Что нужно знать о процессах логического мышления?
Психологи подчеркивают, что уровень развития интеллекта ребенка в целом характеризуется уровнем развития логического мышления
Поэтому взрослым следует уделить самое пристальное внимание формированию у ребенка мыслительных процессов, знаний о причинно-следственных связях, умений делать умозаключения. Чтобы понять, как правильно организовать домашние занятия, нужно познакомиться с основными вопросами: что такое логика? какие ее процессы требуют необходимого формирования? как развивать логическое мышление? Логика — это наука о формах, методах интеллектуальной деятельности, включающая следующие операции:
- Анализ. Представляет собой такую мыслительную операцию, когда при знакомстве с объектом идет разделение его на составные части. Дошколята получают эти умения сравнительно рано, при активном познании окружающего мира. Например, знакомя ребенка с новой игрушкой, взрослый подробно анализирует ее форму, цвет, размер, материал, назначение.
- Синтез. Взаимосвязан с анализом, так как после детального рассмотрения объекта необходимо подвести итог.
- С операциями сравнения, так же как и анализа, детей знакомят в младшем дошкольном возрасте, когда учат устанавливать сходства или различия между предметами.
- Обобщение (объединение объектов по их основным признакам). Необходимо для умственного развития, так как дает возможность овладеть приемом классификации.
- Абстракция. Одна из главных логических операций, представляет собой выделение существенных свойств объекта при отвлечении от несущественных, что ведет к усвоению понятий. Абстрагирование доступно старшим дошкольникам, имеющим определенные знания об окружающем мире и опыт взаимодействия с ним.
Развитие пространственного мышления в младшем школьном возрасте
Пазл из нескольких уровней, который помогает изучать строение человеческого тела
Полученная база пространственного мышления требует дальнейшего развития. Для этого стоит продолжать складывать оригами и пазлы, играть в тетрис, разгадывать загадки, ребусы
Важно уделить внимание прогулкам, чтобы ребенок мог ориентироваться в пространстве
Как развивать пространственное мышление в 5-7 лет
Интересные и недорогие оригами книги и пазлы подойдут для детей 5-7 лет
- прогулки, на которых необходимо помогать ребенку ориентироваться в пространстве,
- играть в игры, связанные с различными образами (загадки, ребусы, оригами, аппликации),
- онлайн-тренажеры на пространственное мышление, настольные игры
Как тренировать пространственное мышление в 7 лет и старше
Конструктор, с помощью которого ребенок сможет возвести в пространстве шедевры мировой архитектуры
Дети в возрасте 7-11 лет получают уже более конкретные знания о формах, длине, расположении предметов в пространстве на уроках математики. Однако, информация ограничена, геометрических задач в школьной программе немного. Ученые пришли к выводу, что увеличение количества информации, которая дается на уроках математики в первые годы в школе, необходимо, так как именно на этих уроках происходит формирование:
- Представления о геометрии и простейших понятиях в ней;
- Воображения на плоскости и в пространстве;
- Навыка применения фигур для решения задач;
- Навыка размышления через математические методы;
- Базового навыка конструирования.
Рекомендуем также почитать Дедуктивное мышление
Множественные исследования показывают, что уроки математики способствуют развитию всех видов мышления. Эти задачи и упражнения помогут развить пространственное мышление у ребенка:
- Все задания, связанные с изучением свойств объектов и их положения в пространстве: рисование, аппликация, оригами;
- Математические диктанты, основанные на графике;
- Изготовление многогранных предметов, например, с помощью .
Формы абстрактного мышления
При абстрактном мышлении человек оперирует разными знаниями и мыслительным опытом. Со временем все это пришло к определенной системе. Множество явлений мира неподвластны зрению, слуху или осязанию (а про некоторые можно сказать, что они вообще не существуют как таковые). Но такие явления есть часть человеческой жизни, а потому должны иметь хоть какую-то форму.
Существует три основных формы абстрактного мышления: понятие, суждение и умозаключение. Скажем о них вкратце.
Понятие
Понятие – это мысль, передающая общее свойство различных явлений. Свойства могут различаться, но быть однородными и схожими, что позволяет объединять их в одну группу. Возьмем, к примеру, автомобиль. Это может быть внедорожник, седан или хэтчбэк; у разных машин разная форма, цвет, характеристики. Но их общая особенность в том, что у всех есть колеса, двигатель, коробка передач и т.д., и в том, что на них можно ездить. Вот эти признаки (конструкция, предназначение) и позволяют относить свойства к одной группе.
И таким вещам нас учат еже с пеленок. Мама говорит о «коте», а мы сразу понимаем, что это мяукающее и мурлыкающее четырехногое животное с хвостом и т.п. Кошки бывают и разных пород и окрасов, но у всех есть общие признаки, по которым они относятся к общему понятию «кот» или «кошка».
Суждение
Суждение человек использует, намереваясь подтвердить или опровергнуть что-либо. Оно может быть простым или сложным. Вот простое – «кот мяукает» – его можно выразить конкретно и однозначно. А вот сложное – «кот начал мяукать, потому что он голодный» – его можно выразить несколькими повествовательными предложениями.
Также суждения бывают истинными и ложными. Истинные отображают действительное положение дел и основываются, как правило, на отсутствии индивидуальной оценки человека, т.е. он судит объективно. Ложным суждение становится тогда, когда человек проявляет свою заинтересованность, основываясь при этом на личных доводах, а не на том, что происходит в действительности.
Умозаключение
Умозаключение является мыслью, формируемой двумя и более суждениями. Это новое – более сложное суждение. Любое умозаключение состоит из предпосылки, вывода и заключения. Предпосылкой служит начальное суждение, выводом – логическое размышление, приводящее к заключению.
Три этих формы абстрактного мышления составляют его основу. Всеми абстракциями мы оперируем с их помощью. Но того, о чем мы сказали (формы и виды абстрактного мышления и абстракций, их цели и т.д.) может быть не совсем достаточно для понимания абстрактного мышления и его особенностей, т.к., по сути, все это теория. Поэтому есть смысл отдельно поговорить о конкретных примерах.
Упражнения на развитие логического мышления
Примеры развивающих заданий:
1. Батарейка своими руками и отбор по признакам.
Сделайте вместе с ребёнком батарейку из картофеля/лимонов и запчастей из набора по инструкции. Предварительно сами найдите несколько обычных батареек из домашних приборов, желательно чтобы они были разными (пальчиковые, дисковые). Попросите малыша сравнить их: найти общее (все нужны для электропитания приборов) и различное (по форме, размерам).
Что развиваем: навыки синтеза и обобщения данных
2. Нити из водорослей и самостоятельное исследование.
Возьмите порошки для создания полимерных нитей из водорослей, проведите опыт по инструкции. Спросите ребёнка, почему для эксперимента использовались именно водоросли, какие их свойства были полезны для химической реакции. Ребёнок не даст вам верного, научно обоснованного ответа, но это заставит его мыслить новыми категориями (свойства, реакция, изменения). После этого дайте ему задание для самостоятельного исследования, попросите найти 3 интересных факта о водорослях в энциклопедиях, интернете.
Что развиваем: навык самостоятельного поиска, кругозор, понимание химических процессов
3. «Электрический монстр» и составление загадки.
Создайте «электрического монстра» из солёного теста и пластилина. После выполнения этого задания у ребёнка появится представление об электрической цепи, электричестве и его свойствах. Попросите его перечислить электрические приборы, которые есть в вашем доме, и предложите придумать загадку об одном из них. Чтобы это сделать, ребёнку придётся обозначить свойства предмета, его характеристики.
Что развиваем: навыки анализа, абстрагирования, конкретизации, речь.
4. Искусственный снег и пересказ эксперимента.
Внимательно изучите инструкцию и сделайте полимер «искусственный снег» из материалов набора. После окончания эксперимента попросите ребёнка пересказать кому-нибудь то, что произошло, и объяснить результат. Обсудите с ним как «создаётся» настоящий снег, при необходимости помогите ему придумать и обосновать разные теории.
Что развиваем: навыки абстрагирования, кругозор, воображение, речь.
Таким образом, с помощью развивающих упражнений решается не только задача развития логического мышления, но и самая востребованная психолого-педагогическая проблема — это развитие познавательной (когнитивной) деятельности учащихся младшего школьного возраста.
Благодарим за помощь в подготовке материала студентку магистратуры МПГУ Надежду Гурьянову.
Автор статьи Дарья Смирнова
Список использованной литературы:
Выготский Л.С. Психология внимания: развитие высших форм внимания в детском возрасте / Л.В. Выготский. Москва // Психология внимания: хрестоматия / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. Издво 2-е, перераб. – М.: АСТ: Астрель, 2008. С.671-701.
Дубровина И.В. Андреева А.Д. Младший школьник: развитие познавательных способностей. Пособие для учителей. – М. – 2011. – 231 с.
Матюгин И.Ю
Как развить внимание и память вашего ребенка. – М.: РИПОЛ классик, 2010
– 112 с.
Мухина В.С. Детская психология. Учебник для студентов пед. институтов. / Под ред. Л.А. Венгера. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2008. – 272 с.
Бакулина Г.А. Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка: необходимость и возможности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3876–3880.
Филиппова К.А. Развитие логического мышления обучающихся средней школы на уроках математики // Молодой ученый. – 2015. – №19. – С. 622-624.
-
Category:
Для педагогов
-
Tag:
детская логика, как развить логическое мышление, развить логику у ребенка, упражнения для развития логического мышление, упражнения на логику
Игры с образами
Дети в большинстве своём — визуалы, поэтому им нравятся игры с картинками, образами. Занятия с использованием карточек, бумаги и ручки стимулируют развитие образно-логического мышления.
Вот несколько идей для активностей этого типа:
- предлагайте игры на сравнение и группировку предметов по цвету, форме, размеру и другим признакам;
- решайте головоломки;
- составляйте рассказы по картинкам;
- Научите ребёнка работать со спирографом;
- решайте логические задачи;
- разгадывайте ребусы;
- играйте в игры на бумаге;
- проходите лабиринты;
- разгадывайте друдлы;
- отгадывайте загадки.
4+
7+
9+
Составляющие логического мышления
Логическое мышление включает несколько составляющих, которые взаимодействуют между собой для достижения логической обработки информации.
Анализ и организация информации.
Логическое мышление начинается с умения анализировать информацию и организовывать ее в структурированную форму. Это включает выделение ключевых элементов, определение отношений между ними и установление последовательности.
Рассуждение и логические связи.
Логическое мышление включает способность строить рассуждения и устанавливать логические связи между идеями, фактами или утверждениями. Это позволяет нам делать выводы и формулировать аргументы на основе логических законов.
Понимание причинно-следственных связей.
Логическое мышление включает способность выявлять причины и следствия в ситуациях или проблемах. Это помогает нам понимать, какие факторы влияют на результаты и как изменения в одной области могут повлиять на другие.
Критическое мышление.
Критическое мышление является важной составляющей логического мышления. Оно позволяет нам анализировать информацию, оценивать ее достоверность, обнаруживать ошибки в логике или аргументации и принимать осознанные решения на основе обоснованных фактов
Творческое применение логики.
Логическое мышление не ограничивается только анализом и рассуждением. Оно также может быть использовано для творческого мышления и поиска новых решений. Когда мы применяем логическое мышление в творческих процессах, мы можем генерировать новые идеи, проводить эксперименты и находить нестандартные пути решения проблем.
Все эти составляющие взаимодействуют, чтобы помочь нам стать более логичными мыслителями и принимать обоснованные решения на основе фактов и аргументов. Развитие этих составляющих может быть осуществлено через обучение, тренировки и практику.
Что такое логическое мышление
Логическое мышление — это мыслительный процесс, когда человек рассуждает последовательно, без противоречий. Этот тип мышления позволяет здраво оценить текущую ситуацию — он включает в себя навыки думать, опираясь на реальные факты и аргументы.
Логика изучает формы и законы мышления, ход умозаключений. У этой науки есть основные понятия и законы, которые позволяют разобраться в любой ситуации и решить задачу с точки зрения рациональности — без эмоционального подтекста, который затуманивает разум.
Логическое мышление очень важно, как для взрослых, так и для детей — этот навык помогает:
- Найти быстрый и эффективный способ достижения поставленных целей.
- Быстро находить выход из разных жизненных ситуаций.
- Заранее просчитывать ходы и действия оппонентов и конкурентов, чтобы иметь возможность обойти их: например, в бизнесе или на работе.
- Грамотно выражать свои мысли.
- Работать с фактами.
- Находить оптимальные и лучшие варианты решения проблем.
- Трезво оценивать текущие события, не поддаваясь эмоциям.
- Влиять на людей, приводя весомые аргументы и факты.
- Делать выводы на основе постоянного самоанализа и поиска ошибок.
Задача №5
Мудрецы и колпаки.
Царь решил проверить своих троих мудрецов на мудрость, пригласил их и сказал: «Мудрецы, у меня есть 5 колпаков – 3 из них черные, а 2 белые. Сейчас вы закроете глаза, и я надену на ваши головы эти колпаки, при этом вы не будете знать, колпак какого цвета у вас на голове, но будете видеть колпаки других мудрецов». После осуществленных действий мудрецы открыли глаза и долго-долго молчали. Затем один из мудрецов произнес: «На моей голове черный колпак!» И он был прав.
Вопрос: как мудрец догадался?
Ответ
После того, как мудрецы открыли глаза, они долго-долго молчали, что является ключевой фразой, потому что если бы один из мудрецов увидел на двух других белые колпаки, то он бы сразу понял, что на нем черный колпак. Поэтому первый важный вывод: на головах мудрецов нет двух белых колпаков. Соответственно, есть либо один белый, либо вообще нет.
Далее. Наши мудрецы: А, Б и В. Догадался о том, что на нем черный колпак мудрец А. Проследим ход его мыслей:
«Предположим на мне белый колпак, тогда мудрец Б, глядя на меня рассуждал бы так: «Возможно, на мне белый колпак, получается на мудреце А тоже белый колпак, тогда мудрец В сразу же сказал бы, что на нем черный колпак, но этого не происходит, значит на мне черный колпак», но ведь он не говорит, что на нем черный колпак! Значит, мое предположение неверно, и он не видит на мне белого колпака. Значит мой колпак черный!»
Да, такая вот интересная задача.
Помимо задач хотелось бы предложить загадки с подвохом. По возможности уделите время их решению, это будет увлекательно.
Работа с закономерностями
Закономерность может быть скрыта в рисунках, между числами, буквами, любыми элементами ряда.
Чтобы научиться правильно находить закономерность действуем по следующему алгоритму:
- Внимательно смотрим на ряд чисел, фигур, животных, предметов.
- Пробуем догадаться, на чем основана закономерность – по какому правилу расположены элементы.
- Пробуем определить тип закономерности.
- Проверяем наши предположения одно за другим, чтобы увидеть какое правило соблюдается.
- Убедившись, что «задуманное» правило соблюдается, мы сможем точно назвать следующие элементы ряда.
Примеры закономерностей с числами:
2, 5, 8, 11, 13, …
3, 4, 7, 8, 11, 12, …
99, 10, 88, 20, 77, …
4, 16, 5, 25, 6, …
Для детей 5-9 лет прекрасно подойдут раскраски с логическими закономерностями.
Логические мыслительные процессы
Мы все индивидуальны и имеем уникальный опыт, однако, в нашем мозгу происходят схожие процессы, приводящие к обработке информации и умозаключению.
Вот основные операции, происходящие в нашей голове:
- Анализ. Во время этой операции наш мозг раскладывает явление на несколько составляющих, чтобы рассмотреть каждую из них в отдельности, выявить ее влияние, отношение и воздействие. У любого предмета или события есть главные элементы, на которые мозг его разбивает автоматически для обработки информации.
- Обратный анализу процесс – синтез. Эта мыслительная операция подразумевает составление из мелких деталей и частей единого целого для оценки ситуации. Яркий пример синтеза – собирание пазла.
- Сравнение. Для этого процесса требуется найти отличия и сходства предмета/события относительно чего-либо. Оно может быть поверхностным, неполным или глубоким, полным. Сравнение основывается на анализе, ведь, чтобы сравнить два предмета, необходимо мысленно разбить их на составляющие.
- Обобщение. Процесс, объединяющий предметы или события в единое целое по схожим признакам. Зачастую мы используем его для подведения итогов.
- Конкретизация. Полная противоположность предыдущему мыслительному процессу. Ее суть заключается в точности и определение у предмета/события отдельных характеристик, раскрытие его внутреннего содержания.
- Абстрагирование же помогает человеку сосредоточиться на определенном объекте или его черте, отбросив посторонние. Это изолированное изучение характеристики предмета/события для более глубокого познания.
- Классификация подразумевает использование системы деления объектов по определённым признакам, основывается на анализе и помогает упорядочить для себя предметы/события.
Некоторые мыслительные операции взаимоисключают друг друга, поэтому надо пользоваться определёнными видами в соответствующих ситуациях. Выбирать мыслительный процесс стоит в зависимости от цели, которую человек хочет достичь после обработки информации, поэтому и нужно развивать логическое мышление.
Наглядно-образное мышление и его тренировка
С помощью наглядно-образного мышления человек может решить поставленную задачу зрительно, без взаимодействия с окружающими предметами.
Например, когда надо представить, как будет выглядеть комната после перестановки мебели. Человек может мысленно переставить предметы, чтобы понять, как будет смотреться комната.
Этот тип мышления развивается с помощью правого полушария головного мозга
Важно: не путать наглядно-образное мышление с воображением. Воображение — выдуманные действия и предметы, а не реальные.
Несколько упражнений для тренировки этого типа мышления. Подходят и детям, и взрослым:
- Попытайтесь воспроизвести в мыслях детали одежды, черт лица и прически тех людей, с кем вы сегодня виделись
- Подумайте, как можно описать слова «красота», «успех», «богатство», пользуясь только двумя существительными, одним наречием, тремя глаголами и прилагательными.
- Попробуйте воспроизвести какое-нибудь событие сегодняшнего дня: о чем вы разговаривали с собеседником, какие эмоции вы испытывали, какой вкус имело блюдо, которое вы ели, сколько вокруг вас было людей, как вы стояли или сидели.
Если вы хотите развить наглядно-образное мышление играючи и быстро — .
Что это такое
Ежедневно каждый человек сталкивается с тысячами задач, требующих решения и влияющих на его дальнейшую жизнь.
Для взвешенных решений требуется логически рассуждать, здраво оценивая ситуацию. Зачастую жизненный опыт знакомых и личный может подвести, а советы из интернета могут оказаться бесполезными, поэтому надо включать мозг и развивать логическое мышление.
Чтобы лучше понять определение этого слова, разобьем его на составляющие: логику и мышление.
Логика – наука о правильном мыслительном процессе, умение рассуждать. Она включает в себя навыки последовательно думать, опираясь на реальные факты и аргументы, не искажая их. Эта наука изучает формы и законы мышления, ход умозаключений.
У нее есть основные понятия и законы, помогающие разобраться
в любой ситуации и решить задачу со стороны рациональности и науки, без
эмоционального подтекста, затуманивающего разум.
Логические законы действительны в любой ситуации и одинаково
справедливы в математических задачах и жизни.
Мышление – часть мозговой и психической деятельности человека, высший уровень познания действительности. Благодаря ему, мы обрабатываем информацию и способны думать, рассуждать и делать выводы. Является отличительной человеческой чертой, как разумного существа. Для этого процесса характерно обобщение и познание посредством окружающего мира.
Информация поступает к нам через органы восприятия, а затем
мы обрабатываем ее в мозгу. От того, что нами движет и каким образом мы мыслим,
зависит сделанный вывод. К объективному рассуждению относят логическое
мышление.
Из этих двух определений можно сделать вывод, что развить логическое мышление – умение обрабатывать информацию, основываясь на логических законах и аргументах, делая объективный вывод.
Зачастую мы принимаем неверные решения, руководствуясь эмоциями, чужими советами, предположениями, страхом или сомнениями. Чтобы избежать дилемм и ошибок, необходимо тренировать свой мозг и прививать себе привычку рассуждать логически без вмешательства иррациональных явлений. Мозг любит трудности и новые познания, тренируется не хуже мышц и приносит плоды «прокачки». Выполняя определённые упражнения, четко осознавая цель этих тренировок, можно полностью изменить мышление и стать лучше, умнее, рассудительнее.
Что представляет собой стратегическое мышление
В психологии стратегическим мышлением называют когнитивную способность, позволяющую выполнять сложные задачи. Главным аспектом этого качества является поэтапное видение пути достижения цели. Индивидууму нужно осознавать, какие последствия возникают в случае принятия определенных решений. Этот тип ума противопоставлен прямолинейному мышлению, когда человек всегда выбирает наиболее очевидный путь решения проблемы
Развитие этого личностного качества важно в предпринимательстве, творчестве, науке и других видах деятельности
Стратегия — это термин, пришедший к нам из древнегреческого языка. Первоначально это слово было связано только с военным ремеслом. Для победы в какой-либо битве требовалась общая стратегия ведения боя, объединяющая несколько тактик. Позже термин стал более общим, поэтому сегодня стратегия обозначает способ достижения какой-либо цели. Наиболее доступным примером является игра в шахматы. Для победы игроку следует поэтапно изменять положение своих фигур. При этом прямолинейный подход неэффективен, поскольку иногда требуется идти на жертвы и принимать нестандартные решения.
Стратегическое мышление требуется не только в логических играх и военном ремесле. Трудности повседневной жизни заставляют людей проявлять аналитические способности. Это качество неразрывно связано с интеллектом, поскольку поэтапное планирование деятельности является сложным когнитивным процессом. Индивидуумы, постоянно развивающие свой ум, достигают успеха в работе и других сферах жизни.
Что такое логика
Для того чтобы понять, что это такое, нужно более широко объяснить это явление, разделив его на составляющие.
Логикой называют науку о формах, методах и законах интеллектуальной мыслительной деятельности. Ее особенность состоит в том, что знания получаются не из чувственного опыта, а в процессе анализа полученных ранее данных, выводное знание.
Таким образом, логическое мышление – это мыслительный процесс, заставляющий человека использовать логические конструкции и понятия, основываясь на доказательствах, рассудительности и гибкости мышления. Основная цель – получить максимально обоснованный вывод из имеющихся данных.
В основе логических законов лежит эмпирическое познание мира через опыт. То есть человек делает вывод исходя из создания или участия в определенной ситуации и впоследствии осознании ее конкретных последствий.
Задача №2
Давайте немного вспомним арифметические действия и применим их к задаче.
В кафе быстрого питания зашли четыре посетителя. При этом:
- первый посетитель купил три бургера и заплатил 300 рублей;
- второй посетитель купил один бургер и две порции картофеля фри и заплатил 200 рублей;
- третий посетитель купил два куска пиццы и одну порцию картофеля фри и заплатил 90 рублей;
- четвертый посетитель купил один бургер, одну порцию картофеля фри и один кусок пиццы.
Схематично эту ситуацию можно представить так:
Вопрос: сколько заплатил четвертый посетитель?
Ответ
Если три бургера составили 300 рублей, то один бургер стоит 100 рублей (300/3). Если второй посетитель заплатил 100 рублей за бургер, то еще 100 рублей приходится на две порции картофеля, то есть одна порция картофеля фри стоит 50 рублей (100/2). Если третий посетитель заплатил 90 рублей, потратив 50 рублей на картофель, а сорок рублей на две пиццы, то одна пицца стоит 20 рублей (40/2). Соответственно четвертый посетитель заплатил: 100 + 50 + 20 = 170 рублей.
Упражнения на развитие логического мышления
Как быстро развить логическое мышление? Этим вопросом задаёмся, когда ограничены во времени, но интерес к развитию есть. Наиболее подходящий вариант — применять упражнения на развитие логического мышления. Такие задачи можно решать по дороге на работу, в транспорте, в очередях.
Вот примеры простых упражнений c цифрами:
- Сначала потренируйтесь называть последовательность чисел на возрастание, прибавляя два: 2, 4,6…100
- Назовите числа в последовательности на убывание, уменьшая на два: 100, 98, 96…2.
- Можно потренироваться делать тоже на 4 ступеньки — возрастание и убывание.
- Перечислите последовательность попарно на 2: 2-100, 4-98, 6-96…
- Теперь задача на сообразительность, как быстро посчитать последовательность цифр: 1+2+3+4+5+6+7+8+9+10?
Упражнения для развития умений мыслить абстрактно
- Представьте образы последовательностей цифр, не называя их, рисуя в своём воображении. Для усложнения — несколько разных рядов цифр и закономерностей.
- Более сложный вариант — называем цифры одного числового ряда, а пишем — другого.
- Другой вариант — перечисляем одну группу цифр по порядку, а представляем — другую.
- Умножаем число на 2, создаём ряд последовательностей — вслух или мысленно (2,4,8,16 …)
Упражнения с использованием слов
- Создавайте новые слова из известных слов, стараясь тратить минимум времени:
Например: кот-ток.
Можно поработать с такими словами: табун; базука; зола; ропот; клоп; мышка; банка. - Установите задание с определённой буквой и длиной слова. Например, буква «б» должна быть на втором месте, длина — 6 букв. Ответ — абрикос. Можно не ограничивать длину, а только с буквой сделать игру для начала.
- Найдите пары слов, которые читаются в двух направлениях: мор-ром, дом-мод.
- Напишите слова или предложения наоборот, пусть другой игрок попробует прочесть и понять смысл написанного.
Технология развития логического мышления включает и решение логических задач.
Вот примеры возможных задач, попробуйте найти ответ
- В гостях в деревне отдыхали 7 девочек, каждая нашла себе занятие: первая — читала, вторая — подметала, третья — играла в шахматы, четвёртая — полола грядку, пятая — разгадывала ребус, шестая — поливала клумбы, а что делала седьмая сестра?
- Есть река и подошли два человека, чтобы переплыть её, есть лодка, но рассчитана на 1 человека. При каких условиях они смогут переплыть на другой берег, как это возможно?
- Один человек подошёл к портрету и внимательно рассматривает, спросили, чей портрет и был ответ: «Я рос один, ни братьев, ни сестёр, но отец человека, что на портрете, сын моему отцу».
- Этот человек брил бороду по 10 раз в день, но всё равно был бородатым. Как такое может быть?
- Шли три мальчика и несли груши, которых было поровну, потом встретили они девять девочек, и каждый угостил, в итоге у всех стало одинаковое число груш, сколько груш было у каждого мальчика?
- Мужчина шёл по дороге, одет был в чёрные вещи, на небе не было луны, и фонари не светили. Сзади ехала машина, и фары не были включены, как водитель заметил пешехода и успел свернуть?
Развивать мышление — такая же работа, как работа в офисе
Формирование и развитие логического мышления — это постоянная работа над собой, решение задач, ребусов, а в детском возрасте — совместные занятия для развития логики и интеллекта. Есть предположение, что наши возможности определены природой и находятся на определённом уровне. Это неверное утверждение, эти факторы не статичны и могут улучшаться при желании человека.
Средства развития логического мышления всегда можно найти, постарайтесь уделять хоть несколько минут в день для таких занятий: в свободное время, в дороге, в перерыве, во время отдыха. Можно совмещать и решать задачи вместе, так даже веселее — кто составит больше слов из длинного слова, кто первый решит задачу, найдёт 10 отличий и подобные.
Особенности развития логического мышления заключаются в постоянной тренировке внимания, наблюдательности, изучения законов логики, индукции и дедукции. Всё в комплексе способствует улучшению логических способностей в большей степени.
Желаем успехов в развитии логического мышления и только побед во всех жизненных ситуациях!
Ответы по задачам:
Задача на сложение чисел — можно складывать попарно 1+10=11, 2+9=11 и так 5 пар, ответ — 55.
Логические задачи:
- Седьмая девочка тоже играет в шахматы, ведь играют обычно вдвоём;
- Переплыть реку можно, если люди находятся по разным сторонам реки;
- На портрете сын человека, что смотрит, а он сам сын своего отца;
- Работа человека брить других — брадобрей;
- У каждого мальчика было по 12 груш или число кратное 12 (24, 36);
- Внимательность, почему не было луны и не светили фонари — был день.
Настольные логические игры и головоломки
Настольные игры – отличный способ развивать не только логическое мышление, но и усидчивость. Дети учатся размышлять и планировать, обдумывать каждый ход и составлять стратегию действий.
Сегодня производители детских товаров предлагают огромнейший выбор таких игр, среди которых можно выделить, игры типа кирпичиков или уголков, где требуется сложить определенную заданную фигуру по образцу из кирпичиков. Наподобие игры в кирпичики, можно выделить игру фанты – где нужно постараться построить башню, вытаскивая по одному брусочку, при этом стараясь сохранить равновесие. К настольным играм можно также отнести лото и домино.
Среди всех доступных игр из подручных средств можно отнести и игры со спичками: например, попросить ребенка решить несложные задачи с помощью них:
- сложить 2 треугольника из пяти спичек;
- сложить из 16 спичек 5 квадратов и спросить ребенка, какие 4 спички нужно убрать, чтобы осталось 3 равных квадрата;
- можно просто дать ребенку коробок спичек и попросить сложить из них все буквы алфавита или разные слова.
Однако, используя такие материалы как спички, важно провести с детьми профилактическую беседу про правила пожарной безопасности. А лучше всего использовать вместо спичек счетные палочки
Головоломки – это тоже увлекательные и полезные игры на развитие логики. Среди таких игр можно выделить логический шар – лабиринт – это сфера, состоящая из лабиринтов и дорожек, через которые нужно провести шарик разными способами. Такая игра отлично вырабатывает усидчивость и логику. К головоломкам также можно отнести и классический кубик Рубика. В 6-7 лет дети, как правило, уже способны его собрать.
Развитая логика — почему это важно?
Развитая логика помогает вычленять суть в коммуникационном потоке, четко и правильно формулировать мысли, принимать обдуманные решения — все, что пригодится не только в период обучения в школе. Сегодня, во времена высоких технологий, умение логически мыслить становится жизненно необходимым навыком, обеспечивающим конкурентное преимущество на рынке труда
Специалисты называют несколько причин, которые обусловливают важность и необходимость развивать логическое мышление ребенка:
Непрерывное интеллектуальное развитие — связано с тем, что технологии стремительно прогрессируют, и человек вынужден соответствовать требованиям времени, поскольку только живой, энергичный, гибкий ум поможет ему не оказаться на задворках цивилизации.
Правильно выражать мысли и формулировать вопросы: стержневое умение одинаково как для учебы, так и для жизни в социуме, поскольку для того, чтобы получить скорый и точный ответ на любой из вопросов, важно уметь грамотно и правильно его задать.
Различать правду ото лжи — внешнее коммуникационное пространство переполнено противоречивой информацией, а именно благодаря развитой логике удается сопоставлять различные факты и сведения, сравнивать источники и не оказаться жертвой обмана, мошенничества.
Находить/принимать оригинальные, нестандартные решения — ключевой навык для работы в профессии с доминантой на интеллектуальный труд, в котором без изобретательности просто не обойтись.
В рамках развития логики не стоит ограничивать игры исключительно точными науками: ребенок быстро остынет к ним. Лучше превратить обучение в творческие, забавные игры, например, по описанию свойств того или иного предмета изобразить его на бумаге или составить небольшой рассказ с заданными простыми предложениями и словосочетаниями. Занятия такого плана способствуют не только развитию и укреплению логического мышления ребенка, но также и раскрытию его творческого потенциала, развитию фантазии и воображения.