Нарушение речи у детей и взрослых — причины, лечение

Коррекция нарушений речи у детей

Реабилитация детей с дислексией

Важно своевременно, в 1-2 классах, начать оказывать помощь, чтобы компенсировать дислексию и предотвратить социальную дезадаптацию. Помощь должна быть комплексной:

  • психолого-педагогическая коррекция нарушений чтения;
  • медикаментозное лечение: ноотропы (Ноотропил, Фенотропил, Пантогам, Кортексин, Семакс и т.д.);
  • психотерапевтическая помощь в семье.

Чтобы овладеть навыками чтения, ребенку необходимо заниматься со специалистами и дополнительно делать задания дома. Все это можно совместить на онлайн-платформе SLOGY.RU, где учеба проходит в дистанционном формате.

Причины задержки речевого развития

К причинам задержки речевого развития специалисты относят:

  • органические нарушения (последствия неблагоприятного воздействия при внутриутробном развитии, различные родовые травмы, следствием которых является гипоксия или асфиксия, и травмы и тяжелые болезни с последствиями до 3 лет);
  • генетические заболевания и синдромы;
  • психические заболевания;
  • нарушения слуха;
  • влияние социальных факторов: двуязычная среда, педагогическая запущенность, отсутствие качественной речевой среды у ребенка;
  • сопутствующие заболевания (или являющиеся первопричиной): ДЦП, синдром Дауна, ранний аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Методы лечения и методы коррекции детей с задержкой развития речи

Коррекционная помощь ребенку с задержкой речевого развития будет зависеть от ряда причин и сопутствующих диагнозов.

В коррекционно-развивающем процессе помощи ребенку с задержкой речевого развития могут принимать участие следующие специалисты: нейропсихолог, логопед, психолог, дефектолог, невролог и узкопрофильные специалисты при необходимости (лечебной физкультуры и массажа, терапии ЛОР-органов, коррекции слуха, сурдо- или тифлопедагогики).

Например, при причинах социального или педагогического характера, необходимы, в первую очередь: пример грамотной речи, организация адекватной речевой среды, стимуляция речи и развитие познавательных процессов, сопровождение всех действий ребенка проговариванием.

При наличии синдрома Дауна ребенку с задержкой речевого развития первоочередной помощью будет следующая: развитие познавательных процессов и социальных навыков.

Если в основе задержки речевого развития лежит органическое поражение мозга, то коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначаемое детским неврологом: медикаментозная поддержка, лечебный массаж, периодическое наблюдение  и т.д.

Советы родителям

Чем раньше родители обратят внимание на проблемы в речевом развитии ребёнка и признаки задержки речи, тем проще и успешнее будет восстановление и коррекция. Поэтому если у родителей есть подозрение, что ребенок отстает в развитии, его речь не соответствует уровню развития его сверстников, то единственно верным решением является консультация специалиста

Нейропсихолог проведет диагностику, определит проблему и разработает грамотный план коррекционно-развивающей работы, оптимальную стратегию помощи ребенку. Кроме того, своевременное обращение к специалисту позволит избежать сопутствующих трудностей в развитии психических процессов и познавательных навыках.

А что еще может сделать родитель сам?

  • Стимулировать развитие речи ребенка, развивая его «тонкую» ручную моторику (в коре головного мозга центры, отвечающие за артикуляцию и мелкую моторику, расположены очень близко и тесно взаимосвязаны);
  • Больше играть и говорить с ребенком, сопровождать речью все его действия («оречевление» процесса;
  • Не включать дома постоянным фоном телевизор или музыку: ребенок должен слышать себя, свои звукоподражания взрослым, ведь «не слышу – значит, не говорю»;
  • Петь с ребенком, играть в ладошки, потешки, читать простые стишки (развивать чувство ритма, что очень полезно для речи и слухового восприятия ребенка);
  • Всячески поощрять словотворчество ребенка;
  • Развивать мелкую моторику всевозможными способами (пальчиковые игры, конструкторы, шнуровки, тактильный песок, рисование пальчиками и ножками);
  • Помогать освоить жесты («пока-пока», поцелуй, «дай», «там» и др.).

Методы диагностики детей с нарушениями речи

Речевые нарушения у детей диагностируются под контролем логопеда-дефектолога и, если это необходимо, невролога. В качестве первичной меры врач опрашивает ребенка, проводит серию тестов. Собирает подробный анамнез, говорит с родителями, уточняя характер проблемы.

По потребности назначают группу исследований:

  • УЗДГ сосудов головного мозга, шеи. Исследование нужно для того, чтобы проверить церебральный кровоток.
  • ЭЭГ, электроэнцефалография для определения электрической активности головного мозга
  • МРТ или, при наличии противопоказаний, компьютерную томографию головного мозга для оценки структурных изменений.

Дальнейшие действия зависят от клинических находок. Если неврологических патологий нет, ребенка могут направить к сурдологу, психиатру, в зависимости от характера болезни.

У взрослых людей набор обследований может дополняться, в зависимости от того, какую патологию врач-невролог считает причиной возникших проблем с речью.

Никарагуанские глухие дети

Поистине удивительный пример того, как это происходит, приводит Питер Радецки в статье о лишенных слуха детях в Никарагуа. В 1980 году в стране были учреждены школы для слабослышащих, объединившие около 500 детей. До этого в стране не было единого языка жестов: дети из разных регионов Никарагуа общались со слышащими родственниками жестами, но их набор у каждого ребенка был свой.

Однако, оказавшись в школьных стенах, дети быстро начали создавать единую систему жестов. Поначалу она была примитивной, но очень скоро превратилась в настоящий язык с характерными грамматическими и синтаксическими правилами. Джуди Кегл (Judy Kegl), невролог-бихевиорист из Университета Ратджерса, назвала это «первым документально подтвержденным случаем рождения языка». Она поясняет: «Малыши лет трех-четырех подхватывали и усваивали этот самодельный «пиджин» – и так, благодаря собственной способности к порождению языка, создали полноценный язык». У этого языка жестов не было прецедентов. В нашем обществе язык жестов передается от поколения к поколению; у этих же детей такой возможности не было. Их язык целиком и полностью разработан ими самими. «У детей не было ничего, что могло бы послужить им моделью, – утверждает Кегл. – Это ясно свидетельствует о том, что способность к языку дана нам от рождения».

Свобода и ответственность в человеческой деятельности

Свобода – способность и возможность человека осознанно выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками.Ответственность – объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью и обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Условия существования свободы

Свобода в деятельности человека
Относительная свобода во внешних условиях жизни Абсолютная свобода во внутренней жизни
Человек ограничен природными условиями и общественными нормами. Отсутствует выбор объективных условий деятельности В деятельности человека отсутствуют внешние препятствия для выбора цели и средств достижения, т. е. человек должен сам выбирать цель, сам развивать свои способности и направлять это развитие в соответствии со своими желаниями и мыслями

Тотальное ПНР

При тотальном нарушении речи (ТНР) недостатки имеются во всех сферах языка: в фонологии, звукопроизношении, грамматике и лексике. У ребенка в целом нарушено овладение всеми языковыми средствами.

Расстройства, представленные в классификации, относятся к категории тяжелых:

1. Алалический вариант (моторная и сенсорная алалия).

При моторной алалии ребенок до 4-7 лет не пользуется речью, кроме набора лепетных слов (например, гав-гав, ко-ко, би-би). Ребенок не может полноценно общаться, что влечет за собой серьезные нарушения коммуникативных возможностей. Встречается сравнительно редко — 0,5%.

Сенсорная алалия – еще более тяжелое состояние, при котором ребенок не понимает обращенную речь и не связывает слова со смыслом. Заболевание мало изучено и трудно диагностируется. Вовремя не начатая коррекция (с 2-3 лет) может вызвать серьезную дезадаптацию и привести к инвалидности.

2. Параалалический вариант ТНР.

По симптомам и признакам похож на моторную алалию, но протекает намного легче и быстрее преодолевается (за 2-3 года).

3. Клинические формы со сложным типом нарушения («миксты»).

Если к концу дошкольного возраста не удастся справиться с дизонтогенезом, ребенка направляют учиться в речевую школу. Чтобы добиться заметных результатов, коррекционная работа должна продолжаться не менее 5-6 лет. Обычная школа может только усугубить состояние ребенка: возникнут серьезные трудности в учебе, недостаток устной речи вызывает недостатки письменной речи.

Коморбидность

Тотальное ПНР характеризуется высоким показателем коморбидности

60-70% детей с нарушением звукопроизношения имеют проблемы с вниманием, памятью и эмоциональной сферой. Нарушения устной речи имеют 50% детей с дислексией и 60-80% детей с ЗПР или умственной отсталостью

Нарушение речи довольно часто сопровождается множеством нарушений:

1. Когнитивный дефицит:

  • оперативной памяти;
  • вербально-логических функций (способность категориально мыслить с использованием обобщающих понятий);
  • сукцессивных операций;
  • пальцевого и артикуляционного праксиса;
  • внимания (слухового, редко – зрительного);
  • незрелость игровой компетенции.

2. Личностная сфера:

  • поверхность социальных связей;
  • незрелость эмоционально-волевой сферы.

3. Коммуникативная компетенция:

  • слабое владение диалогом (особенно монологом);
  • трудности в установлении партнерских отношений.

Дефицит языковых средств ограничивает возможность освоения вербально-логических навыков в мышлении. Это может сказаться на личностной сфере, потому что возникают трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Если ребенок получил своевременную и комплексную помощь, то исход будет более благополучным. Под комплексной помощью подразумевается, как участие логопеда, так и участие врачей.

Дизонтогенез опасен негативными последствиями. У ребенка возникают сложности в обучении по основным предметам, происходит неполноценность социо-культурального дискурса и нарушение поведения. Отдельно стоит поговорить про дислексию и дисграфию, так как это самые серьезные нарушения, которые идут следом за нарушением речи.

Подготовка педагогов-воспитателей к участию в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения

С целью формирования у педагогов-воспитателей готовности к коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи была разработана и реализована экспериментальная организационно-методическая программа, включающая следующие разделы:

— основы методики развития речи дошкольников. Целью данного раздела было углубление общепедагогической теоретико-методической подготовки воспитателей, касающейся вопросов речевого развития дошкольников.

— теоретические основы логопедии. Цель — формирование и углубление имеющейся теоретико-методической подготовки воспитателей в области логопедии.

Задачи обучения педагогов состояли в:

— расширении и углублении методологических, теоретических знаний воспитателей в области методики развития и коррекции речи дошкольников;

— формировании умений исследовать речевые и психологические особенности детей;

— обучении учету индивидуальных особенностей детей с нарушениями речи в процессе планирования и проведения коррекционного воспитания и обучения;

— формировании умений комплектования подгрупп детей на основе исследования их речевых особенностей;

— обеспечении воспитателей знаниями о проведении логопедом коррекционно-педагогической дифференцированной работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи;

— формировании гуманистических ориентации на работу с детьми, имеющими речевые нарушения, развитие демократического, психотерапевтического стиля общения: воспитатель — ребенок; воспитатель — родитель, актуализация механизма саморазвития профессионально-личностных качеств педагога-воспитателя.

Реализация одного из направлений формирующего эксперимента, а именно, актуализации, углубления знаний воспитателей в области методики развития речи дошкольников, осуществлялась на педагогических советах, взаимопосещениях занятий и их анализа. Большинство педагогов охотно приняло участие в данной работе, объективной мотивацией к которой было предстоящее многим воспитателям повышение квалификационного разряда, присвоение следующей квалификационной категории, подтверждение имеющейся. Небольшая часть педагогов (в основном с низким уровнем готовности) уклонялась от активного участия в подготовке докладов и сообщений. Их деятельность мы старались активизировать на этапе обсуждения содержания докладов коллег.

Теоретической основой проводимой работы послужило учебное пособие М.М.Алексеевой и В.И.Яшиной «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» для студентов высших и средних педагогических учебных заведений (2000). Опираясь на подробно изложенные основные разделы теории и методики развития речи детей дошкольного возраста, мы с педагогами распределяли темы для докладов, сообщений, содержание которых обогащалось собственными наработками воспитателей, примерами из опыта практической работы, использованием других литературных источников. Темы докладов и сообщений были следующими:

Роль родного языка в развитии ребенка.

Особенности развития словаря у дошкольников.

Задачи и содержание словарной работы с детьми дошкольного возраста.

Особенности грамматического строя речи у дошкольников.

Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей.

Особенности звукопроизношения дошкольников.

Методика обучения звукопроизношению на занятиях.

Особенности развития связной речи у дошкольников.

Задачи и содержание обучения детей связной речи.

Роль литературных произведений в речевом развитии ребенка.

Задачи и содержание подготовки дошкольников к обучению грамоте.

В повестку дня педагогических собраний включались вопросы развития и коррекции речи дошкольников, волнующих родителей детей. Представитель родительского комитета предлагал для обсуждения вопросы относительно «специального подхода, принятия каких-либо мер к ребенку, не желающему или стесняющегося говорить с другими детьми», «требований к речи ребенка при тестировании при поступлении в школу, подготовке к нему», «список ближайших логопедических садов и условия принятия в них» и др.. После обсуждения представитель родителей доводил до них соответствующие сведения.

Ссылки и примечания

  1. Хомский известен благодаря разработке метода анализа грамматических структур – так называемой трансформационной грамматики, опирающейся преимущественно на структуры английского языка. Применительно к анализу других языков этот метод не всегда оказывался эффективным. Но, похоже, Хомский был прав, когда отмечал, что способность усваивать язык является врожденной.
  2. Синтаксис – это правила, согласно которым слова того или иного языка складываются в словосочетания и предложения.
  3. Язык жестов у глухих задействует те же области мозга, что и устная речь у слышащих.
  4. Radetsky P. Silence, signs and wonder // Discover magazine. – August 1994; 15 (8):60–68. Вернуться к тексту.
  5. Цит. в: Radetsky, см. 6.

Язык людей

Возник ли язык эволюционным путем из простых звуков, издаваемых животными, или был дан человеку Богом? Ученые, лингвисты и философы ломают головы над вопросом происхождения языка с тех самых пор, как Дарвин выдвинул свою теорию эволюции. Но ни одна из множества предлагаемых ими теорий появления языка не в состоянии удовлетворительно объяснить такое уникальное явление, как человеческий язык.

В 1866 году — спустя семь лет после выхода в свет труда Дарвина «О происхождении видов» — Парижское лингвистическое общество запретило полемику о происхождении речи. 

Интерес к проблеме зарождения языка еще долго вызывал их явное неодобрение — исследования эволюции языка возродились во Франции лишь в 1965 году.

Почему же эта тема считалась настолько опасной, что размышления о ней целых 99 лет были вне закона? По словам Д. Премака (D. Premack), автора многочисленных книг об эволюции и происхождении языка, «человеческий язык— непреодолимое препятствие для теории эволюции». 

Эволюционистам никак не удается найти приемлемое объяснение необычайного разнообразия языков и их сложности. Все согласны с тем, что язык—главный признак, отличающий людей от других биологических видов. Наши дети овладевают навыками устной речи, едва достигнув четырехлетнего возраста, если ребенок в четыре года не умеет говорить, то это — следствие врожденной или приобретенной патологии. В целом же дар речи присущ всем людям — и никому из других живых существ, населяющих Землю. 

Почему только человечество обладает способностью к речевой коммуникации и как мы обрели эту способность?

Язык – неотъемлемое свойство человеческой природы

Язык – неотъемлемая часть человеческого существования. Благодаря языку мы занимаем особое место в царстве животных. Каким же образом люди приобрели дар речи? Что это – благоприобретенная способность, результат эволюции первобытного хрюканья и мычания или внутренний, неотъемлемый атрибут человека? Философы и лингвисты обсуждают этот вопрос давным-давно, особенно с тех пор, как Чарльз Дарвин популяризовал теорию эволюции.

Многие специалисты, не желая допустить самой мысли о существовании Творца, пытаются объяснить появление и развитие языка и речи естественными причинами. Они уверяют нас, что в процессе эволюции у человека развился речевой тракт именно такой формы, которая необходима для произнесения различных звуков речи, и что по мере увеличения мозга развивалась способность управлять речевым трактом и использовать его для общения. Поначалу, говорят нам, человек общался посредством хрюканья и мычания, но за долгий период времени он усовершенствовал эти звуки до уровня, который мы сегодня называем речью.

Объяснение языку пытался найти и известный лингвист ХХ века Ноам Хомский. Не будучи креационистом, он, тем не менее, в отличие от многих своих современников, пришел к выводу, что способность к языку дана человеку от рождения. Сегодня это можно утверждать более аргументированно.

Программно-аппаратный комплекс SLOGY

SLOGY – это методика коррекции дислексии на основе полуглобального метода обучения чтению, которая создавалась на протяжении 30 лет и апробировалась на группах детей с разными формами отклонений в развитии: дислексия, дети с задержкой психического развития, дети с недоразвитием речи. Методика разрабатывалась профессором, доктором психологических наук А.Н. Корневым.

Платформа SLOGY.RU доступна в масштабах всей России и предоставляет ребенку возможность работать самостоятельно либо в сочетании с логопедической помощью. В основе проекта лежит методика формирования комплекса психологических предпосылок, необходимых для полноценного овладения чтением.

Уроки проходят ежедневно и быстро, буквально 5-7 минут

В коррекции таких детей важно не перегружать их мозг, так как усвоенные навыки автоматизируются очень медленно. Для достижения значительной компенсации нужен длительный срок – 3-4 года

Методика уникальна тем, что может подстроиться под индивидуальные возможности каждого ребенка. Она не обеспечивает всех детей одинаковыми упражнениями и формами помощи, а именно подстраивается под темп развития ребенка. Это более гибкое обучение, если сравнивать со школой.

Основные принципы методики, использованные в SLOGY:

  • регулярность и систематичность занятий;
  • диагностический мониторинг усвоения навыков;
  • опора на непроизвольное запоминание слогов и слов;
  • полуглобальный метод освоения слогового чтения;
  • постепенное укрупнение оперативных единиц чтения: слои типа СГ и ГС, затем СГС и ССГ, после ССГС;
  • формирование навыков устного синтеза слов из слогов.

Алгоритмы, положенные в основу платформы SLOGY.RU, отрабатывались десятки лет и реагируют на самые чувствительные показатели овладения навыком чтения.

Подготовительный (с рождения до 1 года)

Первые голосовые реакции (крик, плач) способствуют развитию движений речевого аппарата. В этот период развитие речи идет одновременно с эмоциональным развитием ребенка. Эмоциональные отношения с матерью устанавливаются к двум месяцам и появляется лепет – сочетания артикулируемых звуков. Подражание артикуляции окружающих, повторение звуков и их закрепление наблюдается уже в 5 месяцев. В 6 месяцев ребенок начинает произносить отдельные слоги, осваивает тон, ритм, темп, интонацию. Во второй половине первого года у ребенка можно наблюдать способность понимания речи – происходит восприятие определенных звукосочетаний. Ребенок начинает связывать звукосочетания с предметами и действиями («тик-так», «бах!»). Он реагирует не только на слова, но и на интонацию. С 10-11 месяцев реакция на отдельные слова, ситуации, интонации становится постоянной. Правильное прохождение подготовительного речевого этапа – залог успешности речевого развития.

Потребности и интересы

Пирамида потребностей человека (по Маслоу)

Для обеспечения своей жизнедеятельности и в целях своего развития человек удовлетворяет различные нужды, которые называются потребностями.Потребность — это нужда человека в чём-либо.
Осознанная потребность становится мотивом деятельности человека.
Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Особенностью человека является способность ранжировать свои потребности в соответствии со своими принципами, убеждениями.
Потребности человека безграничны.Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.Мнимые потребности – искусственно созданные человеком, без реализации которых можно обойтись (например, курение).
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.Интерес — целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту.Склонность – направленность на определённую деятельность.
Интересы и склонности человека выражают направленность его личности, которая определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

Креционная теория происхождения языка

Из всех выдвинутых наукой теорий происхождения языка только одна с момента появления и по сей день сохраняет свои позиции, несмотря на то, что все это время ее противники заняты отчаянными поисками контраргументов против нее. Это—теория божественного сотворения языка. Вера в то, что его создал и дал людям всемогущий и всеведущий Бог, позволяет обойти те непреодолимые препятствия, о которые разбиваются все теории возникновения языка эволюционным путем.

Из библейского описания Сотворения ясно, что язык существовал еще до того, как Бог начал творить этот мир. Язык был одним из способов общения Пресвятой Троицы — ипостасей Триединого Бога.

История человечества позволяет христианам утверждать, что язык существует столько, сколько существует Бог, а согласно Библии, Бог существует вечно.

Но почему из всех сотворенных Им живых существ Бог наделил языком только людей? Ответ не этот вопрос мы находим в первой же главе Священного Писания: 

Бог создал людей по образу своему, а поскольку Богу присущи язык и общение, людям также достался этот дар. Таким образом, язык—одна из граней Личности Бога, которые Он передал людям. Это — вполне здравое заключение, поскольку язык дает нам частичное представление о природе Бога. Как и Бог, язык немыслимо сложен. На его изучение может уйти вся жизнь, но при этом дети, едва научившись ходить, начинают понимать и употреблять язык.

Комбинированные нарушения внешнего высказывания

Описанные выше дефекты являются самостоятельными нарушениями. Но существуют такие дефекты, при которых нарушаются несколько звеньев механизма выска­зывания.

ринолалия — нарушение произносительной сторо­ны речи или тембра голоса, обусловленное анатомо-физиологическим поражением речевого аппарата. Поэтому при ринолалии происходит специфическое изменение голоса. Это происходит из-за того, что при произнесении всех звуков струя воздуха проходит не в ротовую, а в носовую по­лость, в которой происходит резонанс. Речь становится гнусавой, все без исключения звуки нарушаются (при дислалии могут нарушаться только некоторые звуки). Речь у ребенка становится монотонной и невнятной.

дизартрия — нарушение произносительной сторо­ны речи вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата. Дефект возникает из-за органического по­ражения центральной нервной системы. Различается по месту локализации и по сте­пени тяжести.

Классификация речевых нарушений

В современной логопедии существует две классификации с опорой на медицинские показатели и психолого-педагогические. Логопеды используют обе, чтобы лучше понять структуру дефекта и составить оптимальную коррекционную работу.

Психолого-педагогическая

Эта классификация больше опирается на принципы психологии и педагогики, позволяет определить структуру дефекта.

Нарушения средств общения:

  • Если нарушена только фонетическая сторона речи (звукопроизношение) − это ФНР  или фонетическое нарушение речи.
  • Нарушение фонетической составляющей и трудности в овладении навыком звуко-буквенного анализа или ФФНР − ребенок затрудняется в определении звуков с опорой на слуховой анализатор и с трудом определяет их количество и местоположение в слове.
  • Если нарушена не только произносительная сторона речи, но и ее понимание и умение пользоваться средствами общение − это ОНР или общее недоразвитие речи.

В логопедии существует три уровня речевого развития:

  • 1 уровень − резко ограниченное понимание речи, очень маленький словарный запас; фразы отсутствуют. Активно используются невербальные средства общения (мимика и жесты).
  • 2 уровень − простые аграмматичные фразы, в которых не используют предлоги. Детская речь имеет контекстный характер, понятна только в определенной ситуации. Словарный запас резко отстает от нормы, звукопроизношение и слоговая структура нарушены.
  • 3 уровень − имеются простые и распространенные предложения с небольшими аграмматизмами. Словарный запас незначительно отстает от нормы, есть затруднения в формировании самостоятельной связной речи.

Нарушения использования средств общения:

Заикание − это речевая патология, когда нарушена коммуникативная функция. При этом у ребенка сформированы средства общения, но он не может их использовать из-за судорог в артикуляционном аппарате.

Медицинская классификация

В этой группе опираются на медицинские критерии.

Нарушения голосообразования или фонации

У ребенка расстройства произносительной стороны речи, а именно трудности с голосообразованием:

  • Нарушен процесс голосообразования – дисфония.
  • Тембр голоса имеет носовое звучание – ринофония.
  • Нарушение силы голоса – фонастения.
  • Отсутствие голосоподачи или шепотная речь − афония.

Эти нарушения появляются из-за изменений в работе голосового аппарата или недоразвития речевых центров.

Нарушения темпа и ритма речи

Проявляются в виде слишком медленного (брадилалия) или слишком быстрого (тахилалия) темпа речи. В обоих случаях окружающие с трудом понимают говорящего. Эти дефекты обусловлены недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата и речевого дыхания.

Нарушения звукопроизносительной стороны речи

Неправильное произношение может быть вызвано несколькими причинами:

  • Социальные условия или недостаточная сформированность фонетических процессов – дислалия.
  • Аномальное строение органов артикуляции – ринолалия.
  • Органическое поражение центральной нервной системы − дизартрия.

При таких нарушениях отмечается недоразвитие и других компонентов речи.

Структурно-семантические расстройства

Это самые сложные речевые нарушения, характеризующиеся тем, что у человека практически отсутствует речь. Только алалия возникает до 3 лет и ее причина − недоразвитие речевых областей головного мозга. А афазия − это распад уже сформировавшейся речи из-за повреждения этих участков. Это нарушение появляется после 3-х лет.

Нарушения письма и чтения

  • Дисграфия − нарушение письма, характеризующееся стойкими специфическими ошибками, не связанное с усвоением норм орфографии.
  • Аграфия − полная невозможность освоения письма.
  • Дислексия − нарушение чтения, связанное с расстройствами формирования структурных речевых компонентов и неправильной работы анализаторных систем.

Исходя из этой классификации и результатов диагностики, логопед составляет план коррекционной работы. Каждое нарушение речи имеет свою специфику, которую нужно учитывать при выборе методик для исправления речевых недостатков.

Психолого-педагогическая классификация и коррекция нарушений речи

Психолого-педагогическая, или педагогическая классификация (по Р. Е. Левиной) подразде­ляет нарушения на 2 группы: нарушения средств общения и на­рушения при применении этих средств. Но тут коррекция нарушений речи будет проходить иначе.

Нарушения средств общения включает 2 подгруппы:

фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) — это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка. Хотя речевые расстройства могут быть различными, дефект формируется вследствие нарушения восприятия и про­изношения фонем.

общее недоразвитие речи (ОНР) включает различные полимор­фные дефекты речи. Происходят наруше­ния в формировании всех компонентов речевой систе­мы, относящихся к звукосмысловой стороне. Характерны более позднее развитие речи, бедный словарный запас, раз­личные дефекты произношения, аграмматизмы. При об­разовании фонем имеются нарушения. Степень недоразвития может быть различной: речь может отсутствовать совсем или быть лепетной. Речь может быть развернутой, но иметь различные элементы фонетического и лексико-грамматического недоразвития.

Нарушением применения средств общения является заикание, кото­рое иногда может сочетаться с ОНР.

Но в педагогической классификации нарушения письма и чте­ния не рассматриваются как самостоятельные наруше­ния. Обычно они входят в первую группу классификации в ка­честве необратимых последствий нарушений.

Нормы речевого развития

Прежде чем переходить к изучению отклонений, необходимо знать нормальное развитие речевого онтогенеза

Родителям стоит обращать внимание еще в первые месяцы жизни малыша на его поведение и любые проявления вербальных реакций. В этот период он взаимодействует с окружающими при помощи крика

В норме крик имеет чистое звучание, достаточно громкий и интонационно окрашенный.

К 2-3 месяцам появляется гуление. Оно состоит из гласных звуков и некоторых согласных. Малыш может гулить один, но когда появляется взрослый, гуление становится интонационно окрашенным. Это первое подобие диалога между ним и другими людьми.

К 6 месяцам стадия гуления сменяется лепетом. Малыш начинает произносить первые слоги, принимаемые большинством родителей за первые слова. Лепетные слова сначала произносятся кратко и случайно. Затем малыш лепечет все чаще, и появляются уже лепетные цепочки. Такая речь не является содержательной, но именно она становится основой для дальнейшего гармоничного речевого развития.

Первые слова появляются к 1-1,5 годам

В этот период взрослым очень важно поддерживать своего малыша в его стремлении к освоению языка. К 2 годам малыш общается с окружающими простыми фразами, а к 3 – его предложения становятся все распространеннее

В период с 2 до 3 лет происходит резкое увеличение словарного запаса, потому ребенок начинает все активнее познавать окружающий мир. Окружающие люди лучше понимают детскую речь, хотя малыш еще не овладел правильным произношением всех звуков. У детей в этом возрасте отмечаются еще нарушения слоговой структуры, потому что они только начинают осваивать произношение трудных и длинных слов.

К 4 годам должно быть сформировано произношение всех звуков, исключением является сонорная группа. Ребенок общается распространенными предложениями, в своей речи чаще использует притяжательные прилагательные и местоимения. Происходит освоение простых грамматических категорий, он согласовывает слова в предложении, образует новые при помощи суффиксального способа. В этом возрасте нарушений слоговой структуры не наблюдается.

К 5-6 годам дети осваивают произношение сонорных звуков. Они уже умеют составлять логические цепочки, учатся приводить доводы, сравнивают и анализируют свойства предметов. Речь становится все более выразительной, дети учатся управлять своим голосом. Они могут пересказывать короткие сказки, самостоятельно или с небольшой помощью взрослых составлять краткий рассказ.

К 6-7 годам детская речь практически ничем не отличается от разговора взрослого. Ребенок активно использует наречия, числительные. Составляет предложения с использованием предлогов и союзов. Также происходит усвоение рассказов-описаний. В этот период детей начинают готовить к школе, чтобы они полностью освоили фонетическую и грамматическую составляющую родного языка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: