Логопедическое обследование
Определение 1 Логопедическое обследование – это совокупность мероприятий, призванных выявить нарушения речи у обследуемого через всестороннее и полное изучение его речи и отдельных ее компонентов.
Логопедическая диагностика и стимуляция речи на начальных этапах развития коммуникации должна распознать и исправить отклонения в развитии речи. Это предполагает использование специальных приемов обследования и дифференциальную диагностику, сочетающуюся с тщательным анализом данных медицинского анамнеза и психолого-педагогических наблюдений за ребенком.
Проводя диагностику отклонений речевого развития доношенных детей возрастом до одного года, специалисты ориентируются на традиционную схему нормального развития речи.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
1 этап – новорожденность – ребенок кричит с первых минут жизни, в голосовых реакциях четко различимы гласноподобные звуки. Собирая анамнестические данные о неонатальном периоде, логопед ориентируется на:
- характер первого крика новорожденного;
- физиологическая функция дыхания;
- наличие интенсивной терапии в неонатальном периоде;
- возможные хирургические вмешательства в неонатальном периоде;
- характер первого кормления ребенка грудью;
- причины раннего искусственного вскармливания;
- продолжительность кормления;
- характер сосательных и глотательных движений во время кормления.
2 этап – 1-3 месяца. При раннем развитии ребенка ориентировочные реакции формируются с запаздыванием или совсем отсутствуют. Улыбка крайне редка, преобладают отрицательные реакции.
3 этап – 3-6 месяцев. В начале этой стадии дети издают протяжные гласноподобные звуки, но постепенно гуление переходит в лепет. Звуки становятся напевными и продолжительными, разнообразными. К 6 месяцам хорошо различают звукосочетания гласных с согласными, например, «ба-ба», «ма-ма» и пр.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Логопедическая работа с детьми раннего возраста 450 ₽ Реферат Логопедическая работа с детьми раннего возраста 240 ₽ Контрольная работа Логопедическая работа с детьми раннего возраста 240 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
4 этап – 6-9 месяцев. Звуки дифференцируются и приближаются к звукам родного языка, в детском лепете появляются в определенной последовательности: рото-носовые, звонкие-глухие, твердые-мягкие, смычные-щелевые. Младенец эхом повторяет звуки за взрослым, копирует интонационно-мелодическую структуру знакомых фраз, а также имитирует кашель и щелканье языком.
5 этап – 9-12 месяцев. В начале периода отмечается активный лепет, а в конце периода дети должны произносить 5-6 лепетных слов. Дети, которые нормально развиваются, хорошо подражают интонациям взрослых собеседников, копируют отдельные слоги, восклицания и междометия. Дети могут выразить свое настроение изменением тона, громкости, длительности звучания голоса. Дисфункции общих речедвигательных навыков косвенно проявляются в стойких трудностях формирования навыков разжевывания твердой пищи, проглатывания и умения пить из чашки воду мелкими глотками.
Принципы и условия развития детей раннего возраста
Принципы развития детей раннего возраста:
- использование современных и актуальных подходов к организации педагогического процесса;
- соблюдение требований к содержанию педагогического процесса;
- направленность на сохранение здоровья ребенка;
- формирование условий для социализации ребенка.
Педагогические условия развития детей раннего возраста заключаются в следующем:
- Создание разумного двигательного режима (подвижные игры, танцы, физкультурные минутки и т.п.).
- Поддержание и развитие стремления ребенка к самостоятельности (формирование навыков самообслуживания за столом, в процессе подготовки на прогулку).
- Оказание ребенку помощи при освоении новых действий.
- Поощрение познавательной деятельности ребенка (совместные исследования предметной и окружающей среды).
- Обогащение опыта общения со сверстниками и взрослыми.
- Поддержка стремления совершения положительных поступков, формирование положительной самооценки.
- Направленность работы с детьми, с учетом ведущей деятельности (в раннем возрасте ведущей деятельностью является игровая).
- Формирование трудовых навыков (формирование трудолюбия и уважения к труду других).
- Общение с ребенком (индивидуальное, групповое, подгрупповое).
- Организация игрового построения образа жизни детей через соответствующую предметно-игровую среду, игрушки, предметы-заместители, материалы для игрового творчества.
Таким образом, педагогический процесс, направленный на развитие детей раннего возраста представляет собой комплекс свободной (самостоятельной) деятельности ребенка и совместной со взрослым деятельности. Построенный таким образом педагогический процесс обеспечивает развитие ребенка во всех видах деятельности (движение, активное исследование окружающего мира, овладение различного рода навыками и умениями).
Замечание 2
Педагогический процесс обеспечивает интеграцию эмоциональной, волевой и познавательной сторон развития ребенка. Ребенок в педагогическом процессе воспринимается как полноценная личность, имеющая права на сохранение своей индивидуальности, развитие особенностей.
Таким образом, педагогические условия развития детей раннего возраста, заключаются в ориентации на возрастные особенности ребенка, учет индивидуальности каждого. Процесс развития ребенка раннего возраста должен быть направлен на развитие его физических и умственных способностей, получения необходимых навыков и умения, социализацию в обществе, формирование первичного социального опыта на основе личного.
Сроки лечения ЗРР
Прогнозировать точные сроки лечения этой патологии невозможно. В большинстве случаев логопедическая работа при ЗРР имеет не меньшее значение, чем участие невролога. Если оба специалиста успешно координируют свои действия друг с другом, удается добиваться заметных результатов уже через 1,5-3 месяца лечения.
Невролог при ЗРР старается устранить нарушения в деятельности ЦНС. Логопед при ЗРР правильно выстраивает учебный процесс, подбирает понятный и простой в усвоении материал, использует специальные развивающие методики. В большинстве случаев, если в ГМ не произошло необратимых изменений, удается нормализовать процесс становления речи у ребенка.
Тематические занятия для детей младшего возраста
Субъективная деятельность в этом возрасте является ведущей не только потому, что она преобладает, но и потому, что она чрезвычайно важна для качественного формирования психики. Дети осваивают действия с предметами, развивают свой взгляд и координацию движений. Обогащенный сенсорный опыт. Тренировка движений мелких пальцев активизирует функцию речевой зоны мозга, что влияет на развитие активной речи
Развивается сосредоточенное внимание, самостоятельность и способность добиваться конкретного результата. Реальные действия занимают большее место в самостоятельной деятельности детей, где игрушки представляют образы людей, животных, предметов быта, которые близки и понятны ребенку
Имитация действий людей, знакомых жизненных ситуаций составляет содержание ролевой игры. Действия с игрушками начинают развиваться в совместной деятельности со взрослыми в 1-й половине 2-го года. Ребенок повторяет элементарные действия с игрушкой.
Примерно в полтора года некоторые дети прерывают свою деятельность во время игры и смотрят на свою работу, как бы оценивая ее со стороны. В возрасте двух лет почти все дети делают это. Почти в то же время в лексиконе ребенка появляется фраза «я сам».
Эта фраза показывает не только то, что ребенок вынимает себя, но и то, что он уже воспринимает работу как результат своей собственной деятельности. Многие полуторагодовалые дети сознательно ищут препятствия и создают их искусственно, они преодолевают трудности, придуманные ими самими.
Они пытаются взобраться на холмы, когда их вполне можно обойти, поднимаются по лестницам, когда нет необходимости забираться на мебель, идут, как будто намеренно наступая на мелкие предметы на своем пути, идут там, где путь прегражден. Все это, конечно, доставляет ребенку удовольствие и свидетельствует о развитии таких важных черт характера, как сила воли, настойчивость, целеустремленность.
Позже происходит передача действий от одного объекта к другому. Игрушки меняются, но само действие остается неизменным. Появляются действия с игрушками, отражающие отдельные моменты в жизни ребенка и окружающих его взрослых.
Ребенок может воспроизвести несколько действий подряд, которые еще не связаны между собой. Они лишены всякой логики. Игра имеет процедурный характер. Вторая половина 2-го года жизни характеризуется развитием сюжетно-ролевой игры: появляются некоторые элементы сюжета, но дети еще не заботятся о правильном порядке действий
Приобретение первых знаний и навыков происходит в практической деятельности детей с непроизвольным вниманием и запоминанием
Между полутора и двумя годами дети начинают усваивать поведенческие нормы, такие как необходимость быть опрятным, сдерживать свою агрессию, быть послушным и так далее. Когда их собственное поведение соответствует навязанной извне норме, дети испытывают удовлетворение, а когда нет, они расстраиваются. Ближе к концу второго года жизни многие дети начинают заметно тревожиться, если по какой-то причине они не выполняют требования или просьбы взрослых.
Переход от второго к третьему году жизни дает ребенку возможность развить одну из самых полезных деловых черт — потребность в достижении успеха. Первое и, очевидно, самое раннее проявление этой потребности у детей заключается в том, что ребенок приписывает свои успехи и неудачи каким-то объективным или субъективным обстоятельствам, например, затраченным усилиям.
Еще одним показателем наличия этой потребности является то, как ребенок объясняет успехи и неудачи других. Чтобы достичь этой стадии мотивации и развития личности, ребенок должен уметь объяснять свои успехи с точки зрения собственных психологических характеристик и способностей.
Особенности развития детей раннего возраста
Замечание 1
Ранний возраст – это возраст от 1 года до 3-х лет.
Возрастные особенности каждого года раннего детства:
- Возраст от 1 года до 2-х лет. В этом возрастном промежутке у ребенка формируется важные функции мозга, особенности поведения, складывается характер, развивается речь, приобретаются физические навыки (самый главный – самостоятельное хождение). Ребенок проявляет все больший интерес к окружающим его предметам, ему интересны свойства предметов и их назначение. Он пробует использовать предметы не по назначению, то есть проявляются задатки исследовательской деятельности.
- От 2-х до 3-х лет. Активное развитие нервной системы, интенсивное физическое и нервно-психическое развитие, ребенок учится контролировать свое поведение и жизненные потребности. Происходит быстрое развитие и совершенствование речи. Ребенок понимает, что с помощью речи он может донести до взрослого свои мысли, получить помощь и т.д. Осваивает падежи, числа, начинает ориентироваться во времени.
- Третий год жизни. Важным в этот возрастной период является процесс социализации ребенка. Все больше проявляется желание общения со сверстниками. Становятся интересны сюжетные игры. В этот период, благодаря сюжетным играм, можно определить интересы ребенка и направить развитие согласно его интересам и потребностям. Возраст трех лет является оптимальным для начала посещения детского учреждения. Ребенку требуется намного больше общения, чем ему может дать мать. Возникает потребность не просто в общении, а и в обмене жизненным опытом со сверстниками.
Таким образом, можно сделать вывод, что первые три года жизни ребенка являются наиболее важными в его физическом и психическом развитии
Очень важно в этот период создать для ребенка необходимые педагогические условия, направленные на его полноценное развитие
Как должна правильно развиваться речь ребёнка?
Первый крик своего малыша родители слышат ещё в родильном доме. Он должен быть ясным, чистым, не хриплым. Рефлекторные крики сохраняются у ребёнка до восьми недель. Криком ребёнок сигнализирует о состоянии дискомфорта.Возраст от 2 до 5 месяцев специалисты называют периодом гуления. Ребёнок активно гулит. Произносит нараспев отдельные звуки и их сочетания: «а-а-а», «у-а-а», «угу». Гуление не возникает у младенца стихийно. Его появление связано с эмоциональным общением со взрослым. Разговаривая с крохой, вы стимулируете его речевое развитие.
В 2,5-3 месяца у младенца появляется первый смех. Он с удовольствием заливисто хохочет, что способствует развитию его речевого дыхания. В этом возрасте малыш отвечает улыбкой на обращение взрослого, ищет источник звука в пространстве, поворачивая голову.
В 4 месяца малыш радостно двигает ножками, машет ручками, гулит и смеётся в ответ на обращение мамы или другого взрослого.
К 5-6 месяцам младенец начинает лепетать, произносить слоги и цепочки слогов с губными звуками: «ма-му-ма», «пу-па», «ба-ба-бо»
Именно в 5 месяцев у малыша появляется внимание к артикуляции взрослых. Он следит за произношением.С 7-8 месяцев в речевом развитии малыша начинается период лепетного декламирования
Ребёнок произносит цепочки слогов с разными интонациями.
К 10 месяцам малыш научится понимать и произносить слова «да» и «нет», сопровождая их соответствующими жестами.К году в его словаре будет уже 10-15 осознанно произносимых лепетных слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», «пить», «ко-ко», «би-би», «ав-ав», и т.п.
К 1.5-2 годам в речи крохи должны появиться предложения: «Мама, дай сок»; «Мишка, сиди тут»; «Хочу пить чай!» Появляются первые прилагательные: «хороший», «плохой», «большой», «маленький». Малыш в этом возрасте почти все согласные звуки произносит смягчённо.
Физиологическое смягчение согласных уходит к 3-м годам. К пяти годам ребёнок должен правильно произносить все согласные звуки.
Если вы чувствуете, что на каком-то этапе речевого развития ваш ребёнок «застрял», не медлите и обратитесь к специалистам за советом, а может быть и за практической помощью.
Уровни педагогических условий развития детей раннего возраста
Педагогический процесс, направленный на развитие детей раннего возраста планируется посредством циклограмм по видам деятельности — познавательной, игровой, трудовой, продуктивно-творческой, речевой, оздоровительной и календарного плана воспитательно-образовательной деятельности.
На сегодняшний день принято выделять следующие уровни педагогических условий развития детей раннего возраста:
- уровень. Характеристика ребенка согласно его возрасту, выделение индивидуальных особенностей.
- уровень. Обстоятельства воспитания (отношения ребенка с другими детьми и взрослыми, содержание и организация деятельности ребенка и т.д.).
- уровень. Собственные знания и умения ребенка.
- уровень. Педагогическая деятельность, направленная на управление жизнедеятельностью детского коллектива (работа педагогического коллектива).
- уровень. Ресурсное обеспечение (педагогические кадры, оборудование и материалы детского учреждения и т.п.).
Таким образом, можно сказать, что педагогические условия, направленные на развитие детей раннего возраста имеют комплексное содержание из пяти составляющих. Только наличие всех пяти уровней может гарантировать эффективный процесс воспитания.
Педагогический процесс, направленный на развитие детей раннего возраста, должен быть не только спланирован, но и обеспечиваться обратной связью. Это необходимо для того, чтобы следить за его актуальностью и эффективностью, путем отслеживания динамики развития каждого ребенка.
Классификация нарушений
Очень большую роль играет правильно поставленный диагноз, так как коррекционная методика, включенная в план работы логопеда, эффективна для одного типа нарушения, но может абсолютно не подходить для другого. Если классифицировать виды речевых расстройств у неговорящих детей, следует отметить следующие диагнозы:
Все нарушения, связанные с патологией речи у детей, объединяют в ОНР (общее недоразвитие речи)
Диагноз носит обобщенный характер, поэтому если ребенку написали его после обследования, то важно обратить внимание на его уровень, так как ОНР может быть от первой до четвертой степени. Если в логопедическом заключении ОНР I типа, то это указывает на то, что у ребенка частично или полностью отсутствует речь и (или) ее понимание.
СНР (системное недоразвитие речи) представляет собой стойкие нарушения у детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)
Глубокое СНР характеризуется расстройством связной речи, скудным словарным запасом и проблемами в понимании
Диагноз может быть установлен детям с умственной отсталостью, тяжелой степенью ЗПР, с ДЦП и др.
Алалия. Этот диагноз говорит о том, что у ребенка либо полностью отсутствует сама речь, либо ее понимание. Первое условие характерно для моторного типа патологии, второе – для сенсорного. Если нарушено и воспроизведение, и понимание, то устанавливают диагноз сенсомоторной алалии. Такое заключение может быть дано параллельно с детским аутизмом, но не обязательно. Также его не стоит путать с эхолалией – расстройством, при котором наблюдается повторение готовых речевых конструкций: предложений, фраз, слов. Выглядит это так, будто ребенок передразнивает. Главной задачей этого специфического речевого нарушения, как бы это парадоксально ни звучало, является взаимодействие с окружающими. В норме все дети повторяют определенные слова или фразы за взрослыми, это позволяет лучше запоминать новый материал и использовать в дальнейшем эти конструкции в собственной речи. Но у детей с эхолалией этот процесс останавливается на начальном этапе. Одной из основных причин этого могут быть поражения центральной нервной системы.
Афазия. Такой диагноз может быть поставлен даже взрослому человека. От предыдущего отличается тем, что в этом случае могут быть поражены определенные речевые участки коры головного мозга: человек будет испытывать затруднения при изъяснении, либо может не понимать обращенную к нему речь. Афазия часто является следствием инсульта.
ЗРР (задержка речевого развития) – это отставание от норм становления и формирования речи при первично сохранном интеллекте. Иначе говоря, если ребенок использует в активном словаре в два года всего 5-10 слов, тогда как в норме эти показатели достигают 300-400, то, соответственно, ЗРР налицо. Однако точный диагноз установить может только квалифицированный специалист, так как все виды нарушений между собой схожи. Если малыш в 2-3 года использует только отдельные слоги или лепет, а слов – ноль, то это не задержка, здесь диагноз будет более серьезный.
Чаще всего проблемы в развитии одной психической функции влекут за собой отставание в формировании остальных познавательных компонентов: при задержке речи нарушается внимание, память, мышление. Поэтому в 3-4 года ребенку с ЗРР, скорее всего, установят диагноз ЗПРР – задержку психоречевого развития
Детям с данным диагнозом рекомендовано обучение в коррекционном учреждении, так как одной логопедической работы будет в их случае недостаточно.
В диагностической карте может быть написано сразу несколько диагнозов. К примеру, могут написать сопутствующие, такие как аутизм, эхолалию, ЗПР и др. Тем не менее, пугаться медицинских заключений, полученных по результатам обследования, не стоит. Эффективная комплексная коррекционная работа, особенно начатая на ранних сроках, позволит вывести на качественный уровень и скомпенсировать недостатки в психоречевом развитии.
Запуск речи у неговорящих детей от нуля до фразовой речи необходим в первую очередь тем, кто страдает алалией. Сложнее всего работать с детьми, имеющими диагноз сенсомоторного типа данного нарушения. В этом случае подключаются и другие специалисты, в частности, дефектолог и психолог принимают непосредственное участие в процессе коррекции расстройств у алаликов. Сначала работа будет направлена на формирование понимания, затем только речевой моторики.
Прогнозирование и меры коррекции
Чем раньше будет начата работа, там больше шансов скомпенсировать речевое нарушение у детей с легкими или средними формами недоразвития тех или иных психических функций. Задача коррекционного воздействия на детей с тяжелыми формами патологии заключается в поддержке и максимально возможном развитии навыков коммуникации, самообслуживания, чтобы в дальнейшем особые дети имели возможность социализироваться в обществе.
Самое главное условие при запуске речи – своевременность коррекционной работы и комплексный подход. Параллельно с педагогическими занятиями, при любом речевом расстройстве, имеющем биологическую причину, выписывается курс лечения медикаментозными препаратами, соответствующего установленному диагнозу назначения. Если причиной ЗРР легкой степени у ребенка с сохранным интеллектом обнаружена слабая иннервация органов речевого аппарата, рекомендовано в качестве профилактики включать в комплекс занятий логопедический массаж и артикуляционную гимнастику.
Если уже в 2-3 года ребенку был поставлен диагноз сенсорной алалии, а родители малыша обратились за помощью к логопеду только на 5-6 году, то нужно понимать, что недоразвитие речи за все это время прогрессировало. В этом возрасте у всех детей устанавливается уже сенсомоторная алалия.
Неговорящие дети с ограниченными возможностями здоровья находятся часто на домашнем обучении. Их родители обязаны принимать непосредственное участие в логопедическом процессе.
Коррекционная работа при моторной алалии
Моторная алалия характеризуется недоразвитием экспрессивной речи или ее отсутствием, в этом случае занятия со специалистом будут направлены на то, чтобы запустить речь. Подготовительный этап логопедической работы нацелен на вызывание речевых звуков, использования высоты, силы голоса, ее ритмико-интонационных компонентов. Для этого применяют метод «пропевания» гласных при слиянии звуков в слоги, либо изолированно. Параллельно используются пальчиковые упражнения, дыхательная и артикуляционная гимнастика.
Коррекционная деятельность, проводимая на основном этапе, основана на:
- развитии и расширении пассивного словаря;
- активизации новых слов;
- формировании грамматической стороны речи;
- формировании фразовой речи;
- развитии связной речи.
В дальнейшем необходимо будет проводить коррекцию звукопроизношения. Эта работа проводится в рамках формирования грамматического строя.
Вызывание речи у неговорящих детей с моторной алалией, также как и с сенсорной, проводится в несколько этапов от простого к сложному, но с одним отличием: потребность в общении в детей это группы не нарушена, поэтому метод «информационного голода» в этом случае не используется. Напротив, ребенок с моторной алалией нуждается в качественно новой информации.
Развитие ребенка как личности
Принято считать, что развитие ребенка как личности начинается в возрасте двух-трех лет. Это верно, если мы имеем в виду появление чисто внешних поведенческих характеристик индивидуальности личности. В действительности они появляются у ребенка только на третьем году жизни. Однако есть основания полагать, что процесс формирования личности на самом деле начинается гораздо раньше. Каковы эти причины? Во-первых, ни одно психологическое качество, ни одна форма поведения не проявляется сразу в полностью готовом виде. Его внешнему проявлению обычно предшествует достаточно длительный период скрытого развития, как это происходит, например, с растением до появления на земле его всходов. Во-вторых, многие качества личности и формы поведения становятся «видимыми» в жизни человека только после того, как они формировались в течение длительного времени и личность в целом уже достигла значительной степени социально-психологической зрелости. Кроме того, для проявления ряда личностных качеств необходимы подходящие условия жизни. Например, мы можем оценить, влияет ли на личность ребенка стиль обращения ближайших родственников, особенно матери, в младенчестве, не тогда, когда ребенку 2-3 года, а много лет спустя, когда он становится взрослым, имеет собственных детей и демонстрирует тот же стиль обращения со своими детьми. Наблюдая за поведением уже выросших детей в своей собственной семье, вы вдруг понимаете, что они как две капли воды похожи на нас. Это означает, что соответствующие личностные влияния уже имели место в младенчестве или детстве, но проявляются во внешнем поведении лишь спустя дюжину или более лет. Из вышесказанного можно сделать вывод, что процесс формирования личности ребенка, вероятно, начинается на первом году жизни, но поначалу скрыт от внешнего наблюдателя. О том, что закладывается в личности ребенка в эти годы, мы можем судить в основном задним числом, прослеживая истоки тех личностных качеств, которые проявляются в уже сформированном виде в более позднем возрасте. Такими качествами обладают многие черты характера: Дружелюбие, общительность, отзывчивость, внимательность, доверие к людям. Трудно предположить, что они являются врожденными, и все же есть основания полагать, что истоки этих качеств уходят в раннее детство и коренятся в опыте общения и взаимодействия со взрослыми, который ребенок получает на первом году жизни.
В раннем возрасте траектории психического развития мальчиков и девочек разделяются. Для них характерны различные типы лестничной активности. У мальчиков предметная деятельность служит основой для формирования предметно-орудийной деятельности. У девочек коммуникативная активность формируется на основе речевой деятельности. Предметно-орудийная деятельность включает в себя манипуляции с предметами человека и зачатки конструирования, что делает людей более развитыми в абстрактном, отвлеченном мышлении. Коммуникативная деятельность предполагает овладение логикой человеческих взаимоотношений. У большинства женщин более развито социальное мышление, чем у мужчин, сферой выражения которого является человеческое общение. У женщин более тонкая интуиция, такт, они более склонны к сопереживанию. В возрасте 3 лет ребенок уже знает, кто он — мальчик или девочка. Эти знания получают, наблюдая за поведением родителей, старших братьев и сестер. Это позволяет ребенку понять, какое поведение ожидается от других людей в зависимости от их пола.
Что делать, если ребенок молчит в 2 года? Ждать или обращаться к специалисту?
В настоящее время раннему возрасту уделяется самое пристальное внимание со стороны медиков, психологов, педагогов, дефектологов. И это не случайно
Ранний возраст является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребёнка.
Ранний возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования многих психических функций. Этот возраст представляет собой важный этап с точки зрения эффективности психолого-педагогического воздействия. В связи с этим особое значение приобретает ранняя диагностика психомоторного и речевого развития, которая позволяет целенаправленно проводить коррекцию выявленных нарушений.
Отклонения в моторном, психическом, речевом и эмоциональном развитии, которые проявляются уже в раннем возрасте, отрицательно влияют на дальнейшее развитие ребёнка, вызывая трудности в овладении чтением, письмом и счётом, являются причиной появления вторичных психологических наслоений и школьной дезадаптации.
Раннее вмешательство специалистов и активное участие родителей может исключить необходимость компенсирующего обучения в старшем дошкольном возрасте и даёт возможность более широкого выбора типа школьного обучения.
Поэтому, я считаю, вам следует обратиться к опытному специалисту, чтобы понять причины и помочь ребёнку.
Особенности психического развития детей младшего возраста
Психические функции — восприятие, мышление, память и внимание — развиваются в раннем возрасте. И среди всех этих взаимосвязанных функций доминирует восприятие
Все их поведение импульсивно. В раннем возрасте наблюдаются элементарные формы воображения, такие как предвосхищение, но творческое воображение еще отсутствует. Маленький ребенок не способен придумывать, говорить неправду. Только к концу раннего возраста у него появляется способность говорить не то, что есть на самом деле. В этот период процесс активного восприятия связан с памятью.
В основном это связано с узнаванием, хотя ребенок может непроизвольно воспроизводить то, что он видел и слышал ранее. Но пока еще нельзя говорить об обращении к прошлому опыту. Раннее детство забывается так же, как и младенчество
Важной особенностью восприятия в этом возрасте является его аффективная окраска. Это приводит к сенсомоторному единству
Ребенок видит вещь, она его привлекает, и начинает разворачиваться импульсивное поведение — достичь ее. Л.С. Выготский так описывает это единство: «В раннем детстве преобладает зрительно-аффективное окрашенное восприятие, которое сразу же переходит в действие. Мышление в этот период принято называть визуально-активным.
Она основана на восприятии и реакции. В этот период формируются такие ключевые качества, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не формируются автоматически в процессе физиологического созревания. Для их формирования необходим соответствующий контакт со взрослыми, определенные формы общения и совместная деятельность с ребенком. Истоки многих проблем (снижение познавательной активности, нарушение коммуникативных способностей, замкнутость и повышенная застенчивость или, наоборот, агрессивность и гиперактивность детей и т.д.) лежат в раннем детстве. Этот период характеризуется тремя основными приобретениями: Дети начинают ходить, говорить, действовать с предметами.
Формирование эмоциональной сферы происходит своеобразно. Развитие способности к подражанию имеет большое значение. Таким образом, они начинают воспроизводить в игре действия, которые они видят. К концу года возникает сюжетно-характерная игра.
Появляются элементы наглядно-действенного мышления. Проявляется восприимчивость к музыке и художественному слову. Малыши усваивают некоторые правила поведения, охотно выполняют задания взрослого, обращаются к нему по собственной инициативе. Дети становятся более самостоятельными в самообслуживании, оставляя больше времени для игр. У них развиваются простые отношения со сверстниками и интерес к их занятиям. Появляются элементы совместной деятельности. Дети в этом возрасте отличаются яркой эмоциональностью, непосредственностью. При этом настроение и поведение детей характеризуются неуравновешенностью, особой импульсивностью. Бурная радость легко сменяется плачем; возможны проявления гнева и ревности
Чаще всего это наблюдается у детей, избалованных вниманием взрослых
Чувство удовольствия у младенцев вызывают движения, игрушки и вид животных. Желания ребенка непостоянны и быстро проходят, он не может их контролировать или сдерживать. В раннем возрасте нет согласованности мотивов — он или она еще не могут принимать решения. Но особое удовольствие доставляет общение со взрослым, особенно «деловое».
Сотрудничество со взрослым является источником не только положительных эмоций, но и развития психики ребенка. В общении со сверстниками происходят изменения: от интереса к сверстнику как к объекту, его внешности, поведению до появления подражания, совместных действий, игры с ним. В процессе общения друг с другом они получают дополнительные впечатления от окружающей среды, развивается познавательная активность, появляется и развивается способность действовать по подражанию, инициативные действия.