Проблемы аутичных детей во время школьных перемен

Проблемы аутичных детей во время школьных перемен • аутизм — это

В каких школах учатся дети с РАС

Коррекционные школы

Коррекционных школ для детей исключительно с РАС не существует. Обычно их отправляют туда, где учатся дети с интеллектуальными нарушениями (ИН) или задержкой психического развития (ЗПР) или в так называемую «речевую школу». 

Массовые школы

Здесь может быть два варианта:

  • обычный класс, который приравняют к инклюзивному;
  • коррекционный класс в обычной школе, что называют интеграцией.

В инклюзивном классе ребёнок с РАС будет учиться наравне с детьми с нормой. Обычно такой вариант выбирают для ребёнка с нормой интеллекта и речи. В интегративном классе могут учиться дети с разными нарушениями или все только с РАС. Соответственно, у них своя программа и образовательный маршрут.

Обычные школы могут быть государственными и частными, это не имеет значения. В школе может быть организована ресурсная зона — это место, куда может прийти ребёнок с РАС, чтобы отдохнуть от социального контакта. Там может быть сухой бассейн, ковры, диваны, подушки, «дождик», свисающий с потолка. Альтернативным вариантом может стать надомное обучение, то есть формат, когда к ребёнку домой приходят педагоги из школы.

Онлайн-школы

Здесь может быть два варианта:

  • ребёнок учится в онлайн-школе, которая функционирует как обычная;
  • ребёнок числится на семейном обучении, но учится в онлайн-школе, например, как в «Домашней школе Фоксфорда».

Если родители выбирают первый вариант, то, скорее всего, сценарий будет, как в инклюзивном классе массовой школы. Вряд ли кто-то в онлайне будет создавать отдельный интегративный класс.

Если родители выбирают второй вариант, им необходимо перейти на семейное обучение. В таком формате ребёнку будет комфортно осваивать материал, потому что:

  • не нужно сидеть в одном классе с тридцатью детьми;
  • можно поставить на паузу запись, когда нужно сделать перерыв;
  • дома привычная обстановка.

Адаптационный этап. Первый класс

Обучение в первом классе проходило в классе с малой наполняемостью (шесть человек) и включало как групповые (уроки, занятия в рамках дополнительного образования, подгрупповые коррекционно-развивающие занятия, участие в проектной деятельности), так и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия (дефектологические, логопедические, нейропсихологические, ИКТ). Объем и содержание программ индивидуальной коррекционной помощи для конкретного ребенка определялся выраженностью и структурой нарушений. В групповых коррекционно-развивающих занятиях участвовали все учащиеся с РАС.

Часто на этом этапе обучения фронтальные формы работы на уроке недостаточно эффективны из-за несформированности учебного поведения и учебной мотивации учащихся. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия в этот период позволяют не только компенсировать нарушения развития, но и не допустить отставания учащихся от учебной программы

Важно отметить, что коррекционно-развивающая программа разрабатывалась как комплексное психолого-педагогическое воздействие, учитывающее закономерности онтогенеза и морфологические особенности центральной нервной системы ребенка с РАС. Поэтому при проведении занятий использовались методы и методики, разработанные российскими учеными и практиками в психологии, логопедии, дефектологии, нейропсихологии и адаптированные для учащихся с РАС

Несмотря на то, что дети с РАС на первом этапе обучались в отдельном классе, для них была обеспечена социальная интеграция в школе: они пользовались общей раздевалкой, школьной столовой, участвовали в общешкольных мероприятиях.

Общее поведение:

— Развитие при синдроме Аспергера похоже на швейцарский сыр (т. е., некоторые области развития соответствуют возрастной норме, в то время как другие навыки могут запаздывать или отсутствовать). К тому же, эти дети могут обладать навыками, опережающими на несколько лет детей с нормальным развитием (например, ребенок может понять сложные принципы математики, но не в состоянии вспомнить о том, что нужно записать домашнее задание).

— Иногда у моего ребенка могут происходить нервные срывы («истерики»). В такие моменты, пожалуйста, разрешите ему пойти в «безопасное и спокойное место», где он/она сможет успокоиться

Постарайтесь обратить внимание на то, что произошло перед срывом (например, неожиданное изменение в расписании). К тому же, лучше поговорить с ним/ней после того, как обстановка стала спокойной

— Пожалуйста, создавайте в классе атмосферу, которая поддерживает уважение к различиям и особенностям каждого.

— Пожалуйста, помните, что если мой ребенок обучается чему-либо в одной ситуации, то это не означает, что он/она автоматически вспомнит или сможет перенести усвоенный материал в новую ситуацию.

— Пожалуйста, обращайте внимание на сильные стороны моего ребенка почаще и наглядно. Это придаст ему/ей уверенности, чтобы продолжать двигаться вперед

— Мой ребенок может издавать громкие звуки под влиянием сильных эмоций. Будьте готовы к этому, особенно, когда он/она испытывают трудности. Также, пожалуйста, объясните другим детям, что это просто его/ее способ борьбы со стрессом или страхом.

— Моему ребенку может потребоваться помощь в трудноразрешимых ситуациях. Пожалуйста, найдите время, чтобы помочь ему/ей с этим.

— Мой ребенок хорошо воспринимает позитивную и спокойную форму обучения.

— При разделении детей на команды, пожалуйста, пожалуйста, формируйте группы сами, а не позволяйте детям самим выбирать членов группы, потому что в этом случае увеличивается вероятность того, что мой ребенок останется в стороне или его будут дразнить.

— Если ее/его учеба в классе идет гладко и без проблем, то это значит, что мы сделали все правильно. Это не означает, что мой ребенок «выздоровел»… никогда не имел проблем… или что он больше не нуждается в поддержке. Увеличивайте требования постепенно.

— Если Вы наблюдаете у ребенка приступ ярости или другой эмоциональный всплеск, то это не умышленное поведение. Наоборот, это его реакция на сильный стресс в виде «борьбы или бегства». Представьте, что это «перегрузка электрической цепи». Иногда можно предупредить такие ситуации, если Вы увидите наступление предупреждающих сигналов.

Особенности развития детей-аутистов

Толчком для развития аутистических расстройств становится сбой в работе центральной нервной системы, поэтому нарушения затрагивают все когнитивные функции – внимание, память, мышление, речь, а также эмоциональную, интеллектуальную, двигательную сферы малыша, его чувствительность. Чаще всего признаки аутизма выявляются у детей до трех лет

Первые тревожные звоночки, как правило, появляются уже в младенческом возрасте. Например, кроха слабо реагирует на сильные раздражители, остается практически безучастным, когда мама берет его на руки, чтобы покормить, не «благодарит» за вкусный обед довольным выражением лица. А вот слабые раздражители напротив вызывают у него целую бурю эмоций

Поэтому родителям важно быть особенно внимательными к поведению малыша, фиксировать все странности, подозрительные моменты, не свойственные возрастной норме. 

В чем же состоят особенности развития детей-аутистов:

Отсутствуют или слабо выражены детский лепет, гуление. 

Ребенок не реагирует на свое имя, не говорит, не воспринимает речевые инструкции. 

Словарный запас двухлетнего малыша остается очень скудным, а к трем годам он не умеет строить фразы, предложения.

Речь может совсем отсутствовать или развиваться с нарушениями.

Ребенок старается избегать тактильных контактов, не смотрит в глаза, не улыбается, не выражает свои эмоции и не реагирует на эмоции других, не умеет сопереживать, стремится к уединению. 

Малыш-аутист равнодушен к новому, не интересуется игрушками. 

Возможно, осторожное или даже брезгливое отношение к еде и наоборот попытки съесть что-то несъедобное в уже достаточно сознательном возрасте. 

Ребенок не в состоянии адекватно воспринимать опасность: может перебегать дорогу, не глядя по сторонам, или искать укрытие при незначительном шуме. 

У детей с РАС нарушено моторное развитие: раскоординированы руки и ноги, движения получаются неловкими, при этом определенные действия они могут повторять как заведенные – раскачиваться, бегать по кругу, махать руками.

Аутистам сложно ориентироваться в пространстве.

Нередко возникают проблемы с усидчивостью, концентрацией внимания, зато импульсивность может зашкаливать. 

Несмотря на плохую память, малыши с РАС надолго запоминают какие-то значимые для них моменты. 

Детям-аутистам свойственно конкретное мышление, им непонятны причинно-следственные связи, они не умеют переносить освоенные навыки на другую ситуацию.

Любые попытки управлять – будь то инструкции, обучение или совместная деятельность, изменение привычного алгоритма действий – вызывают негативную реакцию, вплоть до вспышек агрессии.

Что такое аутизм?

Аутизм – это психопатологическое состояние, которое характеризуется «уходом в себя» и нарушением взаимодействия с внешним миром – людьми, объектами, событиями. 

Термин «аутизм» («autismus»: от греческого autos – сам) придумал в начале XX века швейцарский психиатр Эйген Блейлер. Правда, изначально этим словом обозначали один из основных признаков шизофрении. 

К своему современному значению понятие «аутизм» приблизилось позже – в 1938 году. Австрийский психиатр Ганс Аспергер назвал «аутистической психопатией» поведение детей, которое проявлялось в неспособности дружить, неумении сочувствовать другому человеку, странных неуклюжих движениях и односторонних интересах. При этом ребята обладали достаточно хорошо развитой речью, высоким уровнем интеллекта, поэтому сам ученый называл их «маленькими профессорами». Позднее этот синдром назовут именем Аспергера. 

Автором первого описания заболевания стал Лео Каннер – американский психиатр, который исследовал 11 детей со схожими симптомами – «аутичным одиночеством», стремлением к уединению, потребностью в однообразии действий. Он же ввел понятие «раннего детского аутизма». 

Сегодня вместо диагноза «аутизм» специалисты используют словосочетание «расстройство аутистического спектра» (РАС). Это понятие объединяет сразу несколько патологических состояний:

  • аутизм (или синдром Каннера);

  • детское дезинтегративное расстройство;

  • неспецифическое первазивное нарушение развития (или атипичный аутизм);

  • синдром Аспергера; 

  • синдром Ретта.

Нет двух аутистов с абсолютно идентичным течением болезни. Расстройство может быть легким и практически незаметным для окружающих – давать о себе знать в виде странностей при общении, быстрой, шаблонной речи или ограниченности интересов. Тяжелая форма аутизма может сопровождаться умственной неполноценностью, бессмысленными однотипными движениями, немотой.

Социальные навыки и дружба:

— Дети с синдромом Аспергера и аутизмом подвергаются большому риску стать жертвами травли со стороны сверстников. Это происходит по двум причинам: (1) Дети с синдромом Аспергера и аутизмом так сильно хотят быть в вписаться в компанию и/или понравиться другим, что они отказываются рассказывать об издевательствах, чтобы не быть отвергнутыми обидчиками или другими детьми; (2) существует большая вероятность того, что реакция, которую хулиганы получают от ребенка с синдромом Аспергера или аутизмом, усиливает данный вид поведения.

— Молодые люди с синдромом Аспергера и аутизмом часто хотят иметь друзей, но не имеют ни малейшего представления о том, как этого добиться.

— Появление одного или двух чутких детей, которые могут выступать в качестве «помощников» поможет моему ребенку чувствовать, что в этом мире есть и дружелюбные отношения.

— Могут помочь разговоры с другими детьми в классе о синдроме Аспергера и аутизме — если это сделать позитивным образом (например, говоря о том, что у многих из нас есть проблемы, и что проблема детей с синдромом Аспергера/высокофункциональным аутизмом в том, что они могут не очень хорошо понимать социальные ситуации, так же, как другие люди плохо видят без очков или плохо слышат без слухового аппарата).

Целевое назначение коррекционной работы с детьми с ТНР

Определение 1

Тяжелое нарушение речи (ТНР) – это речевой дефект, связанный с серьезными отклонениями во всей речевой системе: фонетической, грамматической, фонематической ее сторон, с сохранением нормального слуха и отсутствием нарушений в работе интеллекта.

ТНР связано с проблемами восприятия речи на слух, произношением отдельных звуков, их перестановкой или заменой, сокращенным словарным запасом ребенка, неумением образовывать новые слова, использовать существительные в правильном числе и падеже, согласовании их с прилагательными и числительными, неправильном применение предлогов.

Как правило, данные речевые дефекты наиболее остро проявляются в монологической речи ребенка: детям тяжело даются пересказы, рассказы-описания, перечисления. Происходит замена частей рассказа другими, пропуск существенных событий и героев.

В этой связи, целевым назначением обучения ребенка, имеющего тяжелые речевые дефекты становится развитие навыков связной, последовательной речи, умения излагать свои мысли фонетически и грамматически верно, уметь правильно изложить суть какого-то события из жизни, изложить ситуацию или явление. Реализация данной цели необходима для того, чтобы создать условия для полноценного обучения ребенка в школе, устранить патологии речевого развития и предотвратить развитие иных патологий психического развития ребенка. Если создать систему оптимального обучения ребенка с ТНР, то можно обеспечить ему полноценное общение со сверстниками и взрослыми, сформировать у него доступное и понятное для окружающих произношение. Это обеспечит его полноценное личностное развитие.

Как обучать детей с РАС

Ребёнка с РАС в начальной школе могут обучать по одной из четырёх программ ФГОС:

8.1 для детей с сохранным интеллектом

Уровень итогового развития: как у сверстников с нормой развития.Срок обучения: четыре года.

8.2 для детей с РАС и задержкой психического развития (ЗПР)

Уровень итогового развития: как у сверстников с нормой развития.Сроки обучения: пять лет, если был в садике, и шесть, если не был.

8.3 для детей с лёгкими и умеренными интеллектуальными нарушениями (ИН)

Уровень итогового развития: ниже, чем у сверстников с нормой развития.Сроки обучения: шесть лет.

8.4 для детей с тяжёлыми ИН и множественными нарушениями

Уровень итогового развития: ниже, чем у сверстников с нормой развития.Сроки обучения: шесть лет.

Начиная со средней школы дети с РАС учатся по обычному ФГОС.

На что стоит делать акцент в обучении

Социализация, общение со сверстниками и взрослымиУ ребёнка нет необходимости строить коммуникацию самостоятельно, особенно если он не разговаривает. Поэтому взрослому нужно искусственно создавать ситуации для общения: например, просить передать предмет.

Бытовые навыки‍Это то, что необходимо освоить ребёнку до остального обучения. Иногда это единственное, что удаётся ребёнку. Для этого взрослому нужно в буквальном смысле ходить по пятам за ребёнком: рука в руке раскладывать вещи по местам, держать ложку, одеваться.

Коррекция нежелательного поведения‍Это может быть нанесение травм себе и окружающим, щипки, укусы, крики. Родителю стоит обратиться к специалисту — дефектологу, который поможет выстроить путь «проблема — объяснение — решение». Самостоятельно добиться корригирующих результатов можно, но, скорее всего, на поиск оптимального пути уйдёт много времени.

Решение, как и где обучать ребёнка, всегда принимают родители (статья 44 федерального закона об образовании в Российской Федерации). ТПМПК может лишь рекомендовать учреждение.

<<Перелинковка>>

Зачем детям с РАС нужна общеобразовательная школа? Разве им не лучше в коррекционной?

Конечно, само по себе пребывание ребенка с РАС в общеобразовательной школе не гарантирует эффективного обучения академическим навыкам. Но создание специальных условий (ресурсный класс, адаптированная программа, помощь тьютора), а также присутствие типично развивающихся детей в качестве модели для подражания и среды для общения помогает ребенку с РАС быть более успешным в освоении школьной программы, способствует формированию коммуникативного поведения, расширению жизненного опыта и лучшей социализации.

После школы ребенку с аутизмом предстоит жить в том же обществе, что и выпускникам обычных школ. Чем раньше они познакомятся друг с другом, тем выше шансы на то, что между ними сложится понимание и взаимодействие. Ребенку с аутизмом, который ходит в школу вместе с обычными детьми, гораздо проще будет ощущать себя частью общества, чем выпускнику коррекционной школы.

По какой программе будет учиться ребенок с РАС?

Требования к программам описаны в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с РАС. На данный момент существует четыре варианта образовательной программы, по которой могут обучаться ученики с РАС. Учитель ресурсного класса в сотрудничестве с учителями общеобразовательных классов при составлении программы должен определить, какие знания, умения и навыки являются наиболее приоритетными для данного ученика и в каком формате их усвоение будет наиболее эффективным: при индивидуальных формах работы, в ресурсном классе или в общеобразовательном классе, а также какие материалы, методы и приемы должны быть использованы при его обучении.

Правила работы с особенными малышами

  1. Строго соблюдать режим. Повторяющиеся изо дня в день ритуалы делают жизнь детей-аутистов проще, понятнее, а главное – спокойнее. 

  2. Показать, что нужно сделать. Особенные малыши лучше воспринимают визуальную информацию. Поэтому один раз показать картинку лучше, чем повторить просьбу 10 раз. 

  3. Говорить четко, кратко, конкретно. Не нужны ребенку сложносочиненные многоэтажные предложения – он не сможет внимательно дослушать их до конца и добраться до сути сказанного. Поэтому стоит отдать предпочтение простым, коротким фразам: «Гулять?», «Голова болит» (а не раскалывается на части).

  4. Набраться терпения. Не нужно ожидать моментальной реакции от аутиста, не стоит его подгонять, часто повторять один и тот же вопрос – это может лишь усугубить ситуацию. 

  5. Разговаривать спокойно, без надрыва, без раздражения. Важенровный эмоциональный фон, в котором нет и намека на агрессию, опасность. 

  6. Обеспечить сенсорную разгрузку. Гиперчувствительность к внешним раздражителям очень утомляет. Поэтому малышу нужен ритуал, который поможет снять избыточное напряжение: крепкие объятия, несколько минут в тишине в темной комнате или кусочек пупырчатой пленки в руках, которую можно потихоньку теребить.

  7. Хвалить и поощрять! В моменты, когда ребенок не делает ничего плохого. Поводы для похвалы могут быть самые разные, как и ее выражение: например, погладить по спине за выполненное задание.

Зачем обычным детям учиться вместе с детьми с аутизмом? Что им это дает?

О преимуществах инклюзивного образования для обычных детей написано много научных работ учеными разных стран, где эта практика существует уже долгие годы. Например, доказано, что выпускники инклюзивных школ обладают более развитыми способностями к коммуникации, лучше понимают окружающих, демонстрируют большую гибкость и креативность. Кроме того, работа в инклюзивном классе, где созданы специальные образовательные условия, дает педагогам уникальный опыт. Педагог, понимающий непростые особенности ребенка с аутизмом, легко найдет подход к проблемам обучения у обычного ребенка, а если этого недостаточно, может воспользоваться помощью специалистов ресурсного класса, поэтому выигрывают все дети. Есть и другие преимущества.

В школе, где дети с раннего возраста учатся понимать особенности друг друга, возникает атмосфера доверия — и развиваются лучшие качества: толерантность, забота, доброта. И все дети чувствуют себя более комфортно.

Стимулы в окружающей среде:

— Пожалуйста, рассмотрите вопрос о возможности ребенка передвигаться время от времени, так как ему/ей может быть очень трудно сидеть неподвижно в течение продолжительного периода. Даже трехминутная прогулка по коридору и обратно (с другом или помощником) может очень сильно помочь.

— Мой ребенок может перевозбудиться из-за повышенной чувствительности к свету, вкусу, тактильным ощущениям и другим стимулам.

— Время вне класса (например, обед, перемена, занятия физкультурой) может оказаться самым сложным для моего ребенка. Пожалуйста, постарайтесь помочь ему/ей некоторым руководящим участием в эти наиболее трудные моменты.

— В связи с большим количеством других детей вокруг, хаосом и шумом, Вы бы оказали огромную поддержку, если бы попытались помочь моему ребенку найти тихое место, где он/она может немного отдохнуть.

Мифы о РАС

Не способны чувствовать

Принято считать, что дети с аутизмом ничего не чувствуют, не показывают эмоций, не умеют быть ласковыми и нежными с близкими людьми.

На самом деле: внутри любого ребёнка происходят примерно одинаковые процессы. Дети с РАС умеют злиться, плакать, переживать и сострадать. Отличие в том, что они этого не показывают, поэтому могут казаться равнодушными.

Не смотрят в глаза

Это заблуждение взаимосвязано с первым: если дети с аутизмом не способны к чувствам, то и в глаза им смотреть бессмысленно. 

На самом деле: дети с РАС смотрят как бы сквозь человека, в том числе и как будто сквозь глаза

Они просто не концентрируют внимание

Гениальны

Бытует мнение, что если у человека аутизм, то он точно воспроизводит карты мира по памяти, умножает пятизначные числа в голове или рассказывает «Войну и мир» наизусть.

На самом деле: частота одарённости среди людей с аутизмом примерно такая же, как у остальных.

Во всём виноваты гены или прививки 

Миф зародился в 1998 году, когда в журнале The Lancet вышла статья Эндрю Уэйкфилда, в которой он связал аутизм с прививками. Выборка тогда была всего на 12 человек. Уже через год вышло опровержение с 500 участниками исследования, в 2005-м — с 10 миллионами детей, а в 2011-м — с почти 15 миллионами.

На самом деле: взаимосвязь аутизма с прививками и генами не доказана. Феномен в целом мало изучен.

Когда мы развеяли все мифы, разберёмся, что же это значит на самом деле.

<<Форма демодоступа>>

Общее поведение:

— Развитие при синдроме Аспергера похоже на швейцарский сыр (т. е., некоторые области развития соответствуют возрастной норме, в то время как другие навыки могут запаздывать или отсутствовать). К тому же, эти дети могут обладать навыками, опережающими на несколько лет детей с нормальным развитием (например, ребенок может понять сложные принципы математики, но не в состоянии вспомнить о том, что нужно записать домашнее задание).

— Иногда у моего ребенка могут происходить нервные срывы («истерики»). В такие моменты, пожалуйста, разрешите ему пойти в «безопасное и спокойное место», где он/она сможет успокоиться

Постарайтесь обратить внимание на то, что произошло перед срывом (например, неожиданное изменение в расписании). К тому же, лучше поговорить с ним/ней после того, как обстановка стала спокойной

— Пожалуйста, создавайте в классе атмосферу, которая поддерживает уважение к различиям и особенностям каждого.

— Пожалуйста, помните, что если мой ребенок обучается чему-либо в одной ситуации, то это не означает, что он/она автоматически вспомнит или сможет перенести усвоенный материал в новую ситуацию.

— Пожалуйста, обращайте внимание на сильные стороны моего ребенка почаще и наглядно. Это придаст ему/ей уверенности, чтобы продолжать двигаться вперед

— Мой ребенок может издавать громкие звуки под влиянием сильных эмоций. Будьте готовы к этому, особенно, когда он/она испытывают трудности. Также, пожалуйста, объясните другим детям, что это просто его/ее способ борьбы со стрессом или страхом.

— Моему ребенку может потребоваться помощь в трудноразрешимых ситуациях. Пожалуйста, найдите время, чтобы помочь ему/ей с этим.

— Мой ребенок хорошо воспринимает позитивную и спокойную форму обучения.

— При разделении детей на команды, пожалуйста, пожалуйста, формируйте группы сами, а не позволяйте детям самим выбирать членов группы, потому что в этом случае увеличивается вероятность того, что мой ребенок останется в стороне или его будут дразнить.

— Если ее/его учеба в классе идет гладко и без проблем, то это значит, что мы сделали все правильно. Это не означает, что мой ребенок «выздоровел»… никогда не имел проблем… или что он больше не нуждается в поддержке. Увеличивайте требования постепенно.

— Если Вы наблюдаете у ребенка приступ ярости или другой эмоциональный всплеск, то это не умышленное поведение. Наоборот, это его реакция на сильный стресс в виде «борьбы или бегства». Представьте, что это «перегрузка электрической цепи». Иногда можно предупредить такие ситуации, если Вы увидите наступление предупреждающих сигналов.

В обязанности учителя ресурсного класса входит:

— проведение диагностики особенностей развития учащихся ресурсного класса;

— проведение индивидуальных и групповых занятий с учениками, посещающими ресурсный класс;

— организация работы по коррекции нежелательных форм поведения у учащихся с РАС;

— составление, адаптация и корректировка образовательных и коррекционных программ и учебных планов;

— составление планов уроков ресурсного класса;

— адаптация учебных материалов с учетом индивидуальных особенностей учащихся;

— адаптация учебных планов общеобразовательных классов для учащихся с РАС;

— обучение тьюторов;

— консультирование родителей и работников школы;

— мониторинг эффективности образовательного процесса для учеников с РАС.

Стимулы в окружающей среде:

— Пожалуйста, рассмотрите вопрос о возможности ребенка передвигаться время от времени, так как ему/ей может быть очень трудно сидеть неподвижно в течение продолжительного периода. Даже трехминутная прогулка по коридору и обратно (с другом или помощником) может очень сильно помочь.

— Мой ребенок может перевозбудиться из-за повышенной чувствительности к свету, вкусу, тактильным ощущениям и другим стимулам.

— Время вне класса (например, обед, перемена, занятия физкультурой) может оказаться самым сложным для моего ребенка. Пожалуйста, постарайтесь помочь ему/ей некоторым руководящим участием в эти наиболее трудные моменты.

— В связи с большим количеством других детей вокруг, хаосом и шумом, Вы бы оказали огромную поддержку, если бы попытались помочь моему ребенку найти тихое место, где он/она может немного отдохнуть.

Среди детей с РАС школьного возраста есть неговорящие дети. Когда они заговорят, и от чего это зависит?

Есть дети, которые никогда не будут пользоваться устной речью. Но для общения и передачи информации мы не всегда используем именно устную речь. У нас есть разные способы. Мы можем показать жестом, написать, напечатать, составить схему.

Для детей, не пользующихся устной речью, созданы разнообразные системы альтернативной коммуникации, используя которые они могут отвечать на вопросы, выражать просьбы, рассказывать о чем-то интересном, болтать с друзьями.

В школе должны быть созданы условия, при которых ребенок сможет использовать все возможные средства коммуникации, и тогда отсутствие устной речи не станет препятствием для учебы или общения со сверстниками.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: