Нетрадиционные методы обучения

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений в логопедической работе

Зачем заниматься нетрадиционными методами коррекции?

Главная задача родителя заинтересовать ребенка. Принципы графика, дисциплины и четкого соблюдения учебного и лечебного плана хороши. Но ребенок должен развиваться гармонично, особенно если у него изначальные проблемы со здоровьем, только имея хорошее настроение и желание развиваться, он сможет идти дальше.

Нетрадиционные методики занятий с детьми, позволяют ребенку расслабиться, а заинтересованным родителям и учителям мягко преподнести ему новую информацию и ощущения, которые напрямую будут влиять на его физиологическое, психологическое и умственное развитие.

В основе обучения не могут лежать только определенные методики, лучше, когда используется их комплекс. Но не стоит забывать о физических возможностях того, для кого они предназначены. Если он чувствует усталость или дискомфорт – их надо прекратить, никакой пользы от них не будет. Прежде чем использовать любые методики, как в группе, так и индивидуально, следует проконсультироваться со специалистом, какой именно вид терапии разрешен и не будет ли он опасен. Особенно это касается методик, основанных на физических нагрузках или плавании.

Игры для детей с нарушениями слуха

Эту категорию детей принято делить на две подкатегории: глухие и слабослышащие. Обычно ребята даже учатся в разных коррекционных школах, чтобы у слабослышащих не было соблазна не учиться говорить, а у глухих — списывать работы слабослышащих.

Игры для обеих категорий в основном направлены на развитие слухового восприятия — умения слушать, различать и произносить звуки, отвечать.

Игры для слабослышащих детей

Животный мир

Инструменты: ноутбук или телефон с колонкой, записи с голосами животных, картинки животных.

Как играть: педагог включает записи с голосами разных животных. Например, медведя, лисы, зайца, кота, собаки. Задача ребёнка — услышать и правильно назвать животное или показать его картинку.

Как усложнить: делать звуки громче и тише.

Музыка нас связала

Инструменты: музыкальные инструменты, ширма, картинки музыкальных инструментов.

Как играть: принцип такой же, как и в предыдущей игре: услышать, на каком музыкальном инструменте играет педагог, и назвать или показать его.

Телефонные прятки

Инструмент: телефон.

Как играть: педагог включает звук, например звонит с другого телефона. Задача ребёнка — ориентироваться по звуку, понять, где находится телефон, найти его.

<<Форма демодоступа>>

Игры для глухих детей


Речевая карточка‍

Сюжетно-ролевые игры

Инструменты: костюмы, атрибуты.

Как играть: до игры педагог знакомит детей с одной темой. Например, рассказывает всё о больнице. Ребята узнают названия предметов, профессии. К каждому слову есть карточка. После мини-урока ученики вместе с педагогом распределяют роли, костюмы, готовят реквизит и разыгрывают один день из жизни больницы.

Позови меня

Как играть: педагог зовёт ребёнка по имени, задача каждого — услышать имя: своё или другого ребёнка. Если услышал своё — громко сказать «Это я!», если чужое — похлопать в ладоши.

Баланс

Как играть: педагог предлагает детям сохранять баланс на разных предметах, например специальном балансире, скамейке, стуле.

Как усложнить: если ребёнок легко справляется, давать ещё задания, например попросить подпрыгнуть, держа  в руках книжки.


Балансир‍

Примеры нетрадиционных методик коррекции основанных на творчестве

Форма работы с ребенком с ОВЗ, только игровая. Он должен хотеть делать то, что ему предлагается, не стесняться неудач и радоваться результату. Только так можно добиться успеха, особенно у детей с задержкой развития, психическими или психологическими отклонениями.

Рисование

Видов и техник рисования множество:

  • кисточками;
  • пальцами;
  • карандашами;
  • углями и мелками;
  • щетками;
  • выдыханием воздуха через трубочку для сока;
  • мятой бумагой;
  • ватными палочками.

И всем, что придет в голову. Главное – настроение и фантазия. При организации занятия, следует учитывать возможности участников и технику безопасности. Обычно оно развивает воображение, усидчивость, координацию мелкую моторику рук. Рисование мягко и ненавязчиво помогает корректировать мировосприятие ребенка.

Творческие занятия для развития мелкой моторики рук

Творчество, как и рисование, развивает воображение, но при этом оно более масштабно. К творческим заданиям относят:

  • лепку;
  • аппликации;
  • все виды рукоделия;
  • гончарное дело.

В основе этой методики лежит развитие мелкой моторики рук и тактильные ощущения. Особенно хорошо влияют занятия, где ребенок получает ощущения, напрямую касаясь материалов руками – лепит, строит или работает на гончарном круге. Не менее важны и простые задания – сортировка скрепок, пуговок и кнопок, перенос бисера или крупы, они направлены на развитие координации движений.

Коррекционные игры с предметами

Существует ряд индивидуальных методик, используемых преподавателем. Например, игры с прищепками, специальными шариками, пуговицами, мозаикой и прочими учебными материалами. Они направлены на развитие логики и мышления. Вид игры зависит от умственных способностей ребенка. Так для учеников пятых классов игра может содержать более сложные задания на придумывание синонимов и антонимов, глаголов, прилагательных. Для тех, у кого проблемы с материалами начальной школы, учитывается программа младших классов.

Статья в тему: Работа с родителями детей с ОВЗ

Игры с уклоном на дефектологию и логопедию

Отдельно можно выделить интеллектуальные игры на развитие речи. Они включают в себя артикуляционную гимнастику, проговаривание букв и слов, развитие разговорных и коммуникационных навыков. На занятиях могут использоваться:

  • предметы;
  • карточки;
  • игрушки;
  • аудио- и видеоматериалы.

Но они не имеют сильного специализированного уклона и в большей степени преподносят материал в игровой форме.

Музыка и звуки

Звук уникальный метод подачи информации. Все нетрадиционные методики, основанные на восприятии звука, развивают воображение, расслабляют и учат анализировать услышанное. С помощью звуков можно не только доносить информацию, но и учить анализировать услышанное. Кроме того, дети с гипертонусом учатся расслабляться и отвлекаться.

С чего же следует начинать работу по мультипликации?


Татьяна Михайловна Грабенко

Вебинар
ВЕБИНАР: Игровые педагогические технологии как средство развития детей и подростков с ОВЗ
Подробнее

  • рисованная анимация;
  • кукольная анимация;
  • пластилиновая анимация;
  • песочная анимация;
  • рисунок на сыпучей поверхности (используются разнообразные сыпучие материалы: крупы, подкрашенный песок, соль, сахарный песок, кофе и т.д.);
  • техники прикладного творчества;
  • техника стоп-моушен (используется все, что угодно, начиная от игрушек, принесенных из дома, и до самих юных аниматоров).

Следующим этапом является изучение самого процесса создания мультфильма. Главным моментом здесь является выбор содержания, сюжета мультфильма: это может быть экранизация сказки или другого литературного произведения, а может быть, ребята сами сочинят историю, по которой и будет сниматься мультфильм. Произведение анализируется, дети должны проникнуться сюжетом, знать его в мелочах. Коллективно обсуждаются герои, выбранные для анимации их в ходе сьемок, определяются их характеристики, какими они являются по сюжету произведения, и лишь после изучения характера персонажей можно приступать к их изготовлению. Также в ходе обсуждения разбираются моменты, связанные с фоном, на котором будет происходит действие. Фон может быть один для всех сцен, но возможна и замена его по сюжету, все зависит от содержания произведения, со всеми этими нюансами следует определиться в подготовительной части создания мультфильма.

Третий этап — один из самых важных и интересных. Детям нужно определиться с техникой, в которой будет создаваться мультфильм, после чего приступить к подбору или изготовлению персонажей и декораций, которые станут главными действующими лицами будущего фильма. Огромное разнообразие современных материалов дает возможность создать удивительных, необычных и самобытных героев, дети с большой охотой участвуют в процессе изготовления. Важным моментом является восхищение собственной работой, самоудовлетворенность от проделанной работы и положительные эмоции от конечного результата.

Заключительным этапом станет непосредственный процесс снятия мультфильма и его озвучивание.

За время работы у детей наблюдается положительная динамика по следующим показателям:

  • стабилизация эмоционально-волевой сферы;
  • повышение уровня речевой активности;
  • укрепление функций внимания и памяти;
  • улучшение мелкой моторики рук;
  • развитие коммуникативных качеств;
  • освоение способов конструктивного взаимодействия;
  • повышение самооценки;
  • повышение образовательного уровня.

Это ценнейший опыт для маленького человека — почувствовать себя создателем другой реальности, в которую он вложил свой труд и свои эмоции, а она ожила и живет. Для многих детей — это едва ли не первый опыт позитивного предъявления себя миру, громкое и уверенное заявление: «Я есть. Я это сделал. Я могу. Я все могу».

Метод мульттерапии, в силу своей новизны, универсальности, доступности и привлекательности, по праву может считаться инновационным методом психологической помощи и может быть рекомендован педагогам-психологам образовательных учреждений в качестве эффективного инструмента оказания психологической помощи детям с ОВЗ.

Виды нетрадиционных методов обучения

Выделяют следующие виды нетрадиционных методов обучения:

  1. Уроки-лекции — предполагают совместную деятельность педагога и учащихся, размышления по теме занятия. Важным в процессе организации нетрадиционной лекции является подготовить ее так, чтобы она была интересна для детей и обеспечивала высокий уровень усвоения знаний. Во время лекции педагог не просто излагает учебный материал в форме монолога, а задает вопросы, побуждающие детей к рассуждению и сотрудничеству.
  2. Уроки решения ключевых задач. Предусматривают решение задач и упражнений, направленных на получение умений и навыков. Главным в данном методе является то, что педагог предлагает детям не однотипные задания из школьного учебника, а интересные и познавательные, способные разнообразить учебный процесс и снизить нагрузку на учащихся.
  3. Уроки – консультации – направлены на то, чтобы научить детей задумываться над учебной проблемой, понимать суть затруднения, формулировать задачи, которые будут способствовать ее решению.
  4. Кроссворды – используются в виде игровой ситуации в процессе учебного занятия. Основная цель кроссвордов уяснить и закрепить пройденный материал. Решение кроссвордов можно организовать как индивидуально, так и в виде групповой работы, когда дети совместно решают кроссворд. Использование кроссвордов на уроках может быть применено не только в качестве закрепления полученных знаний, но и для повторения пройденной темы, осуществление проверки знаний. Кроссворды могут быть составлены педагогом и предложены для решения детям, а может быть дано противоположное задание составить кроссворды по конкретной теме.
  5. Тематический диктант – один из способов организации самостоятельной проверочной работы на уроке. Предназначены для контроля усвоенных знаний, проведения дополнительной практики в самостоятельном выполнении заданий по теме. Диктант может быть проведен по конкретной теме, либо обзорный по нескольким ранее пройденным темам. В рамках тематического диктанта педагог устанавливает степень овладения терминологией, правилами, формулами и т.п.
  6. Дидактическая игра – одна из уникальных форм совместной деятельности педагога и детей, направленная на формирование знаний, умений и навыков. Дидактические игры организуются в виде учебных занятий, отличительная особенность которых наличие учебной задачи и игрового принципа деятельности.
  7. Мини-соревнования. Данный метод обучения чаще всего используется в качестве разминки, основная цель которой, проверить знания учащихся по пройденной или только что изученной теме. Интерес к этому методу обучения обусловлен духом соревновательности, который вовлекает всех учащихся в процесс работы. Суть метода состоит в том, что детей делят на команды, каждой команде дается комплекс заданий. Команда, выполнившая все задания, быстрее всех становится победителем.
  8. Портфель ученика. Технология «Портфель ученика» направлена на формирование у учащихся необходимых навыков рефлексии, то есть способствует развитию умения размышления и самонаблюдения. В рамках данного метода учащиеся осуществляют самооценку собственного познавательного и творческого труда, оценку своей деятельности. «Портфель» представлен комплектом документов, самостоятельных работ, разработанных педагогом для каждого учащегося с учетом его индивидуальностей развития и уровня знаний. После выполнения заданий учащиеся самостоятельно оценивают и анализируют свои работы, после происходит сравнение со шкалой оценки педагога.

Замечание 2

Таким образом, нетрадиционные методы обучения весьма разнообразны, использование данных методов является свободным выбором педагога, на основании поставленной дидактической задачи образования.

Основные правила использования нетрадиционных методов коррекции

Нетрадиционные методы коррекции и обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья, в большей степени направлены на исправление недостатка, по причине которого ребенка относят к данной группе.

Существует ряд правил, которым подчиняются абсолютно все нетрадиционные методы. В большей степени они относятся ко всем участникам процесса:

  • независимо от вида занятий они должны нравиться ученику, если через две-три попытки ему оно не подошло, надо от него отказаться;
  • обязательна регулярность посещений и дисциплина;
  • всем должно быть комфортно, как на занятии, так и при выполнении домашних заданий;
  • абсолютно все, что используется на «уроках» должно быть максимально безопасным.

Нетрадиционных методик коррекции достаточно много, они не входят в основной учебный план и направлены на исправление недостатка здоровья, который отделяет ребенка от остальных.

Принимаясь за такие методы, родители обычно работают в паре с педагогом или тренером. Необязательно ежедневное посещение занятий или тренировок, но вот выполнение заданий и дисциплина каждый день важны. Если мать будет только водить ребенка на занятия, не будет подкреплять с ним полученное дома, то все усилия будут бесполезны. Обычно педагоги сами предлагают домашнее задание, чтобы он не терял тонус между занятиями.

Немаловажна и ритуальность в этом вопросе – специальное время, традиции, вещи для интересного занятия. Ребенок должен осознавать куда идет, готовиться к этому.

Статья в тему: Обучение младших школьников с ОВЗ

Основные нетрадиционные методики коррекции

Все виды коррекционной терапии, разрабатываются исходя из особенностей основного заболевания. Наиболее сложные из них созданы для детей с нарушениями психического, психологического и неврологического характера, существуют и для обладателей имеющих патологии физического и физиологического характера.

Примеры методов нетрадиционной коррекции

Название Что лежит в основе?
канис-терапия общение с собаками
иппотерапия общение с лошадьми
дельфинотерапия общение с дельфинами
аудио-терапия музыка
мануальная терапия массажи
спортивные методики методики, основанные на видах спорта
арт-терапия рисование и творчество
психотерапия общение с психологом
гидротерапия плавание

Практически все методики имеют приставку «терапия», это их в большей степени приближает к медицине, так как они достаточно хорошо воздействуют на здоровье.

Некоторые из них включают в себя общение с животными. Это могут быть как наиболее распространенные собаки, лошади, дельфины, так и менее распространенные коты, грызуны и даже жители фермы. Эта методика включает в себя общение со специально обученными животными, нельзя их путать с обычными. Конечно, если ребенок проявит желание общения с собакой или кошкой на занятии, если это позволяет семейная обстановка будет целесообразно завести такого питомца и дома, это благотворно влияет на психическое развитие.

Методики, основанные на физическом и физиотерапевтическом воздействии на тело – массажи, плавание, спорт. Также могут помочь ребенку не только психологически, но и физически, но они должны проводиться только квалифицированным персоналом.

Отдельной группой можно выделить занятия, основанные на музыке, рисовании и других творческих занятиях. Здесь не только преподаватель, но и родитель может принимать участие в процессе. Главное при выборе такого увлечения убедиться в том, что оно нравится ребенку.

Причины пользоваться помощью специализированных клубов

Основная задача любого нетрадиционного метода подтолкнуть к развитию. Поэтому родителям имеет смысл заниматься с ребенком в специализированной группе, потому что:

  • придется придерживаться дисциплины;
  • квалифицированный персонал каждый раз продумывает правильный план занятий;
  • коррекция, происходящая в группе более эффективна, так как ребенку есть на что ориентироваться;
  • близкое общение с похожими детьми укрепляет веру в себя и повышает коммуникабельность.

Каждый родитель может и самостоятельно заниматься дома, но без общения с окружающими, все может быть малоэффективно. А вот параллельное занятие в группе и дома принесет максимальную эффективность. Главное все делать регулярно, придерживаться правил и дисциплины и не заставлять делать что-либо через силу.

Игры для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Важно понимать, что это не только детский церебральный паралич (ДЦП). У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) основная потребность — разнообразные движения

Зеркало

Как играть: педагог и ребёнок находятся напротив друг друга. Педагог показывает движения, а ребёнок повторяет. Затем действующие лица меняются ролями. Задача педагога — не передразнить ученика, а постараться выполнить упражнение как можно точнее.

Скульптура

Как играть: педагог лепит из ребёнка, как из глины, скульптуру. Ставит ноги, руки, пальцы, голову в возможные положения. Затем «скульптура» застывает, а мастер вдохновляется своей работой.

Кошки-мышки

Инструменты: листы бумаги, цветные карандаши.

Как играть: педагог рисует кота, ребёнок — мышь. Задача педагога — рисовать тропинку от кота до мыши, задача ребёнка — рисовать тропинку от мыши не в сторону кота, чтобы она могла спрятаться. Действия происходят одновременно, если кот успел догнать мышь — он победил, если мышка убежала — победа за ней.

Статья: «Роль нетрадиционных методов в коррекционной работе с детьми с расстройствами аутистического спектра»

Организация: МДОУ ДС №1 «Росинка»

Населенный пункт: Ставропольский край, с. Кочубеевское

Аннотация: в статье представлено описание особенностей детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра, описаны методические подходы к коррекции аутизма, представлена роль системы альтернативной коммуникации PECS в коррекции детей с РАС.

Расстройство аутистического спектра включает в себя спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях. РАС включает в себя классический аутизм или синдром Каннера, синдром Аспергера, детское первазивное (дезинтегративное) расстройство и другие, похожие на аутизм заболевания — аутичные состояния .

О.С. Никольская выделяет четыре основные группы РДА, в основе которых лежит критерий характера и степени нарушения взаимодействия с внешней средой и тип аутизма .

Наиболее характерными особенностями для детей с аутистическим спектром являются ограниченная коммуникация, неспособность установить контакт с окружающими людьми, отсутствие способности адекватно войти в ситуацию, уход в себя, так же такие дети не замечают ровесников, при попытке взаимодействия с ними, контакты носят формальный характер.

Следовательно, главной задачей коррекционной работы является возможно более полная социальная адаптация. Практика терапевтической помощи детям с расстройствами аутистического спектра в мире показала, что их «лечением» являются коррекционно-развивающие и учебные программы, и хотя специалистами разных стран наработаны многочисленные подходы, методы и средства психолого-педагогической коррекции, на сегодня нет однозначности и согласованности в отношении выбора и применения этих подходов.

Среди психолого-педагогических методических подходов к коррекции аутизма можно выделить две группы: основные и вспомогательные методы.

Из основных психолого-педагогических подходов к коррекции РАС в нашей стране наиболее известны и зарекомендовали себя как достаточно эффективные – это эмоционально-уровневый подход, разработанный В.В. Лебединским, К.С. Лебединской, О.С. Никольской и другими авторами; ТЕАССН; ABA . Среди нетрадиционных (вспомогательных) методов можно встретить иппотерапию, плавание с дельфинами, холдинг, различные методы трудо- и эрготерапия, речевая терапия, чек-лист, метод «случайного обучения», система альтернативной коммуникации PECS, терапия социальных навыков и др. На мой взгляд наиболее приемлемой методикой коррекции коммуникативных проблем у детей с РАС является система альтернативной коммуникации PECS.

Данный альтернативный способ коммуникации разработан в 1985 году Л. Фрост и Э. Бонди. Система PECS основана на психологическом воздействии на ребенка с помощью специальных визуальных карточек .

Разработчики PECS заметили, что традиционные методы коммуникации, включая имитацию речи и язык жестов, полагались на педагога в инициировании (начинании) социальных взаимодействий (интеракций), и не один из них не фокусировался на обучении детей инициированию взаимодействий.

Организация работы по формированию учебного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра предполагает поэтапное использование системы PECS и создание эффективных психолого-педагогических условий, способствующих формированию коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра с использованием системы «PECS» .

Ни один из методов не является хорошим или плохим сам по себе, обоснованность его применения зависит от двух условий: эффективности метода для конкретного ребенка на данный момент его развития; от способности специалиста правильно применить этот метод (уровня его подготовленности – развития профессиональных и личностных качеств).

Таким образом, можно заметить, что в современном мире имеется огромное количество различных методик и способов коррекции аутизма. Невозможно однозначно ответить на вопрос, «какая методика лучше», поскольку нельзя с точностью предсказать реакцию каждого отдельного аутичного пациента на тот или иной вид терапии.

Литература

  1. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М. : Теревинф, 2010.

  2. Мнухин С. С., Зеленецкая А. Е., Исаев Д. Н. О синдроме «раннего детского аутизма», или синдроме Каннера у детей // Детский аутизм : хрестоматия. – СПб. : Дидактика Плюс, 2001. – С. 25-32.

  3. Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов. – М.: Теревинф, 2011.

Приложения:

  1. file0.docx.. 16,3 КБ
Опубликовано: 17.04.2022
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: