Рейтинг лучших коррекционных школ москвы на 2022 год

Что такое SEND

Мир семей с особенностями развития в Великобритании довольно большой. По данным государственной комиссии по стандартам обучения Ofsted, в 2021 году у 15% школьников были выявлены те или иные проблемы развития или инвалидность; также каждый год рождается около 15 тыс. детей, у которых впоследствии обнаруживаются особые образовательные потребности. Из года в год у все большего числа детей диагностируется аутизм или синдром гиперактивности.

Многочисленные исследования показывают, что раннее вмешательство может оказать огромное влияние на дальнейшую жизнь ребенка с особенностями развития, поэтому сложно переоценить значение правильно подобранного детского сада или школы.
Для начала определимся с терминологией. Кто в Британии относится к категории детей с особенностями развития или инвалидностью под общей аббревиатурой SEND (Special Education Needs and Disabilities) и может рассчитывать на дополнительную поддержку?

Категория SEND включает в себя четыре группы:
1. Нарушения сенсорного и физического развития — это проблемы со зрением, слухом или опорно-двигательным аппаратом.
2. Проблемы социального, эмоционального и психического характера — сюда относятся синдром дефицита внимания и гиперактивности, а также расстройства пищевого поведения, депрессия, повышенная тревожность и другие нарушения, связанные с психическим здоровьем.
3. Нарушения когнитивных способностей и сложности с обучением — в данную группу входят специфические проблемы с обучением, такие как дислексия и дискалькулия и отставание в умственном развитии разной степени тяжести.
4. Cложности в сфере коммуникации и взаимодействия с другими людьми — к этой группе относятся расстройство аутистического спектра и нарушения речевого развития. 

Многие диагнозы могут включать в себя проблемы из нескольких групп, а потребности детей настолько различаются, что одной формулы поддержки для всех не существует даже в рамках одного диагноза, поэтому выбор детского сада и школы — всегда процесс индивидуальный.

За последние восемь лет в Англии количество детей, имеющих план индивидуальной поддержки, возросло вдвое, и местные органы власти, не справляясь со все увеличивающимся числом заявок, пытаются предоставить семьям детей с особенностями развития абсолютный минимум услуг. В итоге родителям, многие из которых уже взяли на себя роль реабилитологов своих детей, приходится также становиться юристами, досконально разбирающимися в законах о правах людей с инвалидностью, поскольку чем большей информацией они владеют, тем лучшие условия для обучения своего ребенка они могут отстоять. 

Типы коррекционных школ

Коррекционные школы – учебные заведения, в которых обучают детей, у которых есть особенности развития, ограниченных возможностей или затруднений в обучении. Они предназначены для детей разного возраста с различными нарушениями развития.

Существует восемь типов коррекционных школ. Они различаются по наличию и типу нарушений у детей, а также по обучаемому возрасту.

  • Школы для детей с ограниченными физическими возможностями — в них обучают детей со слабым зрением, слухом, нарушением опорно-двигательного аппарата и другими физическими проблемами.
  • Школы для детей с затруднениями в обучении — в них обучают детей с нарушениями восприятия, речи, мышления, памяти и другими нарушениями познавательной функции.
  • Школы для детей с нарушениями речи — в них обучают детей с различными нарушениями речевого развития.
  • Школы для детей с задержками психического развития — в них обучают детей с задержкой умственного развития.
  • Школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — в них содержатся дети, лишенные родительской заботы и поддержки.
  • Школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями — в них содержатся дети со слабым зрением и слухом, нарушением опорно-двигательного аппарата и другими физическими проблемами, а также с задержкой психического развития.
  • Коррекционно-развивающие школы — в них обучают детей с отклонениями в развитии при сохранности умственных функций.
  • Компенсирующие школы — в них обучают детей с различными нарушениями развития без отставания в познавательной деятельности.

Родители могут выбирать ту же школу, которая подойдет их ребенку. На основе медицинского заключения можно получить направление в коррекционную школу.

Как обучать детей с РАС

Ребёнка с РАС в начальной школе могут обучать по одной из четырёх программ ФГОС:

8.1 для детей с сохранным интеллектом

Уровень итогового развития: как у сверстников с нормой развития.Срок обучения: четыре года.

8.2 для детей с РАС и задержкой психического развития (ЗПР)

Уровень итогового развития: как у сверстников с нормой развития.Сроки обучения: пять лет, если был в садике, и шесть, если не был.

8.3 для детей с лёгкими и умеренными интеллектуальными нарушениями (ИН)

Уровень итогового развития: ниже, чем у сверстников с нормой развития.Сроки обучения: шесть лет.

8.4 для детей с тяжёлыми ИН и множественными нарушениями

Уровень итогового развития: ниже, чем у сверстников с нормой развития.Сроки обучения: шесть лет.

Начиная со средней школы дети с РАС учатся по обычному ФГОС.

На что стоит делать акцент в обучении

Социализация, общение со сверстниками и взрослымиУ ребёнка нет необходимости строить коммуникацию самостоятельно, особенно если он не разговаривает. Поэтому взрослому нужно искусственно создавать ситуации для общения: например, просить передать предмет.

Бытовые навыки‍Это то, что необходимо освоить ребёнку до остального обучения. Иногда это единственное, что удаётся ребёнку. Для этого взрослому нужно в буквальном смысле ходить по пятам за ребёнком: рука в руке раскладывать вещи по местам, держать ложку, одеваться.

Коррекция нежелательного поведения‍Это может быть нанесение травм себе и окружающим, щипки, укусы, крики. Родителю стоит обратиться к специалисту — дефектологу, который поможет выстроить путь «проблема — объяснение — решение». Самостоятельно добиться корригирующих результатов можно, но, скорее всего, на поиск оптимального пути уйдёт много времени.

Решение, как и где обучать ребёнка, всегда принимают родители (статья 44 федерального закона об образовании в Российской Федерации). ТПМПК может лишь рекомендовать учреждение.

<<Перелинковка>>

Коррекционная школа: стоит ли её избегать?

Этот сложный вопрос. Например, ДЦП имеет разные формы – от глубокой умственной отсталости, при которой врачи выносят вердикт: «необучаем» – до совершенно сохранного интеллекта. У ребенка с ДЦП может страдать опорно-двигательная система и при этом быть совершенно светлой и умной голова!

Учитывая все индивидуальные особенности ребенка, прежде чем выбрать ему школу, посоветуйтесь с врачами, дефектологами, логопедами, психологами, психиатрами и родителями особых детей, у которых больше опыта в силу того, что их дети старше.

Скажем, обязательно ли ребенку с сильным заиканием находиться в среде таких же, как он? Пойдет ли ему такое окружение на пользу? Не лучше ли пойти по пути инклюзивного образования, когда дети с диагнозами погружаются в среду здоровых сверстников? Каждый случай индивидуален! Вспомните первые кадры фильма Тарковского «Зеркало». «Я могу говорить!» – произносит подросток после сеанса гипноза, навсегда освобождаясь от угнетавшего его долгие годы сильного заикания. Гениальный режиссер таким образом показывает нам: в жизни случаются чудеса. И тот, на ком педагоги и медики ставили крест, порой может удивить мир незаурядным талантом или как минимум стать социально адаптированным членом общества. Никаким не особым, а обычным человеком.

Посетите школу лично!↑

Судить о способностях вашего ребенка будут прежде всего врачи. Они-то и направят его на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Посоветуйтесь с членами комиссии, какая школа вашего округа лучше других подойдет вашему ребенку, позволит раскрыться его способностям, скорректировать его проблемы и недостатки. Обратитесь в окружной ресурсный центр по развитию инклюзивного образования: может, там помогут советом? Для начала обзвоните по телефону имеющиеся в вашем округе школы. Пообщайтесь на форумах с родителями детей, которые уже учатся. Довольны ли они образованием и отношением учителей? А лучше, конечно, лично познакомиться с директором школы, учителями и обязательно – с будущими одноклассниками! Вы должны знать, в каком окружении будет находиться ваш ребенок. Можно зайти на сайты школ, но там вы получите лишь минимум формальных сведений: в интернете можно изобразить красивую картинку, но будет ли она соответствовать действительности? Истинное представление о школе даст только ее посещение. Переступив порог здания, вы сразу поймете, есть ли здесь чистота, порядок, дисциплина, а главное – трепетное отношение педагогов к особым детям. Все это вы почувствуете прямо при входе!

Как устроены спецшколы и что они дают?

Есть несколько основных моментов, которые больше всего волнуют родителей при принятии решения о переводе ребенка в спецшколу.

  • Во-первых, все типы специализированных исправительных учреждений, за исключением последних 8, предоставляют детям основное и общее среднее образование, которое после окончания учебы подтверждается документом установленного государственного образца.
    Выпускники 9-11 классов сдают соответствующие им аттестационные экзамены, вопросы которых разрабатываются с привлечением учителей с корректирующей квалификацией. Документ (аттестат) об окончании и описание с перечнем работ, которые они могут выполнять, получают только выпускники 8-го типа.
  • Во-вторых, нельзя забывать, что спецшкола — это не бренд на всю школьную жизнь. Обучение в спецшколе не мешает ребенку перейти в обычное учебное заведение, если он справляется с программой и позволяет его тип болезни. Такой перевод осуществляется на основании решения местного управления образования совместно с психолого-медико-педагогической комиссией. Например, в спецшколах 5-го и 7-го типов такая возможность предусмотрена прямо в законе.
  • В-третьих, в таких специализированных учреждениях ребенку с ограниченными возможностями здоровья оказывается поддержка его здоровья и профессиональное лечение, чем не могут похвастаться обычные школы, в которых есть лечебные классы.
    В зависимости от типа исправительного училища наряду с учебным процессом в обязательном порядке проводится необходимое медикаментозное лечение, физиотерапия, в них работают психологи и физиотерапевты.
  • В-четвертых, среднее количество учеников в классах не более 12, что позволяет уделять каждому больше внимания.

Стоит отметить, что стандартный срок освоения школьной программы для «специальных учеников» может варьироваться в зависимости от заболевания, но в основном составляет 12 лет. В 1-м и 2-м классе начальной школы «сидят», как правило, на пару лет дольше, чем в обычном.

Но, вне зависимости от периода обучения, все спецшколы нацелены на то, чтобы ребенок прошел уровень общего образования и получил трудовую и социальную подготовку, оставив порог образовательного учреждения в самостоятельной жизни.

Минусы коррекционного обучения

Одной из главных проблем специального класса является объединение детей с несхожими медицинскими диагнозами и с различными психиатрическими и психологическими проблемами. Универсальной программы для всех не существует. Нередко у таких детей наблюдается отставание по одному предмету и одаренность по другому. Так, ребенок может быть не в ладу с математикой, но при этом рисовать как настоящий художник, криво писать, но обладать способностью к иностранным языкам (они, к сожалению, в специальной программе не предусмотрены).

В коррекционный класс нередко отправляют ребятишек из семей, являющихся социально неблагополучными. Такие дети, лишенные родительской заботы, поначалу действительно отстают в развитии. Однако при усиленных занятиях они быстро наверстывают упущенное. В результате этим здоровым детям становится скучно обучаться по замедленной школьной программе.

Согласно Конституции РФ все равны

Знайте, что согласно Конституции РФ и закону об образовании каждый имеет право на обучение независимо от диагноза. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (статьи 7 и 43 Конституции РФ). Положения Конституции РФ разъясняются в Федеральном законе от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании», в соответствии с п.3 ст.2 которого одним из принципов государственной политики в области образования является общедоступность образования, а также адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся.

Психологические особенности детей с ОВЗ

Психологические особенности ребенка с ОВЗ зависят от вида заболевания и его личных психических характеристик.

Вместе с тем, таким ребятишкам в разной степени присущи следующие характерные черты:

Низкий уровень информированности об окружающем мире в связи с ограничениями в познании

Рассеянное внимание, отсутствие способности к концентрации. Это происходит из-за низкой интеллектуальной активности. Недостаточность навыков самоконтроля, отсутствие интереса к обучению

Ограниченный объем памяти. Запоминание чаще кратковременное и поверхностное. Минимальная мотивация к познавательной деятельности. Низкая игровая активность. Перечень игр скудный, сюжеты однотипные и банальные. Очень низкая работоспособность ввиду общей ослабленности организма. Ребенок с ОВЗ быстро устает и нуждается в отдыхе. Повышенная утомляемость. Отсутствие «смышлености», низкая скорость обработки поступающей информации. Инфантилизм, т.е. отставание в развитии от своих сверстников, несоответствие характеристик эмоционально-волевой сферы действительному возрасту. Неразвитость крупной и мелкой моторики

Недостаточность навыков самоконтроля, отсутствие интереса к обучению. Ограниченный объем памяти. Запоминание чаще кратковременное и поверхностное. Минимальная мотивация к познавательной деятельности. Низкая игровая активность. Перечень игр скудный, сюжеты однотипные и банальные. Очень низкая работоспособность ввиду общей ослабленности организма. Ребенок с ОВЗ быстро устает и нуждается в отдыхе. Повышенная утомляемость. Отсутствие «смышлености», низкая скорость обработки поступающей информации. Инфантилизм, т.е. отставание в развитии от своих сверстников, несоответствие характеристик эмоционально-волевой сферы действительному возрасту. Неразвитость крупной и мелкой моторики.

Дети с ограниченными возможностями здоровья обладают повышенной тревожностью и раздражительностью. Они впечатлительны, реагируют на малейшие изменения тона голоса, обидчивы, плаксивы и беспокойны. В ряде случаев наблюдаются сильная возбудимость, агрессивное поведение

Семейное образование

Семейное образование означает получение образования вне школы, то есть автономное развитие программы. При этом ответственность за качество образования ложится на плечи родителей.

Вы можете учиться дома самостоятельно или дистанционно в онлайн-школах. Чтобы перейти на семейное воспитание, необходимо проинформировать Департамент образования, бросить школу, выбрать школу для аттестации и организовать сам учебный процесс.

Семейное обучение имеет много преимуществ:

+ дети могут учиться в комфортном темпе и с оптимальной нагрузкой;
+ весь учебный процесс проходит дома в комфортной обстановке;
+ родители не могут учить в одиночку, а выбирают онлайн-школу;
+ у детей появляется время для дополнительных занятий или хобби.

Недостатки:

— трудоемка для родителей, если они хотят учить ребенка самостоятельно;
— при неграмотной организации учебного процесса дети не успеют за расписанием;
— для прохождения промежуточных аттестаций необходимо прикрепление к массовым школам, при этом сложно найти образовательную организацию для аттестации по адаптированной программе;
— дистанционное образование не очень доступно для детей с нарушениями слуха, зрения, множественной инвалидностью;
— онлайн-школы платные.

Третий вариант СФГОС (не цензовый)

Предусматривается для детей с ОВЗ, не способных к освоению цензового уровня начального школьного образования даже в пролонгированные сроки и при наличии специальных условий обучения. Этот вариант СФГОС ориентирован на детей с умеренной умственной отсталостью или детей с множественными нарушениями развития, чьи возможности в получении образования сопоставимы с ними. Ребенок получает начальное школьное образование, по уровню соответствующее возможностям ребенка с умеренной умственной отсталостью в группе детей со сходными образовательными потребностями. Обязательной является организация специального обучения и воспитания. В структуре основной образовательной программы при неизбежном значительном редуцировании “академического” компонента кардинально расширяется область развития жизненной компетенции. В связи с вынужденной упрощенностью среды специального обучения и воспитания, максимально адаптированной к особенностям таких детей, но ограничивающей их жизненный опыт и взаимодействие со здоровыми сверстниками, предусматривается специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду с целью расширения опыта контактов и максимально возможной для него социальной интеграции.

Согласно Конституции РФ все равны↑

Знайте, что согласно Конституции РФ и закону об образовании каждый имеет право на обучение, независимо от диагноза. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (статьи 7 и 43 Конституции РФ). Положения Конституции РФ разъясняются в Федеральном законе от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании», в соответствии с п.3 ст.2 которого одним из принципов государственной политики в области образования является общедоступность образования, а также адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся.

Итак, для зачисления ребенка в первый класс Вы должны представить в общеобразовательное учреждение заявление о приеме, свидетельство о рождении, медицинскую карту по форме 0-26/У-2000, утвержденную приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.07.2000 № 241, справку о регистрации ребенка (форма № 9). У родителей есть право не сообщать диагноз ребенка при приеме его в образовательное учреждение (ст. 8 Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 03.07.2016) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017), а администрация школы не имеет права получать эту информацию ни от кого, кроме родителя (законного представителя) ребенка.

И если вы считаете, что права вашего ребенка ущемляют, приписывая ему ложный диагноз (ведь неугодных во все времена упрятывали в психиатрические клиники), смело вступайте в борьбу! Закон на вашей стороне. Помните, кроме вас защитить права вашего ребенка некому.

Кого принимают в коррекционный класс?

Специальное образование в общеобразовательной школе получают дети, которые сталкиваются с некоторыми трудностями в получении знаний и плохо адаптированы в коллективе. Как правило, у таких студентов проявляются незначительные нарушения в работе мозга, центральной нервной системы, а также задержка по эмоционально-волевому типу.

Дети с тяжелыми отклонениями в развитии не принимаются в открытый коррекционный класс общеобразовательной школы. Это включает:

— тяжелые нарушения слуха, зрения, двигательных форм и речи;
— задержка психического развития;
— выраженные нарушения коллективного общения, в виде раннего аутизма.

Надомное обучение

Ребенка с ограниченными возможностями можно записать в класс массовой или коррекционной школы, учителя будут приходить к нему домой или проводить дистанционные уроки.

Для организации домашнего обучения в школе необходимо создать ИУП, распределить нагрузку между учителями и рассмотреть возможные формы аттестации.

Для перевода ребенка на домашнее обучение требуется заявление родителей и заключение медико-социальной экспертизы. Кроме того, право на участие имеют только дети с заболеваниями из определенного списка.

Основное преимущество такого образования в том, что оно подходит для детей с ограниченными физическими возможностями и детей со сложными формами инвалидности.

Недостатки:

  • родители должны создавать условия для обучения дома, например открывать дверь учителю, если ребенок неактивен;
  • надомным работникам приходится самостоятельно изучать много материала.

Как выбрать коррекционную школу

Принимаются дети школьного возраста при наличии письменного согласия родителей и заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). В Москве и МО таких школ огромное количество, расположенных по разным районам и округам столицы.

Критерии выбора

Главное, на что следует обратить внимание, чтобы избежать ошибки при выборе соответствующего образовательного учреждения для своего чада — критерии выбора:

  • местоположение — хорошо, если школа будет находиться в шаговой доступности от дома, однако в огромном мегаполисе этот вариант маловероятен, поэтому следует выбирать ту, которая расположена в вашем округе, рядом с метро, остановками общественного транспорта, чтобы малыш четко знал, как добраться, и чтобы не тратить на дорогу несколько часов в день;
  • тип — государственные (бюджетные), где предоставляются бесплатные образовательные услуги, и частные, оплата которых ложится на родительские плечи;
  • стоимость — необходимо точно знать, сколько стоит обучение и прочие услуги в платной школе, желательно, чтобы средняя цена была адекватной;
  • дополнительные услуги — при выборе школы уместно узнать всю справочную информацию о дополнительных услугах: благоприятны ли в школе-интернате условия для проживания, есть ли воспитатели, как проводится внеклассная работа, что входит в систему оздоровительных мероприятий;
  • преподаватели — часто, следуя рекомендациям знакомых, родители делают выбор в пользу опытного, отзывчивого, талантливого учителя, поэтому следует уточнить информацию о педагогах, их квалификации и личностных качествах;
  • отзывы — не лишним будет изучить на сайтах и форумах в интернете отклики, чтобы понять, где самая благоприятная обстановка, опытные учителя, куда лучше отдать ребенка для получения компенсирующего образования. Если у школы есть собственный сайт, желательно ознакомиться с информацией, фото, размещенными на нем.

Советы ПМПК

Обычно после прохождения ПМПК специалисты дают родителям советы, в какое именно коррекционное заведение лучше отдать ребенка, исходя из степени тяжести и характеристики нарушения здоровья, чтобы максимально развить способности, компенсировать психические и физические недостатки.

Личное посещение

Личное посещение и знакомство с руководством и педагогами необходимо, чтобы убедиться в дисциплине, чистоте, заботе о детях.

Важные моменты при посещении:

  • являются ли логопед, психолог, дефектолог приходящими или штатными;
  • место в рейтинге общеобразовательных учреждений данного вида в городе;
  • есть ли группа продленного дня;
  • какова наполняемость классов;
  • какое общее впечатление.

Критерии выбора

Главное, на что следует обратить внимание, чтобы избежать ошибки при выборе соответствующего образовательного учреждения для своего чада — критерии выбора:

  • местоположение — хорошо, если школа будет находиться в шаговой доступности от дома, однако в огромном мегаполисе этот вариант маловероятен, поэтому следует выбирать ту, которая расположена в вашем округе, рядом с метро, остановками общественного транспорта, чтобы малыш четко знал, как добраться, и чтобы не тратить на дорогу несколько часов в день;
  • тип — государственные (бюджетные), где предоставляются бесплатные образовательные услуги, и частные, оплата которых ложится на родительские плечи;
  • стоимость — необходимо точно знать, сколько стоит обучение и прочие услуги в платной школе, желательно, чтобы средняя цена была адекватной;
  • дополнительные услуги — при выборе школы уместно узнать всю справочную информацию о дополнительных услугах: благоприятны ли в школе-интернате условия для проживания, есть ли воспитатели, как проводится внеклассная работа, что входит в систему оздоровительных мероприятий;
  • преподаватели — часто, следуя рекомендациям знакомых, родители делают выбор в пользу опытного, отзывчивого, талантливого учителя, поэтому следует уточнить информацию о педагогах, их квалификации и личностных качествах;
  • отзывы — не лишним будет изучить на сайтах и форумах в интернете отклики, чтобы понять, где самая благоприятная обстановка, опытные учителя, куда лучше отдать ребенка для получения компенсирующего образования. Если у школы есть собственный сайт, желательно ознакомиться с информацией, фото, размещенными на нем.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: