Знакомство с буквой я презентация, доклад

Обозначения

Используемые при фонетическом разборе обозначения:

  1. Транскрипция слова заключается в квадратные скобки: семья → . Иногда в транскрипции ставят знак ударения: ;
  2. Каждый звук в фонетическом разборе заключается в квадратные скобки: с — , и — , м — и т.д. Напротив мягкого и твёрдого знаков ставят прочерк или прочерк в квадратных скобках: ь — ;
  3. Мягкость звука помечается знаком апострофа: м — ;
  4. Долгий звук (долгое звучание) обозначают через двоеточие: теннис → , грузчик → ;вместо двоеточия долгий звук также обозначают горизонтальной чертой над звуком;
  5. В большинстве школьных программ в конце фонетического разбора проводится черта, под которой указывается число букв и звуков в слове.

Детальный план, устный и письменный примеры фонетических разборов представлены на странице план и примеры.

Видео:Ударения в словах #произношение #русскийязык #ударение #упражнениеСкачать

1.8. Гласные звуки в ударном и безударном положении

Как отмечалось (см. п. 1.5. Звуки речи и буквы), в русском языке 6 основных (то есть тех, что произносятся под ударением) гласных звуков:

A О Э У Ы И

которые обозначаются на письме 10 буквами:

A Я О Ё Е Э У Ю Ы И

1. Употребление гласных в составе слова имеет в русском языке некоторые особенности:

Гласный в начале слов, как правило, не выступает; начальный возможен в редких заимствованных собственных существительных.

Звук употребляется только после твёрдых согласных.

Звук употребляется только после мягких согласных.

Написание буквы и после ж, ш, ц (эти звуки всегда твёрдые) не определяется произношением: буквенные сочетания жи, ши, ци произносятся как , , .

Гласный произносится на месте буквы и также в начале слова после предлога на твёрдый согласный (предлог при этом не имеет своего ударения и примыкает к последующему слову).

Гласный употребляется в большинстве случаев после мягких согласных.

Но здесь есть отступления. Звук сочетается с твёрдыми согласными:

в некоторых иноязычных словах;

в некоторых сложносокращённых словах.

2. Характерная особенность русского произношения – разное звучание гласных под ударением и без ударения.

Гласный в ударном положении находится в сильной позиции, то есть произносится наиболее отчётливо и с наибольшей силой. Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и менее отчётливо.

3. В безударном положении (в слабой позиции) все гласные звуки произносятся с меньшей силой, но одни из них сохраняют свои качественные характеристики, а другие – нет:

не изменяют качества звучания в безударном положении гласные звуки , , (буквы и, ы, у, ю );

В и згнании .

изменяют качество звучания в безударном положении гласные , , (буквы а, я, о, ё, е, э ).

4. Русское литературное произношение принято называть «акающим» и «икающим».

В предударном слоге после твёрдых согласных на месте гласных , , (в положении после твёрдых этот звук редко встречается в русском языке) звучит обычно звук, близкий к . В школьном варианте транскрипции его принято обозначать как , хотя этот звук не такой открытый, поэтому в лингвистике для его обозначения используется специальный знак .

М о й – м о я или , д а л – д а ла или .

В предударном слоге после мягких согласных на месте гласных , , звучит звук, близкий к . В школьном варианте транскрипции его принято обозначать как , хотя этот звук звучит скорее как с призвуком – .

Ср.: вз я л – вз я ла или , н ё с – н е сла или , б е л – б е ла или .

Именно с этими особенностями русского произношения связана необходимость проверять безударные гласные с помощью родственных слов, в которых эта гласная стоит под ударением, то есть в сильной позиции.

Положение гласного в первом предударном слоге называют I слабой позицией: сила выдоха при произнесении предударного слога примерно в полтора раза меньше, чем при произнесении ударного слога.

Итак, в I слабой позиции на месте , , после твёрдых согласных звучит звук, близкий к – , после мягких согласных – звук, близкий к – .

5. Исключение могут составлять некоторые слова с гласными , , в I слабой позиции после шипящих , и после звука :

после твёрдых , , перед мягким согласным на месте обычно звучит звук, средний между и (обозначается );

Ж а леть , лош а дей , двадц а ти .

на месте буквы е после , , звучит звук, средний между и , – ;

Жена , шестой , цена .

после твёрдых , на месте звучит звук, близкий к – , как и после других твёрдых согласных звуков.

Ш а р – ш а ры .

6. В других безударных слогах (второй, третий предударные слоги, заударные слоги) гласные , , звучат ещё более слабо и нечётко.

Положение гласного в других безударных слогах (не в первом предударном) принято называть II слабой позицией: сила выдоха при произнесении таких слогов в три раза меньше по сравнению с ударным слогом.

В школьном курсе эти звуки специально не оговариваются.

В лингвистике такие звуки принято называть редуцированными, то есть «ослабленными». Для их обозначения чаще всего используют знаки: «ер» – после твёрдых согласных, «ерь» – после мягких согласных. (На данном ресурсе используется упрощённый вариант транскрипции гласных, то есть не учитываются особенности произношения гласных , , в закрытых и открытых заударных слогах, разница произношения , , в заударном слоге и др.)

после твёрдых согласных: д о мовой , рыб а , крыш а , ц е ликом ;

после мягких согласных: р я довой , пол е , ч а совщик .

7. Исключение составляет II слабая позиция гласных в абсолютном начале слова , . На месте данных гласных в начале слова звучит не редуцированный «ер» , а звук, близкий к – , как в I слабой позиции после твёрдых согласных.

О гурец ; о безьяна .

Алгоритм анализа при транскрибировании слова

Дифтонги

Обычно, если одна гласная следует после другой, они произносятся в разных слогах отдельно. Если же второй гласной являются I или U, в четырех случаях, то они образуют дифтонг:

AI май pais
AU в русском нет такого дифтонга auto
EU в русском нет такого дифтонга euro
OI мой seluloide

Добавление приставки не образует дифтонг с корневой гласной: re-uni , supraindise .

В некоторых словах также не возникает дифтонгов: egoiste , proibi .
Такие слова помечены в словаре, напр.: “proibi (o-i)”.

Сочетание EI встречается редко. Обычно EI произносится как две отдельные гласные: ateiste , feida , reinventa . Но если такое произношение кажется сложным, допускается говорить или даже .

Когда буквы I или U стоят перед другой гласной, то они редуцируются до полугласных , в следующих случаях:

  • В начале слова
  • Между двумя другими гласными
  • LI, NI между двумя другими гласными
  • CU, GU перед гласной

В других случаях, например словах emosia, abitual, plia – I и U произносятся как полные гласные.

Хотя правила и определяют нормативное произношение дифтонгов, даже если они не будут соблюдены, то не возникнет слишком большой путаницы, если произносить их как отдельные гласные.

Буква ё

Правильное обозначение буквы «ё» особенно важно для правильного произношения слов. Некорректное обозначение «е» вместо «ё» может привести к неправильному произношению слов и пониманию контекста

Для обозначения буквы «ё» в тексте рекомендуется использовать прямые кавычки («») или французские кавычки («»). Например: «приглашение», «звук», «персонаж». Это позволяет подчеркнуть особенность произношения звука «ё» и избежать путаницы с буквой «е».

Примеры слов с буквой «ё»:

1. Апельсин — фрукт с сочной мякотью и сладким вкусом.

2. Ёлка — растение, украшаемое на Новый год.

3. Мёд — сладкое вещество, производимое пчёлами.

4. Тёплый — ощущение, когда что-то не холодное.

Таким образом, буква «ё» является важным элементом русского алфавита и играет значительную роль в правильном произношении слов.

Обозначение буквы ё

В русском языке буква «ё» используется для обозначения звука в словах, таких как «приглашение», «звонарь» и «я». Без использования этой буквы звук, который она обозначает, мог бы быть двусмысленным и вызывать путаницу.

Некоторые люди могут ошибочно считать, что буква «е» может заменить букву «ё». Однако, это неправильно, поскольку они обозначают разные звуки

Правильное обозначение и произношение буквы «ё» важно для ясного и точного выражения мысли на русском языке

Как правильно произносить букву ё

Приглашение произносить букву «ё» может звучать следующим образом: «Произнесите звук, как звук ‘о’ в слове ‘роса’, но с надписью ‘ё’». Это приглашение помогает понять особенности произношения этого звука.

На практике, при произношении буквы «ё» вы должны сначала произнести звук «о» и затем сделать его более закрытым, сжав губы и поднимая переднюю часть языка к поднебесной. Это создаст звук «ё».

Важно понимать, что звук «ё» является отдельным звуком и должен быть различен от звуков «я», «е» и «ю». Хотя в письме эти звуки могут быть обозначены одной буквой «е», в разговорной речи они должны иметь свои особенности произношения

Загадки для детей на букву Я

Круглое, румяное, Я расту на ветке: Любят меня взрослые И маленькие детки. (Яблоко)

Может и разбиться, Может и свариться. Если хочешь, в птицу Может превратиться. (Яйцо)

Если б не было его, Не сказал бы ничего. (Язык)

Всегда во рту, А не проглотишь. (Язык)

Домик круглый, домик белый Домик был сначала целый, А как треснул наконец. Так и выскочил жилец! (Яйцо и птенец)

Зеленый поясок в траве затерялся. (Ящерица)

Бегает среди камней. Не угонишься за ней. Ухватил за хвост, но — ах! — Удрала, а хвост в руках. (Ящерица)

Щиплет уши, щиплет нос, Лезет в валенки мороз. Брызнешь воду — упадет Не вода уже, а лед. Даже птице не летится, От мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету. Что, скажи, за месяц это? (Январь)

Легко ли выучить иностранный алфавит?

Основная сложность, с которой вы можете столкнуться — это собственный язык.

Плюс, речевой аппарат.

«Благодаря» ним, некоторые звуки в словах вам будет тяжело произнести. 

Это беда многих. Например, русскую букву «р» ненавидят те, кто учит наш язык. Они ее произнести не могут.

Однако возможно все: если будете стараться, то алфавит освоите быстро. В этой статье, я подскажу, как лучше справиться с такой задачей.

Как правильно изучать этот алфавит?

Здесь вам поможет любой переводчик все для вас – all for u. Главное, чтобы там можно было слушать произношение слов английского языка.

Алфавит там тоже можно послушать. Все буквы

Вот как работать с этой штукой. Читаете алфавит английского языка и слушаете, как каждая буква произносится. 

Давайте попробуем. Сначала повторим простые для нас буквы, например:

L l (el) эл, M m (em) эм, F f (ef ) эф

Наберитесь терпения. У начинающих получается не все и не сразу. И это нормально.

Давайте еще позанимаемся с буквами английского алфавита, возьмем варианты посложней:

R r (ar) а:, W w (double U) дабл-ю

Не старайтесь с первого раза запомнить все буквы английского и не бойтесь ошибок.

Вас никто не укусит, если пропустите пару раз несколько букв или ошибетесь в произношении.

Движемся дальше в изучении английского алфавита.

Предлагаю вам сейчас поиграть в ослика.

Спокойствие! Не бойтесь этого названия.

Игра простая и в ней практически нет правил. Вам просто нужно изо всех сил, стиснув зубы, упершись всеми четырьмя ногами — проявлять упрямство в обучении!

Прелесть же?

И чем больше вы будете упрямо учить English, тем быстрее вы продвинетесь в освоении языка. Каждую букву английского алфавита покорите!

Добавьте побольше игр, упражнений, книг и фильмов на английском языке. Обращайтесь к полезным и эффективным ресурсам для обучения.

Например, мой курс для начинающих уже стал БЕСТСЕЛЛЕРОМ. Найти его вы можете здесь.

Чем больше уроков — тем быстрей выучите алфавит, да и вообще английский.

Чтобы вы могли выучить буквы английского, предлагаю поиграть в игру: «Стоп-песня» называется.

Подойдет даже для детей.

Раскладываете карточки с буквами, включаете алфавитную песенку, в которой четко слышна каждая буква. Останавливаете ее в любой момент и называете последнюю услышанную букву, показывая ее на карточке.

Слышите «кей» — показываете K, «эйч» — H, «зи» — Z, «эс» — S, «вай» — Y, «кью» — Q, си — «C».

Вот еще несколько полезных приемов:

В английском популярны аббревиатуры, которые включают в себя кусочки алфавита. Например, вбейте в Гугл такие буквы: «q r s t», «p q r s», «k l m n», и вы увидите море названий, в которых эти буквы содержатся именно в таком порядке. 

Чем это поможет в изучении алфавита?

Тем, что у вас возникнет ассоциация, между частью алфавита и названием чего-то.

Полезно искать аналоги в родном языке.

«K L M N»… Что-то напоминает… В русском алфавите буквы, обозначающие те же звуки, стоят в том же порядке! 

То же самое с «p q r s». Да, там есть q, но она пишется так же как «p», только наоборот. Буквы p и q находятся рядом, так что запомнить легко. 

Продолжение по звучанию опять похоже на русский алфавит: «q r s t». 

В английском языке много букв, похожих на русские по звучанию (Ff, Mm, Ll), написанию (Kk, Cc). С ними легче учить английский.

Буква Bb нас путает, так как видом похожа ну букву В русского алфавита, но по звучанию почти идентична Б в нашем языке — (bi: — би). То же самое с Pp — похожа на букву нашего языка Р, но читается почти как П (pi:) — пи.

Есть совсем чужие нам буквы. Например, Gg ( «джи»), или Jj («джей»). 

  1. Учите буквы вместе со словами, которые с них начинаются: B b — Bee, K k – Kay
  2. Устраивайте сами себе Spelling Bee. Видите слово quid — читайте q (кью), u (ю), i (ай), d (ди);  keys — k (kей), e (и:), y (вай), s (эс). Придется разбираться с каждой буквой.

Да, и больше практики английского!

Оглянуться не успеете, а уже гуляете по улицам Лондона, снисходительно поглядывая на своих соотечественников, которые пока еще не могут связать два слова на английском языке, разве что имя свое назовут, да названия брендов вспомнят.

А у вас и буквы алфавита, и английские слова и фразы будут слетать с языка!

Прошу вас, будьте к другим снисходительны. У них просто нет возможности читать такие полезные статьи про тонкости языка.

Я шучу. Ничего не могу поделать

Хотя быстрый прогресс в английском возможен (смотрите результаты моих учеников ниже).

Может, это как раз и ваш случай? Начните свой путь в освоении языка как раз с английского алфавита. А потом переходите и на видеокурсы.

Жмите КНОПКУ внизу и переходите к КУРСУ. 

Согласные

В языке есть следующие согласные:

B Б звонкий губно-губной взрывной bebe
C К глухой заднёбный взрывной clica
D Д звонкий зубно-альвеолярный взрывной donada
F Ф глухой губно-зубной щелевой fotografi
G Г звонкий заднёбный взрывной garga
H лёгкая Х; можно не произносить глухой гортанный щелевой haicu
J Ж (средней мягкости) звонкий постальвеолярный щелевой jeolojia
L Л (средней мягкости) звонкий зубно-альвеолярный, боковой аппроксимант lingual
M М звонкий губно-губный носовой mesma
N Н звонкий зубно-альвеолярный носовой negante
P П глухой губно-губной взрывной paper
R Р звонкий зубно-альвеолярный вибрант rubarbo
S С глухой зубно-альвеолярный щелевой sistemes
T Т глухой зубно-альвеолярный взрывной tota
V В звонкий губно-зубной щелевой vivosa
X Ш (средней мягкости) глухой постальвеолярный щелевой xuxa
Z З звонкий зубно-альвеолярный щелевой zezea
  • H — можно не произносить.
  • J — произносится как “Ж или ДЖ” средней мягкости.
  • N — перед “Г или К” можно произносить как
  • R — варианты английского и французского “Р” тоже допустимы.
  • X — произносится как “Ш или Ч” средней мягкости.

Поскольку некоторые говорящие могут испытывать затруднения при произнесении скопления согласных, то ЛФН допускает следующее:

  • haicu, bahamas

    Можно не произносить “Н”: , .

  • blog, club

    Некоторые интернациональные слова оканчиваются на необычные для ЛФН согласные; в таких случаях можно добавить “E” при произнесении: , .

  • spada, strada

    Те, кому трудно читать в начале слова сочетания со звуком “S”, могут добавить “E” в начале слова : , .

  • gnostica, psicolojia

    Некоторые научные термины начинаются со следующих сочетаний FT, GN, MN, PS, or PT. В таких случаях первую согласную можно не произносить: , .

  • ambargris, esflue, fortres, rontgen

    Некоторые редкие слова содержат более сложные комбинации из трёх и более согласных. Если это трудно произнести, то к произношению можно добавить шва (нейтральный гласный): , , [forətres/fortəres], .

Произношение и написание «Я»

Если мы вслушаемся в звучание буквы, при этом произносить будем продолжительно, то услышим следующие звуки .

Раз буква при звучании тянется, то это гласная.

Буква Я состоит из двух звуков согласного короткого звука и гласного звука , и её можно пропеть. Эта звуковая особенность называется йотированием.

Я = — так обозначаются звуки, входящие в букву Я в транскрипции.

Видим, что буква одна, а звуков в ней два, один из которых Йот — является согласным. На письме обозначается как Й, поэтому и называется йотированным.

В начале слова или после гласных букв и разделительных знаков мы слышим согласный Й, а затем гласный звук А.

После согласных Я часто смягчает их: ляпа. Здесь Л произносится мягко благодаря Я.

Но это только если «я» находится в позиции ударного слога.

В безударном положении «я» как бы повторяет звуки Е и И: поля — поле.

Если Я слышится после шипящих (ч, щ, ш, ж), гортанных (х, г, к), после ц, это не значит, что она после них пишется. Вовсе нет. Пишем в этих случаях «а».

Это правило не распространяется только на иноязычные слова, такие как: Шяуляй, Джяковица, Мкртчян и т.д. Здесь мы пишем «я» даже после шипящих.

Буква «Я» в слове бывает отдельным слогом, в предложении — самостоятельным словом. В некоторых случая буква Я выступает в качестве целого предложения, например:

— Кто пойдёт в музей на следующей неделе?

— Я!

Как правильно писать буквы русского алфавита?

Русский алфавит состоит из 33 букв

Правильное написание букв важно для грамотного и правильного восприятия русского языка. В данной статье мы рассмотрим правила написания букв русского алфавита

Гласные буквы

Гласные буквы русского алфавита: а, о, у, э, ы, и, е, ё, ю, я.

  • Буквы «а» и «о» пишутся без мягкого или твердого знака.
  • Буква «у» пишется с мягким или твердым знаком, в зависимости от произношения.
  • Буква «э» пишется без мягкого или твердого знака.
  • Буква «ы» не изменяется.
  • Буква «и» пишется без мягкого или твердого знака.
  • Буква «е» пишется без мягкого или твердого знака.
  • Буква «ё» пишется со знаком над буквой: ё.
  • Буква «ю» пишется без мягкого или твердого знака.
  • Буква «я» пишется без мягкого или твердого знака.

Согласные буквы

Согласные буквы русского алфавита: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

  • Буквы «б», «в», «г», «д», «ж», «з», «к», «м», «н», «п», «р», «с», «т», «ф», «х», «ш», «щ» пишутся без мягкого или твердого знака.
  • Буква «й» пишется со знаком над буквой: й.
  • Буквы «ц» и «ч» пишутся без мягкого или твердого знака.

Буква «Е»

Буква «Е» может писаться двумя способами: Е и Ё.

  • Букву «Е» используют, когда она стоит в начале слова или после гласной буквы.
  • Букву «Ё» используют, когда она стоит после согласной буквы.

Таблица с буквами русского алфавита

Прописная Заглавная Название
а А а — А
б Б бэ — Бэ
в В вэ — Вэ
г Г гэ — Гэ
д Д дэ — Дэ
е Е е — Е
ё Ё ё — Ё
ж Ж же — Же
з З зэ — Зэ
и И и — И
й Й йот — Йот
к К ка — Ка
л Л эль — Эль
м М эм — Эм
н Н эн — Эн
о О о — О
п П пэ — Пэ
р Р эр — Эр
с С эс — Эс
т Т тэ — Тэ
у У у — У
ф Ф эф — Эф
х Х ха — Ха
ц Ц це — Це
ч Ч че — Че
ш Ш ша — Ша
щ Щ ща — Ща
ы Ы ы — Ы
э Э э — Э
ю Ю ю — Ю
я Я я — Я

Теперь вы знаете, как правильно писать буквы русского алфавита. Помните, что грамотное использование правил написания букв поможет вам быть грамотным и правильно понимать русский язык.

Игровые упражнения с буквой Я

Публикации по теме:

Дидактические игровые упражнения для детей старшего дошкольного возраста на составление геометрических фигур Дидактические игровые упражнения для детей старшего дошкольного возраста на составление геометрических фигур. Цель. Упражнять детей в составлении.

Игровые упражнения для развития графических навыков на интерактивной доске «Винни-Пух в художественной мастерской» Тема комплексно-тематического планирования «Народные обычаи» Задачи: • Закрепление представлений о нижегородских народных промыслах, народных.

Игровые упражнения на развитие мимики и эмоций для детей среднего возраста. Этюды на выразительность движений, основных эмоций, пантомимические этюды. Пантомимические этюды 1. «Озорной щенок» — исполнитель вскакивает,.

Игровые задания и упражнения со звуком и буквой п Цель:закрепить представления детей о согласной букве и звуке П;учить слушать, пересказывать сказку и рисовать иллюстрацию к сказке;развивать.

Игры и игровые упражнения для формирования фонематического слуха 1. Этап Цель: Развитие не речевого слуха

Задачи: -Развивать способность узнавать и различать не речевые звуки; -Развивать слуховое внимание

Игры и игровые упражнения на формирование зрительного восприятия графического образа буквы у детей с ЗПР Зрительное восприятие – это совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью.

Игры и игровые упражнения по развитию мелкой моторики Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости заглянувшие ко мне на мою страничку! Сегодня я хочу рассказать Вам о играх и игровых упражнениях.

Консультация для родителей «Развитие математических способностей через дидактические игры и занимательные игровые упражнения» Вряд ли человек, проживший на свете целых четыре года, ещё не знаком с числом. Вероятно, он уже знает, что такое» один » и » много.

Консультация «Игры и игровые упражнения на развитие речевого дыхания» на РМО для учителей-логопедов Для правильного произношения звуков недостаточно тренировать только произносительные органы. Необходимо тренировать и правильное речевое.

Социо-игровые задания и упражнения по формированию у детей эмоционального восприятия музыки Социо-игровые задания и упражнения по формированию у детей эмоционального восприятия музыки. 1. «Волшебная палочка» «Волшебная палочкаа».

Немного о переносе

Как переносить слова с мягким знаком в середине слова? Это стоит рассмотреть отдельно. Слова с мягким знаком в середине слова часто вызывают трудности, когда требуется перенести слово на другую строчку. И в текстах делается много ошибок такого рода.

Перенос слов с мягким знаком в середине осуществляется следующим образом: для начала нужно поделить на слоги слово, которое требуется перенести. Помним, что, сколько в слове гласных, столько и слогов.

Шаг 1. Пример: о-безь-я-на.

Важно помнить, что при переносе слова с разделительным мягким знаком на другую строчку отделять мягкий знак от впереди стоящего согласного нельзя — перенос должен осуществляться только с ним. Шаг 2

Пример: обезь-яна (пример правильного переноса)

Шаг 2. Пример: обезь-яна (пример правильного переноса).

Важная деталь: если мягкий знак расположен в конце слова, переность его на другую строчку нельзя.

Неправильный пример: свекров-ь, любов-ь, медвед-ь.

Правильный пример: свек-ровь, лю-бовь, мед-ведь.

При переносе нельзя оставлять на строчке одну букву. Это правило относится не только к словам с мягким знаком в середине слова, но и к любым другим имеет отношение.

Конспект урока обучения грамоте знакомство с буквой Яя Программа Школа XXI века

Конспект составила учитель начальных классов МБОУ «Карагалинская СОШ» Мухамедова Гульчира АбсаттаровнаУчебный предмет: Обучение грамоте Класс1 «Начальная школа XXI» Тема урока «Знакомство с буквой Я я» (первый урок) Цель урока: познакомить с буквой Я,я и её работой, обозначать звук и указывать на мягкость стоящего впереди согласного. Отрабатывать умение проводить звуковой анализ слова с определением качества звуков в слове ( гласный, твердый и мягкий согласный). Развивать фонематический слух, речь учащихся. Воспитать в детях интерес к познавательной деятельности и учению. Оборудование: презентация, картинки, фишки, буквы для каждого. Ход урока Орг.момент. А сейчас начнем урок со звуковой разминки. Проговорить каждое слово, если есть звук , то хлоп в ладоши.(слайды (1-4) 3. Актуализация знаний -Давайте вспомним какие бывают звуки? (гласные и согласные) -А согласные звуки какие бывают? (твердые и мягкие) — Какой фишкой мы обозначаем мягкий согласный звук? -Какой фишкой мы обозначаем твердый согласный звук? -Какой фишкой мы обозначаем гласные звуки? -А сейчас Вдовин Вова прочитает нам отрывок стихотворения Виктора Лунина «Я однажды видел сам» Я однажды видел сам Як летал по небесам, Я не вру, поверьте мне, Я видал это во сне. (5 слайд) Словарная работа: -Ребята, а вам знакомо слово Як Як- это животное с длинным телом и короткими ногами. Як из семейства настоящие быки. Посмотрите , как это животное выглядит. (показать фотографию, картинку, рисунок на усмотрение учителя) — Вика, скажи, пожалуйста, на какую букву начинается каждая строчка в отрывке стихотворения? (я) 4.Кто догадался, с какой буквой мы сегодня познакомимся? -Правильно, мы сегодня познакомимся с буквой я. -Посмотрите как она выглядит.(6 слайд) -Из каких элементов состоит буква я?(прямая, полуовал, наклонная) -В какую сторону смотрит буква я? -Давайте вместе покажем букву я. Тихо сели _ А сейчас открыли букварь на стр.32 (три, два) -Ребята, без чего нельзя играть в футбол? -И сейчас мы вместе произведем звуковой анализ слова мяч. -Положили перед собой фишки. Схема слова мяч из скольки окошков состоит?(трех) -Значит сколько звуков в слове мяч? (3) — Произнесем слово мяч так, чтобы отчетливо слышать первый звук. -Какой первый звук в слове? (Согласный) -Как мы его произносим? (мягко) -Какой фишкой обозначим? (зеленой) -Сейчас произнесем слово так, чтобы отчетливо слышать второй звук? -Второй звук какой? (а) -Он гласный или согласный? (гласный) -Почему? (воздух свободно выходит без препятствий) _Какой фишкой обозначим? (красной) -Запомните правило русского языка. Звук после мягкого согласного никогда не обозначается буквой а, после мягкого согласного он обозначается буквой я. _ У вас у каждого на столе лежит буква я, положите её под красную фишку. -произнесите слово так, чтобы отчетливо был слышен третий звук -Какой третий звук? (ч)-Как мы его произносим? ( с препятствием) -Какой это звук? (согласный)-А теперь определите твердый или мягкий? (мягкий) -какой фишкой обозначим? (зеленой) У звука нет твердой пары, он всегда мягкий -А сейчас разомнемся с веселыми человечками? Все встаньте. Я загадаю загадки, а ответ вы покажете движением веселого человечка (по программе Базарного есть веселые человечки, под отгадками на стене вешаю их) 1.Белый дом С желтым жильцом. Дом трещит, жилец пищит Что за дом? Показываем. (яйцо) 2.Я румяную матрешку Ни за что не оторву, подожду пока матрешка упадет сама в траву. (яблоко) Всегда во рту, а не проглотишь. (язык) -ребята, что объединяет все три слова? (они начинаются на б weburok.com

Как правильно произносить первый звук «я»

Чтобы правильно произносить этот звук, нужно помнить несколько правил:

  1. Язык должен быть слегка поднят вверх к гортани.
  2. Губы слегка округляются.
  3. Звук «я» произносится долго и не спеша, без резких смен интонации.

При произношении звука «я» нужно обратить внимание на его длительность и интонацию. Уделяйте достаточно времени на окончание звука, чтобы он звучал четко и выразительно

Некорректное произношение звука «я» может привести к тому, что ваши речевые высказывания будут сложными для понимания окружающими. Поэтому стоит обучиться правильному произношению и уделить ему достаточно внимания.

Тренировка произношения звука «я» поможет вам говорить более четко и выразительно на русском языке. Проявите терпение и постоянство в обучении, и ваши навыки будут постепенно улучшаться.

Когда началось удаление букв из алфавита?

В период советской власти было принято решение на последнее место переместить букву «Я», так как «ижица» к тому времени уже практически не использовалась.

Лишь в церковных текстах можно было увидеть её. Интересно, что большевики не среагировали на удаление Ижицы из алфавита, тогда всем показалось, что власть решила просто отказаться от одного из таинств — миропомазания.

Ведь Ижица употреблялась в слове «миро». И отказавшись от буквы, входящей в состав данного слово, многим казалось, что и само подаяние даров Святого Духа было отменено как средство для укрепления его духовной жизни.

Удаление «ижицы» не было задокументировано, а вот ликвидация «фиты» стало окончательным назначением буквы Я в качестве завершающей русский алфавит.

Сказка про букву Я

Яшка бяка День был ясный-ясный, а котенок Яша хмурый и сердитый. Он, прогуливаясь по двору, зазевался и свалился в яму. И теперь вот стоит и с досады яме язык показывает. А яме-то все равно!

— Ну ладно, погодите у меня! — вконец рассердился Яша и давай дразнить всех подряд. Лягушонку язык высунул — лягушонок обиделся. — Ага! Вот тебе!

Ящерица сидит, никого не трогает, так он и ей язык. Ящерица глазами хлоп-хлоп — и в слезы. А Яша уже ягненка своим языком дразнит. Ягненок смотрел — смотрел и говорит:

— Бя-я-я-ка ты, Яша. — Я — бяка?! Ну тогда держись!

Влез он на кучу ящиков и кричит на весь сад:

— Вот сейчас высуну язык и целый день вас дразнить буду.

И тут с яблони спелое яблоко упало и прямо Яше по лбу — бац!

— Мяу!!! — завопил перепуганный Яша, думая что это на него сверху ястреб напал.

Кубарем свалился с ящиков, хвост трубой и домой!

— Все маме расскажу!

А все смеются:

— Бяка-бояка и ябеда!

(Г. Юдин)

Задания с буквой Я для дошкольников

Раскраска с буквой Я Поиск слов, название которых начинается со звука Я (яблоко, якорь, ящерица, ящик).

Работа над мелкой моторикой: заполнение клеток узором по образцу, прописывание печатной буквы, дописывание недостающих элементов, работа над пространственной ориентацией.

Оксана Гомзяк «Я буду писать правильно. Альбом упражнений по предупреждению нарушений письма у детей подготовительной группы»

Найди все буквы Я на картинке, их 10, а может и больше. Далее можно составить рассказ или предложения по картинке.

И. Васильева «Дружок: Уроки логопеда. Учим буквы»

Букварь-пропись для дошкольников. На первой странице дети прописывают печатную букву Я, обводят по точкам картинки, развивая кистевой праксис. Далее записывают в пустых окошках букву Я, читают слоги, называют слова с этими слогами. Дописывают в слова букву Я, читают, закрашивают части мозаики с буквой Я.

«Букварь-пропись». Климкина Ю.Е., Соловьева С.А.

Задания с буквой Я (пропись печатной буквы, нахождение верной буквы Я, чтение слогов или повторение за взрослым, работа над анализом слова).

Автор пособия: Косенко Ю. А. «Учусь грамоте»

Интересные развивающие задания с буквой Я для дошкольников.

1. Внимательно рассмотри буквы, найди сходство и различия. 2. Найди спрятанные буквы Я. Обведи их. 3. Найди перечёркнутые буквы. 4. Определи буквы в правильном положении. 5. Обведи и раскрась только те яблоки, на которых буква Я написана правильно. 6. Добавь недостающие элементы букве Я. 7. Обведи знакомую букву Я. 8. Напиши букву Я.

Светлана Яковлева «Узнаю буквы»

Наталья Тегипко «Логопедический букварь»

Пропись буква Я

Пропись с буквой Я и другими развивающими заданиями для развития мелкой моторики, фонематического восприятия.

Пропись заглавной буквы Я

Пропись строчной буквы Я

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: