Система взаимодействия учителя-логопеда с родителями в детском саду

Инновационные формы работы с родителями: родительский клуб «школа логопеда»

Памятка родителям для организации занятий

по заданию логопеда!

Для

Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку. При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с логопедом.

Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.

Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления, пресыщения. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.

Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятий, чередовать задания по обогащению словаря с заданиями по развитию памяти, внимания, звукопроизношения, развитию речи. Необходимо поддерживать у ребенка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности. Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.

109 стр., 54149 слов

Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста …

… проблемы особенностей развития словаря детей старшего дошкольного возраста 1.1 Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов. Дошкольный возраст – период быстрого развития словаря. Его рост …

НЕ БЕРИТЕ на себя то, что ребенок может и должен сделать самостоятельно.

ДАЙТЕ ему возможность самому выбирать домашние обязанности, за которые он будет отвечать лично.

СТАРАЙТЕСЬ как можно чаще намеренно ставить малыша в ситуацию выбора, когда ему необходимо самому принять решение.

ОБСУЖДАТЬ с ребенком различные варианты поведения той или иной ситуации, учите его анализировать обстоятельства, в которые он попадает.

ПООЩРЯЙТЕ инициативу и самостоятельность ребенка, с юмором относитесь к его неудачам, спокойно реагируйте на ошибки и учитесь извлекать из них полезные уроки.

ПОВЫШАЙТЕ интеллектуальный потенциал ребенка, учите его самостоятельно думать, спрашивать, понимать различия между мыслями и действиями. Он должен усвоить, что на сложные вопросы нет простых ответов.

СОВЕТУЙТЕ всегда доводить начатое дело до конца, чтобы почувствовать уверенность в своих силах!

Инновационные технологии сотрудничества учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ

Современным аспектом взаимодействия семьи и образовательного учреждения является широкое внедрение в процессы социализации и адаптации детей с ОВЗ информационно-коммуникационных технологий, которые отражают возросшие технические возможности современного общества и способствуют более активному процессу вхождения в него ребенка. Внедрение новых технологий в процесс работы логопеда меняет содержание и форму коррекционно-педагогического процесса, а также предъявляет новые требования к развитию профессиональных компетенций дефектолога. Актуальным является использование средств ИКТ в работе с родителями детей с ОВЗ, способствующее активизации взаимодействия семьи и образовательной организации.

Работа с родителями по использованию ИКТ позволяет реализовать следующие направления в деятельности учителя-логопеда:

  1. Оптимизировать коррекционную работу за счет повышения мотивации ребенка к учению, развития познавательного интереса, использования современных и востребованных форм обучения и развития.
  2. Ускорение процессов передачи знаний и опыта за счет более быстрой адаптации к условиям современной цифрового общества детей и их родителей.
  3. Передача опыта и знаний через ИКТ стимулирует усвоение языковых и речевых средств, развивает коммуникативные навыки, а также служит профилактикой для возникновения вторичных расстройств и, как следствие, социальной дезадаптации ребенка.
  4. Внедрение новых форм взаимодействия с ребенком, снимающих стресс и тревожность, страх ошибки, предлагающих познание и коррекцию в форме обучающей игры.

Инновационные технологии сотрудничества учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ на базе применения ИКТ включают:

  1. Общеразвивающие компьютерные игры, тренирующие зрительное и слуховое восприятие, память, логическое мышление ребенка.
  2. Дидактические и коррекционно-развивающие игры на компьютере, которые способствуют выработке правильного речевого дыхания, постановке артикуляции, расширению словарного запаса, развитию грамматических навыков.
  3. Аудиовизуальный обучающий ряд: логопедические мультфильмы, интерактивная артикуляционная гимнастика, презентации.
  4. Специальное компьютерное оборудование для детей, имеющих трудности с ориентацией в пространстве, зрением и слухом, передвижением, удержанием предметов и проч.
  5. Развитие дистанционных форм коррекционной помощи для детей, проживающих в отдаленных районах, или детей с ограниченной мобильностью.
  6. Создание электронной развивающей среды ребенка, которая может быть использована родителями как средство подкрепления коррекционного логопедического воздействия.

Привлечение родителей к участию в коррекционном процессе помогает создать благоприятный психологический климат в семье и в образовательном учреждении, развивает педагогическую компетентность родителей, что способствует и укрепление социального статуса ребенка с ОВЗ. Использование ИКТ как инструмента повышения коррекционно-педагогической культуры семьи позволяет сделать работу учителя-логопеда более эффективной.

Этапы и формы взаимодействия

За годы сотрудничества с семьей ребенка у меня сложилась система работы, которую условно можно разделить на четыре блока, каждый из которых содержит свои формы взаимодействия логопеда с родителями:

  1. Диагностика;
  2. Консультирование;
  3. Профилактика;
  4. Просвещение;

Про каждый из этих блоков мы сейчас поговорим с вами в отдельности.

Диагностика

В начале учебного года я обследую речь детей. В основе логопедического обследования лежат общие принципы и методы педагогического изучения: оно должно быть комплексным и целостным. Логопедическое обследование начинаю с изучения медицинской и педагогической документации, сведений о родителях ребенка.

Знакомлюсь с семьями детей, которые нуждаются в логопедической помощи. Провожу анкетирование с целью выявления проблем и трудностей современной семьи, а также максимального использования ее воспитательного потенциала и позитивного опыта семейного воспитания.

При планировании прогноза коррекционной работы учитываю:

  • роль всех членов семьи в воспитании ребенка.
  • тип семейного воспитания.

Из анкет и первичных бесед выясняю условия воспитания ребенка в семье, особенности ребенка, увлечения, интересы. Интересуюсь жалобами и тревогами родителей, их мнением и пожеланиями по поводу развития речи ребенка. Эта встреча очень важна для обеих сторон. От ее атмосферы зависит дальнейшее сотрудничество. В самом начале, стараюсь привлечь родителей к совместной работе, объяснить, какую помощь от них жду в воспитании и обучении, в целях достижения успехов в логопедической работе.

Консультирование

Оказание помощи родителям в ходе специально организованной беседы, направленной на осознание сути проблемы и способов ее решения.

Здесь очень важна теоретическая подготовка логопеда, который может дать четкий ответ на любой вопрос о речевом нарушении и его коррекции у конкретного ребенка. Компетентность специалиста, конечно же повышает доверие.

Не меньшее значение играет информированность родителя о логопеде как специалисте, о направлениях его работы. Этому способствуют папки-передвижки со статьями о различных речевых нарушениях, о рекомендуемых детям с речевым нарушением оздоровительных мероприятиях и, конечно, расписанием консультаций логопеда.

Если говорить об информации, которая передается во время консультации, то она воспринимается родителями лучше, если будет отличаться лаконичностью и отсутствием непонятных терминов. Но родитель сам делает выбор, приходить на консультацию или нет. Если родитель пришел на консультацию, значит, он готов слушать специалиста, он мотивирован.

Просвещение

На данном этапе провожу ознакомление родителей с возрастными особенностями детей и условиями, обеспечивающими полноценное развитие. Для этого: организую выставки книг, методических наработок, изучение которых могло бы помочь семье ребёнка стать более информированными и просвещенными в данной проблеме, разрабатываю буклеты. Показываю родителям фрагменты занятий с детьми, приглашаю на открытые индивидуальные занятия, чтобы каждый родитель познакомился с приемами и содержанием логопедической работы.

Еще одной из эффективных форм просвещения, которую в последнее время активно использую в работе. Это использование информационно-коммуникационных технологий. Это и медиа пособия (учебные и методические пособия, видеофильмы, компьютерные презентации); интернет-сайты как детского сада, так и личного сайта.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Добивайтесь правильного про­изношения поставленных логопе­дом звуков. Иначе проделанная за год работа может пойти насмарку: недостаточно автоматизированные звуки могут «потеряться», и необ­ходимо будет начинать работу по их постановке заново.

Исправляйте ошибки в произ­ношении слов сложной слоговой структуры (например, «блатека» — библиотека, «барелина»- балерина и т.п.).

Этому способствуют летние путе­шествия, новые впечатления, полу­чаемые детьми от поездок в отпуск, походов в лес, выездов на дачу, экскурсий в музеи, выходы в театр, цирк. Закрепляйте в памяти детей названия летних месяцев, явле­ний природы (гроза, туман, ливень и т.п.), растений (ягод, цветочных растений, деревьев, овощей и фрук­тов и т.д.), животных.

Продолжайте вместе с деть­ми читать художественные произ­ведения, пересказывайте короткие тексты, устно сочиняйте сказки, рассказы, опираясь на личный опыт детей. В вечернее время просите детей поделиться впечатлениями об увиденном за день.

Исправляйте ошибки детей в грамматическом оформлении пред­ложений: ошибки в употреблении предлогов, в согласовании слов, не­правильный порядок слов в пред­ложении. Например, «Шишка упала из ветки» — Шишка упала с ветки. «Дети играют в игры интересные»

Дети и в летний период не должны забывать о существовании карандашей, красок, пластилина, ножниц. Помните, что рисование, лепка, аппликация, раскрашивание развивают мелкую моторику рук. А воздействие на мелкие мышцы рук влияет на развитие речи (исследова­ния ученых)! (Ребенок плохо рисует, не проявляет интереса к рисованию или другим видам изобразительной деятельности это сигнал к тому, что в школе у него могут появиться проблемы).
22 стр., 10624 слов

Формирование гуманного отношения детей к природе

… быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические … в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников: программа А. Вересова «Мы земляне», программа Е. Рылеевой «Открой себя», программа Н.А. Авдеевой и Г.Б. …

Выполнение всех этих рекомен­даций — большой вклад в работу по формированию правильной и краси­вой речи, залог будущего успешного обучения, как в детском саду, так и в школе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: