речевого развития детей – речь начинает развиваться позже.
  3. А это ведет к тому что, достигнув школьного возраста, ребенок не освоил устный родной язык в том объеме, который необходим для начала школьного обучения.

Поэтому, если ребенку уже три годика, а он не разговаривает, или произносит слоги и отдельные слова, не надо ждать, когда у него появится развернутая речь, необходимо обратиться к логопеду за консультацией

Часто при оценке речевого развития ребенка взрослые обращают внимание только на то, насколько правильно малыши произносят звуки, и не спешат к логопеду, если, по их мнению, дело обстоит более или менее благополучно

Это не совсем так. Логопед исправляет не только дефекты произношения, но и помогает расширить словарный запас, формирует умение составлять рассказ и правильно оформлять высказывание с точки зрения грамматики. Кроме того, логопед может подготовить ребенка к усвоению грамоты, если у него есть какие-то проблемы с речью, и к дальнейшему более успешному обучению в школе.

Вашему ребенку необходима помощь специалиста, если: В 7 – 8 месяцев кроха не понимает обращённую к нему речь – не поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?», не реагирует на своё имя. В 1 год малыш не произносит 8 – 10 слов типа «кис-кис», «ням».

  1. В 2 года ребёнок не разговаривает.
  2. В 2,5 года нет элементарной фразовой речи – в общении со взрослыми малыш не объединяет 2-3 слова.
  3. Например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал).
  4. До 3 лет молчал, а затем стал активно говорить.
  5. К 3 годам неправильно воспроизводит простые ритмы типа «тук-тук, тук-тук, тук-тук».

К 3 годам у ребёнка сохраняется повышенное слюноотделение – во время говорения текут слюни, а малыш их не сглатывает, не может выполнить простые движения органами артикуляции. Например, высунуть язык или удержать губы в улыбке 5 секунд. После 3 лет продолжает упрощать большинство слов.

Речь ребенка не разборчива. Его могут понять только родители и те, кто его хорошо знают. Ребенок многие звуки произносит мягко, как-будто он еще маленький или преобладают твердые звуки, как-будто у него акцент. При произношении некоторых звуков в речи появляется хлюпающий призвук, воздух идет как-то в вбок; звуки «С», «З», «Ц» произносит как англичанин — между зубами; при произнесении звуков «Ш», «Ж» раздувает щеки, а звук «Р» произносит как француз.

Лечение ЗРР посредством упражнений.

Обычно одновременно с применением домашней и медицинской терапии ЗРР, требуется регулярное проведение занятий с врачом-логопедом. В некоторых случаях требуется помощь детского психолога, специализирующегося в развитии речи у ребенка, а также навыков правильной коммуникации и процессов познания.

Ввиду того, что речевые функции неразрывно связаны со слухом и зрением, уделяется внимание процедурам, влияющим на прогресс познавательного процесса через данные анализаторы. Так, наиболее распространены:

  • лечебные дидактические игры (специальные игры, упражнения, логопедическое лото);
  • деятельность по созданию рисунков, вылепленных изделий, аппликаций;
  • процедуры, направленные на улучшение слуховой и зрительной внимательности;
  • расширению активного и пассивного словарного запаса;
  • улучшение навыков связного выражения мыслей.

Терапия направлена на устранение основной причины, которой спровоцирована задержка речевого развития. Лечение нарушения подбирается индивидуально в каждом случае и может содержать специальные методики.

Кроме консервативного лечения (медикаментозной, физиотерапии), занятий с логопедом, все более востребованными становятся эффективные неспецифические методы коррекции задержки речи:

  • АВА-терапия: интенсивные программы обучения основаны на влиянии внешних факторов на поведение, что дает возможность изменять и формировать поведенческие паттерны;
  • работа с психологами особенно эффективна при задержке речи психогенного характера – занятия позволяют нейтрализовать травмирующие факторы и моделировать действенные компенсаторные механизмы;
  • комплексы по развитию мелкой моторики: нейробиологи доказали связь между движениями пальцев рук и развитием речи, а также положительное влияние такой активности на функциональные характеристики ЦНС.

Родителям важно помнить, что лечение задержки речевого развития – это всегда комплекс мероприятий. И его наполнение должно зависеть от этиологии патогенеза выявленного синдрома

Поэтому важно провести максимально точную диагностику и найти профессионалов для проведения действенной коррекции выявленных поражений.

Прогноз и профилактика задержки речевого развития.

Если вовремя обратиться за медицинской помощью, то такие дети уже к 5-7 годам догоняют своих ровесников.

При несвоевременном лечении у ребенка могут возникнуть следующие осложнения:

  1. отставание от ровесников в умственном и психическом развитии;
  2. увеличение этой разницы с возрастом;
  3. проблемы с обучением в школе.

Поэтому всегда легче провести профилактику патологии, чем ее лечение. Детей с самого раннего возраста нужно учить высказывать желания, мнение, показывать свои эмоции. Все это в полном объеме должны выполнять родители малыша. С ребенком нужно часто и долго контактировать, чтобы развивать речь, поощрять при достижении результатов.

Начать проводить такую работу нужно еще до появления малыша на свет, в период эмбрионального развития. Рассказывайте о своем настроении, о том, как у вас прошел день, о вещах, которые вы для него приобрели, о том, какие они красивые и яркие. Все эти разговоры способствуют укреплению связи между малышом и мамой, позитивно влияют на развитие иммунитета и речи.

Как можно чаще включайте приятную спокойную музыку (лучше всего классическую). Она хорошо влияет на развитие всех участков мозга.

Для развития речи ребенка ему нужно читать книги, изучать с ним стихотворения. Огромное значение в развитии речи малыша играет мелкая моторика рук. Поэтому ребенка нужно учить рисовать, лепить фигуры из пластилина, играть с ним в пальчиковые игры. Все это можно выполнять в домашних условиях. Даже в том случае, если у ребенка до трех лет отсутствуют проблемы с речью, все равно нужно как можно больше общения для предотвращения проблем в дальнейшем.

Возможные последствия при ЗРР

Симптомы заболевания игнорировать нельзя, родителям следует обращаться за медицинской помощью своевременно, иначе задержка речевого развития приведет к следующим последствиям:

  1. Отставанию от сверстников в интеллектуальном и психологическом развитии, усугублению ситуации с годами.
  2. Сложностям в процессе посещения детского сада, обучения в школе и других учебных заведениях.
  3. Ощущению ребенком дискомфорта в эмоциональном плане. Он думает, что не такой, как все, может закрыться от общения с окружающими.

Во избежание тяжелых последствий рекомендуется как можно раньше начинать развивать ребенка, с раннего возраста разговаривать с ним. Матери необходимо больше внимания уделять себе в период беременности. Нужно всегда помнить, что для здоровья детей необходимы спокойная семейная обстановка и достаточное количество внимания со стороны родителей.

Профилактика

Профилактические мероприятия заключаются в следующих советах:

  • подготовка к беременности обоих родителей;
  • выполнение рекомендаций врача акушера-гинеколога и андролога;
  • контроль за течением беременности и комплексная подготовка к родам.

После рождения малыша важно постоянно уделять ему внимание, разговаривать с ним и обучать словам, читать сказки и т. д. Помимо этих мероприятий, следует следить за здоровьем ребенка и своевременно обращаться к доктору при любых симптомах патологии

Помимо этих мероприятий, следует следить за здоровьем ребенка и своевременно обращаться к доктору при любых симптомах патологии.

Задержка развития речи встречается у 3-11% детей. Своевременное обращение к врачу с последующей диагностикой и устранением причин патологии приводит к выздоровлению и формированию здоровой речи.

Причины задержки речевого развития

К причинам задержки речевого развития специалисты относят:

  • органические нарушения (последствия неблагоприятного воздействия при внутриутробном развитии, различные родовые травмы, следствием которых является гипоксия или асфиксия, и травмы и тяжелые болезни с последствиями до 3 лет);
  • генетические заболевания и синдромы;
  • психические заболевания;
  • нарушения слуха;
  • влияние социальных факторов: двуязычная среда, педагогическая запущенность, отсутствие качественной речевой среды у ребенка;
  • сопутствующие заболевания (или являющиеся первопричиной): ДЦП, синдром Дауна, ранний аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Методы лечения и методы коррекции детей с задержкой развития речи

Коррекционная помощь ребенку с задержкой речевого развития будет зависеть от ряда причин и сопутствующих диагнозов.

В коррекционно-развивающем процессе помощи ребенку с задержкой речевого развития могут принимать участие следующие специалисты: нейропсихолог, логопед, психолог, дефектолог, невролог и узкопрофильные специалисты при необходимости (лечебной физкультуры и массажа, терапии ЛОР-органов, коррекции слуха, сурдо- или тифлопедагогики).

Например, при причинах социального или педагогического характера, необходимы, в первую очередь: пример грамотной речи, организация адекватной речевой среды, стимуляция речи и развитие познавательных процессов, сопровождение всех действий ребенка проговариванием.

При наличии синдрома Дауна ребенку с задержкой речевого развития первоочередной помощью будет следующая: развитие познавательных процессов и социальных навыков.

Если в основе задержки речевого развития лежит органическое поражение мозга, то коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначаемое детским неврологом: медикаментозная поддержка, лечебный массаж, периодическое наблюдение  и т.д.

Советы родителям

Чем раньше родители обратят внимание на проблемы в речевом развитии ребёнка и признаки задержки речи, тем проще и успешнее будет восстановление и коррекция. Поэтому если у родителей есть подозрение, что ребенок отстает в развитии, его речь не соответствует уровню развития его сверстников, то единственно верным решением является консультация специалиста

Нейропсихолог проведет диагностику, определит проблему и разработает грамотный план коррекционно-развивающей работы, оптимальную стратегию помощи ребенку. Кроме того, своевременное обращение к специалисту позволит избежать сопутствующих трудностей в развитии психических процессов и познавательных навыках.

А что еще может сделать родитель сам?

  • Стимулировать развитие речи ребенка, развивая его «тонкую» ручную моторику (в коре головного мозга центры, отвечающие за артикуляцию и мелкую моторику, расположены очень близко и тесно взаимосвязаны);
  • Больше играть и говорить с ребенком, сопровождать речью все его действия («оречевление» процесса;
  • Не включать дома постоянным фоном телевизор или музыку: ребенок должен слышать себя, свои звукоподражания взрослым, ведь «не слышу – значит, не говорю»;
  • Петь с ребенком, играть в ладошки, потешки, читать простые стишки (развивать чувство ритма, что очень полезно для речи и слухового восприятия ребенка);
  • Всячески поощрять словотворчество ребенка;
  • Развивать мелкую моторику всевозможными способами (пальчиковые игры, конструкторы, шнуровки, тактильный песок, рисование пальчиками и ножками);
  • Помогать освоить жесты («пока-пока», поцелуй, «дай», «там» и др.).

Почему ребенок долго не начинает говорить?

1. Причины физиологического характера — Малыш может молчать вследствие недоразвития речевого аппарата и низкого тонуса мышц, отвечающих за артикуляцию. Это может быть связано с особенностями строения, физиологического развития, а также наследственности. Речевое развитие ребенка тесно связано с его двигательной активностью,

Двигательное развитие в начале жизни является своеобразным «локомотивом», который запускает в дальнейшем многие когнитивные процессы, в том числе речь. Если малыша ограничивали в движении, или по каким-то причинам (болезни, особенности строения опорно-двигательного аппарата, мышечное недоразвитие и т.д.) он не мог активно физически и моторно развиваться, то это скажется в дальнейшем на формировании его речи.

Недоразвитие мелкой моторики также влечет за собой трудности в говорении.

Причины, по которым ребенок не говорит

Основная причина, из-за которой мальчик или девочка, сын или дочь, сынок или дочка, сыночек или доченька (дочурка), ребенок не говорит – это внутриутробная гипоксия, или недостаток кислорода. Недостаток кислорода плода может наблюдаться во время беременности, во время родов, при кесаревом сечении. В этом случае опытный микроневропатолог, детский невролог, детский невропатолог ставит диагноз «перинатальная энцефалопатия постгипоксически-ишемического генеза» или «перинатальная энцефалопатия смешенного генеза» (перинатальное поражение ЦНС). Перинатальная энцефалопатия может быть 1, 2, 3 степени.

1 степень перинатальной энцефалопатии при своевременном и комплексном лечении в Сарклиник полностью вылечивается за достаточно короткие сроки. 2 степень перинатальной энцефалопатии – это тяжелое заболевание, которое требует длительного серьезного лечения. 3 степень перинатальной энцефалопатии обычно имеет тяжелые последствия, вплоть до развития такой патологии, как детский церебральный паралич. Частые причины задержки речевого развития у детей – это патология матери во время беременности, родовая травма ребенка, тяжелые роды, плохие результаты нейросонографии, обвитие пуповиной, тазовое предлежание плода, слабость родовой деятельности, анатомически или клинически узкий таз, соматические заболевания матери до и во время беременности, инфекции матери, инфекции плода, токсическое воздействие на головной мозг ребенка билирубина при гемолитической желтухе новорожденного (ГБН), интоксикация наркозом во время кесарева сечения, интоксикация лекарственными препаратами (лекарствами) в перинатальном периоде. Любая соматическая патология, ОРВИ, бронхиты, трахеобронхиты, инфекции, рахит, нарушения обмена веществ приводят к тому, что в более позднем возрасте ребенок не говорит, ребенок плохо говорит, ребенок мало говорит, ребенок молчит, поздно начинает говорит, говорит мало, не понятно, не внятно, отстает в развитии, отстает в речевом, психическом, психомоторном, психоречевом развитии, умственном развитии.

Наблюдается ЗРР (отставание, задержка речевого развития, в том числе и грубая задержка речевого развития), ЗПР (отставание, задержка психического развития), ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей), ЗПМР (задержка психомоторного развития у ребенка), ЗУР (задержка умственного развития у детей). Редко на ребенка влияют наследственные факторы, при которых задержка развития наблюдалась у матери или отца, или у обоих вместе. Любое ослабление организма ребенка, снижение иммунитета, побочное действие прививок (вакцин) может приводить к тому, что «ребенок не говорит». Также отрицательно на речевое развитие ребенка влияют неблагоприятная экологическая обстановка в районе проживания матери и ребенка, неблагоприятный климат в семье (конфликты между родителями), дефектная нечеткая речь в контактной среде (проблемы с речью у родственников или родителей), рождение второго ребенка в семье, наличие тяжелых грубых неврологических заболеваний (например, ДЦП). При задержке моторного развития часто наблюдается задержка речевого развития, а позже и задержка психического развития. При любых поражениях органа слуха также отмечается состояние, при котором «ребенок не говорит». В этом случае нужна консультация отоларинголога (врач ухо – горло – нос).

Когда в норме ребенок должен начать разговаривать?

Речевое развитие происходит поэтапно. «Первая «речь» малыша — это его плач, когда он только появляется на свет, — комментирует Елена Рапацкая. — В этом процессе участвуют главные органы речевого аппарата — голосовые, артикуляционные и дыхательные. Неонатолог уже на этом этапе может определить отклонение от нормы – первый крик должен быть в течение первой минуты жизни ребенка».

Первый год жизни новорожденного считается предречевым периодом. По словам Елены Рапацкой, он включает в себя несколько этапов:

Гуление (протяжные гласные и задненебные звуки наподобие «гхаиы», «агу») появляется с двух месяцев;

Лепет (ребенок произносит отдельные слоги и слоговые цепочки) начинается в 5-6 месяцев. «В 9 месяцев лепет становитсямодулированным (с различными интонациями)», — уточняет Елена Рапацкая.

Если ребенок развивался гармонично и правильно, то в норме уже к году он сможет произносить порядка 6-10 слов. «Здесь имеется в виду любое осмысленное звукоподражание, либо укороченное слово, которое обозначает действие или предмет. Например, «бах» – упал, «мяу»- кошка, «ам-ам» — хочу есть или какая-либо еда, — рассказывает Елена Рапацкая. — С первого по второй год жизни у малышей активно развивается понимание речи. Ребенок может указывать на бытовые предметы или животных, понимая, на что именно он показывает».

В 1,5 года активный словарь малыша должен содержать не менее 30-50 слов. «В этот период ребенок употребляет односложные предложения (например, «Спать!» – «Пать!») После полутора лет в речи ребенка появляются двусложные слова (вода, киса), а потом и трехсложные (кубики)», — говорит Елена Рапацкая.

К двум годаму нормально развивающегося малыша в активном словаре около 200 слов, он употребляет короткие фразы, в речи присутствуют глаголы, например, «Аня, иди!», «Баба, дай пить!».

«После двух лет происходит «лексический взрыв», т.е. ребенок начинает активно формировать предложения, его словарный запас обогащается новыми словами разных частей речи: появляются местоимения,прилагательные, наречия, предлоги. В два с половиной года ребенок говорит фразами из 3-5 слов, — отмечает Елена Рапацкая. — К трем годам в словаре малыша более 1000 слов, в речи развернутыепредложения, в то числе сложной конструкции. Конечно, ребенок допускает грамматические ошибки, не все звуки сформированы (еще не появились шипящие, «л», «р»)».

Разумеется, это не жесткие нормативы, а усредненные значения — у большинства детей развитие речи проходим именно по такой схеме. Замечаете, что ребенок «неразговорчив»? Возможно, у малыша действительно замедленно развитие речи.

Что делать в домашних условиях?

Для успешного и оперативного решения проблемы задержки становления речи, недостаточно только давать прописанные доктором препараты, водить малыша на физиопроцедуры, занятия с логопедом или дефектологом.

Родителям необходимо дома закреплять умения, полученные малышом в процессе лечения. Существуют специальные обучающие занятия, которые проводятся в игровой форме.

Требуется учитывать возраст малыша. С детьми 2-3 и 4-5 лет надо заниматься по-разному. Что делать в домашних условиях для стимуляции развития речи, может подсказать педиатр.

В 2-3 года

Родители, у детей которых имеется ЗРР, интересуются, что делать, если ребенок плохо говорит в 3 года. В условиях дома нужно помогать малышу развивать речь

Важно исключить те факторы, которые оказывают негативное влияние

Специалисты дают такие советы:

  • не включать телевизор во время бодрствования ребенка. Многие родители ошибочно думают, что шум на заднем фоне улучшает развитие речи. Но педиатры утверждают, что дети, которые постоянно смотрят и слушают телевизор, чаще сталкиваются с ЗРР;
  • научить малыша общаться жестами. Это поможет ребенку избавиться от неприятного чувства беспокойства и растерянности. Существуют исследования, которые подтверждают связь между речью и языком жестов;
  • класть игрушки и интересующие малыша предметы в недоступные для него места. Это будет мотивировать ребенка обращаться к родителям за помощью;
  • играть с малышом не меньше 40 минут в день. В это время нужно употреблять простые выражения («красный мячик», «быстрая машинка»);
  • проводить обучающие занятия с карточками Домана;
  • давать ребенку пить воду, молоко, сок или другую жидкость через трубочку. Это позволит укрепить мышцы рта и облегчить процесс воспроизведения слов и фраз. Желательно использовать волнистые, закрученные трубочки-соломинки.

В 4-5 лет и старше

После четырех лет повышается вероятность перехода ЗРР в задержку психоречевого развития. Это связно с тем, что отсутствие или плохая речь тормозят становление мышления. Как показывают статистические данные, после 5 лет шансы на полное устранение отклонений резко падает.

У детей старше 6 лет вероятность излечения составляет всего 0,2%. Поэтому у многих родителей, дети которых \ имеют ЗРР, возникает вопрос, что делать, если ребенок в 4 года плохо говорит.

Специалисты дают такие рекомендации:

проводить развивающие занятия. Полезны пальчиковые игры. Доказано, что развитие моторики рук улучшает работу артикуляционного аппарата. Ребенку полезно собирать конструктор, пазлы, играть с мозаикой, лепить из пластилина, нанизывать бусины на леску, рисовать пальчиковыми красками. Также рекомендованы подвижные игры. Желательно, чтобы все действия сопровождались словами. Полезны музыкальные игры: угадывание голоса животного, названий мелодий. Это учит сосредотачиваться, улавливать изменение тембра голоса

Необходимо развивать зрительное внимание. С этой целью рекомендуется играть с разноцветными предметами, геометрическими фигурами;

выполнять массаж

Помогает, если ЗРР спровоцирована отклонениями в психофизическом состоянии.

Важно помнить, что занятия с ребенком дома не являются альтернативой лечению, назначенному доктором.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: