Обозначения
Используемые при фонетическом разборе обозначения:
- Транскрипция слова заключается в квадратные скобки: семья → . Иногда в транскрипции ставят знак ударения: ;
- Каждый звук в фонетическом разборе заключается в квадратные скобки: с — , и — , м — и т.д. Напротив мягкого и твёрдого знаков ставят прочерк или прочерк в квадратных скобках: ь — ;
- Мягкость звука помечается знаком апострофа: м — ;
- Долгий звук (долгое звучание) обозначают через двоеточие: теннис → , грузчик → ;вместо двоеточия долгий звук также обозначают горизонтальной чертой над звуком;
- В большинстве школьных программ в конце фонетического разбора проводится черта, под которой указывается число букв и звуков в слове.
Детальный план, устный и письменный примеры фонетических разборов представлены на странице план и примеры.
Видео:Ударения в словах #произношение #русскийязык #ударение #упражнениеСкачать
1.8. Гласные звуки в ударном и безударном положении
Как отмечалось (см. п. 1.5. Звуки речи и буквы), в русском языке 6 основных (то есть тех, что произносятся под ударением) гласных звуков:
A | О | Э | У | Ы | И |
которые обозначаются на письме 10 буквами:
A | Я | О | Ё | Е | Э | У | Ю | Ы | И |
1. Употребление гласных в составе слова имеет в русском языке некоторые особенности:
Гласный в начале слов, как правило, не выступает; начальный возможен в редких заимствованных собственных существительных.
Звук употребляется только после твёрдых согласных.
Звук употребляется только после мягких согласных.
Написание буквы и после ж, ш, ц (эти звуки всегда твёрдые) не определяется произношением: буквенные сочетания жи, ши, ци произносятся как , , .
Гласный произносится на месте буквы и также в начале слова после предлога на твёрдый согласный (предлог при этом не имеет своего ударения и примыкает к последующему слову).
Гласный употребляется в большинстве случаев после мягких согласных.
Но здесь есть отступления. Звук сочетается с твёрдыми согласными:
в некоторых иноязычных словах;
в некоторых сложносокращённых словах.
2. Характерная особенность русского произношения – разное звучание гласных под ударением и без ударения.
Гласный в ударном положении находится в сильной позиции, то есть произносится наиболее отчётливо и с наибольшей силой. Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и менее отчётливо.
3. В безударном положении (в слабой позиции) все гласные звуки произносятся с меньшей силой, но одни из них сохраняют свои качественные характеристики, а другие – нет:
не изменяют качества звучания в безударном положении гласные звуки , , (буквы и, ы, у, ю );
В и згнании .
изменяют качество звучания в безударном положении гласные , , (буквы а, я, о, ё, е, э ).
4. Русское литературное произношение принято называть «акающим» и «икающим».
В предударном слоге после твёрдых согласных на месте гласных , , (в положении после твёрдых этот звук редко встречается в русском языке) звучит обычно звук, близкий к . В школьном варианте транскрипции его принято обозначать как , хотя этот звук не такой открытый, поэтому в лингвистике для его обозначения используется специальный знак .
М о й – м о я или , д а л – д а ла или .
В предударном слоге после мягких согласных на месте гласных , , звучит звук, близкий к . В школьном варианте транскрипции его принято обозначать как , хотя этот звук звучит скорее как с призвуком – .
Ср.: вз я л – вз я ла или , н ё с – н е сла или , б е л – б е ла или .
Именно с этими особенностями русского произношения связана необходимость проверять безударные гласные с помощью родственных слов, в которых эта гласная стоит под ударением, то есть в сильной позиции.
Положение гласного в первом предударном слоге называют I слабой позицией: сила выдоха при произнесении предударного слога примерно в полтора раза меньше, чем при произнесении ударного слога.
Итак, в I слабой позиции на месте , , после твёрдых согласных звучит звук, близкий к – , после мягких согласных – звук, близкий к – . |
5. Исключение могут составлять некоторые слова с гласными , , в I слабой позиции после шипящих , и после звука :
после твёрдых , , перед мягким согласным на месте обычно звучит звук, средний между и (обозначается );
Ж а леть , лош а дей , двадц а ти .
на месте буквы е после , , звучит звук, средний между и , – ;
Жена , шестой , цена .
после твёрдых , на месте звучит звук, близкий к – , как и после других твёрдых согласных звуков.
Ш а р – ш а ры .
6. В других безударных слогах (второй, третий предударные слоги, заударные слоги) гласные , , звучат ещё более слабо и нечётко.
Положение гласного в других безударных слогах (не в первом предударном) принято называть II слабой позицией: сила выдоха при произнесении таких слогов в три раза меньше по сравнению с ударным слогом.
В школьном курсе эти звуки специально не оговариваются.
В лингвистике такие звуки принято называть редуцированными, то есть «ослабленными». Для их обозначения чаще всего используют знаки: «ер» – после твёрдых согласных, «ерь» – после мягких согласных. (На данном ресурсе используется упрощённый вариант транскрипции гласных, то есть не учитываются особенности произношения гласных , , в закрытых и открытых заударных слогах, разница произношения , , в заударном слоге и др.)
после твёрдых согласных: д о мовой , рыб а , крыш а , ц е ликом ;
после мягких согласных: р я довой , пол е , ч а совщик .
7. Исключение составляет II слабая позиция гласных в абсолютном начале слова , . На месте данных гласных в начале слова звучит не редуцированный «ер» , а звук, близкий к – , как в I слабой позиции после твёрдых согласных.
О гурец ; о безьяна .
Алгоритм анализа при транскрибировании слова
Дифтонги
Обычно, если одна гласная следует после другой, они произносятся в разных слогах отдельно. Если же второй гласной являются I или U, в четырех случаях, то они образуют дифтонг:
AI | май | pais | |
AU | в русском нет такого дифтонга | auto | |
EU | в русском нет такого дифтонга | euro | |
OI | мой | seluloide |
Добавление приставки не образует дифтонг с корневой гласной: re-uni , supraindise .
В некоторых словах также не возникает дифтонгов: egoiste , proibi .
Такие слова помечены в словаре, напр.: “proibi (o-i)”.
Сочетание EI встречается редко. Обычно EI произносится как две отдельные гласные: ateiste , feida , reinventa . Но если такое произношение кажется сложным, допускается говорить или даже .
Когда буквы I или U стоят перед другой гласной, то они редуцируются до полугласных , в следующих случаях:
- В начале слова
- Между двумя другими гласными
- LI, NI между двумя другими гласными
- CU, GU перед гласной
В других случаях, например словах emosia, abitual, plia – I и U произносятся как полные гласные.
Хотя правила и определяют нормативное произношение дифтонгов, даже если они не будут соблюдены, то не возникнет слишком большой путаницы, если произносить их как отдельные гласные.
Буква ё
Правильное обозначение буквы «ё» особенно важно для правильного произношения слов. Некорректное обозначение «е» вместо «ё» может привести к неправильному произношению слов и пониманию контекста
Для обозначения буквы «ё» в тексте рекомендуется использовать прямые кавычки («») или французские кавычки («»). Например: «приглашение», «звук», «персонаж». Это позволяет подчеркнуть особенность произношения звука «ё» и избежать путаницы с буквой «е».
Примеры слов с буквой «ё»:
1. Апельсин — фрукт с сочной мякотью и сладким вкусом.
2. Ёлка — растение, украшаемое на Новый год.
3. Мёд — сладкое вещество, производимое пчёлами.
4. Тёплый — ощущение, когда что-то не холодное.
Таким образом, буква «ё» является важным элементом русского алфавита и играет значительную роль в правильном произношении слов.
Обозначение буквы ё
В русском языке буква «ё» используется для обозначения звука в словах, таких как «приглашение», «звонарь» и «я». Без использования этой буквы звук, который она обозначает, мог бы быть двусмысленным и вызывать путаницу.
Некоторые люди могут ошибочно считать, что буква «е» может заменить букву «ё». Однако, это неправильно, поскольку они обозначают разные звуки
Правильное обозначение и произношение буквы «ё» важно для ясного и точного выражения мысли на русском языке
Как правильно произносить букву ё
Приглашение произносить букву «ё» может звучать следующим образом: «Произнесите звук, как звук ‘о’ в слове ‘роса’, но с надписью ‘ё’». Это приглашение помогает понять особенности произношения этого звука.
На практике, при произношении буквы «ё» вы должны сначала произнести звук «о» и затем сделать его более закрытым, сжав губы и поднимая переднюю часть языка к поднебесной. Это создаст звук «ё».
Важно понимать, что звук «ё» является отдельным звуком и должен быть различен от звуков «я», «е» и «ю». Хотя в письме эти звуки могут быть обозначены одной буквой «е», в разговорной речи они должны иметь свои особенности произношения
Загадки для детей на букву Я
Круглое, румяное, Я расту на ветке: Любят меня взрослые И маленькие детки. (Яблоко)
Может и разбиться, Может и свариться. Если хочешь, в птицу Может превратиться. (Яйцо)
Если б не было его, Не сказал бы ничего. (Язык)
Всегда во рту, А не проглотишь. (Язык)
Домик круглый, домик белый Домик был сначала целый, А как треснул наконец. Так и выскочил жилец! (Яйцо и птенец)
Зеленый поясок в траве затерялся. (Ящерица)
Бегает среди камней. Не угонишься за ней. Ухватил за хвост, но — ах! — Удрала, а хвост в руках. (Ящерица)
Щиплет уши, щиплет нос, Лезет в валенки мороз. Брызнешь воду — упадет Не вода уже, а лед. Даже птице не летится, От мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету. Что, скажи, за месяц это? (Январь)
Легко ли выучить иностранный алфавит?
Основная сложность, с которой вы можете столкнуться — это собственный язык.
Плюс, речевой аппарат.
«Благодаря» ним, некоторые звуки в словах вам будет тяжело произнести.
Это беда многих. Например, русскую букву «р» ненавидят те, кто учит наш язык. Они ее произнести не могут.
Однако возможно все: если будете стараться, то алфавит освоите быстро. В этой статье, я подскажу, как лучше справиться с такой задачей.
Как правильно изучать этот алфавит?
Здесь вам поможет любой переводчик все для вас – all for u. Главное, чтобы там можно было слушать произношение слов английского языка.
Алфавит там тоже можно послушать. Все буквы
Вот как работать с этой штукой. Читаете алфавит английского языка и слушаете, как каждая буква произносится.
Давайте попробуем. Сначала повторим простые для нас буквы, например:
L l (el) эл, M m (em) эм, F f (ef ) эф
Наберитесь терпения. У начинающих получается не все и не сразу. И это нормально.
Давайте еще позанимаемся с буквами английского алфавита, возьмем варианты посложней:
R r (ar) а:, W w (double U) дабл-ю
Не старайтесь с первого раза запомнить все буквы английского и не бойтесь ошибок.
Вас никто не укусит, если пропустите пару раз несколько букв или ошибетесь в произношении.
Движемся дальше в изучении английского алфавита.
Предлагаю вам сейчас поиграть в ослика.
Спокойствие! Не бойтесь этого названия.
Игра простая и в ней практически нет правил. Вам просто нужно изо всех сил, стиснув зубы, упершись всеми четырьмя ногами — проявлять упрямство в обучении!
Прелесть же?
И чем больше вы будете упрямо учить English, тем быстрее вы продвинетесь в освоении языка. Каждую букву английского алфавита покорите!
Добавьте побольше игр, упражнений, книг и фильмов на английском языке. Обращайтесь к полезным и эффективным ресурсам для обучения.
Например, мой курс для начинающих уже стал БЕСТСЕЛЛЕРОМ. Найти его вы можете здесь.
Чем больше уроков — тем быстрей выучите алфавит, да и вообще английский.
Чтобы вы могли выучить буквы английского, предлагаю поиграть в игру: «Стоп-песня» называется.
Подойдет даже для детей.
Раскладываете карточки с буквами, включаете алфавитную песенку, в которой четко слышна каждая буква. Останавливаете ее в любой момент и называете последнюю услышанную букву, показывая ее на карточке.
Слышите «кей» — показываете K, «эйч» — H, «зи» — Z, «эс» — S, «вай» — Y, «кью» — Q, си — «C».
Вот еще несколько полезных приемов:
В английском популярны аббревиатуры, которые включают в себя кусочки алфавита. Например, вбейте в Гугл такие буквы: «q r s t», «p q r s», «k l m n», и вы увидите море названий, в которых эти буквы содержатся именно в таком порядке.
Чем это поможет в изучении алфавита?
Тем, что у вас возникнет ассоциация, между частью алфавита и названием чего-то.
Полезно искать аналоги в родном языке.
«K L M N»… Что-то напоминает… В русском алфавите буквы, обозначающие те же звуки, стоят в том же порядке!
То же самое с «p q r s». Да, там есть q, но она пишется так же как «p», только наоборот. Буквы p и q находятся рядом, так что запомнить легко.
Продолжение по звучанию опять похоже на русский алфавит: «q r s t».
В английском языке много букв, похожих на русские по звучанию (Ff, Mm, Ll), написанию (Kk, Cc). С ними легче учить английский.
Буква Bb нас путает, так как видом похожа ну букву В русского алфавита, но по звучанию почти идентична Б в нашем языке — (bi: — би). То же самое с Pp — похожа на букву нашего языка Р, но читается почти как П (pi:) — пи.
Есть совсем чужие нам буквы. Например, Gg ( «джи»), или Jj («джей»).
- Учите буквы вместе со словами, которые с них начинаются: B b — Bee, K k – Kay
- Устраивайте сами себе Spelling Bee. Видите слово quid — читайте q (кью), u (ю), i (ай), d (ди); keys — k (kей), e (и:), y (вай), s (эс). Придется разбираться с каждой буквой.
Да, и больше практики английского!
Оглянуться не успеете, а уже гуляете по улицам Лондона, снисходительно поглядывая на своих соотечественников, которые пока еще не могут связать два слова на английском языке, разве что имя свое назовут, да названия брендов вспомнят.
А у вас и буквы алфавита, и английские слова и фразы будут слетать с языка!
Прошу вас, будьте к другим снисходительны. У них просто нет возможности читать такие полезные статьи про тонкости языка.
Я шучу. Ничего не могу поделать
Хотя быстрый прогресс в английском возможен (смотрите результаты моих учеников ниже).
Может, это как раз и ваш случай? Начните свой путь в освоении языка как раз с английского алфавита. А потом переходите и на видеокурсы.
Жмите КНОПКУ внизу и переходите к КУРСУ.
Согласные
В языке есть следующие согласные:
B | Б | звонкий губно-губной взрывной | bebe | |
C | К | глухой заднёбный взрывной | clica | |
D | Д | звонкий зубно-альвеолярный взрывной | donada | |
F | Ф | глухой губно-зубной щелевой | fotografi | |
G | Г | звонкий заднёбный взрывной | garga | |
H | лёгкая Х; можно не произносить | глухой гортанный щелевой | haicu | |
J | Ж (средней мягкости) | звонкий постальвеолярный щелевой | jeolojia | |
L | Л (средней мягкости) | звонкий зубно-альвеолярный, боковой аппроксимант | lingual | |
M | М | звонкий губно-губный носовой | mesma | |
N | Н | звонкий зубно-альвеолярный носовой | negante | |
P | П | глухой губно-губной взрывной | paper | |
R | Р | звонкий зубно-альвеолярный вибрант | rubarbo | |
S | С | глухой зубно-альвеолярный щелевой | sistemes | |
T | Т | глухой зубно-альвеолярный взрывной | tota | |
V | В | звонкий губно-зубной щелевой | vivosa | |
X | Ш (средней мягкости) | глухой постальвеолярный щелевой | xuxa | |
Z | З | звонкий зубно-альвеолярный щелевой | zezea |
- H — можно не произносить.
- J — произносится как “Ж или ДЖ” средней мягкости.
- N — перед “Г или К” можно произносить как
- R — варианты английского и французского “Р” тоже допустимы.
- X — произносится как “Ш или Ч” средней мягкости.
Поскольку некоторые говорящие могут испытывать затруднения при произнесении скопления согласных, то ЛФН допускает следующее:
-
haicu, bahamas
Можно не произносить “Н”: , .
-
blog, club
Некоторые интернациональные слова оканчиваются на необычные для ЛФН согласные; в таких случаях можно добавить “E” при произнесении: , .
-
spada, strada
Те, кому трудно читать в начале слова сочетания со звуком “S”, могут добавить “E” в начале слова : , .
-
gnostica, psicolojia
Некоторые научные термины начинаются со следующих сочетаний FT, GN, MN, PS, or PT. В таких случаях первую согласную можно не произносить: , .
-
ambargris, esflue, fortres, rontgen
Некоторые редкие слова содержат более сложные комбинации из трёх и более согласных. Если это трудно произнести, то к произношению можно добавить шва (нейтральный гласный): , , [forətres/fortəres], .
Произношение и написание «Я»
Если мы вслушаемся в звучание буквы, при этом произносить будем продолжительно, то услышим следующие звуки .
Раз буква при звучании тянется, то это гласная.
Буква Я состоит из двух звуков согласного короткого звука и гласного звука , и её можно пропеть. Эта звуковая особенность называется йотированием.
Я = — так обозначаются звуки, входящие в букву Я в транскрипции.
Видим, что буква одна, а звуков в ней два, один из которых Йот — является согласным. На письме обозначается как Й, поэтому и называется йотированным.
В начале слова или после гласных букв и разделительных знаков мы слышим согласный Й, а затем гласный звук А.
После согласных Я часто смягчает их: ляпа. Здесь Л произносится мягко благодаря Я.
Но это только если «я» находится в позиции ударного слога.
В безударном положении «я» как бы повторяет звуки Е и И: поля — поле.
Если Я слышится после шипящих (ч, щ, ш, ж), гортанных (х, г, к), после ц, это не значит, что она после них пишется. Вовсе нет. Пишем в этих случаях «а».
Это правило не распространяется только на иноязычные слова, такие как: Шяуляй, Джяковица, Мкртчян и т.д. Здесь мы пишем «я» даже после шипящих.
Буква «Я» в слове бывает отдельным слогом, в предложении — самостоятельным словом. В некоторых случая буква Я выступает в качестве целого предложения, например:
— Кто пойдёт в музей на следующей неделе?
— Я!
Как правильно писать буквы русского алфавита?
Русский алфавит состоит из 33 букв
Правильное написание букв важно для грамотного и правильного восприятия русского языка. В данной статье мы рассмотрим правила написания букв русского алфавита
Гласные буквы
Гласные буквы русского алфавита: а, о, у, э, ы, и, е, ё, ю, я.
- Буквы «а» и «о» пишутся без мягкого или твердого знака.
- Буква «у» пишется с мягким или твердым знаком, в зависимости от произношения.
- Буква «э» пишется без мягкого или твердого знака.
- Буква «ы» не изменяется.
- Буква «и» пишется без мягкого или твердого знака.
- Буква «е» пишется без мягкого или твердого знака.
- Буква «ё» пишется со знаком над буквой: ё.
- Буква «ю» пишется без мягкого или твердого знака.
- Буква «я» пишется без мягкого или твердого знака.
Согласные буквы
Согласные буквы русского алфавита: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.
- Буквы «б», «в», «г», «д», «ж», «з», «к», «м», «н», «п», «р», «с», «т», «ф», «х», «ш», «щ» пишутся без мягкого или твердого знака.
- Буква «й» пишется со знаком над буквой: й.
- Буквы «ц» и «ч» пишутся без мягкого или твердого знака.
Буква «Е»
Буква «Е» может писаться двумя способами: Е и Ё.
- Букву «Е» используют, когда она стоит в начале слова или после гласной буквы.
- Букву «Ё» используют, когда она стоит после согласной буквы.
Таблица с буквами русского алфавита
Прописная | Заглавная | Название |
---|---|---|
а | А | а — А |
б | Б | бэ — Бэ |
в | В | вэ — Вэ |
г | Г | гэ — Гэ |
д | Д | дэ — Дэ |
е | Е | е — Е |
ё | Ё | ё — Ё |
ж | Ж | же — Же |
з | З | зэ — Зэ |
и | И | и — И |
й | Й | йот — Йот |
к | К | ка — Ка |
л | Л | эль — Эль |
м | М | эм — Эм |
н | Н | эн — Эн |
о | О | о — О |
п | П | пэ — Пэ |
р | Р | эр — Эр |
с | С | эс — Эс |
т | Т | тэ — Тэ |
у | У | у — У |
ф | Ф | эф — Эф |
х | Х | ха — Ха |
ц | Ц | це — Це |
ч | Ч | че — Че |
ш | Ш | ша — Ша |
щ | Щ | ща — Ща |
ы | Ы | ы — Ы |
э | Э | э — Э |
ю | Ю | ю — Ю |
я | Я | я — Я |
Теперь вы знаете, как правильно писать буквы русского алфавита. Помните, что грамотное использование правил написания букв поможет вам быть грамотным и правильно понимать русский язык.
Игровые упражнения с буквой Я
Публикации по теме:
Дидактические игровые упражнения для детей старшего дошкольного возраста на составление геометрических фигур Дидактические игровые упражнения для детей старшего дошкольного возраста на составление геометрических фигур. Цель. Упражнять детей в составлении.
Игровые упражнения для развития графических навыков на интерактивной доске «Винни-Пух в художественной мастерской» Тема комплексно-тематического планирования «Народные обычаи» Задачи: • Закрепление представлений о нижегородских народных промыслах, народных.
Игровые упражнения на развитие мимики и эмоций для детей среднего возраста. Этюды на выразительность движений, основных эмоций, пантомимические этюды. Пантомимические этюды 1. «Озорной щенок» — исполнитель вскакивает,.
Игровые задания и упражнения со звуком и буквой п Цель:закрепить представления детей о согласной букве и звуке П;учить слушать, пересказывать сказку и рисовать иллюстрацию к сказке;развивать.
Игры и игровые упражнения для формирования фонематического слуха 1. Этап Цель: Развитие не речевого слуха
Задачи: -Развивать способность узнавать и различать не речевые звуки; -Развивать слуховое внимание
Игры и игровые упражнения на формирование зрительного восприятия графического образа буквы у детей с ЗПР Зрительное восприятие – это совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью.
Игры и игровые упражнения по развитию мелкой моторики Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости заглянувшие ко мне на мою страничку! Сегодня я хочу рассказать Вам о играх и игровых упражнениях.
Консультация для родителей «Развитие математических способностей через дидактические игры и занимательные игровые упражнения» Вряд ли человек, проживший на свете целых четыре года, ещё не знаком с числом. Вероятно, он уже знает, что такое» один » и » много.
Консультация «Игры и игровые упражнения на развитие речевого дыхания» на РМО для учителей-логопедов Для правильного произношения звуков недостаточно тренировать только произносительные органы. Необходимо тренировать и правильное речевое.
Социо-игровые задания и упражнения по формированию у детей эмоционального восприятия музыки Социо-игровые задания и упражнения по формированию у детей эмоционального восприятия музыки. 1. «Волшебная палочка» «Волшебная палочкаа».
Немного о переносе
Как переносить слова с мягким знаком в середине слова? Это стоит рассмотреть отдельно. Слова с мягким знаком в середине слова часто вызывают трудности, когда требуется перенести слово на другую строчку. И в текстах делается много ошибок такого рода.
Перенос слов с мягким знаком в середине осуществляется следующим образом: для начала нужно поделить на слоги слово, которое требуется перенести. Помним, что, сколько в слове гласных, столько и слогов.
Шаг 1. Пример: о-безь-я-на.
Важно помнить, что при переносе слова с разделительным мягким знаком на другую строчку отделять мягкий знак от впереди стоящего согласного нельзя — перенос должен осуществляться только с ним. Шаг 2
Пример: обезь-яна (пример правильного переноса)
Шаг 2. Пример: обезь-яна (пример правильного переноса).
Важная деталь: если мягкий знак расположен в конце слова, переность его на другую строчку нельзя.
Неправильный пример: свекров-ь, любов-ь, медвед-ь.
Правильный пример: свек-ровь, лю-бовь, мед-ведь.
При переносе нельзя оставлять на строчке одну букву. Это правило относится не только к словам с мягким знаком в середине слова, но и к любым другим имеет отношение.
Конспект урока обучения грамоте знакомство с буквой Яя Программа Школа XXI века
Конспект составила учитель начальных классов МБОУ «Карагалинская СОШ» Мухамедова Гульчира АбсаттаровнаУчебный предмет: Обучение грамоте Класс1 «Начальная школа XXI» Тема урока «Знакомство с буквой Я я» (первый урок) Цель урока: познакомить с буквой Я,я и её работой, обозначать звук и указывать на мягкость стоящего впереди согласного. Отрабатывать умение проводить звуковой анализ слова с определением качества звуков в слове ( гласный, твердый и мягкий согласный). Развивать фонематический слух, речь учащихся. Воспитать в детях интерес к познавательной деятельности и учению. Оборудование: презентация, картинки, фишки, буквы для каждого. Ход урока Орг.момент. А сейчас начнем урок со звуковой разминки. Проговорить каждое слово, если есть звук , то хлоп в ладоши.(слайды (1-4) 3. Актуализация знаний -Давайте вспомним какие бывают звуки? (гласные и согласные) -А согласные звуки какие бывают? (твердые и мягкие) — Какой фишкой мы обозначаем мягкий согласный звук? -Какой фишкой мы обозначаем твердый согласный звук? -Какой фишкой мы обозначаем гласные звуки? -А сейчас Вдовин Вова прочитает нам отрывок стихотворения Виктора Лунина «Я однажды видел сам» Я однажды видел сам Як летал по небесам, Я не вру, поверьте мне, Я видал это во сне. (5 слайд) Словарная работа: -Ребята, а вам знакомо слово Як Як- это животное с длинным телом и короткими ногами. Як из семейства настоящие быки. Посмотрите , как это животное выглядит. (показать фотографию, картинку, рисунок на усмотрение учителя) — Вика, скажи, пожалуйста, на какую букву начинается каждая строчка в отрывке стихотворения? (я) 4.Кто догадался, с какой буквой мы сегодня познакомимся? -Правильно, мы сегодня познакомимся с буквой я. -Посмотрите как она выглядит.(6 слайд) -Из каких элементов состоит буква я?(прямая, полуовал, наклонная) -В какую сторону смотрит буква я? -Давайте вместе покажем букву я. Тихо сели _ А сейчас открыли букварь на стр.32 (три, два) -Ребята, без чего нельзя играть в футбол? -И сейчас мы вместе произведем звуковой анализ слова мяч. -Положили перед собой фишки. Схема слова мяч из скольки окошков состоит?(трех) -Значит сколько звуков в слове мяч? (3) — Произнесем слово мяч так, чтобы отчетливо слышать первый звук. -Какой первый звук в слове? (Согласный) -Как мы его произносим? (мягко) -Какой фишкой обозначим? (зеленой) -Сейчас произнесем слово так, чтобы отчетливо слышать второй звук? -Второй звук какой? (а) -Он гласный или согласный? (гласный) -Почему? (воздух свободно выходит без препятствий) _Какой фишкой обозначим? (красной) -Запомните правило русского языка. Звук после мягкого согласного никогда не обозначается буквой а, после мягкого согласного он обозначается буквой я. _ У вас у каждого на столе лежит буква я, положите её под красную фишку. -произнесите слово так, чтобы отчетливо был слышен третий звук -Какой третий звук? (ч)-Как мы его произносим? ( с препятствием) -Какой это звук? (согласный)-А теперь определите твердый или мягкий? (мягкий) -какой фишкой обозначим? (зеленой) У звука нет твердой пары, он всегда мягкий -А сейчас разомнемся с веселыми человечками? Все встаньте. Я загадаю загадки, а ответ вы покажете движением веселого человечка (по программе Базарного есть веселые человечки, под отгадками на стене вешаю их) 1.Белый дом С желтым жильцом. Дом трещит, жилец пищит Что за дом? Показываем. (яйцо) 2.Я румяную матрешку Ни за что не оторву, подожду пока матрешка упадет сама в траву. (яблоко) Всегда во рту, а не проглотишь. (язык) -ребята, что объединяет все три слова? (они начинаются на б weburok.com
Как правильно произносить первый звук «я»
Чтобы правильно произносить этот звук, нужно помнить несколько правил:
- Язык должен быть слегка поднят вверх к гортани.
- Губы слегка округляются.
- Звук «я» произносится долго и не спеша, без резких смен интонации.
При произношении звука «я» нужно обратить внимание на его длительность и интонацию. Уделяйте достаточно времени на окончание звука, чтобы он звучал четко и выразительно
Некорректное произношение звука «я» может привести к тому, что ваши речевые высказывания будут сложными для понимания окружающими. Поэтому стоит обучиться правильному произношению и уделить ему достаточно внимания.
Тренировка произношения звука «я» поможет вам говорить более четко и выразительно на русском языке. Проявите терпение и постоянство в обучении, и ваши навыки будут постепенно улучшаться.
Когда началось удаление букв из алфавита?
В период советской власти было принято решение на последнее место переместить букву «Я», так как «ижица» к тому времени уже практически не использовалась.
Лишь в церковных текстах можно было увидеть её. Интересно, что большевики не среагировали на удаление Ижицы из алфавита, тогда всем показалось, что власть решила просто отказаться от одного из таинств — миропомазания.
Ведь Ижица употреблялась в слове «миро». И отказавшись от буквы, входящей в состав данного слово, многим казалось, что и само подаяние даров Святого Духа было отменено как средство для укрепления его духовной жизни.
Удаление «ижицы» не было задокументировано, а вот ликвидация «фиты» стало окончательным назначением буквы Я в качестве завершающей русский алфавит.
Сказка про букву Я
Яшка бяка День был ясный-ясный, а котенок Яша хмурый и сердитый. Он, прогуливаясь по двору, зазевался и свалился в яму. И теперь вот стоит и с досады яме язык показывает. А яме-то все равно!
— Ну ладно, погодите у меня! — вконец рассердился Яша и давай дразнить всех подряд. Лягушонку язык высунул — лягушонок обиделся. — Ага! Вот тебе!
Ящерица сидит, никого не трогает, так он и ей язык. Ящерица глазами хлоп-хлоп — и в слезы. А Яша уже ягненка своим языком дразнит. Ягненок смотрел — смотрел и говорит:
— Бя-я-я-ка ты, Яша. — Я — бяка?! Ну тогда держись!
Влез он на кучу ящиков и кричит на весь сад:
— Вот сейчас высуну язык и целый день вас дразнить буду.
И тут с яблони спелое яблоко упало и прямо Яше по лбу — бац!
— Мяу!!! — завопил перепуганный Яша, думая что это на него сверху ястреб напал.
Кубарем свалился с ящиков, хвост трубой и домой!
— Все маме расскажу!
А все смеются:
— Бяка-бояка и ябеда!
(Г. Юдин)
Задания с буквой Я для дошкольников
Раскраска с буквой Я Поиск слов, название которых начинается со звука Я (яблоко, якорь, ящерица, ящик).
Работа над мелкой моторикой: заполнение клеток узором по образцу, прописывание печатной буквы, дописывание недостающих элементов, работа над пространственной ориентацией.
Оксана Гомзяк «Я буду писать правильно. Альбом упражнений по предупреждению нарушений письма у детей подготовительной группы»
Найди все буквы Я на картинке, их 10, а может и больше. Далее можно составить рассказ или предложения по картинке.
И. Васильева «Дружок: Уроки логопеда. Учим буквы»
Букварь-пропись для дошкольников. На первой странице дети прописывают печатную букву Я, обводят по точкам картинки, развивая кистевой праксис. Далее записывают в пустых окошках букву Я, читают слоги, называют слова с этими слогами. Дописывают в слова букву Я, читают, закрашивают части мозаики с буквой Я.
«Букварь-пропись». Климкина Ю.Е., Соловьева С.А.
Задания с буквой Я (пропись печатной буквы, нахождение верной буквы Я, чтение слогов или повторение за взрослым, работа над анализом слова).
Автор пособия: Косенко Ю. А. «Учусь грамоте»
Интересные развивающие задания с буквой Я для дошкольников.
1. Внимательно рассмотри буквы, найди сходство и различия. 2. Найди спрятанные буквы Я. Обведи их. 3. Найди перечёркнутые буквы. 4. Определи буквы в правильном положении. 5. Обведи и раскрась только те яблоки, на которых буква Я написана правильно. 6. Добавь недостающие элементы букве Я. 7. Обведи знакомую букву Я. 8. Напиши букву Я.
Светлана Яковлева «Узнаю буквы»
Наталья Тегипко «Логопедический букварь»
Пропись буква Я
Пропись с буквой Я и другими развивающими заданиями для развития мелкой моторики, фонематического восприятия.
Пропись заглавной буквы Я
Пропись строчной буквы Я