Кубики зайцева

«Азбука для крох и крошек»

Для родителей и педагогов, которые стремятся выучить с детьми буквы как можно раньше, это пособие окажет неоценимую помощь. Первые занятия обучения чтению будут для крох занимательными играми, которые они очень полюбят. Поспособствуют этому яркие, красочные иллюстрации книги. Разглядывая их, малыши будут с удовольствием повторять за вами новые слова и предложения. Одним из главных пожеланий автора для родителей является желание того, чтобы книга помогла детям расти умными и талантливыми, а обучение приносило им только радость и удовольствие.

Можно встретить довольно неоднозначные отзывы о данном пособии.

Среди достоинств «Азбуки» родители выделяют разный уровень заданий во время знакомства с каждой буквой, от простого (обведи букву пальчиком) к сложному для малыша (чтение строчек букв и поиск изучаемой буквы в словах). Как отмечают родители, в изучении букв по этой «Азбуке» участвуют разные органы чувств: тактильные, слуховые, зрительные, что помогает крохе лучше усвоить полученную информацию, развивать мелкую моторику.

Большим недостатком «Азбуки для крох и крошек» многие родители назвали качество изделия. У нее мягкий переплет, из которого вылетают страницы при открывании книги. Также среди недостатков называют алфавитный порядок изучения букв. Дети путают звонкие и глухие согласные и с трудом их запоминают. Пособие рассчитано на детей от года, но большинство говорит о том, что в этом возрасте еще рано начинать учить ребенка читать. Механическое запоминание в этом возрасте полезным для ребенка точно не будет.

Сравнение букварей Надежды Жуковой и Олеси Жуковой вы можете увидеть в следующем видео.

Почему нельзя подгонять и переворачивать песочные часы

Мы говорили про сложности во время чтения. Если мы понимаем, что процесс чтения идет плохо, что мы делаем? Ребенку, допустим, 6-7 лет, и он медленно читает, угадывает. Вообще, до какого этапа нормально угадывать концы слов? 

— Ни до какого. Никогда не надо ничего угадывать. Если ребенка учить правильно читать и не торопить: «быстрее, быстрее, быстрее», не ставить таймер и не переворачивать песочные часы, то все легко переходят с одного этапа на другой. 

А неправильно учить это как — когда подгоняют, требуют скорости? 

— Конечно. Есть способы чтения. Первый способ — это слоговое чтение с использованием внешних опор: водить пальчиком, проговаривать, смотреть и слушать, что читаешь. Набрав опыт, ребенок переходит на второй этап — слог плюс слово, какие-то слова он начинает декодировать быстрее и читать целиком. Возникшая гипотеза сличилась с тем, что написано, ускорение произошло само собой. При чтении знакомых слов такой процесс сличения гипотезы с реальным написанным словом, то есть возвращение к побуквенному анализу, становится излишним, и читающий узнает слово сразу. 

Следующий этап — это беглое чтение. 

Отдельный параметр чтения — это скорость. Во-первых, скорость — это достаточно индивидуальная история. Например, мой папа медленно читает, но он, в принципе, медлительный человек. Медленно, не в смысле, патологически медленно, а не так быстро, как другой. Если мама холерик, она может сказать: «Ах!» — и побежала, то папа: «Нет, подожди, надо посмотреть». Это совершенно разные темпераменты. Так же и у ребенка надо его особенности учитывать.

Например, дети садятся вместе читать, один быстро читает страницу, а другой — медленнее, но это не значит, что он читает плохо. Раньше ребенок мог не уметь читать до школы и до конца второго класса он имел право расчитываться. Сейчас уже, конечно, нет. 

Все хотят, чтобы ребенок пришел в первый класс с беглым чтением, а отсюда все проблемы. От него требуют, а он никак не переходит на этот этап — то ли он действительно физиологически незрелый, проблемы с речью, то ли память, то ли произвольности нет. И надо разбираться, в чем проблема. 

Понятно, самое главное — это ребенка не торопить. Я сразу вспоминаю, как в первом классе сейчас сразу спрашивают, сколько слов в минуту у вас ребенок читает. 

— Очень плохо. Вообще, скорость ни про что не говорит. Мы читаем не для того, чтобы просто читать или читать быстро, а для того, чтобы понимать и получать новые знания. Гнаться за скоростью не нужно. 

Я пошла в школу читающим ребенком, когда многие еще не читали, и тряслась, как осиновый лист, когда нас с секундомером проверяли на скорость, потому что это экзамен, а как следствие стресс, при этом никакой объективной картины.  Никаких секундомеров быть не должно, это не тот замер, который нужен. Нам скорость ради финиша вообще не нужна. Мы читаем для получения удовольствия, получения новых знаний, информации, но никак не для скорости. 

Когда говорят про набирание скорости чтения, то это, как правило, про улучшение формирования навыка чтения. Например, на курсах по скорочтению. А чтение по диагонали — это искусственное ускорение, в котором теряется смысл самого чтения. Разве возможно читать Набокова по диагонали? 

Курсы скорочтения, кстати, это возможная история?

— Да, на курсах скорочтения делают опоры на все базовые функции: расширение поля зрительного восприятия, концентрация внимания, работа с памятью. 

Основные принципы и суть методики

Методика обучения по кубикам Зайцева построена на чтении по складам.

Николай Александрович Зайцев считает, что читать по слогам детям гораздо сложнее. Понять его точку зрения просто, попробуйте по слогам сложить слово ВСТРЕ-ПЕ-НУЛ-СЯ. Для ученика первого–второго класса это непосильная задача, слишком много согласных. А по складам они состоят из любого количества букв, прочесть просто: ВС-Т-РЕ-ПЕ-НУЛ-СЯ.

Азбуку и букварь автор не использует, о буквах и звуках отдельно не говорит. Теория не нужна детям, так считает Зайцев. Нужно формировать образ через наглядные примеры, использовать конкретно-наглядное мышление.

Малыши сами разберутся с мягкостью, звонкостью, глухостью складов. Кубики наполнены деревяшками, железками, они разные по размеру и цвету. Дети ощупывают их, оценивают параметры, звук. В комплект входят такие кубики:

  • Большие с твердыми складами, маленькие — с мягкими.

  • Двойные — сочетания согласной и гласной.
  • Белый — для знаков препинания.

Наполнители нужны для обозначения звука:

  • Железные — звонкие согласные.
  • Золотые — гласные.
  • Деревянные — глухие согласные.
  • Железо и дерево — сочетания с твердым знаком.
  • Дерево и золото — сочетания с мягким знаком.

Склады написаны разными цветами: голубой — для гласных, синий — для согласных, зеленый — для твердого и мягкого знака.

У дошкольников формируется четкий образ склада на основе ощущений, без опоры на конкретную букву русского алфавита. Потом нужно переходить к работе с наглядно-действенным мышлением: ребенок видит склады, слышит их звучание и действует по примеру. Словесно-логическое мышление формируется при написании слов указкой, при беглом чтении по складам.

Таким образом, в основу своего рабочего метода Николай Зайцев положил следующие принципы:

  1. Ребенок говорит складами, слышит их, значит, должен читать по примеру устной речи.
  2. Для обучения используются все органы чувств: зрение, тактильные ощущения, слух. Ребенок трогает кубики, слышит звучание их наполнителей, видит написанные склады, учит попевки.
  3. Сначала пишем, потом читаем. Домашние тетради с прописями не развивают навыки скорочтения, это механическая работа. Ребенок по Зайцеву учится пальцами узнавать слово, показывая его части (склады) на таблице или кубиках.
  4. Формируем беглое чтение. Это гарантирует любовь к книге, письмо без грамматических ошибок, орфографических недочетов.
  5. Монотонный урок необходимо исключить.

    Все занятия ведутся в игровой форме. Нет плана урока, ребенок сам регулирует нагрузку и вид игры. Используйте готовые занятия, придумывайте свои варианты.

Посмотрите небольшое видео о том, в чем заключается методика Зайцева и как по ней обучать ребенка.

Букварь Жуковой

Методика Жуковой очень проста. В ее основе лежит традиционная система обучения русскому языку в сочетании с собственными оригинальными находками, позволяющими предупредить ошибки на этапе обучения. Методика позволяет родителям самостоятельно научить своего ребенка читать. Этому способствуют дополнительные информативные блоки с советами и методическими указаниями, которые расположены внизу страницы. Программа сначала максимально облегченная, но потом уровень сложности увеличивается.

В подсказках для родителей прописано, где остановиться, как объяснить и над чем поработать, если усвоение материала ребенком идет не очень хорошо

Каждая страница книги замечательно проработана и концентрирует внимание ребенка на необходимых деталях, объектах. В первую очередь в глаза бросается буква, потом слоги и предложения, которые нужно прочитать. Есть картинки, но они служат дополнением

Есть картинки, но они служат дополнением.

Букварь можно купить любого формата. Есть книги больших размеров для занятий дома и маленьких, чтобы можно было взять с собой в дорогу. Но главная особенность в самой методике.

Для многих проблема – объединение двух букв в слог. Ребенок не может сказать его правильно и просто произносит буквы отдельно. Здесь же четко проговаривается, что малыш должен тянуть первую букву и медленно переходить на вторую. А реализованно это с помощью “бегущего человечка по дорожке”: пока пальчик ребенка движется по дорожке от первой буквы ко второй, необходимо тянуть первую букву.  Именно этот способ набирает большее количество положительных отзывов.

Еще один плюс в удобном форматировании текста. Даже слова в готовых предложениях поделены на слоги. Так ребенку легче начать читать. Множество столбцов и строк со слогами дают возможность тренировать скорость чтения.

Методика Марии Монтессори

Способ обучения построен на переходе от письма к чтению. Приступать к нему стоит примерно с 4 лет. На улучшение мелкой моторики направлено закрашивание трафаретов, обведение рамок, соединение точек в линии.

Прописные буквы вырезаются из негладкой бумаги, чтобы можно было нащупать очертания. Дети произносят звуки вслух и рисуют буквы пальцами (на песке, манной крупе), карандашами. Со временем учатся составлять слоги, слова, предложения, писать печатным шрифтом. В этом помогают подходящие картинки.

Родители на занятии лишь помощники – в начале упражнения рассказывают и показывают, что предлагается сделать ребенку, и далее он выполняет самостоятельно. Занятие заканчивается раскладыванием пособий по местам.

Положительные стороны методики:

  • формирование самостоятельности, улучшение мелкой моторики, логического мышления с помощью упражнений;
  • появление умения быстро читать тексты, писать их.

Отрицательные стороны методики:

  • необходимость изготовления, покупки различных материалов для игр;
  • метод больше рассчитан на групповые, а не индивидуальные занятия.

Книги, мультфильмы, приложения

Методика Зайцева:

  • «Кубики Зайцева. Комплект для дома и малых групп», комплект кубиков позволяющих научить беглому чтению детей от двух лет;
  • «240 картинок для обучения письму, чтению, рисованию». Подробное описание обучения чтению по методике Зайцева, даёт хорошие результаты в работе с детьми, имеющими диагнозы ЗПР, ОНР, ММД, алалия, аутизм, а также со слабовидящими, слабослышащими и глухими.;
  • «Таблицы Зайцева. Учебное пособие» – отличный тренажёр для приобретения, закрепления и автоматизации навыков грамотного письма.

Методика Жуковой:

  • “Букварь” и “Прописи” для детей 6–7 лет в 3 частях – за основу трилогии взят принцип слоговой графики. Запись слога выступает как отдельная графическая единица;
  • “Магнитная азбука” – наглядное пособие, сопровождающееся подробными рекомендациями и упражнениями, развивающими навыки чтения;
  • “Я пишу правильно – от Букваря к умению красиво и грамотно писать” – учебник для детей уже научившихся читать, позволяет в игровой форме освоить основные принципы грамматики;
  • “Уроки правильной речи и правильного мышления”– первое знакомство с родной речью, закрепление навыков чтения;
  • “Уроки чистописания и грамотности” (обучающие прописи);
  • “Уроки логопеда” – родительская система занятий, упражнения по проработки каждого отдельного звука;
  • “Я говорю правильно. От первых уроков устной речи к Букварю” – учебник для самых маленьких, от 1 года до 3 лет;
  • “Логопедия” – пособие по формированию правильной речи, связанной с развитием психики ребенка;
  • “Первая после Букваря книга для чтения” – книга, формирующая у ребенка любознательность и усидчивость, является отличным подспорьем в подготовке ребенка к школе.

Обязательно посмотрите материал: Как научить ребенка школьника быстрому чтению?

Методика Узоровой-Нефедовой:

  • «Быстрое обучение чтению» – книга включает в себя ряд упражнений, позволяющих помочь ребенку научиться читать, а также подготовиться к дальнейшему изучению родного языка;
  • «Контрольное списывание» – пособие, позволяющее научиться, грамотно переписывать тексты.

А также электронные игры:

  • «Расставь слоги по местам»;
  • «Отгадай слово»;
  • «Лишние склады»;
  • «Слово в матрице»;
  • «Отгадай пиктограмму»;
  • «Запоминание пиктограмм – складов».

Как работать с ребенком, которому поставлен диагноз заикание?

Какую бы систему обучения вы не выбрали для вашего малыша, помните, в первую очередь к чтению должен быть готов сам ребенок. Не стоит заставлять детей учить буквы, результат окажется прямо противоположный. Наберитесь терпения, играйте с малышами, дополняйте методики своими наблюдениями, и, тогда, результат не заставит себя ждать. От того, что вы заложите в ребенка в этом возрасте, зависит его дальнейшее обучение на протяжении всей жизни.

Складовое чтение с использованием кубиков Зайцева

В основе методики, предложенной Зайцевым, лежат склады. От привычных нам слогов их отличает то, что склад состоит всегда из одной или двух букв (звуков) — согласной и гласной, согласной и мягкого или твердого знака. Они проще для восприятия, нежели слоги.

Поэтому и к обучению ребенка можно приступать раньше — в возрасте около 2-х лет. Кроме того, методика не предусматривает скучных занятий с азбукой или букварем. Склады располагаются на учебном материале (кубики).

Кубики отличаются между собой по размерам (большие — твердые склады, маленькие — мягкие) и окраске, кроме того, внутрь часто вкладывается различный наполнитель (для звонких и глухих звуков, гласных). Также используется специальная таблица, в которой содержатся все изучаемые склады.

Достоинства методики:

  • Ребенок без труда осваивает слияние звуков.
  • Учиться можно уже начиная с 1 года. При этом и в более старшем возрасте будет не поздно начать занятия. При этом сам автор отмечает, что даже в школьном возрасте методика может стать «волшебной палочкой», позволяющей наверстать сверстников.
  • На кубиках нет сочетаний букв, отсутствующие в русском языке. Малыш впоследствии никогда не напишет, например «жы» или «шы».
  • Кубики развивают цветовое и пространственное восприятие, музыкальный слух и память, чувство ритма, мелкую моторику.
  • Занятия не отнимают много времени, проходят в форме интересных игр.

Недостатки методики:

  • Ребенку, выучившемуся читать по кубикам Зайцева, сложнее дается фонетика, как основной элемент учебной программы в первом классе. Он не понимает, как делить слово на составные части иначе, нежели по складам.
  • Пособия стоят довольно дорого и быстро приходят в негодность.

Складовый метод используется и менее известными авторами. В продаже при желании можно найти карточки со складами, пазлы и иные игрушки.

Обучение в игровой форме: плюсы и минусы

Обучение ребенка чтению в 5-6 лет, построенное в игровой форме, имеет массу положительных сторон. Эффективность уроков можно объяснить возрастными особенностями старших дошколят, повышенным уровнем любопытства ко всему новому и яркому.

Преимущества метода:

  • Ребенок не устает, не теряет интерес в процессе получения новой информации.
  • Каждый урок можно выстраивать по индивидуальному плану, выбирая разноплановые задания из богатой картотеки.
  • Дошкольник принимает непосредственное участие в создании раздаточного и демонстрационного материала к уроку. Например, рисует буквы, лепит или вырезает из бумаги для аппликации.
  • Чтение не выдвигается на первый главный план урока. Буквы, слоги, слова познаются ребенком исподволь.
  • Ребенок на игровых уроках развивается интеллектуально, творчески, психологически.
  • Детский коллектив сплачивается.
  • Если урок проводится в группе, можно делать упор на соревновательный момент в играх. У детей появляется желание успевать, читать и учиться лучше других.

Недостатки метода:

  • У педагога могут возникнуть проблемы с дисциплиной. Возбужденные дети часто заигрываются, не слышат наставления учителя, родителя.
  • Игры, головоломки отнимают много времени.
  • Переход к традиционным способам подачи нужной для обучения чтению информации воспринимается дошкольниками с трудом, требуется время для переключения внимания.

Перед началом курса обучения чтению составьте примерный план работы, программу на 6 месяцев или год:

  1. Начните с изучения и запоминания букв. В качестве помощника используйте методику кубиков Зайцева.
  2. Автоматизируйте их поиск, называние. Делайте поделки из пластилина, разукрашивайте буквенные символы, подбирайте слова на один звук.
  3. Постепенно соединяйте звуки в слоги, предлагайте ребенку составлять простые слова самостоятельно, искать их на картинках, писать. Играйте в чтение слогов, поиск букв, ассоциации. Это помогает слиянию звуков.
  4. Читайте слова отдельно друг от друга и в маленьких предложениях. На этом этапе используйте задания с поиском названий для картинок, разгадывание ребусов, кроссвордов.
  5. Пробуйте прочитывать небольшие тексты. На начальном этапе подбирайте в картотеке рассказы для чтения с мамой вместе, с картинками вместо слов. Задачу усложняйте постепенно. В помощь возьмите букварь Жуковой.

Обучение английскому по методике А.М. Кушнира

Алексей Михайлович против обучения английскому языку «с пеленок». Раннее неестественное обучение иностранному языку может заблокировать интеллектуальные перспективы ребенка. Билингв не по своей воле он, по сути, окажется в ситуации конфликта двух языковых культур и не сможет нормально говорить ни на одном языке.

Родителям важно расставить приоритеты. Нужно определить: хотим ли мы, чтобы ребенок вошел в среду обслуживающего персонала и мог бы говорить «Чего изволите», или смог бы побеседовать с англичанином о погоде, политике и т.д

Ведь если ребенок станет крупным специалистом, у него будет пять переводчиков, которые сами будут узнавать у босса: «Чего изволите?». Но речь даже не совсем об этом.

Смысл в том, что ребенка не стоит учить говорить, пока ему нечего сказать.

Алексей Михайлович рекомендует начинать учить английский не раньше пятого класса. За несколько месяцев изучения дети достигнут тех же результатов, что в начальной школе за три года, занимаясь по три урока в неделю.

Поберегите свое время и время детей.

Смешанные слоговые методики

Довольно много смешанных методик. В них не делается такого акцента на фонетику, как при аналитико-синтексическом подходе, при этом после изучения букв кроха переходит к чтению по слогам (слоговое чтение).

Отличие методик, приближенных к бувосослагательному методу заключается в том, что фонемы воспринимаются на слух и запоминаются как бы «сами собой». Звуковому анализу не уделяется столь пристального внимания, но схема: «буква (звук) — слог — слово — фраза — предложение» остается прежней.

 Те, кто придерживаются данного направления, рекомендуют начать изучение букв не с их полного названия, а с соответствующего звука (не «бэ», а «б», не «вэ», а «в»). Так крохе в последующем будет легче освоиться с составлением слогов. Автором первой отечественной смешанной методики можно назвать профессора Ушакова, который предложил таким образом преобразовать собственно буквосослагательный метод, принятый еще до революции.

Чтение по методике Домана и наш не самый удачный опыт

Из всех методик чтение по Доману, пожалуй, кажется, самым непривычным для нашего понимания. В этой системе малышу в быстром темпе на карточках показываются сразу целые слова, много слов! По утверждению Домана, ребенок очень быстро начинает запоминать написание показываемых ему слов и постепенно приходит к их чтению. «Но ведь невозможно запомнить все слова русского языка!» — должно быть, подумали сейчас вы. Однако Доман утверждает, что в процессе многократных показов ребенок не просто фотографически запоминает слова, он учится анализировать их состав. И просмотрев немало слов, малыш вскоре начинает понимать, как построено слово, из каких букв состоит, и как собственно его читать. А, усвоив это, он сможет читать не только те слова, которые вы ему показывали, но и совершенно любые.

Я очень долго скептически относилась к чтению по Доману, оно казалось мне совершенно противоестественным, но все-таки пример тех детей, которые научились читать по этой методике, подтолкнул меня начать занятия. Так как сомневалась я долго, начали мы с дочкой только в 1,5 года (Доман рекомендует начинать уже с 3-6 месяцев). Действительно, вскоре после начала занятий дочь начала узнавать демонстрируемые ей слова. Стоило только положить перед ней 2-4 слова и спросить, где написано, например, «Собака», она в 95% случаев показывала правильно (даже если я спрашивала ее о словах, которых она раньше не видела!), но вот читать сама дочь никак не начинала. Более того, постепенно мне стало казаться, что чем дальше мы продвигались, тем тяжелее ей становилось. Все больше в ее глазах я видела именно попытку угадать, а не прочитать.

Если вы поищете отзывы о методике в сети, то вы встретите как людей, напрочь разочаровавшихся в методике, так и тех, кто действительно научил своих детей читать и непросто читать, а с довольно приличной скоростью. И вот что я заметила: всех людей, которые достигли успеха в этом нелегком деле, объединяет одно – они начали занятия очень рано, месяцев до восьми. Именно этот возраст Доман называет оптимальным и не случайно: чем младше ребенок, тем лучше развита у него способность воспринимать образ слова целиком, постепенно эта способность утрачивается, и ребенок ближе к 2 годам все больше нуждается в буквенном анализе слова.

Из вышесказанного получается, что если вы все-таки начинаете учить ребенка читать очень рано (до года) по методике Домана, то имеете все шансы на успех. В пользу этого утверждения говорит масса детей по всему миру, научившихся читать по методике. Однако, прежде, чем вы приступите, стоит обратиться к мнению современных нейропсихологов. Все чаще специалисты сейчас говорят о том, что раннее обучение чтению оказывает негативное воздействие на развитие и психологическое состояние ребенка. У маленьких детей мозг еще недостаточно созрел для того, чтобы воспринимать знаковую информацию. И если мы начинаем ребенка учить чтению рано, его центральная нервная система подвергается повышенной нагрузке. Это может привести к нарушению сна, нарушению эмоциональной регуляции, а впоследствии, в школе, к дислексии и дисграфии (ребенок будет путать похожие буквы, писать их в другую сторону, смешивать звуки при чтении и т.п.).

Изучение букв по азбуке

Чуть ли не обязательными покупками для малыша считаются азбуки, кубики и прочие игрушки, где каждая буква сопровождается картинкой. С их помощью многие родители довольно рано начинают знакомить малыша с буквами и уже года в два могут похвалиться друзьям, что их ребенок знает весь алфавит. Только после этого, дело дальше никак не продвигается, выучив все буквы, ребенок почему-то читать не начинает. «Буквы знает, но не читает» — должно быть, вы слышали о такой проблеме, а, может, и сами уже столкнулись с ней.

Дело в том, что когда вы вместе с малышом многократно просматриваете красивые картинки, помещенные в азбуке рядом с буквами, и повторяете  «А – арбуз», «Н – ножницы», в сознании ребенка появляются стойкие ассоциации между буквой и картинкой. За буквой закрепляется вполне конкретный образ, который потом мешает объединять буквы в слова. Так, простое слово «ЯМА» превращается в «Яблоко, Мяч, Арбуз».

Еще хуже, если показывая малышу буквы в азбуке, родители произносят не звук, который соответствует этой букве, а название буквы. То есть не «Л», а «Эль», не «Т», а «Тэ». Стоит ли говорить, что ребенок совершенно не понимает, почему «Эс-у-эм-ка-а» вдруг должно превратиться в «Сумка». Печально, но именно такое произнесение букв встречается во всевозможных «Живых азбуках» и звуковых плакатах. Если вы все-таки учите малыша отдельным буквам, то проговаривайте только звук, который этой букве соответствует. Но прежде, чем заучивать отдельные буквы ознакомьтесь и с другими методиками освоения чтения.

Методика Жуковой

Основные положения метода Жуковой:

  • Метод основан на традиционном формировании слогов, с учетом речевых особенностей ребенка.
  • Чтение по слогам начинается практически сразу, не дожидаясь обучения названиям всех букв.
  • Начинается знакомство с гласных букв, поскольку ребенок выговаривает их всех и может петь, чувствуя, что получается при складывании друг с другом.
  • «Магнитная азбука» Надежды Жуковой позволяет наглядно строить те звуки, которые до этого воспринимались на слух.
  • Педагог рекомендует изучать буквы наощупь, используя тактильное запоминание. При этом развивается мелкая моторика ребенка.

Автор предлагает подробные конспекты занятий по каждой букве. Также пособие содержит рекомендации и советы для родителей, занимающихся обучением чтению со своим ребенком:

  • Форма обучения обязана быть только игровая. Именно в такой обстановке происходит лучшее запоминание.
  • В процессе обучения следует быть спокойным и терпеливым. Не стоит форсировать события и пытаться пройти несколько уроков за один раз.
  • Возраст начала обучения зависит сугубо индивидуальных особенностей ребенка. Не следует настаивать на более раннем обучении, всему свое время. Прежде всего, ребенок должен быть готов.
  • Дошкольное обучение чтению позволяет подготовить ребенка к школе. Далеко не каждый способен воспринимать информацию в коллективе. Первоклассники учатся, прежде всего, школьному распорядку дня, правилам общения на уроке. Поэтому умение читать, позволит легче адаптироваться в школьной жизни.

Метод обучения по кубикам Зайцева

Способ основан на игре с дидактическим материалом – специальными кубиками. Первичное ознакомление возможно уже в годовалом возрасте.

На сторонах изображены «склады» – слоги из 1-2 букв (согласная с гласной, «Ъ», «Ь»). Кубики отличаются друг от друга размером, цветом, шумящим наполнителем, чтобы обозначить звуки согласные и гласные, сочетания твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Расставляя в ряд по несколько штук, можно получить всевозможные слова. Ребенок при этом учится прочитывать их, напевая склады по порядку. Дополнительно в обучении используются таблицы с часто встречающимися буквенными складами. Параллельно буквы нужно писать или обводить для появления ассоциаций.

Положительные стороны методики:

  • игры с кубиками интересны детям, они охотно участвуют в занятиях;
  • короткие склады букв, слова из них быстрее запоминаются;
  • отсутствуют буквенные сочетания, невозможные по правилам русского языка, благодаря чему ребенок не будет потом ошибаться;
  • учебные пособия, воздействуя на рецепторы, помогают почувствовать отличия звуков, развить мелкую моторику, ритмичность;
  • скорость чтения выше, чем при звуковом методе обучения.

Отрицательные стороны методики:

  • не развивается умение звукового разбора слов, в результате с подобными заданиями возникают трудности в школе;
  • картонные кубики перед занятиями обычно необходимо вырезать и склеить, таблицы – развесить в комнате малыша. При этом следует их обклеить, как-то укрепить, чтобы прослужили дольше;
  • набор пособий по методике Зайцева стоит достаточно дорого и требует наличия места для хранения.

Методики Зайцева — раннее развитие

Кубики Зайцева — такая же классика, как кубики Никитина (про них статья здесь).

Николай Зайцев — гениальный педагог и изобретатель кубиков. Николай Александрович Зайцев при помощи кубиков впервые соединил обучение чтению и игру.

Кубики Зайцева — это уникальное пособие для обучения ребенка чтению уже с двух лет! Четырех-пятилетние дети начинают читать уже через несколько получасовых занятий, шести-семилетки — на втором — третьем, взрослые иностранцы — на первом.

Почему дети скучают над азбукой и букварем? Почему они с таким интересом начинают играть в звенящие и стучащие кубики Зайцева? Секрет прост — в них можно играть!

Кубики Зайцева построены по принципу складового чтения и пения. Дети (или взрослые для детей) поют написанные на них и на таблицах склады, дети смотрят, как взрослые пишут им слова и затем показывают, где какое слово написано, где какой кубик, потом учатся составлять слова из кубиков.

По мнению Зайцева, обучаться чтению с пением гораздо эффективнее, интереснее и веселее, чем без него. Постепенно, незаметно для себя, дети начинают читать — причём легко и красиво. Весь материал построен так, что дети сами познают все правила фонетики русского языка.

Что за кубики Зайцева и как они устроены?

Они из бумаги, на каждой грани слоги (склады). Те родители, у кого дети уже пошли в школу, помнят, сколько раньше было мороки с этими кубиками, когда мы их делали самостоятельно. Их приходилось самим склеивать и наполнять по инструкции – крышечками от бутылок, резаной жестью от консервных банок, деревянными брусочками…

Теперь дело обстоит куда проще, слава богу! Прогресс иногда — штука замечательная. :-) Никакого клея! Хорошие кубики Зайцева можно купить в специальных магазинах или по Интернету уже полностью собранные. Да еще с волшебным домиком для игры и раскраской, с книжками, и т.п.

Дети не учатся сливать сначала буквы в слоги, а потом слоги в слова. Здесь вообще не учат буквы целенаправленно. Буквы и слоги выучиваются сами, благодаря множеству игр и упражнений с кубиками и таблицами, на которых написаны склады, то есть согласная буква, а затем гласная: ПУ, РЭ, МИ, ЛЯ.

Писать буквы учатся одновременно или после того, как ребенок начал читать – по пособию Зайцева Пишу красиво.

Где купить. В Лабиринте есть раздел Методики Зайцева — там есть разные наборы, кубики в том числе. Кое-что . Один из наборов с кубиками обнаружила в myshop.

Игры для обучения чтению

При помощи кубиков или карточек с буквами и слогами можно играть с ребёнком в разные обучающие игры. Приведём несколько для примера. 

Гаражи

Возьмите слово из 3–4 слогов и выложите на полу карточки с ними в случайном порядке. Объясните ребёнку, как читаются эти слоги. Это будут «гаражи». Дайте ребёнку разные игрушки и предложите отправить их в гараж по вашему желанию: например, машинка едет в гараж «ТА», мишка идёт в гараж «РА», мячик катится в гараж «КЕ» и так далее. Следите, чтобы ребёнок правильно располагал игрушки. В конце игры предложите ребёнку составить слово из слогов-гаражей. Возможно, не с первого раза, но у него получится «РАКЕТА». Постепенно вводите в игру новые слоги.        

<<Форма курс 1-4>>

Магазин

Разложите на столе изображения разных товаров — это магазин, а вы — продавец. Дайте ребёнку стопку карточек со слогами — они будут выполнять функцию денег. Ребёнку нужно купить все товары в магазине, но каждый продаётся только за слог, с которого он начинается. Например, рыбу можно купить только за слог «РЫ», молоко — за слог «МО» и так далее. Дайте ребёнку несколько лишних карточек, чтобы усложнить задачу. Когда он освоится, меняйте условия игры: например, продавайте товары не за первые, а за последние слоги. Игра одновременно простая и сложная: она позволит ребёнку понять, что слова не всегда пишутся так, как произносятся. Ведь корову нельзя купить за слог «КА», например.        

Лото

Игра для нескольких человек. Раздайте детям по несколько карточек со слогами. Доставайте по одному из коробочки кубики со слогами и объявляйте их. У кого есть карточка с таким слогом — тот его и забирает. Выигрывает тот, кто первым заполнит все карточки. В процессе игры дети точно запомнят слоги, которые были у них на руках.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: