Ранняя диагностика нарушений речевого развития у детей от 1 года до 3-х лет

Ранняя профилактика, выявление
и устранение речевых нарушений | коррекционная работа  | воспитатель детского сада / всероссийский журнал

Последствия речевых нарушений и отсутствия коррекционной работы.

Все чаще среди детей, поступающих в первый класс, увеличивается процент детей с нарушениями речи, которые можно было корректировать в преддошкольном возрасте. У детей данной категории, в той или иной мере, нарушено звукопроизношение, слуховая дифференциация, лексико-грамматические представления, недоразвитие связной речи. Если не проводить профилактическую или коррекционную работу, то это может причиной появления вторичного дефекта (дислексии – нарушения чтения и дисграфии – нарушения письма). Проблема нарушения речи у школьников – одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний. Некоторые родители считают, что речевые недостатки ребёнка со временем исчезнут сами без специального вмешательства. Это не так. Вовремя неисправленный дефект не только не исчезнет, но и закрепится, исправить его будет гораздо сложнее. Наличие у детей даже слабо выраженных отклонений в фонетическом и лексико-грамматическом развитии является серьёзным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы. Необходимую в таких случаях специфическую помощь учащиеся с дефектами речи могут получить на логопедических занятиях.

Целью логопедического воздействия является не только исправление звукопроизношения, но и развитие всей речевой системы в целом, а именно: развитие общей речевой активности, накопление словаря, развитие фонематического слуха, грамматической стороны речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие связной речи.

Исправление нарушений речи требует систематических, порой продолжающихся в течение длительного периода времени, занятий, и успех коррекционной работы во многом зависит от родителей. Необходимо соблюдение речевого режима в семье (правильный речевой образец, систематические занятия по закреплению пройденного материала на коррекционных занятиях).

Этапы раннего логопедического обследования

На ранних этапах логопедической диагностики речевого развития ребенка уделяется внимание развитию коммуникационных функций, которые реализуются вне речевого развития ребенка. Так, анализу подвергается когнитивное развитие ребенка – подражание, жесты, выражения лица, мимика

Анализ проводится в примерно годовалом возрасте. Он позволяет оценить реагирование ребенка на обращенную речь, оценить его адекватность, способность наблюдения за показываемыми действиями, отслеживания каких-то объектов.

Логопедическое обследование ребенка раннего возраста реализуется в течение нескольких этапов:

  1. Оценка прагматических аспектов коммуникации годовалого ребенка. На этом этапе происходит анализ понимания ребенком обращенной речи, развитие лепетной речи и степень ее сформированности, перехода к произнесению отдельных слогов и слов и произношения первых слов, пусть в упрощенной, искаженной форме. Здесь же оцениваются факторы, которые влияют на звуковую активность ребенка, на его речевое становление, а также навыки глотания и жевания, которые отражают развитость артикуляционного аппарата и его готовность к речевому произношению.
  2. Анализ семантического речевого развития. Он связан с пониманием ребенка речи окружающих и адекватного реагирования на обращенную речь. Анализ проводится на преддошкольном этапе развития ребенка, т.е. где-то с полутора до трех летнего возраста.
  3. Анализ диалогических навыков общения. Ребенок может еще не владеть словами приветствия и прощания, но умеет совершать кивки головой, жесты руками, отражающие положительную или отрицательную реакцию на вопросы, на приветствия.
  4. Анализ словарного запаса ребенка и его соответствия уровню развития мышления. Происходит исследование количество активного и пассивного словаря ребенка и использования невербальных средств общения.
  5. Связь речевого развития с иными параметрами развития ребенка раннего возраста. Оценка подлежит развитие моторных функций организма, формирование социальных навыков общения.

Логопедическое обследование предполагает разнообразные формы и методы работы. Задания, ориентированные на выявление уровня развития ребенка раннего возраста делятся на два блока:

  1. Исследование уровня развития неречевой деятельности. Здесь происходит изучение развития слуховых процессов, зрительного восприятия, развития моторики и иных психических функций организма.
  2. Исследование фонетической и фонематической стороны речи. Здесь происходит анализ уровня развития экспрессивной и импрессивной речи, оценивается фразовая речь и динамика ее состояния.

Характеристики благополучного развития речи ребенка раннего возраста

Замечание 1

Отметим, что проведение ранней диагностики позволяет выявить наличие речевых патологий у ребенка и сформировать профилактические программы обучения, направленные на развитие речи ребенка.

Если логопедическое обследование демонстрирует следующие показатели, то уровень речевого развития ребенка раннего возраста является совершенно нормальным:

  • Нормальное возрастное физическое развитие организма;
  • Отсутствие неврологических патологий;
  • Активное общение со своими близкими и наличие стеснения во взаимодействии с чужими людьми;
  • Повторение речи – слов, фраз за взрослыми;
  • Повторение демонстрируемых действий;
  • При произношении отдельных слов и фраз происходит прислушивание к собственной речи и наблюдает стремление к коррекции ошибок.

При иных параметрах речевого развития, т.е. при наличии неврологических отклонений, нежелании повторять речь, проявлении безразличия к окружающему и не восприятию обращенной речи, говорят о том, что у ребенка наблюдаются речевые отклонения. Выявления их степени требует проведения дополнительной диагностики специальной направленности.

Стадии развития речи ребенка

Траектории речевого развития индивидуальны для каждого ребенка, в связи с чем психологи и другие специалисты в области раннего развития не устанавливают четких нормативов развития речи у детей

Важно отметить, что показателем речевого развития является не только количество звуков и слов, который ребенок использует для общения, но и его пассивный словарь, то есть те слова, которые ребенок понимает. Речевые навыки, характерные для условной нормы в раннем и младшем дошкольном возрасте, представлены в таблице

Возраст Развитие речи
1-3 месяца Крик.
3-6 месяцев Гуление – протяжные звуки («а-гу», «а-гы», «бу-у» и т.п.).
4-5 месяцев Визг, смех. Гуление в различных интонациях.
6 месяцев Лепет (слоги «ма», «ба»).
7-8 месяцев Увеличение количества произносимых звуков, звукоподражание («гав-гав», «пи-пи»), понимание простых слов и просьб.
9-11 месяцев Простые слова («мама», «баба», «дай», «на»).
1–1,5 года Простые фразы из двух слов («дай ням-ням», «там киса»).
2-3 года Фразы из 2-3 слов, появление вопросительных слов. Называние известных цветов, предметов, частей тела. Разучивание простых стихов, рассказывание коротких историй.
3 – 4 года Фразы из 4 и более слов. Речь ребенка способен понять посторонний человек.

Как проявляется задержка речевого развития?

Задержка речевого развития (ЗРР) – это патология, для которой характерно нарушение сроков появления речи, уменьшенный словарный запас, дефекты звукопроизношения и грамматического строя речи. Симптомами задержки речевого или психического развития ребенка могут являться следующие признаки:

  • Проблемы с пережевыванием и проглатыванием пищи;
  • Постоянно открытый рот, обильное слюновыделение;
  • Отказ от общения;
  • Отсутствие контакта глаз;
  • Невнятность речи, «каша во рту»;
  • Трудности в понимании речи (не реагирует на просьбы);
  • Неадекватность поведения.

Специалисты различают три степени ЗРР:

  1. Легкая степень ЗРР – отсутствие патологий нервной системы. Возможны нарушения эмоционально-волевой сферы.
  2. Средняя степень ЗРР – отставание в развитии речи сочетается с поражениями нервной системы. У таких детей могут наблюдаться тремор, параличи органов артикуляции, тики, а также различные нарушения работы психических процессов.
  3. Тяжелая степень ЗРР – характерна для малышей с поражениями речевых зон мозга. В данном случае наблюдаются серьезные трудности с овладением речью в комплексе с нарушениями памяти, внимания, мышления, произвольной регуляции (самоконтроля).

Своевременное обращение к специалистам позволяет как можно раньше выявить причину замедленного речевого развития ребенка и разработать индивидуальный план коррекционно-развивающих занятий.

Коррекция ЗРР у малышей

Способы коррекции и лечения задержки речевого развития зависят от причины, по которой произошло нарушение, и устанавливаются специалистами после диагностических обследований. В некоторых случаях врачами назначается медикаментозное лечение, массажи. Мы же в общих чертах расскажем Вам о том, как помочь ребенку научиться говорить в домашних условиях. Эти занятия станут хорошим дополнением к работе со специалистами.

  • Речевое общение с близкими людьми. Общение ведет за собой развитие. Совместные игры со взрослыми, эмоциональная близость – это то, без чего невозможно гармоничное развитие крохи. Старайтесь чаще задавать малышу вопросы, подталкивать к диалогу и совместному исследованию мира.
  • Изучение окружающего мира. Необходимо всячески поддерживать их познавательный интерес малыша, развивать наблюдательность, мышление и воображение. Чтобы способствовать формированию у ребенка целостной картины мира, чаще гуляйте с ребенком, беседуйте и задайте вопросы, читайте книги, играйте, проводите эксперименты.
  • Развитие слухового восприятия. Слуховое восприятие дает возможность понимать речь, узнавать различные звуки природы, бытовые шумы и слышать музыку. Примером упражнения из данной категории является игра «Чей звук?». Взрослый прячется за ширмой и с помощью предметов издает различные звуки: шуршит пакетом, рвет бумагу, стучит ложками, звенит колокольчиком, переливает воду и так далее. Кроха должен догадаться, какому предмету соответствует каждый звук.
  • Дыхательные упражнения. Формирование речевого дыхания – важнейший этап на пути становления связной и правильной речи дошкольника. Наиболее эффективным способом его развития у детей дошкольного возраста являются дыхательные упражнения, которые способствуют формированию плавного и достаточно длительного выдоха и отработке произнесения звуков и слогов. Подробнее о дыхательных упражнениях Вы можете почитать в одной из наших предыдущих статей.
  • Артикуляционная гимнастика. Речевая, или артикуляционная гимнастика способствует развитию органов речи. Эти забавные упражнения обязательно понравятся малышу и помогут ему научиться произносить звуки правильно.
  • Пальчиковые игры – это уникальный способ развития крохи. Они представляют собой своеобразный массаж и гимнастику для пальцев рук и ног. Движения обычно сопровождаются короткими веселыми стихами, и дети с удовольствием их повторяют. Для малышей пальчиковые игры являются самостоятельным занятием, а для старших дошкольников они могут стать разминкой между упражнениями.
  • Развитие мелкой моторики: игры с водой и сыпучими материалами, лепка, аппликация, рисование, шнуровки и многое другое. Подбирайте игры, которые нравятся именно Вашему ребенку, ведь удовольствие от процесса также играет немаловажную роль в развитии крохи.

Информирование родителей об основах медицинской коррекции недоразвития речи.

Контингент детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями представлен главным образом детьми с серьезными или остаточными проявлениями органического поражения центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии). Это обуславливает частое сочетание у них стойкого речевого дефекта с различными нарушениями психической деятельности. Успешная логопедическая коррекция в этих случаях часто становится возможной только при наличии адекватного медикаментозного и аппаратного лечения. Однако применение медикаментозного и аппаратного лечения требует тщательной клинической дифференциации. Поэтому логопед здесь действует совместно с неврологом и другими специалистами коррекционного направления. Назначенные неврологом лекарственные препараты оказывают стимулирующее действие на мозговые структуры, повышают психическую и физическую работоспособность организма, другие препараты непосредственно воздействуют на обменные процессы нервных клеток головного мозга, являясь по существу синтетическими аналогами биологически активных соединений, вырабатываемых в центральной нервной системе человека. Эти вещества активизируют энергетический обмен в клетках головного мозга, стимулируя этим самым их деятельность.

Группа функциональных нарушений, приводящие к нарушению речевого развития ребенка

1. Неблагоприятных социально-бытовых условий жизни ребенка, приводящих к педагогической запущенности, социальной или эмоциональной депривации (дефиците эмоционального и речевого общения с близкими, особенно с матерью). Для того, чтобы научиться говорить, ребенку необходимо слышать речь окружающих, иметь возможность видеть окружающие предметы, запоминать названия, произнесенные взрослыми.

В сороковых годах прошлого столетия появился термин — синдром госпитализма. Это понятие возникло в домах ребенка, где находились дети — сироты, родители которых погибли во второй мировой войне

Несмотря на хорошие бытовые условия содержания, среди прочих проблем у этих детей отмечалась задержка речевого развития, связанная с недостатком речевого общения – обслуживающий персонал не мог уделить детям такое же внимание, как это делала бы мать

2. Соматической ослабленности — длительно болеющие и часто госпитализируемые дети могут начать говорить позже своих сверстников.

3. Психологических травм, вызванных испугом или стрессом; психических заболеваний, которые могут стать причиной серьезных речевых нарушений — заикания, задержки речевого развития, мутизма (прекращения речевого общения с окружающими под влиянием психической травмы).

4. Подражания речи окружающих людей. Общаясь с людьми, страдающими нарушениями речи, ребенок может усвоить неправильные варианты произношения некоторых звуков, например, звуков «р» и «л»; ускоренный темп речи. Известны случаи появления заикания по подражанию. Усвоение неправильных форм речи можно наблюдать у слышащего ребенка, воспитывающегося глухими родителями.

В дошкольном возрасте речь ребенка ранима и легко может подвергаться перечисленным неблагоприятным воздействиям. На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит несколько критических периодов развития речи — в 1-2 года (когда происходит интенсивное развитие речевых зон головного мозга), в 3 года (интенсивно развивается фразовая речь), в 6 — 7 лет (ребенок поступает в школу, осваивает письменную речь). В эти периоды возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка, что создаёт предрасполагающие условия для нарушения речевого развития или срыва речи.

Однако, говоря об этом, необходимо помнить и об уникальных компенсаторных возможностях мозга ребенка. Рано выявленные речевые нарушения и своевременная помощь специалистов в содружестве с родителями ребенка, позволяет устранить или значительно уменьшить их.

Ранняя профилактика, выявление и устранение речевых нарушений

Организация: МКДОУ Д/С № 193

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск

Статья посвящена вопросу ранней профилактики, выявления и устранения речевых нарушений. Рассматривается использование современных методов обучения и воспитания лиц с ОВЗ. Выявлены основные направления педагогической деятельности, обеспечивающие эффективное развитие здоровых дошкольников.

Логопедия, педагогика, речевая деятельность, дошкольный возраст, специальное обучение и воспитание.

По мнению философа Аристотеля: «Ясность – это главное достоинство речи».

Все большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности. Результатом является острая необходимость подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные проблемы

Важно обучить и воспитать таких детей, которые будут владеть грамотной, чётко поставленной, а главное правильно сформулированной речью. Ранний возраст в жизни ребёнка является наиболее ответственным периодом

В это время развиваются сенсорные и моторные функции, эмоциональная сфера, ориентировочно – познавательная деятельность, речь

Ранний возраст в жизни ребёнка является наиболее ответственным периодом. В это время развиваются сенсорные и моторные функции, эмоциональная сфера, ориентировочно – познавательная деятельность, речь.

По данным мировой статистики значительно возросло количество детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

Основные причины нарушений речи:

  1. Внутриутробная патология.
  2. Пренатальная патология.
  3. Заболевания в первые годы жизни ребёнка.
  4. Травмы черепа.
  5. Наследственные факторы.
  6. Неблагоприятные социально – бытовые условия.

Совместные усилия детских врачей и педагогов должны быть направлены на выявление отклонений от нормы в состоянии здоровья детей, сказывающихся на развитии речи или способствующих речевой патологии. Практика указывает на желательность осмотра ребёнка логопедом уже в конце первого года жизни.

Константин Дмитриевич Ушинский писал о том, что лингвистическое воспитание ребёнка должно начинаться рано. А если ребёнок попадает в группу риска, и на первом году жизни у него возникают отклонения в нервно – психическом развитии, необходимо незамедлительно прийти ему на помощь и начать коррекционно – педагогические мероприятия.

Основные направления работы по профилактике речевых нарушений:

  1. Медицинское сопровождение детей «группы риска».
  2. Развитие моторной сферы.
  3. Развитие высших психических функций.
  4. Развитие импрессивной речи.
  5. Развитие экспрессивной речи.
  6. Ознакомление с окружающим миром.
  7. Работа с родителями.

Большое значение для выбора адекватных путей и методов коррекционного воздействия имеют достижения современной психологии обучения, направленной на создание условий, способствующих управлению учебным процессом, т.к. обучение представляя собой процесс формирования личности ребёнка, развитие мотивации его поведения, не может быть сведено к формальной передаче знаний, к отработке речевых действий и операций.

Следует учитывать принципы как общей, так и коррекционной педагогики:

  • принцип развивающего обучения;
  • принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
  • принцип учёта соотношения первичного нарушенияи вторичных отклонений в развитии ребёнка;
  • принцип генетический и др.

Таким образом, ранняя профилактика, выявление и устранение речевых нарушений имеют важную роль в правильном и здоровом развитии ребёнка, которое будет способствовать успешному преодолению нарушений речи и исключит различные проблемы и трудности в обучении.

Список литературы

  1. Боровцова Л. А. Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста // Гаудеамус. – 2015. — №1. – С. 111-120.
  2. Карпушкина Е. А. Психолого – педагогическое обеспеченье логопедической работы с детьми с речевыми нарушениями // Известия высших учебных заведений. – 2008. — №2. – С. 151-155.
  3. Нищева Н. В. Актуальность выявления и коррекции речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста // Воспитание и обучение детей младшего школьного возраста: Материалы международной научно – практической конференции (г. Москва, 21-23 ноября 2013 г.) / Под ред. А. М. Бывшевой, В. С. Шишкиной. – М.: Изд-во Мозаика-синтез, 2014. – С. 1 — 4.
Опубликовано: 02.06.2020

Причины и диагностика задержки речевого развития

Если Вы подозреваете у крохи задержку развития речи, необходимо обязательно обратиться за специализированной помощью. Наиболее точно определить причины ЗРР помогут следующие специалисты:

  • Педиатр (оценка общего развития ребенка);
  • Невролог (исследование состояния головного мозга, крупной и мелкой моторики);
  • Отоларинголог (проверка слуха);
  • Психолог (оценка уровня психического развития);
  • Логопед (обследование органов артикуляции, диагностика уровня понимания речи, изучение словарного запаса, звукопроизношения, грамматического строя речи, фразовой речи).
  • В ряде случаев может потребоваться дополнительное обследование у дефектолога, сурдолога, ортодонта, психиатра.

Причины задержки речевого развития могут быть следующими:

  1. Биологические причины: родовые травмы, недоношенность, минимальная мозговая дисфункция, воспалительные заболевания (энцефалит, менингит), повышенное внутричерепное давление, заболевания органов слуха, наследственность.
  2. Психологические причины: недостаток общения, гиперопека, необогащенная окружающая среда и так далее.

Условия проведения диагностики речевого развития детей раннего возраста

При проведении обследования уровня речевого развития ребенка раннего возраста следует соблюдать ряд условий:

Вариативность форм работы. Задания должны быть разнообразными и интересными. Ребенок должен получить возможность выбора той деятельности, которая ему интересна, которая его привлекает. Это повысит продуктивность исследования.
Ведение протокола обследования. Предполагается отражение всех фактов деятельности ребенка, всех его реакций, всех действий. Некоторые, даже незначительные моменты, иногда играют решающую роль в постановке диагноза.
Анализ навыков детей выполнять действия по словесной инструкции. Ряд заданий должны быть обязательно построены именно в опоре на словесную инструкцию.
Акцентирование внимания на работе рук ребенком: двумя руками он работает или одной, какой руке отдает приоритет, как часто использует ту или иную руку, одну или обе руки.
Запись хода исследования на магнитофон или диктофон

Это позволяет зафиксировать все звуки, произнесенные ребенком, обратить внимание на его интонацию, выразительность и т.д.
Анализ совершения действия с мелкими предметами. В работе обязательно используются мелкие предметы и совершаются с ними разнообразные манипуляции

Это позволяет оценить развитость моторных функций, реакций ребенка.
Наличие эмоциональных всплесков при выполнении детьми заданий. Эмоциональные возгласы, слова, фразы отражают уровень развития эмоциональной сферы ребенка, оценить адекватность реагирования на внешние раздражители, речь.
Соблюдение последовательности заданий диагностики. Первоначально используются задания для оценки развитости неречевой деятельности ребенка, затем, они дополняются разными вариациями речевых заданий, которые включаются в диагностику по мере их усложнения.

Выводы

Развитие речи – это сложный процесс, у каждого ребенка он протекает по-разному. Если малыш здоров, речевое развитие происходит само собой, когда вы общаетесь с ним и рассказываете о мире вокруг

Ваш ребенок наблюдает за вами и старается скопировать вашу речь, поэтому важно следить за правильностью собственной речи. Необходимо создать для ребенка благоприятную среду, в которой он сможет реализовывать потребности, характерные для своего возраста

Можно предложить ребенку игры на развитие мелкой моторики, а также познакомить с артикуляционной и пальчиковой гимнастикой. Если вы чувствуете, что малыш испытывает трудности и развитие его речи сильно отстает от условных границ нормы, необходимо обязательно проконсультироваться со специалистами, чтобы исключить проблемы со здоровьем и задержку речевого развития.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: